Что такое протестантская церковь. Протестанские церкви - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий Церковь в протестантизме

Замечательное заведение было разработано мастерами и инженерами дизайнерской студии shinslab architecture + IISAC, а располагается уникальное строение по адресу 105-4 Seolgok-ri, Seorak-myeon, уезд Gapyeong-gun (Капхен) в провинции Gyeonggi-do (Кенги-до), Южная Корея. Возвышается modern art церковь в потрясающем месте в окружении зеленой растительности, горных возвышенностей и шикарных тропических насаждений, что придает ей еще большую красоту и эстетическую привлекательность.

Руководили проектом реконструкции и строительства сотрудники организации Tchely SHIN Hyung-Chul et Claire SHIN, что обеспечило высокий уровень безопасности и реализацию прекрасного внешнего исполнения. Архитектурный шедевр обладает вместительными размерами с общей площадью 4109 квадратных метров, а завершен макет здания был в 2014 году.

Конструкция интересного проекта дома была возведена крупными местными компаниями такими, как Bollinger & Grohmann, AIST Fluides, Electricité, Thermique: G.I. Engineering, а затратами на управленческий консалтинг занималась корпорация HanMi Global. Надзор за соблюдением норм строительства проводила фирма shinslab и MOON Bo-Yeon.

В результате совместных усилий широкого круга специалистов и мастеров получилось создать уникальное и интересное строение, которое поражает своими размерами, завораживающим внешним экстерьером и фантастическим внутренним убранством.

От архитектора. Церковь «Свет жизни» может быть найдена в конце дороги SeolGok на южной стороне горы Бори, в уезде Gapyong (Капхен) в 30 километрах от южнокорейского мегаполиса Сеула. Великолепное здание построено в середине деревни проект для вышедших на пенсию миссионеров протестантских и пресвитерианских общин Nam в храме Grace (Благодать).

Таким образом, для осуществления воскресных служб, это место созерцания и молитвы открыто каждый день недели. Кроме того, центр, расположенный в необычном доме из стекла, может принять до ста человек в религиозном отступлении по мере наличия номеров и предложения блюд в ресторане и кафе. Разработка и реконструкция проекта планировки и строительства началась в 2008 году с пожертвования для церкви Pastor Hong Jung-Gil большого количества древесины сибирского красного кедра, который сделал крупный предприниматель, работающий между Кореей и Россией.

Планировка этажей в строении поражает взор своим фантастическим обликом и оригинальной архитектурой, которая четко показывает различие между наружным окружением и внутренним убранством. Для того чтобы максимально снизить влияние здания на этой очень гористой и лесистой территории, инженеры и мастера попытались растопить строительную конструкцию в ландшафтном дизайне.

Первый этаж обладает общей площадью 1500 квадратных метров, он был создан на ровной площадке участка с видом на юг, что в результате привело к достижению замечательной ориентации на чарующий пейзаж. Аналогичным образом, используя, в основном, для внешнего покрытия фасада, отражающие и прозрачные материалы такие, как стекло и поликарбонат, здание стремится повторить силуэты природы и уменьшить непрозрачность построенной массы.

С другой стороны, основной объем внутреннего пространства и часовни раскрывает «изумительный мир» с довольно иной и невообразимой формой. Дизайн представляет собой аутентичную вселенную, поражающую воображение своим фантастическим исполнением. Протестантская религия всегда имела в качестве принципа – неустанную борьбу против всех форм идолопоклонства, запрещающих живопись и скульптуру в культовых сооружениях. Аналогичным образом путем отказа от какой-либо святости пространства, она ищет форму простоты.

Оставаясь в рамках постулатов протестантизма и в выражении христианской символики, проект дизайна интерьера храма пытается породить эмоции от литургической, философской, духовной и художественной точки зрения.

В этом головокружительном заведении мастера и специалисты сформировали потрясающий циркуляр. Мы можем найти его в конструкции строений еще со времен предписания автора Calvin для организации кругового места поклонения, сформированного, чтобы быть ближе к духу ранней Церкви и Реформы. Если католическая религия способствовала распространению крестообразного устройства базилики, то следы реформирования показали достоинства первой планировки.

На самом деле круг представляет причащение верующих, равенство людей перед Богом и упразднение иерархии в церкви. Кроме того, окружность символизирует «всеобщее священство», которое поддерживает воззрения Лютера.

Также для удобства проведения молитвы и служения архитекторы провели разделение циркуляра на несколько частей. Крест в центре круга представляет собой уникальный символ христианства. Только он может претендовать на то место, где собираются взгляды всех верующих. Такая конструкция в качестве изумительной идеи декора была разработана, чтобы показать тонкость, хрупкость и ценность божественного строения. Он построен с применением массивного алюминия путем разрыва с дуговой сваркой, что, кажется, было создано для того, чтобы показать страдание на кресте через его блеск и радость воскресения.

Этот элемент установлен в середине миниатюрного бассейна, так, чтобы все желающие смогли подойти к нему и пересечь воду. Он символизирует одновременно и переход через Красное море и реку Иордан народом Израиля, но большинство, очевидно, связывают этот ритуал с крещением.

Тяжесть света. Пространство поклонения перекрыто полусферическим куполом. Этот элемент архитектуры может быть найден в пантеоне в Риме или в других структурах Ренессанса, что представляет мир в целом. Это также относится к Небесному хранилищу, упомянутому в книге бытия, что мистически разделяет между собой «воды под и над твердью». Эта форма является олицетворением глобуса, что может быть отнесено к Земле, или в математике к топологическому пространству. Декор стен и потолка также может символизировать образ Божественного совершенства. Поверхности купола образуются концами стволов, вырезанных из массива красного дерева. В отличие от сруба, что укладывается горизонтально, все его детали распложены стоя, как деревья в лесу. Всего специалисты использовали для строительства купола 834 стволов с разными размерами, кажется, чтобы рассказать историю воскрешения.

Для того чтобы спроектировать эту массу и форму купола у мастеров и конструкторов ушло много сил. Бревна на грунте функционируют в качестве полюсов, которые держат стальную решетчатую конструкцию. На каждом пересечении был установлен одиночный ствол дерева. Нижняя конструкция была выполнена с применением тонкой стали, что предупреждает различные раскачивающие движения и поддерживает глубину купола. Именно через этот массив древесины и стальные опоры проходит солнечный свет.

Декор фасада дома полностью покрыт поликарбонатными полупрозрачными панелями, что формирует эффект стеклянной пирамиды. Сияние, проходя сквозь это строение, окрашивается в тон дереву и, кажется, обретает тепло и особую силу тяжести.

В отличие от католицизма, в протестантизме в качестве одного из основополагающих принципов заложено единственное слово (Sola Scriptura), а развитие философии и музыки состоялось за счет отказа от изобразительного искусства. Таким образом, литургия ориентирована на носитель слова (пастор) и музыку (хор). Как архитекторы, так и как практикующие христиане, именно через реинтродукции образов, сюжетов и символов, могут увидеть эмоции, связанные с духовностью, священным служением и божественным видением.

Оформление храма Light of Life в Южной Корее является замечательным образцом того, как можно декорировать церковь в фантастической и необычной манере с использованием фактурных естественных материалов, неожиданного сочетания вариантов облицовки и креативных приемов архитектуры, что привлекает к строению пристальный взор местных жителей и странствующих путешественников.

Интерьерная фотосъемка была выполнена и любезно представлена специалистами Hyo Jin-Sook и Lee Dong-Hwan.

Церковь в протестантизме

Протестантизм - одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

История возникновения

Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году - он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Протестантизм, в отличие от католицизма, никогда не представлял собой единого целого, возникнув как совокупность отличающихся друг от друга течений. Иногда протестантизм определяют как систему веры и богослужебной практики, основаyную на принципах Реформации. Но, протестанты, также утверждаем, что вернулись к простой вере ранней церкви, которая была искажена позднейшими новациями средневекового католицизма и православия.

Одним из трех главных направлений христианства, наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных с широким антикатолитическим движением XVI века в Европе, получившем название Реформация. Средневековая буржуазия, борясь против католической церкви, освящавшей феодализм, ставила своей целью не упразднить, а лишь реформировать ее, приспособить к своим классовым интересам.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о Бытии Бога, Его Триединстве, о Бессмертии Души, рае и аде. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению протестантства, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин протестантского вероисповедания, будучи крещеным и избранным, получает "посвящение" на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и духовенства. Так в протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, в связи с чем церковная иерархия упраздняется. Служитель протестантской церкви лишен права исповедовать и отпускать грехи. В отличие от католиков, у протестантов для служителей церкви нет обета безбрачия, отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантской церкви предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Отвергнув Священное Предание, единственным источником вероучения провозглашена Библия. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Мировой центр протестантизма находится в США, где и обосновалась штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и других религиозных направлений. Разновидностью протестантизма являются Лютеранская и Англиканская церкви.

§ 75. Протестантские церкви, возникшие в результате реформаторского движения, довольно многочисленны. Их структура, как национальная, так и религиозная, отличается многообразием. Иерархия лютеранской церкви берет свое начало от предшествующей ей католической иерархии. Она не имеет дипломатических представительств.

§ 76. Англиканская церковь в Великобритании имеет статус государственной церкви. В английском протоколе английским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места. Она сохранила иерархию римской католической церкви: архиепископ, епископ, викарный епископ, декан, архидиакон, каноник, пастор, викарий, курат и диакон.

Архиепископы имеют право на обращение "Его Милость".

Епископы имеют право на обращение "Лорд".

Остальных представителей церковной иерархии называют "Преподобие".

Отличительной чертой возникшего в Европе в XVI веке на фундаменте Библии протестантизма является множественность его разнообразных форм и проявлений, меняющаяся историческая мозаика самостоятельных протестантских церквей.

К крупнейшим протестантским деноминациям можно отнести следующие:

Англиканская церковь

Лютеранские церкви

Реформатские церкви

Свободные евангельские церкви (это деноминации, которые произошли от реформаторских церквей в результате разнообразных событий последующих столетий):

Харизматические церкви

Пятидесятнические церкви

Баптистские церкви

Евангельские христиане

Методистские церкви

Меннонитские церкви

Общество друзей

Армия спасения

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura - «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу. В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

Священные тексты

Би́блия - каноническое собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве. Православные и католические тексты Библии отличаются от протестантских наличием дополнительных книг в Ветхом Завете, которые рассматриваются как «неканонические».

Содержание христианских Библий варьируется от протестантского канона (66 книг) до канона Эфиопской православной церкви (81 книга). Первая часть христианской Библии - Ветхий Завет - в основном представляет собой перегруппированную Еврейскую Библию, разделённую на 39 книг. Римско-католическая церковь и Восточное христианство также включают в ветхозаветный канон второканонические книги. Вторая часть - Новый Завет - состоит из 27 книг: 4 канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.

Ветхозаветная идея святости, как непременного атрибута Бога, наиболее полно раскрытая в книге Левит, привела к распространению среди христиан названий «Святая Библия» или «Священное Писание». Многие христиане считают весь канонический текст Библии божественным откровением. Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке.

Католики, доверившись Септуагинте, приняли эти тексты в свою Вульгату - раннесредневековый латинский перевод Библии, канонизированный западными вселенскими соборами, и приравняли их к остальным каноническим текстам и книгам Ветхого Завета, признав в равной с ними степени боговдохновенными. Эти книги известны у них как девтероканонические, или второканонические.

Православные же включают 11 второканонических книг и вставки в остальные книги в Ветхий Завет, но с примечанием, что они «дошли до нас на греческом языке» и не являются частью основного канона. Вставки в канонические книги они ставят в скобки и оговаривают примечаниями. Реформация XVI в. н. э., отбросив многие нормы раннего христианства, предпочтя мнению Древней Церкви канон масоретов, отвергла и внесение в Ветхий Завет не сохранившихся на древнееврейском языке книг и частей книг. Современные протестантские вероучения основывают свои тезисы на масоретской Библии. Отсутствующие 11 книг из неканонической Библии поощряются к прочтению, хотя они и не считаются вдохновлёнными самим Богом. Англикане также печатают часть неканонических книг в Библиях для чтения верующими.

Апо́крифы - произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесён к раннехристианским текстам и не вошедшим в библейский канон. Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с традиционным христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова» - он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. Во многом текст является просто фиксацией церковного Предания.

К числу ветхозаветных апокрифов обыкновенно относят Книгу Еноха, Книгу Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов и Псалмы Соломона. Все они были написаны в эллинистический период после кодификации Ветхого Завета Ездрой, однако их отличают от второканонических книг из-за претензии на таинственный (эзотерический) смысл.

Ева́нгелие - жизнеописание Иисуса Христа; книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе Христа, о рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.

Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях. Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство. Авторство: По мнению большинства ученых, авторы Евангелий достоверно не известны. Традиционное атрибутирование евангельских текстов Матфею, Марку, Луке и Иоанну было осуществлено во II веке, а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение. На Втором Ватиканском соборе при обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) был отвергнут пункт «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо перечисления этих имен решили вписать - «святые авторы».

Евангелие в богослужении: Вынос Евангелия и его чтение - один из самых торжественных моментов православного богослужения. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Оно чаще всего написано на церковнославянском языке и разбито не только на главы и стихи, но и на смысловые зачала. Обложка такого Евангелия богато украшена изображениями воскресшего Христа (в центре) и евангелистов (по углам). Богослужебное Евангелие в храме находится в алтаре на престоле и поверх антиминса (который освящается исключительно архиереем). Несмотря на это, напрестольное Евангелие не освящается никаким особым церковным чином, так как сам текст Евангелия считается священным. Во время хиротонии во епископа другие архиереи на голову ставленника возлагают именно текст раскрытого для этого богослужебного Евангелия в образ того, что тут сам Христос своим Евангелием рукополагает священника в высший церковный сан.

, украинцы и корейцы . При этом, успех национальной миссии евангельских церквей привёл к тому, что протестанты представлены практически среди всех народов России .

Догматические сходства и различия

Большинство российских протестантов признают базовые ценности Реформации: спасение одной верой и одним Писанием. В богослужениях помимо проповеди к исправлению жизни имеют значение только два таинства: крещение и причастие. Однако евангельских христиан-баптистов отличает кальвинистский подход в символической интерпретации таинств, тогда как лютеране настаивают на истинном присутствии Бога в таинствах. Также баптисты отрицают крещение детей, считая, что их несознательность является препятствием для совершения таинства.

Социологический портрет протестанта

Более 90 % современных российских протестантов перешли в протестантизм после 1990 года; протестантами в первом поколении являются 60 % верующих, во втором и более - 40 % . Каждый четвёртый российский протестант - моложе 30 лет (этот показатель почти в два раза выше аналогичных показателей, характеризующих православных верующих) . Одну треть российских протестантов составляют люди от 31-го до 55-ти лет. Женщин в протестантских общинах заметно больше, чем мужчин (70 % и 30 %), однако это соотношение отображает общую для всей России тенденцию. Доля безработных среди протестантов в среднем ниже, чем по стране. Так, в 1999 году, когда уровень безработицы в России составлял 12,4 %, среди протестантов безработных было 8,3% .

Российские протестанты отличаются высокой степенью вовлечённости прихожан во все виды религиозных практик и глубоким пониманием догматов своих конфессий. В ходе опросов 83,3 % протестантов заявили, что посещают церковь не реже 1 раза в неделю .

Социологические исследования описывают российского протестанта как «добропорядочного законопослушного гражданина от 18 до 40 лет со средним достатком». Несмотря на конфессиональные различия российские протестанты едины по основным мировоззренческим позициям – это консервативная в отношении соблюдения библейских ценностей, демократически настроенная и предприимчивая часть общества .

Основные конфессии

Лютеранство

С XVI века протестантизм отождествлялся в России с немецким лютеранством . Отсюда в русском языке протестантский храм нередко именовался немецким словом кирха . После Северной войны к России отошли прибалтийские территории Ингерманландии , Лифляндии и Эстляндии (а в 1809 году - Финляндии), где местное население исповедовало лютеранство .

Современное российское лютеранство представлено шестью церквями:

Реформатство и пресвитерианство

Первая реформатская община появилась в России в 1629 году в Москве. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 году в Архангельске, затем в 1689 году кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и голландцев, приглашенных на службу в России. После основания Санкт-Петербурга в городе были образованы три реформатские общины - французская, немецкая и нидерландская. Апостольская община и кальвинистские церкви существовали в Российской Империи до 1917 года. В современной России действует Евангелическо-Реформатская Церковь России, являющаяся преемницей дореволюционных общин и состоящая из одиннадцати Церквей, пасторы и пресвитеры которых образуют Синод, объединяющий Церкви и являющийся их руководящим органом. ЕРЦР исповедует вероучение классического европейского кальвинизма, изложенное в его символических книгах, и развивается самостоятельно, независимо от иностранных реформатских церквей.

Евангельские христиане-баптисты

Основные объединения:

  • Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов

Евангельские христиане (прохановцы)

Распространенились в России в конце XIX - первой половине XX века. По именам лидеров участники движения в разное время неофициально именовались «редстокистами», затем - «пашковцами», позднее - «прохановцами».

Пятидесятники и харизматы

В настоящий момент крупнейшими пятидесятническими союзами России являются:

  • Российский объединённый союз христиан веры евангельской

Адвентисты седьмого дня

В настоящее время российские поместные церкви (общины) Церкви адвентистов седьмого дня вместе со странами СНГ и Афганистаном входят в состав её Евро-Азиатского дивизиона (Москва), который в свою очередь делится на несколько унионов (союзов церквей) .

Англиканство

Методизм

Меннониты

В XVIII веке появились немецкие общины меннонитов и гернгутеров .

Реставрационизм

Отношения православия и протестантизма в России

Полемический труд против протестантов написал диакон Андрей Кураев («Протестантам о православии»). Протестантами названы прежде всего баптисты, адвентисты и пятидесятники, а также свидетели Иеговы . Их объединяют (и, соответственно, противопоставляют Православию) следующие принципы:

  • «Только Писание » при игнорировании или даже критическом восприятии Священного Предания (святоотеческой литературы, постановлений церковных соборов).
  • «Юридизм» (юридическое понимание Писания ) - юридическое, а не медицинское понимание спасения как оправдания.
  • Мнемонический, а не сакральный характер Причастия.
  • Теория «невидимой Церкви», отличной от её исторического воплощения.
  • Отвержение иконопочитания
  • Отвержение культа святых.
  • Отвержение крещения младенцев (у некоторых групп протестантов)

Российское государство и протестантизм

Вместе с ростом численности верующих протестантских церквей, растёт и их доля среди зарегистрированных Минюстом религиозных объединений. Если в 1991 году протестанты составляли 3 % среди всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 году это число достигло 21 % . В 2012 году база данных министерства юстиции РФ содержала информацию о 4,4 тыс. протестантских религиозных объединениях. Однако, значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Так, в справочном издании «Операция мир» содержится информация о 6,5 тыс. протестантских общинах в России в 2000 году. К 2014 году в России действовало около 10 тыс. протестантских церквей и групп.

Крупнейшие протестантские церкви России

В список 10 крупнейших протестантских церквей России входят 4 пятидесятнические объединения, 2 - баптистских , по одной организации лютеран , евангельских христиан , адвентистов и Новоапостольской церкви (ответвление ирвингиан , конфессии реставрационистского толка).

Церковь Конфессия Прихожан Членов Приходов
1 Российский объединённый союз христиан веры евангельской Пятидесятники 594 000 396 000 2300
2 Российская церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 353 000 207 647 2000
3 Евангелическо-лютеранская церковь Лютеране 240 000 76 000 600
4 Объединённая церковь христиан веры евангельской Пятидесятники 180 000 60 000 500
5 Российский союз евангельских христиан-баптистов Баптисты 110 400 76 070 1818
6 Союз христиан Евангелики 105 840 58 800 490
7 Церковь адвентистов седьмого дня Адвентисты - 52 067 704
8 Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов Баптисты - - 1000
9 Всероссийское содружество евангельских христиан Евангелики - - 665
10 Новоапостольская церковь Ирвингиане 40 000 - 250

См. также

Комментарий

Примечания

  1. Table: Christian Population in Numbers by Country (англ.) . The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2011). Дата обращения 19 сентября 2014. Архивировано 22 мая 2013 года.
  2. Лункин Р. Н. Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен // Современная Европа : журнал. - М. : , 2014. - № 3 (59) . - С. 133-143 . - ISSN 0201-7083 . - DOI :10.15211/soveurope32014133143 .
  3. Общее положение о Консультативном Совете
  4. Официальное заявление Российского Союза Евангельских Христиан-Баптистов о выходе из членов Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России
  5. Каргина И. Г. Влияние кризиса на протестантские конфессии в современной России // гл. ред. Харсеева В. Л. Теория и практика: журнал. - Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2014. - № 2 . - С. 177-183 . - ISSN 1815-4964 .
  6. Ирина Каргина. Протестанты в России - современные тенденции . (по результатам социологических исследований) (неопр.) . Материалы II Всероссийского социологического конгресса . Библиотека Якова Кротова (2003) . Дата обращения 28 февраля 2016.
  7. Младопротестанты и будущее протестантизма в России
  8. Управляющий делами председателя РОСХВЕ о лютеранах (недоступная ссылка)
  9. Фокин Максим. Евангелическо Реформатская Церковь России (неопр.) (2009-2011). Дата обращения 6 сентября 2011. Архивировано 20 февраля 2012 года.
  10. История ЕХБ в СССР . - М. : Изд-во ВСЕХБ , 1989. - С. 512
  11. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ - Структура Церкви (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 13 июля 2010. Архивировано 24 февраля 2012 года.
  12. В центре Мурманска секта ведет строительство храма // ИА REGNUM , 14.11.2008
  13. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата принял руководство Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) // Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru , 05.06.2009
  14. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Сост. С. И. Иваненко ; Под общ. ред. М. М. Прусака , В. В. Борщёва. - М. : Республика , 1996. - С. 112. - 271 с.
  15. Казьмина О. Е. Конфессиональный состав населения Российской империи, СССР и современной России (в % к совокупному населению) (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 7 сентября 2014. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  16. Филатов С. Б. , Лункин Р. Н. Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерит // Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов Религия и российское многообразие: Сборник статей. - М. СПб. : Летний сад, 2011. - С. 22 .
  17. Shterin M. S. Russia, Protestantism in // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton ABC-CLIO , 2010. - P. 2469. - 3200 p. - ISBN 978-1-59884-203-6 .
  18. Shterin M. S. Russia // Religions of the World, Second Edition A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton and Martin Baumann. - 2-е. - Santa Barbara, California: ABC-CLIO , 2010. - P. 2455. - 3200 p. - ISBN 978-1-59884-203-6 .
  19. Patrick Johnstone, Jason Mandryk. Russia // Operation World 2001 . - London: Paternoster Publishing, 2001. - 798 p. - (Operation World Series). - ISBN 1-8507-8357-8 .
  20. Jason Mandryk. Russia // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. - InterVarsity Press, 2010. - 978 p. - (Operation World Set). - ISBN 0-8308-5724-9 .
  21. Ряховский переизбран начальствующим епископом пятидесятников . Большой собор РОСХВЕ, который проходит раз в три года, открылся вечером во вторник. За выдвинутого духовным советом в лидеры христиан-пятидесятников епископа Сергея Ряховского проголосовали единогласно все делегаты (неопр.) . Российское агентство международной информации «РИА Новости » (14 октября 2015) . - «РОСХВЕ - одно из крупнейших протестантских объединений в России. В его состав входит 27 централизованных религиозных организаций, более 1,3 тысячи зарегистрированных Минюстом местных организаций и более тысячи незарегистрированных религиозных групп.». Дата обращения 19 ноября 2015.
  22. 2011 World Lutheran Membership Details (англ.) . Lutheran World Federation (15 January 2012). Дата обращения 19 сентября 2014.
  23. Union of Evangelical Christians-Baptists of Russia (англ.) . European Baptist Federation . Дата обращения 19 ноября 2015.
  24. Russian Federation (неопр.) . Adventist Atlas (2011). Дата обращения 19 ноября 2015.
  25. П.Н. Колесников. История ВСЕХ (неопр.) . Доклад, прочитанный на Втором конгрессе ВСЕХ . Всероссийское содружество евангельских христиан (апрель 2011). Дата обращения 19 ноября 2015.
  26. Новоапостольская церковь // Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь . - СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета , 2005. - 197 с.
  27. Структура церкви в России (неопр.) . Новоапостольская церковь в России. Дата обращения 19 ноября 2015.

МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. В Москве появится самый большой храм протестантской общины пятидесятников; в воскресенье состоится освящение московской церкви христиан веры евангельской "Благая весть", сообщили РИА Новости в пресс-службе Российского объединённого союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ).

"Протестантские церкви давно являются неотъемлемой частью многоконфессионального разнообразия российской столицы. Новый храм станет одним из самых больших среди всех действующих протестантских церквей. Здание соответствует всем требованиям безопасности и комфорта. Основной зал для богослужений рассчитан на тысячу человек. Всего протестантская община насчитывает более трех с половиной тысяч прихожан, потому каждое воскресенье будет проходить по три богослужения, чтобы вместить всех желающих", — говорится в сообщении.

Российские пятидесятники обсудят стратегию развития до 2017 года С главным докладом на форуме, который продлится три дня, выступит начальствующий епископ РОСХВЕ, член Общественной палаты и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте епископ Сергей Ряховский.

Местная религиозная организация христиан веры евангельской "Благая весть" существует в Москве с 2000 года. Ее особенностью является большое внимание, уделяемое вопросам воспитания детей, а также помощи пожилым и нуждающимся, в том числе и наркозависимым. Несколько лет подряд община поддерживает пять детских домов и четыре школы-интерната, верующие также посещают наркологические клиники, занимаются уличным патронатом бездомных — кормят их, раздают одежду, помогают решить бытовые вопросы.

Здание под храм было приобретено еще в 2010 году. Ранее в нем размещался большой конференц-зал. Помимо основного зала для богослужений, в помещении, после завершения ремонта и реконструкции, также разместятся воскресная школа и баптистерий — отдельное помещение, предназначенное для совершения крещения.

В торжествах по случаю открытия и освящения нового храма, расположенного в московском районе Гольяново, участие примут не только священнослужители и верующие разных протестантских церквей города, но и представители государственной власти и муниципалитета, а также общественные деятели. Планируется, что почетными гостями мероприятия станут представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства Москвы, Московской городской думы, Общественной палаты РФ. Церемонию возглавит начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский.

Церковь Святого Андрея Первозванного — единственная англиканская церковь в Москве. Еще в 1814-м англичане купили у прапорщика Наумова землю и дом, который был переделан в небольшую часовню, где проводились богослужения. К 70-м годам XIX века стало очевидно, что для разросшейся английской общины необходимо новое помещение, и в 1882-м началось строительство церкви.

Псевдоготический стиль храма с его стрельчатыми окнами и витражами по проекту провинциального английского архитектора Ричарда Нила Фримана должен был создавать хрестоматийную атмосферу викторианской глубинки. Говорят, сам архитектор даже не приезжал для строительства в Москву, а просто передал готовый проект и чертежи. В любом случае, в Москве типовая английская базилика с четырьмя маленькими башенками смотрелась весьма экзотично — и в итоге оказалась едва ли не единственным зданием, прославившим имя архитектора.

В 1885-м церковь была освящена и получила имя святителя Шотландии, апостола Андрея, — в XIX веке большую часть британской общины в Москве составляли шотландцы. Это заметно и по двум терракотовым фигуркам ангелов, которые встречают посетителей у входа: у них в руках цветки чертополоха, распространенный символ в шотландской геральдике.


Англиканская церковь в Москве с самого начала была не только местом богослужений, но и центром общественной жизни. Здесь проводились диспуты, собирался архив исторических рукописей, работала библиотека. На вершине башни, в специально оборудованном тайнике, прихожане могли арендовать ящик для хранения ценных вещей и бумаг — все они были экспроприированы красной армией в 1917 году. Церковь славилась своей акустикой и органом, к сожалению, не пережившим эпоху Советов.

Во время Первой мировой войны прихожане открыли в Вознесенском переулке военный госпиталь и давали бесплатные обеды. В 1917 году с башни церкви по войскам Временного правительства, прорывавшимся к Моссовету переулками, строчил большевистский пулемет, и на камнях храма до сих пор видны следы пуль. В 20-е годы прошлого века церковь, как и многие другие храмы в Москве, была закрыта и переоборудована в склад, затем — в жилой дом с коммунальными квартирами. Правда, жить здесь было сложно: прекрасная акустика не способствовала уединению. В этом, без сомнения, был «виноват» хитро устроенный деревянный потолок церкви, идеально отражавший звуковые волны.

Вот почему в конце 50-х годов коммуналки расселили, а храм стала использовать знаменитая советская фирма «Мелодия», выпускавшая пластинки. Это помещение отлично подходило для звукозаписи, тут играли даже целые симфонические оркестры. Среди москвичей бытовала легенда, что в церкви (куда простым смертным вход был запрещен) сохранился и орган, и что Глен Гульд и другие талантливые органисты той эпохи записываются именно здесь. Увы, это было не так: инструмент большевики уничтожили еще в 20-е годы, и он до сих пор не восстановлен, так что прихожанам и сейчас приходится довольствоваться звуками электрооргана. Правда, очень хорошего.

В 1994 году Борис Ельцин вернул здание ее законному владельцу, англиканской общине. В наши дни еженедельные богослужения, которые проходят исключительно на английском, посещают до 300 прихожан. В помещениях церкви есть англиканский образовательный центр, библиотека, воскресная школа, англоязычное Общество анонимных алкоголиков, а каждый четверг и воскресенье здесь проводятся благотворительные концерты, в которых участвуют солисты Филармонии и Большого театра, европейские оркестры, лауреаты международных конкурсов.

Лютеранский собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке.

Первые лютеране появились в Москве в последние года княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов.. Церковная община была создана несколько позже, между 1560 и 1565 гг., а в 1576 г. на берегу Яузы, в Немецкой слободе была возведена небольшая деревянная церковь, освященная во имя святого архангела Михаила. В 1626 г. община разделилась после скандала, вызванного ссорой между женами военных и купцов. Составлявшие большинство новой общины офицеры в начале 1640-х гг. возвели церковь в центре Москвы, в Белом городе, на Покровке. Но новое здание, как и здание церкви купеческой общины, по приказу царя Михаила Федоровича в 1643 году было снесено - из-за недовольства православных священников, утверждавших, что иноземцы не только поставили свои “ропоты” вблизи “церквей Божьих”, но и скупили много земельных участков. Соборным уложением 1649 года европейцам запрещалось покупать недвижимость в столице.

Согласно указам 1652 и 1654 годов, все инославные, не принявшие православие, после перепланировки города, вызванной опустошительными пожарами, должны были переселиться во вновь образованную Яузскую (Новоиноземную, Новонемецкую) слободу. В 1684 году члены старой лютеранской общины приняли решение построить каменную церковь святого Михаила. Задуманное было осуществлено, и через два года состоялось освящение храма. В 1694 г. симпатизировавший европейцам царь Пётр I заложил новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая и была освящена в его присутствии 3 апреля 1695 г.

Новый храм просуществовал до 1812 г. и сгорел во время Большого Московского пожара. Церковь святого Михаила трижды теряла церковные здания в результате пожаров 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская подарила старой общине (общине св. Михаила) участок земли, и уже 5 октября, после окончания строительства церкви (Вознесенская, ныне улица Радио, 17) состоялось освящение храма.

Во время войны 1812 года церковь святого Михаила не пострадала, в то время как здания школы и пастората сгорели. К 1904 году Михайловская община насчитывала 4,5 тысячи членов (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов). В 1915 году по Москве прокатилась волна немецких погромов, принесших человеческие жертвы, а протестантским церквям - большой материальный ущерб. В 1928 году, несмотря на протесты прихожан, церковь святого Михаила была снесена.

В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.

В общину входили очень крупные промышленники, финансисты, и она обладала большими средствами. Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I .

К началу XX века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Еще в конце XIX века в церкви выделилась эстонская община святой Элизабет и латышская община - святого Петра. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова - одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза. Однако вскоре начались гонения. Тотальная война большевиков с религией во всех ее проявлениях была направлена прежде всего на отторжение церковных зданий от общин и переход их в собственность государства. Из богатейшей церкви свв. Петра и Павла были изъяты многие ценности. Приход начал сокращаться. Люди начали бояться ходить в церковь.

В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.


В 2004 г. ситуация изменилась. За период с 2004 по 2008 год зал был освобождён от перекрытий и перегородок, реставрированы потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, изготовлены новые и отреставрированы сохранившиеся двери, смонтированы теплые полы под новым мраморным покрытием, смонтирован отреставрированный орган, в окнах алтарной части появились витражи, установлены дубовые скамьи. Кроме того были проведены очень масштабные (хотя и не бросающиеся в глаза) так называемые «скрытые» работы по восстановлению и гидроизоляции подвалов, монтажу систем отопления и вентиляции, электрооборудования. Значительные изменения претерпела и окружающая собор территория. Во дворе были сняты многолетние наслоения асфальта, вследствие чего его уровень опустился почти до уровня 1905 года.

18 декабря 2005 г., в день столетия со дня первого освящения, епископ Зигфрид Шпрингер совершил повторное освящение престола.

30 ноября 2008 года, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение cобора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра.


Лютеранская церковь Святой Троицы на Введенском кладбище.

Немецкое кладбище разных исповеданий, что на Введенских горах, основано в 1772 году на землях, взятых из дач, принадлежавших Государственной Коллегии Экономии села Карачарово. Потребность открытия нового кладбища для иностранцев вызвана последствием Московской чумы 1770 -1772 годов и запрещением хоронить в черте города при церквах и в окружности земляного вала и в границах города по Садовому Кольцу.

В южной части Немецкого кладбища, в декабре 1911 года было начато строительство каменной с полуподвалом часовни для отпевания умерших. Часовня предназначалась для конфессий входивших в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Постройка была окончена в апреле 1912 года и в мае освящена. Знаменательно, что вторично она была освящена как храм тоже в мае, 1994 года, в день Святой Троицы. Архитектором строительства часовни был В.А. Рудановский.

Здание является составным звеном в архитектурном ансамбле Немецкого кладбища, который сложился в период с середины XIX-начала XX веков. Помимо этого оно представляет собой самостоятельную архитектурную ценность, как редчайший для Москвы образец культовой постройки, выполненной в традициях западной церкви с использованием неоклассических форм стиля модерн.



Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов — одна из старейших и самых крупных баптистских церквей в России, расположенная в Белом городе (Кулишки) — историческом районе Москвы в здании № 3 в Малом Трёхсвятительском переулке.
Здание церкви было перестроено в 1865 году архитектором Германом фон Ниссеном из жилого дома XVIII века и предназначалось для реформатской церкви. В 1917 году здание было передано общине евангельских христиан.