Тенденции изменения содержания дошкольного образования. Программа развития дошкольного образовательного учреждения

4. Современные тенденции дошкольного образования

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.),предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком -- с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на

Высшее образование в России: история становления и современное состояние

Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении...

История развития образования

Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Главным официальным педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко...

Методы работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе с дошкольниками

Одной из потребностей современности является обновление содержания и методики образовательной деятельности в строгом соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими...

Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом

Развитие образования - это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства...

Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования

После 1991 года в нашей стране произошли перемены, которые коснулись и образования, а так же начального образования в частности. Стали появляться новые программы, обучения...

Педагогические условия для творческого развития личности

Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы "Логарифмические уравнения"

Проблемы и перспективы развития специального образования

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны...

Проблемы формирования системы непрерывного образования

Разработка обучающего средства для подготовки школьников к профильной олимпиаде по информатике

Современные тенденции в постановке целей и формировании идеалов в образовании и воспитании

Любое цивилизованное государство должно задавать рамки образа идеальной личности - гражданина этого государства. Выдержки из Конституции РФ, ФЗ "Об образовании"...

Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Воспитательная работа в начальных профессиональных учебных заведениях является неотъемлемой частью выполнения своего предназначения - удовлетворения образовательных потребностей личности...

Управление качеством вариативной системы дошкольного образования

За семнадцать лет, которые прошли со дня выхода методического письма «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (т.е. за период с 1995 г. по 2012 г.)...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2. Анализ современных процессов развития дошкольного образования в Российской Федерации

2.1 Общая характеристика современного состояния дошкольного образования в России

2.2 Тенденции и факторы развития дошкольного образования в России

2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов дошкольного образования в стране

3. Перспективы развития дошкольного образования в России

3.1 Стратегические направления развития дошкольного образования в стране

3.2 Основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная курсовая работа написана на тему: «Тенденции и перспективы развития дошкольного образования в Российской федерации».

Актуальность выбранной темы исследования обуславливается рядом обстоятельств:

во-первых, обострением проблем развития дошкольного образования в условиях осуществляемых рыночных преобразований;

во-вторых, непосредственной близостью дошкольного образования к каждому жителю страны, от функционирования которого напрямую зависит обеспечение жизнедеятельности населения страны;

в-третьих, необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования образования.

Цель курсовой работы - выявить тенденции и обосновать перспективы развития дошкольного образования с учетом современных реалий экономического развития страны.

Задачи курсовой работы:

1) раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру дошкольного образования как вида экономической деятельности;

2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития дошкольного образования в стране;

3) представить систему показателей оценки состояния дошкольного образования на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития дошкольного образования в России;

4) охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов дошкольного образования в РФ;

5) обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования.

Объект исследования - дошкольное образование как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.

Предмет - тенденции, факторы и перспективы развития дошкольного образования как вида экономической деятельности.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам образования, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресуры.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 69 странице машинописного текста, и включает 3 рисунка, 3 таблицы. Список литературы состоит из 21 источника.

1. Теоретические аспекты исследования дошкольного образования как вида экономической деятельности

1.1 Дошкольное образование как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства, уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики.

Рассмотрим виды образовательных учреждений согласно законам РФ "Об образовании". По форме собственности выделяются государственные (федеральные, региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с региональной собственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено административно-территориальное разделение на республики, края и области (89 регионов).

Дошкольное образование представлено дошкольными образовательными учреждениями, которые относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В таблице 1 представлено типовое и видовое разнообразие этих учреждений.

Таблица 1 - Типовое и видовое разнообразие этих дошкольных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования

Детский сад.

Начальная школа - детский сад.

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.

Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Начальная школа - детский сад компенсирующего вида.

Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

По результатам государственно аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория.

Ниже приводится расшифровка каждой из категорий:

Дошкольные учреждения III категории - обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива

Дошкольные учреждения II категории - предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному направлению из деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета, а также право на фирменное название. По назначению учреждения разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.

Дошкольные учреждения I категории - предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта. Такие учреждения обеспечиваются дополнительным финансированием из местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название.

Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района учебного округа.

Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (Пункт 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (10,5 - часового пребывания), кратковременного пребывания (от 4 до 6 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - Устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) Уставом.

Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

Дошкольное образовательное учреждение, как самостоятельное юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ: Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Областным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении несет ответственность за:

Выполнение функций, определенных уставом;

Реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Качество реализуемых образовательных программ;

Соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

Жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №129-ФЗ от 08.08.2001).

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Согласно современным научным представлениям, образовательный продукт является продуктом экономическим. Так, в «Большом экономическом словаре» «продукт экономический» определяется как «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовном, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде выполненных работ и услуг.

Здесь же отмечается, что «интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности человека». Образовательный процесс включает не только «изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства», но также производство «человека образованного», «специалиста».

Поскольку образовательно-производственный процесс, как и любое производство, предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат денег, то произведенный продукт обладает стоимостью.

Еще одним камнем преткновения в понимании экономической природы образования является вопрос, можно ли считать образование «товаром»? Может ли оно быть предметом купли-продажи? Товаром является продукт производства, предназначенный для продажи. Многие полагают, что образование не может быть сферой купли-продажи, то есть торговли (коммерции).

«Большом экономическом словаре» говорится, что существуют «услуги нематериальные, то есть направленные на удовлетворение потребностей человека как индивидуума и как члена общества. К ним относятся потребности в образовании, медицине, средствах сообщения, информации, духовном развитии, культурном досуге, социальной защите, внешней и внутренней безопасности». Более того, вводятся понятия «услуги потребительские» - результаты деятельности, удовлетворяющие личные потребности населения, но не воплощающиеся в продуктах, «потребительские услуги могут быть материальными и нематериальными, рыночными и нерыночными»; «услуги в сфере образования - услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм: государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными)».

Применительно к образованию товаром являются не только образовательные услуги, но и его выпускники образовательного учреждения. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е, товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант.

Таким образом, образование является экономической субстанцией. Но в лексике работников российского образовательного сообщества не хватает адекватного экономического толкования многих категорий, понятий, терминов и, соответственно, понимания реальных процессов, происходящих в сфере образования.

1.2 Факторы и условия функционирования и развития дошкольного образования в стране

Дошкольное образование представляет собой социальный институт, в наибольшей степени определяющий пути развития общества. Будучи связанным с другими социальными институтами и подверженным влиянию со стороны базисных социальных структур и надстройки, он в значительной степени отражает все их социально-политические и экономические противоречия, несмотря на свою относительную автономность. Кроме того, дошкольное образование, в силу специфических особенностей своего становления и функционирования, оказывается достаточно инертным в условиях реформирования, что приводит к определенным, порой негативным социальным последствиям.

Итак, на функционирование и развитие дошкольного образования как вида экономической деятельности влияют разнокачественные и разнонаправленные факторы.

Ограничивая дошкольное образование как вид экономической деятельности рамками отдельной страны, ни в коем случае нельзя абстрагироваться от действия различных внешних сил, так как любая отрасль национальной экономики всегда рассматривается как уровень мировой экономической системы. Следовательно, специфика дошкольного образования как вида экономической деятельности определяются не только внутренними, но и внешними факторами. Под внешними понимаются факторы, которые могут влиять на функционирование образования как вида экономической деятельности извне; под внутренними - факторы, действующие внутри страны, обусловленные особенностями ее развития и поддающиеся контролю со стороны государства. Обе категории факторов - внешние и внутренние - взаимозависимы.

Рассмотрим сначала внешние факторыфункционирования образования как вида экономической деятельности. Они сведены в четыре группы: экономические, политические, демографические, культурные .

Экономические факторы: международное разделение труда, формирующее определенный образ национальной системы образования страны; доминирование одной страны в мировом образовательном пространстве; мировая экономическая ситуация, воздействующая на функционирование рынка образовательных услуг в рамках национальной экономики.

Внешние политические факторы могут проявляться в самых разных формах: объявление эмбарго на предоставление образовательных услуг; установление или разрыв дипломатических отношений; предоставление (или непредоставление) режима наибольшего благоприятствования; внешняя политика государств по отношению к данной стране.

Демографические факторы в мировом сообществе связаны в основном с изменением направлений миграционных потоков рабочей силы («утечка мозгов»), создающим угрозу потери кадров в сфере науки и образования в стране.

Культурные факторы могут влиять на образование в случае экспансии так называемой массовой культуры, которая, с одной стороны, воздействует на содержание образования, экономическое положение соответствующих отраслей (упадок некоторых приносящих доход отраслей культуры и искусства), а с другой - способствует оттоку за границу валютных ресурсов, связанному с импортом видео- и аудио-продукции.

Внутренние факторы функционирования национального образования также достаточно разнообразны и многоаспектны.

Экономико-географические факторы включают в себя: экономико-географическое положение страны, анализ которого позволяет выявить географические особенности, влияющие на особенности образовательного процесса и содержания образования в том или ином регионе, расселение информирование среды обитания в целом. Среди таких географических особенностей России выделяют: обширность занимаемого страной пространства; неравномерность заселения и хозяйственного освоения территории; богатство и разнообразие природных условий и природных ресурсов; многонациональный состав населения и этническая мозаичность территории, наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных народностей; сильные территориальные контрасты в экономической и социальной сферах; физико-географические условия (рельеф, климат ит. п.). Природная уникальность России заключается в том, что она является самым северным государство в мире. Отсюда необходимость адаптации к природным условиям, что, в свою очередь, сказывается и на образовательном процессе и всей системе образования того или иного региона.

Собственно экономические факторы: структура экономики страны (отраслевая, рыночная, территориальная ит. д.); соотношение различных форм и видов собственности (федеральной, региональной, муниципальной, частной, собственности общественных организаций ит. д.); состояние инфраструктуры (производственная, социальная, рыночная); консолидированный бюджет страны, дающий представление о состоянии доходной и расходной частей бюджетов всех уровней бюджетной системы, посредством которого перераспределяется часть стоимости ВВП; внешнеэкономические связи государства (внешняя торговля, экспорт и импорт образовательных услуг, миграция работников образования и науки); инвестиционная деятельность; уровень жизни населения, т. е. совокупность условий жизни населения страны, соответствующих уровню ее экономического развития.

Социально-демографические факторы характеризуют население страны как один из важнейших элементов ее образовательного потенциала. В их число входят: демографическая ситуация, влияющая на функционирование национальной экономики, рассматриваемое через призму ряда демографических признаков - возраст, пол, размер семьи, уровень дохода, профессиональная принадлежность, образование; занятость населения; безработица и трудоустройство населения; уровень и качество жизни населения. Под уровнем жизни населения понимается совокупность условий жизни населения страны, соответствующих уровню ее экономического развития. Кроме того, он может рассматриваться как система количественных и качественных показателей, отражающих также состояние сферы образовательных услуг; система социальной защиты населения.

Общественно-политические факторы функционирования образования: система общественной безопасности, средства массовой информации.

Организационно-управленческие факторы. Играют весьма существенную роль, т. к. воздействуют на организационную структуру образования через такие составляющие, как: структура органов управления образованием; механизм управления; цели и методы управления; разработка целевых программ в сфере образования; организация стратегического планирования и прогнозирования развития национального образования.

Правовые факторы: качество нормативно-правовой базы; фактор коррумпированности образования; стабильность правовых норм .

1.3 Показатели оценки состояния дошкольного образования в стране

Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание правительства большинства стран к проблемам его качества и эффективности. У многих отечественных и зарубежных специалистов, изучающих динамику современных обществ, уже достаточно давно сложилось убеждение, что главным ресурсом развития в XXI веке станет «человеческий капитал». Высокий уровень знаний, культуры, информационной оснащённости граждан сейчас по праву рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.

В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДО.

Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет. То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности), а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям). Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

Услуга-это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:

1.Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень - начальной школы.

2.Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:

Качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

Качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

Качества управления системой дошкольного образования;

3.Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь - родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4.Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно качество дошкольного образования - обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ?

1. От качества работы воспитателя

2. От отношений, которые сложились в коллективе

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

О.А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.

По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного

процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это

результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

Как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

Как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);

Какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклиматв коллективе;

Система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)

Качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

Через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

Через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем.

Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы - внутренние и внешние.

1) Внутренние факторы- те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

Например, при установлении соответствия разработанной и реализуемой образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать, по сути, степень ее соответствия (или просто соответствие):

Принципу интеграции образовательных областей;

Принципу развивающего образования;

Комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;

Специфике условий осуществления образовательного процесса;

Виду и приоритетным направлениям деятельности ДОУ;

Личностно-ориентированному характеру образования и т.п.

Далее - при установлении соответствия фактических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень их соответствия (в некоторых случаях просто наличие) следующего:

Обеспеченность кадрами и уровень их квалификации;

Наличие необходимой нормативной правовой базы;

Состояние предметно-развивающей среды и др.

При установлении соответствия фактических результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования требованиям к планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (или ФГОС дошкольного образования) необходимо учитывать степень сформированности (или просто наличие) - интегративных качеств.

Все вышеперечисленное может быть отнесено как к параметрам, характеризующим качество дошкольного образования, так и к внутренним факторам, влияющим на его качество. Регулирование данных факторов - компетенция, в первую очередь, самих образовательных учреждений и их учредителей.

2) Внешние факторы - те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:

Влияние семьи;

Социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);

Конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);

Индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);

Уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные) и др.

Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования.

Наиболее полно рассматривают понятие "качество образования" С.Е.Шишов и В.А.Кальней. Они считают,что качество образования- социальная, психолого- педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности; его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту.

Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей(личности, программ; технологий,средств и т.д.)

Различают следующие принципы управления качеством образования:

Социосообразности;

Диагностической целенаправленности;

Структурной и функциональной целостности;

Природосообразности;

Интенсивности;

Завершенности.

В данной связи повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ (Т. И. Алиева, М. В. Крулехт, Л. А. Парамонова).

1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.

В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству дошкольного образования в ДОУ.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.

В данной связи социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса в ДОУ и создание там такой образовательной среды, чтобы:

Формирование личности ребенка протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека

Определение содержания дошкольного образования осуществлялось на уровне содержания современной мировой культуры;

Организация взаимодействия ребенка с миром Культуры осуществлялась на всех уровнях (микро-, мезо-, макро), а также в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).

Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, при оценке рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание при оценке такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).

3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую - школьную жизнь.

При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями при непосредственном наблюдении за поведением детей, что дополняется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. При этом необходимо учитывать структурную характеристику личности ребенка, включающую разные виды компетентности (интеллектуальную, языковую, социальную и физическую), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Показатели и критерии качества дошкольного образования в ДОУ.

Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.

Показатели оценки качества дошкольного образования:

Непосредственные показатели психического развития детей;

Показатели качества образовательных условий;

Опосредованные показатели психического развития детей;

Показатели здоровья дошкольников.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровьесберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи

Анализ литературы по теории менеджмента позволяет выделить несколько положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством воспитательно-образовательного процесса:

Качество - это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса, маркетинга и других.

Деятельность по управлению качеством в дошкольном образовательном учреждении не может быть эффективной после того, как состоялся выпуск детей в школу (управление по результату), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость.

Во время оценки качества воспитательно-образовательного процесса нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития.

Контроль качества должны обеспечивать не только администрация, а все субъекты воспитательно-образовательного процесса.

Управляя качеством, важно делать упор не столько на контроль, сколько на обучение исполнителей и формирование эффективной технологии (у педагогов - педагогической, у руководителей - управленческой).

2. Анализ современных процессов развития дошкольного образования в России

2.1 общая характеристика современного состояния дошкольного образования в России

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей - около 90 %). Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер.

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни - полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена. А что дает детский сад самому ребенку?

Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество - важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее безпроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей “педагогическую запущенность”, которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. “Педагогически запущенный ребенок” фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования. В силу этих обстоятельств необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые - детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений. Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.Наличие же высших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные стартовые условия развития и нарушает права ребенка на получение доступного и качественного образования. Поскольку в учреждениях низшей категории соответствующие и образовательные услуги. Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).

Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других - обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей. Многие педагогические технологии не учитывают возрастных особенностей детей, завышают требования к ним, перегружают детей различными обязательными занятиями, что приводит к нарушению нормального режима дня, к систематическому утомлению и, как следствие, ухудшению и без того плохого состояния здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН лишь 5-7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Все это усугубляется завышенными требованиями школы к будущим первоклассникам. Часто, родители, желая отдать своего ребенка в престижную школу или гимназию, вынуждены четырех- пятилетних детей - воспитанников детского сада в вечернее время водить на дополнительные занятия, которые организуют школы. Родители боятся, что их дети, в противном случае, не пройдут вступительное тестирование.

Подобные документы

    Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2013

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Дошкольное образование в России как обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Оценка состояния и перспективы дальнейшего развития дошкольного образования с учетом современных реалий.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2013

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, его суть и задачи. Требования к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Представления о содержании дошкольного образования, предложенные в Стандарте.

    презентация , добавлен 05.05.2016

    История возникновения и эволюции постулатов дошкольного образования в царской и советской России, его особенности в годы Великой Отечественной войны. Анализ современного состояния дошкольного образования в РФ, классификация их основных структурных единиц.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Функции и структура системы среднего образования в Российской Федерации. История развития системы образования. Основные тенденции развития образовательных процессов в г. Касимов. Направление совершенствования управления в сфере среднего образования.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2009

    Особенности государственных и частных детских садов в Японии. Основные задачи системы воспитания и обучения. Проведение государственных и традиционных народных праздников. Содержание проблем японского дошкольного образования, направления его развития.

    реферат , добавлен 23.08.2011

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Современные тенденции развития теории обучения детей дошкольного возраста. Проектирование вариативной системы образовательного процесса.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2015

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

Анжелика Санатарева
Современные тенденции дошкольного образования

«Современные тенденции дошкольного образования »

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Первоочередными в образовательной политике оказываются реализация программ дошкольного образования .

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ » становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития.

Говоря о современном состоянии дошкольного образования , хочу отметить, что педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения : хореография и ритмика, обучение новым технологиям изобразительного творчества , компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия.

Одной из проблем образовательного процесса в ДОУ на современном этапе является общение ребенка. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе игры, поэтому нам воспитателям необходимо уделять должное время этому виду деятельности.

Важным на современном этапе является снижение уровня двигательной активности, что оказывает отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45--50% даже при трехразовом проведении физкультурных занятий. Существует тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека. Важно, чтобы суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составлял от 30 до 40% времени бодрствования.

Так же хочется затронуть тему семьи. На сегодняшний день большее количество семей, где воспитываются дети, неполные. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ, ссылаясь на занятость. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Нам воспитателям необходимо влиять на родителей таким образом , чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста , помогали ему.

В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования . Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Мы педагоги должны стать независимыми образованными профессионалами , берущими на себя полную ответственность за все, что мы делаем, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования . Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников.

Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования , развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом.

Современный педагог - это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим воспитанникам. Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование , самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями .

Современный педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, образовательные программы должны широко использоваться на всех занятиях педагогом. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к материалу.

Современный педагог - это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием , но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, современный педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка.

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС начального образования «Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС НОО» В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить.

Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной.

Современные подходы к содержанию образования дошкольников с учётом требования ФГОС до «Кто не знает куда направляется, тот очень удивится попав не туда» Марк Твен ФГОС ДО - нормативный правовой акт федерального уровня, представляющий.

Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «ФГОС - Знатоки образования» Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО. Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.

Педсовет «Современные технологии как инструмент управления качеством образования» Педагогический совет на тему: "Современные технологии как инструмент управления качеством образования" Подготовила старший воспитатель:.

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние заблуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

Государственный стандарт дошкольного образования

Дошкольное образование – это период психического развития ребенка, это важный и ответственный период. Дошкольное образование:

  • это познание ребенком окружающего мира,
  • это выявление природоспособных качеств,
  • это развитие личностных качеств ребенка, это пора становления личности.

В дошкольном образовании выделяются следующие периоды:

  • раннее детство (младенчество) – период до одного года;
  • ранний возраст (от одного года до трех лет);
  • дошкольное детство это младший дошкольный возраст – период от трех до пяти лет и старший дошкольный возраст - период от пяти до шести лет.
  • Такая классификация позволяет выделить общие черты развития ребенка и индивидуальные перспективы развития ребенка. В основе дошкольного образования, как и в основе общего (полного), высшего профессионального, среднего профессионального образования должны лежать государственные стандарты. Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции:
  • концепция психологического возраста развития ребенка;
  • научно-психологическое понимание, т.е. детство - это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности;
  • полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития;
  • научное положение об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:

  • гарантии полноценного развития ребенка;
  • защита его от некомпетентных взрослых;
  • регулирование и повышение качества педагогического процесса;
  • создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

Государственный стандарт дошкольного образования опирается на стратегию дошкольного образования, которая включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.


Основными задачами дошкольного образования являются:

  • создание необходимых условий для саморазвития, для развития способностей и талантов ребенка;
  • создание ситуации успеха;
  • развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста;
  • развитие интереса к познанию;
  • развитие нравственных качеств ребенка, формирование ценностных ориентаций у ребенка основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе;
  • организация деятельности со сверстниками, которая позволяет ребенку увидеть в другом ребенке личность, учитывающей его желания, интересы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно -образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

Человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

Целостности педагогического процесса и комплексности целей;

Активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к со управлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

Демократизации и гуманизации;

Системности и целостности управления;

Централизации/децентрализации;

Взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

Единоначалия и коллегиальности;

Объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций;

Раскол педагогического сообщества;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста - продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноваций.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7. Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

1.8. Стандарт включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач. Группы могут реализовывать разные программы. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания <1> детей в Организации, но не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.

В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям реализации Программы: При работе в Группах для детей с ограниченными возможностями здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации <1>, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.