Самая старая церковь парижа. Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) – главный католический храм Парижа

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) – главный католический храм Парижа.

В Собор Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари я попал самостоятельно на второй день пребывания в . После того как прошелся с гидом по чреву Парижа и залез на башню Монпарнас.

Знаменитый Нотр дам де Пари находится на острове Сите, недалеко от самого центра города. Самый центр – это площадь Согласия, Лувр и парк Тюильри. Башни Собора Парижской богоматери хорошо просматриваются, стоит лишь выйти из парка в направлении Сены и перейти на другую сторону реки, поэтому прогуляться до него не заблудившись, не представляет никакой трудности.

Встретил меня облачным небом над собой и огромным количеством туристов, как возле собора, так и в нем самом. Перед Собором Парижской богоматери находится небольшая мощеная площадь, на которой можно присесть и полюбоваться легендарной достопримечательностью города.

Перед входом в французы придумали развлекательный аттракцион для туристов. В цементных плитах на земле находится медный диск, став, в центре которого нужно обернуться вокруг своей оси, загадать желание и оставить монетку. Парижане говорят, что оно обязательно сбудется, что до моего мнения так это всего лишь один из честных способов отъема денег как говорил незабвенный О. Бендер.

Главным католическим храмом во все времена и поныне считается и по сей день. В нем проходили коронации, свадьбы и похороны королевских особ. Его воспел в своем бессмертном произведении В.Гюго. И именно в нем хранятся подлинные христианские реликвии. Там же самый большой колокол и самый большой орган Франции.

Собор – действующий храм, в нем идут службы и совершаются обряды. Купив билет, можно зайти внутрь собора, сделать фотографии и послушать мессу. Снаружи гораздо интереснее, чем внутри. Внутри он скромен, как и все католические храмы. Но снаружи обилие элементов архитектурного декора и статуй библейской тематики делает это место достаточно любопытным.

Лично на меня он не произвел колоссального впечатления после архитектурных изысков Италии. И на мой взгляд ежедневное обилие туристов превращает этот романо-готический собор в бездуховное вместилище для страждущих взглянуть на историческую реликвию города. Но побывать в нем, сделать фотографии и погулять по красивым улочкам острова Сите бесспорно стоит.

В любой стране можно насчитать несколько знаменитых и известных на весь мир зданий и сооружений, являющихся ее визитной карточкой. И, конечно, Франция, не исключение: французские замки, прекрасные мосты, прекрасные памятники и величайшие храмы – все это о ней. Сегодня, мы расскажем об самых красивых соборах и церквях Франции.

Или «Sainte Chapelle» в Париже . Эта изумительная французская часовня стоит на острове Сите. Величественное сооружение всегда вызвало восторг и восхищение любого, кто его когда-либо видел, а в период средневековья капеллу называли - «врата в рай». Века спустя, великий французский писатель Андре Моруа назвал Сент-Шапель - «подлинным чудом готического искусства». Не изменилось мнение о ней и сегодня, туристы приходят в изумление, увидев красоту этого сооружения. Даже несмотря на то, что часовня окружена не совсем позитивными, с точки зрения энергетики, зданиями: рядом стоит Дворец Правосудия и тюрьма «Консьержери», которые тоже монументальны и величественны, лишь часовня – пробуждает приятные эмоции. Часовня Сент-Шапель строилась по приказу французского короля Людовика Девятого, он, по политическим соображениям, нуждался в том, чтобы все французы убедились в его исключительности и в том, что он достоин стать Божьим избранником на престоле. Людовик приобрел уникальные реликвии христианства в Константинополе, они стоили баснословных денег, поэтому понадобилась достойная капелла для их хранения. Этими реликвиями стали: терновый венец Иисуса Христа и несколько щепок от его креста. Получилось так, что реликвии обошлись королю в три раза дороже, чем было потрачено денег на строительство Сент-Шапель. Это было в 1248 году. Узнать о тех событиях можно, посетив часовню, и рассмотрев ее изумительные витражи, на которых прописана тема перенесения христианских святынь, и этот сюжет центральный, как и сцена «Тайной вечери» и некоторые другие сюжеты из Библии. Эти темы прослеживаются в сотне малых элементов «готической розы». В давние времена верхняя часовня была местом молитв членов французской королевской семьи, в нижней – молились слуги и простолюдины, но сегодня, туристы могут изучить все уголки капеллы. Здание часовни было сильно повреждено в период Французской революции, но его восстановили, по чудом уцелевшим, старинным чертежам. Только вот священные реликвии тут теперь отсутствуют, о давнем нахождении здесь тернового венца сегодня напоминают только каменные шипы, украшающие колокольни. Чтобы прочувствовать средневековую атмосферу этой часовни, рекомендуем прийти сюда на концерт классической органной музыки, тут они периодически проводятся.

Или «Basilique Notre-Dame de Fourvière» в Лионе . Здание лионской базилики Нотр-Дам де Фурвьер, многие назовут вычурным или эклектичным, что немудрено из-за смешения нескольких стилей: классицизма, неоготики, неовизантийского. Но по словам архитектора, создававшего базилику, Пьера Боссана: разве что-то в этом мире может быть слишком хорошо Царицы Небесной!? Базилика расположилась на высоком холме Фурвьер, а окружают ее, древнеримские театры. Величественное здание базилики, украшенное ажурными башенками, зубчатыми кружевными стенами, было построено в конце девятнадцатого века. Его видно почти из любой точки города Лиона. Особенно оно выигрышно смотрится, когда освещенная ярким солнцем позолоченная статуя Богородицы, на башне-капелле, начинает светиться, словно посылая благословение всем жителям и гостям Лиона. Благодаря своим четырем башням, церковь похожа на крепость, и этот архитектурный прием был придуман Боссаном неспроста: он считал, что вера в Бога должна защищать любого человека не хуже цитадели. Строительство базилики Нотр-Дам де Фурвьер на холме Фурвьер, который с давних пор был известен, как место силы, было вызвано порывом благодарных жителей Лиона. На этом холме они возносили молитвы к Деве Марии в 1643 году, об избавлении города от чумы, молились в 1870 году о божественной защите города от вторжения грозной армии Бисмарка. И молитвы помогли! За это, лионцы и возвели красивейшую церковь, вобравшую все самое лучшее из достижений мировой архитектуры. Интерьеры базилики Нотр-Дам де Фурвьер не менее великолепны, ведь входя сюда, думаешь, что попал в какой-то иллюзорный мир: солнце, пробиваясь сквозь многочисленные витражи, отражается миллионами разноцветных лучиков, освещая великолепные мозаики, изящную лепнину, изумительную роспись, прекрасные скульптуры. Подняться на этот холм, можно на фуникулере.

Или «Cathédrale Notre-Dame des Doms d"Av» в Авиньоне . Французский город Авиньон, стоящий на скале над Роной, издавна известный, как «Город пап», из-за того, что семьдесят лет в нем проживали Папы Римские, еще известен и как «Город-крепость», из-за своих неприступных фортификаций, окружающих поселение. На территории Авиньона, раньше было расположено двадцать мужских и пятнадцать женских монастырей, закрепивших за городом еще одно звание – французский «Город колоколов и церквей». Конечно, многие из них давно превратились в руины или стерты с лица земли, другие – используют в иных целях, но прекрасный собор Нотр-Дам-де-Дом, так же, как и восемьсот лет назад, гордо высится над городом, восхищая своей красотой всех проходящих мимо. Авиньонский кафедральный собор входит в единый ансамбль с Папским дворцом и древнейшим мостом Сен-Бенезе, обрывающимся посредине реки. Монументальность старинной церкви, которую венчает интересный купол в романском стиле, на котором вместо креста находится громадная статуя Девы Марии, покрытая позолотой. Этот католический храм больше похож на вавилонский зиккурат, тем не менее, в свое время, он нес функции римского Собора Святого Петра, представляя из себя кафедру Верховного понтифика. Вообще, название Кафедрального собора Нотр-Дам-де-Дом, можно перевести «Дом епископа». Собор возводили не на пустом месте: раньше, уже в четвертом веке, тут стояла древняя базилика, где и размещался епископ, но ее в восьмом веке разрушили сарацины. А к жизни она возродилась лишь в середине двенадцатого столетия. Статую Девы Марии, весящую четыре с половиной тонны, водрузили на здание в 1859 году.

Или «Église Saint-Michel» в Дижоне . Это эклектичное здание, построенное из светло-серого песчаника, впечатляющее днем, но становящееся неотразимым на закате солнца, когда стены его начинают излучать необычное розовое свечение, величественное и в то же время утонченное, привлекает туристов своим сказочным внешним видом. Оно похоже на сказочный замок, с высокими неприступными башнями и каменными куполами. Церковь стоит неподалеку от роскошного Дворца герцогов. Ее возвели в 889 году. Сначала это была скромная деревянная часовенка, которая с ростом числа прихожан, уже не могла вмещать всех желающих, и тогда, в 1020 году, настоятелем было принято решение о возведении большой каменной церкви. Нынешнее здание церкви Сен-Мишель, с великолепными резными порталами, изображающими сцены из Библии, знаменитых мифических героев, строилось в период с 1497 по 1529 годы. А возникла подобная необходимость из-за такого случая, произошедшего в 1430 году: одна женщина, живущая в Монако, купила у торговца реликвиями из разграбленных старинных храмов и гробниц, старинную дароносицу. Вернувшись домой, женщина начала рассматривать свою покупку и обратила внимание, что на дне дароносицы, имеются остатки «гостии» - это постный хлеб, используемый при причастии. Она решила соскрести его ножом, но лишь дотронувшись до хлеба, увидела, что оттуда потекла кровь, которая потом высохла, но оставила след в виде изображения Иисуса Христа на троне. Удивленная дама, отправилась за консультацией к священнику, он взял эту «гостию» и послал Папе Римскому Евгению Четвертому, а тот подарил реликвию герцогу Бургундскому. Таким образом, «гостия» оказалась во французском городе Дижоне. А чтобы эту бесценную вещь было где хранить, начали возводить величественный собор, на деньги богатых жителей города. Это было в 1497 году. Здание воплотило черты стиля ренессанс и «пламенеющей» готики. В 1529 году, эту церковь освятили. К сожалению, три столетия спустя «гостия» исчезла с лица земли, став еще одной жертвой Великой французской революции, а собор утратил сакральное значение. Но память о великой христианской реликвии, осталась в средневековой литературе и на витражах католических соборов Бургундии. Но, утратив сакральную ценность, церковь Сен-Мишель не утратила своего величия, до сих пор восхищая всех, кто ее видит впервые.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Reims» в городе Реймсе . Реймсcкий собор – прекрасное и величественное здание, сумел при своих монументальных размерах остаться изящным и утонченным. В этом католическом храме Реймса все грандиозно, но, тем не менее, тонко. Нотр-Дам начали возводить еще в 401 году, а в 1210 году, он сгорел в страшном пожаре. Уже через несколько месяцев храм начали строить заново, ведь иначе было нельзя, так как в одиннадцатом веке появилась традиция короновать там на правление королей Франции. В соборе Реймса были коронованы практически все французские монархи. Потрясающе красивый собор радует своей прелестью туристов и по сей день: его ажурная и изящная внешность – эталон готической архитектуры, подчеркнутый интересным скульптурным убранством, модным в ту эпоху. Лишь одно здание фасада Реймсского собора начитывает две тысячи триста фигур, из них выделяется величественная галерея из пятидесяти шести фигур французских королей. Средневековый шедевр не так уж и далек от эстетики современного искусства: если вы зайдете в центральную часовню, то обратите внимание на интересный витраж, его в двадцатом веке разработал известный художник Марк Шагал. Тут изображено распятие Иисуса Христа и жертвоприношение Исаака.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Chartres» в городе Шартре . Французский провинциальный город Шартр, расположен в восьмидесяти километрах от Парижа, именно там и находится французская «Библия в камне» и одна из красивейших церквей мира - Собор Нотр-Дам. Этот готический монументальный храм, был построен всего за тридцать лет и прошел процедуру освящения в 1260 году, с тех пор, он практически не видоизменялся, чем объясняется его мировая архитектурная значимость и ценность. Но, как всегда бывает, этот собор вырос не на пустом месте: самая первая церковь была построена на этом месте еще в четвертом веке, но свою знаменитость он особо ощутил в 876 году, с момента размещения там бесценной христианской святыни – «Покрова Девы Марии», представляющего отрез шелка бежевого цвета, который носила Богородица во время принесения ей «благой вести». С этой реликвией связана масса чудес, и одно из них то, что полотно чудесным образом уцелело в мощном пожаре 1194 года, длившемся три дня и уничтожившим старое здание собора, который был построен в романском стиле, и почти весь город. Не поддающееся логическому объяснению спасение реликвии, иначе как чудом быть не могло, народ Шартра понял, что это было знамение, и начал строить новый храм, уже в прекрасном готическом стиле. Уникальной особенностью этого французского храма является наличие разных башен на западной стороне фасада: дело в том, что было принято решение о сохранении уцелевшей в пожаре пирамидальной колокольни, ее включили в ансамбль в неизменном виде. На другой башне, вы увидите очень красивый шатер, в стиле пламенеющей готики. Шартрский собор Нотр-Дам может гордиться изумительными витражами, площадь которых достигает две тысячи шестьсот квадратных метров. Витражи создавали с двенадцатого по тринадцатый века, но к сожалению, секрет их создания был утрачен в тех далеких временах, тем не менее нам досталась честь видеть самое лучшее собрание европейского витражного искусства. А еще, собор привлекает своими удивительными окнами-розами: которые преломляя лучи солнца, мечут по интерьеру собора разноцветные молнии, лишь дополняя пышность его убранства. На полу Шартрского собора вы увидите лабиринт – символ скитания человеческой души по пути к Богу. Его протяженность двести шестьдесят два метра. По сей день существует традиция: если вы хотите покаяться и попросить у высших сил прощения за свои грехи, то как средневековый пилигрим, преодолейте этот путь на коленях, и Бог смилостивится над вами.

Или «Notre Dame de Amiens» в Амьене . В столице французской области Пикардии – городе Амьене, находится удивительный и весьма впечатляющий собор Нотр-Дам. Строить его начали в далеком 1220 году в честь Святого Жана Батиста: дело в том, что его голова была привезена рыцарями-крестоносцами из четвертого Крестового похода в 1206 году. Удивительно, но мощи христианского Святого до сих пор хранятся здесь, привлекая в Амьен сотни тысяч паломников со всего мира. Собор Нотр-Дам в Амьене – это не просто одна их красивейших французских церквей, но и истинное воплощение совершенной красоты, а также средневековый шедевр инженерного искусства. Здание возведено в классическом готическом стиле, но некоторые элементы оформления, все же склоняются к стилю пламенеющей готики. Потрясающий фасад Амьенского собора нисколько не уступает по великолепию Парижскому Нотр-Даму: он тоже имеет грандиозные размеры, ажурное окно-розу, три высокие портала, Галерею королей, состоящую из двадцати двух гигантских статуй, являющихся французскими королями, но символизирующими царей Иудеи. Собор примечателен и внутри, он грандиозен и величествен: очень высокий, длинный, зал, со ста двадцатью шестью тонкими колоннами, на которые опирается центральный неф, словно возвышает и приближает к Богу любого в него входящего. Идеальные пропорции и безупречность прослеживаются во всех деталях. Внутри собора вы увидите фигуру «Плачущего ангела», который печально склонившись над человеческим черепом, оплакивает глупость людского рода. Эту скульптурную композицию создал Николя Блассе. В Амьенском соборе вы сможете увидеть потрясающие резные скамьи, с изображениями более чем четырех тысяч мифических, библейских, реальных персонажей, которые были созданы резчиками по дереву в шестнадцатом веке. Считается, что Амьенский собор – это величайшее создание искусства зодчества, и далеко не каждый собор, сможет затмить его красоту.

Или «Sacre Coeur», в Париже . Издавна на холме Монмартр в пригороде Парижа, селились бедные представители французской богемы: художники, музыканты, писатели. И, в первую очередь, это место привлекало их своей дешевизной. Но именно эти люди смогли в корне изменить наши представления об искусстве. На сегодняшний день, холм Монмартр, расположенный в восемнадцатом округе Парижа, является не только самой высокой его точкой, но и местом, где стоит неподражаемая и великолепная Базилика Святого Сердца - Сакре-Кер, и откуда открываются умопомрачительные виды на город. Название данного холма переводится, как «Гора мучеников»: оно уносит нас в давнюю историю христианства, но продолжает оставаться актуальным и в двадцать первом веке: два века подряд, на Монмартре селятся гениальные мастера, часто умирающие в голоде и нищете, становясь признанными гениями и творцами лишь после смерти. Несмотря на то, что сегодня Монмартр – престижный район Парижа, тут сохранился дух провинциальности: нищие художники, рисующие на улице, бедные уличные музыканты, бары и кабаре и масса туристов, которые стремятся своими глазами увидеть удивительную архитектурную доминанту Монмартра - Базилику Сакре-Кер, которая была возведена в честь Святого Сердца Христова. Эта огромная по размерам церковь, отливающая молочно-розовым цветом, видна со всех концов Парижа. Она, наряду с Эйфелевой башней и Лувром, - настоящий символ города. К базилике Сакре-Кер можно подняться пешком, преодолев несколько сотен ступенек или же проехать на фуникулере. Эта французская церковь вобрала в себя элементы двух стилей - романского и византийского. Особенно прекрасна она по ночам, когда загораются огни подсветки: Сакре-Кер становится схожей с одним из фантастических дворцов древней Византии. Вечерами на многочисленных ступенях церкви встречаются многочисленные компании туристов, местных жителей, музыканты, они пьют, поют, веселятся, а сверху на них строго взирает статуя Иисуса Христа, с центрального фасада базилики.

Или «Notre Dame de Paris» в Париже . Этот собор, расположенный на острове Сите, посреди реки Сены, – сердце Парижа. Нотр-Дам де Пари - монументальное здание, славящееся фантастической красотой. Собор вырос на месте самой первой христианской базилики Парижа, а она, в свою очередь, была построена на руинах древне-римского храма. Собор Парижской Богоматери заложили в 1163 году, и он строился и увеличивался в размерах до девятнадцатого века, становясь безмолвным свидетелем всех великих и ужасных событий французской истории: Варфоломеевская ночь, Великой французской революции, приход к власти императора Наполеона Бонапарта и так далее. Это готический собор, с элементами романского стиля. Здание, хотя и огромно, но пропорционально. Кстати, собор достигает почти семидесяти метров в высоту, но рядом с ним не чувствуешь себя мелким, а, наоборот, словно духовно вырастаешь, ободренной мощью божественной силы и невероятной энергетикой этого места. Знакомясь с западным фасадом собора, который являет «Библию в камне», поражаешься размаху и фантазии архитекторов: изумительное окно-розетка, грандиозная галерея с двадцатью восемью фигурами библейских царей, сценка Страшного суда, начертанная на центральном портале, знаменитые фигурки химер и горгулий, изображения святых, мифических существ, простых людей. В соборе хранится важная христианская святыня – терновый венец Христа. Знаменитый писатель Виктор Гюго создал об этом величественном храме целый роман, но даже ему не удалось в полной мере передать те чувства, которые овладевают человеком, стоящим перед собором Парижской Богоматери.

Или «Cathedrale Notre-Dame de Rouen» в Руане . Этот старинный католический собор, являющийся самым высоким храмом Франции, считается великим национальным памятником страны и настоящим шедевром готики. Французский город Руан, издавна зовут «Городом сотни Шпилей», ведь в нем много высоких зданий со шпилями, но Руанский собор по своей красоте превосходит их. Его даже увековечил художник Клод Моне в своих картинах. Высота Руанского кафедрального собора – сто пятьдесят один метр. Массивные стены этого собора тянутся вдоль улицы Сан-Романо, которая в средние века считалась самой престижной в Руане. Возник этот собор на месте древней христианской базилики четвертого века, которая возникла тут после того, как в эти края приехал епископ Меллон, начавший проповедовать христианство среди местных жителей. К девятому веку, тут образовалось довольно крупное епископское подворье, включавшее две церкви, Кафедральный собор, в честь Богоматери, баптистерий, но все это сровняли с землей, напавшие на город Руан в 841 году орды викингов. После себя они оставили лишь пепелище. И тогда, правящий в те годы Францией король Карл Третий Простоватый, в 911 году, пойдя на уступки завоевателям, дал согласие на то, чтобы Нормандия стала герцогством и выдал свою дочь Гизелу за вождя викингов Роллана Пешехода, а тот, в свою очередь, принял крещение, взяв имя Роберт. Так появилась династия герцогов Нормандских, а Франция обезопасила себя от нового нападения грозных северных покорителей морей. Герцог Роберт, в 1020 году, начал строительство величественного католического собора в романском стиле, его дело продолжили наследники. К сожалению, до наших дней от того сооружения достояла лишь одна крипта. Самой старой башней Раунского собора является башня Сан-Ромен, которой уже восемь веков, она возводилась в 1145 году. Собор часто разрушался из-за природных катаклизмов, человеческой неосторожности, например, один неф, сгорел в средние века при пожаре, в восемнадцатом веке здание собора пострадало от сильнейшего урагана, и конечно же, одной из наиболее печальных страниц истории собора, является бомбардировка 1944 года, длившаяся на протяжении целой ночи, при которой была повреждена боковая башня, она, завалившись на бок, повредила несколько несущих колонн. Но, к счастью, собор не рассыпался, а чудом простоял до того времени, как началась его реставрация и восстановление, что длилось около двенадцати лет. В наше время, а именно, в 1999 году, Руанский собор пострадал в результате сильной бури, когда стихия повредила его колокола, а в 2000 году обрушилась еще одна башня, но так как это случилось в пять утра, никто не пострадал. Эта древняя конструкция, созданная словно из каменного кружева, с изумительными витражами, высоким шпилем, привлекает тысячи туристов. Кстати, внутри храма находится гробница первого герцога Нормандии Роллана Пешехода, а также саркофаг короля Ричарда Первого или Ричарда Львиное Сердце, но в саркофаге находится не все тело английского короля, бывшего еще и герцогом Нормандским, в период с 1189 по 1199 годы, а лишь его сердце.

– страна, где сконцентрированы самые красивые и удивительные базилики, соборы, церкви, часовни и храмы. Вы, наверное, обратили внимание, что каждый более или менее значительный город этой страны, обязательно имеет свой собор Нотр-Дам, и в этом нет ничего необычного, потому как французы – католики, а у них Божья Матерь почитается даже больше Иисуса Христа, вот и возводят они масштабные религиозные сооружения, посвящая их Деве Марии. Несмотря на то, кому посвящен храм или собор, каждый из них потрясающий и великолепный, а мы рассказали лишь о малой части самых красивых соборов Франции.

NOTRE DAME (Собор парижской Богоматери)

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление.
Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа.
До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.
Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX.

St.de la MADLEINE

Парижская церковь Мадлен (фр. l"église de la Madeleine) - это церковь Святой Марии Магдалины; находится в 8-м округе французской столицы, на одноимённой площади; яркий образец неоклассицизма в архитектуре.
Освещается храм через свод, - в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон.
История строительства церкви растянулась на 85 лет по причине политической нестабильности Франции в конце XVIII - начале XIX веков. Строительство началось при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви. Первоначальный проект уподоблялся Дому инвалидов - крестообразное сооружение с куполом. Наполеон пожелал, чтобы храм был посвящён победам его армии; проект был пересмотрен архитектором Виньоном, но поражение в войне в Россией 1812 года стоило храму трансформации в железнодорожный вокзал - первый в Париже - в 1837 году, и возвращения к первоначальному предназначению лишь в 1845 году.


Одна из самых красивых церквей Парижа – Сакре Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова). В каком бы месте города Вы ни находились, Ваш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма.В ее архитектурном облике явственно ощутимо подражание собору Сан Фро в Периге на юго-западе Франции.
Расположенная на вершине Монмартра базилика Сакре-Кёр была построена по проекту архитектора Абади. Храм сооружен в память о жертвах франко-прусской войны, средства на его строительство собирались по общественной подписке.
Архитекторы решили построить церковь Сакре Кер в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, - явно восточного происхождения. Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики 12 в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Колокол этот - подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д’Арк. Великолепный фасад церкви, медленно приближающийся к посетителю по мере подъема по каскаду лестницы, украшают скульптуры Христа и самаритянки, Марии в доме у Симона.
Внутри церковь богато украшена мозаиками; оригинальные витражи во время второй мировой войны были уничтожены. Мозаичные панно над кафедрой изображают сцены поклонения Святому Сердцу Христову. Крипта под храмом открыта для посетителей и служит выставочным помещением для произведений сакрального искусства.

На холме Св. Женевьевы, возвышающемся на 60 м над уровнем Сены (т.е. 84 м над уровнем моря), стоит Пантеон – один из ориентиров Парижа, видный из разных концов города.
История Пантеона – это по сути дела история людского тщеславия, выразившегося тут прежде всего в нашем неумении отличить вечное от сиюминутного: само название Пантеона менялось не раз на протяжении его сравнительно недолгой истории.
На входе Пантеона - надпись AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»).
В 1744 году Луи XV поклялся, что если он выздоровеет, то построит церковь на месте старого аббатства Святой Женевьевы. Он поправился, но выполнение обета заняло у него много времени. Только в 1764 году брат мадам Помпадур нанял архитектора Суффло, чтобы разработать дизайн церкви в виде греческого креста с куполом, напоминающим купол собора Святого Павла в Лондоне. В дни революции 1789 г. Первый Конвент решил похоронить в этой новой церкви «первого из великих сынов Франции гражданина Мирабо».
А затем решено было хоронить тут всех великих людей.
Колокольни, стоившие жизни архитектору, были снесены, крест снят, а на барельефе фронтона над главным входом Св. Женевьева была заменена аллегорической фигурой Родины-Матери, которую коронует древнегреческая богиня Истина. Под барельефом появилась надпись: «Великим людям – благодарное отечество». На месте креста поставили фигуру Славы. И церковь переименовали в Пантеон.
После похорон Мирабо сюда перенесли прах Вольтера.
После реставрации Бурбонов Пантеон стал снова церковью, и надпись снова упоминала не «благодарное отечество», а Св. Женевьеву. Все скульптуры на фронтоне опять сменили на соответственные и начали снова переселять покойников: убрали Вольтера и Руссо в крипт под перистилем, чтоб не слишком мозолили глаза новой власти. Но всё же хоть из Пантеона на сей раз не вынесли…
После революции 1830 года, новый «буржуазный король» Луи-Филипп снова переименовал церковь в Пантеон и поместил на прежние места Вольтера и Руссо, а также (в четвёртый раз!) сменил барельефы на фронтонах. На сей раз Родина-Мать раздавала венки, а История записывала, кому и за что. На барельефах появились Мирабо, Мальзерб, Фенелон, Бертоле, Лаплас, Лафайет, Вольтер… Появился среди них и Наполеон, но не император – нет, просто генерал Бонапарт, словно он так и был всегда знаменитым военачальником и не более того… Появился и памятник Пьеру Корнелю.
А в 1847 году от площади Пантеона и до Люксембургского сада (до нынешней площади Эдмона Ростана) была пробита широкая улица, названная улицей Суффло. На том самом месте, где когда-то находился форум римского города Верхняя Лютеция.
В 1851 г. принц-президент (впоследствии Наполеон III) снова назвал Пантеон церковью Св. Женевьевы. И опять – «навеки веков». Снова водрузили крест. Ровно через двадцать лет коммунары снесли крест, заменив его красным знаменем. Через два года Третья республика опять водрузила крест.
Когда в 1885 году умер великий изгнанник Виктор Гюго, та же Третья Республика опять переименовала церковь в Пантеон и похоронила «виконта Гюго» рядом с Вольтером.
Надпись «Великим людям – благодарное отечество» восстановили, но и крест оставили на куполе. Потом сюда перенесли прах великого врача Кабаниса и маршала Ланна. Позднее тут похоронили Эмиля Золя и вождя французских социалистов Жана Жореса, и уже сравнительно недавно сюда перенесли прах Пьера и единственную женщину - Марию Кюри. Вскоре после них похоронили тут знаменитого философа нашего времени, писателя, одного из руководителей Сопротивления, а позднее министра культуры в нескольких деголлевских правительствах, Андрэ Мальро. И уже в ХХ! веке перехоронили тут Александа Дюма.



Ее строительство началось в 1646 г.; за время возведения церкви сменилось 6 архитекторов. Последний, флорентиец Сервандони, украсил фасад двухъярусной колоннадой. Интерьер церкви освещается дневным светом сквозь многочисленные витражи, что придает ему несколько таинственный вид. Первую капеллу справа от входа расписал Э. Делакруа. Над входом - один из лучших органов Франции, выполненный в 1776 г.
Эта церковь, видимо, имеет некую магическую ауру. Неспроста во многих беллетристических произведениях XX в. именно в ней происходят таинственные события, обнаруживаются тайные и загадочные послания. Исследователи оккультных обществ считают, что Сен-Сюльпис связана с могущественным масонским обществом, скрыто влияющим на европейскую жизнь в течение, как минимум, 10 веков.



Собор был построен на месте галло-римского кладбища, где был погребен первый епископ Парижа, принявший мученическую смерть около 250 г. Когда-то здесь был знаменитый монастырь
История собора тесно связана с монархией. Здесь находятся усыпальницы французских королей, здесь короновались многие королевы.
На каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен.
Это один из самых загадочных и удивительных Соборов Парижа.

Царственно-величавая, созданная в стили зрелой готики, по приказу Людовика Святого, часовня Сент-Шапель возводилась, как королевская церковь и должна была стать символом священной власти французских монархов. Здесь хранятся частицы Креста Иисуса Христа. Верхняя и нижняя часовни поражают красотой и великолепием. Стены Сент-Шапель, как бы растворяются, выдвигая на первый план ажурный орнамент, сотканный из разноцветной мозаики, сюжеты которой включают сотни сцен и охватывают всю историю от сотворения до прибытия в Париж процессии со священной реликвией. Солнечный свет, отражаясь в окнах, расцвечивает яркими бликами все внутреннее пространство. Тонкие пилястры, уходящие под самые арки свода, разделяют витражи, одновременно являясь элементом готического декора. Стоит увидеть божественные витражи: «Тайная вечеря», «Перенесение святынь», прекрасное окно-розу, где показаны сцены из Апокалипсиса, статуи апостолов, представляющих собой, удивительный образец резьбы по дереву. За пределами Франции часовня Сент-Шапель стала образцом для готических сооружений.

Церковь Сент-Эсташ (Sаint-Eustache) по своим размерам сопоставима с собором Парижской Богоматери, а высота ее свода даже на несколько метров превышает высоту Норт-Дам.
В архитектурном плане она удивительна тем, что сочетает средневековую готику с образцами итальянского Возрождения. А добавив современной скульптуры, мы, вообще, получаем сногсшибательный коктейль.


Готическая архитектура во Франции - архитектурный стиль, который был широко распространен на территории современной Франции с 40-х годов XII века до начала XVI века, когда ему на смену пришёл Ренессанс. Зародившись в центре страны, готический стиль быстро распространился на территорию всей Франции и за её пределы. Мастерство архитекторов достигло своего пика в середине XIII века, после чего развитие шло путем применения прикладных ремесел, в частности, обработки камня.

Готика как французский стиль стала образцом для подражания на территории большинства стран Западной и Центральной Европы, в которых она приобретала черты, характерные для их архитектурных традиций.

Отдельные архитектурные памятники в готическом стиле или же исторические ансамбли, включающие готические сооружения, главным образом, соборы, были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Франции.
Вот краткий обзор. Обратите внимание на общее, когда невозможно с первого взгляда понять, какой конкретно собор на фотографии, и на различия, по которым легко все-таки узнать, что за собор перед тобой... Особую сложность в опознании представляют собой отдельные скульптуры и даже скульптурные группы.

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ - НОТР ДАМ де ПАРИ.





Строить собор начали в 1163 году на месте, где стоял римский языческий храм, по приказу и с благословения папы Александра III. Строительство растянулось на целых два столетия. По замыслам папы римского, Собор Парижской Богоматери в Париже своей красотой должен был затмить все другие подобные строения, что уже существовали на Земле.
Размеры Собора Парижской Богоматери потрясают с первого взгляда: длина – 130 м, ширина – 48 м, высота – 35 м, высота западного фасада – 43 м, ширина западного фасада – 41 м, вес колокола Эмануэль – 13 тонн. Войти в собор можно через портал Богоматери, который украшен искусной композицией, состоящей из статуй монархов и святых. Легкости собору придают высокие стрельчатые окна. Западное окна-роза - символ Богородицы. Она окружена ветхозаветными персонажами. В центре витража находится медальон, мерцающий красным и синим цветами. Медальон символизирует Богородицу. Южное окно отведено Христу.


Главный или центральный неф Нотр Дам де Пари расположен напротив окруженного колоннами портала Страшного Суда. Высота центрального нефа поражает воображение. Длинный пресвитерий (алтарная часть) каменной перегородкой отделен от остальной части собора.


Сегодня сбереглись только ее фрагменты, украшенные рельефами известных евангельских сцен, которые относят к XIV столетию. В пресвитерии находятся престол епископа и места для почетных гостей оформленные резьбой эпохи барокко. Настоящим украшением собора являются: «Пьета», скульптура Богородицы с младенцем, экспрессивная «майская» живопись Шарля Лебрена...
Чтобы оказаться на верху собора Нотр Дам де Пари нужно подняться на 387 ступенек, предварительно пройдя через широкие пятнадцати метровые контрфорсные арки в галерею, что тянется вдоль двух западных башен. Перила галереи украшают, или устрашают, маскароны (выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица).


Внешнюю часть собора украшают различные химеры и гаргульи.




Если вам удалось преодолеть все эти препятствия, то можете насладиться, открывшейся перед вами с высоты Собора Парижской Богоматери, прекрасной панорамой Парижа. Кто знает, может быть события бессмертного романа великого Виктора Гюго пришли к нему именно в тот момент, когда он, поднявшись на крышу Нотр Дам де Пари, взглянул на столицу Франции с высоты птичьего полета...


Крыша собора Парижской Богоматери - отсюда прекрасно видно другой символ Парижа и Франции - Эйфелеву башню.
С собором связано и много легенд. Например, по одной из них колокол «Эммануэль» был отлит в 1600 году из украшений, подаренных собору женщинами, чтобы получить уникальный звон. Но свою известность в нашей стране собор получил благодаря Виктору Гюго.

ШАРТРСКИЙ СОБОР



Шартрский собор или Собор Шартрской Богоматери - самый известный памятник города Шартра, в 90 км к юго-западу от Парижа. Собор считается одним из прекраснейших готических зданий.


На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии.

Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и подземная часовня (крипт. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.


Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Этот новый собор сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался.


Отличительной чертой собора является то, что его две башни сильно различаются между собой. Северная башня имеет типичное готическое основание (с контрфорсами и небольшим количеством отверстий) и шпиль в стиле пламенеющая готика, выполненный несколько позже. Южная башня, напротив, имеет основание уже готического стиля и увенчана более простым шпилем.

АМЬЕНСКИЙ СОБОР.


Амьенский собор или Собор Амьенской Богоматери - один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции.

Существовавший здесь ранее собор романской архитектуры сгорел дотла в 1218 г. при пожаре, вызванном ударом молнии. А вот находящаяся вблизи собора небольшая церковь уцелела. В ней хранились мощи святого Фирмина, первого епископа города Амьена, поэтому церковь нельзя было снести до завершения строительства нового собора, куда впоследствии и перенесли мощи святого.

Согласно первоначальному плану башни собора предполагалось выстроить в два раза шире и гораздо выше существующих. Однако их возвели только до половины запроектированной высоты, в результате чего башни едва поднимаются над кровлей собора. В 1366 г. было начато возведение шатра над южной башней, а северная башня была достроена лишь в начале XV века. Разные по высоте и рисунку, они придают фасаду собора необычайную живописность.

Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле.


Во время Великой французской революции, когда скульптуры и рельефы разбивались тысячами, пострадали многие соборы Франции. Однако благодаря усилиям влиятельных горожан Амьена, которые перекрыли революционерам доступ в собор, потери там были минимальными.

Несмотря на то что в готическом стиле возводились многие храмы как во Франции, так и в других странах Европы, именно Амьенский собор является одним из наиболее смелых, оригинальных и гармоничных строений готической церкви.


РУАНСКИЙ СОБОР


Руанский собор или Собор Руанской Богоматери - один из важнейших памятников готической архитектуры Франции. Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане.

Любая, даже самая скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшего писателей и художников самых разных калибров. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.

Собору сильно досталось во время войны. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

Руанскому собору более 800 лет. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада - она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно.

На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в XII-XV веках, и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется “пламенеющей готикой”.

Внутреннее убранство собора

За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось оплачивать индульгенции всех домочадцев.

Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр.

Прославил собор знаменитый художник Клод Моне, создав серию видов собора в различное время суток.

И наконец уже хорошо знакомый нам РЕЙМСКИЙ СОБОР


Реймсский собор или Собор Реймской Богоматери является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям. Это классический образец архитектуры высокой готики в период ее наивысшего расцвета.

Cобор всемирно известен тем, что начиная с периода средневековья и вплоть до XIX века здесь проходили коронации практически всех французских монархов.

Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание собора на этом месте датируется 401 годом. В IX веке на месте обветшавшего старого храма началось возведение нового. Однако грандиозный пожар 1210 года полностью уничтожил его. Тогда начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней.

Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора - самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован.

Особенность Реймсского собора - прославившие его скульптуры. Только в “Галерее королей” представлено более пятисот фигур. Всего скульптур насчитывается около 2000. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют “собором ангелов” - из-за множества скульптур, их изображающих. Реймсский собор сильно пострадал в годы Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. Мне повезло. Я была там в 1997 году.

В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Так какие общие черты, и какие принадлежат конкретным соборам? Надеюсь, не слабО ответить! Дерзайте!

Notre Dame de Paris — Собор Парижской богоматери. Самая известная церковь Парижа. Собор расположен на месте первой христианской церкви Парижа — базилики св. Стефана. До нее на этом же месте размещался галло-римский храм Юпитера.

Строительство собора длилось с 1163 по 1345 г. Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции. Во времена французской революции собор превратился в Храм Разума. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Sacré-Cœur de Montmartre

Sacré-Cœur de Montmartre — эта белоснежная базилика стала символом . Название буквально означает Базилика святого Сердца (имеется ввиду Сердце Христово). Она была построена в 1876 — 1914 гг по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине , в самой высокой точке (130 м) города. Первоначальная идея заключалась в сооружении храма в память жертв франко-прусской войны. При закладке первого камня (16 июня1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кер.

La Madeleine

La Madeleine — это церковь в стиле греко-римского храма, прототипом которой был в . Храм освещается через свод: в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон. На фронтоне главного фасада размещена скульптурная группа «Страшный суд» работы Филиппа Оноре Лемера.

Постройка церкви растянулась на 85 лет из-за нестабильной политической обстановки во Франции в конце XVIII - начале XIX веков. Строительство началось под руководством архитектора Контана д’Иври при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви.

Первоначальный проект уподоблялся церкви Святого Людовика в Доме инвалидов - крестообразное сооружение с куполом. После смерти д’Иври работы продолжил Кутюр, предложивший взять за образец здание . В 1790 году строительство было приостановлено из-за разногласий по поводу назначения здания. В 1806 году Наполеон поручил архитектору Виньону возвести зал славы императорской Великой армии. Всё, что было построено до этого, было снесено. В 1814 году Людовик XVIII пожелал, чтобы возводившееся здание стало церковью памяти Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В 1837 году администрация города планировала превратить здание в вокзал первой пассажирской железной дороги, соединявшей Париж и , но этим замыслам не было суждено осуществиться. В 1842 году церковь была достроена и освящена.

Церковь Сен-Мадлен

— церковь Девы Марии Лоретанской. Эта территория стала активно застраиваться в 20-х гг 19-го века. Новому району понадобилась церковь, и в 1832 году был объявлен конкурс на строительство, в котором выиграл архитектор Луи Ипполит Леба. Поскольку церковь тематически связана с Италией, по замыслу архитектора в её облике должны были присутствовать черты итальянского классицизма, а отдельные архитектурные решения подражают римской базилике Санта-Мария-Маджоре. Строилась церковь в период с 1823 по 1836 год. Поскольку отдельной задачей архитектора было впечатляюще замкнуть перспективу улицы Лаффит, фасад с портиком получились немного несоразмерными основному объёму здания. После строительства в 1919 году на вершине гигантской базилики Святого Сердца, она полностью затмила собой Нотр-Дам-де-Лорет.

— это небольшая церковь в . Она была построена на месте предыдущей церкви, основанной в 1285 году «белым орденом» монахов-августинцев. Нынешнее здание было построено в период 1685-1690 гг.

— церковь Сен-Амбруа дала название целому кварталу, расположенному вокруг. Она находится по адресу 71 Boulevard Voltaire. Строительство церкви длилось с 1863 по 1868 гг, вскоре после пойстройки бульвара Вольтера. Она заменила собой предыдущую церковь Notre-Dame de la Procession, которая находилась слишком близко к новой улице. Архитектором нового здания выступил Теодор Балу. 18 марта 1996 года церковь оккупировали 300 африканских иммигрантов, требовавших регуляризации их иммиграционного статуса.

— церковь Сент-Огюстен расположена у одноименной площади. В середине 19 века облик Парижа существенно изменился в ходе активного строительства прямых магистралей и новых зданий. Это вызвало приток населения и потребовало строительва для их нужд новой церкви. Возведение церкви было поручено Виктору Бальтару, архитектору Ле-Аль.

Строительство храма было начато в 1860 году и закончено 11 годами позднее. Главной проблемой, стоявшей перед строителями, была необходимость вписать церковь в V-образное пространство между улицами. Задача была решена с помощью новой для того времени технологии - церковь была собрана из металлических ферм и обложена камнем. В получившейся церкви видны черты романского и византийского стилей.

— базилика святой Клотильды находится в районе Сен-Жермен-де-Пре, фасад храма выходит на улицу Ла Кас. Первоначальный проект неоготической церкви был выполнен архитектором Кристианом Го. Возведение здания началось в 1846 году. После его смерти в 1853 году работу продолжил Теодор Баллю. Церкви освятили в честь св. Клотильды, жены короля франков Хлодвига, и святой мученицы Валерии Лиможской.

Saint-Denis

Saint-Denis — бенедиктинское аббатство Сен-Дени расположено на севере Парижа, в ближайших . Это был главный монастырь средневековой Франции. Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие во Франции. В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предков и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции». Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы.

Интерьер собора Сен-Дени

Saint-Étienne-du-Mont

Saint-Étienne-du-Mont — название церкви дословно переводится как «Святой-Стефан-на-Горе». Церковь расположена на холме св. Женевьевы. Ее строительство длилось более века и завершилось в 1622-1626 годах возведением фасада. Фасад был достроен в начале XVII века на средства Маргариты де Валуа. Тогда же были выполнены фигурные витражи. В 1626 году новый храм освятил парижский архиепископ Жан-Франсуа де Гонди. На протяжении XVII и XVIII веков церковь св. Стефана пользовалась большим успехом у парижан. Сюда регулярно перевозили из аббатства мощи св. Женевьевы. В 1744 году Людовик XV решил переместить аббатство.

Во времена французской революции церковь секуляризировали, а чуть позже значительно разрушили, чтобы освободить место для новой улицы. С приходом Наполеона церквям вернули их первоначальную религиозную дейтельность, а церковь Сен-Этьен восстановили.

Saint-Eustache

Saint-Eustache — церковь св. Евстафия расположена в центре Парижа. Это одна из последних готических церквей горола, в которой уже проявляются ренессансные формы и классический фасад. Строительство церкви началось в 1532 году по плану архитектора Лемерсье, взявшего за пример Собор Парижской Богоматери. Были возведены неф, северные капеллы и южный фасад. В XVII веке достроены южные капеллы и своды нефа, - но уже под влиянием стиля ренессанс. В XVIII веке фасад был перестроен по новой моде в стиле классицизма, ради чего был разрушен первый пролёт церкви с двумя капеллами.

Церковь знаменита своим органом: у него больше труб, чем у любого другого органа во Франции (около 8000). Современный вариант органа был смонтирован в 1989 году, при монтаже использовалась часть труб старого инструмента.

— это самое старое бенедиктинское аббатство Парижа, являющее собой памятник романской архитектуры.

Франкский король-меровинг Хильдеберта I вывез из Испании дорогую для вестготов реликвию, так называемую тунику святого Викентия, диакона сарагосской церкви, принявшего мученическую смерть во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане. Хильдеберт приказал прибить её к воротам Парижа, но по совету парижского епископа св. Германа Парижского (496-576) основал в 541 году монастырь для хранения реликвии святого Викентия из Сарагосы. Имя похороненного в этом монастыре епископа, произносящееся по-французски как «Жермен», и было присвоено аббатству в 576 году.

Сегодня от старого монастыря сохранилась лишь церковь Сен-Жермен-де-Пре, считающаяся самой старой в Париже. Колокольня и неф церкви выполнены в романском стиле и датируются XI-XII веками. Сен-Жермен-де-Пре был в средние века одним из богатейших монастырей Франции.

— церковь Сен-Жермен-л’Осеруа, или церковь св. Германа (Жермена) Осерского расположена на востоке от Лувра. Она освящена в честь христианского святого Германа Осерского (ок. 378-448), галло-римского епископа, одного из самых почитаемых во Франции святых.

Церковь много раз перестраивалась с момента строительства в XII веке. Во времена, когда был королевским дворцом, Сен-Жермен-л’Оксерруа служила приходской церковью для династии Валуа. Колокольня - немногое, что сохранилось от первоначальной постройеи. Эта церковь представляет собой прекрасный образчик стиля пламенеющей готики. Внутри церкви находится самая известная витражная роза периода Возрождения и, в целом, насчитывают 78 м витражного стекла.

Орган был заказан Людовика XVI для Сент-Шапель. В церкви хранятся и другие произведения искусства, в том числе фламандский алтарь резного дерева, где изображены сцены из жизни Христа, статуи святых Жермена и Винсента (XV век).

Здесь похоронена большая часть художников и скульпторов, живших в Лувре в течение XVI-XVIII вв.


— Сен-Жюльен-ле-Повр считается одной из самых старых и маленьких церквей Парижа. Она была построена на месте либо приюта паломников эпохи Меровингов, либо старой церкви 6-го века. Строительство нынешнего здания началось в 1165 — 1170 гг. Церковь имела отношение к Парижскому Университету, поскольку в его стенах проходили собрания Факультета богословия и искусств, а после разделения факультетов, только Школы искусств. Церковь служила местом встреч для лекторов и студентов, избегавших влияния епископата того времени и под её сводами в разное время собирались поэт Франсуа Вийон, и писатель Франсуа Рабле. Здесь проповедовал Фома Аквинский.

В 1651 году, после нескольких веков небрежного отношения, пришлось снести два пролёта нефа, а также был построен северо-западный фасад; северный боковой придел был сохранен и его два пролёта использовали под ризницу. Единственная уцелевшая среди парижских приходов XII века, эта церковь никогда не была доведена до задуманного вначале внешнего облика: хоры должны были иметь высоту в три яруса; неф должен был быть накрыть шестигранными сводами, но их заменили деревянной крышей, а после XVII века – новой системой сводов; у колокольни, задуманной с южной стороны церкви, построили только ступеньки лестницы.

— церковь Сен-Лоран расположена по адресу119, rue du Faubourg-Saint-Martin, 68, boulevard de Strasbourg. Она построена в 15-м веке в стиле поздней . Строительство окончательно завершилось только в 18 веке. В 19-м веке здание церкви удлинили.

— церковь Сен-Мерри построена в стиле пламенеющей готики в 1520 — 1612 гг на месте небольшой часовенки, от которой сохранилась колокольня 14-го века. Сен-Мерри служила приходской церковью итальянских банкиров. Церковь освящена в честь святого Мерри (Медерика), похороненного здесь в VIII веке. Его останки до сих пор находятся в крипте церкви.

Крипта, главный неф и боковые нефы датируются 1515-1520 гг., средокрестие - 1526-1530 гг., хори апсида были закончены в 1552 г. Строительство завершилось в 1612 г., когда была поднята колокольня. В XVII и XVIII веках фасад неоднократно реставрировался, однако в храме сохранились витражи XVI века и великолепная деревянная резьба.

Saint-Nicholas-des-Champ s — церковь, освященная в честь св. Николая, была построена в стиле пламенеющей готики. Здание датируется 12, 15 и 17 веками. Церковь построена на месте предыдущей часовни аббатства св. Мартина де Шампс. Часовня была превращена в приходскую церковь в 1184 году. В 12 веке началось строительство нынешнего здания. Орган церкви датируется 17 веком. Первый орган здесь появился уже в 1418 году. Стоит также обратить внимание на алтарь в монументальном стиле 18-го века, высота которого достигает 12 метров.

— церковь Сен-Николя-дю-Шардонне построена в барочном стиле. В 1977 году ее заняло трдиционалистское общество св. Пия Х. Первая постройка церкви датируется 13-м веком. Ее значительно перестраивали в 1656 и 1763 гг.

— церковь св. Павла и Людовика находится в . Нынешнее здание было построено в период 1627 — 1641 гг под руководством архитекторов иезуитского ордена Этьена Мартельяна и Франсу Дерана по заказу короля Людовика XIII. Рядом со зданием церкви находится Лицей Карла Великого, также основанный иезуитским монашеским орденом. Ближайшая станция — Saint-Paul.

— несмотря на меньшую известность, церковь святого Петра Монматра примечательно с исторической точки зрения. Считается, что именно здесь было памятное голосование, по результату которого был основан иезуитский монашеский орден.

Нынешнее здание стоит на месте прежней церкви, которая в 9-м веке служила остановкой для паломников на пути к базилике Сен Дени. В 1133 году меровингская церковь была выкуплена королем Людовиком VI с целью строительства монастыря Монмартра. Новое здание было торжествено освящено в 1147 году. Бенедиктинские монахи в 1680-х гг спустились к подножию холма, а церковь была разрушена во времена Французкой революции. В 19-м веке церковь восстановили.

Другие, менее известные, церкви Парижа:

  • Saint-Pierre-de-Montrouge
  • Saint-Roch
  • Sainte-Rosalie
  • St. Sava
  • Saint-Séverin
  • Saint-Sulpice
  • Sainte-Trinité
  • Saint-Vincent-de-Paul
  • St-Gervais-et-St-Protais