Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя. «Применение современных воспитательных технологий Современные педагогические технологии в воспитательной деятельности

Карасуская основная школа

Тема: « Применение современных технологий в воспитательной работе»

Подготовила: Зам директора по ВР Сейтжанова А.Е.

"Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.

Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются.

Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…

Учитель призван реализовывать мечты детей…"

А.А. Захаренко

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.

Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру села, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах, современных детей воспитывает, применяя современные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

    по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

    по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

    по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

    по подходу к ребёнку

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Краткий экскурс в теорию воспитания (таблица 1)

Название технологии

Характеристика технологии

технологии организации и проведения группового воспитательного дела

Воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

    Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

    Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

    Завершение

    Проекция на будущее.

Технология здоровьесберегающая.

    Медико-гигиенические технологии (МГТ).

    Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

    Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

    Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Технология проектного обучения

Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.

Технологии личностно-ориентированного обучения (в системе доп. образования)

Создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. Различают:

    гуманно-личностные технологии

    технологии сотрудничества (т. педагогического общения, т. педагогического разрешения конфликта, т. предъявления педагогического требования, т. педагогической оценки поведения и поступков детей

    технологии свободного воспитания.

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) («Шесть шляп мышления»)

формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

Позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Технологии воспитания на основе системного подхода

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Технология самосовершенствования личности школьника

Технология саморазвития личности позволяет:

осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;

формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;

формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу

Технология КТД

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология гуманного коллективного воспитания

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Воспитательные технологии условно можно разделить на следующие виды (таблица 2)

Структура современной воспитательной технологии

    Педагогические цели

    Концептуальная основа

    Деятельность

    Система отношений между всеми участниками воспитательного процесса

    Управление

    Комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям

1. Технология индивидуального воспитания

Технология индивидуализированного воспитания

Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:

1) воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);

2) ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;

3) ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.

Классификация этапов технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания

1 этап - постановка проблемного вопроса;

2 этап - фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;

3 этап - включение учащегося в ситуацию;

4 этап - высказывание «Я-позиции» по решению предложенной ситуации;

5 этап – рефлексия;

6 этап – выбор норм поведения;

7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу

2. Классификации технологии коллективного воспитания учащихся

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Ситуационный классный час

Капля воды

«Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Как нужно было поступить школьникам?

Почему бабушка, глядя вслед ученикам, покачала головой?

Ситуация из реальной жизни

Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще кричит:

Заснули, что ли?

Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:

Танечка, разве можно так стучать?

А ты что, оглохла?

Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

Опять платье не выстирала? – доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос.

Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.

У тебя вечно так …

Задание:

Что значит «быть» или «казаться», «жить» или «демонстрировать» себя?

Что бы Вы посоветовали Тане и ее маме?

Вопросы для самостоятельных рассуждений и ответов

    Как реализуется в Вашем коллективе принцип: «Один за всех, и все за одного»? Приведите примеры.

    Народная пословица гласит: «Человек – то, что он сам из себя сделал». Подумайте, что делаете Вы для своего совершенствования. Как вы работаете над воспитанием устойчивых черт личности, которые будут определять Ваше поведение в различных жизненных обстоятельствах?

    «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», - писал Н.Г. Чернышевский. Так ли? Выскажите свое суждение. А как Вы изучаете самого себя?

    Человечность распространяется не только на человека. Как Вы понимаете смысл этой фразы?

3. Технологии коллективного воспитания

Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен

Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся

    изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);

    подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса);

    представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);

    направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);

    помощь группе в претворении ее решений в действие

Технология принятия общих решении в классе.

Книга больших идей - в ней с первых дней учебы детей в школе должна находить отражение вся жизнь классного сообщества. Одновременно она является и классной конституцией, сводом правил и норм поведения, принятых в данном классе)

Книга больших идей включает в себя 30 таблиц, которые заполняются и педагогом, и детьми:

«Наше классное сообщество»;

«Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует…»);

«Необсуждаемые правила нашего учителя»;

«Физические потребности»;

«Таблица упражнений на случай пожара»;

«План поведения в чрезвычайной ситуации»;

«Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»);

«Социальные потребности»;

«Жизнь в нашей школе»;

«Наша игровая площадка»;

«Наша столовая»;

«Наши туалетные комнаты»;

«В школу и домой»;

«Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.);

«Правила по составлению правил»;

«Составление правил для решения наших проблем»;

«Учимся на собственных ошибках»;

«Домашняя работа»;

«Помощники в школе»;

«Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады);

«Оставаться здоровым»;

«Здоровье и посещение школы»;

«Подменный учитель»;

«Школьное имущество»;

«Законы нашей страны»;

«Законы образования»;

«Законы, обеспечивающие заботу о детях»;

«Права и обязанности»;

«Жизнь на нашей планете»;

«Забота о нашем мире»

4. Тренинговые технологии воспитания

Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Классификация тренингов по социальной направленности

    социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста)

5. Статичные формы воспитательной работы (тип -представление)

    Фронтальная беседа

  • Дискуссия

  • «Яблоня возможностей»

    Представление-соревнование

    «Шесть шляп мышления»

6. Формы статично-динамичной воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)

    Трудовая акция (субботник)

    Подготовка к представлению

    Ситуационно-ролевая игра

7. Динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие»)

    Экскурсия

    Экспедиция

Данную технологию можно применять в различных ситуациях, как на уроках, так и в процессе воспитательной работы с детьми. Предлагаемый метод универсален с точки зрения возрастных границ, его можно применять и при работе с педагогами. Хочется отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно он взял в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учит учитель, а того, кто у него учится.

Таблица 2. Воспитательные технологии условно можно разделить на следующие виды:

Современные воспитательные технологии и их классификации

технологий индивидуального воспитания

технологии коллективного воспитания

тренинговые технологии воспитания

статичные формы воспитательной работы (тип -представление)

статично-динамичные формы воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)

динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие»)

    модель технологии индивидуализированного воспитания;

    модель индивидуального рефлексивного самовоспитания

    модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе - тьюторствомодель педагогического сопровождения

    технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся

    технология принятия общих решении в классе

    Ситуативные технологи

(Ситуационный классный час

    коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом);

    когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);

    социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста

    Торжественное собрание детского коллектива

    Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь)

    Фронтальная беседа

    Дискуссия

    «Яблоня возможностей»

    Представление-соревнование

    «Шесть шляп мышления»

    Танцевальная программа (дискотека, бал)

    Вечер общения в импровизированном кафе

    Трудовая акция (субботник)

    Изготовление объекта демонстрации

    Подготовка к представлению

    Ситуационно-ролевая игра

    Продуктивная (инновационная) игра

    Шоу-технологии

    Экскурсия

    Экспедиция

Эльвира Блинова
Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей

Методический семинар"Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей » " (Блинова Э. Н.)

Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка . Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах . Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.

На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию , к самореализации и саморегулированию отношений. Учитель начальных классов ещё является классным руководителем . Учителя начальных классов как классные руководители работают в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Введение ФГОС потребовало в соответствии с нормативно правовыми документами использовать современные технологии в воспитательной работе . Что такое воспитание ?

Современный французский ученый Легувье так определил науку воспитания : «Воспитание – это наука , которая обучает наших детей обходиться без нас»

От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Под воспитаниемещё понимают комплекс технологий , направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. В современных обществах выработан набор технологий призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти.

Воспитательная технология – совокупность форм , методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств , позволяющая достигать поставленные воспитательные цели . Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка . В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания . Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии :

Современные воспитательные технологии :

технология проектного обучения ;

личностно-ориентированная технология ;

технология здоровьесберегающая ;

технология учебной деловой игры;

технология развития критического мышления;

технология КТД И . П. Иванова;

технология проведения учебных дискуссий;

технология педагогической поддержки;

технология создания ситуации успеха;

шоу-технологии ;

ситуативные технологии .

Процесс саморазвития и самореализации личности - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своего личностного потенциала. Этот процесс предполагает творчество, свободу и самостоятельность. Подробнее остановлюсь на технологии создания ситуации успеха. Считаю эту технологию эффективной в работе учителя и классного руководителя для развития и самореализации личности младших школьников"

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства –это первая заповедь воспитания . Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости –источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха . Важно иметь в виду, что даже разовоепереживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенноесли это касается учебы. Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении –это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Создание ситуации успехана уроке является важным принципоммоей работы . Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Вот какие технологические приёмы я применяю в своей практике.

1. "Добрая песня"

В нашем классе появилась добрая традиция начинать учебный день с доброй песни, а песня, как известно поднимает настроение, снимает напряжение, а в понедельник помогает особенно - до конца проснуться и приступить к занятиям. Первой нашей песней стала песня "Дорога добра". Мы выучили песни "Чему учат в школе?", "Осень листьями шурша", "Мамина улыбка" и другие. Тематику песен я подбираю таким образом, чтобы реализовать через них учебно- воспитательные задачи

2."Похвала" – очень действенный и тонкий педагогический инструмент.

Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу» ? Для этого важно соблюдать следующие правила. Применяю золотые правила похвалы.

Слайд №6Золотые правила учительской похвалы

1. Хвалите за старательность!

Хвалю ученика за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так : «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе , повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить : «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!»

2. Хвалите действия, а не личность!

В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. Хочу привести такой пример. У меня в классе есть ученик , Куликов Егор, который пишет левой рукой . Я знаю, ему очень нелегко приходилось в первые дни учёбы, когда его не слушалась ручка. Буквы и цифры выходили неуклюжими, дрожащими, часто теряли строчку. Но я видела, его сильное желание и старание писать лучше и красиво. Подходила к нему и тихонечко, поглаживая его за плечи говорила, что сегодня ему этот элемент буквы удалось написать лучше, завтра ты постараешься справиться с правильным написанием и целой буквы и даже слова, но для этого нужно работать , развивать свои способности, и не огорчаться, если что-то сразу не удаётся. Я видела его искреннюю улыбку и понимала, что он верит в это и будет работать над улучшением своего результата. В настоящее время я могу ставить его письмо для примера другим ученикам приговаривая, что терпение и труд всё перетрут.

3. Четко обозначайте, за что хвалите!

Для меня важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность , вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке технологии можно обратить внимание на детали работы и сказать : «Какую красивую бабочку ты слепила" Как тебе удалось так ярко изобразить её!" При этом рекомендуется избегать общих фраз : «Ты умница! Настоящая мастерица!"

У меня в классе есть девочка , которая не так активна на уроках математики и русского языка. Но какое удивление она у меня вызвала, когда я увидела её работу из пластилина на уроке технологии . Я попросила эту девочку представить свою работу всему классу и рассказать о ней . По её глазам и улыбке было видно, как она была рада своему успеху, а дети на перемене окружили её и выражали своё восхищение. Ни у кого не возникло плохого чувства зависти. Но тут нужно попросить и другого ученика показать свою работу , чтобы не противопоставлять одного ученика всему классу .

4. Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.

5. Останавливайтесь на хорошем!

Как легко с помощью одного слова повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, на уроке математики я могу похвалить ребёнка за правильное решение примеров, верное выполнение конкретного задания. Если учитель захотел похвалить школьника на уроке, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась .

Похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.

6. Хвалите без сравнений!

Важно, чтобы похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Никита молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай .

7. Подкрепляйте похвалу!

Похвала, подкрепленная улыбкой, мимикой, открытыми жестами обладает большей силой и эффективностью .

8. Запаситесь «Я-посланиями» !

Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я - послание» . Например, я могу похвалить ученика на уроке литературного чтения так : «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников .

Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная.

3." Моя копилка"

Продолжая говорить о ситуации успеха, хочется рассказать и о реализации самооценки своей деятельности обучающимися. Как это интересно организовать? Предложила ребятам копилку добрых знаний и умений. В прозрачную баночку складываем фасоль или горошинки. Почему в прозрачную? Ребёнок должен видеть, не заглядывая внутрь баночки, свой результат достижений. Фасоль символизирует полученные знания, а горох - умения, то есть, чему он научился на уроке и не только на уроке, но и во внеурочной деятельности и просто в жизни. На баночку можно наклеить весёлый смайлик. На другую баночку приклеить смайлик с грустным выражением лица. Положить туда также фасоль и горошинки. Но они уже будут символизировать плохие привычки, с которыми нужно бороться и избавляться от них. Например : с привычкой грызть ручку, забывать делать зарядку по утрам, работать над тем , что ещё не получается. Эту копилку дети пополняют самостоятельно дома. Заводят их они тоже по желанию. Один раз в месяц я прошу принести свои копилки на классный час и рассказать о своих успехах и над чем им ещё предстоитработать . На родительском собрании я рассказала о них. Родители задали такой вопрос :"А не может быть так, что ребёнок может просто так положить эту фасоль в банку?" Этот вопрос я ждала и заранее была готова к этому. Я им утвердительно ответила, что нет. Ведь вся суть в этом. А именно в доверии к ребёнку и в том, что он понимает это и не желает нас огорчать.

Слайд №7 Мои первоклассники со своими копилками

4.«Скорая помощь» .

Есть такой конверт с названием "Скорая помощь" На урок или классный час приходит сказочный или книжный герой с этим конвертом. В конверте лежит просьба о скорой помощи. Буратино приходит с просьбой помочь научить писать буквы, слова и т. д. "Сорока" -найти допущенные ошибки, "Незнайка" - приходит, когда дети могут помочь ответить на интересующий его вопрос и т. д. Дети очень отзывчивы и охотно стараются помочь этим героям. Такая мотивация создаёт ситуацию успеха.

5. "Важное дело"- или "Утренняя почта"

Держа конверт в руках сообщаю своим ученикам, что получила "Утреннюю почту". Здесь очень уместно спросить :" Интересно ли им узнать, что в нём?" Открываю конверт, достаю чистый лист бумаги. Дети в замешательстве. Но тут сообщаю, что письмо зашифровано и нам предстоит очень важное дело- расшифровать его. Для этого мы должны найти ответ на вопрос, например : "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" интрига в том, что чистый лист кладу обратно в конверт, а в конце урока достаю уже расшифрованный с помощью учеников лист, где напечатан краткий ответ на поставленный в начале урока вопрос. Читаю письмо после того как дети сами дадут на поставленный вопрос ответ. Благодарю ребят за ту важную работу , с которой дети справились. Правильно расшифровали письмо и помогли прочитать.

Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания провожу различные праздники, открытые уроки, экскурсии, вовлекаю детей в акции,

Демонстрирую слайды.

Слайд №8, 9 :Открытый урок математики для детского сада

Слайд №10, 11 : Праздник "День Матери

На хорошей эмоциональной ноте прошёл праздник "День Матери" Все ребята и родители были задействованы. Конкурсы подбирала таким образом, чтобы ребёнок обязательно участвовал вместе с мамой. Для каждого ребёнка была создана своя небольшая ситуация успеха, а для мам и бабушек хорошее настроение.

Слайд №12 :

Завели мы добрую традицию поздравлять именинников. Поздравляя с днем рожденья, дети учатся говорить друг другу комплименты и с благодарностью принимать их. Я в такие моменты стараюсь подчеркнуть все положительные стороны именинника, чтобы остальные ребята на это тоже обращали внимание.

Слайд №13 :

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса , в проведении конкурсов и затей, в изготовлении кормушек, в других творческих делах.

Слайды №14- 16

Проводила родительские собрания на темы : «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела , о необходимости посещения занятий (кружков, секций по интересам) ; «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье» , «Роль самооценки в формировании личности» и др. В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома .

Своё выступление хочу закончить такими словами.

Создание ситуации успеха в школе - один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию , воспитание сильных черт характера. Это как гарантия всестороннего развития и самореализации личности младших школьников.

Другими словами : успех в учебе и в делах сегодня - успех в дальнейшей жизни.

СЛАЙД №17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Современные воспитательные технологии Технология - определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей.

  • Воспитательная технология - это научно- обоснованное взаимодействие учителя c детьми, производимое в целях максимального развития личности ребенка как субъекта окружающей действительности.
  • Игровые технологии
  • Диалоговые технологии
  • Технология проблемного диалога
  • Технология критического мышления
  • Педагогика творчества
  • Технологии рефлексивного
  • воспитания
  • Технология изучения эффективности
  • воспитательного процесса
  • Технология саморазвития
  • Технология портфолио
  • Тьторская технология
  • Прогрессивные технологии
  • Технология воспитания
  • этической культуры
  • Педагогика успеха
  • Event - технология
Игровые технологии
  • Цель: Воссоздание и усвоение общественного
  • опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
  • Сущность: Социальное развитие ребенка путем исполнения различных социальных ролей в ходе реализации функций игры: познавательной, развивающей, формирования нравственных оценок, социального закаливания, проектирования собственной деятельности.
  • Методы и средства : Использование игры как метода диагностирования, коррекции, развития нравственных качеств, формирования САМости, развития фантазии, креативности мышления, творчества, как средство создания ситуации успеха.
:
  • Практические действия:
  • Практическое вовлечение ученика в различные виды игровой деятельности: спортивной,интеллектуальной, развивающей, развлекательной.Применение игр - тренингов, игр - упражнений, игр – тренировок, игр логических, ролевых, стратегических, экономических исторических, приключенческих, деловых и пр.
  • Итог: Учащийся умеющий управлять собственным поведением в различных жизненных ситуациях, развитой коммуникацией и сферой САМости, умеющий планировать свою жизнь и логически мыслить.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Цель: Формирование самостоятельного мышления. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего».
  • Сушность: культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, критические позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе.
  • Методы и средства: систематизация материала (кластеры, таблицы, логические цепочки…предположения по опорным словам, методы активного восприятия нового (дневники, путевые журналы,маркировки ит.д.) , стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»).
  • Практические действия реализация мотивационной функции (вызов) - (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)
  • реализация информационной функции – (осмысление ) - (получение новой информации по теме, классификация полученной информации по категориям знаний).
  • реализация коммуникационной функции – (рефлексия ) - (обмен мнениями о новой информации, побуждение к дальнейшему расширению информационного поля, соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
  • Результат: это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Цель: формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания,которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе общественных норм.
  • Сушность: С помощью рефлексий достигается соотношение своего сознания, ценностей,
  • мнений с ценностями, мнениями, отношениями другого человека, группы людей, общества в целом (общечеловеческими ценностями).
  • Методы и средства: Диалог педагога с внутренним «я» ученика, воспитанника.
  • Диалог ученика, воспитанника со своим внутренним «я».
  • Диалог педагога со своим внутренним «я».
  • Практические действия
  • 1.Выявление ощущений как процесс перевода бессознательного в сферу сознания, который достигается путем сосредоточивания, концентрации внима ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ния человека на себе, на своем внутреннем состоянии.
  • 2. Анализ ощущений. Представляет собой процесс поиска причин возникновения выявленных ощущений путем отслеживания собственных действий в течение определенного времени.
  • 3. Использование и создание ситуаций, требующих нравственного выбора ребенка.
  • 4.Индивидуальное консультирование и поддержка процесса развития рефлексии у ребенка.
  • Результат: Установление обратной связи
  • Выявление уровня понимания информации «здесь и сейчас».
  • Ценностное отношение к информации.
  • Развитию личностных качеств, необходимых для осознанной деятельности.
  • Создание здоровьесберегающей среды.
Диалоговые технологии
  • Цель: овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога.
  • Сушность: в ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения, вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
  • Методы и средства: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.
  • Практические действия
  • Этапы диалоговой технологии:1 этап: ВВОДНЫЙ (ЗАВЯЗКА , выявляющая проблему) Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование интереса к проблеме. 2 этап: ОСНОВНОЙ (Диалог в разных модификациях)
  • 3 этап: ИТОГОВЫЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (КОНСОЛИДАЦИЯ и РЕФЛЕКСИЯ).
  • Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения.
  • Результат: В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. а также воспитание молодых людей с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Цель: Показ приоритета духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника.
  • Сущность: Актуализация нравственного потенциала, для формирования чувства собственного достоинства, ответственности, гуманизма (ядра личности).
  • Методы и средства : Методика этического диалога, учебная и внеурочная деятельность, создание ситуаций нравственного выбора.
  • Практические действия: Проведение уроков этики; Организация внеурочной деятельности этической направленности; Практическая деятельность по реализации нравственного потенциала (волонтеры, группы доброты и милосердия, шефская помощь, акции доброты и пр.). Результат: Нравственное становление личности школьника
Event- технология
  • Цель: изучение и применение совокупности воспитательных, дидактических возможностей для реализации личностных интересов и потребностей школьника, формирования позитивного отношения к миру.
  • Сушность :В обобщенном виде педагогическая технология представляет собой продуманную во всех деталях модель взаимодействия педагогов и воспитанников по проектированию, организации и функционированию учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения комфортных условий для личностного развития ученика-воспитанника (с учетом человеческих, технических, материальных ресурсов) и оптимизации форм его образования.
  • Методы и средства: распространение знаний о культуре досуга: транслирование информации о многообразии видов и форм досуга; передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре; формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга; реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества.
  • Результат: реализация личностных запросов и потребностей; раскрытие качеств и свойств личности, их развитие; формирование коммуникативной культуры участников, развитие отношений между его участниками; психотерапевтическая помощь участникам; обучение работе в команде; познание окружающей действительности; личностное самоопределение; освоение, сохранение и передача традиций, принятие инноваций.
ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА
  • Цель: Воспитание творческой личности
  • Сущность: Перевод ребенка на субъектные позиции для предъявления и развития индивидуальных способностей, заключающихся в осознании личных целей, искусства достижения внутренней гармонии и уравновешенности, развитии чувства реальности, самостоятельности, открытости, сочувствия, умения жить без конфликтов, развитие сильных сторон характера.
  • Методы и средства: Через создание творческих ситуаций (игровых, соревновательных, ситуаций заботы, исследовательских и пр.)
  • Через средства искусства , различные предметы и явления окружающего мира,общечеловеческие нормы и ценности, правила окружающей действительности.
  • Практические действия : непосредственное участие в работе кружков, клубов, секций, занятия в школе искусств, соревнованиях, ктд, погружение в творческую деятельность на многообразных площадках, где можно проявить свои способности и таланты: участие в КВН, смотрах талантов, конкурсах и т.д.
  • Результат: Учащийся, обладающий креативностью мышления, т.е. cамостоятельностью, конструктивностью, активностью, продуктивностью, гибкостью, оригинальностью, богатством идей (фантазией), готовностью к эксперименту,способностью мыслить проблемно,умением принимать решения,
  • не бояться ошибок, способностью идти
  • на риск.
Педагогика успеха
  • Цель: Создание условий для полноценного развития школьника за счет удовлетворения его потребностей в самореализации и уважении.
  • Сущность: Восхождение по лестнице достижений, обусловленной гуманистическими принципами, при наличии постоянной системы стимулирования и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех.
  • Методы и средства: Создание ситуаций успеха в учебной и внеучебной деятельности как средства духовного единения коллективов,учителей, учеников и родителей.
Практические действия: Годовой круг творческих дел,праздников, традиций,все виды школьной деятельности: трудовой, общественной, учебной,спортивной, художественной и т.д.
  • Результат:
  • Ученик, обладающий креативностью мышления, понимающий свои жизненные потребности, умеющий их реализовать, преодолевать трудности и решать проблемы соответственно нравственным и социальным нормам общества, верящий в свои силы и возможности.
Технология саморазвития личности школьника
  • Цель: Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности школьника
  • Сущность: Перевод ребенка с природными потребностями саморазвития (познания, самоутверждения, самовыражения, безопасности) на уровень готовности к самостоятельной жизни, т.е. вывод личности ребенка в режим саморазвития
  • Методы и средства: Дифференциация по интересам, личностный подход, индивидуальные программы, диалог, игровые методики, развивающие технологии, исследовательские методы, проблемное обучение, педагогика сотрудничества и т.д.
Практические действия: Объединения по интересам,внеурочная творческая, художественная, техническая, общественная деятельность, участие в работе органов самоуправления, профессиональные пробы,психотренинги, профильные занятия: педкласс,менеджмент, деятельность в НОУ, мастерских различного профиля,ведение здорового образа жизни…
  • Результат:
  • Учащийся, как активный, инициативный,
  • самостоятельный законопослушный гражданин,
  • будущий заботливый семьянин, просвещенный
  • культурный человек, способный к постоянному
  • жизненному самосовершенствованию.
Тьюторская технология
  • Цель: научить ребенка учиться самостоятельно
  • Сушность: помощь в налаживании индивидуального процесса образования; выявление погрешности в организации самообучения; согласование обучения и воспитания; помощь в распределении нагрузок, т.е.создание условий для разностороннего развития личности и обучению ребенка навыкам самообразования.
  • Методы и средства: проектирование,исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, интегративные образовательные экспедиции,портфолио, развитие критического мышления,творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.
  • Практические действия:
  • 1. создание среды выбора;
  • 2. навигация, т.е. обсуждение преимуществ и имеющиеся риски выбранного;
  • 3. обсуждение следующего шага в реализации образовательной программы.
  • Результат : молодой человек приобретший и развивший навыки к самостоятельному обучению.
Технология педагогической поддержки
  • Цель: Устранение препятствий в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением,успешным продвижением в обучении, с деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным,профессиональным и этическим выбором
  • Сущность: Поддержка ребенка как субъекта свободного самосознания, свободной деятельности, свободного поведения на основе согласия ребенка,опору на его потенциальные возможности, веру в эти возможности, реализации принципа “Не навреди!” и т.д.
  • Методы и средства: Положительная реакция на ситуацию,
  • применение исследовательских методов: диагностики, поиска,
  • рефлексии, построения индивидуальной программы, самоанализа
  • и пр.
Практические действия: Построение общности: учитель + ученик на основе сотрудничества и договоренности. Поддержка самокоррекции, и самостоятельности в выборе решения, соблюдение конфедециальности (анонимности), действия по защите здоровья и человеческого достоинства
  • Результат: Ученик, относящийся к собственной жизни как к самоценному дару, реализовать который его жизненная задача (умеющий двигаться к самому себе, достигать самостоятельно желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни, самовоспитании)
  • Перечень воспитательных технологий
  • 1. Технология критического мышления
  • 2. Технология рефлексивного воспитания
  • 3. Диалоговые технологии
  • 4. Технология саморазвития школьника
  • 5. Тьюторская технология
  • 6. Проектная технология
  • 7. Игровые технологии
  • 8. Технология воспитания этической культуры
  • 9. Технология изучения эффективности воспитательного процесса
  • 10. Event – технология
  • 11. Педагогика творчества
  • 12. Педагогика успеха….
Владение воспитательными технологиями – одна из главных составляющих профессиональной компетенции педагога
  • Желаю успехов!

Современные воспитательные технологии

Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.



Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  • Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  • Содержательная (предметная) деятельность
  • Завершение
  • Проекция на будущее

Рассмотрим отдельные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  • Гуманно – личностный подход к ребёнку
  • Единство обучения и воспитания

Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;
  • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
  • ценностей;
  • развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  • возрождение национальных культурных традиций;
  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  • постановка трудной цели;

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Примерная тематика нравственных классных часов.

Класс

  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.

Класс

  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

Класс

  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.

Класс

  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.

Класс

  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.

Класс

  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

Класс

  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

I. Предварительная работа

Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые должны настроить воспитанников на предстоящую работу, увлечь привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную деятельность).

II. Коллективное планирование

Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», так как с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи:

Выбрать направление деятельности;

Детально определить содержание деятельности;

Распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано);

Установить сроки выполнения деятельности;

Решить, когда (в конце коллективной деятельности, поэтапно, в конце деятельности отдельных участников дела или микрогрупп и т.д.) и как будут подводиться итоги деятельности (критерии, по которым можно определить, насколько удалось дело – хотя бы ориентировочно).

Фактически перечисленные задачи решаются «дважды»: вначале педагогом на предварительном этапе, а потом воспитанниками при коллективном планировании дела. Однако это не является бессмысленной тратой времени. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке. Как хороший учитель математики даёт ученикам для самостоятельной работы только те задачи, решение которых ему уже известно, так и хороший воспитатель при коллективном планировании должен «знать ответы», чтобы прийти на помощь в случае затруднений, заметить ценные мысли и помочь их сформулировать.

Успех коллективного планирования во многом зависит от того, насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное занятие, и ответственность лежит на них самих. Поэтому решение задач планирования должно исходить преимущественно от воспитанников, даже если они решены не самым оптимальным способом (ведь и математическую задачу можно решить разными способами, а нерациональный способ всё же лучше, чем никакой).

Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.

IV. Проведение КТД

На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа. Не забывайте, что участники КТД – всего лишь ученики. Неудивительно, если они не смогут провести дело лучше Вас (во всяком случае, в плане его организации). Вполне может быть, что они допустят ошибки, которые были бы непростительны для профессионала. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха.

VI. Последействие

Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:

Как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;

Учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;

В следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем;

От дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать главные правила:

1) не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их (не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны выполнить сами; не выходить из отведённой ему в КТД роли старшего товарища);

2) опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученные в школе и вне школы;

3) реализовывать в КТД идею заботы о себе, членах коллектива, родителях, о других людях, об окружающем мире природы и рукотворных вещей.

Коллективное творческое дело является таковым, только если педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога в КТД должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации и эмоционального фона в коллективе.

Жёстко «взять ситуацию в свои руки» – крайняя мера, сравнимая со смертным приговором или безоговорочной капитуляцией: педагог убивает КТД и расписывается в собственной профессиональной беспомощности.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Система работы по физическому воспитанию учащихся обращена на решение определенных задач. Перечислим некоторые из них.

1. Помощь в физическом развитии учащихся с целью увеличения их работоспособности и повышения уровня физического здоровья.

2. Выработка основополагающих физических качеств, таких как сила, выносливость, ловкость, стремительность. Особенно важна выносливость как составляющая успешной учебы и развития моральных качеств.

3. Развитие значимых двигательных умений и навыков, которые дают возможность управлять своими действиями в различных ситуациях. Двигательные умения складываются при выполнении различных движений и упражнений.

4. Формирование стабильного и неизменного увлечения регулярными занятиями физической культурой, так как только такой подход обеспечивает устойчивую внутреннюю ориентированность личности на физическое самосовершенствование, которая в дальнейшем преобразуется в потребность систематических физических упражнений. Такая ориентированность – последствие систематических занятий физическими упражнениями при позитивном настрое самих учащихся. Физическое воспитание представляет необходимость организации детской подвижности и правильной моторики.

5. Приобретение необходимого минимума информации по вопросам гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Эта информация способствует получению достаточно отчетливого представления о режиме дня, индивидуальной гигиене, о значимости физкультуры для укрепления организма и повышения уровня работоспособности, об основополагающих приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т. п.

К основным средствам формирования физической культуры учащихся имеют отношение физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Физические упражнения – это двигательные действия, которые специально организованы и осознанно осуществляются в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Физические упражнения делятся на гимнастику, игры, туризм, спорт.

Гимнастика подразделяется на основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. Гимнастика и игры хорошо развивают физические силы, пластичность тела, остроту зрения.

Туризм – это различные прогулки, экскурсии, походы, которые организуются для знакомства учеников с природными и культурными памятниками. Туризм дает возможность для развития выносливости, физической закалки, навыков ориентирования на местности, опыта общественной деятельности, руководства и подчинения, постижения норм ответственного отношения к природной среде.

Спорт непременно связан с достижением максимальных результатов в определенных видах физических упражнений. Для выявления и фиксирования этих результатов систематически проводятся соревнования. Соревнования развивают не только физические способности учащихся, но и личностные морально-волевые качества, выносливость, ответственность.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Трудовое воспитание связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование дает представление о базовых понятиях современных технологий и организации производства, способствует творческому взгляду к труду.

Задачи трудового воспитания учащихся:

1) развитие мотивов трудовой деятельности и позитивного настроя по отношению к труду, понимание его в качестве высокой ценности жизни;

2) формирование потребности в творческом труде, заинтересованности в получении новых знаний, стремлении использовать их практически;

3) формирование таких нравственных и этических качеств, как трудолюбие, чувство долга и ответственности, инициативность, целеустремленность и честность;

4) формирование у учащихся системы различных трудовых умений и навыков, а также воспитание основ культуры умственного и физического труда.

1) учебного труда. Содержит умственный и физический труд;

2) общественно полезного труда. Он представлен такими видами труда, как самообслуживание, летняя работа во время школьных каникул, различные виды работ по обустройству класса и школы;

3) продуктивного труда.

При организации трудового воспитания должны учитываться такие аспекты, как:

1) направленность детского труда на выполнение учебно-воспитательных задач. Полученные в учебном процессе знания и умения должны применяться учащимися в различных видах труда;

2) отражение коллективной значимости труда в индивидуальных пристрастиях школьника. Ушкольников должно быть развито осознание целесообразности и полезности грядущей деятельности для общества, их семьи и для себя. При этом значение труда объясняется детям с учетом их возраста, субъективных интересов и потребностей;

3) соотнесение трудовой деятельности с возможностями учащихся. Это необходимо ввиду того, что непосильный труд не приводит кдостижению нужного результата, а наоборот, ослабляет внутренние физические силы детей, приводит к физическим перегрузкам;

4) целесообразная взыскательность в процессе реализации трудовой деятельности учащихся. Основной обязанностью преподавателя является контроль за деятельностью учащихся, а также за тем, чтобы работа была доведена до конца, а школьники научились работать систематически и равномерно;

5) синтез общественных и индивидуальных форм трудовой деятельности. Необходимо обеспечение возможности работы детей в коллективе, их сотрудничества в различных общественных организациях, а также и возможности их самостоятельной трудовой деятельности, что подразумевает развитие ответственности у школьников.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Экологическое сознание представляет собой систему экологических знаний: фактов, данных, выводов, синтез понятий о взаимоотношениях в среде флоры и фауны и в целом в окружающей среде. Экологическое сознание понимается как совокупность эстетических чувств и экологической ответственности. Экологическое мышление – еще одна категория, определяющая умение продуктивно использовать экологические знания в процессе создания промышленных и сельскохозяйственных объектов.

Экологическое сознание осуществляет ряд функций.

1. Просветительная функция обеспечивает помощь в осознании природы как среды обитания человека и как эстетического идеала.

2. Развивающая функция формирует у детей процесс осмысления экологических явлений, нахождения закономерностей, выводов, заключений относительно состояний природы.

3. Воспитательная функция выражается в развитии у учеников нравственного и эстетического отношения к природе.

4. Организующая функция являет собой процесс активизации природоохранительной деятельности учащихся.

5. Прогностическая функция формирует у детей навыки прогнозирования вероятных последствий различных действий человека в природе.

Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у учащихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе.

Экологическое воспитание состоит из совокупности нравственного и эстетического воспитания, которые делают акцент на осторожном взаимоотношении с природой, на любви к ней и эстетическом отношении к ней. С помощью трудовой деятельности дети знакомятся с природоохранной работой.

Цель экологического воспитания – формирование целостности экологических знаний, мышления, воли, экологической культуры. Реализация этой системы осуществляется в рамках таких дисциплин, как биология, география, физика, химия. Биология и география изображают картину экологического состояния современной флоры и фауны.

Большое влияние на формирование экологического мировоззрения у учащихся оказывают также и предметы гуманитарного и эстетического цикла: история, обществоведение, основы государства и права. Эти предметы говорят о недостатках природоохранительной работы, способах регуляции отношений в природе. Литература, изобразительное искусство, музыка выявляют эстетическую красоту природы.

Огромную роль в развитии экологического сознания играет труд природоохранного характера, представленный работами по насаждению защитных полос, садов, в охотничьих хозяйствах, на зверофермах.

Основными критериями экологической воспитанности являются осознание учениками проблем экологии, развитие активной природоохранной деятельности и эстетического чувства к природе.

30. Формирование основ экономической культуры школьников . Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности. Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры школьников. Важнейшими из них являются: формирование у учащихся экономического мышления; воспитание качеств характера рачительного хозяина-гражданина (бережливости, практичности, хозяйственности); овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости. Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в организационно-экономической деятельности.

Экономическая культура формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов. Но особенно большие возможности для развития экономической культуры личности, как это показано в исследованиях Ю.К.Васильева, В.К.Розова, П. А. Шемякина и др., заложены в таких предметах, как «История», «География», «Трудовое обучение», «Химия», «Биология». В учебных курсах содержится богатый арсенал экономических знаний и возможностей организации экономической деятельности учащихся. Задача здесь состоит прежде всего в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда упорядочить, обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности в новых социально-экономических условиях.

В системе формирования экономической культуры используются многообразные формы и методы: беседа, рассказ, лекция, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и внеучебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т. д.).

Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный педагогический процесс, придает ему предметно-жизненную, личностно-ориентированную направленность.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Честной предприимчивости.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

35Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллекти­ве, создание условий для саморазвития и самореализации личности обу­чающегося, его успешной социализации в обществе.

Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-пра­вовыми документами, принятыми органами законодательной и исполни­тельной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламенти­рующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целе­вые программы и планы их реализации, определяющие содержание дея­тельности классного руководителя и основные направления его реализа­ции в работе с детским коллективом.

С учителями-предметниками

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом - организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога - организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественности.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально - бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность