Царица пульхерия. Пульхерия греческая, царица

23 сентября (10 сентября по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением (семнадцатый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, канун седмицы, на которой празднуется великий двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Липецких святых, Собору Алтайских святых , а также память 29 поименно известных угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Благоверная царица Пульхерия . Святая V столетия , дочь императора Аркадия, царствовавшего в Восточной Римской империи в 395-408 годах от Рождества Христова, соправительница и наставница своего родного брата, императора Феодосия II Младшего (правил в 408-450 годах ), а затем — супруга императора Маркиана, царствовавшего в 450-457 годах .

Важно отметить, что во время правления своего брата Феодосия II святая Пульхерия была оклеветана его женой Евдокией и изгнана. Однако во времена, когда в Империи начались серьезные нестроения, брат раскаялся и пригласил сестру снова помогать ему в правлении.

В 450 году , за три года до своей блаженной кончины, 51-летняя Пульхерия вышла замуж за преемника Феодосия, полководца Маркиана, сделав его императором, став ему наставницей и помощницей, но сохранив в этом браке девство.

Святая Пульхерия многое сделала для уврачевания церковных смут и борьбы против ересей, которые раздирали Церковь Христову в V веке . Так, именно она инициировала низвержение с Константинопольской архиепископской кафедры ересиарха Нестория в 431 году , а в 451 году по инициативе святой Пульхерии был созван Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне против монфизитской ереси Диоскора и Евтихия.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора Вифинские . Эти святые страдалицы за Христа и Его Церковь сподобились мученических венцов в малоазийской области Вифиния в начале IV столетия от Рождества Христова. Святые Минодора, Митродора и Нимфодора были родными сестрами-христианками, в юности давшими обет безбрачия. Уединившись в пустынном месте, они все время проводили в молитве и аскетических подвигах.

Господь даровал святым сестрам способность исцелять больных молитвой, а потому слава о девах очень быстро распространилась по всей Вифинии. Однажды о будущих мученицах узнал правитель области Фронтон, приказавший арестовать их и подвергнуть пыткам. Первой во время истязаний отошла ко Господу Минодора, но даже вид истерзанной старшей сестры не поколебал в Митродоре и Нимфодоре верности Христу. После страшных пыток погибли и младшие сестры.

Язычники пытались сжечь тела святых мучениц, но сильный дождь не позволил надругаться над мощами, а молния поразила нечестивого правителя Фронтона и его слуг. Вифинские христиане благоговейно погребли страдалиц, и сегодня частицы их мощей почивают в том числе в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон.

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора Вифинские. Фото: www.pravoslavie.ru

Апостолы от 70-ти Апеллий, Лукий и Климент . Эти святые I столетия от Рождества Христова входят в число семидесяти апостолов, среди которых как ученики Самого Спасителя, которых Он избрал вслед за первыми 12-ю апостолами, так и ряд учеников других апостолов. Апостол Апеллий был епископом в городе Смирне, апостол Лукий — в Лаодикии Сирской, а апостол Климент — в Сардике. О каждом из них имеются краткие упоминания в Священном Писании, а именно — в Посланиях первоверховного апостола Павла .

Мученик Варипсав, пустынник . Святой страдалец I — начала II столетий от Рождества Христова. Согласно кратким житийным сведениям, отшельник Варипсав был хранителем величайшей святыни — собранной в сосуд в день Распятия Господня Крови и воды, которые истекли из ребра Христова. Святой Варипсав был убит разбойниками, пожелавшими завладеть этой святыней.

Святители Петр и Павел, епископы Никейские . Святые, занимавшие Никейскую епископскую кафедру в разные годы, но равно прославившиеся как защитники истинной веры. Известно, что святитель Петр был борцом против иконоборческой ереси в первой половине IX века от Рождества Христова, за что претерпел страдания. Известны несколько писем преподобного Феодора Студита к святителю Петру, относящиеся к 816-823 годам .

Преподобный Павел Печерский, Послушливый . Русский святой XIII - XIV столетий от Рождества Христова, совершавший монашеские подвиги в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Святой Павел проходил самые трудные послушания, никогда не роптал, совершая их с непрестанной молитвой. За это преподобный Павел и получил прозвание Послушливый.

Преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский, Вологодский чудотворец . Русский святой XV века , выходец из знатного княжеского рода, оставивший мир и в двадцатилетнем возрасте принявший монашеский постриг в Кубенском Спасо-Каменном монастыре. Несмотря на происхождение, святой Иоасаф безропотно совершал аскетические духовные подвиги, прославившись глубокой молитвенностью, строжайшим постничеством и любовью к священным книгам. Преподобный прожил недолгую земную жизнь, после пяти лет монашеских подвигов он мирно отошел ко Господу в 1453 году от Рождества Христова.

Преподобный князь Андрей, в иночестве Иоасаф, Спасокубенский, Вологодский чудотворец. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученики Исмаил Кудрявцев, Евгений Попов, Иоанн Софронов, Константин Колпецкий, Петр Григорьев, Василий Малинин, Глеб Апухтин, Василий Максимов, Иоанн Попов, Петр Юрков, Николай Павлинов, Палладий Попов, пресвитеры, преподобномученики Мелетий (Федюнев), иеромонах, и Гавриил (Яцик), архимандрит, мученик Симеон Туркин, мученица Татиана Гримблит (1937). Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий (1938) . Православные священнослужители, в том числе один в архиерейском сане, и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в годы так называемого Большого террора (1937-1938 ) эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Пульхерия родилась в Константинополе в 399 году, спустя 4 года после того, как её дедушка император Феодосий Великий официально разделил свои владения между сыновьями. Папа Пульхерии Флавий Аркадий стал властелином Восточной Римской империи. Правителем он был неплохим, но чересчур мягкохарактерным. По крайней мере, в императорской семье всем заправляла его жена Евдоксия. Красавица вертела безвольным мужем как хотела. В городе шушукались, что она изменяет императору направо и налево. Её распутство осуждал с амвона даже константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст, за что угодил в опалу. Евдоксия родила императору четырех дочерей и сына. Правда, по слухам, истинным отцом маленького Феодосия был высокопоставленный чиновник Иоанн.

Когда Пульхерии исполнилось пять лет, её мать умерла. Еще через четыре года скончался император Аркадий. Девятилетняя Пульхерия вдруг оказалась главой семьи (её старшая сестра Флацилла умерла в совсем раннем возрасте). По римским законам императором мог стать только мужчина, поэтому византийскую корону возложили на голову семилетнего Феодосия. Следующие шесть лет государственными делами управлял префект претория, то есть столичный губернатор Анфемий Флавий. Он сумел наладить снабжение Константинополя хлебом, возвел вокруг города высокие крепкие стены и с помощью дипломатии сумел сохранить в неприкосновенности восточные и северные рубежи Византии, осаждавшиеся персами и гуннами. В 414 году власть крепко взяла в свои маленькие руки 15-летняя Пульхерия. Дальнейших следов Анфемия историки отыскать не сумели. Некоторые из них предположили, что Анфемий хотел жениться на юной Пульхерии, но эта попытка закончилась для него плачевно.

4 июля 414 года Пульхерия провозгласила себя регентшей при младшем брате с чином августы. Византийский сенат не замедлил это законодательно утвердить. Новая правительница, призвав в свидетели весь византийский народ, дала обет безбрачия, посвятив свою девственность богу. Сегодня трудно сказать, что именно послужило причиной такого поступка, но её подданным чистота помыслов новой августы явно пришлась по душе.

Монеты с изображением августы Пульхерии. Около 420 года. Источник: wikipedia.org

Не могли не понравиться благочестивым византийцам и порядки, заведенные Пульхерией в императорском дворце. Теперь он разительно отличался от времен её мамочки. Дворец стал больше напоминать монастырь. Его обитатели проводили большую часть времени в совместных молитвах, а вход в личные покои августы был запрещен всем мужчинам кроме Феодосия и дворцовых евнухов. Пульхерия явно обладала способностями харизматичного лидера: под её влиянием обеты безбрачия дали её младшие сёстры Аркадия и Марина.

Юный император Феодосий государственными делами интересовался мало, но старшая сестра упорно готовила его к управлению империей. Это напоминало тренировку: Пульхерия учила Феодосия приличествующей государю походке, правильному восседанию на троне, умению разговаривать с подданными, повышая голос лишь в необходимые моменты. Кто бы ни был отцом Феодосия, характером он явно походил на покойного императора Аркадия — был таким же мягким и безвольным. Он покорно терпел сестринскую дрессировку, а, едва освободившись, тут же бежал в дворцовую библиотеку, где часами читал и переписывал старинные манускрипты. За любовь к чистописанию и образцовый почерк император даже получил прозвище, под которым остался в истории, — Феодосий II Каллиграф.


Бюст Феодосия II. V век, Источник: wikipedia.org

Пульхерия же, потренировав брата, принималась за государственные дела. Больше всего она уделяла внимания поддержке церкви или филантропии. Августа возводила храмы и приюты для бедняков. Постепенно богадельни составили целый район Константинополя, который получил название Пульхерианай. Августа всячески содействовала распространению и укреплению христианства в империи и за её пределами, а также борьбе с инаковерующими. Она одобрила зверскую расправу над александрийской ученой Гипатией, с которой фанатичные христиане острыми раковинами содрали кожу и мясо лишь за то, что та не разделяла их веру. Пульхерия от имени Феодосия запретила строительство новых синагог в Константинополе, и повелела снести старые. Её покровительство христианским проповедникам в Персии привело к войне Византии с восточным соседом.

Непосредственным поводом для неё стало разорение персидскими христианами зороастрийского святилища. Персы возмутились такому оскорблению их религиозных чувств, и по всей стране начались погромы христиан. Тут уж встала на дыбы Византия и объявила Персии войну. Проблема заключалась в том, что войско по традиции должен был возглавлять император, а Феодосий не умел и не хотел командовать. Тогда Пульхерия придумала «духовное руководство» армией и объявила собственную девственность покровительницей византийского войска. Двухлетняя война закончилась мирным договором, по которому стороны остались при своих. В Византии этот итог был объявлен славной победой, которой страна оказалась обязанной непорочности августы Пульхерии.

Пока на восточных рубежах империи шли боевые действия, Феодосий был занят личными делами: сестра подыскала ему невесту. Гречанка Афинаида была хороша собой, но бедна. Она обратилась к Пульхерии за помощью в дележе небольшого отцовского наследства. Красавица понравилась августе, и та осведомилась, девственна ли гречанка. Убедившись в непорочности Афинаиды, Пульхерия представила её брату. Красота гречанки так впечатлила императора, что её тут же окрестили под именем Евдокии и 7 июня 421 года сыграли свадьбу.

Молодая жена оказалась умна и образована. Феодосий в ней души не чаял. В январе 423 года после рождения первой дочери, он объявил Евдокию августой, уровняв таким образом её с сестрой. Это не понравилось Пульхерии. Еще большую её тревогу вызвали новые порядки во дворце. Получившей эллинское воспитание Евдокии монастырский уклад был совсем не по душе, и во дворце стали звучать не только молитвы, но и стихи, и даже, о, ужас, весёлые песни. Влияние Пульхерии на брата явно ослабевало. Она начала настоящую борьбу с невесткой за императора. Еще больше эту борьбу обострили внутрицерковные распри.

В 428 году константинопольским архиепископом стал Несторий. Он был ярым противником всяческих ересей, которые, по его мнению, слишком расплодились в Византии, однако понимал, что только огнём и мечом еретиков не вразумить. Несторий предпринял реформу церковных обрядов, задумав включить в них элементы еретических вероучений, чтобы вернуть раскольников в лоно истиной церкви. То, что у него получилось в итоге, возмутило ортодоксов, и они объявили еретиком самого Нестория. Помимо обрядов, правоверное священство в обеих римских империях возмущали и взгляды Нестория. Тот осмеливался рассуждать о человеческой и божественной природе Христа и отказывался величать деву Марию именами, которых нет в Евангелии. «Она не богородица, проповедовал Несторий, — ведь она родила человеческого младенца, а не бога». Максимум, на что он соглашался, так это называть Марию христородицей.


Большинству обычных верующих подобные тонкости были непонятны, но Пульхерия почувствовала в этом покушение на принявший к тому времени государственный размах культ собственной непорочности и объявила Несторию настоящую войну. В этом её поддерживал александрийский епископ Кирилл, тот самый, под руководством которого убивали несчастную Гипатию.

Император с женой симпатизировали Несторию, что тоже бесило Пульхерию. Ходили слухи, что архиепископ в разговоре с Феодосием обвинил его сестру в многочисленных романтических связях, и чуть ли не в проституции, но это вряд ли могло быть в действительности: трудно представить, что у богобоязненного монарха и архиепископа зашел разговор о сексуальной жизни членов императорской семьи.

Во многом благодаря активной деятельности Пульхерии, в 431 году в Эфесе специально для обсуждения персонального дела Нестория был созван Вселенский собор. Несмотря на поддержку константинопольского архиепископа лично императором, собор осудил несторианскую ересь. Собравшееся священство сделало это не только под влиянием теологических аргументов, но и под давлением воинствующих адептов Кирилла Александрийского. Они угрожали делегатам собора физической расправой, если те не низложат Нестория. Пришлось архиепископу уйти в отставку. Пульхерия торжествовала победу и не преминула её отпраздновать. В столичных соборах звонили колокола, а по улицам Константинополя бродили толпы, кричавшие «Да здравствует дева Мария! Да здравствует дева Пульхерия!».



Торжественная процессия, возглавляемая Пульхерией и Феодосием II. (Резьба по слоновой кости)

Благоверная царица Пульхерия, дочь греческого императора Аркадия (395-408), была соправительницей и наставницей своего брата Феодосия Младшего (408-450). Получив разностороннее образование, она отличалась мудростью и благочестием, являлась твердой последовательницей православного вероучения. Ее заботой был сооружен храм Пресвятой Богородицы во Влахернах, а также другие церкви и монастыри. При ее содействии был созван в 431 году в городе Ефесе III Вселенский Собор против Нестория. Из-за происков врагов и жены императора Феодосия Евдокии царица Пульхерия была отстранена от управления. Она удалилась в уединение, где проводила благочестивую жизнь. Однако без нее начались волнения, и через некоторое время, по просьбам своего царственного брата, она возвратилась, усмирив вызванные возникшими ересями смуты. После смерти Феодосия Младшего на царство был избран Маркиан (450-457). Святая Пульхерия хотела вновь удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.
Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.
В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась в возрасте 54 лет от роду в 453 году.

Молитва о даровании детей

Услыши, Боже милосердый и всемогущий, моления наша, буди милостив нам и низпосли нам благодать Твою. Яко давый закон умножения рода человеческаго, буди и нам милостивным покровителем, да помощию Твоею исполнится и на нас Тобою установленное. Ты властию Твоею из не сущаго вся сотворил еси и положил еси начало всему, в мире сущему - сотворил еси и человека по образу Своему и тайною высокою освятил еси союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковию Своею.
Призри, Милосерде, на нас, рабов Твоих, союзом брака соединенных и о помощи Тя умоляющих, да будет на нас милость Твоя, да будем яко лозы плодовиты и да увидем сыны сынов своих даже до третияго и четвертаго рода, и, старости достигше, войдем в Царство Небесное, милостию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает с Тобою всякая слава, честь и поклонение и со Святым Духом во веки. Аминь.

Молитва супруги, имущей плод чрева

Боже великий, животе и жизни подателю и хранителю! Благодарю Тя, яко милостию Твоею и мене, смиренную рабу Твою, причастной соделал еси благодати чадородия: се бо имам плод чрева. Обаче веси, Господи, яко боюся, да не како грех моих ради люте постражду раждающи, и того ради к милосердию Твоему прибегаю,
Не молю Тя, да избавиши мя участи всего рода нашего женскаго, ему же определил еси в болезнех раждати чада, общий бо закон есть нам, согрешившим. О сем же молю Тя: егда приидет час мой, даждь ми ослабу и разрешение нетрудное, избави мя от болезней непосильных. Исполни, Господи, желание сердца моего, вкупе же и желание супруга моего, егоже дал ми еси. Даждь нам радость рождения новаго человека в мир Твой. Да явится младенец цел, здрав и крепок, и да ктому не помним скорби за радость, благодатию и щедротами еди-нороднаго Сына Твоего, Иже нас ради воплотися от пречистых кровей Марии Девы, в ложеснах носим бысть и плотию рождение восприят, Емуже с Тобою слава подобает и со Святым Духом во веки. Аминь.

Противоядие от шума - добрые помыслы

«Нынешние люди, к сожалению, пользуются шумной техникой даже для незначительных дел. Поэтому если кто на время окажется в шумной обстановке, ему нужно возделать в себе добрые помыслы. Заставить людей не включать ту или иную шумную технику ты не можешь. Вместо этого сразу же сам включай добрый помысл. Например, ты слышишь, как работает опрыскиватель, и он напоминает тебе шум вертолета. Подумай так: "Могло случиться, что какая-то из сестер тяжело заболела и прилетел вертолет, чтобы забрать ее в больницу"; представь, как бы ты была тогда расстроена, а сейчас, слава Богу, мы все здоровы. В этом деле требуется разум и находчивость, искусство включения доброго помысла.
- А если, Геронда, испорчены нервы?
- Испорчены нервы? Это что же такое значит? Может быть, испорчен помысл? Нет ничего лучше доброго помысла. Любое искушение отражайте добрым помыслом. Например, кто-то громко хлопнул дверью - скажи себе: "А если бы, упаси Боже, с какой-нибудь сестрой что-то случилось, если бы она ударилась и сломала ногу, то разве смогла бы я уснуть? А сейчас просто хлопнула дверь - ну что же, видно, у сестры было какое-то дело". Один добрый помысл помогает человеку так, как ничто другое.
Задача в том, чтобы человек из всего извлекал пользу для духовной борьбы. Нужно постараться стяжать в себе внутреннее безмолвие. Включая в работу правый помысл, можно извлечь пользу даже из шума. Самое основное - правильное отношение к происходящему. Всему нужно противопоставлять добрые помыслы».
Старец Паисий Святогорец

О благочестии

Основной принцип отношения человека к ближнему - честность, при этом нормой являются правдивость и искренность.
Честь и честность суть предпосылки и условия религиозного благочестия. Они дают нам право со дерзновением обращаться к Богу, сознавая свое собственное достоинство и видя в то же время в другом человеке сопутника к Богу и сонаследника Божией благодати.
Упражнению в благочестии (см.: 1 Тим. 4, 7), преуспеванию в нем (см.: 1 Тим. 6, И) должна быть подчинена вся жизнь верующего человека, который призван оставаться при этом духовно-трезвенным и не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (см.: Иак. 1, 26).
Благочестие - это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек - Бог), церковный этикет - это горизонталь (человек - человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1 Ин. 4, 12), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).
Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
Существует мнение, что "манерничать ни к чему", так как Бог смотрит на сердце. Последнее, конечно, верно, но ведь и сама добродетель оскорбляет, если она соединяется с отталкивающими манерами. Безусловно, что за блестящим обхождением могут скрываться ужасающие намерения, что связано со знаковым характером нашего поведения, когда, скажем, жест может открывать истинное наше состояние или желание, но может и скрывать. Так, Пон-тий Пилат в одном современном романе, умывая руки на суде над Христом, дает этакое толкование своему жесту: "Пусть хоть жест будет элегантен и символ безупречен, коль поступок безчестен". Подобные способности людей с помощью многозначности жеста, хороших манер скрывать худое сердце не могут служить оправданием при отсутствии церковного "хорошего тона". "Плохой тон" в храме может стать претыканием малоцерковного человека на его пути к Богу. Вспомним стенания и жалобы новообращенных, которые приходят в храмы и встречают там порой просто варварское отношение к себе со стороны тех, кто считает себя воцерковленным. Сколько грубости, примитивного менторства, неприязни и непрощения можно встретить в иных общинах! Скольких людей - в особенности из числа молодежи и интеллигенции - утеряли приходы из-за этого! И когда-то они, эти ушедшие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послужил таким соблазном на пути к храму?
Богобоязненный и церковно-воспитанный человек, если и видит что-либо неблагопристойное в поведении иного, лишь с любовью и уважением исправляет брата или сестру. Показателен в этом отношении случай из жития преподобного Арсения Великого: «Старец сей удержал одну привычку из своей мирской жизни, именно - иногда он, садясь, полагал ногу на ногу, что могло показаться не совсем благопристойным. Некоторые братия видели это, однако никто из них не осмелился сделать ему замечание, потому что все весьма уважали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: "Пойдите к авве Арсению, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сделайте мне замечание, что я нехорошо сижу. Я стану просить у вас прощения; вместе с тем мы исправим и старца".
Они пошли и сделали так. Преподобный же Арсений, поняв, что так неприлично сидеть иноку, оставил свою привычку» (Жития святых. Месяц май. День восьмой).
Вежливость, как составляющая этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божию. Обычно под вежливостью понимают не только искусство проявлять внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы имеем к человеку, но и искусство быть приветливым с людьми, к которым мы не имеем расположения. Что это - ханжество, лицемерие? Для человека духовного, знающего сокровенную диалектику внешнего и внутреннего, вежливость может стать средством на пути стяжания и развития смирения.

Дочь императора Восточной Римской империи Аркадия и Евдокии. Когда император скончался, в году, престол унаследовал её младший брат Феодосий II , которому было всего восемь лет. Опекуном его был назначен умный и добродетельный вельможа Анфимий. Пульхерия далего превосходила брата дарованиями ума и твёрдостью воли, и вскоре сделалась на деле соправительницей и наставницей Феодосия. Прекрасно владея греческим и латынью, она получила разностороннее историческое, философское и богословское образование. С молодых лет она искренне полюбила благочестие и являлась твердой последовательницей православного вероучения. В году она была объявлена августой , соправительницей императора.

Соправительница царя Феодосия

Недостаток опыта в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума и доброжелательностью. Она не решала государственных дел без молитвы и советов с добропорядочными вельможами. При Пульхерии внутренние волнения в стране утихли, с соседними державами был поддержан или восстановлен мир, сбор податей упорядочен, армия и флот приведены в хорошее состояние.

Брату она обеспечила широкое образование и старалась внушить, что без веры и благочестия лучшие дарования бесполезны. Она также воспитывала своих младших сестёр, Аркадию (+ 444) и Марину (+ 449). Чуждая мирской жизни, Пульхерия дала обет остаться девственницей до гроба и запечатлела его памятником: в Соборном храме был поставлен престол из золота и драгоценных камней с надписью: "Обет девства". Сестры её также решили посвятить себя служению Богу. Дворец при Пульхерии был истинно христианским домом, где не было место ни роскоши, ни праздности. Вместе с сёстрами Пульхерия совершала подвиги покаяния и молитвы, а в их покои не ступала нога мужчины. Строгим постом и трудами она усмиряла греховные помыслы. Соправительница принимала просителей и министров только в определённое время и на людях. Всё это способствовало укреплению нравственности в империи, - обеты царевен преграждали путь придворным интригам.

Когда Феодосию исполнилось 20 лет, Пульхерия решила найти ему невесту. Выбор её пал на Афинаиду , которая была красива и хорошо образована. Вскоре после крещения с именем Евдокия и брака, Евдокия-Афинаида в году была объявлена августой, а Пульхерия, хотя и оставалась соправительницей на деле, постаралась отойти в тень. Все государственные дела решались от имени Феодосия, он же подписывал все указы.

Однако, добродушный и доверчивый Феодосий, привыкнув полагаться на сестру, часто подписывал указы не глядя, чем пользовались чиновники для ограбления казны и притеснения личных врагов и невинных. Доходило до того, что управление целыми странами и народами можно было купить у публичных банкиров, а законы оказывались бездействены . Пульхерия как-то решила преподать императору урок и подложила в стопку бумаг документ, передававший императрицу Евдокию в рабство ей, Пульхерии. Когда император призвал к себе жену, Пульхерия не отпустила её из своих покоев, предъявив царский указ о том, что Евдокия - её собственность. Вняв укору, Феодосий обещал быть осторожнее.

Царевна Пульхерия радела об утверждении Православия и освящения столицы святынями. При содействии царевны Пульхерии был созван в году в городе Ефесе III Вселенский Собор против несторианства . Она была покровительница таких святителей как Кирилл Александрийский и Флавиан Константинопольский . По её же совету император Феодосий отправил в Иерусалим большую сумму денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими камнями для водружения на лобном месте . Иерусалимский первосвятитель в знак признательности послал царю часть мощей святого первомученика Стефана . Святыня была встречена с подобающими почестями и положена в построенном Пульхерией в столице храме во имя первомученика . Благочестивая Пульхерия отдала почести и святителю Иоанну Златоусту : его мощи были перенесены из заточения и торжественно положены в храме Апостолов .

В опале

Однако, между тем отношения между Пульхерией и Евдокией стали портиться и в 430-х годах императрица удалилась от двора в Иерусалим , до года. Около того времени место советника императора занял евнух Хризаф, способный полководец, но безнравственный и жадный до денег. Он стал противником Пульхерии, которая не раз препятствовала его замыслам, и настроил Евдокию против царевны. Постепенно, по своей слабости и недальновидности, в заговор был вовлечён и сам император Феодосий. Хризаф убедил царя что Пульхерия имеет слишком много власти, и Феодосий потребовал у Константинопольского патриарха, чтобы тот посвятил Пульхерию в диакониссы . Святитель отказывался, указывая что не может посвящать кого-либо без воли посвящаемого, но император настаивал . Тогда патриарх уведомил Пульхерию о замысле и она отошла от правления и удалилась из города в Евдомон .

Уединившись, Пульхерия проводила благочестивую жизнь, читая душеполезные книги, молясь и отдаваясь подвигам покаяния. Однако, тем временем по воле Хризафа империю захлестнула волна террора против православных, монофизит Евтихий стал любимцем двора, а в некоторых областях начались народные волнения. В году императрица Евдокия была уличена в связи с неким Павлианом и сама удалилась на покаяние в Иерусалим . Феодосий с большим трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец. Наконец она решилась встретиться с братом и открыла его глаза на положение дел. Феодосий приказал сослать и казнить Хризафа, а Пульхерия снова стала соправительницей .

Императрица

В году, после кончины императора Феодосия II, Пульхерия призвала опытного и благочестивого полководца Маркиана пока никто не ещё знал о смерти царя. Она сказала, что избирает его из всего сената, как достойнешего, и предлагает ему императорский престол и свою руку, с условием что он соблюдёт её девство. Маркиан согласился, и Пульхерия, призвав Царьградского патриарха и сенат, объявила его царём . Маркиан вступил во второй брак с Пульхерией, но не нарушил своего обещания и она осталось девой.

Заботами царицы Пульхерии был созван в году IV Вселенский Собор в Халкидоне против монофизитства . Блаженная императрица основала в столице много богоугодных заведений, больниц, странноприимных домов. При ней были построены три знаменитых храма Богоматери: Влахернский , Одигитриевский и Халкопратийский . Икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой и доставленная из Палестины еще императрицей Евдокией, была поставлена в храме Одигитрии . Пульхерия также основывала монашеские обители, назначая для их содержания постоянную сумму денег и определённое количество хлеба. В частности, с её именем связано основание обителей на месте Афонских Эсфигмена и Ксиропотама . Дела империи не препятствовали её молитве, чтению, посещению бедных и прислуживанию больным.

Девственная императрица была почитательницей Божией Матери . Не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, она одно время хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя. Она также учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду

Греческий император Аркадий1, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и скромностью. То был великий дар Божественного Промысла греческому царству - в помощь юному Феодосию и в защиту православия от нападений еретиков2. Мудрая не по годам, она принята была братом в соцарствование и получила титул Августы3. Ей было 16 лет, когда, достигши власти, она начала управлять греческой империей не с разумением жены, а с мудростью мужа, вызывая удивление всего тогдашнего мира: так дано было ей от Бога за чистоту ее жизни. Ибо по любви своей к Богу, а также заботясь о мире и спокойствии своих подданных, она отказалась от замужества, чтобы не было каких-либо раздоров между ее мужем и братом, и, обручив себя Богу, до смерти пребывала в девстве: а в знак поручения своего девства Богу устроила в соборной4 церкви св. престол из золота и драгоценных камней, дивной работы и многоценный. Сестер своих она также убеждала хранить девство, и они дали Богу обет хранить девическую чистоту до самой кончины своей и жили вместе с ней в посте и молитвах, повинуясь ей не только как старшей сестре, но и как матери и царице.
Пульхерия была вместо матери и брату своему, императору Феодосию, и всячески заботилась о нем, научая его страху Божьему. Хорошо зная греческий и латинский языки, она сама была его учительницей и учила его не только книгам, но и благонравию; она давала ему наставления в том, каков он должен быть в беседе, как должен вообще держать себя, как наказывать и миловать виновных, словом - учила его всему тому, что необходимо для доброго правителя. И доброе семя пало не на худую землю, ибо он во всем слушался ее; и полученное им доброе воспитание привело к тому, что, достигши зрелого возраста, он более других царей быль добр, кроток, терпелив, незлобив, мудр, рассудителен и милосерд; но, кроме воспитания, и молитвы святой Пульхерии помогали ему в жизни. Она устроила благолепный храм во имя Пречистой Богородицы во Влахернах5 и многие другие церкви и монастыри, и раздавала обильную милостыню нищим. Ее заботами греческое царство пребывало, кроме внутренних еретических волнений, в мире и тишине.
Когда Феодосию пошел двадцатый год и настало время ему вступить в супружество, блаженная Пульхерия озабочена была приисканием ему достойной жены. В это время из Афин6 прибыла в Царьград одна девица, по имени Афинаида, языческой веры, прекрасная собой, скромная и разумная, дочь славного философа7 Афинского Леонтия, наученная отцом астрономии, геометрии и всякой еллинской8 мудрости и превосходившая разумом многих мудрецов. В Царьград явилась она по следующему поводу. Отец, умирая, разделил все свое достояние между двумя сыновьями своими Валерием и Аэцием, а ей не оставил ничего, кроме нескольких золотых монет; когда же родственники и соседи спрашивали его, что он оставляет своей дочери, Леонтий отвечал: "Довольно с нее ее красоты и мудрости".
По смерти отца два брата разделили между собою все отцовское имущество, а сестре не дали ничего: с жалобой на братьев она и явилась в Константинополь. Увидев ее, святая Пульхерия обратила внимание на ее красоту, благонравие и ум и решила женить на ней брата. Но сначала она привела ее к вере Христовой и приблизила ее к себе, как родную дочь, и только тогда уже как достойную брака с царем выдала за Феодосия. В св. крещении ей было дано имя Евдокии. От брака ее с Феодосием родилась дочь Евдокия, бывшая впоследствии замужем за Римским императором Валентинианом III9.
В царствование императоров Феодосия и Валентиниана10 стараниями блаженной Пульхерии был собран III Вселенский Собор в Ефесе против нечестивого Нестория11. Пульхерия имела великую ревность по благочестию и своими увещаниями обратила брата, который начал было увлекаться ересью и отдаляться от истинного учения, и утвердила его в православии, за что и почтена была многими похвалами от святых отцов. Но прошло несколько лет, и враг рода человеческого, не желая более терпеть ударов, наносимых ереси святой Пульхерией, вооружился против нее и замыслил удалить ее от царского престола и от власти, что и удалось ему на некоторое время, так как Бог попускает иногда, чтобы святые угодники подвергались искушениям. Искушение святой Пульхерии началось следующим образом. У императора Феодосия был один евнух12 по имени Хрисафий, любимец и советник императора, человек лукавый, злобный и сребролюбивый. Он враждебно относился к патриарху Флавиану13, преемнику святого Прокла. Флавиан был вполне достоин патриаршества за свое благочестие и безукоризненную жизнь, а Хрисафий был еретик14 и потому не сочувствовал оставлению Флавиана в патриархи. Желая возвести на Флавиана какое-нибудь обвинение, Хрисафий потребовал от него, чтобы он поднес императору какой-либо дар "на благословение", как новопоставленный святитель. Флавиан, приказав изготовить несколько хлебов из чистой муки, отправил их во дворец; но Хрисафий не принял их, говоря, что "на благословение" патриарх должен прислать не хлебы, а золото. Патриарх через посланных ответил: "Хрисафий хорошо знает, что церковное золото и серебро - Божие, и никому не может быть отдано, кроме разве нищих".
Этим он еще более вооружил против себя Хрисафия, который стал изыскивать способ погубить патриарха, но, видя, что блаженная Пульхерия по благочестию своему сильно держит сторону патриарха, которому поэтому трудно было причинить какое-либо зло, он стал строить новые козни и против нее: он начал сеять раздор между ней и царицею Евдокией, всякими способами стараясь нарушить их взаимную любовь.
Между тем произошло следующее событие. У императора Феодосия был обычай подписывать бумаги, не читая, что в них написано. Пульхерия, по своей всегдашней заботе о нем, пожелала исправить его и от этого недостатка: заготовивши грамоту от лица императора, в которой говорилось, что император, по просьбе Пульхерии, отдает ей в рабство свою жену и объявляет, что с этого времени он уже не имеет над Евдокиею никакой власти, - поднесла эту грамоту Феодосию для подписи. Тот, по своему обычаю не прочитав грамоты и не зная, что в ней написано, приложил к ней свою руку. Пульхерия, взявши грамоту, пригласила к себе во дворец императрицу Евдокию и приятной беседой и почтительным обхождением задерживала ее у себя долгое время, а когда император прислал за супругою, не пустила ее; вторичному посланному Пульхерия с улыбкой отвечала:
- Пусть император знает, что он уже не имеет власти над своей супругой, ибо он отдал мне ее в рабство и подтвердил это своим императорским указом.
После того она сама отправилась к брату и сказала ему:
- Смотри, как дурно поступаешь ты, когда подписываешь бумаги, не читая их, - и показала ему тот указ.
Такой своей находчивостью она заставила императора быть с того времени осмотрительнее - рассматривать и читать бумаги, которые ему приходилось подписывать.
Узнав об этом, лукавый Хрисафий явился к императрице Евдокии и сказал ей:
- Смотри, что делает с тобой Пульхерия, как она унижает тебя: хочет иметь тебя своей рабой; долго ли ты будешь терпеть от нее? Разве ты не такая же царица, как и она? Разве ты не ближе всех к царю, будучи с ним единым телом?
Такими и подобными им речами он вызвал в Евдокии гнев на Пульхерию, и она стала настраивать мужа, чтобы тот, отняв у сестры власть, царствовал один. Научаемый женой и Хрисафием, царь, хотя и готов был сделать по их желанию, но стыдился подвергнуть бесчестию свою сестру и учительницу, старшую его годами. Поэтому Евдокия и Хрисафий стали просить патриарха, чтобы он убедил Пульхерию, когда она явится в храм, принять на себя звание диакониссы, ввиду ее чистой и святой жизни. В то время был обычай: девиц и вдов, известных чистотой жизни, понуждать, хотя бы и против их желания, к служению в диакониссах; именно через это враги святой Пульхерии надеялись удалить ее от власти15. Патриарх тайно известил ее об их происках. Но Пульхерия, поняв умысел брата и видя вражду к себе со стороны Евдокии и Хрисафия, сама оставила царскую власть, ушла со служившими ей девицами из дворца в уединенную местность и там в молчании проводила благочестивую жизнь.
Между тем еретик Хрисафий, выждав удобное время для осуществления своих злобных замыслов, восстановил царя против патриарха. И вот, для церкви Божией наступило время смут, ибо в отсутствие Пульхерии, защитницы благочестия, еретики стали действовать без всякой боязни, пока Бог не открыл духовные очи царя, так что он, наконец, сознал свое заблуждение, убедился в несправедливости гнева своей супруги на святую Пульхерию и понял злобу Хрисафия.
Однажды императору Феодосию принесли яблоко, чрезвычайно красивое и необыкновенно большое. Подивившись его красоте и величине, он отослал его своей супруге, а та, подержав его у себя, не съела сама, а послала сенатору Павлину, любимцу царя, бывшему в то время больным. Павлин, ничего не зная, послал яблоко царю. Получив яблоко, царь узнал его, отправился к царице и спросил ее:
- Где яблоко, которое я прислал тебе? Она, не зная, что то яблоко опять попало в руки мужа, отвечала:
- Я его съела.
Тогда царь, показав ей яблоко, спросил:
- А это что?
Он страшно разгневался на жену и всячески поносил ее, думая, что она прелюбодействует с Павлином. Последнего император отправил в ссылку в Каппадокию38, а жене запретил показываться на глаза. Но вместе с тем он пришел в сильный гнев и на Хрисафия, так как узнал, что он был причиной многих зол. Сначала царь отнял у Хрисафия имение, а потом осудил в ссылку. Сам Бог наказал Хрисафия за безвинное оскорбление святой Пульхерии. Плывя в ссылку на корабле, Хрисафий утонул в море, а неповинный ни в чем Павлин, находясь в ссылке, был по повелению императора усечен мечом. Впоследствии сама Евдокия, умирая, с клятвой засвидетельствовала невинность Павлина и свою собственную. Однако Бог попустил приключиться с ними такому несчастию - Павлину во спасение души, а царице в наказание. Царица, услышав о смерти Павлина, чрезвычайно опечалилась тем, что из-за нее неповинно погиб столь благоразумный и целомудренный человек, и стала просить у мужа позволения поклониться св. местам. Получив позволение, она отправилась в Иерусалим и там раздала богатую милостыню, соорудила многие храмы и устроила монастыри. В Иерусалиме она оставалась долгое время, пока усиленными просьбами не смягчила гнев супруга и не примирилась со святой Пульхерией, которой, в знак мира и ненарушимой любви, она послала образ Пречистой Богородицы, писанный, по преданию, святым евангелистом Лукой.
После того как императрица Евдокия отправилась в Иерусалим, Феодосии обратился к святой Пульхерии с просьбой возвратиться опять на царство; но она не пожелала этого, предпочитая уединенное служение Единому Богу владычествованию над многими странами. Тогда царь вторично умолял ее возвратиться во дворец и разделить с ним управление царством, и не прекращал своих просьб до тех пор, пока не достиг просимого: святая Пульхерия с великими почестями возвратилась в свой царский дворец. И опять прекратилась буря, вызванная ересью, и утихли смуты: в церкви настала тишина, и греческая империя наслаждалась миром. По прошествии довольно продолжительного времени возвратилась из Иерусалима и императрица Евдокия, принеся с собой руку святого первомученика Стефана. Когда Евдокия по пути внесла ее в Халкидон16, святой Стефан ночью явился Пульхерии и сказал:
- Вот, ты получила желаемое, ибо я уже пришел в Халкидон.
Встав на утро, Пульхерия вместе с Феодосием отправилась в сретение руке святого первомученика; здесь же они с любовью приняли и императрицу Евдокию.
На 42-м году от роду император Феодосии заболел и, чувствуя приближение смерти, поведал святой Пульхерии об откровении, бывшем ему в Ефесе в церкви святого Иоанна Богослова. Когда он стоял там на молитве, ему было открыто, что после его смерти преемником его будет воин Маркиан. Поэтому Феодосий просил Пульхерию содействовать Маркиану в достижении престола.
Маркиан был родом из Фракии17, сын воина и сам храбрый воин, человек зрелых лет, разумный и доброго нрава. Предызбранный свыше на царство от юности, он чудесно храним был от смерти. Однажды, идя в Филиппополь18, он нашел на пути труп человека, недавно убитого, и остановился над ним, растроганный жалостью к убитому. Желая сотворить дело милосердия - предать мертвого погребению, - он начал копать для этого яму; и вот, проходившие тем же путем увидели Мармана, погребающего мертвеца; думая, что он совершил убийство, они схватили его и, приведя в город, предали суду. Так как не было никого, кто бы засвидетельствовал о его невиновности, а собственным его оправданиям не дали веры, то он, как убийца, был осужден на смерть. Когда уже готовы были приступить к его казни, в это самое время Божественным откровением указан был действительный убийца. Последний восприял по делам своим, а Маркиан был с честью отпущен. Затем он служил в греческом войске под начальством Аспара. Во время войны с вандалами19, когда последние одолели греков и многих взяли в плен, вместе с другими был взят также Маркиан и приведен к вождю вандалов Гизериху. Однажды Гизерих, желая посмотреть на пленников, взошел в полдень в сильный жар на возвышенное место и увидел издалека Маркиана, спящего на земле, а над ним орел, спустившись, устроил как бы палатку, простерши крылья и прикрывая его от солнечных лучей. Видя то, Гизерих уразумел будущее своего пленника и, призвав его к себе и расспросив его об имени и происхождении, сказал:
- Если хочешь быть жив, цел и свободен, поклянись мне, что, когда ты взойдешь на царский престол, никогда не будешь воевать с вандалами, но будешь жить с нами в мире.
Маркиан поклялся в том, чего желал Гизерих, и был с честью отпущен на родину.
Возвратившись из плена, Маркиан опять занял видное место в греческом войске. Однажды, во время похода греков против персов, Маркиан на пути разболелся и остался в одном Ликийском городе - Сидине; здесь его приняли в свой дом добрые люди - два брата Татиан и Иулиан, которые, весьма полюбив его, тщательно заботились о его здоровье. Вскоре же по выздоровлении его оба брата отправились вместе с ним охотиться на птиц. Когда наступил полдень и солнечный жар усилился, они легли отдохнуть и заснули. Прежде всех проснулся Татиан и так же, как некогда Гизерих, увидел большого орла, парящего над сонным Маркианом, осеняющего его простертыми крыльями и заслоняющего от солнечного жара. Увидев это, Татиан разбудил младшего брата своего Иулиана, и оба они дивились чудесному явлению. Когда затем встал и Маркиан, орел улетел, а братья предсказывали Маркиану, что он будет царем, и спрашивали, какую окажет он им благодарность и милость, когда воцарится. Он сказал им:
- Если предсказание ваше сбудется, то вы будете мне вместо отца.
После того Маркиан начал приобретать все большую и большую славу, ибо Сам Бог прославлял мужа, которого избрал по сердцу своему. Между тем скончался благочестивый император Феодосии Младший, а супруга его Евдокия опять удалилась в Иерусалим и там, прожив благочестиво несколько лет, тоже скончалась и погребена была в созданной ею церкви святого первомученика Стефана. По смерти Феодосия, святая Пульхерия, согласившись с придворными и военачальниками, избрала на царство Маркиана, как мужа достойного и угодного Богу. Воцарившись, Маркиан вызвал ко двору двух вышеупомянутых братьев Татиана и Иулиана и, почтив их высокими званиями, поставил правителями - одного Фракии, другого – Ликии20. Также исполнил он свою клятву Гизериху, сохранив с ним мир ненарушимый до конца царствования. По воцарении Маркиана святая Пульхерия пожелала было снова возвратиться в свое уединение, но новоизбранный царь и весь синклит просили ее не оставлять их, а помочь управлять царством, так как она премудра и опытна в делах правления; но это было возможно для нее не иначе, как сделавшись супругой императора. Она указывала им на обещанное ею Богу девство, которое она должна хранить до смерти. Но и Маркиан объявил, что он также дал Богу обет хранить чистоту. Тогда ради нужд святой Церкви, смущаемой размножившимися еретиками, святая Пульхерия согласилась вступить в супружество с Маркианом, с тем, однако, чтобы ей до конца жизни остаться девственною, ибо этого требовали и данное Богу обещание, и природное целомудрие обоих супругов, и далеко уже немолодые лета их: ей был тогда 51 год, да и император был уже немолод. Таким образом Пульхерия называлась женой его, а на самом деле была не женой, а сестрой, соцарствующей ему и правящей с великой пользой для всей Церкви Божьей и для всего царства; точно так же и Маркиан назывался ее мужем, а на самом деле был ей не мужем, а братом, соцарствующим ей, как царской дочери, унаследовавшей престол своего отца. Итак, в то время можно было видеть на греческом престоле как бы царствующую девственную чистоту, ибо царствовали и царь, чистый душою и телом, и царица - дева, хранящая себя непорочною.
О, девственное супружество, мало где виденное или слышанное! Да дивится этому мир, полный нечистых похотей! Да стыдятся люди, служащие плотским страстям и наслаждениям, слыша о таком супружестве этой благочестивой царской четы, которое уподобилось ангельской чистоте!
Заботами святой царицы, кроме вышеупомянутого собора в Ефесе, созван был собор святых отцов в Халкидоне против нечестивого Диоскора и архимандрита Евтихия21. Она всеми силами отстаивала православие, так что некоторые писатели ей именно приписывают защиту веры на обоих этих соборах.
Такая ревность Пульхерии по благочестии и ее великая мудрость происходили оттого, что Дух Святой обитал в ее душе и чистом сердце, как в Своем святом храме, и наполнял ее Своими великими дарами.
Прожив 54 года и раздав все свое имение церквам, монастырям и нищим, святая Пульхерия преставилась к Господу, Которому послужила всем своим сердцем22.
Ее молитвами, Господи, не лиши и нас Царствия Твоего небесного. Аминь.

1 Царствовал с 395 по 408 г.
2 Несториан и евтихиан, о них смотри ниже.
3 Титул этот перешел к христианским греческим императорам от языческих римских, которые все назывались, в прибавление к собственному имени, Августами - в честь первого римского императора, носившего это имя; отсюда наше слово "Августейший".
4 Т.е. в патриаршей.
5 Местность в Константинополе.
6 Город в Греции, теперь столица.
7 Философ - мудрец.
8 Еллинский - греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности.
9 Царствовал с 423 по 455 г.
10 Здесь разумеется Валентиниан III, современник Феодосия II.
11 Феодосий сделал было Нестория архиепископом Константинопольским.
12 Евнух с греч. языка значит "хранитель постели" так назывались в Византии особые придворные чиновники, заведовавшие царскою спальнею; вместе с тем обычно это были самые приближенные к царю лица.
13 Св. Флавиан патриаршествовал с 447 по 449 г.
14 Хрисафий был евтихианин.
15 Диаконисса - с греч. языка значит служительница. Учреждение диаконисс восходит ко временам апостольским (см. Рим.16:1). На должность диаконисс избирались пожилые (не моложе 40 лет) девственницы или вдовы. Обязанностью их было наблюдать за благочинием и порядком среди женщин во время богослужения, наставлять женщин, обращающихся в христианство, - как те должны держать себя при крещении, прислуживать при крещении женщин епископу и, вместо него, совершать помазание частей тела, кроме чела и т.д. Относительно диаконисс есть несколько канонических постановлений, а именно: IV всел. 15, VI всел. 14 и Вас.Вел. 44. - Диаконисса, вступившая в брак, подлежала анафеме вместе с мужем; таким образом, св. Пульхерии, в случае вступления ее в диакониссы, совершенно закрывался путь к царскому престолу.
16 Город в Малой Азии, на берегу Константинопольского пролива (на другой стороне против него - Константинополь).
17 Область в Византийской империи в северо-восточной части Балканского полуострова.
18 Город в западной части Фракии.
19 Вандалы - народ, живший сначала в южной Испании, а потом в северной Африке; принадлежали к германскому племени и во времена св. Пульхерии исповедовали арианство.
20 Область Византийской империи на юго-западе Малой Азии.
21 Диоскор, патриарх Александрийский, и Евтихий учили, что в Иисусе Христе - одна Божественная природа, ибо человечество в Нем было поглощено Божеством, одна Божественная природа, ибо человечество в Нем было поглощено Божеством. Последователи их назывались евтихианами или монофизитами (от греческих слов, означающих "один" и "природа"). IV Вселенский Халкидонский собор был к 451 году.
22 Кончина св. царицы Пульхерии последовала в 453 г. - Память ее вскоре после кончины стал праздновать царь Лев (457-474 г.).