Методы познания обществознание. Виды познания

Тема: Человек

Урок: Виды и формы познания

1. Введение

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся на двух соперничающих теориях познания. В основе типологии, которую мы будем изучать сегодня, лежат различные цели и способы познания.

Можно выделить научное, ненаучное, социальное познание и самопознание (рис. 1).

Рис. 1. Виды познания

Научное познание, конечно, представляет для нас главный интерес. Отличия научного познания от других видов познания – стремление к объективности, праксеологизм, использование специально разработанных методов.

Позже вы будете говорить о том, что такое наука, и узнаете, что наука как отдельный вид познания появилась не раньше XVII века, потому что до этого времени не существовало специальных научных методов. Всё знание, которое существовало до этого, называется донаукой, преднаукой или философией. Преднаука – ранний этап формирования научного знания, характеризуемый отсутствие специальных методов.

Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит здорового, идущего по бездорожью.

Все методы познания можно разделить на три группы – всеобщие (или философские), общенаучные и частные (рис. 2).

Рис. 2. Методы научного познания

К числу всеобщих относят исторический и логический методы.

Общенаучные методы делятся на эмпирические (наблюдение, эксперимент, моделирование) и теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности. Ведется в соответствии с определенными познавательными задачами.

Эксперимент – испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Необходимо выделить изучаемое явление в чистом виде. Возможно многократное повторение эксперимента.

Моделирование – материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта. Может быть чувственно-наглядным и абстрактным (логико-математическим).

Понятия «наблюдение» и «эксперимент» очень схожи.

Моделирование представляет собой особый метод, когда изучение объекта идет без его реального восприятия.

Обратимся к методам рационального познания. Они составляют пары: первая пара – анализ и синтез – и вторая – индукция и дедукция.

Анализом называют метод исследования, который состоит в разделении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое.

Анализ и синтез используются для изучения разных сторон объектов. Анализ крови. Отсутствие трудового коллектива. Сломанные часы.

Вторую пару методов составляют индукция и дедукция. Индукцией называют метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт и имеющих большое количество фактов. Полная индукция – когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению (у всех треугольников сумма внутренних углов равна двум прямым углам). Неполная индукция – отсутствие полноты, случаи, когда число случаев или явлений неизвестно или неисчерпаемо велико (достаточно одного «коварного» примера, чтобы опровергнуть такое обобщение: до открытия Австралии считалось, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящи).

Дедукция – метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному. Чаще используется в теоретических науках.

Наконец, существуют еще и частные методы. Каждая наука имеет собственные методы исследования, которые не подходят для большинства других наук. Методы анализа текста в литературе и спектральный анализ в физике.

У научного знания есть собственные формы, которые также называют ступенями научного познания. Это вопрос, проблема, гипотеза, теория и концепция (рис. 3).

Рис. 3. Ступени научного познания

Вопросом в философии называют некое природное или социальное явление или ситуация, причины которого или связи которого с другими явлениями неясны.

Проблема – совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Недостоверное знание.

Теория – система основных положений, в которых обобщается опыт, практика и отражаются объективные закономерности окружающего мира. Достоверное знание.

Концепция (парадигма) – система фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и одобряемая научным сообществом и объединяющая большинством ее членов.

Концепция (парадигма) может быть научной, религиозной, философской. В философии есть две парадигмы – материалистическая и идеалистическая.

Парадигмы иногда меняются. Креационизм сменил эволюционизм (теории Дарвина, Ламарка), а геоцентрическая концепция мироздания уступила место гелиоцентрической. Процесс смены парадигм называется научной революцией. Разговор об этом пойдет в теме «Наука».

Вернемся к видам познания. Вторым (после научного) видом познания является ненаучное (рис. 1).

Формами ненаучного познания являются миф, опыт, здравый смысл, паранаука и искусство.

Наука и паранаука. Понятие лженауки.

Социальное познание и его особенности – совпадение субъекта и объекта, подключение к факту и интерпретации оценки.

Самопознание – социальное познание в миниатюре. Больший субъективизм самопознания.

Говоря о различных видах познания, нельзя не сказать несколько слов о познавательных процессах. Мы с вами разберем два из них – это внимание и память.

Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, причем объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве. Виды внимания – непроизвольное (реакция на раздражитель), произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на объекте) и послепроизвольное (вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память непроизвольная и произвольная (механическая, логическая, образная, мнемотехническая). Память сенсорная (до 0,5 сек.), кратковременная, долговременная, оперативная, промежуточная (до конца дня).

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с человеком и его деятельностью в обществе. Человек действует во всех четырех сферах общественной жизни – политической, экономической, социальной и духовной (рис. 4).

Рис. 4. Сферы общественной жизни

Начиная со следующего урока, мы обратимся к анализу конкретных сфер общества. А наш урок на этом окончен. Спасибо за внимание.

Дедуктивный метод Шерлока Холмса

Шерлок Холмс называл свой метод расследования преступлений дедуктивным. На самом деле в рассказах и повестях о великом сыщике встречаются упоминания как об индуктивном, так и о дедуктивном методе.

В рассказе «Скандал в Богемии» Холмс говорит: «У меня пока нет никаких данных. Теоретизировать, не имея данных,- значит совершать грубейшую ошибку. Незаметно для себя человек начинает подгонять факты к своей теории, вместо того чтобы строить теорию на фактах».

Тем самым Холмс подчеркивает важность эмпирического познания, так как именно оно дает факты, необходимые для дальнейших рассуждений.

Давайте проанализируем диалог Холмса и Ватсона в рассказе «Желтое лицо»:

«- Что вы скажете об этой гипотезе?

В ней все предположительно.

Зато она увязывает все факты. Когда нам станут известны новые факты, которые не уложатся в наше построение, тогда мы успеем ее пересмотреть».

Здесь речь идет о неполной индукции. Те данные, которые Холмсу удалось собрать на данный момент, укладываются в данную теорию, но появление противоречащих ей фактов не исключается.

О том же Холмс говорит в рассказе «Вампир в Суссексе»: «Видите ли, обычно сочиняешь себе пробную гипотезу и ждешь, пока время или полное знание вещей не разобьет ее вдребезги. Дурная привычка, мистер Фергюсон, что и говорить, но слабости присущи человеку».

Почему же тогда метод Холмса называют дедуктивным? Дело в том, что он не только собирает факты, но и делает из своих общих посылок конкретные выводы.

Рассмотрим пример об отставном сержанте.

Все люди, на руке которых есть татуировка в виде якоря,- моряки; все люди, имеющие военную выправку,- военные; наконец, ни один отставной офицер не стал бы работать посыльным. Вывод: это моряк, отставной сержант.

Из этого не следует, что Холмс отрицает индукцию. Просто именно дедуктивные выводы позволяют ему раскрывать преступления.

Флуктуации внимания

Психологи установили, что внимание человека нестабильно – мозг как бы отключается от приема информации каждые 6-10 секунд. Эти колебания получили название флуктуаций внимания.

Проверить флуктуации своего внимания вы можете сами. Возьмите какой-нибудь текст (лучше всего большую статью в газете) и, читая, вычеркивайте какую-нибудь часто встречающуюся букву – к, о или е. Когда вы перепроверите себя, вы увидите, что ряд букв вы пропустили, причем встречаться по тексту они будут более или менее равномерно.

Знание о колебаниях внимания, как ни странно, может помочь вам в учебной деятельности. Проверять диктант или сочинение нужно несколько раз и в разном темпе.

Уникальная память

Мнемотехника, или «искусство памяти», возникает как специфическая практика в античную эпоху. Согласно легенде, на пиру, устроенном фессалийским аристократом Скопасом, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за общим столом. В результате был сформулирован принцип упорядочивания информации по методу мест (loci), а Симонид около 477 г. до н. э. получил приз хора в Афинах как изобретатель системы вспоможения памяти.

Л. С. Выготский демонстрировал перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов, используя для этой цели схему бассейна реки Волга и связывая каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Выготский как филолог хорошо знал.

Уникальной памятью обладал живший в СССР журналист Соломон Шерешевский. Его жизнь и психика были описаны в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти».

Нейрофизиолог У. Пенфилд в 1959 году в ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды, и электрическая стимуляция височных долей мозга приводила к тому, что пациенты, которые находились в сознании, сообщали о необычайно ярких воспоминаниях, ранее не доступных им (чаще всего это были сцены из раннего детства).

Весь свой долгий путь существования и развития человек был склонен к исследованиям, изучениям, открытиями. Он многое делал для упрощения своей жизни, прилагал большое количество усилий для раскрытия смысла своего существования, каких-либо закономерностей и причин природных явлений.

Суть явления

Понятие познания трактуется достаточно широко. В самом общем смысле под ним понимается процесс или целая совокупность таких механизмов, которые помогают нам изучать мир, накапливать объективные данные о нем, а также выявлять различного рода закономерности. Сложно переоценить роль данного явления. Потому что именно благодаря нему люди достигли тех технологических, медицинских, технических и иных успехов, которые мы сейчас можем наблюдать. О данном понятии нам достаточно широко рассказывает обществознание. формы, его задачи - все это мы сможем узнать еще в школе. Однако наука, которая специально посвящена изучению данного аспекта, называется эпистемологией. И она входит в

Что же это такое?

Процесс познания очень сложен, многогранен. Его достаточно проблематично описать, или изложить в простых формулярах. Отсюда следует, что необходимо сначала разобраться в сложной структуре этого аспекта нашей жизни, а затем определять его цель и значение для целой цивилизации. В широком смысле понятие познания достаточно слабо отражает всю суть процесса. Поэтому необходимо четко выделить его строение.

Какое оно бывает?

Ранее, давая определение, мы говорили о том, что познание - многогранный механизм. Это не один единичный процесс, а целая система, тесно взаимосвязанная с иными важными элементами. Дабы не углубляться слишком сильно в философскую терминологию и науку, будем отталкиваться от курса и рекомендаций, которые нам дает предмет - обществознание. Виды познания и формы познания достаточно часто употребляют, подразумевая один и тот же смысл - совокупность приемов и способов, посредством которых происходит изучаемый процесс. Поговорим более подробно о каждом из них.

Бытовое

Многие ученые не выделяют данную форму познания в отдельную категорию. Однако следует отметить, что познание жизни без бытового, обыденного уровня практически невозможно. Данный вид не требует серьезного изучения. Нет необходимости в его пристальном изучении, а также использовании специальных инструментов. Например, чтобы понять, что огонь обладает высокой температурой, достаточно обжечься. Вы не будете иметь никаких измерительных приборов, но с точностью сможете сказать: пламя очень горячее.

Таким образом, бытовой процесс познания крайне неточен. Он дает лишь приблизительные ответы на наши вопросы. Однако он достаточно быстро воспринимается. Этот механизм нагляден и не требует большого количества времени для разработки. С этой формой познания мы встречаемся чаще всего в своей обыденной жизни. Как правило, чем мы взрослее, тем больше знаний накопим посредством этого вида. Но история знает множество исключений.

Научное социальное познание

Его еще называют научным методом. Это наиболее точный, но и трудоемкий способ познания. Он не требует от вас проявления художественных качеств, а лишь любви к точности и изучениям. Этим методом пользуются все учебные дисциплины, в том числе и обществознание. Виды познания в целом, так или иначе, но опираются на данный вид. Ведь с его помощью можно расшифровать более простые знания, что сделает их гораздо полезнее.

Эта форма также достаточно разнообразна. Например, есть научное, Оно направлено на исследование общества, объединений людей, социальных групп и многого другого. Все научные методы делятся на два вида - теоретическое и эмпирическое. Первое выдвигает предположения, проверяет его на соответствие уже реальным знаниям, строит модели и целые системы. Практический метод проверяет реальность гипотез посредством экспериментов, наблюдения, а также вносит коррективы в гипотетические взгляды.

Эмпирические знания также могут раскрывать новые явления, которые затем будут предметом пристального внимания теоретиков. Хотя данная форма познания нашла наибольшее количество приверженцев, не обходится и без ее которая, надо сказать, вполне уместна. Так, некоторые ученые указывают на то, что новые познания - это аномалии. Наука, открыв какое-либо, на ее взгляд, неестественное явление, начинает доказывать его существование в настоящей системе мировоззрения. Пытается выявить его закономерности, а также то, почему оно не умещается в рамки существующих теорий.

Зачастую такие аномалии полностью противоречат устоявшемуся мнению. Вспомните Коперника или иных ученых, пытающихся доказать революционные гипотезы. Они обнаружили такие аномалии и постарались их познать, в результате чего уже накопленные знания казались им неверными. Так, ранее люди не верили в то, что Земля имеет шарообразную форму, или в то, что все планеты крутятся вокруг Солнца. История знает множество подобных примеров - Эйнштейн, Галилей, Магеллан и др.

Художественное

Некоторые могут утверждать, что данный вид включает в себя социально-гуманитарное познание. Но это не так. Эта форма наиболее яркая. Она является самой простой и одновременно самой сложной. Допустим, несколько тысяч лет назад люди только начали изучать письменность, а до этого они использовали лишь рисунки для передачи информации. Они описывали природные явления посредством передачи его визуального образа на носитель (камень, например). Это значительно упрощало взаимодействия между поколениями для передачи опыта.

В дальнейшем люди начали разрабатывать и придумывать языки для обеспечения более доступного общения, обмена информацией. Символы, картинки, изображения - все это выглядит достаточно просто лишь на первоначальном этапе. Посмотрите на художественные произведения сейчас. Для того чтобы понять смысл, который нам хотят передать авторы, что-то познать, необходимо приложить усилия, разобраться в увиденном или прочитанном, понимать способы изложения автором своих мыслей.

Надо сказать, что данная форма значительно отличает нас от многих животных, но еще более значительно друг от друга. В нынешнее время людей легко можно поделить на тех, кто пытается изобразить вещи, пропустив их через призму своего внутреннего мира, и тех, кто видит все так, как есть. Именно поэтому художественная форма невероятно важна, полезна и сложна, но никогда она не может быть объективной. В этом главная проблема данного вида познания. Ведь оно преследует цель в выявлении и накоплении объективных знаний, а не субъективных видений. Тем не менее такая форма используется достаточно часто. Она также внесла свой огромный вклад в развитие нашей цивилизации.

Философское

Философское познание невероятно ценно как для мира, существовавшего несколько веков назад, так и для нас с вами. Только благодаря философскому познанию можно выйти за рамки реальности, бытия. Именно философы начали выдвигать гипотезы о строении нашего мира и даже Вселенной. Они говорили о нашем организме, мышлении, характерных чертах всех людей еще до того, как были изобретены способы изучения всех этих аспектов.

Философское познание принято делить на два вида - гносеологическое (или общее) и онтологическое. Второй вид строится на изучении сущности и бытия, причем со всех их сторон - реальной, мысленной, субъективной, объективной и др. Что примечательно, посредством этого вида познания люди не только определяли окружающих их мир, находили свое место в нем, но еще и показывали, каким это место должно быть.

Философия часто стремится к идеализации, так что такой вид познания, скорее, отвечает на вопросы: "Как есть, как должно быть?" Опять же, в достаточно общих чертах. Такие общие формуляры дает нам обществознание, виды познания в котором не раскрываются так полно, чтобы не преступить границы философии.

Ступени

Помимо видов, также выделяются и уровни познания. Иногда их относят к формам. Но более правильно говорить о них как о ступенях, которые используются во всех видах. Таких уровней всего два. Но они играют невероятно большую роль в нашей жизни.

Чувственный уровень

Он построен на наших органах чувств и полностью от них зависит. Еще с древних времен, даже когда потомки современного человека не начали осваивать орудия труда, они уже были наделены чувствами. Вспомните про бытовой вид познания. Например, мы бы не поняли, что огонь горячий, если бы не могли ощущать. Хотя многие говорят о 6 органах чувств, на самом деле их больше. Так, седьмым чувством можно было бы назвать ощущение притяжения, так называемой силы гравитации.

Формы чувственного уровня

В общем виде их выделяют всего 3. Они объединяют многие органы чувств. Это следующие механизмы:

  1. Ощущение. Способно передавать нам некоторые свойства предмета. Благодаря уникальности каждого из органов чувств, мы получаем «отчет» о характеристиках той или иной вещи, явления, процесса. На примере яблока можно сказать, что с помощью зрения мы видим цвет, с помощью прикосновения можем определить его мягкость, температуру, форму, с помощью вкусовых рецепторов - вкус.
  2. Восприятие. Это более глобальная форма. Посредством нее мы получаем наиболее полную информацию, объединяем все то, что было получено при помощи ощущения в целостную картину. Сложив все описанное в первом пункте, мы поймем многие важные характеристики яблока.
  3. Представление. Основано на нашей памяти. Позволяет создать чувственный образ предмета. Например, подумайте о лимоне, как его осторожно разрезают на дольки, посыпают солью. Вы сразу ощутите прилив слюны во рту, а также кисловатый привкус. В памяти всплывет форма лимона, его цвет и иные характеристики. Представление позволяет нам не терять важные знания, которые мы получили в жизни.

Рациональный уровень

Уровни познания без завершающей, логической ступени выглядели бы неправильно. Исторически человек с момента своего появления на планете умел чувствовать. А вот мыслить, писать, анализировать научился гораздо позднее. Данный уровень полностью построен на мыслительных качествах. Поэтому он невероятно сложен и не так нагляден, как чувственный. Однако его польза крайне высока, тем более что с развитием современного общества именно рациональный уровень становится более востребованным. Большинство предметов нашей планеты уже прошли через все формы чувственного уровня. А значит, их необходимо систематизировать, записать и сделать определенные выводы.

Формы рационального уровня

Выделяют три вида:

  1. Понятие. С помощью ощущения мы определили свойство, благодаря восприятию составили целостную картину, а используя данную форму, смогли изложить Чтобы понять, что лимон на вкус кислый, его не обязательно пробовать, достаточно прочесть об этом.
  2. Суждение. Оно всегда носит направленный характер. Например, фраза «лимон кислый» является ярким примером данной формы. Суждение бывает отрицательным или положительным. Но оно также строится либо на понятии, либо на восприятии.
  3. Вывод. Исходит от предыдущей формы. Он подытоживает все то, что мы систематизировали в один ответ. Так, сказав, что лимон не сладкий, не ядовитый и имеет желтый цвет, мы сможем сделать какой-либо вывод об этом предмете. Выделяют три типы умозаключения: индуктивный, дедуктивный и по аналогии. Вспомните рассказы о Шерлоке Холмсе. Он активно использовал дедукцию для составления выводов, используя обычные суждения.

В отдельности иногда выделяют интуицию, как особый уровень познания. Правда, данное явление еще слишком слабо изучено.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Познание

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

– в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

– в достоверном обобщении фактов;

– в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

– ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

– восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

– представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение – мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение – это связь понятий.

Умозаключение – это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание – это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

– на чувствительное (интуиция – мгновенное чувство);

– рациональное (интеллектуальная интуиция);

– эйдетическое (зрительная интуиция).

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир на две части:

– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

– предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

Объективизм – направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.

Субъективизм – учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ

Наука логики диалектика. Диалектика – это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений.

Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.

Система диалектической философии:

Главные законы диалектики:

– закон перехода количества в качество и обратно;

– закон взаимного проникновения противоположностей;

– закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:

– принцип развития через противоречия;

– принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:

– сущность и явление;

– единичное, особенное, всеобщее;

– причина и следствие;

– необходимость и случайность;

– возможность и действительность.

Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.

Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.

Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса.

Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:

– первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;

– второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:

– прикладную логику – охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;

– чистую логику – охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.

Современная логика распадается на множество направлений:

– метафизическая логика (гегельянство);

– психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);

– теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);

– семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);

– предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);

– неосхоластическая логика;

– феноменологическая логика;

– логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.

Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа.

ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ

Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.

Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.

Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познание бывает:

чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.

Важнейшие формы практики:

материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);

социальное действие (преобразование общественного бытия);

научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).

Основные функции практики в процессе познания:

– практика – основа познания, его движущая сила;

– практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;

– практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;

– практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:

– указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;

– изменяет окружающие вещи;

– выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.

Понятие опыта имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.


Похожая информация.