Изучение представлений как психический процесс. Познавательные психические процессы

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов .

Основные свойства представлений:
фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;
неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;
изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:
– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;
– боязнь показаться глупым или смешным;
– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;
– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;
– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:
счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;
;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:
генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;
физическое и психическое состояния матери в период беременности;
хромосомные аномалии;
экологические условия проживания;
особенности питания ребенка;
социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным обычно относят следующие:
концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;
интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;
устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;
объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;
распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;
переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

Мышление как познавательный процесс: свойства, виды, формы, мыслительные операции .

1. Познание человеком окружающей его действительности осуще-ствляется, прежде всего, посредством органов чувств . Поэтому оно именуется чувственным познанием, чувственным отражением дей-ствительности. Возникающие при этом у человека образы предме-тов и явлений действительности называются ощущениями и вос-приятиями.

Между этими психическими процессами есть нечто общее, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что оба они — первичные познавательные процессы, возникают только при непос-редственном воздействии тех или иных раздражителей на органы чувств и являются продуктом деятельности нервной системы, ее пе-риферических и центральных мозговых механизмов. Общим также является то, что вся человеческая деятельность базируется на ощу-щениях и восприятиях. Через ощущения и восприятия человек не только получает непосредственную информацию о том, что про-исходит вокруг него и в нем самом, но ощущения и восприятия яв-ляются существенными элементами механизмов, позволяющих че-ловеку управлять действиями других людей.

Лишите человека воз-можности ощущать и воспринимать окружающую его действитель-ность, и он не сможет ничего делать. В специальных опытах у человека «выключали» все органы чувств, ни одно раздражение не проникало в его мозг, и человек засыпал. В условиях сенсорной изо-ляции у человека меньше чем через сутки отмечалось резкое сни-жение внимания, уменьшение объема памяти, происходили другие изменения психической деятельности.

Все это свидетельствует о решающей роли ощущений и воспри-ятий в жизни и деятельности людей. Основное существенное различие между ощущениями и вос-приятиями связано с их отражательной сущностью. Ощущение - это психический процесс отражения отдельных качеств пред-метов и явлений при их непосредственном воздействии на орга-ны чувств.

Существует несколько классификаций ощущений. Наиболее распространенной является классификация, основанная на призна-ке среды, из которой поступают раздражения, воздействующие на рецепторы. Это внешняя среда, в которой протекает жизнь и мно-гообразная деятельность человека, и внутренняя среда его организ-ма. Соответственно раздражения из внешней среды и вызванные ими ощущения получили название экстероцептивных; раздраже-ния же, поступающие из внутренней среды, и ощущения, от них воз-никающие, интероцептивными.

К экстероцептивным относятся ощущения зрительные, слухо-вые, кожные (среди них осязательные, температурные, болевые), обонятельные, вкусовые.


К интероцептивным относятся ощущения, характеризующие состояние внутренних органов, ощущения тяжести, боли, голода и т. д.; вестибулярные ощущения; двигательные ощущения (ощуще-ния положения и перемещения в пространстве всего тела и отдель-ных его частей). Их называют также проприоцептивными или кинестезическими.

В области ощущений существуют определенные закономерно-сти. Центральная закономерность ощущений - существование по-рогов чувствительности. Порогами ощущений называются величи-ны (по интенсивности) раздражений, при которых ощущения воз-никают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов три: нижний, или абсолютный, верх-ний и порог различения.

Порогами различения называется наименьшая величина, на ко-торую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действую-щего раздражения, для того чтобы впервые возникло ощущение его изменения. Эта величина для каждого вида ощущений является оп-ределенной и относительно постоянной.

Пороги ощущений тесно связаны с чувствительностью анали-заторов. Однако зависимость между ними обратная: чем ниже аб-солютный порог, или порог различения, тем выше чувствительность. Чувствительность и пороги ощущений не одинаковы у разных лю-дей.

Следующая закономерность ощущений - это адаптация. Яв-ление адаптации - в приспособлении анализаторов к функциони-рованию в изменяющихся условиях внешней среды. Оно заключа-ется в повышении или понижении их чувствительности.

Восприятии - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие - это процесс, в котором отражаются и особенно-сти реально существующих качеств и отношений предметов внешнего мира, служащих источником восприятия, и своеобразие субъективной деятельности личности. Внутренние установки и определенная направленность личности составляют объективный характер восприятия. Это раскрывается в предопределенности восприятия субъективной настроенностью личности.

Особенности восприятия:

1) предметность и целостность восприятия: в восприятии синтезированы (объединены) многие ощущения, хотя оно не является их простой суммой.

2) структурность. Она заключается в том, что восприятие не просто сумма ощущений, в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей предмета, т. е. его структура.

3) константность восприятия характеризуется тем, что в оп-ределенных границах человек воспринимает предметы как отно-сительно неизменные.

Она обнаруживается, например, при зри-тельном восприятии формы и цвета предметов. Так, классная доска воспринимается черной, потолок — белым и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и при электри-ческом освещении. Конечно, константность восприятия сохраняется не всегда, она может изменяться (например, при очень ярком и быстро изменяющемся цветовом освещении).

4) осмысленность.

Восприятие — это не только чувственное отражение, но и осозна-ние предметов, их осмысливание. Это значит, что в процессе вос-приятия включено и мышление. Воспринимая предмет, человек стремится вслух или про себя словесно назвать его или соотнести с какими-то другими предметами, напоминающими его. В этом вы-ражается не только осмысленность, но и обобщенность восприятия. Осмысленность его хорошо прибавляется, например, при восприя-тии незавершенных рисунков. Рассмотрение рисунка обнаруживает единство чувственных и логических элементов познания, неразрыв-ную связь восприятия и мышления человека. Поэтому окружаю-щая действительность в восприятии полнее и глубже, хотя это и относится только к внешним свойствам и качествам предметов.

5) апперцепция - это зависимость восприятия от жизненно-го опыта человека, интересов, запаса знаний, ценностных ориен-тации и установок. С апперцепцией связаны целенаправленность и избирательность восприятия, индивидуальные различия в вос-приятии одного и того же предмета различными людьми. Напри-мер, воспринимая сломанные лыжи, мастер, производящий их, будет фиксировать внимание на материале, из которого они изго-товлены, качестве их изготовления, художник-дизайнер — на внешнем оформлении, начинающий спортсмен — на соответствии лыжи росто-весовым показателям, опытный тренер, выбирающий лыжи для своих учеников, будет оценивать их всесторонне.

Таким образом, ощущения и восприятие - это психические процессы, позволяющие человеку получать знания о качествах и свойствах предметов окружающего мира и создавать целостные образы этих предметов.

2. Внимание в системе психологических феноменов занимает осо-бое положение. Оно включено во все остальные психологические про-цессы, выступает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматри-вается динамика познавательных процессов и особенности различ-ных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаем-ся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального со-держания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познава-тельной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действитель-ности, которые на данный момент времени становятся осознаваемы-ми и концентрируют на себе психические и физические силы чело-века в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей че-рез органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно вклю-чено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические", в частно-сти, двигательные действия людей, в их поведенческие акты - по-ступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения дей-ствительности, что является одним из необходимых условий успеш-ности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамерен-ное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние дей-ствия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.

Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ-ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различ-ной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания оп-ределяется целью деятельности и конкретными задачами, вытека-ющими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной по-становки цели - как реакция на сильный звук, яркий свет, новиз-ну предмета.

Предметом непроизвольного внимания становится любой нео-жиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание со-средотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание мо-жет удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашива-ется положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхи-щения и др. Следовательно, внимание является не только фактором, огра-ничивающим психическую деятельность, но и само может регули-роваться извне, в частности, в педагогическом процессе.

Послепроизволъное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на ка-ком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых во-левых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, связан-ные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключе-ние и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между вос-принимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится вы-соко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыс-лей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сосре-доточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса дея-тельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего мес-та, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознатель-ном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром пере-ходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточеннос-ти сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности со-средоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Распределение внимания - свойство, благодаря которому воз-можно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привыч-ны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологи-ческие особенности внимания, обусловленные также и типом не-рвной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

Таким образом, внимание - это психическая категория, включенная во все психологические процессы, имеющая свои виды и свойства.

3. Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизве-дение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности. Память служит основой непрерывности психической деятель-ности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение, вос-произведение.

Запоминание - процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и дей-ствий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произволь-ное (преднамеренное) запоминание.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само со-бой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно опреде-ляется не установками или целями, а особенностями объектов и от-ношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произ-вело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие пережива-ния. Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, ар-тист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоми-нает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ.

Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой де-ятельности. Произвольное запоминание — запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность. Особая форма произвольного запоминания — заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, много-кратно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго». Главным условием сохранения является использование запом-нившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непро-извольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, не-нужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро за-бывается то, что редко включается в деятельность человека, что ста-новится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забы-вания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после за-учивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

Воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкрет-ными обстоятельствами и задачами в деятельности.

Разновидностью воспроизведения является узнавание, прояв-ляющееся при вторичном восприятии объекта. Обычно возникаю-щее при этом чувство знакомости объекта сопровождается мыслью: «Да, я это видел где-то». Мысль отождествляет отражаемое в на-стоящий момент с тем, что воспринималось раньше.

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произ-вольным и непроизвольным.

Существует несколько оснований для выделения видов памя-ти:

1) степень сознательной активности при запоминании и воспроизведении (непроиз-вольная и произвольная. Произвольная, в свою очередь, может быть механической и логической);

2) психологическое содержание запоминаемого (выделяется память образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная), словесно-логическая, эмоциональная и двигатель-ная);

3) продолжительность сохранения (долго-временная, кратковременная и оперативная).

Существуют индивидуальные различия между людьми по объе-му, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохра-нения, готовности памяти.

Таким образом, память - это форма отражения психической действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, узнавании и воспроизведении информации, что обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

4. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного от-ражения, установления существующих связей и отношений меж-ду предметами и явлениями действительности.

Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением дей-ствительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чув-ственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и ком-муникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое зна-чение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы — всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее по-няли другие люди.

Как и все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга. Мышление — всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность. Мышление — это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычле-няются общие и существенные признаки, их характеризующие

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практи-чески действенным или просто практическим мышлением. Оно про-текает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производствен-ных, организации учебного процесса. Этот вид мышления являет-ся, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материа-ле. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образ-ное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и сужде-ний и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высо-кий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой имен-но, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа — словесно-логическое мышление, у художника — наглядно-образное.

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаклю-чение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существен-ных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно от-личается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человече-ства. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия сло-вами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни чело-века по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями. Суждение - форма мышления, в которой высказывается утвер-ждение или отрицание тех или иных связей и отношений между пред-метами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (на-пример, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (де-дукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно ис-пользуется для построения гипотез, т. е. предположений о возмож-ности тех или иных событий, явлений. Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные дей-ствия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолиро-ванно, а в различных сочетаниях.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критич-ность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, уме-нием творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанав-ливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления - это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко пе-реключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поста-вить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и дей-ствовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критичес-кому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».

Перечисленные особенности мышления у разных людей соче-таются по-разному и выражены в различной степени. Это и харак-теризует индивидуальные особенности их мышления.

Таким образом, мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенного нового.

5. Воображением называется процесс воспроизведе-ния и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых соче-таниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности.

Воображение является одним из тех новообразований в психи-ке человека, которое связано с удовлетворением потребностей вый-ти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее. Реальность воображаемого проверяется практикой. Чтобы со-здавать нечто новое в воображении, нужно много знать, видеть, слы-шать, накопить практический опыт в жизни и хранить все это в оп-ределенной системе и в переработанном с помощью мышления виде в памяти. Чем богаче опыт человека, тем больше он имеет возмож-ностей для создания небывалых комбинаций бывалых впечатлений.

Различают воображение воспроизводящее и творческое, меч-ты и грезы.

Воспроизводящее воображение - процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, человека, местности и т. д. по опи-санию, чертежу, схеме, географической карте или по другим зна-ковым изображениям.

Воспроизводящее воображение функционирует у каждого че-ловека всегда, когда приходится рисовать в своем воображении то, что недоступно непосредственному восприятию.

Существенно, что полнота, точность, яркость образов воспро-изводящего воображения зависят прежде всего от качества, харак-тера и формы материала, вызывающего эти образы. Но они, как и все другие психические образы, — субъективные образы объектив-ного мира. Поэтому их полнота, точность, яркость зависят от широ-ты, глубины знаний и личностных установок человека.

Творческое воображение — это процесс создания новых обра-зов", продуктов творческого труда, оригинальных идей, обогащаю-щих теорию и практику деятельности человека.

Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творчес-кое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (со-единение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ творческого воображения, выступают все-гда в новых сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев ре-зультат творческого воображения может быть материализован, т. е. создана новая машина, прибор, новый сорт растений и др. Но об-разы воображений могут оставаться и на уровне идеального содер-жания, в виде научной монографии, романа, поэмы и др.

Творческое воображение теснейшим образом связано с мыш-лением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, срав-нение, обобщение.

Выделяют несколько приемов создания творческих образов во-ображений: агглютинация, аналогия, преувеличение-преуменьше-ние, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат. склеивание) - прием соединения («скле-ивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюже-тах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки - женщи-ны с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танка-амфибии, аккордеона, в котором сочета-ются элементы пианино и баяна).

Аналогия - прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение-преуменьшение - прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

Акцентирование - прием, близкий к преувеличению, выделя-ющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в кари-катурах и шаржах.

Типизация - самый сложный прием творческого создания об-разов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдель-ных черточек, взятых от различных людей определенной социаль-ной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабо-чих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфе-ре жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы же-лаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэто-му при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия многие люди мечтали летать, но в их телесной орга-низации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созда-ны летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сооб-щения и передвижения. Мечта, таким образом, — полезный меха-низм творческой деятельности.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах че-ловек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противо-речащие реальной действительности.

В любом виде человеческого труда имеют место те или иные проявления воспроизводящего или твор-ческого воображения. Развитие воображения в процессе обучения, воспитания, как и в процессе других видов деятельности, служит основой развития творческих способностей человека.

Таким образом, воображение - это процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

6. Речь есть процесс материализации мысли. Под этим термином в психо-логии понимают процесс общения людей посредством языка, а также используемую человеком для передачи информации систему звуковых сигналов и письменных знаков. Речь — главное приобретение человечества, катализатор всех его до-стижений. Она делает доступными не только те объекты, с которыми непосредственно контактирует человек, но и отсутствующие в его ин-дивидуальном жизненном опыте. Это позволяет оперировать и с объ-ектами, которые человек вообще не встречал раньше, но перенесенными. из опыта других людей. Основное предназначение языка — закрепле-ние за каждым словом определенного значения, то есть обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.

Язык - это система условных символов, с помощью которых переда-ются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. В этом смысле данное понятие более широкое, чем речь, так как включает в себя помимо слов еще жесты, мимику, символы, знаки и пр. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система ко-дов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мыс-ли средствами языка. Как психологический процесс речь является пред-метом раздела психологии, называемого психолингвистикой.

Выделяют следующие признаки языка:

Исторически сложившееся средство общения;

Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;

Развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики;

Отражает менталитет конкретного народа, его социальные уста-новки и мифологию.

Речь имеет свои свойства.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или вы-делением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисун-ком).

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие толь-ко им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посред-ством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух со-беседников.

Письменная речь - это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Таким образом, речью называется процесс практического применения человеком языка в це-лях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

7. Представление - это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозна-чает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались ана-лизаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроиз-водства образов.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с такими психическими явлениями, как восприятие и гал-люцинации.

Сходство представления с восприятием заключается в следующем: при формировании образов представления и воспри-ятия возникающий образ существенно видоизменяет-ся по сравнению с исходным образцом под влиянием ряда внутренних факторов (потребностей, мотивации, установок, жизненного опыта и т. д.).

Отличие представления от восприятия:

Образы представлений, как правило, менее ярки, менее детальны и более фрагментарны, чем образы восприятия.

В них находят отражение наиболее характерные черты для данного предмета, а второстепенные детали часто опускаются.

Неустойчивость образа, его тенденция к саморазрушению.

Большая искаженность образа по сравнению с образом восприятия.

Под воздействием языка и внутренней речи происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Сходство представлений с галлюцинациями: и те, и другие образы возникают при отсутствии реальных объектов, которые они отображают.

Отличие представления от галлюцинаций: осознание идеального характера образа представления, отсутствие его проекции во внешний мир, в том время как при галлюцинациях человек считает возникающий образ частью реального мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных воз-буждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нерв-ной системы.

Классификация представлений.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений: зрительные (образ человека, места, пейзажа); слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии); обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например огуречного или парфюмерного); вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком ипр.); тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета); температурные (представление о холоде итепле).

Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, ипупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, по-этому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они со-провождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или яв-ления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений - по происхождению. В рам-ках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия,то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальнойжизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения. Данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственнонаглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее .

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Представления – это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.

Функции представлений: сигнальная, регулирующая и настроечная.

Сигнальная функции – отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая – отбор нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Настроечная – в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификация по Б. М. Теплову:

  1. по их содержанию (математические, географические, технические, музыкальные и т.д.;
  2. по степени обобщенности (частные и общие); по степени проявления волевых усилий (произвольные и непроизвольные).

Представление – это познавательный психический процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Важнейшей функцией представлений является их сигнальная функция. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы. Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой, с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы. По определению И.П. Павлова, наши представления относятся к первой сигнальной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигнальной системой, вызываются словом. Действия первых сигналов у человека обычно сопровождаются словесным обозначением. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре голов­ного мозга соответствующих нервных процессов.

Представление – это познавательный психический процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Важнейшей функцией представлений является их сигнальная функция. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы. Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой, с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы. По определению И.П. Павлова, наши представления относятся к первой сигнальной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигнальной системой, вызываются словом. Действия первых сигналов у человека обычно сопровождаются словесным обозначением. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре голов­ного мозга соответствующих нервных процессов.