Профстандарт преподавателя профессионального образования: что, почему и зачем? Профессиональный стандарт педагога профессионального образования Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога.

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Продолжительность обучения - 108 часов.

Срок обучения - 18 дней.

Форма обучения - заочная с применением дистанционных образовательных технологий (форма обучения не отмечается в документах об образовании).

Стоимость - 1800 руб.

Тема 1. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы сущность, функции, структура, содержание

Тема 2. Основные виды и уровни организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Тема 3. Педагогические технологии организации учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов

Тема 4. Дидактические основы уроков различных типов

Тема 5. Организация воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования

Тема 6. Педагогический контроль и оценка качества образования

Тема 7. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

Тема 8. Акмеология и валеология в образовании

Тема 9. Информационные технологии в образовании

Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования — документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.

Что такое профессиональный стандарт?

Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.

Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель — повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.

Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:

  • Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего — неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
  • Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
  • Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.

Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?

В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:

  1. Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.

Неужели без профстандартов никак не обойтись?

Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.

  • Повышение качества образования. Профессиональный стандарт — инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
  • Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
  • Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.

Разработчики профстандарта преподавателя СПО, ВПО и других форм профессионального образования предполагают, что стандарт значительно повысит интерес специалистов к педагогической деятельности и увеличит ответственность за достижение результатов. Профстандарт призван избавить педагога от выполнения ненужных функций, и поможет сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Стандарт — это ещё и прекрасная мотивация для постоянного повышения квалификации учителей.

Должностная инструкция преподавателя СПО по профстандарту

К составлению должностной инструкции в условиях внедрения профстандарта педагога СПО есть четкие требования. В ней должны быть следующие обязательные разделы:

  • Общие положения. Указывается сфера деятельности, полное название занимаемой должности и кому подчиняется работник. Также указывается порядок назначения на должность и освобождения от неё, требования к знаниям, навыкам и квалификационному уровню.
  • Функции. Согласно профстандарту, перечисляются трудовые функции (ТФ), которые обязан выполнять конкретный педагог.
  • Должностные обязанности. Содержит перечень функциональных обязанностей, которые фиксируются в профстандарте преподавателя и соответствуют выполняемой ТФ.
  • Права работника.
  • Ответственность. Виды ответственности за качество выполняемых обязанностей педагога, соблюдение трудовой дисциплины, сохранность вверенных ценностей или документов.
  • Взаимоотношения. Здесь перечисляются должностные лица, с которыми у работника могут быть служебные взаимоотношения (обмен информацией).

Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца» . Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Педагог профессионального образования должен соответствовать требованиям, установленным профстандартом. Разбираемся, каким именно.

Из статьи вы узнаете:

Профстандарт педагога профессионального образования

Переход к новой системе оценки квалификации специалистов в России был начат в конце 2012 года, когда в действующий Трудовой кодекс были внесены изменения, предполагающие применение профессиональных стандартов .

Именно тогда была введена в действие актуальная редакция ст. 195.1 ТК РФ, которая определяет профстандарт как требования к уровню и характеру квалификации сотрудника, необходимой ему для выполнения возложенных на него трудовых задач.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Начиная с этого момента Министерством труда и занятости была инициирована обширная работа по формированию и утверждению профессиональных стандартов для отдельных предметных областей, к которой привлекались опытные эксперты. Каждый из итоговых документов должен был составляться в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. При этом степень проработки конкретного профстандарта зависела от нескольких факторов, включая собственно сложность данного вида профессиональной деятельности и его значимость для общества и экономики.

Скачайте документы по теме:

Обращаем внимание! Введение профессиональных стандартов не отменяет действие квалификационных справочников. И работодатель вправе сам решать каким документом ему руководствоваться при определении квалификационных требований к должности: профстандартом или квалификационным справочником.

Нельзя не признать, что по последнему критерию педагогическая деятельность является одной из самых серьезных сфер. Именно поэтому разработке профстандартов для педагогов было уделено много времени и внимания. В результате с 1 января 2017 года были введены в действие сразу пять обширных документов, устанавливающих требования к уровню квалификации педагогических работников . Одним из них является стандарт, регламентирующий применение квалификационных требований к педагогу в области профессионального обучения и профессионального образования основного и дополнительного уровней. О том, какие еще профстандарты для педагогов действуют в настоящее время, вы можете узнать в нашем материале .

Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н

Области применения профстандарта педагога профессионального образования

Специфика профессионального стандарта педагога профессионального образования заключается, в том числе, в том, что его действие распространяется на специалистов, которые задействованы в выполнении трудовой деятельности в области образования достаточно высокого уровня. В частности, положения профстандарта, утвержденного приказом № 608, распространяются на следующие категории работников:

педагоги, осуществляющие преподавательскую деятельность в образовательных организациях, уровень которых относится к среднему профессиональному;

преподаватели высших учебных заведений с различным статусом, включая университеты, академии, институты и другие организации высшего профессионального образования;

специалисты, чья профессиональная деятельность предполагает выполнение функций по разработке методик обучения.

Стоит учитывать, что выделение перечисленных категорий сотрудников в целях применения профстандарта педагога профессионального образования производится с применением Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). В свою очередь, перечисленные категории специалистов могут быть задействованы в реализации образовательного процесса по различным направлениям подготовки, начиная от среднего профессионального и выше. Какие конкретно ступени образования охватывает действие данного стандарта - читайте в нашей статье .

Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога

При этом, однако, в отдельных случаях работник, имеющий судимость, может быть допущен к работе с учащимися, однако для этого необходимо получение решения комиссии по делам несовершеннолетних.

Что касается состояния здоровья педагогических работников, то во избежание допуска к работе с обучающимися лиц, имеющих опасные заболевания заразного типа, такие специалисты должны быть подвергнуты процедуре медицинского осмотра в установленном порядке. В нашем материале мы указываем, какие виды медосмотров являются обязательными для этих сотрудников.

Обязанности педагога профессионального образования по стандарту

Педагог профессионального образования по стандарту, утвержденному приказом № 608н, должен обеспечить успешное выполнение следующих основных трудовых функций в процессе осуществления своей профессиональной деятельности:

разработка образовательных модулей и учебных программ в части содержательного и методического аспекта их реализации;

организация эффективной обучающей деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение учащимися содержания материалов, предусмотренных образовательными модулями и учебными программами;

обеспечение регулярного и качественного контроля за усвоением учебного материала на промежуточных и итоговых стадиях прохождения обучения.

В процессе реализации указанных трудовых функций педагогу профессионального обучения в рамках профстандарта следует применять и учитывать положения специальной литературы, справочных изданий, методических материалов и иную информацию, предусмотренную актуальными стандартами осуществления преподавательской деятельности.

При этом, однако, в целях обеспечения интереса учащихся к обучению и повышения качества усвоения ими преподаваемого материала рекомендуется применение форм подачи материала, соответствующих возрасту, особенностям коллектива и иным характеристикам обучающихся. Более подробно о методах оценки эффективности решения поставленных перед педагогом задач Вы можете прочитать в нашем материале .

Трудовые функции педагога

Несмотря на некоторые различия в части требований к уровню образования, опыта практической работы и других характеристик, к педагогам высшего и дополнительного образования, а также педагогам СПО профстандарт предъявляет схожие требования в части общих принципов выполнения трудовых функций по данной профессии.

В частности, в число трудовых функций педагога профессионального образования входят:

  1. осуществление преподавательской деятельности в рамках коллектива обучающихся с учетом их индивидуальных характеристик и особенностей группового взаимодействия;
  2. организация учебного процесса с элементами производственной деятельности по профилю обучения;
  3. педагогическое и организационное сопровождение обучающей деятельности в соответствии с уровнем обучения;
  4. обеспечение научной, учебной, методической и организационной подготовки реализации программ профессионального обучения в соответствии с его уровнем.

В зависимости от уровня обучения и характера преподавательской деятельности допускаются различные наименования должностных позиций, предусмотренные профстандартом: педагог дополнительного профессионального образования, мастер производственного обучения, преподаватель и другие. О том, как выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной ситуации, читайте в нашем материале .

Применение профессионального стандарта педагога

Согласно положениям действующего законодательства, подтвержденным официальными разъяснениями Минтруда, данными в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253, в настоящее время применение профстандартов в педагогической деятельности осуществляется в целях решения следующих задач:

формирование кадровой политики и управление персоналом, в том числе определение трудовых функций работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;

проведение обучения и аттестации работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;

тарификация работ и присвоение тарифных разрядов, а также установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления.

Действующее законодательство предусматривает ряд должностных позиций, для которых применение разработанных профстандартов становится обязательным с момента их официального утверждения: в нашем материале мы приводим полный перечень таких должностей.

Согласно положениям ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ позиция педагога относится к перечню должностей, для которых необходимо применение положений действующих профстандартов. Таким образом, указанные специалисты обязаны соответствовать требованиям к преподавателям по профессиональному стандарту, утвержденному приказом № 608н или требованиям, установленным квалификационным справочником.

Действия работодателя при несоответствии работника профстандарту педагога

Если оценочный центр или специальная рабочая группа, созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Кстати, Трудовой кодекс рекомендует работодателю регулярно организовывать повышение квалификации педагогических работников. Мы расскажем, как часто и каким образом необходимо направлять таких сотрудников на обучение .

Однако если все необходимые мероприятия проведены, а уровень квалификации сотрудника остается недостаточным, работодатель может провести аттестацию работника. При неудовлетворительных результатах этого мероприятия у работодателя уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). О том, как оформить увольнение педагогического работника, читайте в нашем материале .


Скачать в.doc


Скачать в.doc

В соответствии с Приказом Минтруда России №608н было установлено, что в ходе формирования кадровой политики, при управлении персоналом, заключении трудовых соглашений, проведении аттестаций, либо при разработке должностных инструкций, затрагивающих специальность преподавателя СПО, будет необходимо использовать соответствующий профессиональный стандарт.

Зачем нужен стандарт

Согласно статье 195.1 ТК РФ , профстандарт (ПС) представляет собой характеристику того уровня квалификации, который должен иметь сотрудник организации или учреждения, чтобы осуществлять профессиональную деятельность определённого вида, включая выполнение всех трудовых функций.

Говоря иначе, профстандарт – это документ, отражающий перечень умений, знаний и навыков, которые требуются человеку для того, чтобы справляться со своими обязанностями по работе. Его применение позволяет:

  • Добиться повышения качества образования.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегических образовательных задач и даёт специалисту возможность успешно ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Он также помогает добиться повышения уровня отечественного образования до международных стандартов.

  • Адекватно оценить уровень квалификации работника.

Наличие единого профстандарта значительно ускоряет и упрощает процесс оценки квалификационного уровня педагога СПО.

  • Успешно регулировать разрешение кадровых вопросов и значимых моментов в трудовых взаимоотношениях со специалистами.

Все приведённые в стандарте положения следует использовать при отборе педагогов в учреждения образовательного типа. Трудовой договор работника и работодателя также формируется в соответствии с ПС.

Важно! Хотя профессиональный стандарт имеет свою изначальную форму, в местных учреждениях его наполнение может корректироваться путём внесения дополнительных положений и уточнения уже существующих разделов документа.

Обязательно ли его применять

По мнению разработчиков профстандарта, предназначенного для преподавателей СПО, данный документ должен положительным образом сказаться на интересе педагога к сфере его трудовой деятельности и повышению уровня ответственности за достижение требуемых результатов.

Профессиональный стандарт позволяет педагогу не отвлекаться на выполнение функций, не имеющих отношения к его прямым обязанностям . Это позволяет освободить больше сил и времени на повышение педагогической квалификации.

Таким образом, использование профстандарта не является строго обязательным, однако его применение рекомендуется с целью улучшения квалификационных показателей отдельных специалистов и укрепления образовательной системы в целом.

Структура профстандарта

В соответствии с требованиями Приказа №608н от 8 августа 2015 года , утверждённого Министерством труда Российской Федерации, профессиональный стандарт включает в себя следующие данные:

  1. Общая информация. Раздел посвящён указанию общих наименований трудовых функций, а также в нём приведена кодовая классификация рода деятельности специалиста.
  2. Функциональная карта. Вторая часть содержит описания общих функций, которые следует выполнять педагогу. Возможно, что обобщённые направления деятельности будут делиться на более узкие и конкретные, для каждой из которых указывается необходимый уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Все приведённые во втором блоке позиции получают подробную расшифровку. Рядом указывается точный перечень действий, которые потребуется осуществить для реализации каждой из приведённых функций.

В третьем разделе также имеется подробное перечисление, всех умений и знаний, которые потребуются педагогу, чтобы успешно выполнить поставленные перед ним задачи. В последней (4-й) части документа указаны данные об организациях, которые занимались разработкой ПС.

Основные обязанности согласно документу

Преподаватель СПО – это педагог основного и дополнительного профессионального обучения и образования. В соответствии с профстандартом в число его основных обязанностей входит:

Также педагог СПО может заниматься преподаванием по программам бакалавриата, магистратуры, специалиста и аспирантуры в рамках своей специальности.

Установленные требования к преподавателю

Среди основных требований, которые предъявляются специалисту в соответствии с профстандартом можно выделить следующие:

  • наличие соответствующего образования (среднее профессиональное или высшее по соответствующему профилю, возможно наличие профессиональной переподготовки);
  • наличие опыта практической работы;
  • соответствие особым условиям допуска к работе:
    • отсутствие ограничений на ведение преподавательской деятельности;
    • наличие результатов предварительного (проводимого до принятия специалиста на работу) медобследования;
    • своевременное прохождение аттестаций на соответствие занимаемой должности.

В самом ПС приводятся более подробные комментарии по каждому из приведённых пунктов, и все их следует учитывать при осуществлении трудовой деятельности по специальности преподаватель СПО.

Какими компетенциями должен обладать педагог СПО

Структурными компонентами профессиональной компетенции (компетентности) преподавателя СПО являются следующие её виды:

Помимо этого преподаватель должен быть осведомлён относительной целей и содержания ФГОС СПО, принципах построения процесса обучения, способах применения современных образовательных технологий.

Профстандарт позволяет обеспечить максимальную конкретизацию направленности рабочей деятельности педагога СПО, повысить её эффективность и поддержать квалификационный рост специалиста. Именно поэтому активное использование данного документа является необходимой составляющей рабочего процесса.

Вашему вниманию видео о среднем профессиональном обучении.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.