Воспитание ребенка инвалида. Дети-инвалиды в современной россии: опыт социологического анализа Социальный портрет детей-инвалидов

У многих родителей детей с проблемами особый взгляд. В глазах тоска, безысходность, усталость - короче, безнадега.
Довольно быстро понимаешь, что ты и твой ребенок никому не нужны. Участие - хотя бы в голосе, не на деле - редкость. Наоборот, общение с чиновниками, даже врачами по вопросам, связанным с больным ребенком - скорейший путь воспитания чувства Глубокой Вины.
Складывается ощущение, что цель государства - принудить родителей и их больных детей сидеть дома и не высовывать носа. Не портить настроение. Конечно, подвижки есть, но пока они едва заметны.
Тем более удивительно было узнать о британской благотворительной организации EvеryChild. Суть их программы - дать родителям передышку. Пусть измученная мама просто погуляет, сходит в кино, побудет одна... С ее ребенком в это время посидит волонтер.
В результате у родителей вырастают крылья. Уже не появляются мысли сдать ребенка в интернат, уйти из семьи (как делают многие-многие мужчины - ломаются первыми) или вообще вскрыть вены.
EvеryChild появилась и в России. Пока в Питере. Под катом - статья из журнала "Русский Newsweek".
Как родителю ребенка-инвалида не сойти с ума от проблем? В московских центрах "Лекотека" иногда устраивают тренинги для родителей - кто на них был, что вы об этом думаете? Как еще решения проблемы знаете вы? Делитесь опытом!

Эксперимент со службой передышки в Петербурге прошел удачно: нашлись добровольцы, готовые сидеть с тяжело больными детьми

Беременность у Алины К. была сложной, а роды - преждевременными. Врачи ей сразу посоветовали отказаться от ребенка. В девять месяцев ее дочь Катя не переворачивалась, в годик не пошла, в полтора у нее началась эпилепсия. К трем годам у нее уже был детский церебральный паралич (ДЦП) и синдром Дауна. Пять лет родители за нее бились, но Сергей, муж Алины, заявил, что уходит, потому что больше не может. «Я решила спасать семью», - вспоминает Алина. Она попыталась на две недели устроить дочку, чтобы съездить с мужем в отпуск. Ей предложили только один вариант - отдать Катю в детский дом. Через неделю в детдоме Катя умерла.

В России 534 000 детей-инвалидов. Это правительственная статистика. Из них три четверти живут в семьях, как жила Катя. Больше половины семей с такими тяжело больными детьми распадаются, а каждая четвертая в итоге не выдерживает и отдает ребенка в специализированный интернат. «Эти дети остались бы в семьях, если бы их родители хотя бы иногда могли отдыхать», - говорит директор российской программы британской благотворительной организации EvеryChild Джоанна Роджерс.

Родители устают от больных детей. С 70-х годов в США, Британии и других странах Европы действуют так называемые службы передышки для родителей, которые воспитывают детей-инвалидов. Более того, эту услугу гарантирует государство. В прошлом году EveryChild организовала такую же службу в Санкт-Петербурге: нашлись-таки добровольцы, готовые на время подстраховать замученных родителей и пожить некоторое время с больным ребенком. В Питере 15 000 детей-инвалидов. У родителей 40 из них теперь есть возможность передохнуть. Им помогают такие же родители, как они, пенсионеры и соцработники.

СТО РУБЛЕЙ В ЧАС

Анне Курбатовой 32 года. Ее сыну Теме 12 лет, и у него ДЦП. Ольге Маллаевой - 35, ее сыну Юре - 13, у него тоже ДЦП, но он год назад научился ходить, а Тема без инвалидной коляски или ходунков и шагу ступить не может. И вот Анна дает Ольге передышку: Тема с Юрой полчаса болтают в комнате, а потом просятся на улицу. «Мы раз в неделю выходим на прогулку, чаще не получается - я одна поднять Тему с коляской не могу», - говорит Аня. Пандусов в их подъезде нет, и выйти во двор целая история. Аня с Ольгой тащат коляску на улицу, Ольга бежит за справками, чтобы переоформить сыну инвалидность, а Анна остается с двумя детьми.

Она живет напротив легендарной «Авроры», и к скрюченному мальчишке в инвалидной коляске в их дворе давно уже привыкли. Незнакомые же пялятся как ненормальные или виновато опускают глаза, говорит Анна, поэтому Тема гулять не любит, а любит сидеть перед телевизором или зависать сутками с компьютерной игрой или на сайте vkontakte.ru. Тема - на домашнем обучении.

В отличие от Темы Юра, несмотря на инвалидность, ходит в обычную школу и учится почти на все пятерки. Он рассказывает: «Когда я пошел в школу, дал клятву - взяться за себя и каждый день делать гимнастику». Пять лет, говорит, халтурил, мама заставляла заниматься, но лишь год назад всерьез взялся за дело. Теперь он может преодолевать небольшие расстояния без коляски и ходунков. Юра учит испанский, катается на лошадях и легко заводит новых знакомых: «Я надеюсь, что все люди добрые и будут мне помогать».

Его мать Ольга качает головой: со своим высшим образованием она моет полы в больнице - на другую работу ее не берут, когда узнают, что она одна воспитывает инвалида. Ольга пытается подработать: государство ей дает 8500 рублей в месяц - плата по уходу за инвалидом, детская пенсия и компенсация за монетизацию, - а это мало. Анна Курбатова тоже воспитывает Тему одна. Она «бомбит» на машине. С Юрой Анна тоже сидит не просто так: за эти передышки EveryСhild ей платит 100 рублей в час. «Большинство родителей тяжелых детей боятся отдавать их чужим людям», - говорит менеджер проекта Ирина Зинченко. Она объясняет почему: не хотят чувствовать себя обязанными, к тому же если человек работает бесплатно, с него не спросишь.

Прежде чем стать «второй мамой», нужно закончить «школу приемной семьи». Это 72 часа занятий. Учат, как правильно обращаться с ребенком-инвалидом, как оказать ему медицинскую помощь и просто найти с ним контакт. У большинства детей тяжелая умственная отсталость, и они даже слово «мама» не говорят. Всего за год подготовили 36 принимающих семей. В школе отсеивается примерно треть, и это хороший результат, утверждают в EveryChild, - в Британии сходит с дистанции примерно каждый второй.

Анна не только сидит с Юрой, но и сама иногда отдает своего Тему, чтобы отдохнуть. «Вторую маму» для Темы она присмотрела на занятиях в школе приемной семьи. 24-летняя Тоня Попова отличалась от всех спортивной фигурой, теперь она часами гуляет с Темой и умудряется затаскивать его коляску в музеи. Аня даже смогла на три дня уехать за границу. «В моей жизни была сплошная чернуха, и я уже всерьез задумывалась, не отдать ли Тему в интернат, - говорит она. - Если бы не служба передышки, неизвестно, чем бы дело кончилось».

В начале проекта родители заполняли подробные анкеты - их просили от нуля до десяти оценить свое качество жизни. «Почти везде в графе “свободное время” и “планы на будущее” стоял жирный ноль», - говорит психолог Наталья Изак. Через год там появились «пятерки».

ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО

В сентябре прошлого года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Одна из ее статей гарантирует каждому инвалиду инклюзивное образование - то есть право на учебу в обычной школе вместе нормальными детьми. У 8-летнего Владика тоже ДЦП, и его мать, Любовь Чушева, попробовала в мае устроить сына в специализированную школу для инвалидов «Озерки», оборудованную большими лифтами и пандусами. Ей там отказали. «Кто будет с вашим ребенком за такую зарплату возиться? У нас из-за кризиса всех сокращают! - чуть не плача Чушева пересказывает ответ директора школы. - Владик, мне сказали, необучаемый».

По данным Минобразования, в России 17 300 детей признаны необучаемыми по медицинским показаниям. Например, у ребенка тяжелая умственная отсталость. «С большинством из них просто не хотят или не умеют работать», - считает Марина Павловская из интерната для умственно-отсталых детей в Бельском Устье, в 120 км от Пскова. В этом интернате на практике доказали, что признанных необучаемыми детей-инвалидов можно научить и читать, и писать, и танцевать, и петь. И даже нашлись семьи, готовые взять таких детей к себе домой, в том числе и 16-17-летних. Правда, из 85 воспитанников интерната в семьях живут лишь четверо.

В 487-й питерской школе с Любовью Чушевой были немногим любезнее: «У нас ни пандусов, ни лифта, а первоклашки занимаются на пятом этаже. Будете его на себе таскать?» В итоге Владику предложили домашнее обучение, но тут уже отказалась Люба. Владику, как и любому ребенку-инвалиду, нужно общение, а при такой учебе ни контактов с ровесниками, ни праздников, ни работы со специалистами у него не будет, объясняет она. У детей с ДЦП изначально страдает еще и воля - за них все делают, им помогают, говорит психолог EveryChild Марьяна Жужуева: «Им обязательно надо общаться с обычными детьми - они видят, что бывает по-другому, и им есть куда тянуться».

Во дворе, где живет Владик, пандус появился только после того, как Чушева написала прокурору города. А вот добиться, чтобы уменьшили поребрик, как говорят в Питере, она пока не смогла: «Весь двор из-за вашей коляски переделывать? Вы в своем уме?» - так, с ее слов, отреагировали в ДЭЗе. Губернатор Матвиенко предлагает учиться жить по-европейски, но добиться ничего нельзя, жалуется Любовь Чушева. Например, социальное такси для инвалидов есть, но оно везет только в больницу, аптеку или социальный центр, а в гости - уже нет. И на конюшню в двух километрах от города, где бесплатно занимаются с детьми-инвалидами, оно тоже не поедет - только по Питеру.

«Насколько все тяжело и ужасно, понимаешь, когда попадаешь в семью, где есть больной ребенок», - говорит волонтер EveryChild Соня Колбанцева. Ей 24 года, и она работает в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства для детей-инвалидов от нуля до трех лет. Соня опекает двух мальчиков с ДЦП и девочку с серьезным нарушением интеллекта. Очень много детей становятся инвалидами во время родов, из-за ошибок акушерок, утверждает она: у нее самой пока детей нет, но теперь и рожать страшно.

У Натальи Галкиной деньги есть, и она стала волонтером службы передышки по другим причинам: «Я знаю, что такое растить ребенка-инвалида: у моего Илюши тоже ДЦП и умственная отсталость, ему 12 лет, но он не ходит и не говорит». Пока Илюша в школе, она приезжает на своем джипе Volvo за пятилетней Ульяной Морозовой, грузит ее в коляску, и они едут гулять в парк. У девочки синдром Дауна, и она тоже не ходит. «Если мы не поможем друг другу, нам никто не поможет», - объясняет Наталья. Выбивать льготы от государства лично у нее нет ни сил, ни желания. «Лучше потратить это время на ребенка», - говорит она.

У Ульяны Морозовой полтора года назад появилась сестренка Марина - абсолютно здоровая девочка. «Гулять одной с двумя колясками невозможно», - говорит ее мама Ольга. Когда она узнала про службу передышки, решила воспользоваться. С государством она предпочитает не связываться: «Столько раз орали и отказывали». Ольге еще не так трудно - у нее есть муж. Социальные же службы Питера пока идеей службы передышки не прониклись. Ирина Зинченко из EveryChild рассказывает, что специально для чиновников из соцзащиты они устроили презентацию по итогам года, но никто не пришел.

Мы не должны забывать, что дети инвалиды - это в первую очередь дети! Им так же как и всем остальным требуется материнская ласка и забота, которую они не понимают, но чувствуют. Таким детям больше остальных требуется здоровая окружающая среда и обстановка вокруг них. В первую очередь эту обстановку создают его родители. Они являются первыми помощниками ребенка в борьбе со своим тяжелым бременем.

Не смотря на все их отклонения, им дан великий дар - жизнь! А жизнь дается, чтобы люди познали любовь и счастье, прошли свои уроки, поняли их смысл, поставили себе цель и достигли её! Если дети маленькие, им необходимо заниматься либо рисованием, либо музыкой.

В частности игрой на каком-либо музыкальном инструменте, так как это развивает деятельность пальцев рук, а, следовательно и головного мозга. Так же необходим постоянный контроль над детьми. Наставление их на правильные мысли, действия и занятия, поскольку именно в детском возрасте формируется будущее мировоззрение, привычки и любимые занятия, вид и образ деятельности.

Зачастую у родителей детей инвалидов появляется диагноз жалости. Они боятся наказывать ребенка за его шалости и проступки, ссылаясь на его болезни. В этом случае рекомендуется с раннего детства воспитывать ребенка семьянином,на которого возложить определенные домашние обязанности, за которые он в полной ответственности. Этим самым ребенок будет расти менее шаловливым и полным жизненной ответственности.

Маленькие дети познают мир через игру. Но у детей инвалидов возможно отсутствие умения играть. По этому перед родителями и стоит эта нелегкая задача- научить играть.

Для начала специалисты советуют отвести в квартире определенное место для игр. Сюжет игр можно построить на жизни кукол. Например как они в живут в своем домике, готовят кушать, убираются, выезжают на машинке погулять, кукла папа ездит на работу и привозит домой покупки из магазина. Желательно создать красочную обстановку и интерьер кукольного хозяйства, чтобы у ребенка было больше интереса. А так же обновлять сценарий игр. Следите за тем, чтобы всегда был в игрушечном доме порядок и мир. Не было между куклами ссор и прочих конфликтов. Позднее, это все отразится в вашем реальном доме и в вашей семье.

Мы искренне ценим людей, которые занимаются воспитанием, привитием любви, интересу к жизни ребенка инвалида. И конечно же хочется обратиться к государству, к органам управления с просьбой всячески помогать и усовершенствовать базу для детей инвалидов, так как сегодня практически все ложится на плечи одних родственников, которые не только должны зарабатывать деньги, но и уделять своему ребенку большое количество времени.

Мы мечтали о том, как наши дети появятся на свет. Хотели гордиться их способностями и талантами. Но жизнь дала нам особую задачу: воспитание детей-инвалидов.

Осознание того, что твой ребенок - инвалид, тяжело обрушилось на одних из нас еще в роддоме. Это коснулось тех семей, чей ребенок имел врожденные пороки развития или генетические аномалии, например, синдром Дауна. Ничуть не легче переживали трагедию в тех семьях, где причиной инвалидности стал несчастный случай или психофизические нарушения в развитии малыша.

После первого шока возникает ураган вопросов:

- Что делать? Чем я, как мать или отец, могу помочь своему малышу?
- На какое обеспечение и обучение может рассчитывать мой ребенок? Какие правовые нормы определяют воспитание и обучение детей-инвалидов?
- Какие социальные проекты могут помочь родителям, имеющим ребенка-инвалида?
- Как обеспечить детям-инвалидам максимальное физическое и умственное развитие? Что если такой ребенок растет в неполной семье?

Вопросы правового и социального обеспечения детей-инвалидов имеют решение, предоставленное государством. Существуют обучение детей-инвалидов на дому и метод инклюзивного образования. Дополнительную поддержку родителям, имеющим ребенка-инвалида, оказывают социальные проекты и мероприятия. Но главный вопрос, от которого зависит судьба ребенка, часто остается висеть в воздухе:

Что будет с нашими детьми-инвалидами, когда не станет нас самих? Как обеспечить такое обучение и развитие личности ребенка-инвалида, чтобы инвалидность не стала преградой его самостоятельной реализации?

Решение существует. Об этом в нашей статье.

Воспитание детей-инвалидов: вдохновляющие примеры

Учиться и перенимать опыт мы можем только у тех, кто действительно имеет серьезные результаты в воспитании детей-инвалидов. У тех, кто знаком с проблемами детей-инвалидов не понаслышке и сумел с ними справиться.

История знает немало таких примеров. Ник Вуйчич, который от рождения не имел ни рук, ни ног, сегодня счастливый муж и отец, обладатель крупного состояния. Юлия Самойлова, несмотря на жизнь в инвалидной коляске, вышла замуж, создала рекламное агентство и в 2017 году номинирована на Евровидение от России.

Воспитание и обучение детей-инвалидов дается очень нелегко. Как удалось родителям этих известных людей помочь своим детям реализовать их способности в обществе? Как обобщить этот опыт и взять его на вооружение?

  1. Семьи этих детей-инвалидов сумели привить своим детям навык преодоления трудностей. Не взирая на проблемы здоровья, физическое недомогание или психические особенности.
  2. Отцу и матери удалось сделать упор на развитие тех способностей, что дала ребенку природа.
  3. Родители, имеющие ребенка-инвалида, сумели сохранить собственную высокую стрессоустойчивость и психологическое равновесие. Тем самым передавая детям любовь к жизни и силу. Помните: ваше состояние, ваше спокойствие и умение справляться со стрессом - исключительно важно. Тогда вы сможете дать ребенку так необходимое ему для развития чувство защищенности и безопасности.

Как этого достичь в каждом конкретном случае?

Ребенок-инвалид: тяжело не значит - невозможно

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что психика любого человека подчиняется двум природным силам: либидо (влечение к жизни, деятельности) и мортидо (стремление к неподвижности, статичности). Чтобы стимулировать силу жизни, желание действовать, научите ребенка получать удовольствие через доступную ему реализацию его врожденных свойств. Это задаст ему активную позицию на всю дальнейшую жизнь, помогая стать более реализованным в обществе.

Если ребенок родился или стал инвалидом, его психика устроена так же, она по-прежнему работает по принципу наслаждения. Не понимая этого, в семье мы часто подменяем жалостью истинное добро для детей-инвалидов. Нам кажется, что в силу диагноза ребенок не способен преодолеть даже те проблемы, которые явно ему по плечу. Ограничивая социальное, учебное и трудовое развитие детей, мы наносим им колоссальный ущерб. Специалисты называют это «стигматизацией» или «инвалидизацией».

Решение проблем детей-инвалидов требует и понимания индивидуальных особенностей ребенка. Что будет стимулом преодоления трудностей для вашего малыша? Какими способностями он наделен? Важно знать, чтобы задать правильное направление развитию.

Развиваем врожденные таланты

Ваш ребенок демонстрирует целеустремленность? Несмотря на проблемы со здоровьем, стремится конкурировать, добиваться первых мест?

В воспитании детей-инвалидов с кожным вектором очень важен режим дня, посильные физические упражнения, навыки организованности. Именно из таких ребят вырастают будущие паралимпийские чемпионы. Поощрительным стимулом для них будут призы или поход в новые места.

Ваш ребенок очень привязан к матери, зависим от ее мнения? Он медлительный, с трудом адаптирует перемены? Вы только усугубите инвалидность, если ребенка-инвалида с анальным вектором будут прерывать, торопить. Дайте ему больше времени на выполнение заданий - он выполнит их качественно. Своими «золотыми руками» он сможет создавать интересные поделки, настоящие произведения искусства. Лучшее поощрение - заслуженная похвала.

Ребенок «не от мира сего»? Отвечает на вопросы с опозданием, погружен в себя? Ему диагностируют умственную отсталость или ранний детский аутизм? Не спешите отчаиваться. Если соблюдать звуковую экологию и правила воспитания детей со звуковым вектором, состояние может выправиться. Сильной стороной такого ребенка может быть прекрасный музыкальный слух, особый интерес к «умным» книжкам, к решению математических задач.

Это лишь единичные примеры. Полная картина психофизических особенностей личности ребенка позволяет безошибочно определять необходимые мероприятия учебы, досуга, трудовой деятельности. Но главная предпосылка успеха - психологическое равновесие родителей.

Ушакова Лариса Евгеньевна / Ushakova Larisa Evgenievna - учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, начальная общеобразовательная школа №1, поселок Эльбан, Амурский район, Хабаровский край

Аннотация: проблема социальной адаптации детей-инвалидов очень актуальна сейчас. В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Ключевые слова: дети-инвалиды, проблемы, современное общество.

Keywords: children with disabilities, the problems of modern society.

В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология, и т.д.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» − это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не приемлемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инвалид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По-моему это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.

Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Непонимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе. А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах.

Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.

Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная − отношение окружающих. Вторая проблема − образование таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

Сейчас государство уделяет особое внимание детям-инвалидам, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие проблемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы развития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «самого себя» в обществе, уходят на второй план.

Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда отвечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реабилитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими возможностями. Для реализации школьной программы недостаточно только профессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ребенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилитационных мероприятий, внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной частью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья − это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе − «Я – концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача семейного воспитания − помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Дети-инвалиды − часть человеческого потенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Литература

1. Акатова Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: Гу-манит. Владос, 2003, 386с.

2. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе. / Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №2 (9). С. 274-277.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все выше и выше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,трудовой деятельности и т.д.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. По отношению к ребенку огромное значение играет тот факт как к нему обращаются, гораздо гуманнее было бы говорить не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями», не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, сегодня же детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению нового.

Для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, психологическая помощь, но их не хватает на всех и это очень серьезная проблема. Так же остро стоит проблема образования. Многие школы, детские сады, колледжи и вузы просто не могут принять детей-инвалидов потому что в них или нет совсем или катастрофически не хватает ни специального оборудования, ни специально обученных людей. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.

Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Дети-инвалиды- часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Данная курсовая работа посвящена изучению проблем детей инвалидов и возможному поиску их решений.

Объектом моей курсовой работы является социальная ситуация детей-инвалидов.

Предметом моей курсовой работы являются ключевые моменты социальной адаптации детей-инвалидов в России.

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном обществе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

Изучить правовые источники по теме курсовой работы;

Выполнить теоретическое исследование проблем детей-инвалидов на основе изученной литературы;

Сделать обобщения и выводы;

Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Глава 1. Дети-инвалиды как объект социальной деятельности

Социальный портрет детей-инвалидов

Детей, о которых будет говориться в моей работе, называют детьми-инвалидами. Эти дети особенные, не такие как все. У них все по другому и развитие и восприятие мира и поведение. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают. Но я неравнодушна к этой проблеме и попытаюсь выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.

В нашей же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги,врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.

Выделяют четыре степени:

1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).

Основные группы заболеваний ребенка-инвалида:

1. Нервно-психические заболевания;

2. заболевания внутренних органов;

3. поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;

4. онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов;

5. поражение и заболевания органов слуха;

6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. эндокринные заболевания.

По этому внушительному списку можно догадаться,что очень многие заболевания вызывают инвалидность. Эти болезни оставляют «огромный след» в поведении ребенка, в его восприятии, в отношениях с окружающими и родителями, в ощущениях, создают определенные барьеры для ребенка и его семьи.

Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие основные проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):

Социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;

При рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

Выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

Трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.­), что приводит к изоляции инвалида;

Отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

Сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.­);

Отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

Итак, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. В следствии этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

1.2 «Ярлык» ребенка-инвалида.

В нашем обществе существовала и существует установка на изъятие ребенка-инвалида из семьи и социума, и помещения его в изоляцию, в интернат. И родители ребенка с явной патологией уже в роддоме подвергаются уговорам отказаться от ребенка. Работает старая система изъятия инвалидов из общества.