Соединение электропроводов разного сечения. Виды соединения двух электрических проводов между собой. Использование винтовых контактных зажимов

Каждый человек, который имел дело с проводкой, знает, насколько важна скрутка проводов. На первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего сложного, скрутил два провода между собой, заизолировал и все. Но, существуют и некоторые особенности, их стоит брать во внимание. Ведь если сделать хоть что-то не так, вы рискуете своим имуществом и здоровьем близких, ведь это может привести в возгоранию. В данной статье вы найдете все основные советы и способы, которые помогут ответить на вопрос: Как правильно сделать скрутку проводов.

Почему неправильная скрутка опасна

Скручивание всех проводов между собой это довольно популярный способ, но в тоже время он является самым опасным. Ведь если вы слабо загнете все жилы, через время они могут ослабиться, в этом месте появится слабый контакт. Это приведет к тому, что когда попадет напряжение кабель или провод перегреется, результат в этом случае один – короткое замыкание или поражение током человека.

Не зря в ПУЭ этот способ запрещен, хотя его и используют многие опытные электрики.

Но, не хочется так сильно вас пугать, если скрутка проводом между собой правильная, ничего не произойдет, и они будут вас служить все время. Чтобы сделать это, читайте наши основные способы. Хочу заметить, что имеет особенности, узнайте о них.

Инструкция скрутка проводов

Изначально мы поговорим о самом простом способе, когда нужно скрутить два одножильных провода между собой, если у них одинаковый метал.



Теперь поговорим о том, как скрутить одножильный и многожильный провод. Используем первых два шага с инструкции выше. Далее мы должны скрестить два провода между собой, многожильный наматываем на средину одножильного, расстояние от 2.5 см от конца. Когда накрутили все ветки между собой, свободный конец загибаем с помощью пассатижей. Как это сделать смотрите на фото ниже.

Подобный способ подойдет и для случаев, когда нужно скрутить два многожильных провода между собой. Таким же образом происходит и скрутка 3 проводов, как это выглядит посмотрите на картинке ниже. Таким способом можно скручивать .

Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
- физическая прочность;
- электрическая надежность (низкое сопротивление);
- во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь - активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026


Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.

Дополнение 1 :
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО - далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой - весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2 :
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :

Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
- провода зачищаем и правильно скручиваем
- качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт - не редкость, как и преобразователи 12-220)
- удаляем остатки флюса
- соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
- затягиваем в термоусадку
- фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) - кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много "неправильных" скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
- минимум инструментов;
- сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
- возможность демонтажа соединения.
Минусы:
- малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
- малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка - не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем "веник" подключаемого провода в начало "веника" основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу - также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Дополнение :
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать - зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места "скрещивания" до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно - только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/ . Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители используют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов; VAG группа (про остальных не знаю) также рекомендует использовать обжим для ремонта проводки с применением оригинальных муфт (о них ниже).
Плюсы:
- простота соединения;
- физическая прочность соединения;
- при использовании особых муфт - изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
- оригинальный провод придется резать;
- необходим кримпер - специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
- оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги - стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Изолированные соединительные муфты


Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 - Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 кв.мм
000 979 941 - Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 кв.мм
000 979 942 - Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 кв.мм

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, . Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 2:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:


Нож, бокорезы, зажигалка, кримпер, соединительная муфта (на фото - красная) и термоусадочные трубки нескольких калибров (желтые). Также на фото есть подопытный провод:)


Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой "под изолированные наконечники" (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима - несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:


Допустим, нам нужно врезаться в существующую проводку.


Самая стрёмная и жестокая часть:


Режем по живому, т.е. раскусываем существующий провод.



Описанный вариант не подразумевает герметизацию соединения (использованы "обычные" муфты), однако при использовании муфт DuraSeal или китайских аналогов герметизация будет обеспечена. Выглядеть это будет примерно так:

Как и в предыдущем примере, зачищаем, вставляем, обжимаем.

Далее усаживаем изоляцию так же, от центра к краям.

Пожалуй, это самый простой и надежный способ соединения проводов.

3M Scotchlock и аналоги
Некоторое время назад эти соединители были описаны в этой статье с примерами, однако считаю целесообразным это описание убрать, ибо не все так хорошо, как кажется.
Речь вот о таких соединителях:


Многие автоэлектрики их обожают, а более опытные коллеги потом выкорчевывают.
Давайте разберемся почему.
Сама идея таких соединителей весьма хороша. Использование тоже предельно простое.
Существующий провод заводится в соединитель сбоку, рядом вставляется подключаемый провод. После этого вся конструкция зажимается. Ножевой контакт с прорезью врезается в изоляцию и зажимает жилы.
Заявлено, что могут использоваться и с многожильным проводом, и с моножильным. Есть 3 типоразмера:
красные - для сечений 0,5 кв.мм … 1,5 кв. мм;
синие - для сечений 1,5 кв.мм … 2,5 кв. мм;
желтые - для сечений 3 кв.мм … 4 кв. мм.
На форуме mastercity человек делал нагрузочное тестирование - пускал через китайские желтые ток 40А - выдержали без проблем, пока их не начали шевелить.

А теперь бочка дёгтя. Я не ошибся - не ложка, а именно бочка)))
Во-первых, есть ограничение на использование с многожильным проводом, о котором мало кто знает. Например, красные нельзя применять на многожильном проводе сечением 1,5кв.мм, максимум 1,0. Это указано на упаковке, но кто ее видел? Продают-то поштучно! А еще на упаковке указано, что поштучно продавать только с приложением инструкции. На это все продаватели положили, конечно. Результат несоблюдения этого требования банален:

.
.
Нижнее фото, кстати - это работа красного ответвителя на проводе 1,0мм.
Во-вторых , соединение получается надежным только при условии соблюдения неподвижности проводников. Если имеет место взаимное движение, контакт ослабнет, переходное сопротивление возрастет. А это нагрев. То есть получается, что вполне можно соединиться в распаечной коробке и забыть об этом. Однако в условиях эксплуатации соединения в автомобиле такого способа лучше избегать. Я допускаю, что можно их применять для сигнальных проводников, где нет силовой нагрузки (я даже ДХО подключил с применением такого соединителя). Но это стоит делать только для себя, когда в случае нарушения контакта сам быстро разберешься, в чем дело.

В-третьих , вы в курсе, что применяя такие соединители, мы все делаем на свой страх и риск? Понятно, что у нас в стране по сути все так делается, но я о гарантиях производителя, которых нет ! Вы спросите, как же так? Это же 3М, Германия, крупнейший концерн, делающий очень много крутых вещей для корпоративного сектора! А вот так. Я сам не поверил бы, если бы не увидел своими глазами "важное замечание":


Для тех, у кого плохо с английским, надпись гласит (примерно):
Важное замечание: перед использованием этого продукта вы должны изучить его и определить, возможно ли его применение в каждом конкретном случае. Вы принимаете на себя всю ответственность и риски, связанные с его использованием.
Этим все сказано. Вот вам удобная штука, но если че мы предупреждали.

Переходники и "удлиннители"
Заголовок несколько странный, но суть такова, что для подключения к проводу мы делаем мини-переходник, то есть вынимаем из стандартной колодки пин, в него вставляем "удлиннитель", т.е. короткий проводочек, с отдной стороны которого обжат такой же пин, а с другой - ответная часть. Подробное описание тут: .
Не думаю, что я изобрел этот велосипед, но статей или отчетов аналогичных я не видел. А это чертовски удобно, и в любой момент легко вернуть все назад.

Для реализации метода нам понадобится хороший инструмент для обжима автоклемм , пины и провода . Причем с последними двумя пунктами может очень помочь авито и иже с ними - именно там я нашел объявление о дербане проводки гольфа, что позволило запастись дорогостоящими пинами по весьма разумной цене.

Более подробно, думаю, описывать смысла нет. Если будут вопросы - вэлкам в каменты.

Вместо заключения:
Помните, что лучшее соединение - это то, которого нет. В том смысле, что когда есть возможность избежать соединений, этим определенно стоит пользоваться. Я говорю в первую очередь о дооснащении, потому что ремонт как правило не предполагает наличие доступа к проводнику по всей его длине. А вот когда мы сами делаем новый жгут - тут, что называется, сам Бог велел сделать его красиво, как с завода. Да еще и сэкономить при этом на ремонтных проводах.
Дело в том, что ВАГ, да и другие производители поставляют не только ремонтные провода, но и пины, то есть сами наконечники этих проводов. Они как правило значительно дешевле готовых ремонтных проводков.
Минус в том, что для того, чтобы их качественно обжать, нужен качественный инструмент, коего у нас в продаже просто нет. Поэтому по наводке уважаемого 46otdmil были заказаны из японии клещи HOZAN P-706 . . Результат обжима хоть и не заводской, но очень качественный (не смотрите на завернутые жилы - не было подходящего провода, пришлось сечение "удвоить"):

На этом тему соединения проводов в авто для себя считаю раскрытой, но всегда открыт для новых идей и мнений. Пишите в комментах свои замечания, предложения и отзывы.
P.S.: Данная статья - это, по сути, переиздание моей статьи из форума , измененное и дополненное.

2 года

В статье пойдёт речь о видах соединения электрических проводов между собой. Метод соединения выбирается исходя из условий окружающей среды, количества проводников, материала и сечения жил.

Самый простой способ соединения в электрике, представляет скручивание между собой двух проводов. Обычная скрутка не предусмотрена Правилами Установки Электрооборудования, как способ соединения ввиду своей ненадёжности, но она часто встречается и сегодня. Для скрутки необходимо взять 2 провода, снять изоляционный слой сантиметров на 5, скрутить оголённые кабеля, срезать до одного уровня и закрепить изоляционной лентой.


Для соединения проводов с помощью пайки потребуется следующее:

  • паяльник;
  • канифоль;
  • наждачная бумага;
  • припой.

Алгоритм действий:

  1. Удаляем изоляционный слой с кабелей.
  2. Зачищаем наждачной бумагой провода до металлического блеска.
  3. Скручиваем кабеля.
  4. Прогреваем скрутку паяльником (делать это лучше от конца скрутки, чтобы не повредить изоляционный слой).
  5. Окунаем скрутку в расплавленный канифоль.
  6. С помощью паяльной лампы спаиваем скрутку припоем.

Данный способ имеет следующие достоинства:

  • соединение проводов получается надёжнее, чем в большинстве других вариантов;
  • пайку можно сделать в домашних условиях.

Однако пайка кабелей имеет и недостатки:

  • занимает много времени. Это довольно неудобно при соединении электрических кабелей в промышленных масштабах;
  • если соединение необходимо разобрать, то место пайки срезается и теряется определённая часть кабеля.


Данный метод считается самым надёжным, однако требует специальных навыков. Сварку часто применяют при монтаже высоковольтных электросетей. Список необходимого при сварке проводов:

  • сварочный аппарат;
  • средства индивидуальной защиты;
  • флюс для зачистки от окисления место сварки;
  • металлическая щётка;
  • электроды.

Сварка проводов

Для проведения сварки выполняется следующий алгоритм действий:

  1. Зачистить жилы от изоляции (4-5 сантиметров).
  2. Скрутка кабеля. Как и в пайке, рекомендуется откусить плоскогубцами провода до одинаковой длины.
  3. Засыпать флюс в электрод.
  4. Прижать скрутку к электроду.
  5. Сварить контакт с помощью сварочного аппарата.
  6. Отвести электрод.
  7. Зачистить получившуюся сварку металлической щёткой.
  8. Закрепить сварку изоляцией.

Недостатком сварки является вышеупомянутая сложность процесса и неудобство использования в домашних условиях.

Клеммники

Удобный и современный способ соединения проводов. В настоящее время существует несколько видов клеммников.

Полиэтиленовые клеммники

Одни из самых распространённых клеммников, поскольку продаются в каждом магазине. Кабеля в данной случае соединяются с помощью двух винтов, которые располагаются внутри клеммника.

Плюсы такого соединения - простота в использовании, низкая стоимость. Но полиэтиленовые клеммы имеют массу недостатков:

  • нельзя соединять алюминиевые кабеля, поскольку винты клеммника сжимают металл и ввиду своей структуры тот под давлением начинает деформироваться, что приводит к ухудшению контакта;
  • нельзя соединять многожильные провода (это связано с конструкцией клеммника);
  • хрупкость материала (латунь, которая используется в данном случае, имеет свойство легко деформироваться, если сильно закрутить винты).

Пластиковые винтовые клеммники

Имеют схожий механизм зажима, однако являются более качественными и надёжными благодаря использующимся материалам.

Самозажимные клеммники

Чаще всего встречаются фирмы Vago. Для соединения кабелей таким способом достаточно зачистить кабеля до нужной длины и вставить в специальный разъём клеммника. Металлическая пластина внутри механизма прижмёт кабель, таким образом, надёжно его зафиксировав.

  • можно соединить между собой от 2 до 8 кабелей (в зависимости от типа клеммника);
  • можно соединять алюминиевые кабеля, поскольку металлическая пластина аккуратно прижимает их и при этом не деформирует;
  • простота в использовании.

Минус саможажимных клеммников заключаются в том, что достать кабель, при этом не повредив клеммник, довольно-таки проблематично. Но всё же сделать это можно, если начать проворачивать кабель по своей оси и потихоньку доставать его.

Клеммники с рычажками Vago

Состоят клеммники из пластмассового корпуса снаружи, рычажков и внутренних металлических зажимных пластин. Для создания контакта надо просто зачистить жилы на необходимую длину, вставить в разъём клеммника и зажать рычажок.


Основные достоинства такого клеммника:

  • возможность использования разных типов жил (медных и алюминиевых);
  • многоразовое использование (открыл рычажок, достал кабель и вставил новый).

Из недостатков можно указать, что при монтаже сетей такие клеммники занимают сравнительно много места.

Состоят из прозрачного пластикового корпуса и нескольких заострённых металлических зубцов с пластиной. В этом варианте кабель просто вставляется в клеммник (без снятия изолирующего покрытия) и тот зажимается плоскогубцами. Таким образом, металлические резцы пробивают изоляцию проводов и создают контакт между ними.

Такой метод соединения прост и не требует специальных навыков. Однако такие клеммники обладают несколькими недостатками:

  • можно использовать только для соединения жил со слабым током (телефонных проводов, кабелей для освещения);
  • одноразовость в использовании. Для разъединения контакт, надо срезать провода у основания клеммника. Таким образом, ещё теряется и часть провода.

СИЗ (колпачки для скрутки)

(СИЗ) - простой и надёжный метод соединения. Состоят из двух частей - внешнего колпачка конусообразной формы из пластика, неподверженного горению и внутренней металлической пружины.

Для соединения с помощью СИЗ необходимо:

  1. Зачистить жилы от изоляции.
  2. Скрутить жилы между собой в винтообразном порядке.
  3. Вставить в колпачок.
  4. Провернуть пару раз по часовой стрелке.

Плюсы СИЗ:

  • можно соединить от 2 до 8 жил в зависимости от типа СИЗ;
  • простота в использовании;
  • при необходимости можно разобрать соединение без повреждения провода;
  • выдерживают большие перепады температур. Однако перед промышленным использованием СИЗ настоятельно рекомендуется протестировать его на предмет перегрева контакта.

Минусы СИЗ:

  • нельзя соединять вместе алюминиевые и медные жилы ввиду их различной структуры. В таком случае возможно окисление проводов и ослабление либо полная пропажа контакта (в лучшем случае) или замыкание сети (в худшем), что может привести к пожару;
  • если подобрать колпачки неправильного диаметра, то они могут слететь с соединения или наоборот передавить его.

Соединительные гильзы

Для использования такой гильзы надо зачистить провода, вставить внутрь и обжать гильзу плоскогубцами. Плюсом такого соединения является то, что гильза не уменьшает сопротивление в жилах и вследствие этого может прослужить достаточно долго. Также существуют специальные гильзы для соединения медных проводов с алюминиевыми. К минусам можно отнести одноразовость в использовании.

Этот тип соединения можно сделать в домашних условиях. Его плюсом является то, что можно скручивать вместе алюминиевые и медные жилы. Для соединения необходимо следующее:

  • изоляционная лента;
  • болт с гайкой и тремя шайбами;
  • пассатижи или гаечные ключи для закрутки болта.

Порядок действий:

  1. Зачищаем провода.
  2. Закручиваем петли на концах. Лучше всего это сделать с помощью болта.
  3. Надеваем на болт: 1 - шайбу, 2 - провод, 3 - шайбу, 4 - провод, 5 - шайбу. Затем сверху всего этого накручиваем гайку и закручиваем получившееся соединение.
  4. Обматываем контакт изоляционной лентой.

Несомненным плюсом такой конструкции является то, что можно соединять жилы из разных металлов.

К минусам можно отнести то, что такой способ более затратен по времени, чем использование СИЗ или клеммников.

Такой метод отличается от всех описанных выше. Сжимы служат не для соединения проводов, а для ответвления от уже существующей электрической сети. В данном случае для соединения снимается изоляционный слой с кабеля по размеру сжима, надевается клеммник на провод, вставляется ответвительный кабель и закручивается сжим.

Плюсы такого соединения:

  • нет необходимости разрезать жилы провода для последующего соединения;
  • многоразовое использование зажима;
  • возможность соединения вместе алюминиевых и медных проводов.

К минусам можно отнести разве только то, что такие сжимы чаще всего используются в магистральных электросетях и в домашних условиях будут просто непрактичны.

Вы когда-нибудь встречали бесконечно длинные провода без начала и конца? То то и оно:-). Их нужно соединять, разветвлять, обрубать. А какой тогда вы электронщик, если не сможете у себя в комнате провести электропроводку и разветвить ее на розетки, на рубильники, на освещение?

Сына, сделай свет в своей комнате, и переставь розетку в другое место.

Нет мам. Я ведь электронщик, а не электрик, я не смогу этого сделать.

Не стыдно ли вам будет после этого? Поэтому, чтобы не упасть в грязь лицом, нужно знать, как правильно соединять провода. В этой статейке речь пойдет о соединителях проводов , а не электромонтаже. Электромонтаж - это уже другая отдельная тема, и не такая уж, честно говоря, и сложная.

Давайте вспомним способы соединения проводов. Пайка или сварка? Долго и неудобно, нужно искать паяльник или сварочный аппарат, да и затратно получается. Но скажу по секрету, что самое лушчее соединение - это сварка, потом пайка. Скрутка проводов? Хорошее дело, но не эстетично, да и по новым правилам запрещено ее применять, разве что втихаря на даче:-).

А что если их соединять с помощью специально предназначенных для этих целей соединителей проводов? Да здравствует прогресс, ура! Представляю вашему вниманию самые популярные соединители, используемые в электрике и чуток в электронике.



1. Соединительный винтовой клеммник. Применяется очень широко на производстве, а также в домашнем хозяйстве для соединения двух проводов. Продается в виде кассеты по 10 штук и более. Сколько нужно, мы отрезаем и используем по надобности. Применяется в основном для соединения медных проводов, для алюминиевых нежелательно. Алюминиевые провода обладают свойство текучести. Это означает, что через какое-то время зажатый провод будет "растекаться" из под зажимного болта и соединение ослабнет. Минусы - не желательно соединять алюминиевые провода, раз в пол года нужно проводить подтяжку (тупо подтягивать болты), иначе соединение ослабнет и могут возникнуть нежелательные последствия. Плюсы - быстрота, дешевизна и удобство соединения проводов.

2. Соединительный изолирующий зажим, или в кратце - колпачок СИЗ. Применяется для соединения однопроволочных жил проводов, с последующим из завинчиванием по часовой стрелке. Колпачки СИЗ очень удобны, но все-таки они не очень надежны, поэтому, если у вас все-таки ответственная часть электропроводки, то лучше отдать предпочтение более крутым конкурентам колпачков СИЗ.

3. А вот и самые крутые наши конкуренты. Представляю вашему вниманию..... (здесь должна быть барабанная дробь в течение 5-10 секунд)... клеммники WAGO!!! или как говорят у нас в России просто "ваги". Это слово очень лекго запомнить, если добавить окончание "на". :-) на сегодняшний день это самые крутейшие соединители проводов. Под циферкой "3" мы с Вами видим соединитель для двух однопроволочных проводов. В чем же их сила, брат? Нет, сила не в деньгах, а сила в правде. У кого правда, тот и сильнее. То же самое можно сказать и про клеммники "ВАГО". Мне не терпится рассказать про плюсы этих клеммников. Внутри них есть специальная смазка, которая предотвращает провод от коррозии и способствует его зажиму в клеммнике. Можно соединять абсолютно разные провода, медные, алюминиевые и даже алюминиевые с медными. Если Вы в курсе, то скрутка алюминиевых и медных проводов запрещена, а вот соединять клеммниками ВАГО можно, но тоже нежелате! Провода в таких клеммниках держаться очень хорошо, вытащить их оттуда очень сложно. Да и подтяжка даже не требуется. Клеммники ВАГО живут по принципу вставил провода и забыл. Короче говоря, немцы жгут. Минусы - стоимость одного такого клемничка в магазине розничной торговли 5-7 руб:-(.

4. Разветвитель ВАГО . Очень удобная вещь для того, чтобы разветлить один провод на три направления. Продаются также и на 6 отверстий и даже на 8. Более 8 отверстий, честно скажу, не видел.

5. И вот он, последний писк моды, зажим разветвлитель ВАГО ! Чудо немецкой технологии!

Ну что, думаю наступило время подробно рассмотреть как это все работает. Давайте рассмотрим соединительный винтовой клеммник. Отсекаем ножом сколько нам надо, суем очищенный провод и закручиваем с помощь маленькой отвертки до упора.





А вот и колпачок СИЗ. У него внутри стоит спираль, которая сжимает соединяемые провода.



Закручиваем по часовой стрелке два очищенных провода





Колпачки СИЗ применяются в основном для соединения двух и более однопроволочных (одножильных) жил проводов.

Клеммник ВАГО также соединяет только однопроволочные (одножильные) провода. Оголяем концы провода на 10-12 мм и суем резко во внутрь отверстий. Такой клеммник очень хорошо держит провода и они уже там как говорится "навека". Я уже не смог выдергнуть их оттуда:-).



И вот самые крутые и простецкие зажимы ВАГО. Поднял рычажок вверх, сунул зачищенный провод, надавил рычажок вниз и все! No problem! В такие зажимы ВАГО можно сувать даже и многожильные провода.





Выкладываю несколько фоток без комментариев. Мой выбор, как и выбор большинства - ВАГИ.









Также не забывайте, что все эти клеммники и зажимы рассчитаны на какую-то определенную силу тока. В основном этот параметр пишут прямо на их корпусе. Если же нет, то можно визуально даже прикинуть, сколько выдержит тот или иной зажим. Не стоит соединять хлипкими клеммниками и зажимами провода, которые идут на мощные потребители электроэнергии. Это может быть стиральная машина, водонагревательные котлы и тд. Хлюпенькие клеммники и зажимы в этом случае будут выгорать и плавиться, что может привести к не очень хорошим последствиям.

Современную жизнь нельзя представить без электрических приборов: телевизора, компьютера, кухонного комбайна, стиральной машины, утюга, гладильной установки, обогревателя, камина, кофемолки, чайника, холодильника и т. д. Ну и уж совсем нельзя представить нашу жизнь без электрических ламп, которые помогают нам жить комфортно в вечернее, утреннее и ночное время.

Входя в дом в темное время суток, наша рука в первую очередь тянется к выключателю. Мы смутно себе представляем, как раньше люди жили без электричества. Но чтобы пользоваться электричеством в наших квартирах, домах, гаражах, офисах, необходимо подать это самое электричество.

Электромонтаж

Электричество к потребителям поступает по проводам. Важно знать, как соединить провода для этой цели по квартире. Электромонтаж проводов в квартирах и домах делают исходя из того, что и где будет расставлено в квартире, где необходимы будут лампы, светильники, торшеры и всяческие электрические приборы.

Для того чтобы установить розетки и выключатели, чтобы жизнь была без неприятностей, электромонтаж должен проводиться грамотно. Самым распространенным повреждением при прохождении тока по проводам обычно бывает разрыв цепи. Такая неприятность проявляется, как правило, в местах соединения проводов (в скрутках, клеммах, зажимах). При такой поломке последствия могут быть плачевными. Рассмотрим, как правильно соединить провода. Здесь есть свои особенности. Несоблюдение определенных правил может привести к неисправностям в и даже к пожару.

Как соединить медные провода

Медные провода допускают соединение любым способом - скруткой, спайкой, винтовое, клеммниками и т. д. Переход с алюминиевых на медные провода улучшает качество соединений. С 2001 года стояки предписано выполнять только медными проводами и переходить на такие же проводники повсеместно. Провода алюминиевые разрешены к применению потребителями с заранее известной, постоянной, гарантированной мощностью. К розеткам, которые обеспечивают работу бытовых приборов, где нагрузка постоянно меняется, применяются только медные кабели и провода. В строительстве для наружных электропроводок (подземные кабели, воздушные линии и т. д.) по существующим нормам применяют алюминий. Сегодня еще очень многие дома оснащены проводкой из алюминия, и переделывать ее всю никто не собирается на медную. Но в ходе ремонта, например, изменения места нахождения розеток происходят в квартирах. Здесь необходимо помнить, что недопустим контакт этих двух материалов.

Ответвительные сжимы

Для ответвления от целого провода используются ответвительные сжимы. Электрики их ласково называют «орешки» из-за схожести с грецким орехом корпуса.

Они устроены следующим образом: это две стальные пластины, в которых имеются канавки под проводники и их сжимают четыре винта, а между ними есть еще плоская пластина, разъединяющая медные и алюминиевые провода. Такие модели бывают как для домашних, так и для уличных работ. В основном применяются для отвода в квартиры от алюминиевого стояка.

Соединить два провода - как?

Самое простое - скрутив провода, их фиксируют пайкой, но это долго. Проще воспользоваться клеммником, куда вставляется скрутка и затягивается одним или двумя винтами. В этом случае важно выполнять прижим плоской пластиной, чтобы не перерезать жилы. Когда такой пластины нет, обязательно требуется пропаивание или надевание тонкостенного наконечника на скрутку - это препятствует разрушению проводов в клемме. Пайка проводится в основном на мягких многопроволочных жилах, а это приводит к механическим воздействиям, смещению провода и обрыву в конце луженого участка.

Уходим от простой скрутки

Всякий, кто захотел самостоятельно что-то делать с электрической проводкой: установить розетку, выключатель, задает себе вопрос о том, как соединить провода? Раньше просто скручивали два провода (и больше) и изолировали, но это зачастую небезопасно и топорно.

Ситуация с каждым годом изменяется в лучшую сторону. При соединении жестких однопроволочных жил их фиксируют колпачками, пайкой, пружинными клеммами, сваркой, винтовыми зажимами. В массовом строительстве ранее соединения фиксировались пластмассовыми колпачками. Сейчас они широко применяются и доступны всем. Внутри колпачков имеется специальный гель, препятствующий окислению, или конусная пружина, навинчиваемая на скрученные соединения, как по резьбе. Пружинные колпачки применяются для определенного количества проводов: два по 4 кв. мм или четыре по 1,5 кв. мм и не более.

Сейчас применяется более новая трехпроводная схема, а она безопаснее двухпроводной. Новая внедренная схема - это когда по защитному проводнику в рабочем режиме ток не течет, а следовательно, сделанные соединения не испытывают нагрузок.

В наше время для электромонтажных работ предпочитается гибкий, многожильный ПВС («П» - провод; «В» - изоляция и оболочка из ПВХ - пластиката (винила); «С» - соединительный), который выпускается по ГОСТ 7399-97. Предназначен для подсоединения электрических приборов, машин бытового и аналогичного назначения к электросетям номинального переменного напряжения до 380 В и для систем 380/660 В).

Изолирование соединений

Как соединить два провода, обеспечив герметичность? Для этого есть изоляционная лента. Согласно ПУЭ, изоляцию лентой надо выполнять как минимум тремя ее слоями, как хлопковой, так и виниловой.

Хлопчатобумажная лента более термостойкая. Она выдерживает 70-80 градусов, виниловая менее устойчивая и течет при 50-60. Но со временем х/б материал теряет свои водоотталкивающие свойства и начинает впитывать воду. В связи с этим для большей герметичности и термостойкости внутренний слой изоляции делают тканевым, а наружный виниловым.

Соединение пружинными клеммами

Как соединить медные провода с алюминиевыми? Для домашнего применения очень хороши пружинные клеммы. Зачищенный провод вставляется в отверстие и там он фиксируется пружиной. Такие приспособления есть для мягких и для жестких проводов. В этом устройстве соединить медный и алюминиевый провод просто, потому что они не контактируют друг с другом, а это исключает электрокоррозию. Более того, находящийся внутри гель съедает оксидную пленку на алюминии. Соединять можно провода разного диаметра и только то количество, на которое рассчитаны клеммы. При соединении более двух проводов (может быть, и разного сечения) подойдут не только пружинные клеммы, но и обычные

Соединения клеммными колодками

Профессиональные электрики чаще всего пользуются клеммными колодками. Они имеют много изолированных гнезд с винтами (обычно по два). Под один в гнезде подводим провод, а другим прижимаем гребенку, которая связывает между собой все гнезда колодки. Требуемое количество ячеек отрезается ножом или ножовкой.

Очень удобные колодки на один зажим. Два провода, вставленные в отверстие, фиксируются винтом. Есть клеммники, которые одним винтом прижимают сразу два провода, размещающихся параллельно.

Другой очень удобный вариант предусматривает фиксацию проводов не винтом, а специальным рычажком. Клеммники изготовлены таким образом, что в дополнительной изоляции не нуждаются. Коснуться токоведущих частей у них невозможно. Степень защиты у них высокая и равна - IP20. Еще одним рубежом защиты является пластмассовый корпус распределительной коробки.

Соединение проводов клеммниками

Для соединения нескольких проводников (сколько угодно много) проще работать с клеммником. Это медная планка с отверстиями и винтовыми прижимами. Такие конструкции могут крепиться в распределительных шкафах по нескольку штук. С помощью такой конструкции очень просто соединить провода в Особенно эта конструкция хороша для жестких проводников. Но клеммники надо жестко фиксировать в распределительной коробке, чтобы они не касались друг друга.

Как соединить провода при смешанном монтаже, когда они прячутся в штробы стен и за конструкциями из гипсокартона со встроенными светильниками? Используется гибкий провод для таких источников света. В этом случае к качеству соединения гибких проводов следует относиться особенно тщательно.


Варианты распределительных коробок

Распайка, расключение - это соединение проводов для того, чтобы распределить потоки токов. Скручивание проводов с дальнейшей их распайкой, сваркой или без нее - это распайка. Подключение проводов или жил кабеля к клеммам, разъемам - это расключение.

По способу монтажа распределительные коробки делятся на следующие виды: для скрытой и открытой установки. Соответственно, одни применяются для скрытой, а вторые - для открытой электропроводки. Можно применять коробки для открытой электропроводки для замуровывания в стену, когда делаете скрытую проводку. А вот коробку для скрытой проводки применять для нельзя.

Металлические коробки обязательно заземляются. Эти коробки применяются только при прокладке электрических кабелей в металлических трубах, например, в деревянных домах.

в коробке


Для удобства контроля соединений их выполняют в распределительных коробках. Любой мастер знает, как соединить провода в коробке. Обычно внутри распределительной коробки расположены клеммники. Модели коробок имеются с разным количеством входных и выходных отверстий. В соответствии с количеством проводов и их сечением подбирается размер коробки. Выше по тексту есть рекомендации по выбору способа соединения проводов. Все они являются равноправными, имеют свои недостатки и достоинства.

Например, такой способ, как пайка, занимает слишком много времени для соединения даже двух проводов. Соединение мгновенное обеспечивают пружинные клеммы. Они всем хороши: компактны, надежны, но они предназначены только для однопроволочных жил (имеются модели и для многопроволочных, но служат для соединения одного жесткого провода с одним гибким) и для строго определенного их количества (сделать еще одно ответвление нельзя, когда все места заняты).

Провода в коробке соединяются по их предназначению: фаза, общий и заземление. Для монтажа используют трехжильный или двухжильный кабель, в которых жилы маркируются разным цветом изоляции. Как правило, соблюдают привязку назначения проводов к их цвету: фаза - белый, общий - синий (голубой), земля - желто-зеленый. В любом случае, как соединить 2 провода (по цвету), решает мастер в конкретной ситуации. Главное, чтобы он хорошо разбирался в вопросе.

Как соединить алюминиевые провода

Необходимо знать, что алюминий не только хрупок и может сломаться после нескольких изгибов, но еще и размягчаясь от небольшого нагрева контактов при протекании тока, вытекает из-под винта. В этом случае прижим существенно ослабевает, и температура повышается еще больше.

Идеальное правило для монтажника: сегодня собрали, завтра подтянули, а через неделю - еще раз. В дальнейшем очередную проверку с подтяжкой устраивают каждые полгода. Это ответ на вопрос о том, как соединить алюминиевые провода. Но желательно проводить контроль винтовых соединений и медных проводов как минимум раз в два года. Соединить провода в распределительной коробке надо так, чтобы они были доступны для ремонта или осмотра. Эти правила существуют, чтобы избежать поражения людей током, исключить вероятность пожара. Нарушения их повышают вероятность аварий, что может привести и к смертельному исходу.

Проблема наушников

Как соединить провода наушников, если они порвались? Как правильно решить проблему, чтобы было аккуратно и не нарушилось качество? Здесь проводки очень тоненькие. Скрутить их просто друг с другом - нарушится качество воспринимаемого звука. Спаять? Но для этого необходимо избавиться от лака, которым покрыты проводки. Необходимо снять его, но проводки очень тоненькие и зачистить их ножом не просто - рвутся.

Итак, какой способ соединения проводов выбрать? «Плюсы» и «минусы» есть у каждого из способов. Каждый из мастеров знает, как правильно соединить провода, и делает так, как ему удобнее, привычнее и легче. Проблем не будет, если работа проведена качественно и добросовестно. Не зря считается, что безопасность электропроводки в доме зависит от решения того, как соединить провода грамотно. Поэтому продумать все варианты и повторить еще раз будет нелишним.

Итак, как соединить провода? Берем наждачную бумагу четырехсотку, капаем на нее канифоль, кладем на канифоль по одному проводку и паяльником с припоем начинаем аккуратно снимать лак с проводка. Два-три раза проведя, увидим, что он снялся и проводок облудился. Затем делаем все так же с остальными проводками. Все, кончики проводков подготовлены, их можно спаять, подсоединяя друг к другу по цвету.