Группы встреч собираются для. Основные понятия теории групп встреч

ГРУППЫ ВСТРЕЧ

Основоположником Г. в., радикального крыла группового движения, ориентированного на оказание психологического содействия росту личности, является Роджерс (Rogers С. R.; первые эксперименты - в 1947 г.). Вкладом его в групповое движение стала концепция «основной встречи», тесно связанная с работами в области клиент-центрированной психотерапии.
Члены группы в процессе общения свободно выражают свои чувства и принимают чувства других, сфокусированы на поиске аутентичности и открытости во взаимоотношениях с окружающими. Лидер пытается создать атмосферу безопасности и доверия, помогает ее поддержанию с целью поощрения свободы выражения интимных мыслей и чувств членами группы, избегает проведения запланированных процедур; он ориентирует на безусловное позитивное принятие другой личности для преодоления сопротивления участников раскрытию личностных установок и включения в групповой процесс всех членов группы. Роджерс характеризует суть группы так: «Относительно неструктурированная, обеспечивающая климат максимальной свободы для выражения личности, исследования чувств и межличностной коммуникации. Акцентируются интеракции между членами группы в атмосфере, которая поощряет каждого отказаться от своей защищенности и фасадов и таким образом дает ему возможность относиться к другим членам группы прямо и открыто... Индивидуумы приходят к познанию себя и каждого другого более полному, чем это возможно в обычных социальных или рабочих отношениях; климат открытости, принятия, риска и честности порождает доверие, которое позволяет личности осознать и изменить установки к самозащите, проверить и принять обновленные и конструктивные формы поведения и впоследствии в ситуациях повседневной жизни относиться к другим более адекватно и эффективно».
Другая разновидность Г. в. связана с концепцией «открытой встречи», предложенной Шутцем (Schutz W. С.). Центральным здесь является понятие о единстве тела и сознания; любое психологическое воздействие, игнорирующее телесные ощущения, будет неполным. Им выдвинута программа активных телесных упражнений наряду с методиками вербальной конфронтации для осознания индивидуумом длительно подавляемых эмоций. Шутцу принадлежит следующее определение термина встреча («encounter»): «Встреча есть способ установления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического "Я", ответственности, внимании к чувствам, ориентации на принцип здесь-и-теперь».
Существует целый спектр Г. в., в том числе такие их разновидности, в которых преобладают невербальные процедуры, например танцы, массаж. В любом случае соматическим ощущениям уделяется особое внимание. Наряду с группами, функционирующими регулярно, существуют группы марафона, которые собираются один раз, но на длительный период с небольшими перерывами на отдых или сон.
Как правило, Г. в. расцениваются как отличные от традиционных психотерапевтических групп и по методам, и по целям. Например, в то время как психотерапия имеет целью коррекцию поведения больного неврозом или психозом, «встреча» рассматривается как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.
Однако границы между психотерапией и Г. в. не так ясны и четки, как это может показаться на первый взгляд. Многие психотерапевтические группы используют опыт Г. в. К психотерапевту обращаются не только психически больные, но и здоровые люди, имеющие различного рода психологические затруднения. В то время как обычные виды групповой психотерапии направлены на помощь пациенту в адаптации к обществу, Г. в. рассматривают каждую личность как имеющую право и возможность искать удовольствия и требовать удовлетворения желаний, т. е. в большей степени «актуализироваться», чем адаптироваться к властным и жестким требованиям общества. Цели конкретного участника идентифицируются в самом начале группового процесса. Г. в. организованы по принципу «здесь и теперь», который предполагает осуществление участниками сиюминутного выбора и их ответственность за последствия своего выбора.
Членов группы обычно просят соблюдать несколько универсальных базовых правил: организовывать открытое и честное общение, уделять особое внимание телесным ощущениям, больше обращать внимания на чувства, а не на мысли и не апеллировать, насколько это возможно, к своему прошлому опыту и рассудочным описаниям. В жизни группы наблюдаются определенные феномены, имеющие тенденцию проявляться в такой последовательности: участники осматриваются; нежелание раскрыться или высказаться; описание прошлых чувств; выражение негативных эмоций; выражение и исследование личностно значимого материала; выражение спонтанных чувств между участниками группы; развитие в группе психотерапевтической способности; принятие себя и начало изменений; разрушение «фасадов»; налаживание обратной связи между участниками; конфронтация; взаимопомощь вне групповых сессий, основная встреча или истинное общение («basic encounter»); выражение положительных чувств и близости; поведенческие изменения в группе.
Ведущий (посредник, фасилитатор) выступает не в традиционной роли учителя-наставника, пытающегося передать знания посредством чтения лекций или проведения семинара, а в качестве модели самораскрывающейся личности, способной к конфронтации. В этом отличие от традиционной психотерапии, где руководитель остается, по сути, анонимным, как бы «белым экраном». Здесь же ведущий группы пытается помочь членам группы «сотворить» значимый эмоциональный опыт, используя целый комплекс различных приемов и упражнений, стремясь, однако, к спонтанности.
Большинство приемов и упражнений, демонстрируемых ведущим, способствует эмоциональной оценке участниками собственной жизни или даже эмоциональному катарсису, за которым следует интеграция и понимание уже на более высоком уровне. Выбор конкретного упражнения зависит и от уровня работоспособности группы, и от стадии группового процесса.
Для установления доверительных межличностных контактов, уменьшения напряженности используются упражнения в парах или мини-группах. Это может быть зрительный контакт без слов, исследование рук или лица партнера. Используются упражнения, когда участник должен прорваться в круг, после чего следует «доверяющее падение» (падение на подставленные руки). Хотя в начале групповой работы приемы невербальной коммуникации нередко вызывают у участников страх, они тем не менее помогают «растопить лед» в отношениях между людьми, перешагнуть через обычные социальные условности. Для создания атмосферы сочувствия и поддержки используются упражнения с прикосновением. Однако преждевременный физический контакт может, наоборот, оказаться препятствием для настоящей психологической близости.
Конфликты могут прорабатываться как вербально, так и физически, с использованием борьбы и других подобных состязаний. В этом случае заранее оговариваются правила безопасности. Когда участники сопротивляются групповому процессу, ведущий может стимулировать фантазии, например, на тему «Как отреагируют члены группы, если узнают о вас нечто глубоко личное».
По многим параметрам Г. в. могут рассматриваться как прогрессивное явление в психотерапии, раздвинувшее ее рамки и включившее в нее людей, стремящихся расширить сферу осознания самих себя и улучшить свои межличностные контакты. Вследствие специфики контингента участников психотерапевтический эффект не является основной целью, хотя он обычно значительный. Достаточно широко признается ценность данного опыта для психогигиены, решения проблем профилактики психических расстройств, подготовки различных категорий медицинских работников.
Исследования, посвященные эффективности Г. в., показывают, что опыт участия в них усиливает чувствительность к разным оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку, увеличивает самопринятие. Уменьшается отчужденность, возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ГРУППЫ ВСТРЕЧ" в других словарях:

    Более 5 млн американцев принимали участие в группах личностного роста или изменений, членов групп самопомощи и повышения сознания насчитывается вдвое больше, а десятки тысяч проходят групп. психотерапию. Цели самые различные от коррекции… … Психологическая энциклопедия

    Близкая к групповой психотерапии техника, предлагаемая широкой публике, представителям ряда специальностей, например бизнесменам или полицейским, или группам лиц со сходными проблемами, например наркоманам. Группы встреч более или менее сходны с… … Энциклопедия Кольера

    ГРУППА ВСТРЕЧ - Малая группа, которая сосредоточивается на интенсином межличностном взаимодействии. Такая группа обычно имеет своей целью снятие психологических барьеров и защит, достижение открытости, честности и готовности справляться с трудностями,… … Толковый словарь по психологии

    группа встреч - специальные группы малые, применяемые в практике тренинга социально психологического с соответственным названием. Цель тренинга встреч состоит в обнаружении и использовании скрытых резервов саморазвития личности через специальные приемы,… … Большая психологическая энциклопедия

    Группа встреч - разновидность групп роста личности, ориентированная на развитие способности участников к построению близких, подлинных межличностных отношений, обозначаемых термином встреча. Введение этого термина связывают с именем Я. Морено. Теория и практика … Психологический лексикон

    "Группа двадцати" (G20): состав, цели и хроника встреч - Группа двадцати (G20) неформальный форум крупнейших экономик мира. В совокупности страны Группы двадцати представляют 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли. Решение об организации международного форума Группа двадцати было принято на встрече… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Т г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив возглавлял Курт Левин. По окончании семинара, на «разборе полетов»,… … Психологическая энциклопедия

    Организация психокоррекционной группы - Количество участников группы. При планировании числа участников группового процесса необходимо ориентироваться на обеспечение участников достаточным числом интеракций на сеансе. Когда группа мала, она перестает быть группой, и участники… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    История встреч сборной России и сборной Канады на ЧМ по хоккею - Всего на чемпионатах мира сборные России и Канады провели 10 матчей. Четырежды выигрывали россияне, шесть раз канадцы. В 1992 году в Чехословакии на чемпионате мира в групповом турнире сборная России выиграла у канадцев со счетом 6:4. В 1993 году … Энциклопедия ньюсмейкеров

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ГРУППЫ ВСТРЕЧ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Развитие такой формы групповой работы, как группы встреч, связано с именами К. Роджерса, У. Шутца, Р. Прайса, М. Мэрфи и др.
Размещено на реф.рф
Центром развития движения групп встреч считается Институт Эсален (США, штат Калифорния).

В группах встреч основное внимание сосредоточено на выяснении индивидуальности и развитии каждого человека как личности.

Цель этих групп - осознание и возможно полная реализация того потенциала личностного и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде.

Один из основоположников движения групп встреч У. Шутц разработал концепцию "открытой встречи", в которой центральным понятием является единство тела и сознания. По мнению Шутца, любое психологическое воздействие, игнорирующее телœесные ощущения, будет неполным. Для осознания клиентом длительно подавляемых эмоций им была разработана программа активных телœесных упражнений, которые используются наряду с методиками вербальной конфронтации. "Встреча - это способ установления отношений между людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на принципе "здесь и теперь"", - пишет У. Шутц.

В этих группа встреча воспринимается как способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности.

В группах встреч основное внимание уделяется выбору, который участник делает в текущий момент, и ответственности участника за последствия своего выбора. За каждым участником признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной самоактуализации. Руководитель группы выступает в качестве модели личности, способной к самораскрытию и конфронтации. Подчеркивается важность тела и соматических ощущений. Группа способствует развитию личности и самореализации. Функционирует

она как в регулярном режиме (обычно краткосрочном), так и в режиме марафона.

Членов группы просят соблюдать несколько базовых правил:

· организовывать открытое и честное общение;

· уделять особое внимание телœесным ощущениям;

· обращать внимание на чувства, а не на мысли;

· апеллировать (насколько это возможно) к своему прошлому опыту и рассудочным описаниям.

377 Отбор кандидатов в группу встреч

В группу встреч включаются люди, которые, с одной стороны, достаточно толерантны к конфронтациям, эмоциональным встряскам, а с другой - способны перенести групповой опыт в обычную среду. Есть люди, которым встречи противопоказаны, они ухудшают их состояние. Это, как правило, люди, неуверенные в себе, имеющие низкую самооценку, нереалистические ожидания какого-то особого

эффекта от взаимодействия, а также склонные избегать сложных, психотравмирующих ситуаций. Иными словами - это чрезмерно уязвимые люди. Клиенты, которые не умеют строить адекватные межличностные отношения и возлагают чрезмерную надежду на встречи, должны быть отнесены к группе риска.

Большая роль в группах встреч принадлежит психологу, его умению дозировать эмоциональную напряженность в группе, а самое главное - не делать из группы встреч своеобразного психологического "протеза", вовремя и правильно сориентировать членов группы на адаптацию в реальной социальной среде.

Контакт в группе начинается с общего знакомства, с хождения "вокруг да около". Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот период межличностных отношений проявляется сопротивлением самовыражению и самораскрытию.

Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого и только позже переходят к обсуждению настоящего. Когда группа начинает работать по принципу "здесь и теперь" , вначале всœегда проявляются негативные чувства. Далее обычно следует этап снятия внутреннего сопротивления каждого участника группы, раскрытия его как личности и переход к спонтанному выражению чувств. Далее следует этап описания событий личной жизни

участников группы и переживаний, имевших место в прошлом. Завершает всœе это этап открытого выражения отрицательных межличностных эмоций и чувств.

К. Роджерс полагал, что глубокие позитивные чувства выразить гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Так, сказать "Я вас люблю" всœегда труднее, чем "Я вас ненавижу". Когда этап негативизма проходит и группа при этом не распадается, начинает формироваться климат доверия: члены группы начинают идти на осознанный риск, проявляется лично значимый материал, члены группы начинают доверять друг другу свои истинные чувства - как негативные, так и позитивные.

Реакция группы на искреннее раскрытие одного из клиентов чаще всœего бывает неоднозначной, но всœегда несет в себе исцеляющий потенциал. То, что опытный психолог делает за долгие месяцы, группа может сделать в течение одной встречи.

По принципу групповой обратной связи человек в ответ на реакцию группы в состоянии лучше осознать свои чувства, свои поступки, свое отношение к окружающим. Постепенно в группе возникает нетерпение к защитам. Иногда деликатно, а то и прямо, группа начинает требовать, чтобы каждый ее член был самим собой, не скрывал своих искренних чувств и намерений.

В случае если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит о ее зрелости. Такая группа в состоянии оказать на своего члена воздействие, изменить его взгляды о себе, лучше осознать себя. В свою очередь, в случае если группа успешно демонстрирует возможности принимать и осознавать негативные чувства, не отстраняя человека, который их выражает, то члены группы становятся более открытыми. У них повышается способность к самоосознанию и саморегуляции.

378 Основные этапы работы групп встреч

1. Установление межличностных контактов. Процедура совместной работы в группах встреч рассчитана на установление атмосферы доверия между участниками, открытости и безусловного принятия и одобрения каждого человека таким, каков он есть в реальной жизни. Открытость в межличностном общении в группах встреч достигается за счёт психологического самораскрытия каждого участника перед

остальными членами группы, за счёт установления близких доверительных отношений между ними. Иногда для облегчения этого процесса используют вымышленные имена и личностное представление членов группы друг к другу. Нередко в этих целях обращаются к специальным упражнениям, направленным на установление

невербальных контактов: дотрагивание руками друг до друга, зрительное изучение лица другого человека в ситуации лицом к лицу, внимательное рассматривание и исследование рук партнера по общению, держа их в собственных руках и т.д. Началу работы в группе предшествуют физические упражнения, которые призваны зарядить участников энергией и снять имеющиеся психологические барьеры.

2. Установление отношений доверия. Ощущения изолированности от группы характерно для тех ее членов, которые и в реальной жизни испытывают тревогу в общении и не доверяют другим свои переживания. По мере того как взаимное доверие укрепляется, а раскрытие друг перед другом становится более полным, участники начинают лучше осознавать существующее между ними сходство, в то время как раньше замечали только различие. Развитию доверия способствует спонтанный обмен чувствами и впечатлениями, а также множество специальных приемов, к примеру следующие упражнения: падения назад с закрытыми глазами, при котором партнер на лету должен подхватить падающего на пол; упражнение "прорвись в круг" и др.

3. Преодоление возникающих конфликтов. Нередко возникающие в группе конфликты бывают связаны с лидерством и доминированием, когда на первый план выходит соревнование или соперничество, а также во время того, когда участники делятся своими чувствами и переживания ми. Конфликт разрешается как на вербальном уровне (руководитель может призвать членов группы к его обсуждению, побуждая участников конфликта высказываться откровенно и слушать друг друга), так и на уровне физического взаимодействия.

4. Преодоление сопротивления к самораскрытию. Иногда члены групп оказывают сопротивление или упорствуют в защите своих обычных, ограничивающих их возможности форм поведения. Руководитель группы может предложить исследовать это сопротивление с помощью техники "направленного фантазирования".

5. Выражение сочувствия, поддержки друг другу. Чтобы правильно осознать свое поведение и полностью раскрыться,

каждый участник группы нуждается в положительной поддержке всœей группы. Первоначально такая поддержка оказывается руководителœем группы, но со временем группа становится способной обеспечить своего участника положительной обратной связью самостоятельно.

У. Шутц выделяет следующие основные признаки групп встреч:

· открытость и честность в общении ее членов;

· осознание самого себя, своего "Я" (психического, физического);

· ответственность за себя и членов группы;

· внимание к чувствам;

· принцип "здесь и теперь".

Открытость и честность достигается через реализацию такой групповой ценности, как самораскрытие. В группах встреч поощряют участников к раскрытию самих себя другими, и тем самым дают им возможность установить доверительные отношения друг с другом.

Самораскрытие - сугубо интимный и трудный процесс. Люди, готовые без серьезного повода раскрыть другим свой внутренний мир, либо чудаки, либо психологические эксгибиционисты. Целœенаправленное и осознанное самораскрытие является признаком сильной и здоровой личности. Сам процесс самораскрытия заинтересованному эмпатизирующему слушателю приносит облегчение - "эффект исповеди". Самораскрытие осуществляется в пределах, ограниченных сложившимися взаимоотношениями, и тем, что происходит между людьми. Оно реализуется постепенно, при условии сохранения безусловного положительного отношения партнеров друг к другу и их персональной психологической защищенности. Раскрытие чувств, выражающих подлинное отношение членов группы друг к другу, в группах встреч допускается только

после того, как группа приобрела определœенный опыт взаимодействия и прошла основные этапы развития группового процесса, ᴛ.ᴇ. тогда, когда в ней установились определœенные отношения и сложилась атмосфера позитивных межличностных взаимодействий.

Существует достаточно обоснованное мнение, что сокрытие и вытеснение значимых для личности внутренних переживаний приводит к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Группа встреч поощряет к самораскрытию, к исповеди не перед профессионалом (священник, врач), что намного проще, а перед партнерами по группе. Опыт показывает, что исповедоваться проще совершенно незнакомому

человеку, случайному попутчику и т.д. При этом спонтанное самораскрытие партнеру по группе по многим причинам не всœегда приемлемо.

Осознание самого себя. Выражая свои истинные чувства и мысли, ᴛ.ᴇ. открываясь другим и используя обратную связь, участники группы могут посредством самоанализа более глубоко осознать самих себя. Самоосознание начинается уже с того, что человек узнает о своих сильных и слабых сторонах. Далее можно попробовать проанализировать свои неудачные отношения с лицом противоположного пола, группой и т.д. Одним из действенных методов, при помощи которого группа стимулирует своих членов к самоосознанию, является конфронтация, выявляющая противоречия между тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают другие. Конфронтация возникает не для порождения конфликта͵ а с целью помощи другому человеку лучше понять и осознать себя самого в конфликтной ситуации. Она стимулирует изучение человеком собственного поведения и процесса его изменения. Для того чтобы быть эффективной, конфронтация должна затрагивать наиболее чувствительные и наиболее значимые стороны человеческого "Я". При этом конфронтация может стать эффективной только в том случае, в случае если между членами группы существует взаимопонимание, основанное на единстве цели. Группа искренне заинтересована помочь своему участнику, а участник заинтересован в исследовании своих чувств и поведения.

Примером групп встреч, основным методом работы которых является конфронтация, могут служить так называемые сайнанон-группы или Общество "Анонимных алкоголиков".

Ответственность. Основной закон группы встреч, по мнению Шутца, состоит по сути в том, что участники должны отвечать за поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они демонстрируют или от которого отказываются в группе. Понятие ответственности в практике групп встреч означает проявление уважения к человеку, оценку его как способного к саморазвитию. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свои действия в группе и за поведение в повсœедневной жизни. Группа не берет на себя функцию защиты своих членов. Она поощряет их к реализации собственных возможностей, принятию самостоятельных решений и полной ответственности за самих себя.

При этом прежде чем начать действовать ответственно, люди должны научиться осознавать и правильно оценивать свои

чувства. Лидеры групп встреч выступают для остальных участников группы в качестве образцов самораскрывающихся личностей. Οʜᴎ создают атмосферу межличностного доверия и психологической близости, демонстрируя собственным поведением способность самораскрываться и доверять другим людям.

Внимание к чувствам. Подлинная психокоррекция предполагает напряженный труд, требующий от обеих сторон не только высокой эмоциональной включенности в процесс, не только активности и искренности, но и большого эмоционального мужества. Все это предполагает готовность клиента пережить радость общения с доброжелательными членами группы и осознать собственное, порой сложное чувство, возникающее в трудных ситуациях при встрече с неприятными людьми.

А осознать свои эмоции - значит более глубоко осознать самого себя. Одной из задач психолога является создание в группе оптимального уровня эмоционального напряжения. При этом крайне важно помнить, что групповая напряженность из мощного психокоррекционного потенциала может быстро трансформироваться в деструктивный заряд и развалить группу. Чаще всœего осознание эмоций ведет к сближению людей, к сплоченности группы. Осознанная эмоциональная реакция апробируется в группе, затем переносится на повсœедневную жизнь и способствует лучшей адаптации личности в социальной среде.

"Здесь и теперь". Этот принцип актуален для всœех психокоррекционных групп и особенно для групп встреч. Он ориентирует участников группы не на те события, которые происходили с ними когда-то в прошлом, а на те, которые происходят сейчас, и не только в группе, но и за ее пределами.

В результате работы в группах встреч у ее участников возникают следующие изменения:

· усиливается чувствительность к различным оттенкам межличностных отношений;

· повышается самооценка;

· увеличивается самопринятие;

· уменьшается отчужденность;

· возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.

Обращаясь на практике к методам личностной психокоррекции типа групп встреч, следует помнить о том, что их способность генерировать у человека сильные эмоции не

всœегда и не для всœех людей является благом. Члены таких групп, снимая социальные условности и устанавливая друг с другом необычно близкие личные взаимоотношения, нередко испытывают существенные затруднения, возвращаясь после этого в обычный мир повсœедневных, закрытых, не всœегда искренних и доверительных отношений, богатых условностями. Вместе с тем, разные люди по-разному переносят сильные эмоции и ситуации острых межличностных психологических конфликтов.

384 Техника занятий группы встреч

Основными техническими приемами в группе встреч являются установление контактов, построение доверительных отношений, изучение конфликтов, анализ сопротивления, соучастие и поддержка.

1. Установление контактов, или знакомство. На первых этапах группового процесса усилия членов группы направлены на установление доверительных межличностных контактов. Первое занятие группы посвящено представлению друг другу с помощью псевдонимов, что облегчает межличностный контакт. Знакомство начинается с контактов в мини-группах или в парах. Поощряются физические контакты: исследование рук, лица партнера.

2. Построение доверительных отношений. В группе всœегда есть несколько участников, которые на первых порах испытывают чувство одиночества из-за трудностей установления контактов. Не каждому легко сразу доверить свои чувства, переживания малознакомому человеку. Существует несколько упражнений, помогающих осознать свое чувство одиночества и преодолеть барьер недоверия друг к другу.

3. "Прорвись в круг". Участники группы берутся за руки - образуют замкнутый круᴦ. Один из членов группы, испытывающий одиночество, получает от психолога задание -прорвать круг и проникнуть внутрь него. Участники группы, образовавшие круг, сначала сопротивляются намерениям и действиям своего одинокого партнера, а потом "пропускают" его в свою компанию. Участник, проникающий в круг, должен осознать, что для преодоления одиночества нужно приложить определœенные усилия.

4. "Доверяющее падение, или страховка". Участники делятся на пары. Один из партнеров становится с закрытыми глазами спиной к другому и падает назад, будучи

уверенным, что его поймают. Второй партнер ловит падающего, не давая ему коснуться пола.

5. "Изучение конфликта". Очень часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процесса, когда на первый план выходят соревнование, соперничество, борьба за лидерство. Чаще всœего конфликты изучаются на вербальном уровне.

Психолог поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытаться осознавать не только свои чувства, но и чувства соперника.

Э. Митц для исследования конфликта рекомендует физические упражнения. По рекомендации психолога два вступивших в конфликт участника садятся друг против друга, сжимают друг другу кисти рук и продолжают диалог (упражнение "Сжимание рук"). Чем больше высота эмоционального накала, тем крепче конфронтируемый участник сжимает руку своего партнера. Часто чувство злобы, выраженное в крепком рукопожатии, сменяется чувством успокоения. Вместе с тем, это упражнение дает конфликтующим возможность устанавливать своего рода физическую обратную связь. Присутствие других членов группы должно создавать атмосферу поддержки, облегчать и поощрять процесс осознавания поведения каждого из конфликтующих партнеров.

Упражнения

"Встреча". Группа садится в круᴦ. Руководитель коротко определяет суть встречи: открытая, честная беседа, внимание к своим партнерам, стремление осознать самого себя, принцип "здесь и теперь". Исключаются беседы на абстрактные темы и рассказывание анекдотов. Через 10-15 мин руководитель прекращает встречу и обсуждает вместе с группой, как она происходила.

"Впечатление". Один из участников садится напротив другого, смотрит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают всœе участники группы по очереди. Когда наступает очередь слушать - нельзя затевать дискуссий, крайне важно постараться узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Важно не превратить это упражнение в фарс или гротеск.

"Мудрец". Руководитель предлагает закрыть всœем глаза, представить зелœеный луг и старое развесистое дерево. Под деревом сидит седовласый мудрец, готовый ответить на любой ваш вопрос. Подойдите к нему, задайте вопрос и внимательно выслушайте ответ. Задавать вопрос и выслушивать

ответ можно несколько раз. После этого откройте глаза и поделитесь своей фантазией с группой. Постарайтесь не утаивать и не искажать смысл вопросов и ответов.

"Последняя встреча". Руководитель предлагает членам группы закрыть глаза и представить, что занятие в группе заканчивается, предлагает подумать, чтобы вы хотели, но не успели сказать в группе. Через 5-7 мин предлагает открыть глаза и честно рассказать о своих сомнениях.

"Вдвоем 2". Один партнер сидит - другой стоит, ведут разговор.
Размещено на реф.рф
Через несколько минут они меняются местами, чтобы каждый испытал при разговоре ощущение в позиции "сверху" и "снизу". После проведения упражнения партнеры делятся своими ощущениями.

"Вдвоем 3". Пара садится друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, устанавливают контакт, разговаривая только глазами. Через несколько минут делятся

своими ощущениями. Во время разговора глазами крайне важно задавать вопросы, пытаться отвечать на них, сомневаться, используя только выражения глаз.

"Живые руки". Необходимо расставить стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними было примерно 60 см, с рук снять кольца и часы, завязать глаза. Руководитель подводит клиентов к стульям так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. Не нужно разговаривать. Далее клиенты вкладывают в свои руки всю выразительность чувств.

Знакомство с партнером, касаясь руками друг друга - 3 мин, борьба руками - 3 мин, крайне важно помириться руками - 3 мин, прощание друг с другом - 3 мин. После этого с глаз снимаются повязкой клиенты обмениваются друг с другом и с группой своими ощущениями.

Балинтовские группы

В 50-х годах в лондонской клинике Тэвисток под руководством М. Балинта стали проводиться дискуссионные исследовательско-обучающие групповые семинары для практикующих врачей. Свой обобщенный опыт Балинт изложил в книге "Врач, его пациент и его болезнь".

Первоначально балинтовские группы были ориентированы в основном на врачей общесоматической практики (позднее - для врачей-психиатров, психотерапевтов) и ставили перед собой исследовательские и обучающие (тренинговые) задачи, делая упор на отношения "врач - больной". Впоследствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Сам Балинт проводил семинары со студентами-медиками и ассистентами врачей для того, чтобы сориентировать их на "пациент-центрированную" медицину, противопоставляя ей "болезне-центрированную".

Метод Балинта оказался полезным не только для повышения квалификации врачей, но и для обучения и развития представителœей других профессий, основанных на взаимодействии с человеком. Сегодня существуют варианты балинтовских групп для психологов, учителœей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и др.
Размещено на реф.рф
Это вызвано, с одной стороны, растущей потребностью в помощи при анализе отношений, складывающихся в диаде "специалист-клиент", и, с другой -адекватностью метода для этих целœей. Работа ведется как индивидуально, так и в группах.

Центральный объект исследования в классической балинтовской группе -отношения "специалист-клиент". Οʜᴎ являются объективными, поскольку клиент переносит на специалиста определœенные отношения (эмоциональные и поведенческие стереотипы), сходные с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимым лицам ближайшего окружения). Анализ этих отношений дает возможность более полно понять клиента во всœем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром. В то же время специалист в своей практике нередко сталкивается с фрустрирующими ситуациями. По этой причине ему необходима проработка указанных феноменов в кругу коллег под руководством квалифицированного руководителя, что также дает возможность пройти обучение и приобрести новый опыт. В балинтовской группе специалист может прояснить свои чувства и отношение к клиенту и то, как он на самом делœе воспринимает клиента.

Наряду с классическим вариантом проведения балинтовской группы существуют ее экзистенциальные и другие варианты. Так, бельгиец А. Моро, описывая экзистенциальную систему ведения балинтовской группы, подчеркивает крайне важно сть участия в ней руководителя как активного участника обсуждения. Он отвергает психоаналитический метод интерпретации материала, выявляемого в ходе обсуждения, и считает

задачей участников группы лишь выражение своих переживаний, в чувствование в переживания других членов группы, рассчитывая, что в данном отразятся отношения "специалист-клиент", помогающие лучше понять последнего.

В случае если, по Балинту, "больного следует осмыслить одновременно в интеллектуальном и эмоциональном плане", то Моро требует отказа от интеллектуальных объяснений, поскольку для него важен не диагноз, а субъективное бытие клиента͵ постигаемое не рациональным путем, а чутьем. Для того чтобы научить этому специалистов, участникам группы следует говорить не о том, что они думают, а о том, что чувствуют во взаимоотношениях "специалист-клиент". Специалистов учат быть с клиентами непринужденными, призывать последних говорить меньше о своей проблеме, а главным образом - о своем эмоциональном отношении к ней. Созданию эмоционального настроя служат специальные приемы, к примеру, метод встречи - проигрывание ролей попарно участниками группы, в которых один из них представляет клиента.

Экзистенциальный вариант балинтовской группы, согласно Моро, не только способствует улучшению эмоционального контакта специалиста с клиентами, но и учит его отвечать на вопросы, от которых специалисты в своей практике обычно уклоняются, к примеру на вопросы неизлечимо больного клиента о неизбежной смерти.

Балинтовская группа - эффективная форма подготовки и профессионального роста психологов. При этой форме работы речь идет не об изменении личности психолога, а о крайне важно й трансформации его профессионального "Я". В такой группе психолог может прояснить собственные чувства, стереотипы профессионального поведения, выявить те пробелы, которые мешают ему в понимании и разрешении сложных ситуаций с клиентами.

Можно выделить следующие особенности работы балинтовских групп:

· акцент на практическом использовании результатов обсуждения;

· в центре внимания находятся не эмоциональные потребности участников, а проблемы их отношений с клиентами;

· в базе работы группы лежит прием сензитивного слушания, что способствует более глубокому восприятию собственной личности специалистом;

· акцент в работе делается на живом, связанном с практикой взаимном обучении.

387 Задачи, стоящие перед участниками и решаемые в ходе работы балиитовской группы

1. Повышение компетентности в профессиональном межличностном общении.

2. Осознание личностных "слепых пятен", блокирующих профессиональные отношения с клиентом.

3. Расширение представлений о коррекционном процессе.

4. Психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки.

В группу входят 6-15 человек (оптимально 8-10), работающих в одном или различных учреждениях, но (по возможности) не связанных служебно-иерархическими отношениями.

Группа может объединять людей с различным стажем работы, но наиболее эффективно участие в группе лиц со стажем более трех лет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединœения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.

Группы бывают краткосрочными (3-7 дней). В случае если группа сформирована из слушателœей краткосрочного учебного семинара, занятия бывают ежедневными или с интервалом в несколько дней, но общее количество занятий должно соответствовать числу участников. Работа краткосрочных групп может проходить в режиме марафона.

Группы бывают длительно действующими (2-3 года). В этом случае занятия бывают еженедельными (продолжительность одной встречи 1,5-2 ч) или ежемесячными (с продолжительностью встречи 4-5 ч).

Для того чтобы профессиональная подготовка в группе, работающей в режиме марафона, была успешной, крайне важно соблюдение следующих условий:

· высокая мотивация обучения членов группы;

· четкое видение ближайших и отдаленных перспектив применения полученных знаний и умений в практической работе;

· освобождение от забот и хлопот повсœедневной жизни;

· смягчение личностных защит участников группы;

· открытость и готовность к личностному росту

· стремление к осознанию и отреагированию собственных личностных проблем;

· открытость и возможность очищения от гнетущих переживаний и эмоций.

По желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью видеокамеры или магнитофона.

Руководитель балинтовской группы специально приглашается для этой работы или избирается участниками.

Предметом анализа в группе являются случаи из практики ее членов. Это бывают "трудные" или "неудачные" эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить специалиста͵ вызывающие у него дискомфортные воспоминания, остающиеся для него "непонятыми"; текущие случаи, вызывающие у специалиста тревогу; так называемые фантастические рабочие ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует специалиста.

Этапы работы балинтовской группы

1. Воспроизведение конкретного случая.

2. Постановка вопросов.

3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации.

4. Этап обратной связи.

1. Воспроизведение конкретного случая. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают.

Рассказ о трудном случае должна быть весьма насыщенным информационно, многосторонним, трудно систематизируемым, избыточным по объёму. Важная проблема балинтовской группы состоит в выработке приемов компактного, структурированного и достаточно содержательного изложения исходных данных о конкретном случае. Здесь весьма полезны вспомогательные материалы и методы: магнитофонная или видеозапись, стенограмма беседы с клиентом или группового занятия и др.

Более продуктивными являются спонтанные рассказы, так как анализ забытых важных деталей часто дает ценную информацию для выявления "слепых пятен".

В заключение ведущий помогает сформулировать вопросы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях специалиста и клиента͵ а не на технических деталях коррекционного процесса. В задачу ведущего входит удержать группу от "сползания" к личностно-безопасному клиническому разбору с его центральным вопросом "Что нужно делать с клиентом?", с одной стороны, и от смещения

направленности работы группы в сторону личностной психокоррекции, вызванного эмоциональной вовлеченностью участников группы и созданного атмосферой доверия и

безопасности, - с другой. По мнению ряда авторов, уклонение группы в ту или иную сторону может носить защитный характер и являться манифестацией избегания обсуждения собственного профессионального опыта͵ и ведущему приходится "возвращать" группу к обсуждению взаимоотношений "специалист-клиент".

2. Постановка вопросов. После доклада всœем участникам предлагается задать по кругу уточняющие вопросы. Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию.

Нередко уже на этом этапе докладчик отмечает, что вопросы, поставленные членами группы, оказываются более существенными для прояснения описанной им ситуации, чем его собственные. Такие вопросы могут выноситься на групповое обсуждение наряду с его собственными.

3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации. На следующем этапе всœем участникам группы по кругу предлагается дать свои ответы на всœе поставленные вопросы. В отличие от права задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются обязанностью всœех членов группы. Каждый из ответов или суждений участников расширяет видение ситуации, стимулирует самопознание, ценными являются свободные ассоциации "аналогичного случая", высказывания коллег, которые сознательно или неосознанно идентифицируют себя с клиентом. Ведущий внимательно следит за сохранением центрированности обсуждения на взаимоотношениях "специалист - клиент", оказывает эмоциональную поддержку рассказчику, предотвращает блокирующие дискуссии.

При критической установке группы возможно использование психодрамы, в процессе которой советчику и критику предлагается реализовать собственные советы. Роль клиента отводится рассказчику. Обычно это нейтрализует критический настрой группы и эмоционально поддерживает рассказчика.

В хорошо работающей группе высказывания отдельных участников побуждают к продолжению дискуссии в виде второго, третьего кругов обсуждения, предметом которого становится творческое коллективное развитие предложенных неожиданных точек зрения, развитие обсуждения от поверхностного к углубленному видению проблемы.

На этом этапе запрещаются критика ведущего, высказывания о рассказчике, базирующиеся на ситуациях "там и тогда".

4. Этап обратной связи. В конце обсуждения ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Эта обратная связь первого порядка (от докладчика к участникам обсуждения) должна быть дополнена обратной связью второго порядка (от членов группы к докладчику), предоставляющей всœем членам группы информацию об эффективности их корригирующей деятельности.

Задачей балинтовской группы является не создание некоего конечного продукта͵ абсолютно истинного видения предложенной ситуации, а расширение сознания участников группы и стимуляция самопознания.

391 Общество АА

Общество АА (анонимных алкоголиков) возникло после встречи в ᴦ. Акроне, штат Огайо (США), двух "безнадежных" - биржевого маклера Билла (Уильям Гриффит Вильсон, 1895-1971) и хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950). Билл прошел курс лечения в десятках наркологических заведений, а Боб не мог больше оперировать. Благодаря Обществу АА, оба они отказались от алкоголя до конца жизни.

Датой рождения Общества АА считают 10 июня 1935 ᴦ. В 1953 ᴦ. Общество АА насчитывало 111 000 членов, объединœенных в 5000 групп (в основном в США и Канаде), в 1988 ᴦ. оно охватывало уже 1,7 млн. человек (свыше 83 000 групп) практически во всœех странах мира. Гербом Общества АА является круг и вписанный в него треугольник, где круг означает всœемирное значение Общества АА, а стороны треугольника символизируют выздоровление, единство и помощь.

Основная существенная информация об Обществе АА содержится в так называемой "Преамбуле АА": "Анонимные алкоголики являются обществом мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеждой с целью решить общую проблему и помогать другим выздороветь. Единственным условием членства является желание бросить пить. В сообществе АА нет членских взносов и билетов. Оно само обеспечивает себя путем добровольных взносов Общество АА не связано ни с какой сектой, с вероисповеданием, партией или организацией; оно не вступает ни в какие полемики, не занимает никакой точки зрения в каких бы то ни было спорах. Нашей первейшей

целью является сохранение трезвости и помо

ГРУППЫ ВСТРЕЧ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ГРУППЫ ВСТРЕЧ" 2017, 2018.

Группа встреч (англ. encounter group) - особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и на процессе развития навыков общения, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях. Основные параметры межличностных взаимодействий в Г. в.: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем «здесь и теперь».

Группа встреч возникла на основе групповой психотерапии и концепций основной и открытой встречи, разработанных в 1960-е гг. К. Роджерсом и У. Шутцем. Концепция основной встречи базируется на вере в возможность конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности. Концепция открытой встречи основывается на идее интеграции переживаний и телесных ощущений, эмоционально блокированных фрагментов личного опыта и завершении незавершенных энергетических циклов. Хотя Г. в. возникла как метод психотерапии, она используется г. о. в целях стимулирования процессов личностного роста. Количество участников Г. в. варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами Г. в. являются т.н. группы «Диабазис», группы «марафона», группы Анонимных Алкоголиков и группы «обнажения».

В Группе встреч ведущий (фасилитатор) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению атмосферы доверия, а тем самым свободе исследования, осознанию и выражению участниками личностно значимых фрагментов своего личного опыта (мыслей, чувств). Отсутствуют, как правило, запланированные процедуры, использующиеся в др. (центрированных на лидере) методах для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех участников. Полноценное самораскрытие членов группы возможно только после того, как группа пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников; ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и сопротивление этому; описание прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний; выражение любых переживаний, возникающих «здесь и теперь»; попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.

Акцент в работе Г. в. делается на самоисследовании участников, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их.

Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов, к более непредвзятому, непосредственному восприятию, более глубокому пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций - один из внутренних ресурсов человека, его психологической культуры, эффекты которой проявляются в обращений человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.

В качестве типичных эффектов Группа встреч можно указать след.:

  • расширяется сфера осознания человеком самого себя;
  • появляется тенденция уделять своим отношениям с др. людьми столько же внимания , сколько содержанию общения;
  • возникает стремление принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу;
  • более вероятными оказываются конструктивные решения межличностных проблем;
  • повышается самооценка;
  • усиливаются чувства эмпатии и близости по отношению к др. людям и миру в целом;
  • изменения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Группа встреч - малая группа, которая сосредоточивается на интенсином межличностном взаимодействии. Такая группа обычно имеет своей целью снятие психологических барьеров и защит, достижение открытости, честности и готовности справляться с трудностями, возникающими при эмоцио нальном выражении. Членов группы призывают действовать по принципу "здесь и сейчас" и избегать интеллектуализации и обращения к истории жизни.

Группы встреч и их использование в психотерапии начались с движения человеческого потенциала.

предметная область термина

Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта, к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте приписывается Якобу Морено.

Современное определение дано Вильямом Шютцем: встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на «здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация, разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц. Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других. В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить участников к обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Перемены в ГВ в Институте Эсален – центр изучения потенциальных возможностей ч-ка. Центровая фигура – Билл Шютц: трехмерная теория межличностного поведения. Пытался соотнести теорию психоанализа с групповой динамикой. Изучал психодинамическую теорию и основы биоэнергетики + руководил группами НЛП. Сложил все в единую систему. Шютц ввел понятие единства души и тела, к-е стало центральным в концепции открытой встречи. Он исходил из признания того, что эмоциональные конфликты отражаются на физическом состоянии в виде напряжения отдельных мышечных групп и что никакое психотерапевтическое воздействие не будет полным, если оно будет игнорировать телесные ощущения. Как правило, Шютц начинал работу над эмоциональными блоками с изучения того, какие проблемы возникают у ч-ка при принятии определенных поз или совершении движений. Для того чтобы дать выход долго подавляемым эмоциям, участники выполняли особые физические упражнения и пользовались специальными приемами вербальной конфронтации. В настоящее время две основные тенденции: соматические, или телесно-ориентированные подходы (сенсорное пробуждение, биоэнергетические воздействия, структурная реинтеграция), другая больше ориентирована на осознание личностью себя и своих отношений с другими (ГВ, гештальт-группы, психодрама, - предшественники ГВ).

ГВ – это ответвление от Т-групп. Наиболее известными подходами являются концепция «основной встречи» (Роджерс), основывается на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии. Этот подход направлен в первую очередь на достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

Основные понятия (связанные с существующими представлениями о психокоррекционной встрече): 1)Самораскрытие- руководители призывают участников к самораскрытию как к способу достижения близких взаимоотношений. Побуждают к раскрытию своих чувств и мыслей, особенно тех, к-е касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный момент времени – в противовес воспоминаниям. Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств, потребностей и сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. Но Сидней Джурард считал, что полное самораскрытие перед другими, на самом деле признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное Я мы создаем фальшивый образ себя. Можно остаться с ощущением одиночества, отделенности от других и отчужденности от себя. Подавление важных внутренних переживаний может приводить к психосоматическим расстройствам. Симптомы Ψ проблем – такие как уход в себя, переедание или злоупотребление спиртным и т.д. – м.объясняться стремлением укрыться от боли, с которой сопряжено признание неприглядных сторон своей личности. Разными путями ГВ приводят участников к мысли о возможности раскрытия перед партнерами по группе. Люфт считал самораскрытие уместным, когда оно является результатом развития взаимоотношений. Когда признания соответствуют текущему моменту, когда эти признания делаются постепенно. Отчужденная личность нечетко ощущает собственное Я, и склонна считать себя не более чем исполнителем социальной роли и вместилищем биологических потребностей. Аутентичная же личность выражает себя спонтанно, естественно и открыто делится с группой своими мыслями – это «подлинная» личность. На рис быть подлинным и аутентичным можно пойти только в обстановке, внушающей доверие. Актуальные чувства в отношениях м\у членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры, сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно значимым темам.

2) Самосознание – выражая свои мысли и чувства и получая на них обратную связь, члены группы обретают возможность взглянуть на себя со стороны. Их самосознание растет по мере того, как они начинают узнавать свои сильные и слабые стороны. Осознание себя ведет к углублению ощущения своего Я, к развитию способности меняться в желаемом направлении. Один из способов предусматривает конфронтацию. Она побуждает индивида к рефлексии, высвечивает противоречия м\у тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают окружающие. При правильном применении конфронтация побуждает людей к изучению особенностей своей личности, а не принуждает к немедленному изменению поведения. Чтобы сделать К-ю эффективной, надо четко представлять нужды объекта конфронтации и степень его ранимости. Однако есть ГВ, в которых к-я намеренно проводится грубо и безапелляционно. Один из таких примеров – сайнанон – группы (лечение наркомании). Неподготовленному постороннему может показаться. Что применяемая в них техника конфронтации – это ничем не оправданные нападки и унижения. Однако уже адаптировавшиеся к ним участники видят в безжалостном перекрестном допросе самый эффективный способ преодоления эмоциональных блоков и изменения саморазрушительного образа жизни (наркомании). Еще один аспект самосознания – осознание собственного тела. Руководители групп стремятся к достижению равновесия м\у использованием словесных и физических упражнений. Осознание своего физического Я и работы с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, что эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах задолго до того, как приобретается умение выражать их словами.

3).Ответственность: члены группы должны отвечать за свое поведение. Штюц настаивает на том, что группа должна не по-отечески защищать участников, а побуждать их к реализации собственных ресурсов и развитию способности принимать решения. Аномальное и ограничительное поведение само по себе является свидетельством его отказа брать на себя ответственность за свою жизнь. Подчеркивая ответственность клиентов за результат терапевтического процесса, нельзя полностью отрицать и ответственность руководителя за его ход, за развитие чувства ответственности и у самого клиента.

4). Внимание к чувствам:центральное место среди задач любой ГВ занимает обогащение представлений участников об эмоциональном потенциале ч-ка. Способствуя осознанию и приятию глубинных чувств и переживания – будь то радость, печаль, страх, гнев или сексуальные желания, - ГВ утверждают выражение чувств в качестве наиболее адекватной формы подлинных человеческих взаимоотношений. Путь к реализации такого идеала – снижение интеллектуальной Ψ защиты, препятствующей эмоциональному инсайту.

5). «Здесь и теперь». То же, что и в Т-группах.

Основные процедуры: руководители стремятся чтобы лены ГВ пережили значимый эмоциональный опыт, создают атмосферу доверия и близости. Они выявляют области конфликтов, противоречий или уязвимости и концентрируют на них внимание членов группы чтобы побудить их к дальнейшему исследованию собственных чувств. Некоторые основные правила: общаться открыто и честно; обращать внимание на свои соматические ощущения; концентрироваться на чувствах, придерживаться «здесь и теперь». Большинство упражнений помогают эмоционально познать самих себя, а иногда даже способствуют катарсису, вслед за чем участники получают возможность понять произошедшее с ними на сознательном уровне. Виды упражнений зависят от состава группы и стадии развития группового процесса. Установление контакта: на ранних этапах существования группы - усилия на установление доверительных отношений. Члены группы стремятся к «включению» - хотят ощущать свою принадлежность к группе и иметь удовлетворительные отношения с другими членами. При первой встрече можно предложить представиться под псевдонимами, к-е говорили бы о них больше, чем их настоящие имена. Можно попросить разбиться на пары или небольшие группы и обменяться первыми впечатлениями. Некоторые упражнения предусматривают поддержание молчаливого визуального контакта, другие – ощупывание рук и лица партнера. Часто началу работы в группе предшествуют физические упражнения.

Создание доверительной обстановки: ощущение изолированности от группы характерно для тех, кто и в реальной жизни не доверяет другим. Для выработки взаимного доверия существует множество специальных приемов. Н\р «прорвись в круг»: члены группы взявшись за руки образуют замкнутый круг. Участнику испытывающему чувство изоляции предлагается прорваться внутрь круга. Прорывающийся должен понять, что ему необходимо приложить определенные усилия для того, чтобы стать полноправным членом группы. Такой опыт бывает более значим, чем разговоры. Можно предложить участнику также вырваться из круга. Другой прием «доверительное падение»: разбиваются на пары, один из частников начинает из положения стоя с закрытыми глазами отклоняться назад, уповая, что когда от станет падать, его поддержит партнер. Тот пригибается, чтобы подхватить падающего только у самого пола. Падающий должен обратить внимание на свои чувства перед падением и во время падения.

Изучение конфликтов: конфликты в группе нередко возникают когда участники делятся своими чувствами и переживаниями. Некоторые виды конфликтов связаны с лидерством или доминированием. На определенной стадии на первый план выходят соревнование и явное соперничество. При вербальном исследовании руководитель может призвать членов группы к их обсуждению. Возможно изучение на уровне физического взаимодействия. Соперничество и враждебность могут найти выход в рукопашной. В этом случае необходимы меры предосторожности. Элизабет Минц применяет технику «рукопожатия» (м.б. полезно для тревожно настроенных членов, к-е подавляют свои сильные эмоции по отношению к какому-либо персонажу из их прошлого). Предлагается закрыть глаза и положить ладони на сцепленные руки руководителя. Затем р-ль играет роль того персонажа, для чего имитирует его речь при обращении к клиенту. Клиенту предлагается говорить р-лю что придет в голову и одновременно жать на его руки, чтобы выразить свои чувства. Такая комбинация физических и вербальных ср-в приводит к нарастанию сдерживаемых чувств, к-е в конце прорываются. После того как ч-к извлек впечатления детства из глубины и освободился от низ, можно завязать разговор о пережитом, чтобы помочь усвоить полученный опыт на сознательном уровне. Присутствие при этом других членов создает атмосферу поддержки, способствует разрядке.

Сочувствие и поддержка: важны особенно на заключительных стадиях группового процесса, когда все большее значение приобретает аффективная сфера. Руководитель призывает членов группы проявлять сдержанность в их стремлении защищать друг друга в случаях, когда исследование новых переживания и впечатлений приобретает рискованный хар-р. Потребность ободрить партнера может отражать беспокойство самого помогающего, чем действительную необходимость оказания поддержки. С целью оказать поддержку руководитель может предложить физические упражнения. Н\р группа собирается вокруг участника, стоящего с закрытыми глазами в центре, и толкает его туда – сюда. Выбранный участник при этом должен расслабиться и рассчитывать только на поддержку других, чтобы не упасть.

Разнообразие ГВ. Формы работы в Гв м.б. самыми разными. Некоторые группы встречаются регулярно, а есть «марафонские» группы, где встречи бывают редкими, но долгими – весь день или круглые сутки с небольшими перерывами для отдыха и сна. Марафон – это экстремальный вариант групповой работы. Такие группы придерживаются основных принципов работы ГВ, но в них с большей легкостью создается атмосфера открытости и взаимного доверия. + каждый член может получить толику внимания. Неизбежная при недостатке сна и постоянном эмоциональном напряжении усталость, ослабляет Ψ защиту и повышает склонность к риску.

Критика: Курт Бэк: способность группового процесса провоцировать сильные эмоциональные переживания не всегда благо. Когда самовыражение оказывается самоцелью, без внимания остаются символы и абстракции. Возникающие в процессе занятий сильные эмоции не всегда свидетельствуют о настоящей близости и не особенно значимы. Каждый ч-к использует других в качестве инструмента или объекта для получения опыта и отношения в группе не являются ни личными, ни подлинными.

Поскольку в ГВ поощряется особый интимный стиль общения, нередко участники испытывают трудности при возвращении в обычную соц среду. ГВ побуждают людей выбирать ценностные ориентации, к-е не всегда соответствуют условиям повседневной жизни. Следствием этого м.б. разочарование от того, что новые убеждения разделяются далеко не всеми. Наиболее сложная ситуация возникает тогда, когда группу посещал один из супругов: вернувшись, он обнаруживает, что другой ничуть не изменился и все богатство новых впечатлений вернувшегося его не волнует. Необходимо научиться сдерживать свои ожидания относительно возможности пребывать вне группы в таком же состоянии подъема. Из-за того, что в реальной соц среде бывает трудно придерживаться присущих группам ценностей, нек-е участники становятся зависимыми от групп (переходят из группы в группу, в поисках более сильных и значимых переживаний). Т.к. ГВ поощряют практически любые изменения личности, независимо от их направленности, вероятность получения психической травмы в них больше, чем в других группах. + нет системы этических принципов. Важнейший фактор, от которого зависит результат – д-сть руководителя. Очень мало (или вообще ничего) делается для предварительного отбора участников. Критериями отбора служат умение ч-ка контролировать рискованную ситуацию и возможность для него получить пользу от участия в работе ГВ. Но люди очень сильно различаются по своей способности справляться с сильными переживаниями. Существует опасность того, что какой-нибудь невежа или психопат из числа членов группы (а то и сам руководитель) причинит особо уязвимому участнику непоправимый ущерб. Нек-е люди, освобождаясь от привычных защитный мех-мов не создают других адекватных способов поведения. Группу особого риска составляют индивиды, имеющие неустойчивую психику, но при этом еще и большую потребность в развитии и изменении своей личности. Такие люди с трудом устанавливают межличностные отношения и поэтому не могут извлекать пользу из получаемого в группе опыта.

Плюсы: участие в ГВ способствует повышению чувствительности к нюансам межличностных отношений, развитию способности контролировать свои чувства, повышению самооценки, а также самопринятию. Уменьшает отчужденность, помогает в решении личных проблем. Способность получаемого в группах опыта вызывать долговременные изменения в поведении требует тщательной проверки. Но сторонники метода считают, что даже преходящие изменения имеют ценность.

Отличие от психотерапии: Исходно ГВ считались отличными от традиционных психотерапевтических групп не только по используемым методам и ср-вам, но и по целям. н\р: если психотерапия всегда ориентирована на изменение поведения людей, ГВ способствуют развитию личности. Струп считает, что присущая ГВ нацеленность на непосредственный аффективный опыт идет вразрез с установкой на достижение долговременных целей. Однако границы м\у психотерапией и д-сть ГВ не такие четкие. Во многих психотерапевтических группах практикуются методы, к-е характерны для ГВ. + психотерапия – процесс длительный и непрерывный, а ГВ свойственна краткосрочность. В традиционной групповой психотерапии акцент на выяснении предыстории ч-ка и на распознавании ограничений, к-е присущи личности. В ГВ с их ориентацией на здесь и теперь основное внимание уделяется выбору, к-й каждый участник делает в каждый текущий момент, и на ответственности участника за последствия своего выбора. Если традиционная психотерапия пытается помочь пациентам адаптироваться к обществу, то в группах встреч за каждым ч-м признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной актуализации, личность не обязана адаптироваться к требованиям общества. Руководитель ГВ сам выступает в качестве модели личности, способной к самораскрытию и конфронтации. Традиционные психо-е подходы интеллектуально ориентированы, а в ГВ важность тела и соматических ощущений. Психокоррекционных встречи нацелены на развитие нормальной личности, на достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только от участников, но и от руководителя. Но в целом различия м\у развитием личности и психотерапией не столь уж четкие.

Существует множество разнообразных активных приемов, с помощью которых руководители ГВ могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов группы и сопротивление и оказывать поддержку участникам. В рамках Гв можно выделить несколько разновидностей, включая «марафонские» встречи и даже встречи, проводимые в обнаженном виде. Больше всего разногласий по вопросу, является ли самовыражение достойной целью само по себе. Движение ГВ получило чрезвычайно большую популярность, но критики отмечают, что оно лишено руководящих теоретических принципов, что в группах не предусматривается предварительный отбор участников и что адекватных данных об отдаленных последствиях занятий в ГВ пока еще недостаточно. Очевидно, что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях с другими могут получить психическую травму.

  • § 2.2. Криминологические аспекты предупреждения сексуальной преступности в отношении несовершеннолетних в США
  • Предложенное Шютцем определение группы встреч включает несколько элементов, связанных с такими понятиями, как открытость и честность, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность перед собой, внимание к чувствам и принцип «здесь и теперь». Остановимся на характеристике каждого понятия.
    Самораскрытие — раскрытие членами группы своих мыслей и чувств, особенно тех, которые касаются других участников группы или событий, происходящих в группе времени.
    Понятия открытости и честности тесно связаны с установкой групп встреч на самораскрытие. Руководители призывают участников к самораскрытию как к способу достижения близких взаимоотношений. Они побуждают членов группы к раскрытию своих чувств и мыслей, особенно тех, которые касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный момент времени — в противовес воспоминаниям, которые не относятся к текущим событиям в группе. Например, вполне уместно признаться в том, что один из членов группы напоминает вам вашего старшего брата, который запугивал и унижал вас. Но не следует вспоминать о том же старшем брате безотносительно к текущей ситуации.
    Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств, потребностей, сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. В то же время Сидней Джурард утверждал, что самораскрытие есть признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное «Я» от других людей, мы тем самым создаем фальшивый образ себя. Через сокрытие своих мыслей и чувств мы можем представлять другим некий совершенный образ себя, но это затрудняет установление значимых взаимоотношений. Без сомнения не следует раскрывать себя перед всеми подряд. Но в группах встреч участники начинают осознавать, что их привычная замкнутость и отчужденность превосходит меру необходимого. Самораскрытие в группе является естественным процессом и результатом развития взаимоотношений, когда стороны делятся проблемами взаимно и признания соответствуют текущему моменту. Главные характеристики самораскрытия — подлинность и аутентичность.
    Разумеется, на риск быть «подлинным» и аутентичным можно пойти только в обстановке, которая внушает доверие. По Роджерсу, актуальные чувства в отношениях между членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры, сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно значимым темам. Для того чтобы члены группы смогли приступить к исследованию, в сущности, неведомых им чувств — тех, которые прежде отрицались или оставались неосознанными, — у них должно появиться ощущение безусловного положительного принятия со стороны других членов группы.
    Самоосознание.
    Вторым элементом определения встречи является самоосознание. Это — осознание участниками группы своих подлинных мыслей и чувств, которое ведет к углубленному ощущению своего «Я».
    Самоосознание участников группы растет по мере того, как они начинают узнавать свои сильные и слабые стороны. К членам группы приходит понимание тех паттернов их поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также того, как они сами влияют на других и как, в свою очередь, подвергаются чужому влиянию. Например, в группе можно исследовать неадекватные стили поведения при общении с лицами противоположного пола. Осознание себя ведет к углублению ощущения своего «Я», к развитию способности меняться в желаемом направлении.
    Один из способов, посредством которого группы встреч способствуют достижению высокого уровня самоосознания, является конфронтация. Конфронтация побуждает индивида к рефлексии, к размышлениям о своем поведении, к его анализу и пересмотру. Обычно конфронтация высвечивает противоречия между тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают окружающие. В идеале конфронтация используется не просто для того, чтобы выразить протест или дать выход враждебным чувствам. Конфронтация с кем-либо уместна только при намерении принять в этом человеке больше участия. Конфронтация между членами группы должна быть выражением их заинтересованности друг в друге. Конфронтация призвана помогать каждому из участников в исследовании собственного поведения. При правильном применении конфронтация побуждает людей к изучению особенностей своей личности, а не принуждает к немедленному изменению поведения. Чтобы сделать конфронтацию эффективной, надо иметь четкое представление о нуждах объекта конфронтации и степени его ранимости.
    Еще один аспект самоосознания — это осознание собственного тела. Многие руководители групп встреч стремятся к достижению равновесия между использованием словесных и физических упражнений. Осознание своего физического (телесного) «Я» и работа с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, согласно которой эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах (язык тела) задолго до того, как приобретается умение выражать их словами. Акцент на важности осознания физического «Я» связан с его разочарованием в способности традиционных «разговорных» форм психотерапии создать основу для долговременных изменений личности.
    Ответственность.
    Третьим элементом определения встречи является ответственность. Психотерапия гуманистического направления характеризуется уважением к клиентам, отношением к ним как к личностям, которые способны измениться и в состоянии активно участвовать в процессе изменения. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свое поведение в группе и в реальной жизни. Основополагающее правило работы групп встреч заключается в том, что участники несут полную ответственность за демонстрируемое ими поведение. Группа должна не по-отечески защищать участников, а побуждать их к реализации собственных ресурсов и развитию способности принимать решения. По мнению Роджерса и Шютца, аномальное и ограничительное поведение само по себе является свидетельством его отказа брать на себя ответственность за свою жизнь.
    Внимание к чувствам.
    Центральное место среди задач любой группы встреч занимает обогащение представлений участников об эмоциональном потенциале человека. Внимание к чувствам — это научиться отдавать себе отчет в своих чувствах и ощущениях.
    Прежде чем начать действовать с полной ответственностью, необходимо научиться отдавать себе отчет в своих чувствах. Внимательное отношение к чувствам и ощущениям в группах встреч -это попытка найти противовес тому, что многие воспринимают как характерное для технократической западной философии полностью рассудочное представление о мире. Способствуя осознанию и приятию глубинных чувств и переживаний — будь то радость, печаль, страх, гнев или сексуальные желания, — группы встреч утверждают выражение чувств в качестве наиболее адекватной формы подлинных человеческих взаимоотношений. Путь к реализации такого идеала — снижение интеллектуальной психологической защиты, препятствующей эмоциональному инсайту. То, что происходит в группах встреч, помогает их членам углубить самоосознание и прийти к пониманию и уважению личных переживаний других. Группы встреч развивают способность к сопереживанию, близости, проявлению тепла не только в отношениях с партнерами по группе, но и с миром в целом.
    Здесь и теперь.
    Важным условием работы Т-групп является соблюдение принципа «здесь и теперь» Это значит, что подробное изложение случаев из жизни обычно не поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент. Это значит, что подробное изложение случаев из жизни обычно не поощряется, если эти случаи не связаны с текущими переживаниями и не имеют отношения к взаимодействиям, происходящим в группе в данный момент. Внимание к текущим переживаниям и вовлеченность в них — это топливо, поддерживающее бурление в группе.
    Принцип «здесь и теперь» предполагает обращение внимания членов группы к своим текущим ощущениям, реакциям, чувствам. В то же время, при разработке модели «основной встречи» Роджерс отошел от нацеленности исключительно на ощущение «здесь и теперь». Хотя Роджерс и предпочитает, чтобы члены группы выражали свои текущие реакции, он отнюдь не запрещает им обращаться к событиям прошлого.