Студенты имеют право! Положение о правах и законных интересах обучающихся, законных представителей несовершеннолетних студентов, преподавателей в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Самарский энерге.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЗАЩИТА ПРАВ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

Студенты согласно ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» имеют права. Они перечислены в ст. 16 данного ФЗ:

1) выбирать факультативные и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Современное понятие механизма обеспечения прав человека должно основываться на признании разнообразных специальных институтов защиты прав человека. И важное место в нем должны занимать не только суды общей юрисдикции, Конституционный суд, органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, а такие специализированные органы, как омбудсмен по правам ребенка, омбудсмен по защите прав военнослужащих и т.д., деятельность которых сконцентрирована на решении проблемы обеспечения прав и свобод одной социальной группы населения. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44]

Интересен в этом плане опыт функционирования вузовского (студенческого) омбудсмена. В Российской Федерации Вузовские омбудсмены были учреждены в 1999 году в таких учебных заведениях, как Московский государственный институт международных отношений, Башкирский государственный педагогический институт и Высшая школа экономики (Москва). При этом вузами преследовалась цель создать независимый орган, который способствовал бы студентам, магистрантам, аспирантам, слушателям, преподавателям и сотрудникам решать существующие между ними, между ними и администрациями вузов споры, расхождения и конфликты. [Суняева Р.Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. Саратов. 2008].

В МГИМО омбудсмен назначается приказом ректора после утверждения его кандидатуры Ученым советом университета. На эту должность может быть назначено лицо из числа профессорско-преподавательского состава университета, имеющее стаж работы в этом вузе не менее 5 лет, пользующееся авторитетом среди студентов, преподавателей и сотрудников. защита право студент омбудсмен

Досрочное прекращение полномочий омбудсмена возможно в двух случаях: а) в случае добровольной отставки самого омбудсмена; б) по инициативе ректора и Ученого совета при невыполнении омбудсменом своих функций или грубого нарушения им норм действующего законодательства и положений Устава вуза.

Омбудсмен МГИМО принимает жалобы на действия преподавателей, студентов, администрации вуза. Он может отказаться от рассмотрения жалобы, если предмет данной жалобы выходит за рамки его полномочий, либо не содержит, по его мнению, серьезных оснований для проведения расследования, либо прошло больше года со дня нарушения прав жалобщика.

Исследуя жалобу, омбудсмен проводит независимое, нейтральное и конфиденциальное расследование. При этом он имеет право доступа ко всем документам несекретного характера, может опрашивать любого представителя администрации университета, члена коллектива студентов, преподавателей и сотрудников. Никто не имеет права препятствовать деятельности студенческого омбудсмена.

По завершении рассмотрения жалобы омбудсмен принимает решение рекомендательного характера. Если оно не выполняется, он докладывает об этом в устной или письменной форме вышестоящим по отношению к заявителю или к сторонам органам университета.

Уполномоченный по правам студентов МГИМО ведет также разъяснительную работу в университете относительно норм и правил, в соответствии с которыми решаются конфликты, используя для этого специальную литературу и университетскую газету. В необходимых случаях он обращает внимание ректора и Ученого совета на те их действия и решения, которые отграничивают конституционные права студентов, преподавателей, сотрудников вуза. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44].

К числу вузов, где вводится должность омбудсмена, относитcя и Северо-Кавказская академия государственной службы.

На уполномоченного по правам студентов будут возложены обязанности по защите прав студентов, разрешению проблем между студентами и преподавателями, а также по оказанию помощи, в том числе юридической, в решение других, не связанных с учебой проблем. [Рудковский С. РИА новости. Ростов-на-Дону. 20.01.2009].

На сегодняшний день принято решение вести такую должность и в ВУЗах города Астрахани.

В создании данной должности, т.е. Уполномоченного по правам студентов был использован опыт Ближнего Зарубежья, в частности, Кыргызского Государственного университета.

В 2008 году Омбудсмен Кыргызской Республики в присутствии участников молодежной конференции подписал приказ о создании Совета по защите прав молодежи и студентов при Омбудсмене Кыргызской Республики.

Основной целью данного общественного органа является разработка и реализация мер в области защиты прав и свобод молодежи и студентов Кыргызской Республики. Расширенные полномочия Совета, усиленные прямым партнерством с Аппаратом Омбудсмена, делают его первой в своем роде коллегиальной структурой по защите прав молодых людей. [Малиновская А., Гнездилова О., Буров П., Сиволдаев И. Права студентов (законодательное регулирование). Пособие. Воронеж, 2008].

Далее через год в октябре 2009 года у студентов Кыргызского Государственного Университета имени И. Арабаева появилась собственная организация по защите их прав - Служба уполномоченного по правам студентов, которую возглавляет Уполномоченный по правам студентов.

Было разработано положение «О службе уполномоченного по правам студентов ВУЗа», где в статье 1 говорится, что Служба Уполномоченного по правам студентов ВУЗа - это студенческая организация высшего учебного заведения, занимающаяся защитой прав и свобод студентов, аспирантов, слушателей высшего учебного заведения и абитуриентов, работающая на общественных началах.

В заключении, хотелось бы предложить создать институт Уполномоченного по правам студентов и в ВУЗах Республики Бурятии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие правовых гарантий и механизма гарантий прав и свобод. Проблемы доступа к правосудию. Цели судебной реформы, её результаты. Роль судебного толкования в механизме гарантий конституционных прав и свобод. Институт квалифицированной юридической помощи.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Создание условий для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства. Гарантия судебной защиты прав и свобод. Роль Президента Российской Федерации, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

    доклад , добавлен 11.02.2010

    Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Исследование понятия, основных способов и особенностей защиты нарушенных гражданских прав в Российской Федерации. Выявление актуальных проблем самозащиты как способа защиты гражданских прав.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Механизм государственной защиты прав и свобод. Характеристика государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. Право на сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностями самозащиты. Право на судебную защиту прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Государственное регулирование защиты прав потребителей Республики Казахстан. Общие понятия в законодательных актах. Круг основных обязанностей продавца. Многоуровневая система защиты прав и гарантий потребителя от различных фальсификаторов и обманщиков.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2014

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. История формирования и раскрытие состава конституционного правосудия, место Конституционного суда РФ в системе защиты прав и свобод человека. Институт уполномоченного по правам человека и Общественная палата.

    магистерская работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

Особенно острым вопрос прав студентов и их защиты становится во время сессии и в период поступления в учебные заведения (вузы, ссузы). Ведь, как правило, в эти моменты права студентов в основном и нарушаются, а сроки, отведенные на сессию или приёмную компанию, заставляют искать ответ на извечный вопрос «Кто прав? Кто виноват?» в быстром темпе.
Права студента состоят из трех основных частей:

Прав гражданина РФ или другой страны
- прав заказчика образовательных услуг учебного заведения
- прав на льготы по ряду общественных и государственных услуг, как представитель молодежи.
Общий перечень прав студента содержится в следующих нормативно-правовых документах:

Конституции РФ,
Федеральных законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании,
Типовом положении об образовательном учреждении, уставах вузов, ссузов и т.д., а также иных предусмотренных уставами учебного заведения локальных документах (например, «Правила внутреннего распорядка»).
По всем вопросам, связанным с нарушением ваших прав и свобод на территории учебного заведения, вы можете письменно обращаться к руководству учебного заведения, а если проблема администрацией учебного заведения систематически не решается, то необходимо обращаться в вышестоящие и контрольные органы.
По закону вам должны дать ответ в письменной форме в течение 30-ти дней. Если этого не произошло, обращайтесь в прокуратуру и (или) к правозащитным общественным организациям.

Куда можно обратиться за квалифицированной юридической помощью студенту бесплатно?

Не смотря на большой выбор всевозможных юридических on-line консультаций, мы подробно остановимся на двух самых представительных, направленных именно на работу со студентами и решение образовательных вопросов.

«Правастудентов.рф» - проект Всероссийского студенческого союза, который позволит студентам не только знать свои права, но уметь их защищать. Здесь вы найдете нормативно-правовые документы, связанные с образованием, бесплатную on-line консультацию специалиста и ответы на часто задаваемые студентами вопросы. Вот часть из них:
Может ли студент обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза? Анна, МГТУ имени Н. Э. Баумана
Может. Студенты имеют право обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в порядке, установленном законодательством РФ. Закон предполагает два способа обжалования студентами приказов и распоряжений администрации вуза: административный и судебный.
Предметом административной жалобы могут быть как локальные, так и нормативно-правовые акты (решения).
По форме жалоба может быть письменной или устной (высказанной на приеме). Подача ее не ограничена каким-либо сроком. Письменная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана. Общий срок рассмотрения жалобы - один месяц. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка, срок ее рассмотрения может быть продлен руководителем или его заместителем, но не более чем на один месяц.
Приказы и распоряжения администрации вуза, повлекшие за собой нарушения закона или превышение полномочий, а так же ущемляющие гражданские права, студент вправе обжаловать в судебном порядке.
В каких случаях студент может быть отчислен из вуза? Артур, РГУНГ имени И.М. Губкина
Студент может быть отчислен из вуза:
- за академическую неуспеваемость
- за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка вуза, правил распорядка общежития
- по собственному желанию.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства»
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства» является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере образования, науки, а также в иных сферах.
Центр создан приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 12 января 1999 г. № 40 «Об организации Центра образовательного законодательства».
На сайте центра студенты найдут для себя много справочной информации из области образовательного права, а также базу данных часто задаваемых вопросов по правам студентов. Вот некоторые из них:
После какого курса (семестра) студент имеет право на перевод на другую специальность? Какой документ это определяет? Олеся, ХМАО-Югра
Общие требования к процедуре перехода студентов с одной основной образовательной программы на другую, в том числе внутри вуза, установлены Приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. № 501. Ограничения, связанные с курсом и формой обучения, видом основной образовательной программы, на которые происходит перевод студента, Министерство не устанавливает. Министерство устанавливает следующее условие, которое должно соблюдаться вузами при переводе на места, финансируемые из соответствующих бюджетов: общая продолжительность обучения студента не должна превышать срока, установленного учебным планом принимающего вуза для освоения основной образовательной программы (с учетом формы обучения), более чем на 1 учебный год.
В соответствии с п. 5 Положения о переводе, перевод студента осуществляется на основе аттестации. Аттестация студента может проводиться путем рассмотрения ксерокопии зачетной книжки, собеседования или в иной форме, определяемой вузом.
Таким образом, законодательство не определяет, с какого курса или семестра может быть осуществлен перевод. Если в локальных актах вуза не установлены требования к сроку обучения на одной программе, предшествующему переводу, то такой перевод может быть осуществлен в любое время при условии соблюдения порядка перевода, утвержденного вышеуказанным Приказом, и сдачи аттестации в порядке, установленном вузом.
Ответ дан по состоянию законодательства на 13 сентября 2011 г.
Куда обращаться с претензиями по поводу неправомерных действий администрации образовательного учреждения?
В соответствии с п. 39 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175) студенты имеют право обжаловать приказы и распоряжения администрации среднего специального учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Необходимо от имени родительского комитета или от имени органа студенческого самоуправления направить претензию на имя Директора образовательного учреждения с указанием ваших требований и действий или решений, нарушающих на ваш взгляд права и законные интересы обучающихся, ссылки на нормативно-правовые акты, ваши просьбы. Необходимо зарегистрировать данное обращение в канцелярии (секретариате) учреждения. Если в разумный срок Директор не направит письменный ответ или направит письменный отказ в рассмотрении ваших претензий, вы можете обращаться в орган управления образованием субъекта РФ, с направлением копии обращения Директору образовательного учреждения. В случае если в месячный срок ответа от органа управления образованием не последует, или будет вынесен письменный отказ в принятии вашего обращения, вы можете обратиться в суд по месту нахождения образовательного учреждения. Можно обратиться в суд, минуя органы управления образованием. Обращение в суд с жалобой на действия (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан, регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 № 197-ФЗ).
Защищая свои права, Вы помогаете не только себе, но и другим студентам!

Вопросы и ответы по правам студентов.

  1. Что такое права человека?
    1. Говоря просто, этот термин обозначает обязанности власти по обеспечению человеческого достоинства. Это особая группа морально-правовых норм, которые распространяются только на «вертикальные» отношения: человек-власть. Это очень узкая сфера взаимоотношений. Любые другие взаимоотношения не регулируются нормами прав человека; для этого есть другие регуляторы: право, мораль и т.д. Представитель власти в этих взаимоотношениях не защищен правами человека, несмотря на то, что он человек. Он защищен другими нормами; более того, нормы права дают ему большие «вес». Человек, не облеченный властью может нарушить многочисленные нормы права или морали, но не может быть нарушителем прав человека, т.к. они предусматривают лишь узкий круг обязательств власти.
    2. К общепризнанным правам и свободам человека относят: п раво на жизнь, право на справедливый суд, право на участие в управлении государством, право на охрану здоровья, право на образование, свободу от пыток,свободу от произвольного лишения свободы, свободу от вторжения в личную жизнь, с вободы мысли, слова, собраний, религии, прессы, свободу передвижения.
    3. Кто может нарушить права студента в университете (институте), ВУЗе, ССУЗе?

— Всякий у кого есть власть над вами в текущей ситуации, может нарушить ваши права. Властью над вами может обладать преподаватель, врач, охранник, библиотекарь, медработник и т.п.

  1. Как понять, что мои права нарушаются?
    1. Если Вы понимаете, что человек, обладающий властью, совершает действие направленное против вас, которое он не должен делать, скорее всего Вы сталкиваетесь с нарушением Ваших прав. К примеру, вам предлагают заплатить за экзамен некие деньги или предоставить иные материальные ценности, за хорошую оценку, происходит нарушение как ваших прав, так и уголовного законодательства.
    2. В конечном итоге, правонарушение противоречит здравому смыслу и закону.
  2. Что делать, если мои права нарушаются?
    1. Возможно, самый простой вариант - смириться и не противиться нарушению ваших прав. В качестве «бонуса» получаете экономию Ваших сил, которые могут быть затрачены на отстаивание прав. Минус — в том, что смирение провоцирует повторение ситуации. Отсюда идем дальше:
    2. Требуется решение проблемы. Это не устранение последствий, а, именно нахождение причины конфликтной-проблемной ситуации, и ее устранение.
    3. В самом университете есть достаточно большое число лиц принимающих решения: заведующий кафедрой, декан, замдекана, директор библиотеки, проректор и, наконец, — ректор. Для решения большинства проблем достаточно обращения к начальнику сотрудника, нарушившего ваши права. В иных, более сложных ситуациях, может потребоваться вмешательство других лиц или ведомств (прокуратура, суд и т.п.). Ниже мы рассмотрим некоторые ситуации.
    4. По возможности, необходимо фиксировать факты нарушения ваших прав (обеспечить наличие свидетеля, аудиозапись, видеозапись).
  3. Оскорбляет преподаватель.
    1. Первый вариант, это подойти к самому преподавателю и непосредственно сообщить, что сейчас он унижает ваше человеческое достоинство. Но такой вариант может подойти лишь для незначительного количества ситуаций, когда Вы уверены в возможности добиться результата таким образом. Желательно также, зафиксировать акт унижения вашего или чего-либо достоинства в аудио или видео формате. Таким образом, вы получите доказательство вины преподавателя. Если оскорбляют не только вас, желательно, найти единомышленников из своей группы или других групп. Тем самым вы сможете большего добиться.
    2. Действуем по логичном шаблону (он е будет работать и дальше). Если не срабатывает первый вариант, идем дальше. Обращаемся к вышестоящему должностному лицу. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Объясняем ситуацию и просим его поговорить с преподавателем. Как правило, такой приватной беседы декана или замдекана с преподавателем достаточно.
    3. Также, как и многие другие решения, эти предполагают действия в рамках университета.
  4. Без «подарка» не обойтись?
    1. Первый вариант, это подойти к самому преподавателю и непосредственно сообщить, что сейчас он нарушает ваше право на образование и совершает уголовно-наказуемое преступление. Но такой вариант может подойти лишь для незначительного количества ситуаций, когда Вы уверены в возможности добиться результата таким образом. Желательно также, зафиксировать акт требования взятки в аудио или видео формате. Вместе с тем, желательно, найти единомышленников из своей группы или других групп.
    2. Следующий шаг. Обращаемся к вышестоящему должностному лицу. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Объясняем ситуацию и просим его поговорить с преподавателем. Как правило, такой приватной беседы декана или замдекана с преподавателем достаточно.
    3. Если нет, идем выше. Этап 3. Отправляем информацию через сайт университета или ищем проректора по учебной работе. Повторяем то же самое. В большинстве случаев дальше этого вам идти не придется.
    4. Заметим, что все эти варианты не предполагают вынесение проблемы из рамок университета.
    5. Если в стенах университета проблема не решается (например, Вы чувствуете, что существует круговая порука), можно обратиться в милицию (получение взятки – преступление), в прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека. В Перми контактную информацию вы можете получить по адресу: http://ombudsman.perm.ru/contacts/ap_uppc/
  5. Преподаватель часто приходит пьяный.
    1. Если преподавание, в целом, Вас устраивает, можно обратиться к самому преподавателю (лучше письменно, чтобы не провоцировать конфликт), заявив, что преподавание в нетрезвом виде нарушает Ваше право на образование. Возможно, этого будет достаточно.
    2. Можно зафиксировать факт присутствия преподавателя в пьяном виде в видео формате. Запись можно будет использовать либо как доказательство Ваших претензий. А можно и разместить в интернете (это на крайний случай, т.к. запись могут увидеть близкие, что может принести к сильным душевным страданиям).
    3. Можно обратиться к лицу, принимающему решение. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Как правило, приватной беседы декана с преподавателем бывает достаточно. Обращение к официальному лицу может вызвать и принятие административных мер, вплоть до увольнения преподавателя (по трудовому законодательству появление в нетрезвом виде на рабочем месте – достаточный повод для увольнения).
  6. К кому обращаться, если в медпункте не удается получить соответствующую ситуации помощь (например, при любом обращении «дают активированный уголь»)?
    1. Желательно фиксировать факт отказа в медпомощи в аудио или видео формате.
    2. Можно обратиться в другое медицинское учреждение, где получить медпомощь и справку о тех или иных проблемах со здоровьем.
    3. Обратиться с заявлением к проректору по АХЧ (с приложенной медсправкой).
    4. Вместе с тем можно получить консультацию у юристов, оказывающих бесплатную помощь пациентам. В Перми см. сайт (по заверениям создателей сайта, консультации бесплатны).
  7. В библиотеке при выдаче учебников, каждый семестр, не дают нужную и достаточно современную литературу, а вместо всем дают разное — «что есть», к примеру 80-х годов издания.
    1. Попытаться объяснить непосредственно библиотекарю, что этот учебник не соответствует требованиям преподавателя (отсылка к лицу принимающему решения).
    2. Если же и этого нет, обращаемся к заведующей библиотекой или директору библиотеки. Желательно в письменном виде. Здесь необходимо понимать, что отсутствие учебника серьезно затруднит вашу учебную деятельность, что нужно донести до лица принимающего решение.
    3. Еще один вариант, обращение к замдекану по учебной работе.
  8. Отравился в студенческой столовой.
    1. Получить справку об отравлении из медучреждения, в которое вы обращались, и сообщить об этом проректору по АХЧ, предоставить ему копию справки.
    2. Если это не сработало, обращаться в СЭС по району, где находится университет. Чтобы они уже инициировали проверку столовой или буфета.
  9. Что делать, если преподаватель относится предвзято и безосновательно занижает оценку?
    1. Для начала лучше спросить у преподавателя критерии и основания оценивания (не исключайте вариант, что недопонимаете за что снижается оценка).
    2. Если Вы считаете, что дело в межличностных отношениях, можно непосредственно сообщить, что вам не нравится его отношение к вам. Попросите объяснить ситуацию и попытайтесь найти варианты решения ситуации. (Главное, чтобы не произошло другого нарушения)
    3. Если это не помогло, можно обратиться к заместителю декана по учебной работе. Иногда, у групп есть свои преподаватели-кураторы, которые также могут помочь в решении этой проблемы.
  10. Нахамил (оскорбил) охранник, вахтер.
    1. Лучший вариант, если у вас есть свидетели. Один из них может обратиться к декану (замдекана) за помощью. Часто, даже фразы о том, что сейчас кто-то пойдет к декану (замдекана), достаточно для разрешения ситуации. Если нет, пострадавшему от нарушения имеет смысл обратиться к лицу, имеющему большую власть, и привлечь его к решению проблемы.
    2. Если ситуация периодически повторяется, лучше всего зафиксировать ее на фото, видео или аудио и также идти к лицу принимающему решения (возможно, это начальник охраны, проректор по АХЧ и т.д.).
  11. Комендант общежития запрещает посещения проживающих в нем студентов, обосновывая это карантином.
    1. Следует найти документ, регламентирующий работу общежития (Положение, Регламент, Правила и т.п.). Возможно, он имеется на сайте университета, возможно, в деканате, возможно, у коменданта (если не удается найти, следует официально обратиться к приемную ректора с просьбой предоставить документ). В нормативном документе ищем пункты, которые оговаривают правилах пропуска в общежитие лиц в нем не проживающих. Там же ищем правила, связанные с карантином. Если мы обнаруживаем в пунктах противоречие с имеющейся ситуацией, то пишем обращение на имя коменданта общежития и описываем ситуацию. Одновременно обращаемся к проректору по АХЧ с подобным заявлением (далее можно обратиться к ректору).
    2. Если действия коменданта соответствуют установленным правилам, но Вам и Вашим товарищам кажутся несправедливыми – объединяйтесь, собирайте подписи под заявлением ректору о необходимости изменить правила (ваши требования должны быть обоснованными), добивайтесь встречи с ректором, отстаивайте свою позицию.
  12. Что делать, если в общежитии долго нет горячей воды?
    1. Следует найти документ, регламентирующий работу общежития (у коменданта, на сайте, в ректорате и т.п.). В нормативном документе ищем пункты, регламентирующие бытовое обслуживание в общежитии. В хорошем нормативном документе должны быть расписаны все условия и правила. Если мы обнаруживаем там противоречие с имеющейся ситуацией, то обращаемся на имя коменданта общежития и описываем ситуацию (ссылаясь на утвержденные нормы). Одновременно обращаемся к проректору по АХЧ с подобным заявлением.
    2. Если ситуация укладывается в существующие нормы, но представляется Вам ненормальной – формулируйте свои предложения по изменению правил (они должны быть правомерны и разумны), объединяйтесь и отставайте свою позицию.

1. Пожалуйста какие есть права у студента и каким образом я могу их защитить?

1.1. У студента есть права, которые указаны в Уставе образовательного учреждения, а также общегражданские права, которые есть у любого человека.
Защищать можете в том числе и в судебном порядке.

2. Я пришла на приём к студентам в юридическую клинику. В ходе беседы выяснилось, что районный суд даа дня назад отказал ей в удовлетворении исковых требований к ответчику. Я попросила разъяснить, что в настоящее время можно сделать в рамках реализации конституционного принципа права граждан на судебную защити?

2.1. Надо обращаться с апелляционной жалобой в вышестоящий суд.

3. Какие права имеет студент, проживающий в общежитии, если имеется договор на год с указанием сроков проживания и номера комнаты на весь период, но его хотят переселить? Кто может защитить права этого студента, если он иностранец?

3.1. Добрый день, Анастасия! Права студента должны быть прописаны в указанном Вами договоре, а также в уставе образовательного учреждения. Когда мне задают вопросы по образовательному процессу в вузах, по правам и обязанностям обучающихся, их законных представителях, отчислении студентов, я всем советую в первую очередь ознакомиться с уставом. Поверьте мне, это нужно знать студенту. Все права и обязанности, как учреждения, так и обучающихся там прописаны. Что касается иностранцев, то у нас имеется ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Многое зависит от основания пребывания иностранца в России. В зависимости от основания правовой статус может меняться.

4. Оформили соц. Стипендию. Справка на право получения выдана 31.01. 2019. Кто должен предоставить справку в учебное заведение соц. защита выдавшая документ, или сам студент? И когда будет начислена первая выплата?

4.1. Должен предоставить студент. Начисление будет с момента предоставления полного пакета документов.

5. Студент магистр защитил ВКР, на экзамене вскрылось, что он представил туже тему, теже результаты, что и в бакалавровской квр. Студенту дали права пересдачи. Сейчас отчислили с правом пересдачи на 5 лет. в учебной части сказали написать заявление на нового научного руководителя и новой темы. Но зав кафедры отказывается назначать научного руководителя и сама нехочёт.т.к.была у студента.
Подскажите пожалуйста как быть в данной ситуации.

5.1. Это вопрос не юридического характера.

5.2. Не очень понятно-а каком нормативным актом запрещено писать ВКР по той же теме? Как раз наоборот, обычно так и делается-дорабатывают, усиляют и развивают предыдущую тему.
Пусть теперь обжалует в суд производ головотяпов из ВУЗа.

6. Сын защитил диплом бакалавра, но не получил его на руки. Приказом ВУЗа он остается студентом до 30 июня. Однако в военкомате сына уговорили подписать заявление в армию, и собираются призвать 17 мая. Он хочет уйти в армию после 30 июня или в осенний призыв. Имеют ли право сына забрать в армию невзирая на статус студента? Как отстаивать право отложить призыв на осень?

6.1. Почему на осень? Нет оснований для отсрочки до следующего призыва. Весенний призыв доится до 15 июля, пусть просит отложить до 1 июля, т.к. приказа об отчислении в связи с окончанием обучения еще нет, до приказа является студентом ВУЗа.
Ст.25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О воинской обязанности и военной службе".

7. В данное собираем документы на социальную стипендию. В последний момент попросили справку с места работы или о подработке, что нас очень удивило. Ведь всегда был закон, если студент работает он не имеет права на соц стипендию. Тем более я обучаюсь на очной форме обучения. Соц защита говорит что это новый закон с конца ноября. Скажите пожалуйста, правы ли они?

7.1. Здравствуйте. Нет, не правы. Выискивают основания для отказа. Но если вы реально работаете, то они это увидят через отчисления в соцстрах и ПФР.
Всего Вам самого доброго и удачного разрешения проблем.

8. У меня 2 детей. Старший студент. На второго не получаю алименты. Для оформления государственной степендии студенту, как малоимущие, соц. защита не признает справку о том, что я не получаю алименты. Соц. защита права?

8.1. Здравствуйте. Формально - права. Но ранее всегда такие справки учитывались. Просто сейчас из-за скудости бюджетов - стараются придраться ко всему.
Не забывайте, что без помощи специалиста сложно, а иногда и вовсе невозможно, защитить свои права. Всего доброго.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

10) создавать студенческие отряды и участвовать в их деятельности.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 329-ФЗ)

3. Студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее - студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1 100 рублей в порядке и на условиях, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в период с начала учебного года до сдачи зачетов и (или) экзаменов первой текущей аттестации стипендии выплачиваются всем студентам очной формы обучения первого курса. Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, - размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения. Студенты имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1 , подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере, повышенном на 50 процентов по сравнению с размером, установленным для студентов имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения.

(в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 07.07.2003 N 119-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.04.2005 N 35-ФЗ, от 06.01.2007 N 1-ФЗ, от 13.07.2007 N 131-ФЗ, от 15.07.2008 N 119-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 184-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2011 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий - четвертый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.

Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.

С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор, типовая форма которого утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.

3.1. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

4. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.

5. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

8. Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

9. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

10. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии при обучении на платной основе. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого высшего учебного заведения.