Приставки в русском языке 3. Внеклассный урок - правописание приставок

Приставки на з и с

приставка с пишется перед глухими и звонкими согласными: бесконечный, сделать
Приставка с- не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится
Приставка з пишется перед гласными и звонкими согласными: бездомный
Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-(роз-), чрез-(через-) пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишется з, а перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ)

Приставки пре и при

приставка пре пишется в значении "очень", "весьма", "через", "по-иному" (близка к пере-): пребольшой, преувеличивать.
Приставка при пишется в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия: приморский, приоткрыть, придумать

Слова исключения: прибаутка примитивный пребывать прельстить прибывать принцесса превзойти прелюдия привидение приоритет преграда препираться привилегия приохотить предание преподнести призвание притворщица преемник препятствие прилежание притон президент преставиться присмиреть приурочить презирать претворять присутствие причудливый прекословить претензия

ы - после приставок

1. После приставок, оканчивающихся на гласный, пишется буква и: играть — заиграть, искать —поискать.
2. После русских приставок, оканчивающихся на согласный (об-, под-, раз-, без-, над-, пред-, с-, из- и др.) пишется ы: играть — обыграть, искать — разыскать, история — предыстория и др.
После приставок меж- и сверх-, пишется и: межинститутский, сверхизысканный.
3. После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласный (дез-, пан-, пост-, контр-, суб-, супер-, транс), буква и в корне сохраняется: дезинформация, контригра.
4. И сохраняется также в сложных словах: двухигольчатый, спортинвентарь.

Лекция, реферат. Правописание букв з, с, пре, при, ы – после приставок - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Написание при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» и «с» , зави­сит от того, с како­го соглас­но­го, глу­хо­го или звон­ко­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва.

В рус­ской орфо­гра­фии есть пра­ви­ло, кото­рое свя­за­но с фоне­ти­кой, - это напи­са­ние при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на бук­вы «з» или «с» .

Перечислим эти при­став­ки:

  • бе з -/бе с -;
  • во з -(в з -)/во с -(в с -);
  • и з -/и с -;
  • ни з -/ни с -;
  • о-бе з -/о-бе с -;
  • ра з -/ра с -;
  • ро з -/ро с -;
  • чре з -/чере с -.
  • Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор в напи­са­нии при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» или «с» , обра­тим самое при­сталь­ное вни­ма­ние на соглас­ный, с кото­ро­го начи­на­ет­ся корень сло­ва. Если это глу­хой соглас­ный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ» ), то в при­став­ке пишет­ся бук­ва «с».

    Примеры:

  • бес к онеч­ный
  • вос п ламе­нить­ся
  • вс п ыхнуть
  • ис с ледо­ва­тель
  • нис х одить
  • о бес ц ветить
  • рас ш ипеть­ся
  • рос п ись
  • черес п оло­си­ца.
  • Глухие соглас­ные помо­жет запом­нить вол­шеб­ная фра­за:

    Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц?

    В осталь­ных слу­ча­ях, то есть перед звон­ким соглас­ным кор­ня сло­ва, пишут­ся при­став­ки с конеч­ным соглас­ным «з».

  • без р адост­ный
  • воз д аяние
  • вз г лянуть
  • из д елие
  • низ в ерже­ние
  • о без г лавить
  • раз д елоч­ный
  • роз д анный
  • чрез м ерность.
  • Только при­став­ка с- не под­чи­ня­ет­ся это­му пра­ви­лу. Она все­гда пишет­ся в сло­ве, неза­ви­си­мо от того, с како­го соглас­но­го начи­на­ет­ся корень.

    с брод, с валить­ся, с губить, с дача, с жатие, с резать.

    Запомним, что при­став­ки з- не суще­ству­ет в рус­ском язы­ке, а есть сло­ва с началь­ным кор­не­вым соглас­ным «з» :

    • здрав­ствуй
    • зда­ни е
    • здо­ровь е
    • здрав ица
    • здрав ница
    • здо­ров як
    • здесь
    • здеш ний.
    • Существует, образ­но гово­ря, «под­вод­ный камень» в напи­са­нии вот этих слов:

      не с быточ­ный, не с гиба­е­мый, не с говор­чи­вый, не с гора­е­мый, не с дан­ный, не с доб­ро­вать.

      Обратим вни­ма­ние сно­ва на пере­чень при­ста­вок, дан­ных выше, и убе­дим­ся, что сре­ди них нет при­став­ки нес- , а суще­ству­ет при­став­ка низ-/нис- . Значит, в мор­фем­ном соста­ве при­ве­ден­ных слов не одна, а две при­став­ки:

    • не с быточ­ный
    • не с гиба­е­мый
    • не с говор­чи­вый
    • не с гора­е­мый
    • не с дан­ный
    • не с доб­ро­вать.
    • Вот так спря­та­лась при­став­ка с- в сере­дине слов. Хотя слы­шит­ся звук [з ] перед звон­ким соглас­ным кор­ня, все же напи­шем при­став­ку с-.


      russkiiyazyk.ru

      Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
      А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

      § 2. Правописание приставок

      Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») - часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный - без дороги, отглагольный - от глагола, исподнизу, исподлобья - из-подо лба), частицами (неявившийся - не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении «не», анти -»против», архи - «очень», контр - «против», пан -»весь», суб - «под», транс - «через» и др.

      2.1. Правописание неизменяемых приставок
      Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

      окликнул, остановка, осадок, онеметь

      добраться, дойти, догадка

      поверье, подворье, порезать, полагаться

      проварить, пробел, проделка, произрастать

      В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

      нападение, накрыть, нагнать

      задаваться, заключенный, забрать, забить

      НАД- (НАДО-)

      надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

      ПОД- (ПОДО-)

      подтаять, подточить, подсказать, подождать

      ОТ- (ОТО-)

      отдать, отдых, отодвинуть, открыть

      ОБ-(ОБО-)

      обстричь, обточить, обтереть, обойти

      В- (ВО-)

      всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

      ПРЕД-

      председатель, предшественник, предрешать

      ПЕРЕ-

      перегной, перелить, перекос

      С- (СО-)

      сдвинуть
      сбиться
      сберечь
      сдаться
      сдружиться
      сделать
      согнуться

      Нет приставки в словах:
      здесь,
      здешний,
      здание,
      здоровье,
      ни зги
      и однокоренных.

      2.2. Правописание приставок на. з — . с
      В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
      БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

      Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

      Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:

      Чрезмерный.
      Разделить.

      Исчисления.
      Ниспадать.

      Обратите внимание!
      Правило не применяется к словам с неизменяемой приставкой С- :
      Сдаться.
      Сгруппировать.
      Запомните слова с буквой З в корне:
      Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.

      2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

      Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
      Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
      Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
      Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

      Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

      Пишем пре- в значении «очень», «весьма», «через», «по-иному» (близка к пере-).

      Пишем при- в значении близости, присоединения, приближения,
      неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия.

      престранный
      преувеличивать
      преступать
      преображать

      прибрежный
      приделать
      пригибать
      пригрозить
      придумать
      припевать

      Запомним некоторые случаи:

      придать форму, блеск
      не придавать значения
      приданое невесты
      придел храма
      радиоприемник
      восприимчивый
      привратник
      притворить окно
      прибывать к поезду
      прибытие
      припирать дверь палкой
      приклонить голову к плечу
      приклониться в дверях
      призреть сироту
      приступить к делам
      неприступный бастион
      приходящий врач
      приложить усилия
      приуменьшить (немного уменьшить)
      приставить стул
      приткнуться
      неприменимый прием
      притерпеться к трудностям
      приставать с расспросами
      присутствовать на собрании

      предать друга, мечты
      предавать земле
      старинное предание
      предел терпения
      преемник руководителя
      преемственность поколений
      превратное представление, превратности судьбы
      претворить идеи в жизнь
      пребывать на отдыхе
      пребывание
      препираться по пустякам
      преклонить голову в знак почтения,
      непреклонный человек, преклонный возраст,
      преклоняться перед талантом
      презирать трусов
      преступить закон
      преступник
      имеет непреходящее значение
      непреложный закон
      преуменьшить (значительно уменьшить)
      преставиться (умереть)
      камень преткновения
      непременное условие
      претерпеть лишения, изменения
      беспрестанный, непрестанный

      2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
      неопределенных и отрицательных местоимениях,
      местоименных отрицательных наречиях.

      НЕ-
      под ударением

      НИ-
      без ударения

      Азбучные истины

      Интерактивный диктант

      Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

      Имена и названия. Интерактивный тренажер

      Полезные ссылки

      Летнее чтение

      Запоминалки

      Цитаты о языке

      Скороговорки

      Пословицы и поговорки

      Учебник ГРАМОТЫ: орфография

      Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

      Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

      1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
      Рассмотрите примеры:
      РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
      Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

      2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
      Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

      3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

      1. Посреди леса, на ра _ чищенной и ра _ работанной поляне, во _ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
      2. Дверь совершенно бе _ шумно ра _ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
      3. Офицер, ра _ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
      4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра _ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
      5. Попробуй в _ глянуть на молнию, когда, ра _ кроивши черные, как уголь, тучи, не _ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
      6. Во _ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в _ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра _ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
      7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе _ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
      8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе _ умным лицом, и _ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
      9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во _ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра _ стилаются скатертями, то и _ виваются и и _ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
      10. Мы сели за стол; хозяин был чре _ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе _ престанно, и мы со всево _ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
      11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе _ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра _ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
      12. Вид своего ра _ рушающегося двора, вид сильно и _ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои _ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
      13. Любопытство начинало меня бе _ покоить, и я надеялся, что пунш ра _ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
      14. Целый день гробовщик ра _ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и _ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
      15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра _ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
      16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
      17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
      18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и _ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в _ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      21. Один только кабинет иногда может ра _ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе _ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе _ ценны, когда вы в _ помните, что _ десь ра _ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
      25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра _ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

      Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

      Наша территория

      Блог 10 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Омска

      суббота, 19 декабря 2009 г.

      Правописание приставок, оканчивающихся на З-С

      С правописанием приставок, оканчивающихся на З-С, связано задание В3 экзаменационного теста.

      Звучит оно так: «Из данных предложений (указаны номера) выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой».

      Сначала повторяем правило на Грамота.РУ. Здесь же выполняем тренировочное упражнение .

      А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания В3:

      Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.

      Ошибка 2. Не путай приставку с частью корня или корнем. Например, в слове РАСТение нет приставки РАС-, в нём корень -РАСТ-. Или в слове ВОЗница ВОЗ — это не приставка, а корень.

      Ошибка 3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором — глухая.

      Ошибка 4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

      Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание.

      В каждой группе слов найди лишнее:

      а) безобразие, бездельник, безграмотность
      б) разговаривать, разбить, разъяриться
      в) возглас, возня, возраст
      г) бескровный, беспокойство, беситься
      д) разбить, разузнать, раздуть
      е) низвергнуть, низвести, низкорослый

      Выполняем задание в формате ГИА:

      В данных предложениях найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

      Внимание! В данных предложениях может быть не одно, а два и более слов на указанную орфограмму.

      а) Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…

      б) Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска.

      в) Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы.

      г) Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне.

      д) Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах.

      е) Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага.

      ж) Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бессмысленно-вопрошающей улыбкой, раздвигающейся все более и более.

      з) Целый день гробовщик разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.

      Ответы к заданию «В каждой группе слов найди лишнее»
      а) БЕЗобразие
      б) РАЗъяриться
      в) возня (корень -ВОЗ-)
      г) беситься (корень -БЕС-)
      д) РАЗузнать
      е) низкорослый (корень -НИЗ-)

      Ответы к заданию в формате ГИА:
      а) РАЗгорячённый
      б) ВЗглянуть, РАСкроивши
      в) ВОЗвратясь, ВСпомнили, РАЗмышлял
      г) БЕЗнадёжная
      д) ИСцарапанной
      е) ЧРЕЗвычайно, БЕСпрестанно, всеВОЗможным
      ж) БЕСсмысленно-. РАЗдвигающейся
      з) РАЗгуляя, ИЗвозчика

      yaplusti.blogspot.com

      2.6. Правописание приставок

      Правописание приставок включает пять типов правил:

      1) слитное и дефисное правописание приставок (кроме слитного, дефисного и раздельного написания наречий);
      2) правописание безударных гласных в приставках;
      3) правописание конечных согласных в приставках;
      4) правописание двойных согласных на стыке приставки и корня;
      5) правописание разделительного ъ на стыке приставки и корня.

      Частично правила 2, 3 и 4 рассмотрены в п. 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением, 1.11. Употребление букв Ь и Ъ, 1.15. Правописание согласных. В данном пункте обобщим эти правила и остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

      2.6.1. Слитное и дефисное правописание приставок

      1. Приставки (русские и заимствованные) пишутся слитно .

      По охотиться, за облачный, на солить, вне классный, меж планетный, анти циклон, контр революция, архи важный.

      2. После приставок ставится дефис в следующих случаях:

      после приставки кое- .

      Кое- кто, кое- кого, кое- как.

      Исключение: приставка кое- пишется отдельно, если между ней и местоимением стоит предлог;

      Кое у кого, кое с кем.

      после любой приставки идёт имя собственное;

      Анти- Дюринг, авиакомпания « Транс- Америка».

      в слове контр- адмирал контр- адмиральский ), но по общему правилу: контр наступление, контр марш .

      2.6.2. Правописание гласных в приставках

      1. Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гласных в корнях слов, проверяется ударным положением.

      Ср.: бе з дарный – б е́ здарь, з а морозить – з а́ морозки, пр а родина – пр а́ дед.

      Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос- . Гласная о в этих приставках пишется только под ударением, в безударном положении пишется гласная а.

      Ср.: р о́ спись – р а списать, р о́ зыск – р а зыскать (кроме слова р о зыскной ).

      2. Правописание приставок пре- и при- определяется их значением.

      Приставка ПРЕ- имеет значения:

      обозначает высшую степень качества или действия (имеет значение «очень», «слишком»);

      Пре милый, пре высить, пре увеличить, пре забавный.

      соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному», «предел действия»).

      Пре градить (перегородить ), пре дание (то, что передаётся изустно от одного поколения к другому), пре образовать (образовать повторно, заново, по-иному).

      Ср.: пред дверье («часть пространства перед дверью»), пред стоящий («тот, что «стоит» впереди, в будущем»), пред местье («пространство перед местом, городом»).

      2) Во многих случаях в современном русском языке приставки пре- и пред- либо уже не выделяются в словах, а сливаются с корнем, либо их значение не столь очевидно. Однако их значение можно восстановить, если обратиться к этимологии (происхождению) слова, например:

    • пребывать где-то, в чём («пробыть какое-то время, срок где-либо; «перебыть, пережить» где-то какой-то срок»);
    • пре в ратить («придать иной вид; перевести в иное состояние, качество»);
    • пр е вратный («искажённый, ложный, по-иному представленный, перевёрнутый»); пр е вратность («злоключение, резкая перемена, поворот в событиях»);
    • пр е грешение («проступок, грех в высокой степени»);
    • пр е дать («передать» – предать земле ; «выдать, передать кому» – предать родину ); пр е датель («изменник; тот, кто передаёт кого-то кому-то»);
    • пр е дание (переходящий из поколения в поколение рассказ о ком-либо или о чём-либо);
    • пр е дварить (в древнерусском языке слово варити означало «опередить; прийти заранее; предсказать; предупредить»);
    • пр е дел («рубеж, граница; крайняя степень чего-либо», «страна, местность в каких-то границах»);
    • пр е дседатель («тот, что сидит впереди, во главе; главный»);
    • пр е дтеча («тот, что «течёт = идёт» впереди, опережает кого-то»);
    • пр е емник («чей-то продолжатель; тот, кто занял, «перенял» чьё-то место»);
    • пр е зирать («пренебрегать как недостойным внимания – смотреть поверх головы, через кого-то»);
    • пр е имущество («то, что имеется в избытке, в большем количестве по сравнению с другими»);
    • пр е клонный («о возрасте: склоняющийся к старости, переходящий в иное состояние»);
    • пр е клонить («склонить не до конца» – преклонить знамёна, преклонить колени ), пр е клоняться перед кем-либо («почувствовать глубокое уважение; перегибаться, склоняться в поясном поклоне, не до конца»);
    • пр е красный («очень красивый»);
    • не пр е минуть ответить («не пройти мимо, через что-либо, не миновать чего-либо»);
    • пр е исподняя («то, что находится в самом низу, очень низко»);
    • пр е кословить («говорить против чего-либо, наперекор кому-либо»);
    • пр е кратить («пересечь, рассечь» от кратити/коротити – «сокращать», ср.: короткий, краткий );
    • пр е льщать («обманывать» от лесть – «обман»);
    • пр е ображать («давать другой образ; делать повторно, вновь, по-иному»);
    • пр е пираться (« пере браниваться»);
    • пр е пятствие («то, что натянуто, растянуто; то, что пересекает что-либо, мешая движению» от пяти – «тянуть, растягивать»);
    • пр е словутый («очень известный» от словутый – «известный», ср.: слово, слава, слыть );
    • пр е смыкаться (от смыкатися – «ползать»);
    • пр е ставиться («умереть» – перейти, «переставиться» в иной мир); светопр е ставление;
    • пр е стол («самый высокий стол; трон»);
    • пр е ступить закон («переступить границу дозволенного»); пр е ступник;
    • пр е творять в жизнь («осуществлять задуманное; переводить что-либо из мечты в реальность»);
    • пр е терпеть («вытерпеть, выдержать; перенести, перетерпеть»);
    • пр е тить (слово было однокоренным со словом перечить – «говорить поперёк»);
    • пр е уменьшить («значительно, очень уменьшить»);
    • пр е ходящий («непостоянный; такой, который приходит и уходит» – преходящие радости );
    • беспр е станный («беспрерывный – такой, который не перестаёт двигаться, действовать и т.п.»);
    • непр е ложный («не подлежащий изменению, нерушимый; такой, который нельзя нарушать – перекладывать, откладывать в сторону»);
    • непр е менный («обязательный; такой, который нельзя переменять»).

    3) В иноязычных словах может также встречаться начальное пре- в значениях «впереди», «передний; первый; главный», однако в русском языке пре- входит в состав корня:

    пр е зидиум, пр е зидент, пр е людия, пр е мьер, пр е мьера.

    4) В ряде случаев правописание пре- следует просто запомнить.

    В правописание префиксов сначала кажется делом простым. Достаточно выучить основные группы. Дальше следует просто применять знания.100-процентная грамотность требует глубокого погружения в тему. Слова с префиксами делают язык полнее, богаче. Только постоянная практика, вдумчивое отношение позволят добиться отличного результата.

    Вконтакте

    Классификация морфем

    После определения следует узнать: какие бывают приставки? Русский язык знает более 50. Они делятся на:

    • родные (в-, на-, про-, вос-);
    • иноязычные (архи-, суб-, контр-, экс-).

    Правописание первых подчиняется правилам, вторые являются неизменяемыми и требуют запоминания.

    Важно различать приставки и предлоги

    Большинство русских префиксов образовались от предлогов . Самостоятельные слова присоединились к основе. Сначала требуется научиться выделять их. Приставка – это расположенная перед корнем морфема. Следует его найти. Затем подумать над грамотным написанием.

    Внимание! Пример. Дан рассмотреть. Родственные слова: смотрящий, досмотр, усмотрение. Корень –смотр-, префикс рас-. Глагол пишется с двумя буквами «с».

    Сводная таблица неизменяемых частей слова

    Многообразие приставочных морфем отражает таблица.

    Исконные (родные) Заимствованные (иностранные)
    под-, над-, пере-, у-, с-, меж- ин-, дез-, контр-, де-, анти-
    в-, во-, на-, об-, от-, по-, за-, до- экс-, ре-, суб-, дис-, архи-

    Указанные морфемы пишутся всегда одинаково.

    Правописание морфем

    Грамотному человеку известно: единственной орфограммы правописания приставочных морфем нет .

    Важно различать слова

    Конкретный случай определяется:

    • ударением (разлив реки, розлив газированной воды);
    • значением слова (преемник – наследник, приемник – прибор);
    • первой буквой корня после морфемы (распустить, разрешить).

    Важно ! Некоторые случаи написания в русском языке проверить невозможно. Они срослись с корнем. Значение скрыто. Контролировать себя следует по словарю . Пример: прилежание, причуда, преследователь.

    Самая сложная орфограмма о префиксах

    Применение орфограммы на приставки пре- и при- требует определенных навыков. Подходить к написанию следует вдумчиво.

    Пре- пишется:

    1. Если морфема образовала слово со значением превосходной степени. К данной части речи можно поставить «очень», «слишком», «чрезвычайно». Пример: Пренеприятный = очень неприятный, премаленький = слишком маленький, превеликий = чрезвычайно великий.
    2. Без потери смысла заменяется пере-. Пример: Прерывание = перерывание.

    Правописание тесно связано со значением слова . Часто оно определяется из текста. Пример: Скорый поезд прибывал (бывал = въезжал) на вокзал. Иван Иванович в это время пребывал (был = находился, пре- = пере-) в столице.

    приставки пре- и при-

    Вторая часть орфограммы на приставки пре- и при-. При- пишется:

    • если совершается неполное действие;
    • новое слово имеет значение близости, приближения;
    • получилось слово = присоединению.

    Пример: Приучиться (присоединение к глаголу «учиться»), приехать (приближение), придержать (чуть-чуть держать).

    Правописание приставок пре- в некоторых случаях рекомендуется заучить . Это слова: превратить, преградить, преодолеть, превратный, преподносить, прекословить.

    При решении тестовых заданий на приставки пре- и при- не следует торопиться. Залог успеха – понимание смысла слова.

    Правописание префиксов на согласную перед согласной

    Приставка – это непостоянная морфема. Ее правописание зависит от первой буквы корня. Это префиксы на согласную:

    • воз-, вос;
    • из-, ис-;
    • раз-, рас-;
    • роз-, рос-;
    • через-, черес.

    Если корень начинается на звонкую согласную, пишется з-, на глухую – с-.

    Как пишутся приставки в наречие

    Пример: Возраст – восстание; изделие – исход; разговор – расстроиться; розлив – роспись, чрезвычайный — чересполосица.

    Буквы ц, ч, щ только глухие: уместно проверять написание произношением. Это вторая по трудности орфограмма.

    Префиксы на согласную перед гласными

    Это иногда меняющая написание корня морфема. Перед буквами я, ю, е, ё ставится твердый знак. Разъяснение, съёмный, но сэкономить.

    После префиксов на согласную стоит буква «и». Начинает работать новая орфограмма. «И» заменяется «ы» всегда, кроме:

    • приставок меж-, сверх-;
    • иностранных приставок;
    • слова взимать (и его производных).

    Пример: Безыскусный (искусный), сверхинтересный (интересный, исключение после сверх-), дезинформация (информация, иностранная приставка).

    Чередующиеся гласные а, о в морфемах

    Какие бывают префиксальные морфемы с чередующимися гласными а, о? Правописание зависит от приданного морфемой смысла. Сводная таблица различий:

    Сдвоенные морфемы

    Русский язык для усиления значения предполагает присутствие двух префиксов . Какие бывают приставки в этом случае? Они образовываются от слов с имеющейся морфемой добавлением еще одной.

    Слова с двумя приставками:

    • интересный -> безынтересный -> небезынтересный (двойное отрицание = интересный);
    • готовить -> подготовить -> переподготовить (повтор ранее совершенного действия);
    • размер -> соразмерный -> несоразмерный (отрицание сравнительного признака);
    • знать -> познать -> опознать (составить образ).

    Внимание ! Существуют слова с тремя префиксами: переосмысление (пере-, о-, с-), неприсоединенный (не-, при-, со-).

    Слова с двумя префиксами полезно анализировать. Выделение морфем расширяет кругозор, повышает грамотность.

    Значения некоторых префиксов

    Префиксальная морфема используется для образования частей речи: прилагательных, наречий, существительных, глаголов.

    Морфемы над-, под-

    Слово с над- – глагол или его форма, существительное, прилагательное. Префикс придает значение:

    • действия, расположения сверху (надлежит, надписать, надбровный, надземный);
    • совершение неполного действия (надстроить),
    • дополнения совершенного состояния (надставить).

    Глаголы с приставкой над- указывают направление действия выше данного уровня .

    Имеют управляемые существительные в винительном падеже (надорвать (что?) конверт, надстроить (что?) этаж).

    Слова с приставкой под- противоположны по значению словам с префиксом над-. Морфема говорит о направлении действия вниз, понижении положения предмета.

    Пример: Писать -> надписать (выше данного), подписать (внизу имеющегося); земной -> надземный, подземный.

    Слова с приставкой под- имеют значение:

    • приближение (подойти);
    • движение снизу вверх (подкинуть);
    • тайное действие (подсмотреть);
    • дополнение (подсыпать);
    • неполное действие (подмочить);
    • окончательное совершение (поджарить).

    Изучение значений префиксов позволит избежать лексических ошибок .

    Префикс по-

    Образует , глаголы, существительные. Придает значения:

    • начала, окончания некоторого действия (полететь, попить);
    • протяженности (полесье);
    • свершения (построенный);
    • близости (Поволжье);
    • дополнительного акцента (понизить);
    • времени, места (поденная (работа), повсеместно).

    Слова с приставкой по- образуются префиксальным или префиксально-суффиксальным способами (вертеть -> повертеть, утро -> поутру).

    Префикс – значимая морфема. Образует слова с приданием дополнительного смысла. Используется при создании глаголов, наречий, прилагательных, существительных.

    Эта часть слова подчиняется законам правописания. Грамотность зависит от умения применять их на практике.

    Видео: Правила написания приставок

    Как пишутся приставки в русском языке

    Вывод

    Изучение значения приставочных морфем обогащает словарный запас.

    5-й класс

    «Правописание приставок»

    «Приставучая» морфема

    Вы, конечно, догадались, что речь идет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто «пристают» к словам – они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать … Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

    Или: понимать, отнимать ... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

    Сколько приставок в русском языке?

    Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

    Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30–40 – значит, у вас совсем не плохая готовность памяти. Если меньше – отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

    На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

    Ответ: без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-, изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-, со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

    С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

    Задание 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его .

    1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный. 2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный. 3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

    Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

    Задание 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя .

    Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

    Ответы: 1) обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной; 2) обворожительный, обнародовать, облагороженный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение; 3) обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить.

    Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

    Задание 3. Из данных слов выпишите такие, внутри которых спрятались приставки.

    Землетрясение; громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

    Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

    ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

    В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.

    Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением – паводок, пасынок ); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

    Вторая группа – это приставки, которые пишутся, «подлаживаясь» к идущим за ними буквам. Это без- – бес-; вз- – вс-; воз- – воc-; из- – -ис-; низ- – нис; раз- – рас-; роз- – рос-; через- –черес-.

    Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.

    Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

    Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать – изобразите их как-нибудь поинтереснее.

    ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

    Первая группа приставок

    Приставки: над-, на-, от, пред-, в-, с-, о-, об-, за- до-, у-, пере-, по-, под-, про- (кроме: прабабушка, прадед ...).

    1.Неизменяемые

    2. Правописание гласных (ы, и) после приставок, оканчивающихся на согласный.

    Запомните:

    после неизменяемых приставок (сверх- , меж- , контр-, супер-) корень начинается на , а после других приставок – на .

    Запомните: взимать произносится и пишется с и.

    Вторая группа приставок

    3. Правописание з, с в конце приставок зависит от следующего звука корня.

    Запомните:

    а) Приставка с- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

    б) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

    в) В составе сложных слов пишите з: близсидящий, близстоящий .

    4. Правописание приставок роз-(рос-) и раз- (рас-) определяется ударением.

    Третья группа приставок

    5. Правописание приставок пре-, при-.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Правописание первой группы приставок

    Задание 1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание.

    Раз_скать, пред_дущий, без_дейный, из_сканный, пред_юльский, без_глый, с_знова, воз_меть, без_нвентарный, под_тожить, роз_грыш, небез_звестный, с_мпровизировать, без_скусный, под_нтегральное?число, об_грать, из_мать.

    Меж_нститутский, сверх_ндустриальный, сверх_нтересный, меж_рригационный период, меж_здательский, сверх_мпульсивный.

    Суб_нспектор, контр_гра, транс_орданский, дез_нфекция, супер_нтересный, пост_мпрессионизм, пан_сламизм.

    Спорт_нвентарь, мед_нститут, фин_нспектор.

    Пред_стория, меж_нтернатский, без_нициативный, спорт_гра, об_скать, сверх_зобретательный, без_мянный, контр_ск, с_змала, сверх_зысканный, небез_нтересный, пред_нфарктный, пост_нфарктный, вз_скать, меж_гровой, дез_нформация, сверх_ндустриальный, пед_нститут, без_сходный, Глав_здат, супер_гра, под_мать, с_грать, сверх_скусный, транс_ндийский, без_мпульсный.

    Правописание второй группы приставок

    Задание 1. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание.

    Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_костный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

    В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.

    Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.

    И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.

    Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.

    Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.

    Чере_чур, чре_мерный.

    Дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.

    Задание 2. Запомните правописание следующих слов. С этими словами составьте предложения.

    В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает запомнить правило.

    Без ударения – а, под ударением – о.

    Рассыпать – россыпи;

    распускать – роспуск;

    расписание – роспись;

    рассказ – россказни;

    развалиться – розвальни;

    разыграть – розыгрыш;

    раздать – розданный;

    разыскать – розыск.

    Задание 3 . Разберите слова по составу.

    Израсходовать, исподлобья, исподтишка, неизмеримый, безвыездный, безрассудство, пересдавать, переиздавать, предрассветный, порассказать, непревзойденный, предположение, предрассудок, побеспокоить, перераспределение, поднажать, распропагандировать, распространение, расположение, неиссякаемый, унаследованный, несоразмерный.

    Задание 4. Замените данные слова синонимами с приставками на з, с.

    Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), неведомый (безвестный), необозримый (беспредельный), приказ (распоряжение), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), противоречить (возражать), постоянно (беспрестанно, беспрерывно), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур, чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо (беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный), ярость (исступление).

    Задание 5. Подберите антонимы к данным словам.

    Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый (бессердечный, безжалостный), гуманный (бесчеловечный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).

    Задание 6. Подберите однокоренные антонимы, заменяя приставки.

    Уехать (приехать), завернуть (развернуть), развязать (завязать, связать), подойти (отойти), прилететь (улететь), приносить (относить), смотать (размотать), приползти (отползти), закрыть (открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).

    Правописание третьей группы приставок

    Задание 1. Запомните слова-исключения (словарные слова), в которых встречаются приставки пре-, при-.

    пре- при-
    преодолеть

    прекословить, беспрекословный

    пренебрежение

    пресмыкаться

    препятствие

    пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки)

    преимущество

    претензия

    президиум

    президент

    премьера

    препарат

    (знаки) препинания

    прелюдия

    притязать, притязание

    присягать, присяга привередничать, привередливый

    примирить, непримиримый

    приурочить

    прихотливый

    приоритет

    привилегия, привилегированный

    примитив, примитивный

    приукрасить

    прискорбный

    прическа

    приличный

    причудливый

    Задание 2. В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Написание приставок пре-, при- в этих словах связано с различием в их значении. Составьте предложения с данными словами.

    при- пре-
    Прибывать («приезжать, приходить»). Поезд прибывает. Прибытие. Расписание прибытия поездов Пребывать («находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии»). Пребывание в столице. Пребывать в унынии
    Придать («усилить, прибавить чего-либо, дать дополнительно»). Придать храбрости. Приданое. Придать нужную форму Предать («изменить, нарушить верность, забыть»). Предать друга. Предать огню. Предать забвению. Предание. Народное предание
    Приступить («начать»). Приступить к работе. Приступить к занятиям Преступить (закон). Преступник, преступление, преступность, преступный
    Приклонить (голову) (только в значении «найти или не найти приют»). Негде голову приклонить. Будет где голову приклонить Преклонить (голову, знамена, колени) («склониться, опустить вниз, выражая глубокое уважение, восхищение»). Преклонение
    Притворить («неплотно закрыть»). Притворить дверь Претвориться («осуществиться, воплотиться»). Замысел претворился в жизнь
    Притвориться («с целью ввести в заблуждение»). Притвориться спящим. Притворщик, притворный, притворство Презреть («пренебречь чем-либо»). Презреть опасность. Презрение, презренный, презрительный, презирать
    Призреть («дать приют») – устарело Предел («граница, черта»). Предел скорости, предел желаний, за пределами страны
    Придел («пристройка») Предельный , беспредельный
    Приемник («то, что предназначено для приема»). Радиоприемник, детский приемник Преемник («продолжатель дел, традиций»). Преемственность, преемственный
    Приуменьшить («несколько уменьшить») Преуменьшить («значительно уменьшить»)

    Запомните: преувеличить пишется только с приставкой пре-.

    Задание 3. Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях. Составьте предложения с этими словосочетаниями.

    Преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях).

    Задание 4. Выделите приставки в словах, объясните правописание.

    Приступить к занятиям, преступить закон, пресечь разговоры, превосходить, прибить, приглушить, привокзальный, превысить скорость, пресветлый образ, привесок, приокский, пренеприятный, прерываемый, привязанный, непримиримый, придать форму, прибрежье, (поезд) прибывает, пребывать в унынии, приклонить голову негде, преклонить колени (в знак уважения), пригородный, приклеить, присесть, преграда, предел желаний, придел храма, преемник поэта, радиоприемник, преданья старины, непреклонная воля, немного приуменьшить, притерпеться, придать лицу выражение, преобразовать, пригвоздить, приворожить, пребывание делегации за рубежом.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    Мы с вами прошли сквозь заросли русских приставок. А что вы запомнили? Проверьте себя.

    Запишите столько приставок, сколько вам удалось вспомнить. Вспомните, на какие группы их можно разделить и какие трудности таит каждая группа.

    Задание 1. Диктант с предварительной подготовкой.

    Сначала выпишите из текста все слова с приставками первой и второй групп, потом – остальные трудные для вас слова и сделайте все, чтобы их запомнить. Потом запишите текст под диктовку.

    О ЛЕОНИДЕ УТЕСОВЕ
    (Из воспоминаний Б.Ефимова)

    Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной, удивительной и запоминающейся. И не только когда он выходил на сцену, восторженно приветствуемый зрительным залом, но и вне сцены. Неповторимый певец, талантливый и неистощимо изобретательный руководитель созданного им джазового ансамбля, его несменяемый дирижер и режиссер, организатор и вдохновитель. Да разве только джаз? Утесов поражал многогранностью и непредсказуемостью своей одаренности. Мне доводилось видеть его и солистом-скрипачом, и великолепно читающим с эстрады рассказы Зощенко. Он был превосходным оратором, писал отличные стихи, умные и душевные.

    Таков был Утесов – всегда общительный, компанейский, веселый и открытый. Переполнявшим его чувством юмора и радостью бытия он щедро делился с окружающими. Он любил видеть вокруг себя слушателей, ему нравилось обращаться к аудитории везде и повсюду.

    Песни Утесова помогали не только жить, но и воевать. Помогали сопротивляться фашистскому нашествию и победить врага, а потом восстанавливать разрушенную войной страну. Это хорошо помнит старшее поколение. Но сохраненный чудом звукозаписи необыкновенный, проникающий в душу голос Утесова радует нас и сегодня, в переживаемое нами лихолетье. Он поднимает настроение, вселяет надежду на то, что мы выстоим, выживем.

    Задание 2. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово, пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

    Образец: лишенный смысла – бессмысленный .

    Никогда не умирающий, находящийся за пределами здания школы, находящийся вблизи берега, дать новое имя, вселить надежду, лишить оружия, задуматься на некоторое время, лишить возможности причинять вред, подозвать лошадь с помощью приманки, очень старый человек.

    Задание 3. Проверьте вашу память: запишите в два столбика столько слов с приставками при- и пре- , сколько сумеете вспомнить. Потом обязательно проверьте себя по словарю.

    Задание 4. Попробуйте сочинить свой рассказ, используя слова с приставками всех трех групп.

    Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,
    г. Томск

    Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

    Тогда начнём.

    Приставки на -з и -с

    В нашем языке действует морфологический принцип орфографии, который основывается на том, что все морфемы пишутся обычно одинаково. Морфема - это часть слова, имеющая какое-то значение: изменяет словоформу (окончание), образует новое слово (приставка или суффикс) или заключает в себе главное лексическое значение (корень). В соответствии с этим принципом правописание согласных и гласных в приставках определяется таким правилом:

    Приставки всегда одинаково пишутся, и их правописание не зависит от того, как они произносятся.

    Примеры вы можете видеть ниже.

    Так обычно пишутся приставки, но не приставка рас- и раз- . Правило правописания для этого случая своеобразное, так называемое фонетическое: как слышится так и пишется. Правило это имеет отношение ко всем приставкам, у которых на конце есть буквы -з или -с.

    раз-, рас-: развести, раскрыть;

    из-, ис-: изливать, искоренить;

    воз-, вос-: возвыситься, восходящий;

    вз-, вс-: взвесить, вскрыть;

    без-, бес-: безгрещный, бесхитростный;

    низ-, нис-: низвергать, нисходить;

    через-, черес-: черезвычайный, чересстрочный.

    Правило на -З и -С

    Правописание приставок на з-с, раз-, рас- в том числе, определяется правилом:

    Буква з пишется перед согласными звонкими , буква с пишется перед согласными глухими .

    Теперь не помешает вспомнить, что мы называем согласными звонкими, а что глухими:

    Звонкие согласные

    Глухие согласные

    Так пишется приставка рас- и раз-, правило обозначено выделением

    разжалобить

    раззадорить

    разморило

    разнести

    разрубить

    расправить

    расфокусировать

    раскатать

    раструбить

    расширить

    рассорить

    расходиться

    расцепить

    расщелина

    Итак, из всего вышеизложенного следует подтверждение фонетического принципа написания приставки с -с и -з на конце.

    Приставки на -з и -с необходимо отличать от приставки с-

    Главное отличие приставкис- от приставок на -з и -с в том, что с- состоит из одной буквы и всегда пишется одинаково, а перед -з и -с должны быть какие-то буквы.

    Сделать - разделаться, сбросить - разбросать, сживать - разжиться, сжигать - разжигать, сжимать - разжимать, сдобрить - раздобрел, сговор - разговор, сберечь - разбирать, свить - развить, сгинуть - разгибаться, сгрести - разгрести.

    Слова без приставок

    Приставку с- и приставки на - з и -с (правило, регулирующее правописание дано выше) нельзя путать со словами без приставок: здание, здесь, здоровье, зрение, зги (не зги не видать).

    В начале этих словах пишется буква з.

    Приставки раз-, рас-, роз-, рос- имеют чередование гласных

    Существует ещё одна трудность, которую может преподнести приставка рас- и раз-. Правило правописания для приставок на -з и -с не единственное. Есть в этой приставке ещё одна орфограмма.

    Правописание гласных в приставке раз-, рас- - роз-, рос- представлено морфемой с чередованием и не подчиняется общепринятому правилу. Как пишется раз-, рас-, роз-, рос-? Для этой орфограммы существует особое правило: без ударения пишем раз-(рас-), а в ударном положении будем писать роз-(рос-): раздать - розданный, разливать - розлив, разыграть - розыгрыш, расписывать - роспись, расчеркать - росчерк.

    Повторим изученное

    В начале нашего исследования мы задались вопросом:

    Ра...пирает от желанья ра..бираться в написанье?

    Вернёмся к нему.

    Как пишутся приставки на -з и -с? Правило о правописании -з и -с на конце приставок даёт возможность произвести следующее рассуждение:

    В слове «распирает» - приставка рас-, потому что после приставки находится глухой согласный звук - [п].

    В слове «разбираться» - приставка раз-, так как следует после неё звонкий согласный - [б].

    Правило о чередовании о/а в приставке рас- - рос-, раз- - рас- применяем в рассуждении:

    В словах «распирает» и «разбираться» безударная приставка, значит, нужно писать букву «А» в этих словах.

    Тест

    Итак, нами получено знание о том, как пишется приставка рас- и раз-, правило правописания усвоено и отработано. Самое время перейти к практической части и выполнить тест.

    Из данных предложений из произведения А. Грина выпишите слова, в которых есть приставки с изученными орфограммами.

    1) Пройдёт немало лет, и расцветёт одна сказка, которая запомнится надолго. Однажды, когда ты будешь большой, в морской дали сверкнёт алый парус. Корабль с алыми парусами, рассекая волны, поплывёт прямо к берегу. На берегу будет стоять толпа людей, и ты будешь там. Корабль будет приближаться под звуки прекрасной музыки, и от него поплывёт лодка, вся в коврах, цветах и золоте. В лодке будет стоять прекрасный принц, он протянет к тебе руки и скажет: "Здравствуй, Ассоль! Ты приснилась мне во сне, и вот я приехал за тобой". Ты сядешь с ним в лодку и уплывёшь далеко-далеко в волшебный край, где просыпается солнце. И звёзды опустятся с небес, чтобы увидеть тебя и поздравить с прибытием.

    2) Она жила в полусне обеспеченности. Но странная привязанность к сыну была, наверное, одной из склонностей, которые смутно ощущаются, оставляя волю бездейственной. Холодная и неприступная, Лилиан Грэй, оставаясь наедине с сыном, становилась просто мамой, разговаривавшей ласковым голосом о всяких сердечных пустячках, вся сила которых не в смысле, а в чувстве. Она решительно не могла в чём бы то ни было отказать ему и прощала всё.

    3) В четырнадцать лет Артур тайком покинул дом. Вскорости из порта вышла шхуна, увозя юнгу с внешностью девочки, переодевшейся для маскарада. Этим юнгой был Грэй. В течение года Артур помотал своё имущество, состоящее из лакированных сапожек и тонкого батистового белья, на пирожном, а остальную часть промотал в карты. Он пил, задыхаясь, водку, с замирающим сердцем на купанье прыгал головой вниз с борта корабля в морскую глубину. Он понемногу растерял всё, кроме своей странной души, летящей и устремлённой. Он потерял слабость и изящество стана, став широк в кости и крепок мускулами, благородная бледность сменилась тёмным загаром, движений исчезла, уступив место уверенной точности работающей руки. Речь утратила текучесть, стала точной и короткой.

    Капитан шхуны, суровый моряк, увидев однажды, как мастерски Артур вяжет парус на рею, позвал его к себе в каюту и сказал, раскрыв истрёпанную книгу:

    Слушай внимательно. Начинаем делать из щенка капитана.

    4) Она уходила на берег и, дождавшись рассвета, волнуясь и робея, совершенно серьёзно всматривалась в горизонт, ожидая появления алых парусов. Эти минуты были для неё самыми счастливыми среди серых будней, и ей было трудно отказаться от них, хотя они отделали её от всех других людей, делая её посмешищем и изгоем. Одиночество безмерно тяготило её, и у губ уже легла та страдальческая морщинка, которую не изгладить ничем, только радостным оживлением.

    5) Ассоль спешила к морю. Иногда крыши домов или сараев скрывали от неё белый корабль и алые паруса. Тогда Ассоль, боясь исчезновения видения, торопилась изо всех сил, и только снова увидев алые паруса, останавливалась, облегчённо вздохнув. Как только Ассоль появилась в толпе, все замолкли и расступились перед ней в страхе, и она осталась одна в пустоте, растерянная, счастливая и пристыженная. С щеками не менее алыми, чем паруса, с которых она не сводила глаз, она беспомощно протянула руки к чудесному высокому кораблю. От волнения, блеска воды и сияния алого шёлка девушка уже не могла различать, что движется: она сама, корабль или лодка, отделившаяся от корабля.

    Проверь себя

    1) Расцветёт, рассекая, восходит.

    2) Бездейственной, разговаривавшей.

    3) Растерял, раскрыв, истрёпанную.

    4) Рассвета, безмерно, изгладить.

    5) Вздохнув, растерянная, беспомощно, различать.