Депортация советских народов в годы войны. О депортации народов в ссср

Депортация народов в СССР

Депортация народов - форма репрессий, своеобразный инструмент национальной политики.

Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918-1925 годах

Первыми жертвами советских депортаций стали казаки Терской области, которые в 1920 году были выселены из своих домов и отправлены в другие местности Северного Кавказа, в Донбасс, а также на Крайний Север, а их земля была передана осетинам. В 1921 году жертвами советской национальной политики стали русские из Семиречья, выселенные из Туркестанского края.

К 1933 г. в стране насчитывалось 5300 национальных сельсоветов и 250 национальных районов. Только в одной Ленинградской области было 57 национальных сельсоветов и 3 национальных района (Карельский, Финский и Вепсский). Действовали школы, в которых преподавание велось на национальных языках. В Ленинграде в начале 1930-х издавались газеты на 40 языках, в том числе на китайском. Велись радиопередачи на финском языке (В Ленинграде и Ленинградской области тогда проживало около 130 тысяч финнов).

С середины 1930-х годов начинается отказ от прежней национальной политики, выразившийся в ликвидации культурной (а в ряде случаев и политической) автономии отдельных народов и этнических групп. В целом это происходило на фоне централизации власти в стране, перехода от территориального к отраслевому управлению, репрессий против реальной и потенциальной оппозиции.

В середине 1930-х в Ленинграде сначала были арестованы многие эстонцы, латыши, литовцы, поляки, финны и немцы. С весны 1935, на основании секретного указания народного комиссара внутренних дел Г. Г. Ягоды от 25 марта 1935, из приграничных районов на северо-западе были принудительно выселены местные жители, основная часть из которых были финны-ингерманландцы.

15 тысяч семей лиц польской и немецкой национальностей (около 65 тыс. человек) были выселены с Украины, территорий, прилегающих к польской границе, в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области. В сентябре 1937 года на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428-326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного Сталиным и Молотовым, 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока. Выселение некоторых наций с пограничных территорий иногда связывается с военными приготовлениями.

С конца 1937 года постепенно были ликвидированы все национальные районы и сельсоветы за пределами титульных республик и областей. Также за пределами автономий было свёрнуто преподавание и выпуск литературы на национальных языках.

Депортации времён Великой Отечественной войны

В 1943-1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей,чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов - в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.

Депортация немцев

28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай. Частично немцы были отозваны из действующей армии. В 1942 началась мобилизация советских немцев в возрасте от 17 лет в рабочие колонны. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках.

Были депортированы также представители народов, страны которых входили в гитлеровскую коалицию (венгры, болгары, многие финны).

На основании решения Военного совета Ленинградского фронта от 20 марта 1942 г. из прифронтовой зоны в марте-апреле 1942 года было депортировано около 40 тысяч немцев и финнов.

Те из них, кто вернулся домой после войны, были повторно депортированы в 1947-1948 гг.

Депортация карачаевцев

По переписи 1939 года на территории Карачаевской АО проживало 70 301 карачаевец. С начала августа 1942 и по конец января 1943 года она находилась под немецкой оккупацией.

12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября остановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР. В этих документах причины выселения объяснялись

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек и 2 ноября состоялась депортация карачаевцев, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев.

Депортация калмыков

В начале августа 1942 года большая часть улусов Калмыкии была оккупирована и освободили территорию Калмыкии только в начале 1943 года.

27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, а 28 декабря постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. В операции по выселению калмыцкого населения, получившей кодовое название «Улусы», участвовали 2975 офицеров НКВД, а также 3-й мотострелковый полк НКВД, а руководство за ходом операцией осуществлял начальник УНКВД по Ивановской области генерал-майор Маркеев.

Депортация чеченцев и ингушей

29 января 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», а 31 января вышло постановление Государственого Комитета Обороны о депортации чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 20 февраля вместе с И. А. Серовым, Б. З. Кобуловым и С. С. Мамуловым, Берия прибыл в Грозный и лично руководил операцией, в которой были задействованы до 19 тыс. оперативных работников НКВД, НКГБ и «СМЕРШ», а также около 100 тыс. офицеров и бойцов войск НКВД, стянутых со всей страны для участия в «учениях в горной местности». 21 февраля он издал приказ по НКВД о депортации чечено-ингушского населения. На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения, а уже утром следующего дня началась операция по выселению.

Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера», которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения.

По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветских элементов», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулеметов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека.

Депортация балкарцев

24 февраля 1944 года Берия предложил Сталину выселить балкарцев, а 26 февраля он издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения». За день до этого Берия, Серов и Кобулов провели встречу с секретарём Кабардино-Балкарского обкома партии Зубером Кумеховым, в ходе которой было намечено в начале марта посетить Приэльбрусье. 2 марта Берия в сопровождении Кобулова и Мамулова съездил в Приэльбрусье, сообщив Кумехову о намерении выселить балкарцев, а их земли передать Грузии, чтобы та могла иметь оборонительный рубеж на северных склонах Большого Кавказа. 5 марта вышло Постановление ГКО о выселении из КБ АССР, а 8-9 марта началась операция. 11 марта Берия доложил Сталину, что «балкарцев выселено 37 103 человека»

Депортация крымских татар

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Депортации азербайджанцев

Весной 1944 года принудительные переселения были проведены в Грузии. В конце марта 608 курдских и азербайджанских семей численностью 3240 человек - жители Тбилиси, «самовольно оставивших работу в сельском хозяйстве и прибывших на проживание в Тбилиси» , были переселены внутри Грузинской ССР, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы. В городе была оставлена только 31 семья военнослужащих, инвалидов войны, педагогов и учащихся вузов. В соответствии с постановлением ГКО № 6279сс от 31 июля того же года из пограничных районов Грузинской ССР были выселены турки-месхетинцы, курды, хемшилы и другие, причём подконтингент «другие» состоял в основном из азербайджанцев. В марте 1949 года численность азербайджанских спецпоселенцев, выселенных из республики, составляла 24 304 человека, которые в течение 1954-1956 гг. фактически были сняты с учёта спецпоселений.

В 1948-1953 гг. переселению подверглись азербайджанцы, проживавшие в Армении. В 1947 году первый секретарь Коммунистической партии Армянской ССР Григорий Арутинов добился принятия Советом министров СССР постановления «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР», в результате чего до 100 тысяч азербайджанцев подверглись переселению «на добровольных началах» (а по сути - репатриации) в Азербайджан. 10 000 человек было переселено в 1948 году, 40 000 - в 1949 году, 50 000 в 1950 году.

Депортация турок-месхетинцев

«На протяжении ряда лет значительная часть этого населения, связанная с жителями приграничных районов Турции родственными связями, отношениями, проявляет эмиграционные настроения, занимается контрабандой и служит для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп.

Он отметил, что «НКВД СССР считает целесообразным пересилить из Ахалцихского, Ахалкалакского, Адигенского, Аспиндзского, Богдановского районов, некоторых сельсоветов Аджарской АССР - 16 700 хозяйств турок, курдов, хемшинов» . 31 июля Государственный Комитет Обороны принял постановление (№ 6279, «совершенно секретно») о выселении из Грузинской ССР в Казахскую, Киргизскую и Узбекскую ССР, как отмечалось в документах Отдела спецпоселений НКВД СССР, 45 516 турков-месхетинцев. Всей операцией, по приказу Берии, руководили А. Кобулов и грузинские наркомы госбезопасности Рапава и внутренних дел Каранадзе, а для её осуществления выделялось всего лишь 4 тыс. оперативных сотрудников НКВД.

Положение депортированных народов

В 1948 г. был принят указ, запрещавший немцам, а также другим депортированным народам (калмыкам, ингушам, чеченцам, финнам и т. д.) покидать районы депортации и возвращаться на родину. Те, кто нарушал этот указ, приговаривались к лагерным работам на 20 лет.

Реабилитация

В 1957-1958 были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район заселенный осетинами и переданный Северо Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

28 августа 1964 г., то есть 23 года спустя после начала депортации, Президиум Верховного Совета СССР отменил ограничительные акты в отношении депортированного немецкого населения, а указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят в 1972 г.

14 ноября 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.

В 1991 г. был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, который признал депортацию народов «политикой клеветы и геноцида» (статья 2).

Спустя 15 лет после признания в СССР, в феврале 2004 года Европарламент также признал факт депортации чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.

Военный коммунизм придумал не Ленин. Это была реализация чрезвычайной мобилизационной программы царской России на тот случай, если дела на фронтах пойдут совсем уж плохо, и ситуация с внутренними ресурсами будет плохая. Вот так и депортации. В генеральном штабе, в конце 19 века была разработана целая наука, военная демография. Эта наука исчисляла население тех или иных национальностей или вероисповеданий на какой-либо территории и, исходя из этих данных, вычислялся индекс лояльности на этой территории. И если таковой индекс был ниже необходимого, то для достижения гармонии допускалась высылка населения и даже его истребление.

Это применялось и в мирное время. В 90-х годах 19 века было как минимум два выселения евреев из Москвы, излишне там проживавших, когда Москву был вынужден покинуть Исаак Левитан. Э то может показаться анекдотом — евреев высылали из прифронтовой полосы во время первой мировой войны. В Прибалтике Российское военное командование посчитало, что евреи, говорящие на идише, похожем на немецкий, могут быть не лояльны к Российской власти. Это кажется историческим анекдотом на фоне того, что разыгралось потом.

Если говорить о переселениях целых народов, то можно вспомнить, например, 30-е годы, депортацию Корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию, депортация карельских народов в преддверие войны с Финляндией 39-40 года. Ну, и 41 год — депортация советских немцев.

Но в массовом порядке выселять народы начали в 43 году. Почему? В народе бытует мнение, что это народы-предатели, которые массово переходили на сторону гитлеровцев и подвели «белого коня» для Гитлера. Это говорят в частности и про чеченцев. Хотя это смешно. Как могли чеченцы сотрудничать с гитлеровцами, если на территории Чечено-Ингушетии Вермахт достиг разве что Севера Малгобекского района. Не было возможности такого сотрудничества.

Однако там, где сотрудничество было, оно вряд ли отличалось от других регионов (Украины, коренной России, Прибалтики) по масштабу и глубине. Были подразделения, сформированные из калмыков, воевавших на стороне Вермахта. Были вспомогательные подразделение из крымских татар, но тут скорее речь идет не об избирательности по этническому признаку, немцем нужно было контролировать горные местности, а для этого было логично вербовать в свои отряды жителей этой самой горно-лесистой местности. Более того, такое сотрудничество никогда не было сплошным, были и партизанские отряды, сформированные из татар. Были татары, переходившие к партизанам. Об этом пишут командиры партизанских отрядов, воевавших в Крыму.

Что же произошло, если коллаборация была на всех территориях? Для этого надо изучать конкретно те мотивы, которые партийная советская номенклатура положила в основу плана этих карательных депортаций.

Отчасти похоже, что на местное население переложили ответственность за чиновников. Должен же кто-то отвечать за провал партизанского движения в Крыму. Должен же кто-то быть виноват в бегстве Красной Армии в 42-м году, когда выяснилось, что население на занятой немцами территории с ними сотрудничает только потому, что там уже «похудожествовали» чекисты. Проще было указать на тех, кто сотрудничал, а не перечислить собственные ошибки.

Было очень легко говорить о массовости и жестокости повстанческого движения в горной Чечне, потому что пока на борьбу с этим движением отряжали многочисленные части НКВД, их не отправляли на фронт. О том, что реальные масштабы повстанческого движения, которое с 20-30-х годов редко когда утихало в чеченских горах, писал, в частности, замнаркома юстиции Чечено-Ингушетии Дзияудин Мальсагов. Но очевидно, что такое завышение численности внутреннего врага было в интересах местного чекистского руководства. Много предпосылок такого рода, которые в итоге сформировались поначалу в относительно умеренные, по советским понятиям, документы.

Карачаевцы, которых депортировали, первыми оказались в списке осенью 1943 года, первоначально предполагалось высылать отнюдь не всех, а только малую часть. Были перечислены пособники врага и их семьи. Но почему-то на документе появилась новая резолюция. И почему-то в дальнейшем разрабатывался и осуществлялся план именно сплошной карательной депортации.

Вдруг эта машина дала сбой. Летом 1944 года, когда готовилось очередное постановление о выселении, резолюция была поставлена отрицательная. И очередная сплошная депортация не состоялась.

Мы можем по косвенным признакам восстановить логику, почему это произошло. Территории были нужны отнюдь не как таковые, а как продолжающие ведение хозяйства экономические субъекты. Сплошное же выселение большой части жителей выбивало целые республики из хозяйственного оборота. Если может показаться, что в промышленности можно заменить одних людей другими без особого ущерба, в самом деле, «освобожденные от врагов народа территории» потом вновь заселялись и жителями соседних кавказских республик, и ввезенном из центральной России так называемом «правовым» населением. Но если станки могут пережить некоторое время без работающих на них, то что будет с сельским хозяйством? И, возможно, Хозяин, раскурив свою трубку и посмотрев на отнюдь не радующие корреляции из вновь заселенных регионов, решил, что хватит, не надо, что, в конце концов, «лекарство» оказывается горше любой болезни.

Есть миф о том, что сплошные карательные депортации удались. Но это миф , основанный прежде всего на том, что кавказские народы не оставили летописи своего сопротивления депортации. Известно, что в Чечне вооруженное сопротивление после февраля 1944 года отнюдь не ослабло, а многократно возросло. Многие мужчины ушли в горы с оружием. И если организованные группы были ликвидированы к началу 50-х годов, то все равно возвращению жителей в горные села препятствовали до 70-80-х годов. И небезосновательно, потому что последний абрек Чечни Хасуха Магомадов был убит только в 1976 году. При этом двумя годами ранее он убил начальника Шатойского районного отдела КГБ . Все, что мы знаем, указывает на то, что многократно усилились эти вооруженные группы именно в результате депортации. Вместо того, чтобы сдаться, ушли в лес, в горы. История такого сопротивления более известна по Прибалтике или по Западной Украине.

Безопасность никак не усилилась, а потери были велики. Чтобы не выводить территории из хозяйственного оборота, в дальнейшем советское правительство не возвращалось к практике сплошных карательных депортаций. Даже когда Красная Армия вступила на территорию Западной Украины и Прибалтики, где сопротивление было наиболее жестоким и организованным, депортации, наряду с другими депрессиями, были массовыми, но не сплошными. Они касались только какой-то части населения.

Как технически происходил процесс депортации?

Пока мы смотрели на это с точки зрения человека с трубкой, который глядел на карту сверху. А как это было в масштабе человеческом? В Чечню накануне 23 февраля были введены войска, якобы для учений. Только накануне операции советскому партийному активу было сообщено, что собственно произойдет. И при взаимодействии с партийным советским активом, с местными коммунистами и чекистами, в том числе из числа тех национальностей, которые депортировали, готовилась эта операция. На постой войска вставали в каждом населенном пункте. А 23 февраля было сказано: «вам два часа на сборы, вы можете взять с собой столько-то вещей, а дальше - в вагоны, и вас увезут». Дальше происходило то, что можно называть эксцессами исполнителя. А вообще-то - военное преступление, преступление против человечности.

В горах выпал снег. И из многих горных сёл спустить пешим маршем на равнину можно было только мужчин. Женщины, дети и старики не могли осилить такой спуск. Мотивируя этим, руководитель операции в горном селе Хайбах запер женщин, детей, стариков в конюшне колхоза имени Берии, которую затем подожгли, а запертых в ней людей — расстреляли. Погибли сотни человек. Эта история была подтверждена и документами переписки, документами партийного расследования, которое имело место в конце 50-х годов, воспоминаниями очевидцев и раскопками, которые около 90-го года там проводились .

Это не единственный расстрел, не единственное уничтожение, убийство людей , которых государственная машина не могла с собой забрать. Такое происходило в других горных селах западной Чечни и Ингушетии. И об этом писал участвовавший там от местного руководства в депортации уже упоминавшийся заместитель наркома Дзияудин Мальсагов. Он пытался жаловаться руководившим операцией генералам, пытался жаловаться наркому Лаврентию Берии. Но, очевидно, чудом, сам тогда не был уничтожен.

А дальше эшелоны отправились на восток. При этом эшелон с партийным и советским руководством, с административными работниками, участвовавшими в этой депортации, отправился месяцем позже. В более комфортабельных, не грузовых вагонах, куда грузили людей помногу, с печками-буржуйками, без должного запаса еды и воды, отчего была велика смертность по пути. Их не сбрасывали в чистом поле в Средней Азии, а разрешали жить в городах, этим партийным советским людям. И некоторых назначали на вполне ответственные должности. Тот же Мальсагов лишился прокурорской должности после того, как написал о совершенных преступлениях и необходимости их расследования уже спустя несколько лет.

Говорят о высокой смертности, прежде всего, при перевозке депортируемых. Это бывало по-разному. Многие вспоминают о разгруженных в снег при депортации зимы 1944 года. Подумаем о тех, кого депортировали в мае 1944 года - о крымских татарах - когда уже стояла жара, и эшелоны шли на восток, а людям не хватало воды. Вот здесь смертность достигала десятка процентов от общего числа погруженных в вагоны. Чудовищные условия на местах переселения также приводили к большой смертности. Нередко еще и большей, чем по пути.

В настоящее время есть исследования, позволяющие отследить динамику численности этих народов после депортации. Первый год был самым тяжелым. И как раз потому, что это осуществлялось исключительно избирательно только по национальному признаку, можно говорить о том, чтобы эти преступления называть геноцидом. Разумеется, требуется дополнительная юридическая работа, но, по-моему, все формальности выполнены. Потому что существующие определения геноцида говорят об избирательности именно по расово-национальному, этническому признаку, а не по социальному.

Что потом? Люди приживались, как-то выживали там, куда они, казалось бы, сосланы навечно. Один мой знакомый, по стечению обстоятельств поступивший в конце 60-х годов в институт в Элисте, в столице Калмыкии, и заговоривший со своими однокурсниками, с удивлением узнал, что они родились в самых разных местах - от Норильска и южнее. Весь народ был рассеян. В разные условия они попали. Крымские татары, например, оказались в Ферганской долине, в том числе в Ленинабадской области, там, где были урановые рудники и вообще относительно технологичное производство, для которых нужна была профессиональная подготовка. Другие народы нередко оказывались в условиях, которые не требовали такой профессиональной подготовки и соответственно не получили такого образования. Их молодежь не получила такого образования. В очень тяжелых условиях оказывались немцы в так называемых трудовых армиях. Там смертность также была очень велика начиная с конца 1941 года. Но едва ли не самым страшным было слово «вечно», потому что все эти народы оказывались далеко от своей родины на вечном поселении.

«Вечность» начала рушиться в 1953 году. Был смягчен после смерти Сталина режим спецпоселения. Однако с возвращением и реабилитацией «наказанных народов» никто не спешил. Дело в том, что смерть Сталина и падение Берии не сказалось на положении тех, кто непосредственно руководил депортациями. Например, генералов Серова и Круглова, которые стали опорой Никиты Хрущева.

После многочисленных жалоб, в том числе Хрущеву лично вышло постановление о возвращении чеченцев и ингушей, о восстановлении Чечено-ингушской ССР. Только постановление запоздало, потому что чеченцы и ингуши начали возвращаться самовольно. Известна история про старый «запорожец», горбатый, перевезший за много рейсов из Казахстана в обход Каспийскому морю много десятков человек не одной семьи. Это был процесс, который трудно остановить в стране, где тоталитарные порядки немного отступают, где невозможно закрепить людей на земле.

Оценка фактического числа смертей Прогноз по сценарию «без потерь» Прямые людские потери Индекс сверхсмертности % потерь к числу высланных
Немцы 432,8 204,0 228,8 2,12 19,17
Карачаевцы 23,7 10,6 13,1 2,24 19,00
Калмыки 45,6 33,1 12,6 1,38 12,87
Чеченцы 190,2 64,8 125,5 2,94 30,76
Ингуши 36,7 16,4 20,3 2,24 21,27
Балкарцы 13,5 5,9 7,6 2,28 19,82
Крымские татары 75,5 41,2 34,2 1,83 18,01
Итого 818,1 376,0 442,1 2,18 21,13
Итого - по «наказанным» народам (без немцев) 385,3 172,0 213,3 2,24 23,74

А до 1953 года были какие-то массовые попытки побега из этих спецпоселений? Технически у них могла быть такая возможность, или это было совершенно нереально?

Массовых побегов, разумеется, быть не могло. Режим в спецпоселении был очень жестокий. За оставление места спецпоселения люди могли быть осуждены на большой срок заключения. Контроль был регулярным. По сути дела, это был режим колонии-поселения. Регулярные обыски: искали излишки продовольствия, да и вообще минимальный запас продовольствия. Как люди выживали в этих условиях, трудно понять.

Подготовить организованный, массовый (да хоть частичный) побег в условиях, когда в стране вся система органов внутренних дел «заточена» не на общественную безопасность, не на обеспечение общественной безопасности, а, как мы знаем теперь по документам, прежде всего на розыск беглецов с заводов, предприятий, когда люди фактически были закрепощены на предприятиях (оставление рабочего места было уголовным преступлением) - в этих условиях было очень сложно что-то сделать.

Но народы как-то обживались. Известна байка, письмо, написанное одним из школьников, которое он писал про своего деда, когда рядом жила семья немцев и семья чеченцев. И там, и там старики, главы семей, отличались юмором. И по утрам немец приветствовал чеченца: «Привет, бандит!». Тот ему отвечал: «Привет, фашист». Когда этим возмутился местный комендант, старики ему объяснили: «Я сослан сюда как фашист, а он как бандит - в чем претензии?». Люди жили и выживали.

Но, разумеется, до ХХ съезда, до снятия режима спецпоселения, до разрешения вернуться целым народом такого возвращения быть не могло. Это особенно хорошо видно по судьбам тех народов, которым не дали вернуться к своим корням. Самые известные три народа - немцы Поволжья, которым не давали восстановить свою национальную и территориальную автономность, крымские татары и турки-месхетинцы

Насколько я поняла из вашего рассказа, насильственное выселение прекратилось в 1944 году именно потому, что Сталин понял, что это было просто невыгодно?

Была подготовлена очередная записка по депортации очередного кавказского народа. Но она не получила положительной резолюции. И депортация там была проведена выборочная, как раз пособников нацистов и их семей.

Товарищ Сталин оказался умнее своих эпигонов, которые, говоря о нынешней ситуации на Кавказе или где-то еще, призывают к сплошной депортации. Товарищ Сталин, сталинский Советский Союз извлекли урок. Очевидно, если речь идет не о получении выжженной земли в наследство, а о том, что территория нужна прежде всего как хозяйствующая, как территория относительно безопасная, то сплошные карательные депортации оказываются отнюдь не средством обеспечения безопасности, не средством достижения стабильности и процветания, но наоборот - закладывают на долгое время нестабильность и провал в хозяйстве.

Это особенно интересно в контексте последних, в том числе современных, новостей, как-то: бунт в Пугачеве и политические разговоры об отделении некоторых областей России…

Давайте рассмотрим этот вопрос с двух сторон. Речь идет не только о том, что подобного рода депортации - преступления, что государство должно обеспечить права всех своих граждан на всей своей территории, что люди в форме должны обеспечить наказание преступников (будь то русский или чеченец) в одинаковой степени в любой точке страны (будь то Москва, Пугачев или Грозный). Власть этого не делает.
Но мы забываем еще один важный момент: массовая трудовая миграция кавказцев, чеченцев по территории России началась именно в результате депортации. Депортации и последующего возвращения. Дело в том, что, когда в 1957 году чеченцев и ингушей вернули на Кавказ, оказалось, что рабочих мест для них здесь, в общем, нет. Места в промышленности заняты так называемым «правовым населением».

Несколько десятков тысяч молодых мужиков остались на лето 1991 года в Чечне. Там - август и события, которые иногда называют чеченской революцией. Кто знает, если бы они в это время работали, заканчивали постройку разного рода нужных строений по России, как бы повернулось дело. Но так или иначе высокая трудовая миграция, высокая трудовая мобильность населения была отчасти заложена именно последствиями депортации.

Речь идет просто о подмене понятий. Если милиция не поддерживает порядок и не карает одинаково нарушителей этого порядка (будь то русские или чеченцы), то последствия будут плачевными. Если мы сами не уважаем порядок и не уважаем себя, то вряд ли кто-то другой будет уважать нас или уважать порядок в большей степени. Если милиция или суд оказываются продажны и, например, тех же кавказцев освобождают из милиции или освобождают из зала суда, и это, очевидно, несправедливо, то это проблема прежде всего продажного суда и власти, которую мы вроде бы избираем. Но гораздо проще выступать не за то, чтобы поставить под контроль нашу собственную власть, а выступать против мигрантов.

Депортация народов начались задолго до войны: в 1935 году из приграничных районов с Финляндией стали выселять финнов (30 000 человек), затем депортировали 40 000 немцев и поляков из Винницкой и Киевской областей Украины.

В 1937 году «освободили» от курдов иранцев и армян приграничные районы Закавказья, потом занялись Дальним Востоком, переселяя корейцев, китайцев, поляков, прибалтов и немцев в Среднюю Азию. Когда Красная армия вошла в Прибалтику, началось выселение поляков и тех, кто недавно перешел через границу, то есть евреев.

Немцы

С началом войны депортация приняла новый размах. Для этого в аппарате НКВД был создан Отдел спецпоселений. Зная, что перед войной в Германию уехало 406 000 немцев, Сталин счел их нелояльными и летом 1941 года подписал Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», по которому «Республика немцев» была ликвидирована, а ее жители - 440 200 человек на 188 эшелонах оперативно вывезены в 107 населенных пунктов Сибири и северного Казахстана; на сборы давалось 24 часа.

Затем занялись немцами в европейской части СССР, депортация которых завершилась к лету 1942 года; из Закавказья через Каспий было вывезено 25 000 немцев в Казахстан. По данным историка Аркадия Германа («Депортация советских немцев из европейской части СССР») было депортировано 950 000 русских немцев, 73 % перевезли в Сибирь, 27 % – в голые степи Казахстана.

Под депортацию попали финны-ингерманландцы, которых ссылали в Иркутскую область, в Якутию и в Красноярский край.

В конце января1942 года из Керчи выселили 438 итальянцев; их заподозрили в симпатии к фашистам.

Крымские татары

Депортация продолжилась на освобожденных от фашистов землях. 11 мая 1944 года Сталин подписал постановление о выселении из Крыма крымских татар; обоснованием стала записка наркома Берии, в которой указывалось дезертирство 20 000 татарских бойцов, организация угона русских в Германию. Позже узнали о преступлениях спецподразделений татар, действовавших совместно с СС. Немецкий фельдмаршал Эрих Манштейн вспоминал, что отряды крымско-татарских добровольцев по жестокости превосходили части СД.

На депортацию отвели двое суток, на сборы давали полчаса. Боестолкновений избежали, но изъяли много оружия и 49 минометов. По данным Отдела спецпоселений в Узбекистан вывезли 151 136 татар, в Марийскую АССР - 8 597, в Казахстан – 4 286, остальные попали в трудовые колонны. Всего было депортировано 193 865 татар, из которых в первые полгода от голода, холода и болезней умерло 16 052 человек. Под репрессии попали цыгане, которые в годы войны выдавали себя за татар, чтобы выжить.

Болгары, греки и армяне

Далее Сталин подписал поставление о выселении 37 000 «немецких пособников из числа болгар, греков и армян». Депортацию провели за один день - 27 июня 1944 года а после выслали под Фергану всех, у кого были просроченные иностранные паспорта: греков, турков, иранцев, венгров, румын, итальянцев и немцев. В докладной Берии значилось, что с полуострова выселено 12 422 болгар,15 040 греков, 9 621 армян, 1 119 немцев и 3 652 иностранцев. Прошли «чистки» в Красной армии, на спецпоселения были отправлены 559 греков, 582 болгарина, 574 армянина и 184 офицеров других национальностей.

С 1945 по 1950 год умерло 16 055 человек из депортированных.

Чеченцы и ингуши

Причиной высылки вайнахов стало дезертирство из РККА, «антисоветская» деятельность муфтиев и восстания 1942 года. Историк Николай Гродненский в книге «История вооруженного конфликта в Чечне», рассказывает, что в 1943 году на оперативном учете НКВД состояло 8 535 вайнахов, 457 человек подозревали в связях с фашистами. Было известно, что в 1942 году чеченцы учредили подпольную «Партию кавказских братьев», предусматривающую создание Федеративной республики «по мандату Германской империи».

С1941 год по 1944 НКВД ликвидировал 55 банд, по горам ходили еще 200. Решение о ликвидации Чечено-Ингушетии было принято на заседании политбюро, и Берия лично провел операцию. Для депортации вайнахов было привлечено 100 000 военных, но она растянулась с 23 февраля 1944 года по 9 марта: население сопротивлялось и сбегало в горы. Было застрелено 780 человек, арестовано 2 016 человек, изъято 20 000 автоматов, пулеметов и винтовок. 6 544 горца сумели сбежать в горы. Всего в Казахстан и Киргизию вывезли 493 269 вайнахов, затем еще 28 000 – из Дагестана, 2 700 – из Грузии.

Калмыки

Гнев вождя калмыки вызвали сотрудничеством с оккупантами: в 1942 году был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, который принимал участие в боевых действиях и карательных походах. В 1943 году ситуация оставалась сложной: банды грабили магазины, убивали коммунистов и офицеров, было зарегистрировано 18 столкновений с отрядами НКВД, учитывая это, власти решили провести 28-29 декабря 1943 года операцию «Улус». С родных мест было сорвано 93 139 калмыков. Под депортацию попали русские женщины, вышедшие замуж за калмыков, а вот калмычки, вышедшие за русских сумели избежать печальной участи. Как пишет военный историк Михаил Семиряга (« Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны») операция позволила выявить 750 бандитов, полицаев и немецких связных. Калмыков выслали в Омскую, Новосибирскую, Тюменскую области и в Красноярский край.

Кроме этого, были депортированы: карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, эстонцы, литовцы и латвийцы, хемшины, русские и многие другие, – всего около 30 народов России. Несправедливость коснулась многих, ведь тысячи татар, чеченцев, калмыков, греков, армян и немцев честно воевали на фронтах Великой Отечественной или работали в тылу. Но слова Сталина «Сын за отца не отвечает» оказались лживыми: за преступления одних людей расплатились сотни тысяч других, невинных.

14 ноября 2009 года исполнилось 20 лет с того дня, когда Верховный Совет СССР принял Декларацию о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению.

Депортация (от лат. deportatio) - изгнание, ссылка. В широком смысле под депортацией понимается принудительная высылка лица или категории лиц в другое государство или другую местность, обычно, под конвоем.

Историк Павел Полян в своей работе «Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР» указывает: «случаи, когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии и т. д.), а практически вся она полностью, называются тотальной депортацией».

По мнению историка, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов : корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь - немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары - лишились при этом и своих национальных автономий.

В той или иной мере, депортациям в СССР подверглось еще множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-"дашнаки", турки, таджики и др.

По данным профессора Бугая, подавляющее большинство переселенцев было направлено в Казахстан (239 768 чеченцев и 78 470 ингушей) и Киргизию (70 097 чеченцев и 2278 ингушей). Районами сосредоточения чеченцев в Казахстане стали Акмолинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Карагандинская, Восточно-Казахстанская, Семипалатинская и Алма-Атинская области, а в Киргизии - Фрунзенская (ныне Чуйская) и Ошская области. Сотни спецпоселенцев, работавших на родине в нефтяной промышленности, были направлены на месторождения в Гурьевской (ныне Атырауская) области Казахстана.

26 февраля 1944 г. Берия издал приказ по НКВД «О мероприятиях по выселению из КБ АССР балкарского населения». 5 марта вышло Постановление ГКО о выселении из КБ АССР. Днем начала операции было установлено 10 марта, но провели ее раньше - 8 и 9 марта. 8 апреля 1944 г. вышел Указ ПВС о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР.

Общее число депортированных в места вселения составило 37 044 человека, направленных в Киргизию (около 60%) и в Казахстан.

В мае-июне 1944 г. насильственное переселение коснулось кабардинцев . 20 июня 1944 г. были высланы в Казахстан около 2500 членов семей «активных немецких ставленников, предателей и изменников» из числа кабардинцев и, в небольшой доле, русских.

В апреле 1944 г., сразу же после освобождения Крыма, НКВД и НКГБ приступили к «очистке» его территории от антисоветских элементов.

10 мая 1944 г. - «учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза» - с письменным предложением о депортации к Сталину обратился Берия. Постановления ГКО о выселении крымско-татарского населения с территории Крыма принимались 2 апреля, 11 и 21 мая 1944 г. Аналогичное постановление о выселении крымских татар (и греков) с территории Краснодарского края и Ростовской области датировано 29 мая 1944 г.

Согласно данным историка Павла Поляна со ссылкой на профессора Николая Бугая, основная операция началась на рассвете 18 мая. К 16 часам 20 мая было выселено 180 014 человек. По окончательным данным, из Крыма было депортировано 191 014 крымских татар (более 47 тысяч семей).

Около 37 тысяч семей (151 083 человека) крымских татар увезли в Узбекистан: самые многочисленные «колонии» осели в Ташкентской (около 56 тысяч человек), Самаркандской (около 32 тысяч человек), Андижанской (19 тысяч человек) и Ферганской (16 тысяч человек) областях. Остальных распределили на Урале (Молотовская (ныне Пермская) и Свердловская области), в Удмуртии и в Европейской части СССР (Костромская, Горьковская (ныне Нижегородская), Московская и др. области).

Дополнительно в течение мая-июня 1944 г. из Крыма и с Кавказа было депортировано еще около 66 тысяч человек, в том числе из Крыма - 41 854 человек (среди них 15 040 советских греков, 12 422 болгар, 9620 армян, 1119 немцев, итальянцев, румын и пр.; их направляли в Башкирию, Кемеровскую, Молотовскую, Свердловскую и Кировскую области СССР, а также в Гурьевскую область Казахстана); около 3,5 тысяч иноподданных с просроченными паспортами, в том числе 3350 греков, 105 турок и 16 иранцев (их направляли в Ферганскую область Узбекистана), из Краснодарского края - 8300 человек (только греков), из закавказских республик - 16 375 человек (только греков).

30 июня 1945 года Указом ПВС Крымская АССР была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР.

Весной 1944 г. принудительные переселения были проведены в Грузии.

По данным профессора Николая Бугая, в марте 1944 года более 600 курдских и азербайджанских семей (суммарно 3240 человек) - жителей Тбилиси, были переселены внутри самой Грузии, в Цалкинский, Борчалинский и Караязский районы, затем переселению подверглись «мусульманские народы» Грузии, проживавшие близ советско-турецкой границы.

В справке, которую направил Лаврентий Берия Сталину 28 ноября 1944 г., утверждалось, что население Месхетии, связанное « ...с жителями Турции родственными отношениями, занималось контрабандой, проявляло эмиграционные настроения и служила для турецких разведорганов источников вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп». 24 июля 1944 г. в письме Сталину Берия предложил переселить 16 700 хозяйств «турок, курдов и хемшилов» из приграничных районов Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан. 31 июля 1944 г. было принято решение о переселении 76 021 турка, а также 8694 курдов и 1385 хемшилов. Под турками понимались турки-месхетинцы , жители грузинской исторической области Месхет-Джавахети.

Само выселение началось утром 15 ноября 1944 года и продолжалось три дня. Всего было выселено, по разным источникам, от 90 до 116 тысяч человек. Более половины (53 133 человек) прибыли в Узбекистан, еще 28 598 человек - в Казахстан и 10 546 человек - в Киргизию.

Реабилитация депортированных народов

В январе 1946 года начались снятия с учета спецпоселений этнических контингентов . Первыми сняли с учета финнов, депортированных в Якутию, Красноярский край и Иркутскую область.

В середине 1950-х годов последовала серия указов Президиума Верховного Совета о снятии ограничений в правовом положении с депортированных спецпоселенцев.

5 июля 1954 года Совет министров СССР принял Постановление «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев». В нем отмечалось, что в результате дальнейшего упрочения советской власти и включения основной массы спецпоселенцев, трудоустроенных в промышленности и сельском хозяйстве, в хозяйственную и культурную жизнь районов их нового проживания, необходимость в применении к ним правовых ограничений отпала.

Два следующих решения Совета министров были приняты в 1955 году - «О выдаче спецпоселенцам паспортов» (10 марта) и «О снятии с учета некоторых категорий спецпоселенцев» (24 ноября).

17 сентября 1955 года вышел Указ ПВС «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Первое постановление, специально касающееся исключительно «наказанного народа», также датируется 1955 годом: это был Указ ПВС от 13 декабря 1955 года «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении».

17 января 1956 года вышел Указ ПВС о снятии ограничений с поляков, выселенных в 1936 году; 17 марта 1956 года - с калмыков, 27 марта - с греков, болгар и армян; 18 апреля 1956 года - с крымских татар, балкарцев, турков-месхетинцев, курдов и хемшилов; 16 июля 1956 года правовые ограничения были сняты с чеченцев, ингушей и карачаевцев (все - без права возвращения на родину).

9 января 1957 года пяти из тотально репрессированных народов, ранее имевших свою государственность, была возвращена их автономия, но двум - немцам и крымским татарам - нет (не произошло этого и сегодня).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

организациями) от имени этой организации и наделенное в этих отношениях внутренними организационно-распорядительными полномочиями и внешними представительскими полномочиями.

Таким образом, главное отличие публичного должностного лица от частного должностного лица, с нашей точки зрения, заключается в том, что первое может занимать должность только в государственной или муниципальной организации и при этом наделяется внешне-властными полномочиями в отношении не подчиненных ему организационно субъектов, а второе может являться руководящим работником и в негосударственной и немуниципальной организации и при этом не наделяется внешне-властными полномочиями в отношении не подчиненных ему организационно субъектов.

Именно такой подход к пониманию должностного лица позволит, по нашему мнению, обеспечить единообразие в законодательном определении места и правового статуса должностного лица как специального субъекта отношений, регулируемых различными отраслями публичного и частного права.

Примечания

1. См., например: Ямпольская, Ц. А. О должностном лице в советском государственном аппарате [Текст] / Ц. А. Ямпольская // Вопросы советского административного права. М.; Л., 1949. С. 141; Петров, Г. И. Гражданин и должностное лицо в Советском государстве [Текст] / Г. И. Петров // Вест. Ле-нингр. ун-та. 1971. № 23. С. 126; Костюков, А. Н. Правовой статус должностного лица (Административно-правовой аспект) [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Н. Костюков. Л., 1988. С. 9.

2. См., например: Козлов, Ю. М. Административное право [Текст]: учебник / Ю. М. Козлов. М.: Юристъ, 2005. С. 328;

3. См., например: Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права [Текст] / Ю. Н. Старилов. М.: Норма, 2002. Т. 2. С. 103-104.

4. См., в частности: Кононов, П. И. Административная ответственность должностных лиц [Текст]: автореф. дис. . канд. юрид. наук / П. И. Кононов. М., 1994. С. 16.

5. См.: Старилов, Ю. Н. Служебное право [Текст] / Ю. Н. Старилов. М.: Бек, 1996. С. 379.

6. См.: Кононов, П. И. Административное право. Общая часть [Текст] : курс лекций / П. И. Кононов. Киров, 2002. С. 62-63.

И. В. Бердинских

ДЕПОРТАЦИИ НАРОДОВ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье на основании широкого круга источников исследуются как механизм насильственной депортации целого ряда этносов (российских немцев, прибалтов, народов Кавказа, крымских татар), так и особенности системы спецпоселений на Русском Севере в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Принудительные депортации как мера государственного принуждения применялись советской властью практически с момента ее установления в 1917-1918 гг. Речь идет о политической ссылке, т. е. таких переселениях, при проведении которых превалировали мотивы карательного характера и которые осуществлялись органами государственной безопасности. Основной группой населения, пострадавшей от переселения в 30-е гг. XX в., были крестьяне. Этот период политической ссылки в исторической литературе характеризуют как «кулацкую ссылку». В начале 1940-х гг. основным признаком и критерием депортации населения в Советском Союзе стал этнический.

По сути, спецпереселение - это форма принудительной депортации с применением к раскулаченным ряда правовых ограничений. Формально спецпереселенцы не являлись лишенными свободы, но фактически были репрессированы, поскольку были самым серьезным образом ограничены в своих гражданских, трудовых, семейных правах.

Набор юридических инструментов для реализации принятых политических решений сводился руководством страны к предельному минимуму. Он ограничивался секретными директивами Политбюро (Президиума) ЦК или решениями Центрального Комитета ВКП(б)-КПСС, в соответствии с которыми принимались секретные же указы Президиума Верховного Совета СССР и постановления Правительства - Совета Народных Комиссаров СССР. По такой же схеме осуществлялось (уже в послесталинский период) и освобождение «наказанных» народов.

Впрочем, по отдельным этносам и социальным категориям считалось достаточным просто постановления Совнаркома (Совета Министров) СССР (органа исполнительной власти) или даже решения совершенно неконституционного органа - Государственного Комитета Обороны (июль 1941 г. - сентябрь 1945 г.).

БЕРДИНСКИХ Иван Викторович - аспирант кафедры истории и краеведения ВятГГУ © Бердинских И. В., 2006

Естественно, и в этих случаях принятию документов предшествовало их обсуждение и одобрение в Политбюро ЦК КПСС. Все это вполне вписывалось в политическую логику тогдашнего руководства страны: в условиях тайны и полной закрытости проведения массовых репрессий «советская законность» не требовалась - даже для камуфляжа.

Главные исполнители акций (НКВД, НКГБ и другие силовые структуры) подчинялись только личной воле диктатора, а оформление этой воли «бумагой» того или иного государственного органа было всего лишь формальностью.

Индивидуальные решения, определяющие судьбы конкретных людей, принимались внесудебными органами с грубыми нарушениями даже формального советского процессуального права.

Важнейшими же звеньями в цепи актов о депортациях и спецпоселениях были не первичные указы Президиума Верховного Совета страны, не изначальные постановления Правительства (Совнаркома, Совета Министров), запускавшие механизм репрессий, а регламентировавшие весь этот процесс (в мельчайших его деталях) ведомственные нормативные документы и прежде всего - приказы, директивы, инструкции и распоряжения НКВД-МВД-МГБ СССР .

Главная особенность правовых нормативных документов, принятых в СССР и посвященных положению спецпоселенцев, заключается в том, что право здесь было вторичным: юридическое обоснование депортаций следовало за фактическим применением репрессии. Сначала поляков, крымских татар и прочих из числа «наказанных» народов депортировали - и только впоследствии (через несколько лет) завели на них личные дела...

Характерным примером служит ведомственный акт - приказ НКВД СССР 001158 «О мероприятиях по проведению операции высылки немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей» - датирован 27 августа 1941 г.

Под законодательным же документом по этому поводу - Указом Президиума Верховного Совета СССР - стоит дата «28 августа 1941 года». То есть в данном случае (как и во многих других) правоприменительный документ предшествовал правоустанавливающему акту законодательного органа.

Постановление Совнаркома СССР от 8 января 1945 г. № 35 «О правовом положении спецпереселенцев» наконец-то зафиксировало уже отлаженный в течение 15 лет репрессивный механизм депортационной практики. Существовали, разумеется, документы такого типа и ранее. Но впервые за многие годы это постановление - и то лишь в самой общей форме, без детализации -юридически закрепило реалии спецпоселений. А

ведь по сути этот документ заменял собой соответствующий закон и ограничивал в гражданских правах более 2 000 000 человек, причем список таких ограничений можно было расширять до «неустановленных пределов».

Характерной особенностью политической ссылки середины ХХ в. является наличие собственной оригинальной системы спецпоселений. Это не были тюрьмы или колонии в полном смысле этого слова, но это были режимные объекты, специально предназначенные для проживания и трудовой деятельности спецпереселенцев. Базовым элементом системы спецпоселений являлся спецпоселок.

Спецпоселками управляли комендатуры ОГПУ (затем - НКВД-МВД-МГБ) во главе с комендантами, обладавшими всей полнотой власти . Если спецпоселенцев отправляли для работы в промышленности (на крупную стройку, на завод, шахту и т. п.), то на соответствующем предприятии учреждался спецпоселенческий отдел, распоряжавшийся этой категорией рабочих. При этом поселенцы оставались приписанными к определенной спецкомендатуре - со всеми вытекающими из этого для них обязанностями.

Почти половину спецпоселенцев в годы войны составляли русские немцы. Между тем Россия очень давно стала их Родиной. Более 100 немецких колоний на нижней Волге было создано во второй половине XVIII в. после известных колонизационных манифестов Екатерины II (1762-1763 гг.), приглашавшей иностранцев селиться в России. Значительные поселения немцев возникли на Украине, в Крыму. В Прибалтике и Петербурге немцы жили с еще более давних пор. Компактные или разрозненные группы российских немцев были в большинстве городов России и сыграли в ее экономике, культуре, науке, образовании и государственном управлении весьма существенную и позитивную роль.

Автономная область (трудовая коммуна) Немцев Поволжья образовалась по декрету СНК РСФСР от 19 октября 1918 г. Ее появление вполне укладывалось в провозглашенный Советской властью курс на развитие национальной государственности у народов России. В состав этой области вошли 4 уезда Самарской и Саратовской губерний. В 1922 г. территория ее была увеличена за счет соседних районов, а в 1924 г. статус автономии вырос: она преобразована в Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья.

По переписи населения СССР 1939 г. в этой АССР проживали 366 685 немцев, составлявших 60,4% населения республики. А в целом по СССР немецкая диаспора была одной из крупнейших и насчитывала 1 427 222 человека. При этом на Украине проживали около 400 тысяч немцев, а в РСФСР - примерно 700 тысяч немцев .

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 2060-935 от 12 августа 1941 г. планировалось выселить из Поволжья 480 тысяч немцев. Приказом НКВД от 27 августа 1941 г. определялся порядок депортации, а официально объявлено о выселении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. республика Немцев Поволжья была фактически ликвидирована, а ее территории переданы соседним Саратовской и Сталинградской областям.

Одновременно в сентябре-октябре 1941 г. целая серия однотипных постановлений Государственного комитета обороны о переселении немцев из Ленинграда, Москвы, Ростовской области, Краснодарского края, Северного Кавказа, Запорожской, Сталинской и Ворошиловоградской областей - и так далее - перевели депортацию российских немцев в направление внутренней политики - тотальное выселение всех граждан СССР немецкой национальности.

Какого-то единого приказа по депортации разом всех российских немцев в СССР не было, что усугубляло неразбериху ситуации и давало некоторой части немцев в годы войны возможность оставаться на свободе. Их брали на учет спецпоселения уже после войны в течение нескольких лет.

Осенью 1941 г. по соответствующему приказу Наркомата обороны из Красной Армии демобилизовали и отправили к родным на спецпоселение всех служивших в армии немцев. К 1945 г. на учете спецпоселения состояли 33 625 демобилизованных немцев. Из них - 1 609 офицеров, 2 492 сержанта и 27 724 рядовых. Большая часть из них попали в 1942-1943 гг. в трудовую армию . Судя по всему, часть погибших от непосильных работ в трудовой армии немцев (в шахтах, лесоповале, строительстве заводов и т. д.) в эту цифру не вошла.

Бюрократически упорядочено управление всеми немцами было лишь в 1944 г. 27 июля 1944 г. замнаркома В. Чернышов и начальник отдела спецпоселений НКВД СССР М. Кузнецов обратились к Л. Берия с предложением «возложить управление немцами на органы спецпоселений НКВД, созданные для управления мобилизованными для работы в угольной, нефтяной и оборонной промышленности, а также на органы НКГБ, работавшие в сфере управления лагерями и стройками НКВД СССР, на оперативно-чекистские отделы НКВД СССР» .

На местах работы немцы помещались в специальные зоны, часто за колючей проволокой, нередко в лагерях ГУЛАГа НКВД СССР с вооруженной охраной. Жизнь в бараках, вывод на работу строем и под конвоем, подчиненность НКВД...

По отчету отдела спецпоселений от 5 сентября 1944 г. за время войны выселены целиком следующие народы: немцы, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки, крымские татары - общим числом 1 514 тыс. чел. К 1 октября 1945 г. на спецпоселениях в СССР состоит 2 230 500 чел.

В 1944-1945 гг. спецпереселенцы расселены в 6 союзных, 8 автономных республиках и 27 областях СССР. Больше всего их к 1946 г. в Казахстане (более трети общего числа по стране), Узбекистане (более 81 тыс. чел.), Красноярском крае (более 125 тыс. чел.), Киргизии (более 112 тыс. чел.), Кемеровской обл. (более 97 тыс. чел.), Томской обл. (более 92 тыс. чел.), Свердловской обл. (более 89 тыс. чел.), Алтайском крае (более 85 тыс. чел.), Молотовской обл. (более 84 тыс. чел). Таковы данные на 1 января 1946 г. Казахстан, Западная Сибирь и Урал - главные регионы приема депортированных.

На 1 октября 1945 г. чуть меньше половины спецпереселенцев трудоустроены - 1 015 800 чел. из 2 230 500 чел. Это связано с тем, что в ссылку в годы войны пошли значительные массы стариков, женщин, детей. Мужское трудоспособное население находится отдельно от семей.

Немногим более половины трудоспособных работают в сельском хозяйстве (594 500 чел.). Несколько менее половины трудоспособных заняты в промышленности (421 300 чел.) . Вспомним, что с Северного Кавказа, Крыма, Калмыкии депортировались, в основном, аграрные народы.

Единственное, что давали спецпереселенцам в достаточном количестве и на всех - это земельные участки и огороды. Чтобы не умереть с голода в годы войны, они пытались выращивать там зерно и овощи.

При переселении многие семьи разрывались. За 1944-1945 гг. на учете в ОСП состояло 31 209 разрозненных семей. По отчету НКВД большинство из них (27 810 семей) удалось воссоединиться.

Оперативная работа тогда велось, в основном, вновь созданными органами НКГБ. Было арестовано и привлечено к уголовной ответственности 13 061 спецпоселенцев; за побеги - 3 394 чел. (больше всех бежало чеченцев и ингушей); за антисоветскую агитацию - 1 575 чел., за измену и предательство - 818 чел.; за бандитизм -566 чел. и так далее .

Есть немало мировых примеров депортаций или, иначе говоря, принудительных миграций. Достаточно вспомнить о «переселении» негров-рабов из Африки в Южную и Северную Америку, о миллионах людей, угнанных на принудительные работы в фашистскую Германию из оккупированных стран, о кампании «Лицом к деревне» в маоистском Китае. Другое дело, что механизм и способы проведения таких крупно-

масштабных акций везде варьировались - от вполне цивилизованных (выселение японцев из США), с выплатой компенсаций, до антигуманных и варварских по своему исполнению - депортация корейцев японцами. Советский Союз внес свой вклад именно в негативный мировой опыт. В 1930-х - начале 1950-х гг. практика депортаций больших масс людей в СССР превратилась в обычное явление. Массовые выселения стали одним из важных компонентов решения многих задач политического, экономического, социального и межнационального характера. Массовое выселение юридически невиновных людей оправдывалось «государственными интересами» и «интересами трудового народа».

Стремительное свертывание спецпоселенчес-кой системы в 1954-1950 гг. заставляет говорить о ее глубоком кризисе в тот период. Во-первых, закончился период новых депортаций, что связано со смертью руководителя государства -И. Сталина, который, собственно говоря, самовольно инициировал в начале 30-х, а затем постоянно развивал систему политической ссылки в СССР.

Во-вторых, в сложившихся политических условиях было не так просто игнорировать принцип законности и продолжать сохранять фактически режим лишения свободы миллионов людей при отсутствии как судебных приговоров, так и правомерных законодательных решений. Так что почти полное упразднение спецпоселенчества в конце 1950-х гг. означало, помимо всего прочего, приближение советского общества к определенным цивилизационным формам бытия, достигнутым прогрессивным человечеством к середине XX в.

В-третьих, стал совершенно очевиден экономический и демографический ущерб, наносимый государству и обществу институтом политической ссылки.

Этот ущерб во многом не преодолен и до сих пор. На всей территории бывшего Советского Союза в начале 90-х гг. вновь разгорелись межнациональные конфликты, вызванные в том числе и перемещением народов в середине XX в. Достаточно вспомнить череду конфликтов на Северном Кавказе или проблему крымских татар на Украине.

14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». В Декларации говорилось: «...Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права».

Таким образом, проводившиеся в период Великой Отечественной войны массовые насильственные переселения людей и неправомерные ограничения их прав и свобод официально признаны преступными.

Примечания

1. Земсков, В. Н. Спецпоселенцы в СССР [Текст] / В. Н. Земсков // РАН. М.: Наука, 2003. С. 15.

2. Кокурин, А. И. Спецпоселенцы в СССР [Текст] / А. И. Кокурин // Отечественные архивы. 1993. № 5. С. 101.

3. База данных фонда «Мемориал» [Электронный ресурс] // http://www.memo.ru

5. Л. Берия - И. Сталину «Согласно вашему указанию.». Документы, факты, комментарии [Текст] / сост. Н. Ф. Бугай. М., 1995. С. 151.

6. База данных «Память о бесправии» [Электронный ресурс] // htpp://www.sakharov-center.ru

7. Земсков, В. Н. Указ. соч. С. 205.

8. Полян, П. История и география принудительных миграций в СССР [Текст] / П. Полян. М.: Мемориал, 2003. С. 154.

А. А. Калинин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БРИТАНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДОК В ГРЕЦИИ в 1942-1944 гг.

В статье рассматриваются деятельность британской и американской разведок в оккупированной Греции, их взаимодействие с движением Сопротивления, исследуется сотрудничество разведок двух стран и появление разногласий.

Военный союз Великобритании и Соединенных Штатов в период Второй мировой войны обусловил начало широкого сотрудничества британских и американских спецслужб. Серией соглашений и договорённостей Великобритания и США были объединены в теснейший разведывательный союз. Однако, как справедливо отмечает специалист по проблеме Дэвид Стаффорд, сотрудничество было отмечено и присутствием немалого недоверия . Британская разведка при поддержке У. Черчилля прилагала все усилия к сохранению гегемонии Британии в таких узловых регионах, как Балканы, Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия. В то же время США были намерены этому воспрепятствовать. При этом оба военных лидера (Ф. Рузвельт и У. Черчилль) избегали открытых конфликтов. Пример Греции в этом отношении очень показателен: страна, расположенная на стыке Балканского и Средиземноморского регионов, тра-

КАЛИНИН Александр Александрович - аспирант ка-

^едры всеобщей истории ВятГГУ Калинин А. А., 2006