Методическая копилка. Первой библиотеки на руси Создание первой библиотеки на руси

Она была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века. Поэтому наша выставка, посвященная основанию библиотеки, открывается изображением Ярослава Мудрого, работы скульптора-антрополога М.М. Герасимова (реконструкция лица по черепу). Рядом с изображением Ярослава - сама "Повесть временных лет", выпущенная в Карелии в 1991 году.

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница ", "книгохранилище ", "книгохранильня ", "книгохранилица ", "хранильная казна ", "книжная клеть ", "книжная палата ".

Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Какими были книги первой библиотеки?

Очевидно, рукописными. Среди них: "Сказание о Мамаевом побоище", факсимиле лицевой рукописи XVII века из собрания Государственного исторического музея, "Повесть о Куликовской битве", факсимиле из Лицевого летописного свода XVI века. Обе рукописи украшены цветными миниатюрами. Из первопечатных книг - подлинное издание 1701 года "Букваря" Ф. Поликарпова, одного из видных деятелей русского просвещения начала XVIII века. В "Предисловии" Поликарпов сообщает, что "Букварь" был составлен им по повелению Петра I.

Старинные русские книги... Их было, видимо, много. Но одни - погибли во время войн, другие - сгорели, а третьи - разграблены. Тем не менее, до нас дошли книги Древней Руси. И сохранились они благодаря древним библиотекам, которые очень часто создавались при монастырях, о чем свидетельствуют книги выставки.

Особый интерес представляют издания, рассказывающие о личных библиотеках Ивана Грозного, Петра I, Я.В. Брюса, А.А. Блока, И.А. Крылова, А.Ф. Смирдина и многих других.

Последняя витрина выставки рассказывает о библиотеке Ростовского государственного университета, судьба которой, как и университета, уникальна. Библиотека стала создаваться в конце 1915 года после эвакуации в Ростов Варшавского университета. В 1920 году для библиотеки было выделено отдельное здание на Б. Садовой (ныне здание "Дон-ЦУМ"). К 1941 году книжный фонд библиотеки насчитывал 678000 экземпляров, библиотека стала крупнейшим научно-культурным центром Дона и Северного Кавказа. 17 июля 1942 года ростовчане, к тому времени уже испытавшие немало горя, с болью смотрели на пылавшее факелом старинное здание в центре города - горела библиотека университета. В 1944 году комплектование фондов библиотеки начинали с нуля... В 1955 году библиотека переехала в новое здание, построенное в 1914 году архитектором Л.Ф. Эбергом для Н.Е. Парамонова.

Предметом особого разговора могут быть книги, переданные в дар библиотеке. Интерес представляет помещенный на выставке первый том собрания сочинений А.И. Солженицына в 20 томах - Вермонт - Париж, 1978-1991-й. Тома были переданы в дар библиотеке сыновьями писателя в мае 1992 года. На титульном листе первого тома надпись: "Академической Библиотеке Ростовского Университета, где столько дней, часов просижено над книгами, от Вашего бывшего студента. А. Солженицын, май 1992 г. ".

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили книгу. Эту мысль утверждают наша выставка и книги, на ней представленные.

В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читал их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам »…

Само слово «библиотека » в Древней Руси поначалу почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии » (по имени архиепископа Геннадия Новгородского), которая была окончательно переведена и переписана в Новгороде к самому концу XV века. Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом ». Во второй раз термин встречается в начале XVII века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки ».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, оно относится к упомянутому 1037-му году, когда князь Ярослав Мудрый «собрал писцов многих » для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском Соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого уникального книжного собрания. Есть данные, что оно насчитывало «великие тысячи книг на разных языках». Историк Русской Церкви и церковной архитектуры Евгений Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки всего в 500 томов. Несомненно одно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и фонд её непрерывно увеличивался. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, в 1969-м году поставлен символический камень. На камне помещён портрет Ярослава Мудрого и летописный текст: «В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного ».

Что же читали наши давние предки? Что вообще могло быть в фондах княжеской библиотеки? Первыми на Руси начали переводить отдельные части Библии; так появились апракосны (неполные) Евангелия и Апостолы, которые читались во время богослужения. Из книг Старого Завета особое распространение приобрёл «Псалтырь». Необходимую науку для священнических божественных служб можно было почерпнуть из первых «Служебников» и «Требников». Из раздела канонической литературы в то время охотно читали различные «Жития святых », переводившиеся непосредственно с греческих оригиналов, чрезвычайно разнообразные по содержанию и подающие большую галерею типов «христианских героев». Имелись сочинения и энциклопедического характера – «», «Шестидневы », «», в которых содержались разнообразные сведения по истории, философии, географии, астрономии, зоологии. Относящиеся к светской переводной литературе «Шестидневы » представляли собой сборник популярных произведений, трактовавших происхождение мира по христианскому вероучению. Причём трактовка эта имела очевидный литературно-художественный характер, то есть наряду с бытующими христианскими догмами просматривались и самостоятельные авторские мысли. В основе «Шестидневов » — в определённой мере соответствующий господствующим общественным настроениям рассказ о шести днях сотворения мира Богом, откуда и походит само название книги. Помимо этого «Шестидневы » синтезировали на своих страницах элементы светской науки: философские учения о движении небесных светил, рассказы о животном и растительном мире с поучительными выводами религиозного характера. В целом, «Шестидневы » были проникнуты идеологией и духом христианства, их главной общественной задачей было формирование нового мировоззрения, соответствующего принципам христианского государства.

» — это своеобразный сборник сведений о зверях, птицах, насекомых, рыбах и иных видах жизни в окружающем мире. В аллегорически-символической форме в книге описываются настоящие и придуманные приметы и свойства реальных и фантастических животных, подаются образцы для исследования и поучения. Материалы по большей части черпались из Библии, из известных произведений античных писателей, обрабатывались переводчиками и переписчиками и подавались в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. Каждая статья «» посвящалась отдельному представителю животного или растительного мира и делилась на две части: в одной из них описывались реальные свойства изучаемого объекта, а в другой излагались символические толкования его сущности с вводом определённой морали. Среди авторов «» называют знаменитых отцов церкви – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия, Иеронима.

А что такое «»? Это один из самых исконных и преобладающих видов древнерусской письменности и литературы на протяжении XI-XVII веков. «Избор от мног отец и мног книг » представляет собой обширное собрание отдельных небольших произведений (их количество могло доходить до 900-т), связанных единством содержания, иногда являющих род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой нередко был обусловлен личными вкусами «списателя » — составителя. В эту книгу входило изложение «Категорий» Аристотеля, церковные сочинения, статьи по грамматике, логике и поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими моральными правилами должен руководствоваться человек в жизни). «» призывали читателя к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности и кротости, а также к преодолению таких тяжких грехов, как хула, клевета, зависть, татьба , прелюбодейство, пьянство, объедение.

К слову, книги в то время имели не только духовную, но и большую материальную ценность: их переплёты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом и серебром со вставками из жемчуга и драгоценных камней.

О читателях библиотеки Ярослава Мудрого достоверных сведений мало. По всей вероятности, её богатствами постоянно пользовался один из составителей «Изборников », дьяк по имени Иоанн. Он сам написал в конце своего труда: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна… » Дан здесь и один из древнейших советов, как нужно читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чём говорят книги и словеса те ».

Сохранить библиотеку было в те далёкие времена делом весьма сложным. Можно даже сказать, что Софийский собор насчитывает целый ряд библиотек: одна гибла, на её месте возникала новая. Например, в 1169-м году Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203-м году Софию грабили половцы — и опять серьёзно пострадал фонд библиотеки. Есть свидетельства, что часть драгоценной библиотеки отца ещё в 1048-м году увезла с собой в качестве приданого младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. В 1240-м году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека Ярослава окончательно исчезла из поля зрения. Семь столетий потомки пытались её разыскать. Поиски велись и на территории Святой Софии Киевской, и в Киево-Печерской Лавре, и в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.

Конечно, вопрос о точном времени появления на Руси библиотек нельзя считать решённым основательно. Предполагается, что они существовали в Киеве ещё в 10-м веке. Свою библиотеку вполне могла иметь основанная в 988-м году школа для обучения детей, поскольку там требовалось наличие определённого числа книг по нескольким темам. Библиотеки могли быть открываемы и при строительстве храмов. Так, на Подоле, ещё до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996-м году было закончено возведение величественной Десятинной церкви, первой каменной церкви Древней Руси, воздвигнутой Владимиром Святославичем на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. В некоторых источниках говорится, что князь Владимир украсил эту церковь не только иконами и драгоценными сосудами, но и книгами, привезёнными из Корсуня…

Очевидно и ясно одно: благим усердием просветителей, с течением лет всё больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной »…

Подготовила Яна Андриенко

Первые библиотеки на Руси

и причины их возникновения

1. Введение

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.

В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.

2. Немного о Древней Руси

Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь.

Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.

3. Что такое "библиотека"?

Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

4. Библиотека Ярослава Мудрого

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утвержда

ют, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные “Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера-“Изборники», “Шестидневы”, “Физиологи”, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии.

“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог”- сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. “Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.

О читателях этой библиотеки мы ничего не знаем. Ее богатствами пользовался по всей вероятности, составитель “Изборника” по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: “Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…”. Дан здесь один из древнейших советов, как читать: “Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.”

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.

Обширное собрание книг- не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

5. Древнейшие сокровища Новгорода

Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочислен

ных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга- “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен путь этой рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдален

ных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Как же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде- в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

6. Существуют мнения

Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христиантва, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не толлько иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.

Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

7. Возникновение монастырских библиотек

“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находилсь в ведении брата- библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”.

Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими бибилиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

По-видимому, в некотрорых библоитеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое ”Слово о полку Игореве”и другие сочинения.

Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро- монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и огралении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопроваждалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.

Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих бибилиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.

8. Христианство. Что оно дало?

Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросвх и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие архелогические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распрастранению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распрастранения и укрепления христианской религии- идеологической основы феодального государства.

Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия христаанства- официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства. О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужедные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из болеее чем 130 рукописных книг 11- 12 веков, около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.

9. Первые описи книг

К 16 веку сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечями библиотечных каталогов. По ним можно проследить и данамику роста фондов библиотек.

По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом бибилиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное ”вымывание” из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных бибиотек.

10. Библиотеки: громкие имена

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана-3, Василия-3, Ивана Грозного, исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоёвывания Константинопаля турками.

11. Главный вывод

Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

Герчикова Людмила Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ УСОШ №1 им. А.С.Попова г.Удомля Тверской обл.
Литературная игра, посвящённая 975 - летию (1037)
со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси

Цели и задачи игры: способствовать развитию познавательной активности обучающихся общеобразовательных школ, формированию интереса к истории библиотеки и чтению книг, поддержке талантливых детей.
Участники литературной игры: обучающиеся 7-8 классов в составе команды из шести человек.
1 ведущий:
Я книги выбираю с наслажденьем
На полках, в тишине библиотек.
То радость вдруг охватит, то волненье.
Ведь книга каждая как будто человек.
Одна стара, мудра, зачитана до дыр.
В другой все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир.
За шагом шаг иду от слова к слову. На Севере могу я побывать
И в тропиках там, где растут бананы.
Какая радость открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад.
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят.
Во многом книги помогают людям
2 ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем литературную игру, посвящённую девятисот семидесяти пятилетию со дня основания Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе первой библиотеки Древней Руси.
1-й ведущий: Представление жюри.
1-й ведущий: Библиотека - слово - то какое,
Оно почти как Библия - святое
Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,
Недаром говорят: "Аптека для души".
2-й ведущий: Проверим готовность команд. Капитанов просим представить свою команду. Средняя школа №1 готовы? И т.д. (три фишки-книжки командам в подарок)
2-й ведущий: Начнём с разминки. Номинация 1 «Первые библиотеки на Руси».
На столах лежат флажки, ими вы воспользуетесь во время игры. Если команда готова будет дать ответ, нужно поднять флажок. На обсуждение ответов в данной номинации даётся не более 15 секунд, отвечает команда, которая первой поднимет флажок. За верный ответ или дополнение команда получает фишку-книжку.
1-й ведущий Историческая справка
975 лет назад (1037) при Софийском соборе в Киеве князем Ярославом Мудрым была основана первая библиотека Древней Руси. Об этом сообщает «Повесть временных лет» - первый летописный свод начала XII века. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась.
Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. В результате удалось сделать около тысячи книг. Каждая рукописная книга была подлинным шедевром.
Итак, вопросы первой номинации. 1. Но своё название библиотеки получили не сразу. Как называли библиотеки в Древней Руси?
Правильный ответ: в разных городах помещения для книг имели названия «книгохранительница», «книгохранилище», «книгохранильня», «книгохранилица», «хранильная казна», «книжная клеть», «книжная палата», «книговник».
2. Когда и где впервые на Руси встречается слово «библиотека»?
Правильный ответ: в Геннадиевской библии 1499 года - первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке. Термин «библиотека» был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - «книжный дом». Геннадиевская Библия - церковнославянский перевод Библии, подготовленный при участии Дмитрия Герасимова по инициативе и под руководством архиепископа Геннадия Новгородского.
3. Почему в Древней Руси книги ценились очень высоко?
Правильный ответ: Все рукописные книги, а их называли еще "источниками мудрости”, "реками, наполняющими вселенную”, "утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента. Бумаги еще не существовало, тексты были написаны на пергаментах, которые были сделаны из кожи молодых телят и овец. Чтобы создать одну книгу средних размеров, необходима кожа целого стада телят… обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга
4. Сколько томов насчитывала библиотека, основанная Ярославом Мудрым?
Правильный ответ: 950 томов. В библиотеке хранились книги в основном церковного содержания: евангелия, книги пророков, премудрости Соломона, апостол, жития святых. Исследователи полагают, что трудились над их созданием 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.
5. Какова судьба первой библиотеки?
Правильный ответ: Во время татаро-монгольского нашествия следы богатейшего книжного собрания, насчитывавшего 950 томов, затерялись. По одной из современных версий, часть книг из первой библиотеки находится на территории Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье (Киевская обл.). Предполагается, что под фундаментами зданий имеются более древние постройки, в подвалах которых и хранятся старинные книги.
6. Наши предки могли читать в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг, различные "Жития святых», «Изборники» Святослава 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси., в которые входили церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения. А что было написано в книге "Шестидневы”?
Правильный ответ: "Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течение недели.
7. Для чего при монастырях создавались скриптории?
Правильный ответ: Скрипторий - «книгописныя келлии», мастерская рукописных книг в монастырях или при дворах влиятельных особ в VI-XII вв.
8. В чём заключается значение древнерусских библиотек?
Правильный ответ: Были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами”: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Они были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
2-й ведущий: Капитаны, с фишками для подведения итогов первой номинации подойдите к жюри.
1-й ведущий: Номинация 2 «Мудрые книжники Древней Руси» проводится в виде Аукциона (делаются ставки от одной до трёх фишек-книжек, это фиксируется в бланке ответов. Затем звучит вопрос, записывается в бланк ответ на вопрос, после чего озвучивается правильный ответ, ответы команд и ставки. Если ответ верный, команда получает фишки, если ответ неверный – отдаёт фишки в казну)
Ответы после каждой ставки. Делаем первую ставку.
Что в руках Ярослава Мудрого? Книга
Ставка 2. Автор, название, год…
Иван Яковлевич Билибин. Великий князь Ярослав Мудрый. 1926 г
Ставка 3. Что изображено на слайде? Что? Где? Когда?
Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого. При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: "В лето 6545 (по современному летосчислению 1037 – М.К.). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного".
Ставка 4 Мудрость Ярослава. Почему прозвали Мудрым?
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской.
1-й ведущий: Подведём итоги второй номинации. Капитаны, с фишками для подведения итогов второй номинации подойдите к жюри.
Выступление поэтессы Марины Павловны Борисовой
2-й ведущий: 3 номинация «Самый, самый, самый…»
Найти соответствия за три минуты. (У команд распечатанные листы)
Капитаны, сдайте листы с ответами жюри для подведения итогов третьей номинации
2-й ведущий: Проверим. 1. Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга – старейшая государственная библиотека страны, вторая по величине фондов в России.
1- й ведущий: 2. Сегодня самой крупной библиотекой в мире по количеству книг является Российская государственная библиотека в Москве. На ее полках, общая длина которых свыше 350 километров, хранится более 34 миллионов книг. В библиотеке сосредоточены рукописные книги, начиная со II века. Международный книгообмен ведется более чем со 100 странами мира.
2-й ведущий: 3. Крупнейшая университетская библиотека в мире - научная библиотека Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. В собрании библиотеки более 7 миллионов томов.
1-й ведущий: 4. Самой высотной стала библиотека на борту орбитального комплекса «Мир». Космическая библиотека насчитывает более ста книг - от работ
К. Э. Циолковского до романов И. Ильфа и Е. Петрова.
2-й ведущий: 5. Если вы любите читать, то уж наверняка не раз задавались вопросом - какая из ныне существующих книг считается самой читаемой в мире?
Ответ, впрочем, знает почти каждый - это легендарная Библия. Ее безоговорочное лидерство было уже не раз доказано тем огромным тиражом, в каком она разошлась по всему миру - это порядка 6 млрд. экземпляров! В настоящее время Библию можно прочитать на 2377 языках мира.
1-й ведущий: 6. Японская типография с мировым именем "Топпан" издала самую маленькую в мире книгу. Размер их миниатюрной книги составляет всего 0,75 на 0,75 мм, а сама она насчитывает 22 страницы. Книге дано название "Цветы четырех сезонов" - она представляет собой справочник, где изображены и подписаны все цветы Японии в черно-белом варианте
2-й ведущий: 7. «Апостол» Ивана Фёдорова (1564) - самая первая русская печатная книга
1-й ведущий: Дом книг
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(С. Михалков)
2-й ведущий: 4 номинация «Библиотеки родного края»
Объявляем розыгрыш дополнительных фишек-книжек. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Готовы?
Академик Дмитрий Лихачев считал, что цивилизацию можно будет возродить, даже если погибнут все музеи, архивы, университеты и школы, но сохранятся... Что?
(Библиотеки.)
1-й ведущий: Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чем он так писал?
(О книжных полках библиотеки.)
2-й ведущий: А теперь в данной номинации разыгрываем 2 пакета вопросов, оценка каждого – 3 фишки – книжки. Команды на бланках пишут ответ, сдают жюри. Время на работу не более 2 минут.
1-й ведущий: 1. На слайде цифры. Какое они имеют отношение к библиотекам нашего города?
Внимание на экран! Правильные ответы.
85.000- экземпляров составляет универсальный фонд документов Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2008 с этого года стала называться Удомельская центральная библиотека Удомельской межпоселенческой центральной библиотекой.
1901 В этом году возникла первая в удомельском крае библиотека. Находилась она на содержании Троицкого Приходского Братства.
Вы можете заработать балл, если ответите, что это за эмблема? Логотип Удомельской межпоселенческой центральной библиотеки
2-й ведущий: 2. Перед вами портреты русских писателей. Как имена этих писателей связаны с нашей темой? Время обсуждения – 1 минута.
Правильный ответ:
Библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина,
Библиотека им. Б.Н. Полевого
Тверская Ордена «Знак почета» областная универсальная научная библиотека
им. А.М. Горького.
1 ведущий: Тверская областная библиотека была основана 9 (21) мая 1860 г. В 1985 году признанием её культурно-просветительской деятельности стал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении библиотеки орденом «Знак Почёта». Ежегодно отделы библиотеки обслуживают около 80 тысяч читателей, выдавая им более 2 млн. экземпляров книг, периодических и электронных документов.
Центральная городская библиотека им. А.И. Герцена
ГУК «Тверской центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина»
Библиотека № 5 имени С. Дрожжина
1-й ведущий: Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт. Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом.
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
2-й ведущий:
На стеллажах стоят в тиши
Всемирной мудрости тома,
Здесь есть "лекарство для души",
Найдется "пища для ума»
1-й ведущий: Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес".
Объявляется конкурс капитанов. Написать слоган по фотографии. Жюри оценивает слоганы от 1 до 3 баллов.
А для команд объявляется конкурс «Кто больше?»
Пословицы и поговорки о книгах и пользе чтения (команды записывают в течение трёх минут пословицы на бланке. Получают столько жетонов, сколько записано пословиц).
Пауза для зрителей
* Как на латинском языке звучит слово «книга»?
А. Кодекс. В. Конституция.
Б. Догма. Г. Документ.
* Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»:
А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний. Г. Киносценариев.
* На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?
А. На 3-й. В. На 13-й.
Б. На 17-й. Г. На 77-й.
* Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя?
А. Читательский дневник. В. Читательский паспорт.
Б. Читательские права. Г. Читательский формуляр.
* Как читают очень понравившуюся интересную книгу?
А. От А до Я. В. От случая к случаю.
Б. От звонка до звонка. Г. От корки до корки.
* Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный. В. Плазменный.
Б. Атомный. Г. Нейтронный.
2-й ведущий: Номинация 5. Золотой фонд наших библиотек
1. Назвать произведение по началу, указать его автора и жанр (записаны на листах, сдают жюри) 3 минуты (литературные произведения школьной программы 7 -8 классов)
Проверим! *«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своемучеловек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно» (Николай Васильевич Гоголь. Комедия «Ревизор»).
*«- Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу» (Лев Николаевич Толстой. Рассказ «После бала»).
* «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…» («Поучение» Владимира Мономаха в переводе Дмитрия Лихачёва).
* «Но вот наконец я сдал экзамен в третий класс, получил в награду Евангелие, басни Крылова в переплёте и ещё книжку без переплёта, с непонятным титулом - "Фата-Моргана", дали мне также похвальный лист. Когда я принёс эти подарки домой, дед очень обрадовался, растрогался и заявил, что всё это нужно беречь и что он запрёт книги в укладку себе». (Максим Горький. Повесть "Детство")
* Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать». (М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри»)
1-й ведущий: Факты
Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизину послужил президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки Санкт-Петербурга А.Н. Оленин. Как объяснить, что прообразом этакого бездельника Фонвизину послужил образованнейший человек своего времени? (Митрофанушкой Оленин был в молодости. Но, узнав себя на сцене, 18-летний Оленин засел за учёбу. Вот вам яркий пример волшебной силы искусства.)
1-й ведущий: Пока жюри подводит итоги игры, нас ждёт чудесная встреча с удомельской потессой Татьяной Северовой.
2-й ведущий: Так ради чего мы сегодня собрались? Отгадаем ребус и поймём.

(книга, чтение)
Итоги игры. Слово жюри.
К. Паустовский сказал: " Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Любите книги! Читайте и будьте счастливы!

Библиотеки в Древней Руси

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки.

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь. Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространилась письменность. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся к 9 –10 векам. Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «утешением в печали», ценились очень высоко. Книги стоили дорого и были доступны немногим, так как делались из очень дорого материала – пергамента.

Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10 начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде детей «учить книгами».Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Всё это привело к возникновению первых библиотек.

Само слово «библиотека» в древней Руси не употреблялось. Впервые оно встречается в «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века. Термин был для русских людей непривычным, поэтому на полях переводчик делал пояснение: «библиотечный дом». Позднее термин встречается в начале17 века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Первое летописное указание на большое книжное собрание связано с именем Ярослава Мудрого. О старшем сыне князя Владимира Красное Солнышко в летописях сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый». Хромоножество от рождения обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книги помогли будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними - прозвище Мудрый. Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

В 1037 году столица древней Руси украсилась главным Софийским собором. Это великолепное каменное здание было отделано мрамором, мозаикой и фресками. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из великолепного собрания князя Ярослава Мудрого. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этой библиотеки. Некоторые источники утверждают, что она «насчитывала великие тысячи книг на разных языках». Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что её фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития Святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи» в которых содержались сведения о философии, истории, географии, астрономии. Составитель «Изборника» по имени Иоанн в конце своего труда дал один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те».

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси?

Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Сохранить в те времена библиотеку было делом весьма трудным. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

В 1925 году во время раскопок на территории Софийского собора был обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами, найдено много ценных вещей, древние монеты и церковная утварь. Было сделано предположение, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. Может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей».