Из чего делают краски гуашь. Гуашь

Гуашевые краски, скорее всего, можно по праву назвать одним из самых популярных видов красок во всем мире не только среди мастеров, но и среди тех, кто хоть однажды прикасался к бумаге, воде, кисточке и краскам. Так как же писать этими красками и из чего они состоят?

Инструкция по работе с гуашью

Гуашевую краску разводят водой до состояния жидкой сметаноподобной консистенции. Эти краски имеют склонность к расслоению, поэтому их необходимо тщательно размешивать. При наличии излишка воды красочный слой становится тонким и просвечивающимся: краска полностью теряет плотность и очень высветляется. Когда слой высыхает, со временем он пачкается и покрывается трещинами.

Рисуя гуашью, нельзя размывать краску и тереть ее кистью на одном и том же месте.

Необходимо всегда помнить, что при нанесении гуаши на бумагу, она не должна собираться в отдельных местах, потому что, когда она высохнет, получатся пятна, которые после нанесения других слоев краски перекрыть уже будет невозможно. Гуашь, положенная на бумагу толстым слоем, будет выглядеть блестящим клеевым пятном.

Гуашь необходимо наносить на бумагу или холст ровными тонкими слоями, осторожно вписывать один цвет в другой, когда предыдущий слой еще остается влажным. На шар краски накладывать несколько слоев не рекомендуется.

Работая с гуашью, нужно сразу наносить ее на бумагу в горизонтальном направлении, а далее поперек вертикальными мазками.

При этом следует стараться тщательно сохранять четкость очертания рисунка.

При закрашивании поверхности ровными по цвету слоями сначала надо кисть смочить в воде и лишь тогда брать ею краску. Ее не рекомендуется брать прямо из банки. Мокрая кисть всегда зачерпывает краску разной густоты, поэтому, когда она высохнет на рисунке, могут остаться полосы. Перед работой гуашь необходимо развести в подготовленных отдельных чашках.

Кроме всего перечисленного, для того чтобы получить ровное по цвету поле используют шероховатую бумагу или картон. При необходимости внесения поправок во время работы надо сразу смачивать нужное место или удалять краску, соскабливая ее, используя для этого бритву или скальпель.

Для рисования гуашью уместно применять мягкие и упругие кисточки, плоские или круглые.

Некоторые мастера станковой живописи также пользуются эластичными круглыми щетинными кистями.

Применение гуашевых красок

Гуашевые краски широко применяются при работе с рейсфедером и плакатными перьями.

С этой целью их нужно разводить таким образом, чтобы они легко сходили с инструмента. Для закрашивания больших плоскостей эту краску обычно разбавляют и наносят на поверхность посредством аэрографа.

Перед началом работы непосредственно на батике гуашь нужно покрыть его поверхность смачивателем №1, дабы предотвратить скатывание красок в капли.

В ходе работы над плакатом, предназначающимся для улицы, в гуашь необходимо добавить 5-6-процентный раствор столярного клея либо желатина, и алюмокалиевые квасцы, используемые в качестве дубителя для клея.

Главной трудностью работы с гуашью является то, что краска при высыхании резко меняет свой оттенок.

Поэтому художнику во время рисования сложно следить за правильным соотношением цветов и тона. Как правило, светлыми становятся: окись хрома, кадмии, кобальты, охра светлая, золотистая и изумрудно-зеленая . Темнеют, а затем снова высветляются: краплаки, ультрамарин, сиена натуральная и жженая . Более темного оттенка приобретают: ганза желтая и оранжевая .

Высветляющиеся и темнеющие краски зачастую разводят цинковыми либо серебристыми белилами, которые есть в ассортименте гуашевых красок. Такого «разбеливания» требуют лессировочные, а также полулессировочные краски. Благодаря этому повышается их укрывистость.

Чтобы определить цвет высохшей гуаши, следует воспользоваться заранее подготовленными палитрами. Это значительно упростит процесс рисования начинающему художнику. Вообще работа с гуашью предполагает наличие определенных навыков. Сохранять краски нужно в плотно закрытых баночках в условиях комнатной температуры, не допуская ее понижения до нуля.

Если гуашь вдруг засохнет, ее можно с легкостью восстановить.

С этой целью ее следует заливать водой или однопроцентным раствором столярного или желатинового клея. Краска растворяется в течение нескольких суток, затем нужно ее тщательно размешать до образования однородной консистенции.

Сберегать работы, написанные гуашью, рекомендуется в папках. Их нельзя сворачивать в трубки из-за хрупкости слоя краски. Помимо того, не стоит допускать, чтобы картины терлись друг о друга. Для этого можно использовать прокладки, выполненные из папиросной бумаги. Если же краска была нанесена чрезмерно толстым слоем, то она может растрескиваться или осыпаться.

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) - вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель . Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньшее количество связующего и значитель­ное количество пигмента, кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые или баритовые). Это делает высохшую краску несколько белесоватой.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции , хотя техника создания этой краски значительно старше - она использовалась в Европе в средние века.

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века , обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов , картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр .

Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX - начало XX в. В России художники объединения « Мир искусства » писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.

Гуашь - краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость.

Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Гуашь состоит из тонко перетертого пигмента и связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика - фенола.

Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. В производстве гуаши применяются различные виды белил, в качестве добавок к ним употребляют каолин и бланфикс.

Свинцовые белила (углекислая окись свинца) - это искусственная минеральная краска белого цвета. К искусственным минеральным краскам относятся также: титановые белила - краска чисто-белого цвета (двуокись титана); баритовые белила (желтый серно-кислый барий) и, наконец, цинковые белила, имеющие синеватый оттенок (безводная окись цинка). Недостатком минеральных красок является хрупкость красочного слоя и способность к осыпанию.

По консистенции готовые гуашевые краски похожи на сметану. Чтобы краски не высыхали при длительном хранении, их нужно заливать небольшим количеством смеси, состоящей из воды и глицерина.

Гуашевые краски приготовляются путем смешения красящего вещества и белил со связующим веществом. Смеси тщательно перетирают до тех пор, пока не получится однородная, без комков, пастообразная масса. Благодаря достаточному количеству клеящего вещества краска не пачкается при высыхании, не стирается и дает хорошее сцепление с поверхностью (бумагой, картоном и т. д.).

Перетирать краски можно на специальных краскотерочных машинах или вручную, растирая их курантом на каменной доске. При подсыхании массы в неё надо добавить немного воды.

  • Избыточное количество связующего вещества, используемое при приготовлении гуашевых красок, вызывает нежелательное высветление живописного изображения, а излишне пастозное письмо ведет к осыпанию красок.

С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто. Эта проблема может быть в определённой степени ослаблена использованием утолщающей основы, например, aquapasto.

Трудность работы гуашью состоит в том, что после высыхания краски сильно светлеют, так как содержат белила, и требуется немалый опыт, чтобы предугадать нужный тон.

Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани, картоне, фанере.

Гуашью работают главным образом плакатисты н графики, а так же некоторые художники-станковисты. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 кинут до 3 часов в зависимости от влажности воздуха.

Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью, что достигается заменой цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим её более плотной, насыщенной и звучной.

Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускаются флуоресцирующие гуашевые краски. Они представляют собой суспензию флуоресцентных пигментов, где связующим являются клеи с добавкой пластификаторов и антисептика-(пигменты - растворы красителей и люминофоров в органических конденсационных смолах).

Эти краски обладают способностью флуоресцировать под действием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зелёных лучей. В результате отраженный и испускаемый пигментом свет содержит желтых, оранжевых и красных лучей. значительно больше, чем их есть в падающем дневном свете, за счет чего яркость и насыщенность красок увеличивается в два-три раза.

Флуоресцентная гуашь обладает свойством при облучении усиливать свою яркость, что используется при декорационных эффектах в темноте.

Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому рекомендуется наносить их на белую подложку - белый грунт, бумагу и т. п., что делает их более яркими, при этом краски следует наносить тонким слоем. Флуоресцентная гуашь не водостойка, поэтому применять её вне помещений не рекомендуется.

При применении тонированных подложек следует применять специальный грунт - белую краску, которая входит в ассортимент этого вида гуаши.

Для облучения красок ультрафиолетовыми лучами обычно применяют кварцевые лампы типа ПРК-2 и ПРК-4 в сочетании с ультрафиолетовыми светофильтрами типа УФС-4 и УФОЮ. Такая подсветка дает возможность делать более яркими и насыщенными синие, зеленые н, фиолетовые тона, которые, менее ярки при дневном освещении. Белая краска при подсветке дает синеватое свечение.

Флуоресцентная гуашь неводостойкая, поэтому применять ее вне помещений не рекомендуется.

При смешении флуоресцентной гуаши с обычной яркость краски резко снижается.

Флуоресцентные краски выпускаются в следующем ассортименте: лимонно-желтая, желтая светлая, желтая темная, оранжевая, розовая, красная светлая, красная темная, фиолетовая, синяя, желто-зеленая, зеленая светлая, зеленая темная, белая (грунт).

По светостойкости гуашь делится на три группы:

1 группа:

  • подгруппа А - вполне светостойкие краски (5 баллов). На этикетке 2 красные звездочки ** ;
  • подгруппа Б - светостойкие краски (4 балла). На этикетке две черные звездочки**.

2 группа-умеренно светостойкие краски (3 балла). На этикетке одна черная звездочка*.

3 группа - слабо светостойкие краски (2 балла). На этикетке нет звездочек.

Палитра гуашевых красок в основном состоит из светостойких красок, и лишь семь красок являются недостаточно светостойкими, но эти краски в массовый выпуск завода не

Входят.

Наименование краски Светостойкость в баллах

Белила цинковые

Белила серебристые

Стронциановая желтая

Кадмий лимонный

Лимонная ганза

Желтая ганза

Кадмий желтый средний

Травяная зеленая

Ярко-зеленая

Изумрудно-зеленая

Зеленовато-голубая

Окись хрома

Зеленая темная

Парижская синяя

Кобальт синий

Ультрамарин

Синяя антрахиноновая

Фиолетовая светлая

Фиолетовая темная

Кармин (имитация)

Краплак красный

Литоль красная

Кадмий красный темный

Кадмий красный светлый

Киноварь (имитация)

Оранжевая

Кадмий оранжевый

Охра светлая

Охра золотистая

Сиена натуральная

Марс коричневый

Коричневая

Охра красная

Английская красная

Сиена жженая

Сиена жженая № 2

Умбра жженая

Феодосийская коричневая

Умбра натуральная

Сажа газовая


Гуашь - это краски, и произведения искусства, выполненные этими красками. Отличие от акварели: меньше связующего и больше пигмента, в составе имеются белила, отсюда белесоватость при высыхании. Относительно этих особенностей изменений в составе и базируется сама технология живописи.

Применение гуаши

Живопись. Живопись гуашью своеобразна и требует особых навыков для получения шедевров. Из-за небольшой цены с гуаши начинают изучать пастозную живопись. Не могу сказать, что это правильно, так как масляная живопись все-таки проще в освоении. Вся основная соль гуаши - высветление: пока краска не высохла цвет насыщенный и легко играть оттенками, но как только высохла - многие цвета невозможно отличить друг от друга. Четкое интуитивное понимание итогового результата приходит только с опытом. И здесь может стать хорошим советом - совсем не использовать белил до самого итогового слоя. Еще проблема заключается в легком смешении слоев между собой, что заставляет действовать быстро и верно, если начнешь махать кистью - смешаешь два слоя и получится грязь. Но в любом случае живопись имеет свой шарм, проявляется это в грамотном использовании белесоватости, пастозного мазка.

Художественно-оформительские работы. Здесь гуашь является одной из фаворитов. Есть большие банки разных цветов, предназначенные для оформительских работ большого масштаба. Быстрое создание декораций, баннеров и стенгазет - это все про гуашь. Себестоимость краски низакая, минимум дополнительных инструментов, составов и приспособлений позволяют с легкостью выполнить работу. Небольшой проблемой может стать низкая прочность красочной пленки, и как результат готовое изображение будет осыпаться и пачкаться. Но это запросто решается путем примеси небольшого количества клея в краску и закрепления краски дополнительным слоем лака.

Роспись. Гуашь очень часто используется в росписи по дереву, бересте и глине. Здесь важно уделять внимание качеству красок, так как роспись - довольно мелкая работа в один штрих и не допускает исправлений. Гуашь быстро сохнет, что является ключевым аспектом быстрой декорации изделий и удобства наложения слоев.

Свойства гуаши

Все свойства я уже перечислил, но повторюсь:

  • Непрозрачность (пастозность). В отличие от акварели гуашь не использует белизну полотна и может наноситься слоями, каждый слой будет перекрывать предыдущий.
  • Белесоватость. Высветление краски при высыхании.
  • Матовость. Красочная пленка не обладает блеском, что придает живописи отличительную особенность и бархатистость.

Состав гуаши

  • тонкоперетертые пигменты,
  • связующее - гуммиарабик, фруктовая камедь, декстрин,
  • пластификатор - глицерин,
  • поверхностно-активное вещество - животная желчь,
  • антисептик - фенол.

Для декоративных и оформительских работ также используется флуоресцентная гуашь - это суспензия флуоресцирующих пигментов (растворы красителей и люминофоров в органических конденсационных смолах) со связующим (клеем), с добавкой пластификатора и антисептика. Такие пигменты обладают свойством свечения, выглядят ярко. У таких красок низкая кроющая способность. Рекомендуется наносить на основание белого цвета тонким слоем (эффект свечения еще ярче). При смешивании с обычной гуашью яркость резко снижается.

При работе с гуашью пользуются заранее заготовленными колерами, делают выкраски для определения цвета при высыхании. Колер - определяют цвет красочного состава.

Хранить гуашь в хорошо закрытых банках при комнатной температуре не ниже 0 градусов. Если засохла, залить водой с однопроцентным раствором желатинового клея на 2 - 5 суток, затем размешать.

Рисование для малыша – интересная забава и отличный способ развивать целую гамму навыков и умений, среди которых мелкая моторика рук, фантазия и воображение, запоминание цветов и общее развитие умственной деятельности. Современная промышленность большое внимание уделяет потребностям развития детей, потому предлагает более десятка разновидностей средств для рисования, многие из которых вполне пригодны для маленьких художников.

Именно гуашь является одной из наиболее популярных в мире жидких красок. Профессионалы обычно называют ее чрезмерно детской, однако родителей этот факт не отпугивает, а привлекает.

Что это такое?

Гуашь и акварель нередко воспринимаются, как нечто родственное. Нельзя сказать, что такое утверждение несправедливо – они во многом похожи. Отличие заключается в том, что гуашь значительно гуще: помимо пигментов и клея в ее состав входят белила (этим она немного напоминает пастель), что сказывается на итоговом оттенке подсохшего рисунка.

В рецепте отсутствует характерная для хорошей акварели бычья желчь, способствующая тому, чтобы растворенная в воде краска не скатывалась в капли. Во всем остальном эти два красителя похожи. Рисовать большие и серьезные картины с прорисовкой мелких деталей гуашью действительно сложно именно из-за непрогнозируемости конечного цвета и скатывания пигментов. Однако это не мешает ей активно использоваться в плакатной графике и детском творчестве.


Создавалась гуашь поначалу не для детей. Называть гуашью такой вид смеси стали во Франции в 18 веке. Однако историки установили, что на самом деле этот рецепт старше на несколько веков. Старинные книги эпохи Средневековья зачастую иллюстрировали именно гуашью, тогда ее часто разбавляли акварелью (примерно напополам). В эпоху Ренессанса гуашь стала достоянием профессиональных художников, однако они оставляли ей скорее вспомогательное значение (делали наброски или рисовали мелкие портреты на заказ).

Если говорить об искусствоведческом значении гуаши, то пиком ее использования профессионалами можно считать начало прошлого века. В это время широкое использование гуаши было характерно и для русской графики (гуашевая техника относится именно к графике, а не живописи). Знаменитыми русскими художниками, обращавшимися в своих работах к гуаши, были, к примеру, Александр Бенуа, Исаак Левитан, Валентин Серов, Николай Рерих.

В последние десятилетия гуашь переживает второй расцвет – спрос на нее поистине огромен. Основными потребителями выступают дети, для которых она является одним из главных методов творческого развития, но это не умаляет ее ценности для общества.

Преимущества и недостатки

Как у любого другого товара для творчества, которому повезло иметь конкурентов, гуашь имеет определенные плюсы и минусы. Взрослые профессиональные художники дали бы свое видение преимуществ и недостатков данного вида краски, однако. В нашем случае лучше отталкиваться от ее характеристик по отношению к ребенку. Для творческого развития малыша гуашь следует выбирать потому, что для нее характерны следующие положительные качества.

Простота исправления ошибок

Когда рисовать только учишься, особо важно не сталкиваться с неисправимыми ошибками, поскольку они могут отбить желание пробовать дальше. Гуашь хороша тем, что новый ее слой способен полностью перекрыть старый. Помарка просто закрашивается, и ее больше не будет видно.

Отмечается, что слишком увлекаться таким перерисовыванием не стоит: большое количество слоев приводит к образованию трещин на поверхности рисунка, однако, возможность исправления должна воодушевить новичка.



Невысокая стоимость

Среднестатистический набор цветной гуаши обойдется родителям в несколько десятков рублей, а хватит такого подарка на довольно большое количество рисунков. Это позволяет учиться рисовать детям из семей с любым уровнем дохода. Сегодня в магазинах можно купить отдельно белила: это удобно, так как именно белая краска является самой ходовой.



Быстрое высыхание

Дети обычно учатся рисовать не в полноценной студии, а на уроках, проводимых в специальных классах, которые они покидают сразу после завершения занятия. Это означает, что у маленького художника нет времени, чтобы ждать, пока рисунок высохнет (мокрый альбом в портфель не положишь).

Гуашь отличается одним из самых коротких сроков высыхания среди всех красок, что позволяет использовать ее для нужд школьного образования.



Хорошая растворимость в воде

Зачастую гуашь продается в жидком состоянии в специальных баночках, что позволяет не терять время и силы на ее разведение, а пользоваться ею сразу. Со временем жидкость может испаряться, тогда гуашь высохнет, но засохшую массу можно вернуть к первоначальному состоянию, просто разбавив водой.



Минусы

К сожалению, определенные недостатки у этой краски также имеются. Они приводят к тому, что профессиональные художники вообще не считают гуашь достойной серьезных работ. И для детей некоторые ее качества могут стать причиной, чтобы отдать предпочтение другим краскам. Вот то, что обычно останавливает потребителей:

Побледнение оттенков

Поскольку в состав смеси входят белила, при высыхании краски несколько видоизменяются, становятся бледнее. Для профессиональных художников это практически катастрофа, потому что точно высчитать масштабы изменений заранее практически невозможно. Ребенок тоже может разочароваться, учиться рисовать из-за этого немного сложнее.


Неустойчивость рисунка

Даже по высохшей картине не стоит проводить пальцем – есть риск запачкать его, да еще и рисунок смазать. Это определенный риск для чистоты портфеля и всего его содержимого.

Гуашь смывается водой, поэтому при определенных условиях масштабы загрязнения могут шокировать.


Вероятность аллергии

Как правило, гуашь совершенно безопасна для преобладающего большинства детей. У некоторых после ее использования возможна аллергия.

Во избежание таких ситуаций перед покупкой следует внимательно прочесть состав смеси.


Виды

Гуашь не стоит воспринимать, как один конкретный товар: многообразие ее разновидностей достаточно широко. Она делится на четыре основных вида по составу и назначению.

Профессиональная

Профессиональная художественная гуашь максимально ориентирована на создание больших серьезных картин, что в наше время можно встретить не так часто. Она отличается характерной матовой бархатистостью, а также высокой кроющей способностью, позволяющей закрашивать все что угодно. Используется для рисования на бумаге и картоне. Такой набор красок в 36 цветов является классикой, которую оценили бы выдающиеся живописцы столетней давности.


Плакатная

Специальная плакатная гуашь имеет в своем составе каолин вместо белил. Это делает выполненные ею рисунки более яркими и менее подверженными выцветанию. Своим названием данная разновидность обязана наиболее частому применению. Ею рисуют большие плакаты и вывески, где важна живописная яркость. Набор из 24 цветов для таких нужд считается вполне достаточным.



Детская

Особая гуашь выпускается и для детей. В отличие от профессиональной, где в качестве связующего вещества используется гуммиарабик, в детскую добавляют недорогой ПВА, что несколько уменьшает пластичность массы, зато дает целый ряд бонусов (быстрое высыхание, повышенную устойчивость к вытиранию, возможность рисования на бумаге, фанере или холсте).

Для самых маленьких детей, которые только начинают свой путь в рисовании, родители чаще покупают наборы по 6-9 цветов. Для школьников и тех, кто увлекся гуашью, актуальны наборы по 16-18 цветов.



Акриловая

Такая гуашь пока что остается довольно редким явлением, однако она обладает специфическими свойствами, заставляющими некоторых любителей рисования делать выбор в ее пользу. При всех типичных гуашевых достоинствах она, благодаря добавлению акрила в состав, намного лучше схватывается с поверхностями любого типа, а также более устойчива к механическим повреждениям.

Для детского творчества более привычными являются гуашевые краски, выпускаемые в баночках в жидком виде. Существует и сухая гуашь, которую разбавляют водой до консистенции, выбираемой по своему усмотрению. Помимо классической гуаши существует еще и флуоресцентная или неоновая (светящаяся в темноте) краска, которая особенно популярна в плакатной графике.




Состав

Химический состав типичной гуаши весьма прост. В него входят пигмент необходимого цвета, связующее вещество, а также белила (преимущественно титановые). В большинство видов разбавленной смеси входит еще и вода – для краски будет лучше, если жидкость будет дистиллированной. Тип используемого связующего вещества обычно определяет разновидность гуаши. В профессиональной художественной разновидности используется дорогостоящий гуммиарабик, для детского творчества такую основу заменяет обыкновенный ПВА.


Реже встречается медовая или масляная основа. Эффект от использования таких красок напоминает масляную живопись или рисунки, выполненные медовой акварелью. Еще более необычна акриловая гуашь, в которой акрил представляет собой основу для красителя и его будущую защиту от любого негативного внешнего воздействия.

Применение красок такого типа позволяет добиться результата, напоминающего рисование акриловыми красками (рисунок совершенно не пачкается, и его не нужно дополнительно защищать, чтобы он сохранился на долгие годы).

Помимо очевидных компонентов, в состав гуаши могут входить и другие составляющие, делающие данный вид краски необычным. Больше всего выделяются флуоресцентные виды краски, куда добавляют особые пигменты, способные светиться в темноте. Стандартный состав гуаши обычно представлен в обыкновенных многоцветных наборах сравнительно небольшого веса. Некоторые виды краски бывают в больших банках.

В них помещается 500 мл или даже 1 литр смеси. Сам факт упаковки в крупную тару уже говорит о том, что данный товар имеет какое-то узкоспециальное значение, относится к профессиональным средствам рисования или отличается необычным составом.


Цветовая палитра

Доступный выбор оттенков современной гуаши достаточно велик и насчитывает десятки оттенков, включая флуоресцентные разновидности и варианты с блестками. Учитывая специфику цвета гуаши (стремительное побледнение оттенков при высыхании), художественная разновидность обычно содержит названия цветов, сверенные с ГОСТом, чтобы художник мог обоснованно ожидать того или иного оттенка в конечном результате. Все остальные наборы таких подсказок обычно не содержат, поэтому стоит понимать: яркая, только что законченная картина уже не будет насыщенной после высыхания.




Из-за высокой кроющей способности рисование гуашью начинают с более темных тонов. После этого переходят к светлым: черная, либо темная часть картины появляется изначально, а белая и светлая увенчают создание шедевра. У художника появляется возможность расставить световые блики уже на практически готовой картине. Различные цвета гуаши хорошо смешиваются между собой.

Большинство из нас привыкли относится к гуаши несколько пренебрежительно. Считается, что этот материал пригоден лишь для оформительских работ и детского творчества, а рассматривать его в качестве серьезного материала для живописи нельзя.

Рыцари гуашью

Однако в средние века, в Европе, этот материал широко применялся в написании миниатюр, а не только для подготовительно-эскизных работ. В России, в конце 19-го и начале 20-го века, гуашью писались серьезные работы станковой живописи. Именно на этот период приходится расцвет гуаши.

Художники, овладевшие в совершенстве этим «несерьезным» материалом, создают замечательные, изящные, неповторимо-бархатистые работы. Особенно замечательно, при помощи гуаши, удается передать неповторимую атмосферу вечерних сумерек и туманных предрассветных пейзажей.
В принципе, гуашь - это непрозрачная акварель. Для работы с гуашью нет необходимости в специальных разбавителях и ускорителях высыхания, как при работе с маслом. Рисуя гуашью, нет необходимости думать о различных вспомогательных средствах (как например, замедлители высыхания, моделирующие пасты, лаки и т.п.). Гуашь является универсальным художественным материалом, который позволяет, имея краски, воду и бумагу, осваивать художественные техники, свойственные другим материалам. Вы можете рисовать сильно разбавленной гуашью в технике акварели, а можете освоить техники письма, свойственные благородному маслу. Рисование гуашью комфортно, она не имеет неприятного запаха, не требует работы с растворителями, позволяет легко вносить изменения в рисунок и не требует какой-то специальной поверхности для рисования (холсты, грунтовки и т.п.). Именно поэтому она очень популярна в детском творчестве и широко применяется начинающими художниками. Пейзаж гуашью рисовал каждый из нас. Гуашь для начинающих подходит и для профи.

белочка гуашью

Гуашь бывает нескольких видов: художественная, плакатная, акриловая и для детского творчества.

Типы гуаши.

. Художественная гуашь - это растертые пигменты, с добавлением дистиллированной воды, белил и гуммиарабика. Эта гуашь обладает прекрасной кроющей способностью, матовостью, бархатистостью и прекрасно ложится на художественную поверхность. Для этого типа краски идеально, в качестве рабочей поверхности, подходят не мелованный картон, акварельная бумага, тонированная бумага. Первый слой краски впитывается в художественную поверхность, создавая что-то подобное грунту. Это позволяет краске лучше держатся на рабочей поверхности.
. Плакатная гуашь представляет собой обычную гуашь, за тем лишь исключением, что вместо белил используется каолин. Это делает краску более яркой и плотной.
. Гуашь для детского творчества содержит вместо дорогого гуммиарабика дешевый клей ПВА. Это делает краску менее пластичной и она быстрее высыхает. Однако это делает ее более стойкой к осыпанию и истиранию. Такая краска подходит не только для бумаги, но и для фанеры, керамики и холста, который можно не грунтовать специальным грунтом (как в случае с художественной гуашью). ПВА в составе гуаши становится прекрасным закрепителем и с успехом заменяет специальный грунт. Детские рисунки гуашью радуют глаз и сердце родителей.
. Некоторые производители, с появлением художественного акрила, стали выпускатьакриловую гуашь. Такая гуашь подходит для росписи любой поверхности, а после полного высыхания не смывается водой.

Замок сказочного дракона гуашью

Свойства гуаши и особенности цвета.

Многие считают гуашь не удобной для рисования. Если вы до этого рисовали преимущественно акварелью, то вам нужно запомнить всего лишь несколько правил, чтобы получать такой же замечательный результат при работе с гуашью.

Краска гуашь не прозрачна и содержит белила. Это означает, что писать нужно от темного к светлому, а не наоборот. То есть, определившись с композицией и цветовой гаммой, нужно начинать с более темный тонов краски, а световые блики и темные цветовые акценты расставляются в конце работы.

Для того, чтобы не путаться в возможности смешивания цветов и оттенков, а также не напортачить с цветом для теней, лучше иметь представление о цветовом круге, которым пользуются художники. Цвета, лежащие в соседних секторах круга, смешиваются друг с другом без образования грязи, а для теней лучше брать цвет из противоположного сектора. Этот цвет добавляют в необходимом количестве в основной тон. Чаще, для изображения тени, берут: синий, зеленый или фиолетовый. Ни в коем случае нельзя добавлять для изображения тени черный цвет. Так же нельзя использовать черный для получения более темного тона того же цвета, тон вы не затемните, а грязь получите.

Кроме всего прочего следует знать, что гуашь достаточно быстро сохнет. Если вы допустили ошибку, то нельзя ее исправлять, пока гуашь не просохла. В случае нарушения этого правила у вас получится размазанное грязное пятно. Вносить изменения и исправления в рисунок нужно дождавшись полного высыхания слоя гуаши. Обычно время высыхания зависит от толщины слоя гуаши, оно варьируется от 30 минут до 3 часов. Когда же гуашь просохла, внести изменения очень просто. Нужно лишь смочить кисть в теплой и чистой от пигмента воде, слегка отжать ее сухой тряпочной и легким движением стереть краску в месте ошибки. Точно также можно растушёвывать излишне-четкий контур нарисованного предмета.

Смешивая цвета, нужно брать в расчет, что влажная гуашь более яркая. Когда она высыхает, она выбеляется, благодаря присутствию в ней мела. Поэтому цвета всегда нужно выбирать более насыщенные, чем те, которые вы желаете видеть в конечной работе.

лошадь гуашью

Кисти для гуаши и техники нанесения мазков.

Правильный выбор кисти так же поможет облегчить знакомство с данным художественным материалом. Так как гуашь более тяжелая и вязкая, то для нее не подойдут чересчур мягкие кисти, так что легкую белку лучше отложить в сторону. Для влажной гуаши неплохо подходят: колонок, коза и синтетика. Такие кисти прекрасны для растушёвок, фонов и заливок, то есть для работы влажной кистью.

Есть приемы в живописи, которые подходят для работы сухой кистью. Как нарисовать гуашью изображения крон деревьев, травяного фона, объектов с неровной или текстурной поверхностью? В этом случае лучше использовать кисти из щетины. Форма кистей будет зависеть от формы мазков. Траву лучше изображать плоскими кистями, а крону деревьев круглыми. В этом случае, на сухую кисть из свиной щетины набирают разбавленную до густоты сметаны гуашь и производят точечные удары кистью по рабочей поверхности картины. Это можно сравнить с набиванием краски на рабочую поверхность.

Как рисовать гуашью не только при помощи кистей. Можно наносить краску при помощи поролоновой губки, специальных валиков или смятой бумажной салфетки. Все это позволяет изображать предметы со сложной структурой поверхности и добиться реалистичности изображения многих материалов, например шероховатой керамики или камня, или рисуя натюрморт гуашью.

натюрморт гуашью

Живописные техники с использованием гуаши. Уроки гуашью.

Существуют два способа создания фона для гуаши:
. Равномерное закрашивание контуров карандашного наброска. Сначала художник делает карандашный набросок на художественной поверхности, а затем разносит основные цвета в качестве заливок контуров рисунка. Здесь важно помнить, что для начального подмалевка берутся самые темные тона элементов рисунка. Для того, чтобы гуашь легла ровно и без разводов, нужно обратить внимание на размер кисти. Чем больше закрашиваемый контур, тем больше должна быть кисть. Гуашь, в это случае, должна быть разбавлена до консистенции негустой сметаны. Набирать слишком много пигмента на кисть тоже не стоит, излишки лучше обтереть о край палитры. Заполнять контур нужно без нажима, от одного его края к центру, а затем из центра до другого края контура. Такой тип подмалевка не подходит для больших поверхностей.
. Для поверхностей большого размера выбирается другой тип окрашивания - заливка. В этом случае сначала делается фон рисунка, а затем, на просохшем фоне, пишется сама работа. Фон может состоять из двух или трех основных цветов в гамме рисунка. Например, при написании пейзажа берут: цвет неба, цвет земли, цвет для светлой полосы над горизонтом. Лист бумаги хорошо прикрепляют к планшету, лучше приклеить все края малярным скотчем. Затем разносят цвета: цвет неба в верху, цвет земли внизу, самый светлый в районе горизонта. А дальше, пока краска не просохла, разглаживают краску при помощи широкой влажной кисти. Кисть нужно вести без отрыва, от одного левого края листа к правому, двигаясь от низа работы к верху. Затем смачиваем кисть в воде, стряхиваем излишки, и разглаживаем краски от верху листа к низу, двигая кисть по горизонтали. Для того чтобы фон получался ровным и красивым, нужна тренировка. Однако результат стоит потраченных усилий. Когда фон разглажен, а краска еще не просохла, разносят детали холмов, более темной краской, выбранной для земли. После просыхания основного фона и сформированных деталей ландшафта, пишут растительность, облака и другие детали задуманной композиции.

цветок гуашью

Картины гуашью. К техникам гуашевой живописи относятся:
. Лессировка - способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачный слоев других тонов. За счет перекрытия основного цвета полупрозрачными слоями получается новый глубокий оттенок. Для гуаши этот способ доступен так же, как и для акварели. Просто гуашь нужно разбавить довольно сильно водой, чтобы она стала прозрачной. С помощью техники лессировки можно создать неповторимый эффект тумана, гуашь для этого подходит как никакой .
. Пастозная техника также доступна гуаши. Эта техника заключается в нанесении густой, непрозрачной краски на рабочую поверхность. Такая техника присуща в основном масляной живописи. Фактура, свет и тень на картинах, написанных в пастозной технике зависят не только от цвета, но и от формы и направления положенных мазков. Гуашью тоже можно работать в этом стиле, особенно если она на основе ПВА или акриловая. Работая в пастозной технике и используя обычную художественную гуашь, нужно помнить о том, что слишком толстый слой этой краски имеет обыкновение растрескиваться и осыпаться после высыхания. Поэтому нужно очень осторожно добавлять слои густой гуаши на полотно, чтобы получить необходимую, для этой техники и материала, «золотую середину».
. Есть еще одна техника, в которой можно использовать гуашь. Она называетсясграффито . Эта техника сродни гравюре. На бумагу наносят слой светлой краски и ждут ее высыхания. Затем наносят толстый, равномерный слой темной краски. После просыхания верхнего слоя, берут рейсфедер, стило, просто толстую иглу или канцелярский нож, и рисуют ими, снимая темный слой краски с нижнего светлого слоя. Лучше, чтобы верхний слой краски был сухой, но достаточно свежий, чтобы краска не осыпалась. Действовать нужно осторожно, движения должны быть точными.
. Кроме того, гуашь прекрасно используется в смешанных техниках живописи. Например, фон делается гуашью, а рисунок на фоне акрилом. Цветы гуашью и акрилом получаются очень эффектными.

набросок девушки гуашью

Уход за инструментом при работе с гуашью.

Нужно помнить о свойстве гуаши забивать ворс мягких кистей, поэтому кисти лучше промывать сразу в банке с большим количеством теплой воды. Для этого нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну емкости с водой.

После окончания работы с гуашью нужно промыть кисти под струей теплой проточной воды. Так же нужно вымыть палитры с остатками краски, так как засохшая гуашь может закрасить палитру, особенно если она пластиковая. Гуашь очень быстро высыхает, поэтому все баночки с краской должны быть плотно закрыты. Если вы оставите после работы незакрытые баночки с краской, то рискуете застать там вместо мягкой, пластичной гуаши, окаменелые кусочки высохшего пигмента.

Кроме того, нужно следить за состоянием своих красок. Гуашь имеет свойство густеть со временем, даже если вы не забывали ее закрывать. Это свойство данного материала может привести к ее полному высыханию. Вернуть первоначальное качество подсыхающему материалу можно капнув в краску пол чайной ложки горячей кипяченой воды (это на стандартную маленькую баночку). Затем гуашь нужно закрыть и оставить на 30 минут, после чего тщательно перемешать палочной или обратным концом кисточки.

Если ваша гуашь засохла до состояния камня, то можно попытаться ее реанимировать, но выходит это не всегда. Для этого нужно залить в каждую баночку немного горячей воды, так чтобы только на пару миллиметров прикрыть поверхность засохшей краски, а затем поставить ее часа на три в теплое место. Зимой для этого подойдет батарея, а летом солнечный подоконник. Затем нужно тщательно перемешать пигмент. Если засохшие кусочки все-таки остались, можно попробовать повторить описанную выше процедуру. Если же и это не поможет, то с вашей краской все кончено и ее можно только выкинуть. Правда ее можно использовать в качестве сухой акварели для эскизов и черновых зарисовок. Реанимировать засохшую акриловую гуашь нельзя, она превращается в нерастворимый, жесткий полимер.

Творческих вам успехов в работе с гуашью!