Разрешено снимать на камеру сотрудников полиции гибдд. Можно ли по новому закону снимать на камеру сотрудника гибдд? В других случаях к данному вопросу относится

В Министерстве внутренних дел опровергли распространяющуюся в Рунете информацию о том, что гражданам якобы запрещается фиксировать на фото и видео действия сотрудников полиции.

Сообщения об этом появились в популярных группах в социальных сетях и Telegram-каналах, немедленно вызвав гневные и ироничные комментарии их подписчиков. Также сообщениям об этом были опубликованы в ряде СМИ.

«Записывать общение с сотрудником ГИБДД на камеру запретили. Соответствующий приказ МВД привели в соответствие с нормами действующего законодательства. Из приказа исчез пункт, который разрешал гражданам производить фото-видеосъемку общения с сотрудником ГИБДД. То есть такая возможность предусмотрена для самих сотрудников ГИБДД, но исчезла для тех, кто столкнулся с необходимостью общаться с ДПС», - написала, к примеру, тульская редакция издания «Московский комсомолец» 13 октября.

Между тем, как выяснил «Ридус», перечень обязанностей, возложенных на полицию, предусмотрен частью 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». В соответствии с частью 2 указанной статьи иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Федеральный закон «О полиции». В связи с этим норма, обязывающая сотрудника полиции «не препятствовать использованию фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания» исключена из Административного регламента.

Вместе с тем, исключение указанной нормы не препятствует гражданам в реализации права на осуществление в случаях, не запрещенных законодательством Российской Федерации, аудио-, видео- и фотосъемки. При этом сотрудники полиции обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций в силу пункта 5 части 1 статьи 27 Федерального закона «О полиции». Аналогичная норма закреплена также в подразделе «Права и обязанности сотрудников при осуществлении федерального государственного надзора» Административного регламента.

Кроме того, в целях предупреждения фактов злоупотребления должностными полномочиями Административный регламент предписывает сотрудникам полиции осуществлять административные процедуры в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах ДПС, либо носимых видеорегистраторов, сообщили «Ридусу» в пресс-центре МВД России.

Ранее «Ридус» рассказывал историю о том, как дерзкий участковый лишился работы после скандального видео.

В этой статье мы рассмотрим, можно ли снимать на видео сотрудников ГИБДД в 2019 году.

В изменениях КоАП, которые были приняты осенью 2017 года, был отменен запрет на препятствие видеосъемки сотрудников ГИБДД и ДПС. Это означает, что сотрудники ГИБДД и ДПС могут запрещать видеосъемку, но с некоторыми ограничениями.

Разъяснение поправок

Судя по отзывам в сети, многие водители восприняли данные поправки, как полный запрет на видеосъемку сотрудников ГИБДД и ДПС. Хочется сказать, что это не так и сейчас мы рассмотрим несколько пунктов, почему же можно снимать на видео сотрудников ГИБДД :

  1. Право гражданина на свободу действий. Если эти действия не ущемляют права других людей. В случае с инспекторами личная жизнь человека не затрагивается, поэтому съемка не противоречит Конституции.
  2. Деятельность полиции является открытой, согласно Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
  3. Граждане могут спокойно снимать других людей для личных нужд, согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.06 г.

Суды считают, что этих норм достаточно, чтобы граждане могли спокойно снимать сотрудников ГИБДД, не опасаясь необоснованных запретов.

Законное ограничение съемки

Несмотря на обоснованное разрешение о съемки сотрудников, существует и законное ограничение о съемки.
Вот несколько пунктов, по которым сотрудники полиции могу вполне на законных основаниях запретить съемку:

  1. С целью защиты государственной тайны. Например, вблизи стратегических и военных объектов.
  2. При оформлении места ДТП водителю могут запретить съемку, если его действия мешают сотрудникам полиции.
  3. С целью защиты прав других граждан.

Могут ли инспектора вести съемку?

А вот работники полиции вправе снимать водителей на видеорегистратор и даже телефон. Это особенно актуально, когда автолюбитель отказывается исправлять нарушения и грубит должностному лицу. Также съемка допускается при оформлении протокола, если рядом не оказалось понятых.

Штраф за отказ в остановке видеосъемки сотрудников ГИБДД и ДПС

Этот случай регламентирует статья 19.3 КоАП (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции).

Влечет административное наказание в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

ГИБДД официально разъяснила разночтения законодательства, касающиеся того, можно ли снимать сотрудников инспекции при проверке. Дело в том, что с момента вступления в силу с 20 октября в документе пропала строчка прямо говорящая, что инспектор ГИБДД не вправе препятствовать водителю производить фото- и видеосъемку и запись разговора на диктофон.

Многие автолюбители, ознакомившиеся с документом, решили, что это является прямым запретом на съемку инспекторов. Их мнение разделили и разнообразные эксперты. На самом деле дела обстоят совершенно иначе.

Хуже всего, что некоторые также посчитали, что теперь снимать их на рабочем месте водителям нельзя. В некоторых случаях водителей, которые пытались протестовать реализации своего законного права инспекторы грозились привлечь за неповиновение законному распоряжению инспектора. Статья 19.3, что могло грозить гражданам штрафом от 500 до 1.000 рублей и арестом на 15 суток.

Никто на законодательном уровне не запрещал собирать доказательства правонарушений инспекторов любым законным способом, исключая прямого запрета, оговоренного в законе.

Как пояснил высокий чин в ведомстве (начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаил Черников) отвечая на запрос депутата Ярослава Нилова четко дал понять, что норма была убрана из нового регламента ввиду того, что регулируется другими законами.

"Право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закреплено в статье 29 Конституции РФ", - отметил начальник Госавтоинспекции.

"Обязанности сотрудника полиции по соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения, а также разъяснению причин и оснований ограничения их прав и свобод закреплены в подпункте 7.2 и пункте 45 административного регламента. Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использование фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры без наличия предусмотренных законодательством РФ оснований в административном регламенте не содержится", - заявил представитель МВД РФ.

Начиная с 20.10.2017 вступил в силу Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения». Задолго до введение в действие данного Регламента в СМИ и интернете стали высказываться мнения о том, что инспекторов ДПС теперь снимать запрещено, и что новый регламент работы ДПС не разрешает водителям снимать на видео общение с инспекторами и другие похожие статьи. В некоторых комментариях под указывается, что водители совсем лишились такого права, в других говориться, что такое право осталось, несмотря на его исключение из действующего Административного регламента, однако никаких доводов и обоснований этому не приводится. Даже в ряде СМИ на центральных ТВ каналах присутствовала информация, что с введением в действие нового Административного регламента съемка на видео инспектора ДПС может обернуться привлечением к административной ответственности по ч. 1. ст. 19.3 (неповиновение законному требованию сотрудника полиции) и грозящей наказанием до 15 суток ареста. Так как же обстоят дела на самом деле? Допустимо ли осуществлять видео фиксацию действий сотрудников ГИБДД при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также в случае, если инспектор превышает их, совершает незаконные действия? Об этом вы узнаете ниже.

Допустимо ли снимать на видео сотрудников ДПС?

В ранее действовавшем Административном регламенте было четко закреплено право водителя снимать на видео общение с работниками ГИБДД, а также право использовать для фиксации разговора звукозаписывающие устройства, причем инспектор был не вправе препятствовать этому. Инспектор в свою очередь тоже имел право снимать видео. Что изменилось с введением в действие нового Административного регламента? На самом деле по сути ничего не изменилось, просто пункт, который прямо закреплял названные права водителя, не нашел прямого отражения в новом Регламенте. Однако от этого право водителя фиксировать действия любых полицейских никуда не исчезло.

Какой закон допускает видеосъемку сотрудников ГИБДД?

В первую очередь, чтобы разобраться, можно ли снимать на видео действия сотрудника ГИБДД или записывать разговор с инспектором на диктофон, следует понять, что такое Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664, которым утвержден Административный регламент. Приказ этот не что иное, как ведомственный подзаконный акт, проще говоря, внутренний документ для сотрудников ГИБДД, которым установлены правила поведения только в отношении сотрудников ДПС в той или иной ситуации при исполнении ими служебных обязанностей, вытекающей из его названия. По большому счету данные документ не имеет прямого отношения к водителям и не распространяется на участников дорожного движения. Термин «подзаконный акт» говорит сам за себя. Это значит, что данный документ по своей юридической силе стоит ниже федеральных законов (т.е. «под законами»), принимается в соответствии с законами и не должен им противоречить. Если какие-то правоотношения, урегулированные в федеральном законе, не нашли своего отражения в вытекающем из него подзаконном акте, то применяются положения закона. Таким образом, если право водителя фиксировать общение с работниками ДПС с помощью видео- и звукозаписывающих устройств не закреплено в Приказе МВД России от 23.08.2017 года № 664, то это вовсе не означает, что такого права водители лишились. В данной ситуации допустимо обратиться к нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Действующее законодательство не содержит запрета производить видеосъемку при общении с сотрудником ГИБДД. Напротив, видеофиксация водителем действий служителей правопорядка, в том числе в области безопасности дорожного движения допускается законодательством. В части 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации сказано, какими нормативными актами и в каких случаях могут ограничиваться права и свободы человека и гражданина. Такое ограничение возможно федеральным законом. Однако ограничение это может быть установлено только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Частью 1 статьи 8 Закона «О полиции» предусмотрено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. В случае существующего запрета на использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета с указанием соответствующего нормативного правового акта. Из приведенных правовых норм следует, что право водителя снимать на видео все действия сотрудников ДПС никуда не исчезло. В том случае, если сотрудник ГИБДД препятствует съемке на видео аппаратуру, при этом не может разъяснить причину и основания запрета, не может указать, каким нормативно правовым актом установлен такой запрет, его требование прекратить видеофиксацию является противозаконным. В этом случае лицо, которое, несмотря на такое требование сотрудника ГИБДД, снимает последнего на видео, не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному требованию сотрудника полиции).

Разъяснения ГИБДД: можно ли снимать сотрудников ДПС

На сайте ГИБДД появилось разъяснение о некоторых спорных положений нового Административного регламента. Ниже приведена выдержка из указанного разъяснения:

Госавтоинспекция поясняет: инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи. Ограничение такого права возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций. Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру. Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Как теперь понятно из приведенных норм законодательства и разъяснений инспекции, снимать на видео сотрудников ГАИ можно, если нет законодательно установленного запрета.

Вести съемку можно любым средством — видеорегистратор, видеокамера или мобильный телефон. Однако запрещено использовать спецсредства для осуществления скрытой записи, незаконное приобретение, изготовление или сбыт которых в России запрещен и уголовно наказуем вплоть до лишения свободы сроком до 4-х лет. Также в связи с отсутствием в Административном регламенте прямого разрешения на видеосъемку, думаю, что сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать этому. Даже при наличии в старом регламенте разрешения на использование водителем средств видеозаписи каждый второй инспектор считал, что снимать его на видео нельзя. Теперь же с введением в действие нового руководства для сотрудников инспекции, не удивлюсь, если спорных ситуаций, связанных с видеосъемкой, станет больше. Еще раз напоминаю, если сотрудник ГАИ препятствует проведению съемки, при этом не разъясняет причину и основания запрета, не может указать, каким нормативно правовым актом установлен такой запрет, то его требование прекратить снимать является незаконным. В случае составления в отношении вас протокола по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ за неподчинение законному требованию инспектора ДПС ГИБДД, обратитесь за помощью к адвокату по административным делам, который разберется в правомерности привлечения вас к ответственности. Кроме того помните, что при возникновении любой спорной ситуации вы можете позвонить по телефону доверия (номер телефона должен быть указан на каждом патрульном автомобиле). Помимо этого можете позвонить по номеру 112, а также по нижеуказанным телефонам.

Законодательство РФ не содержит запрета на фото- и видеосъемку сотрудников силовых ведомств (МВД, Росгвардии, ГИБДД и т.д.), находящихся при исполнении служебных обязанностей.

Какие законы разрешают снимать полицию на видео

Правовое обоснование:

1. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 деятельность госорганов и их должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости.

В частности, граждане имеют право осуществлять контроль за действиями служащих государственных ведомств, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов человека.

3. Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов гарантирует целый ряд федеральных законов:

  • в соответствии с п. 1 ст. 8 № 3-ФЗ от 07.02.2011 деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства:
  • о проведении оперативно-розыскной деятельности;
  • об уголовном судопроизводстве;
  • о сохранении государственной или иной тайны, охраняемой законом;
  • о производстве по делам, связанным с административными правонарушениями;
  • о соблюдении прав граждан (организаций, общественных объединений).
  • согласно ст. 3 № 273-ФЗ от 25.12.2008 публичность и открытость деятельности государственных ведомств является основным принципом противодействия коррупции;
  • в соответствии со ст. 4 № 8-ФЗ от 09.02.2009 граждане имеют право на свободу получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных ведомств и органов местного самоуправления любым законным способом;
  • согласно ст. 3 № 58-ФЗ от 27.05.2003 деятельность госорганов должна быть доступна общественному контролю, поскольку такая позиция является базовым принципом построения и функционирования системы государственной службы.

В каких случаях нельзя снимать сотрудников полиции на видео

В соответствии с положениями ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании действующего федерального закона, но только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны, безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, основ конституционного строя.

В случае существующего запрета на проведение фото- или видеосъемки сотрудник полиции должен объяснить гражданину причину и основание такого запрета, то есть назвать нормативный акт, которым он руководствуется в данной ситуации. Например:

  • ст. 5 закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 — защита сведений, составляющих государственную тайну;
  • ст. 12 № 144-ФЗ от 12.08.1995 – защита информации об оперативно-розыскной деятельности и т. д.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями МВД РФ, запрещается осуществлять фото- и видеозапись внутри отделений внутренних дел, за исключением помещений, предназначенных для приема граждан.

В качестве обоснования данной позиции министерство ссылается на подп. 25 п. 1 ст. 13 № 3-ФЗ, согласно которому органы полиции имеют право устанавливать пропускной и внутриобъектовый режим в помещениях ОВД с целью обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности.

При этом руководитель территориального подразделения МВД РФ имеет право по собственному усмотрению разрешить проведение съемки в помещении ОВД без дополнительного согласования с вышестоящими инстанциями.

Можно ли снимать сотрудников ГИБДД на видео

В последней редакции Административного регламента по надзору за соблюдением ПДД, утвержденного приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664 (далее – Регламент), отсутствует пункт, запрещающий инспектору ДПС препятствовать водителям, использующим записывающие устройства, если такие действия не противоречат законодательству.

Согласно разъяснениям начальника ГУ по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, норма была убрана из Регламента, поскольку она регулируется иными нормативными актами.

В соответствии с п. 7.1. и 7.2. Регламента инспектор ГИБДД обязан:

  • знать Конституцию РФ, законодательные и иные правовые акты в сфере внутренних дел;
  • обеспечивать исполнение вышеуказанных норм;
  • соблюдать права и законные интересы граждан.

Кроме того, согласно п. 45 Регламента во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участников дорожного движения, сотрудник ДПС обязан разъяснить основание и причину применения таких мер.

Таким образом, положений, позволяющих инспектору запретить водителю использование фото-, видео- или звукозаписывающей аппаратуры без наличия особых обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ, регламент не содержит.

Может ли сотрудник ГИБДД снимать нарушителя на телефон

В соответствии с п. 40 Регламента для видеозаписи процессуальных действий, которые проводятся без участия понятых, сотрудник ДПС имеет право использовать цифровую аппаратуру: фотоаппараты с режимом видеозаписи, видеокамеры, видеорегистраторы и прочие устройства.

Согласно п. 76 Регламента при осуществлении надзора за дорожным движением допускается применение специальных технических средств, принадлежащих госорганам, а также использование иных средств аудио-, фото- и видеозаписи.

Таким образом, инспектор ГИБДД может производить съемку на телефон.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 26.7 КоАП РФ к вещественным доказательствам относятся материалы фотосъемки, видео- и аудиозаписи, а также иные носители информации. Так что данные материалы могут служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (подп. 4 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Можно ли фотографировать удостоверение сотрудника полиции

В нормативных актах не содержится ограничения на съемку не только самого сотрудника государственных органов, но и его служебного удостоверения, предъявляемого гражданину в качестве подтверждения полномочий данного лица.

Например: если при общении с сотрудником органов человек вел видеосъемку, и на записи зафиксирован момент, когда должностное лицо предъявляет удостоверение, то ничего противозаконного в такой ситуации нет.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 5 № 3-ФЗ сотрудник полиции, обращающийся к гражданину, обязан: назвать свою фамилию, звание, должность, предъявить удостоверение, а также в случае необходимости сообщить телефон подразделения МВД, в котором он служит.

То есть специально предъявлять свой служебный документ именно для того, чтобы гражданин мог его сфотографировать, полицейский не обязан, поскольку законом такая норма не предусмотрена.

Ответственность за незаконное ограничение съемки

Если сотрудник внутренних органов запретил гражданину использовать записывающее устройство без законных оснований, но при этом действия полицейского не нанесли существенного вреда самому заинтересованному лицу или его имуществу, то такое нарушение квалифицируется как самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ).

Если же гражданину или его имуществу был нанесен существенный вред, то такие действия считаются преступлением, ответственность за которое регламентируется ст. 330 УК РФ. Кроме того, сотрудник полиции будет привлечен по ст. 286 УК РФ за превышение должностных полномочий.

Вышеперечисленные нормы могут быть применены и в случае принудительного удаления записей из памяти устройства, при этом ссылаться на нормы, установленные ст. 1252 ГК РФ (защита прав путем уничтожения материального носителя), сотрудник полиции не может, поскольку положения данной статьи применяются только в отношении контрафактной продукции.

Незаконное изъятие записывающей аппаратуры или флеш-карты является открытым хищением чужого имущества и карается как грабеж в соответствии со ст. 161 УК РФ.

Ответственность для гражданина, незаконно проводящего съемку

Если сотрудник внутренних органов на законном основании запрещает проведение съемки, то в случае неповиновения должностному лицу, находящемуся при исполнении служебных обязанностей, на гражданина налагается ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ.

При этом нарушителю может грозить как административный штраф, так и
арест на срок до 15 суток.

Список источников

1. Статья 29 Конституции РФ.

2. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию».

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018).

4. Статья 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

5. Статья 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции».

6. Статья 3 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

7. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (с изменениями и дополнениями).

8. Статья 12 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности».

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства.

11. Статья 5 закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне».

12. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

13. Статья 26.7 КоАП РФ. Документы.

14. Статья 28.1 КоАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении.

15. Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство.

16. Статья 330 УК РФ. Самоуправство.

17. Статья 161 УК РФ. Грабеж.

18. Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий.

19. Статья 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.

20. Статья 1252 ГК РФ. Защита исключительных прав.