Сообщение источники географической информации. Конспект урока по Географии на тему "Введение

Дисциплина: География

Тема: « Введение. Источники географической информации».

Практическое занятие № 1.

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

Тип занятия: Изучение нового

Вид занятия: Лекция - визуализация

Количество часов: 2 часа

Цель занятия: Формирование представление об источниках географической

информации.

Задачи:

    Дать представление о роли и месте современной географической информации в решении проблем развития человеческой цивилизации.

    Сформировать представления обучающихся о различных источниках географической информации, которые призваны помогать в освоение нового учебного курса.

    Продолжить формировать навыки тестирования и конспектирования лекций.

    Оценить объем и уровень остаточных географических знаний обучающихся для определения степени готовности аудитории к изучению нового материала.

Оборудование, наглядность, ТСО – ноутбук, плазменный телевизор, презентация, контурная карта, атлас,

Ход занятия:

    Организационный момент.

    Постановка цели и задач.

    Требования к организации учебного процесса.

    Лекция визуализация.

    1. География как наука.

      Географическая карта – особый источник информации о

действительности.

    1. Статистические материалы.

География как наука.

География - одна из наиболее интересных и важных наук. Она изучает территорию (территориальные комплексы разного уровня), условия и закономерности ее формирования и развития. Экономическая и социальная география как раздел географии исследует место и роль человека и его разносторонней деятельности на той или иной территории. От того, насколько грамотно человек обживает и осваивает место своего обитания, зависит его комфортное проживание на нем. География позволяет глубоко научно и главное комплексно учитывать все факторы развития территории – природные (геологическое строение, климатические особенности, особенности внутренних вод и природных комплексов), экономические (особенности ведения хозяйственной деятельности) т социальные (поведение человека). Именно по этой причине она так широко использует достижения самых разнообразных наук.

Традиционные и новые методы географических исследований.

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений.



Геоинформационная система (ГИС) - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и анализ пространственных (пространственно-координированных) данных.

Структура ГИС:

    Данные (пространственные данные):

Позиционные (географические): местоположение объекта на земной поверхности, его координаты в выбранной системе координат;

Непозиционные (атрибутивные, или метаданные) - описательные текстовые, электронные документы, данные графического типа, включая фотографии объектов, трехмерные изображения объектов, видеоматериалы и т.д.

    Аппаратное обеспечение (ЭВМ, компьютерные сети, накопители, сканеры, дигитайзеры и т. д.);

    Программное обеспечение (ОС, приложение и надстройки к нему);

    Технологии (методы, порядок действий и т. д.);

    Операторы, администраторы, пользователи.

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

Задание № 1 (Прочитайте текст. Составьте схему «Источники географической информации»)

География – наука, изучая которую, не следует бояться получить слишком много информации. Источников географической информации довольно много.

Во-первых - географическая карта. Она обеспечивает единовременный широкий и комплексный взгляд на изучаемую территорию. Неслучайно известный географ Н. Н. Баранский, основоположник советской экономической и социальной географии, назвал географическую карту «языком» географии. Правда, географическую карту надо уметь читать, т. е. владеть навыком получения от нее всей необходимой информации. Во вторых, это литература, причем самая разнообразная – справочная, научная, научно-популярная и даже художественная. В- третьих, это средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи, кинофильмы). В-четвертых, это Интернет. В- пятых, это личные впечатления. При изучении особенностей территории никакая информация не будет лишней. Необходимо «впитывать» ее отовсюду –читать книги, газеты и журналы, смотреть телевизионные передачи и кинофильмы, пользоваться услугами сети Интернет, выезжать в туристические поездки.

Современный мир стоит на пороге глобализации. В настоящее время товары, деньги, любая информация без труда преодолевают огромные расстояния и некогда кажущие неприступными бастионами государственные границы. В связи с этим происходит неизбежное усреднение, или унификация, моделей поведения людей. Конечно этот процесс идет не легко. Но он объективен. Колоссальные различия в культурных традициях тех или иных народов еще больше обостряют, казалось бы, и без того острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Осознать их природу, разобраться во всех их хитросплетениях как раз и может помочь географию.

Географическая карта – особый источник информации действительности.

Географическая карта - модели с на в уменьшенном виде.

Статистические материалы.

Статистические данные - это составная часть глобальной информационной системы, которая формируется в соответствии с концепцией информатизации, разработанной в Российской Федерации.

Статистические материалы - это массовые количественные данные о важных указатели жизни и соотношения между ними. Статистическими есть данные переписей населения, сбора налогов, расчета земель.

    Стартовое тестирование по экономической и социальной географии России

    Страны, имеющие сухопутные границы с Россией:

  1. Норвегия

    Литва

    Монголия

    Финляндия

  2. Китай

    Белоруссия

    Туркмения

    Город России с населением более 1 миллион человек:

    Мурманск

    Нижний Новгород

  1. Серпухов

    Южно-Сахалинск

    Крупнейший бассейн по объемам коксующегося угля в России:

    Канско-Ачинский

    Кузнецкий

    Подмосковный

    Донецкий

4. Центр черной металлургии полного цикла в России:

    Мурманск

    Санкт-Петербург

  1. Магнитогорск

5.Тонкорунное и полутонкорунное овцеводство наиболее развито в

экономическом районе:

    Северный

    Северо - Кавказский

    Центральный

    Центрально-Черноземный

6.Транссибирская железнодорожная магистраль проходит пот территории

экономических районов России:

    Северо – Кавказский

    Уральский

    Дальневосточный

    Северный

7.Расположите этапы текстильного производства в технологическом порядке – от сырья до производства готовой ткани

  1. Производство суровья

    Производство волокна

    Производство пряжи

Ответ: 3,4,2,1

8.Три центра нефтеперерабатывающей промышленности,

расположенные на Волге:

  1. Саратов

    Ярославль

    Смоленск

    Хабаровск

    Волгоград

  2. Архангельск

9.Определите субъект РФ по его краткому описанию:

«Данный субъект расположен в восточной части страны, его территория не омывается водами Мирового океана. По его территории протекает одна из крупнейших рек России с самым большим своим притоком. На этих реках нет гидроэлектростанций. В субъекте отсутствуют атомные электростанции, но работают мощные тепловые электростанции на топливе, добываемом в этом же субъекте»

    Приморский край

    Мурманская область

    Иркутская область

    Ханты-Мансийский автономный округ

10.Установите соответствие между экономическими районами России и центрами производства легковых и грузовых автомобилей:

Экономические регионы Центры производства

России легковых и грузовых автомобилей

    Волго-Вятский А. Серпухов

    Поволжский Б. Набережные челны

    Центральный В. Ижевск

    Уральский Г. Нижний Новгород

Д. Таганрог

Ответ: 1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

Критерии оценивания: 0 ошибок –«5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок –«3», 6 и более – «2».

Номер вопроса

Ответ

1-Г, 2-Б, 3-А, 4-В

6.Фронтальный опрос.

    Перечислите известные вам традиционные методы географических исследований.

Ответ:

Экспедиционный

Описательный

Картографический

Сравнительный

Математический

Статистический

Исторический

    Относится ли картографический метод к традиционным методам и какова его роль в познании окружающего нас мира?

Ответ:

Да, это ведущий метод в географии, с помощью карт мы можем получить массу разнообразной информации.

    Какую роль в современных географических исследованиях играют космические методы исследований?

Ответ:

Космические методы исследований служат для мониторинга и изучения хозяйственных компонентов в мире, прогнозирования их изменений.

    Перечислите известные вам современные методы географических исследований.

Ответ:

Экспериментальные

Моделирование

Дистанционные (аэрокосмические)

Географический прогноз

Геоинформационные системы

    Относится ли географический прогноз к современным методам географических исследований и какова цель его проведения:

Ответ:

Да, предвидение будущего состояния геосистем.

Геосистемы – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико-географической фации)

определение В. Б. Сочавы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы. Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

1. Анализ карт различной тематики.

В результате выполнении заданий практической работы каждый из вас должен изучить этапы формирования современной политической карты мира; современные процессы изменения политической карты мира, основные международные организации стран, усвоить особенности размещения некоторых видов природных ресурсов по регионам.

Вы должны закрепить и развивать следующие умения:

Составлять карты (картосхемы), диаграммы по предложенным простейшим или комплексным заданиям с применением традиционных или разработанных вами обозначений;

Отбирать необходимую информацию для выполнения поставленной задачи;- выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций;

Оценивать и объяснять полученную при отборе и анализе информацию;

Оборудование: ресурсы интернета, географический атлас мира для 10 класса, контурная карта мира, цветные карандаши, ручка.

Задания для работы:

Задание 1.

Рассмотрите Атлас География (10 класс). Перечислите тематики карты.

Ответ:

    Политическая карта

    Государственное устройство

    Минеральные ресурсы суши

    Агроклиматические ресурсы

    Земельные и лесные ресурсы

    Ресурсы гидросферы

    Население

    Размещение населения

  1. Индекс человеческого развития

    Валовой внутренний продукт (ВВП)

    Структура экономики

    Добывающая промышленность

    Электроэнергетика

    Обрабатывающая промышленность

    Сельское хозяйство

    Транспорт

    Внешнеэкономические связи

    Интеграционные объединения

    Территориальная структура хозяйства

    Политические и экономические карты стран

    Глобальная демографическая проблема

    Глобальная экологическая проблема

    Глобальная продовольственная проблема

    Районы политической нестабильности

    Всемирное наследие человечества

Задание 2.

Для выполнения задания используйте различные источники географической информации, а также ваши знания из школьного курса истории и географии. Необходимые сведения вы можете получить и с помощью ресурсов интернета.

Вставьте пропущенные названия некоторых новых стран (или их столиц), появившихся на политической карте мира в конце ХХ – начале ХХI в. в результате разделения более крупных федеративных государств.

Государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза, и их столицы: Россия – Москва; Украина – Киев; Белоруссия – Минск; Молдавия – Кишинев; Грузия – Тбилиси ; Азербайджан – Баку; Армения – Ереван ; Казахстан – Астана ; Киргизия – Бишкек; Туркмения – Ашхабад ; Таджикистан – Душанбе ; Узбекистан – Ташкент; Эстония – Таллинн ; Латвия – Рига; Литва – Вильнюс.

Государства, возникшие на территории бывшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), и их столицы: Сербия – Белград; Хорватия – Загреб ; Черногория – Цетинье ; Македония – Скопье; Словения – Любляна; Босния и Герцеговина – Сараево.

Государства, возникшие на территории бывшей Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), и их столицы: Чехия – Прага ; Словения – Братислава.

Задание 3.

Составьте картосхему ранее существовавшей Социалистической Федеральной Республики Югославии (СФРЮ), на которой покажите границы вновь образовавшихся стран. Подпишите названия этих стран и их столиц.

Ответ:


Таким образом, сегодня на территории, принадлежавшей бывшей Югославии, существует шесть независимых государств:

Республика Сербия (столица Белград)
Федерация Босния и Герцеговина (столица Сараево)
Республика Словения (столица Братислава)
Республика Македония (столица Скопье)
Республика Черногория (столица Цетинье, Подгорица)
Республика Хорватия (столица Загреб)

(Со столицами в Черногории небольшая путаница. В конституции страны её официальной столицей назван город . Он исторически был центром веры и государственности, здесь располагалась королевская резиденция. В 1946 году столицу перенесли в Титоград, которому в 1992 году вернули прежнее название – . После обретения Черногорией независимости в 2006 году, звание столицы вновь перешло к Цетинье, но при этом большинство государственных учреждений осталось в Подгорице. Чтобы не перевозить правительство страны, решено было внести соответствующие изменения в статус городов.

Так что теперь в Черногории две столицы, для которых придуманы новые определения. Официальная и культурная столица Цетинье, в которой живут президент и митрополит страны, а фактическая деловая и политическая столиц Подгорица).

Задание 4.

Для выполнения задания используйте контурную карту мира.

На контурной карте мира найдите государства, входящие в состав «Большой семерки». Выделите их границы, заштрихуйте их территории, занесите штриховку в легенду контурной карты, подпишите название стран и их столиц.

Ответ:

Страны «Большой семерки» - США (столица – Вашингтон), Япония (столица – Токио), Германия (столица – Берлин), Франция (столица – Париж), Великобритания (столица – Лондон), Италия (столица – Рим), Канада (столица – Оттава), (с 1994 г. в заседаниях группы участвует Россия).

Задание 5.

Для выполнения задания используйте данные таблицы №1.

Постройте круговую диаграмму соотношения запасов железных руд в первой пятерке стран. Для этого сумму запасов железных руд первой пятерки надо принять за 100%, а затем вычислить долю каждой страны и отметить соответствующий сектор в круговой диаграмме. Отдельные секторы необходимо выделить определенными цветами или видами штриховки. Составьте легенду к диаграмме.

Таблица №1. Разведанные запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Место в мире

Страна

Регион

Запасы,

млрд т

Бразилия

Латинская Америка

Россия

Европа, Азия

Канада

Северная Америка

Китай

Азия

Австралия

Австралия

Украина

Европа

США

Северная Америка

Казахстан

Азия

Индия

Азия

ЮАР

Африка

Ответ:

Запасы железных руд в странах мира (2005 г.)

Задание 5.

Предложите варианты критериев разделения десяти стран, указанных в таблицу №1, на группы по объемам разведанных запасов железных руд. Запишите свои предложения.

Ответ:

Можно определить следующие критерии:

Страна имеющая самый большой запас железной руды

Страна имеющая самый маленький запас железной руды

Страны имеющие одинаковый объем запаса железной руды

Какой из регионов имеет самый большой запас железной руды

Какой из регионов имеет самый маленький запас железной руды

7.Домашнее задание.

Приобрести атлас и контурную карту по Географии для 10 класса, цветные карандаши.

Выучить записи в тетради.

8. Подведение итогов.

9. Внеаудиторная самостоятельная работа

Сообщение «Статистические материалы», «Виды географических карт».

I этап. Ознакомление и проработка теоретического материала.

1.1 Введение: география как наука. Методы географических исследований и источники географической информации.

Нельзя заниматься политикой и эконо­микой, не зная географии.

Каждая научная дисциплина вносит свой вклад в формирование наших представлений о мире. Роль географии в системе наук уникальна, так как только она дает представление и о природе нашей планеты, и о чело­веческом обществе, формирует образ конкретной территории. Геогра­фические знания и умения - один из необходимых элементов культуры.

♦ Как развивалась география как наука?

Определенными географическими знаниями обладали уже древние народы. Первые дошедшие до нас письменные сведения об этом отно­сятся к IV-III тыс. до н. э. Это в основном карты территорий.

Особое место в истории географии принадлежит эпохе Великих географических открытий. Главными стимулами для путешественников в то время были поиск новых торговых путей и военные завоевания.

В XVII-XIX вв. география наиболее интенсивно развивалась в за­рубежной Европе и России. Наряду с открытием и описанием новых земель географы занимались поиском закономерностей в размещении географических объектов. О широте и глубине географических иссле­дований того времени можно судить на примере работ Карла Риттера и Петра Семенова-Тян-Шанского.

Географическая мозаика: К. Риттер и П. П. Семенов-Тян-Шанский

К. Риттер (1779-1859) - немецкий географ, почетный член Петербургской ака­демии наук. Развил сравнительный метод в географии, применив его к изучению форм рельефа. В объяснении общественных явлений примыкал к школе так

называе­мого географического детерминизма, доказывающего решающее влияние природы на судьбы народов. Основной труд - «Землеведение». При жизни ученого вышло 19 томов, посвященных Азии и Африке. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - русский путешественник, географ, ботаник, энтомолог, статистик, общественный и государственный деятель. В 1856-1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань, установил невулканическое происхож­дение гор, открыл обширную ледниковую область, исследовал оз. Иссык-Куль, соста­вил первую схему расположения хребтов Тянь-Шаня. За эти исследования в 1906 г. получил к фамилии приставку Тян-Шанский. Составил «Географическо-статистический словарь Российской империи». Был инициатором первой всеобщей переписи населения России. Предложил схему районирования России. Вместе с историком В. И. Ламанским руководил многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Был членом многих русских и иностранных научных об­ществ. Опубликовал трехтомную «Историю полувековой деятельности Русского гео­графического общества».

Основные цели современной географии - географическое обосно­вание рациональной территориальной организации общества и приро­допользования, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. Важнейшие сферы интересов географии - процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, национальном (государственном), континен­тальном, океаническом и глобальном уровнях.

♦ Какие элементы образуют систему научных знаний в географии?

Как и в любой другой науке, в географии сложилась своя система научных знаний. Известный отечественный географ Владимир Максаковский сформулировал их характеристики.

Учение - совокупность теоретических положений (теорий, кон­цепций и др.). Пример - учение о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географиче­ской оболочке, географической зональности, ПТК и др.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знания. Пример - теории тектоники литосферных плит, экономического райо­нирования.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Примером могут служить законы происхождения и географического размещения почв мира, разработанные известным русским ученым-почвоведом Василием Докучаевым.

Закономерность - соответствие с законом, последовательное про­явление закона.

Концепция - совокупность наиболее существенных элементов те­ории, точка зрения, основная идея для понимания сущности опреде­ленных процессов и явлений. В экономической географии известны концепция опорного каркаса территории, выдвинутая в середине XX в. Николаем Баранским, концепция больших циклов Николая Кондратье­ва и др.

Гипотеза - предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтвержденное экспериментом. Примеры: гипотезы образования Солнечной системы, дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

Понятие - мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

Термин - слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины - это язык науки. Владение географической терминологией - первый шаг к овладению географической культурой.

♦ Какие источники содержат географическую информацию?

В современной географической науке, как и во всех сферах чело­веческой деятельности, поток информации постоянно возрастает. Су­ществуют различные источники получения географической информа­ции: статистические, картографические, исторические документы, на­учная литература, энциклопедии, периодические издания, Интернет и т. д.

Современный мир развивается очень быстро, ситуация меняется буквально на глазах. Для получения свежей информации можно широ­ко использовать источники в Интернете. Например, общие тенденции социально-экономического развития мира, отдельных его регионов и стран можно рассматривать на основе данных ООН (http://www.un.org/ russian). Оперативная информация о населении и хозяйстве России содержится на сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru). Для получения наиболее полной и объективной ин­формации нужно использовать несколько разных источников.

♦ Какие существуют методы географических исследований?

Как и в любой другой науке, в географии существуют различные методы исследований. Некоторые из них являются типично географи­ческими, другие - общенаучными (рис. 2).

Особое место среди методов географических исследований зани­мает географическое прогнозирование, которое всегда было тради­ционным методом в географии. Без прогноза невозможно представить перспективы развития какой-либо страны или территории. Для того чтобы определить изменения конкретной территории, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека, ученые создают гипотезу будущего развития объекта. Например, создан географический прогноз развития ситуации в Аральском бассейне, где тесно переплетаются различные проблемы.

Географическая карта -- это уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности, показывающая размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение в соответствии с назначением данной карты.

Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще: отвлечение от целого для исследования части - конкретной территории, конкретных явлений и процессов; упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных; обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др. Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.

Первая особенность географических карт - построение при помощи картографических проекций, позволяющих получать по картам правильные данные о положении, плановых размерах и форме изображаемых земных объектов.

Вторая особенность географических карт - использование картографических знаков как особого языка карты - даёт возможность:

а) изображать земную поверхность с желательным уменьшением (т. е. в желательном масштабе), чтобы охватить единым взглядом необходимую часть или даже всю земную поверхность, воспроизводя при этом на карте те объекты, которые вследствие уменьшения не выражаются в масштабе карты, но по своему значению должны быть показаны;

б) показывать на карте рельеф земной поверхности (например, при помощи горизонталей), т. е. передавать неровности местности в плоском изображении;

в) не ограничиваться отображением на географической карте поверхности предметов, а указывать их внутренние свойства (например, на карте моря можно показать физико-химические свойства воды, течения, рельеф и грунты морского дна и многое др.);

г) показывать распространение явлений, не воспринимаемых непосредственно нашими органами чувств (например, магнитное склонение, аномалии силы тяжести и т. п.), и делать наглядными недоступные непосредственному восприятию связи и отношения (например, между источниками сырья и предприятиями по его переработке);

д) исключать менее значимые стороны, частности и детали, свойственные единичным объектам, и выделять их общие и существенные признаки (например, характеризовать населённые пункты по численности населения и административному значению, отказываясь от передачи их планировки), т. е. прибегать к абстракции.

Особенно важна третья особенность географических карт - отбор и обобщение изображаемых явлений, т. е. картографическая генерализация.

Географические карты были и остаются главным источником географической информации. Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.

Географические карты, фиксируя положение, состояние и пространственные связи конкретных объектов (явлений), позволяют не только экономно и выразительно излагать знания о размещении явлений, но также находить закономерности этого размещения. В некоторых отраслях знаний карты используются как основное средство исследования.

Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.

В военном деле они являются основным источником информации о местности и обязательным пособием для управления войсками и организации их взаимодействия.

В промышленном, энергетическом и транспортном строительстве карты используются как основа для изысканий, проектирования и переноса в натуру инженерного проекта. Теперь наивыгоднейшие трассы железных дорог, автомагистралей и трубопроводов изыскиваются не в поле, а намечаются по топографическим картам в кабинетах проектных организаций.

Карты широко применяются в сельском хозяйстве при землеустройстве, мелиорации, мероприятиях по повышению плодородия почв, по борьбе с эрозией и вообще для учета и наиболее правильного, эффективного использования всех земельных фондов.

Карты составляют незаменимое пособие для школьного и внешкольного обучения. Они не только хранилище накопленных географических знаний, но и действенное средство для их распространения, подъема общей культуры. Без преувеличения модно сказать, что карты в той или иной степени используются во всех сферах человеческой деятельности.

Большое значение карты приобрели как средство научных исследований, особенно географических. Каждое географическое исследование так или иначе исходит из существующих карт, дает материалы для их исполнения и совершенствования. Сфера использования карт как средства научного исследования быстро расширяется по мере общего нарастания темпов научного прогресса. В частности, этому расширению содействуют успехи в становлении информатики и в разработке теории моделирования.

Исследование информатикой общих проблем сбора, хранения и передачи знаний позволяет еще полнее оценить достоинства географических карт как особой формы обработки, представления и анализа пространственной информации. Как отмечалось эти достоинства заключаются в возможности единовременного, целостного восприятия картографических изображений, в наглядности территориальных различий и удобстве анализа пространственных сочетаний, взаимосвязей и закономерностей.

Метод моделирования в географии, геоинформационные и дистанционные методы опираются на картографический метод. Энергичное внедрение в современную науку методов моделирования открыло в применении к картографии действительную силу карт как обобщенных и упрощенных пространственных образов реального мира, то есть его моделей, отражающих те стороны, свойства и процессы действительности, которые важны для целей конкретных исследований. Карты позволяют получать новые знания, изучать процессы развития и прогнозировать многие явления. Разработка методов использования карт как средства исследования составляет одну из главных задач современной картографии.

Несмотря на внедрение в географию новых методов, картографический метод является одним из основных при проведении исследований. И хотя сейчас карты часто хранятся в памяти ЭВМ и являются частями геоинформационных систем, получающих информацию со спутников и с многочисленных метеостанций, включающих банки данных, содержащие отчеты о результатах труда многих исследовательских коллективов, карта остается наиболее совершенным способом передачи пространственной информации.

Важное значение в проведении исследований и написании научно-исследовательской работы приобретают объем и качество общественно-географической информации, которая представляет собой «совокупность знаний и систему данных, отражающих особенности и закономерности территориальной организации общества, функционирования и развития ТОС».

Среди основных требований, которые могут быть предъявлены к общественно-географической информации, можно назвать:

– современность, т.е. она должна соответствовать временному интервалу исследования. Однако данное условие может не выполняться при проведении ретроспективного анализа развития объекта исследования;

– адресность, т.е. информация должна быть привязана не только ко времени, но и к определенной территории. В изучении реального объекта (процесса или явления) в пространственном аспекте реализуется географическая индивидуальность исследования;

– динамичность информации означает ее постоянное изменение, движение во времени и пространстве. Эволюционное развитие объекта исследования определяется усложнением его структуры, привлечением новых функциональных свойств, увеличением численности факторов его развития. Данная информация не должна ускользать из поля зрения географа;

– соответствие полученной информации теме исследования, а следовательно, и поставленной цели. Важное значение приобретает ее актуальность и своевременность;

– объективность (достоверность) информации обеспечивает достоверность полученных выводов и предложенных к исполнению рекомендаций;

– верифицируемость. Часть публикуемой общественно-географической информации может быть подвергнута сомнению в своей достоверности (корректности), поэтому необходимо критически подходить к выбору источников информации и проводить верификацию (уточнение, проверку) полученных данных через иные источники. Особенно избирательно исследователь должен подходить к материалам, публикуемым в сети Интернет.

С учетом обширности общественно-географических исследований в качестве источника необходимой информации может выступать значительное количество информационных ресурсов, в т.ч.:

– научно-литературные источники, включающие научные и научно-популярные публикации, монографии, учебники и учебные пособия, продолжающиеся периодические издания и сборники научных трудов, диссертации на соискание ученых степеней, энциклопедические словари и т.д.;

– нормативно-правовые источники, включающие любые юридические акты международного, государственного, регионального и местного значения;

– картографическая или графическая информация, представляющая сложные процессы в упрощенном для восприятия виде;

– результаты самостоятельных полевых (натурных) исследований и наблюдений;

– статистические источники, содержащие данные о протекании того или иного процесса, «поведении» объекта исследования;

– архивные и фондовые материалы;

– электронные источники;

– результаты социологических исследований;

– данные мониторинговых исследований.

Ни один из указанных выше источников не может стать «самодостаточным» для проведения общественно-географического исследования. В процессе работы используется комплекс теоретических и прикладных наработок (изысканий) предыдущих исследователей, а также данные, полученные самостоятельно в ходе полевых работ, социологических опросов, сбора статистической информации, работы в архивах и т.п.

При этом информация не может быть просто вписана в работу. Она должна быть проанализирована, верифицирована и интерпретирована применительно к данному исследованию. Для выполнения данных операций студент (магистрант) должен использовать время, отведенное на производственные и научно-исследовательские практики. Расширенной целью проведения производственной практики является постановка и решение собственной научно-исследовательской проблемы, формирование умений по применению знаний в области экономической, социальной и политической географии для решения прикладных задач. Именно поэтому производственная практика должна иметь четко определенные цель и задачи, соответствующие теме выбранного оригинального научного исследования на каждом курсе обучения.

В период производственных практик студенты (магистранты) собирают и обрабатывают первичную информацию – статистические данные, картографические материалы, графоаналитические построения, историко-географические сведения, социологическую информацию, разрабатывают методику оригинального исследования и определяют совокупность показателей с целью более глубокого и всестороннего изучения объекта и предмета наблюдения и т.д. Основными местами накопления и хранения географической информации являются библиотеки, научные учреждения, архивы, территориальный отдел Федеральной службы статистики РФ, органы региональной и муниципальной власти, центр занятости населения, различные организации и ведомства.

Теоретическое обоснование проводимых изысканий студент (магистрант) может получить из печатных источников географической информации, которые довольно разнообразны и по содержанию, и по масштабам. Особое внимание следует уделить монографиям как по общественной географии, так и по смежным дисциплинам: физической географии, экономике, социологии, политологии, ресурсоведению, экологии, культурологии, исследованиям в области туризма и др. Концептуальные идеи, важные теоретические положения и практические (прикладные) данные содержатся в других источниках, в том числе сборниках научных трудов, материалах конференций различного уровня, научных докладах и пр. Электронный каталог печатных изданий, составляющих фонд научной библиотеки ПГНИУ, доступен в бесплатном режиме на сайте www.library.perm.ru. Здесь же можно ознакомиться с новыми поступлениями, с научными журналами на иностранных языках, выйти на сайты Библиотеки Конгресса США, Российской государственной библиотеки (г. Москва), Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Всероссийского института научной и технической информации (г. Москва) и др.

Особым источником географической информации является реферативный журнал «География». Он содержит рефераты научных публикаций по различным направлениям географической науки, вторичные информационные материалы (библиографические описания, аннотации, обзоры литературы) во взаимосвязи со справочно-поисковым аппаратом. Для его составления используется свыше двух тысяч различных источников, российских и иностранных. Каждый из выпусков включает примерно по 1500 рефератов. Реферативный журнал «География» издается ежегодно с 1952 г. (12 выпусков в год).

Номера за 1998 – 1999 гг. и с 2009 г. находятся в читальном зале географического факультета, остальные – в научно-библиографическом отделе библиотеки ПГНИУ.

Еще одним важным литературным источником географической информации являются диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук. Перечень диссертаций и сами диссертации по специальности 25.00.24 (до 2005 г. – 11.00.02) – Экономическая, социальная и политическая география, защищенные в нашем университете, хранятся в отделе периодической литературы библиотеки ПГНИУ. Для работы с ними необходимо оформить письмо, заверенное заведующим кафедрой, на которой обучается студент (магистрант).

При любой работе в поле зрения молодого исследователя попадают новые научные категории, понятия, термины. В этом случае большим подспорьем является разнообразная литература научно-библиографического характера: словари, энциклопедии, глоссарии, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях. Среди них прежде всего необходимо назвать Большую российскую энциклопедию, Большой географический словарь, топонимические словари и др.

Важным источником информации являются наиболее популярные научные географические журналы, сборники научных трудов, периодически издаваемые научными и образовательными учреждениями. В них публикуются новаторские статьи теоретического, методологического и прикладного характера. На протяжении многих лет ежегодно издавались сборники научных трудов Тартуского, Пермского, Тюменского и других университетов. Мировую известность получили географические журналы: «Известия РАН. Серия географическая» (г. Москва), «Известия Русского географического общества» (г. Санкт-Петербург), «География и природные ресурсы» (г. Иркутск, журнал Института географии СО РАН), «География в школе», «США и Канада: экономика, политика, культура», «Япония», «Азия и Африка сегодня» (издание Института Азии и Африки РАН) и др. Не менее популярны географические журналы, издаваемые в ведущих университетах страны: Московском, Санкт-Петербургском, Воронежском, Пермском, Смоленском, Башкирском, Удмуртском и др.

Важная информация содержится в периодических изданиях по смежным наукам: экономике, социологии, политологии, экологии: «Мировая экономика и международные отношения» (издание МГИМО (У) МИД РФ), «Российский экономический журнал», «Вестник экономики», «Полис» («Политические исследования»), «Социс» («Социологические исследования»), «Эксперт» и др. Список журналов по географической и смежной тематике, имеющихся в научной библиотеке ПГНИУ, указан в прил. 2.1.

При поддержке федеральных министерств и ведомств издаются журналы по отдельным отраслям экономики: «Нефть, газ и бизнес», «Уголь», «Автомобильная промышленность» и др. В них исследователь может почерпнуть информацию о последних технических и технологических разработках отечественных и зарубежных ученых. Здесь же содержатся некоторые данные относительно производства, потребления, себестоимости, экспорта-импорта товаров и услуг.

При написании работ по страноведческой тематике помощь могут оказать журналы «GEO», «Вокруг света», «National Geographic Россия», «Туризм», «Живописная Россия» и др., содержащие большое количество научно-популярной информации по отдельным регионам России и мира.

Важно отметить, что в последнем номере большинства журналов указываются все материалы, опубликованные в течение календарного года. Часть этих журналов находится в читальном зале географического факультета ПГНИУ.

Другой вид периодической печати – газеты – также могут включать интересующие географа сведения – так называемую текущую информацию. Особенно примечательна в этом отношении газета «География», являющаяся методическим изданием для учителей географии, экологии и природоведения (издается с 1992 г.). Среди центральных газет выделяется «Российская газета» – официальное печатное издание Кремля (Правительства РФ). В ней находят отражение события как внутрироссийской, так и международной жизни. Довольно информативными являются и специальные выпуски газеты, посвященные отдельным регионам, странам или видам экономической деятельности. При проведении географических исследований на микро-, топо- и наноуровнях большое значение могут иметь местные газеты, издаваемые муниципальными органами власти. Они охватывают весь спектр жизнедеятельности населения на четко локализованной территории, и в этом плане они незаменимы.

Специфическим видом информации являются нормативные и законодательные документы, в т.ч.:

– международно-правовые акты (Конвенция о правах человека, Киотский протокол, Морская конвенция ООН, Договор об Антарктиде и др.);

– Конституция РФ, конституции и уставы регионов – субъектов РФ; конституции конкретных стран;

– межгосударственные пакты;

– декларации, федеративный договор;

– кодексы, федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальных образований;

– акты Президента РФ, председателя Правительства РФ;

– ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию;

– акты, законы, постановления палат Федерального собрания РФ;

– акты представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

– уставы муниципальных образований и др.

Со всеми перечисленными видами нормативных документов студенты и магистранты могут ознакомиться при помощи программы «КонсультантПлюс», доступ к которой имеется в читальном зале, компьютерном классе географического факультета и на кафедрах.

Важность использования законодательной и юридической литературы в общественно-географических исследованиях объясняется необходимостью установления юридических рамок научных изысканий, определения официального статуса того или иного реально существующего объекта, официальной оценки того или иного процесса. Общественно-географические исследования опираются на юридические нормы и следуют им. Однако результаты исследований могут служить важным фактором внесения изменений (дополнений), улучшения, совершенствования нормативов и их воплощения на практике в общегосударственном, региональном или муниципальном развитии.

Помимо литературных источников в научно-исследовательских работах по экономической и социальной географии большое значение приобретают картографические и графические материалы.

Последние в лаконичной, удобной для чтения форме могут вмещать в себя большое количество географической информации.

Преимущество картографического материала перед текстовым состоит в том, что карта представляет собой наглядную (генерализованную) модель территории. Она отличается лаконичностью и информационной емкостью. На карте отображаются связи между географическими объектами, явлениями, процессами в динамике или статике. Текстовая информация не может дать исследователю больше того, что в ней написано. Карта же может иллюстрировать причинно-следственные связи и территориальные различия. Картографические материалы позволяют наиболее полно диагностировать социальные, экистические, экономические, планировочные, сервисные, политические, экологические явления и процессы. Использование этой информации происходит в процессе визуального и измерительного анализа карт, раскодирования и снятия информационных данных. Именно поэтому такого рода материалы обычно включены в литературные источники. Однако некоторые карты или картосхемы, имеющие тематическую однородность, могут издаваться в виде атласов или тематических сборников. Например, «Национальный атлас России» (т. 1–3), «Социально-экономическая география мира» (авт.: В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова. М., 2006), «Регионы России» (авт.: А.Л. Чепалыга, И.В. Чепалыга. М., 2006).

Большое количество карт-анаморфоз, которые отчетливо показывают диспропорции мирового развития, размещаются на сайте www.worldmapper.org в свободном доступе (на английском языке).

Графические материалы также несут важную информацию, отражающую статику и динамику социально-экономических процессов. Графики и диаграммы дают наглядное представление о состоянии и тенденциях функционирования территориальных систем и могут рассматриваться в качестве источников диагностирования и прогнозирования их перспективного развития.

Картографические и графические материалы могут служить отправной точкой исследования, импульсом научного изыскания. Имея в своем методическом исследовательском арсенале необходимые подходы и методы, информационные ресурсы и общие знания о протекании процесса или природе явления, специалист в области социально-экономической географии способен правильно оценить и выявить тенденции развития, увидеть перспективное состояние объекта. Результатом этих изысканий может быть также карта или серия карт с подробной расшифровкой закодированной информации.

Проведение научно-исследовательских работ невозможно без использования статистических данных, характеризующих количественные закономерности жизнедеятельности территориальных общностей людей во всем их многообразии (экономическом, социальном, политическом, духовном, культурном развитии, природном окружении) в неразрывной связи с их качественным содержанием.

При глобальных исследованиях широко используется международная статистика, издаваемая ООН и ее специализированными организациями, Международным валютным фондом, Всемирным институтом ресурсов, Всемирной торговой организацией, Евростатом и др. Среди ежегодных сборников необходимо назвать «Human Development Report», выпускаемый Программой развития ООН, «State of World Population» (издатель – Фонд народонаселения ООН), «World Development Report», «World Development Indicators», «Economic and Social Survey» (Всемирный банк), «Report on the World Social Situation» (Департамент по экономическому и социальному развитию ООН), «World Resources» (Всемирный институт ресурсов), «State of Food and Agriculture» (ФАО) и проч. Эти и другие доклады находятся в бесплатном доступе на сайте ООН (русская версия) – http://www.un.org/russian/esa/surveys.htm.

Большой объем статистической информации, обновляемой ежегодно по более чем 100 показателям, содержится на официальном сайте ЦРУ США – www.cia.gov в разделе «Factbook» (на английском языке). Классификация стран по уровню социально-экономического развития ежегодно размещается на сайте Международного валютного фонда – www.imf.org в разделе «World Economic outlook». Финансовые показатели развития стран мира отражены на сайте Всемирного банка (www.worldbank.org) в ежегодных докладах Global Development Finance. Статистические данные по международным торговым отношениям ежегодно обновляются на сайте Всемирной торговой организации (www.wto.org) в разделе «Resources».

Среди российских научно-исследовательских институтов, которые занимаются исследованием международных вопросов и публикуют некоторые статистические данные, необходимо назвать научные организации, входящие в состав РАН: Институт мировой экономики и международных отношений, Институт США и Канады, Институт Европы, Институт Латинской Америки, Институт Дальнего Востока, Институт социально-экономических проблем народонаселения, Совет по изучению производительных сил (СОПС) и др.

При изучении процессов развития и территориальной организации Российской Федерации и ее регионов широко используется информация статистических сборников: «Российский статистический ежегодник», «Регионы России», «Россия в цифрах» (выпускаются ежегодно), «Социально-экономическое положение России» (выпускается ежемесячно, в целом по стране и по отдельным федеральным округам) и др.

Отраслевая статистическая информация, публикуемая Федеральной службой государственной статистики РФ (информационный сайт – www.gks.ru), содержится в сборниках «Транспорт в России», «Туризм в России», «Здравоохранение в России», «Малое предпринимательство в России» и др.

Географические исследования населения, геодемографической обстановки, систем расселения, условий и уровня жизни людей обычно опираются на статистическую информацию, содержащуюся в отчетах, публикуемых после всероссийских переписей населения (сайт ВПН 2002 г. – www.perepis2002.ru, сайт ВПН 2010 г. – www.perepis-2010.ru), статистических сборниках типа «Демографический ежегодник России», электронной версии журнала «Население и общество» – «Демоскоп-Weekly» (доступ в Интернете – www.demoscope.ru) и др.

Федеральная служба госстатистики РФ готовит также сборники, касающиеся взаимоотношений России и ее партнеров, например: «Россия и страны СНГ», «Группа восьми в цифрах», а также сборники по федеральным округам.

В региональных исследованиях используются статистические данные, публикуемые в ежегодных статистических сборниках субъектов РФ.

Территориальным органом Федеральной службы статистики РФ по Пермскому краю (информационный сайт – http://permstat.gks.ru) ежегодно издаются следующие статистические сборники: «Статистический ежегодник Пермского края», «Экономическое и социальное положение Пермского края». Кроме того, значительными тиражами выпускаются сборники «Муниципальные образования Пермского края. Основные социально-экономические показатели», «Промышленное производство Пермского края» (издаются ежегодно), «Пермский край: социально-экономические итоги» (выходит в свет ежемесячно) и др.

Статистические данные о состоянии окружающей природной среды и мероприятиях, направленных на поддержание благоприятной экологической ситуации, можно почерпнуть из ежегодных отчетов «Состояние и охрана окружающей среды Пермского края», «Состояние и охрана окружающей среды г. Перми» (с 2000 г. доступны на сайте «Природа Пермского края» – www.permecology.ru).

Статистическая информация отраслевого характера содержится также в ежегодных отчетах о деятельности промышленных и транспортных предприятий, размещаемых на интернет-сайтах компаний.

При проведении микрогеографических исследований статистическую информацию можно получить с помощью полевых (эмпирических) исследова­ний. Наиболее распространены экспедиционные исследования, в ходе которых происходят первичные «полевые» наблюдения и сбор первичной информации о процессах функционирования территориальных систем. Они осуществляются при изучении географии населения, аграрного производства, строительной индуст­рии, транспорта, сферы обслуживания, рекреационных систем и т.д. Для прове­дения подобных исследований сотрудниками кафедры социально-экономиче­ской географии выработана специальная методика, которая не потеряла значимости и в современных условиях. Статистическую информацию в дан­ном случае можно получить непосредственно на предприятии, в организации, местных органах ЗАГС, в домоуправлениях, муниципалитетах или путем про­ведения самостоятельного наблюдения.

Субъективную информацию исследователь может получить при проведении социологических опросов, интервьюирования, анкетирования. Социологические методы позволяют получить и проанализировать мнение респондентов, которые являются местными жителями (т.н. информация из первых рук). Это качественная информация, которая, тем не менее, не может считаться объективной, т.к. зависит от большого количества непосредственно влияющих на нее факторов (прежде всего, связанных с человеческой индивидуальностью).

Однако данные соцопросов и анкетирования – важный источник информации в рекреационной, туристской, медицинской, поведенческой, социальной, электоральной географии. Они незаменимы в изысканиях, не поддающихся количественному измерению (например, в исследованиях образа жизни, имиджа территории, уклада и быта народов и этносов и др.), при построении когнитивных и ментальных карт.

Анкетирование предполагает наличие готовой анкеты, которую опрашиваемые заполняют самостоятельно. Поэтому сформулированные вопросы должны быть понятными для населения. В то же время они должны соответствовать теме исследования, а ответы – давать полную информацию об изучаемом явлении или процессе. Поэтому формулировка вопросов должна быть краткой, предельно ясной и удобной для кодирования данных с целью их анализа. Следует также обратить внимание на композицию анкеты и компоновку вопросов. Выборка респондентов должна быть репрезентативной, т.е. соответствовать численности населения местности, ее половозрастному, профессиональному, образовательному составу.

Проведение интервью требует особой подготовки исследователя, который не должен навязывать собственного мнения и высказывать свои суждения. При этом следует обратить внимание на обстановку, в которой происходит беседа, а также на состояние собеседника. Интервью часто проводят повторно с целью определения изменения ситуации или позиции собеседника.

Важно отметить, что некоторые исследования могут быть построены на сопоставлении и противопоставлении количественной (статистической) и качественной (данных соцопросов) информации. Подобные изыскания направлены на выявление несоответствий реальной ситуации той, которая описывается в официальных источниках. В этом случае выявленные факты сами служат источником географической информации о состоянии и развитии ТОС или ее отдельных структурных элементов.

Другим источником эмпирической информации являются туристские походы и путешествия, в ходе которых происходит знакомство с разными странами, регионами, национальным наследием и т.д.

Незаменимым источником историко-географической информации служат архивные и фондовые материалы. В архивах можно обнаружить сведения о социально-экономическом, политико-административном, демографическом, культурном состоянии той или иной территории на определенный исторический период.

Государственные архив Пермского края (ГАПК, интернет-сайт www.archive.perm.ru) является хранилищем более 1 млн различных документов на бумажных, фото- и электронных носителях, относящихся к экономике, социальным отношениям, демографическим особенностям развития Пермского края с XVIII в. до нашего времени. В ГАПК хранятся картографические и топографические материалы. Данные по истории, экономике и жизни населения региона в XX в. могут быть получены в Пермском государственном архиве новейшей истории (ПГАНИ, интернет-сайт www.permgani.ru). Работа в государственных архивах подчиняется определенным правилам, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем посетить учреждение. Количество и качество получаемой информации зависит от правильного оформления запросов. Частичная информация о хранящихся в архивах документах размещена на официальных интернет-страницах. Более полную информацию можно получить из тематических сборников с перечнем документов в самих архивах. Работа с документами, как правило, разрешается только на следующий день после оформления запроса.

Фондовые материалы хранятся в архивах, научных учреждениях, а также в личных библиотеках ученых, путешественников, краеведов и др. Это могут быть научные отчеты, полевые дневники, диссертации, дипломные работы, рукописи научно-исследовательских статей и т.д.

Дипломные работы, выпускные квалификационные работы бакалавров и магистерские диссертации, защищенные на кафедре социально-экономической географии с 2007 г., выдаются для пользования студентам (магистрантам) после соответствующего запроса. Использование данного источника географической информации целесообразно в самом начале исследования для того, чтобы ознакомиться с уже имеющимися наработками в исследовательском поле, четко определить пространственно-временные границы самостоятельного научного поиска, уточнить какую-либо другую информацию. В этом случае в тексте научно-исследовательской работы необходимо сослаться на фондовые материалы кафедры.

Новые информационные возможности несет компьютеризация исследовательского процесса, которая стала возможной благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий. Интеллектуализация труда человека, превращение информации в предмет моментальной передачи, длительного хранения и активного практического использования рождают спрос на создание электронных источников информации.

Среди последних выделяется глобальная информационная сеть Интернет, позволяющая в наиболее короткий временной период получить необходимую информацию. Механизм поисковых машин (многоязычные: Google, Yahoo!, Inktomi, AltaVista, Alltheweb, Bing, DuckDuckGo; русскоязычные: Яндекс, Mail.ru, Рамблер, Aport, Нигма, Qip.ru, Генон; англоязычные и международные: AskJeeves, Teoma, MSN, TinEye, Ask.Com, MyWay, AOL, About.Com, EarthLink и др.) обеспечивает открытие большого количества страниц разного времени размещения на различных языках. Уникальность поиска информации в сети Интернет обусловлена ее моментальностью, объемом и конкретной направленностью. При этом важно учесть, что получение максимально точной информации о явлении (объекте или процессе) определяется правильным формулированием поискового запроса. В то же время необходимо помнить о недостатках интернет-публикаций : следует остерегаться избыточности информации, ее необъективности, в связи с чем необходимо осуществлять ее выборку, проверку по официальным источникам.

Среди множества информационных возможностей Интернета необходимо назвать интернет-энциклопедии, в которых любой из пользователей может быть не только читателем, но и создателем новых статей. Уникальная многоязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия» (www.ru.wikipedia.org) содержит более 450 тыс. страниц на русском языке по всем областям знаний (с учетом других языков – более 13 млн статей). Другой популярной электронной энциклопедией является «Кругосвет» (www.krugosvet.ru).

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (БЭКМ) – самое авторитетное в России мультимедийное энциклопедическое издание, созданное при участии ведущих отечественных ученых: академиков, докторов наук и членов-корреспондентов РАН. Фундаментальность, полнота содержания, широта охвата и разносторонность материалов сделали БЭКМ лидером отечественного рынка информационно-справочной литературы.

Формат мультимедиа обеспечивает принципиально новый уровень подачи материала: сочетание текста, фотографий, интерактивных таблиц, трехмерных моделей, схем, аудио- и видеофрагментов делает энциклопедические статьи наглядными, многомерными и увлекательными.

Список наиболее популярных и полезных в общественно-географических исследованиях сайтов приведен в прил. 2.2.

Электронные источники информации не ограничены интернет-публикациями. К ним можно также отнести базы данных геоинформационных систем (ГИС), созданные с их помощью карты, электронные каталоги и атласы. Последние получили в последние десятилетия популярность и широкое распространение. ГИС-технологии позволяют производить различные манипуляции с данными, сочетать различные показатели друг с другом и строить соответствующие карты. Электронные источники географической информации отличаются мобильностью. Среди популярных электронных атласов назовем «Социальный атлас регионов России», содержащий обширную аналитическую информацию и картографические материалы по широкому спектру социально-экономических проблем России и ее регионов, различные интегральные индексы социального и экономического развития регионов РФ (разработан Независимым институтом социальной политики, www.atlas.socpol.ru).

В последние годы стала широко использоваться информация мониторинговых наблюдений. Во многих регионах действуют постоянные мониторинги экологического, социального и политического профиля. Мониторинговая информация чаще всего хранится в региональных геоинформационных системах. Данная информация отличается динамическими свойствами, т.к. собирается регулярно, обрабатывается и хранится на протяжении длительного времени. Динамический ряд информации дает возможность составить представление об изучаемом явлении не только на определенную дату, но и на длительный временной период, а следовательно, выявить тренды развития и предсказать перспективные изменения.

Современные источники информации значительно расширяют возможности общественно-географических исследований и стимулируют научный поиск во всех областях науки.

Сочетание разнообразных географических данных позволяет расширить научно-исследовательскую проблему, провести комплексные изыскания, наиболее достоверно диагностировать сложившуюся геоситуацию на какой-либо территории и распространить тренды развития на ближайшую перспективу. В то же время значительный объем доступной информации ставит перед исследователем проблему ответственности за выбор используемых данных, а следовательно, и конечные результаты научного поиска. Решение данной проблемы может быть найдено в создании национальных баз данных геоинформации, активном использовании геоинформационных технологий и повышении мотиваций проведения научно-исследовательских работ.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ТЕМА 1. География как наука. Источники географической информации География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основные объекты изучения географических наук - геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы). Экономическая география изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства предметы и орудия труда). По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются: география природных ресурсов и природопользования; география населения; география хозяйства: география управления и инфраструктуры; коммерческая география; гуманитарная география: социально-политическая география. Методы экономической географии: 1) общенаучные применяются в науках, имеющих родственный объект или предмет: математические методы: конструктивные расчеты; экономико-математические модели; оптимизационные модели; прогностические методы; статистические методы: технико-экономические расчеты; графо-аналитический метод; экономикостатистический анализ; корреляционный метод; 2) специфические методы выработанные и применяемые непосредственно в географии: экономическое районирование, энерго-производственные циклы, территориально-производственные комплексы. Под географической информацией понимается совокупность пространственно-координированных данных и (или) знаний о геосистемах или их элементах, о существующих между ними отношениях и взаимосвязи. Виды источников информации: текстовые изложения; различные документы; статистические данные; картографические материалы и другие графические изображения; аэрофото- и космические снимки. Основные источники географической информации: Визуальные наблюдения; Рассказы очевидцев; Географические карты и атласы; Справочники, учебники; Научно-популярная и энциклопедическая литература; Специальные компьютерные программы, Интернет; Художественные произведения, статьи журналов и газет; Телевидение, радио и другие источники. 1

2 ТЕМА 2. Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран Политическая карта мира (ПКМ) это географическая карта, на которой изображены страны мира, территории стран, границы и их столицы. На ПКМ > 230 стран. Суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (учебник, с. 9). 1. Делимитация определение границ на карте. 2. Демаркация определение и обозначение границ на местности специальными пограничными знаками. Колония это зависимая территория, которая находится под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима (островные государства в Тихом океане). Спорные территории: Гибралтар, Фолклендские острова, Западная Сахара, Курильские острова, Нагорный Карабах. Непризнанные или частично признанные государства территории, которые самостоятельно провозгласили свой суверенитет без согласия ООН. Примеры: Республика Северного Кипра, Косово, Тайвань. Этапы формирования ПКМ 1. Древний (до 5 в. н.э.) возникновение и распад первых государств: Древняя Греция, Древний Рим, Карфаген, Древний Египет. 2. Средневековый (5 16 вв.) возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии: Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия. Великие географические открытия. Крупнейшие метрополии Испания и Португалия. 3. Новый (16 19 вв.) зарождение и утверждение капитализма в мире: Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Колониальные захваты территорий в Америке, Азии, Африке. 4. Новейший (1-я половина 20 в.) изменения, связанные в I и II мировыми войнами. Распад колониальной системы, образование социалистических государств. Распад Австро-Венгрии, Российской империи, раздел Османской империи. 5. Современный (2-я половина 20 в. по н.в.) возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии и Африке, крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии. Объединение Германии (ГДР+ФРГ). Распад СССР (1991 г.), Югославии, Чехословакии. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) г. 57 суверенных государств, 2000 г Классификация стран ПО ПЛОЩАДИ ТЕРРИТОРИИ: 1. Страны-гиганты (S > 3 млн. км.²): Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. 2. Средние страны: Белоруссия, Республика Корея, Кения. 3. Страны-карлики: Ватикан, Сан-Марино, Маврикий, Барбадос. ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: 1. Страны-гиганты (N > 100 млн.чел.): Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия, Япония, Мексика и Филиппины (учебник, с. 388, табл. 14). 2. Средние страны: Тунис, Польша, Латвия, Аргентина, Азербайджан, Австралия, Новая Зеландия. 3. Небольшие страны и микрогосударства: Ватикан, Андорра, Науру. 2

3 ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ (ПРИМЕРЫ СТРАН УКАЖИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО): 1. Внутриконтинентальные (сухопутные, не имеют выхода к морю): 2. Приморские(имеют выход к морю). 3. Островные: 4. Полуостровные: 5. Страны-архипелаги: Типология стран Критерии: ВВП валовой внутренний продукт (Выпишите определение из учебника, с. 11). ИЧР/ ИРЧП индекс человеческого развития/ индекс развития человеческого потенциала (Выпишите определение из учебника, с. 11). Подгруппы стран: Выпишите из учебника подгруппы стран каждого типа, с Социалистические гос-ва: Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. ДЗ: Учебник, с. 9 14, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 1, 20 стран и столиц Европы. Просмотр видеоурока 3

4 ТЕМА 3. Государственное устройство стран мира. Влияние международных отношений на политическую карту. «Горячие точки» планеты Формы правления Выпишите из учебника, с определения понятий «республика», «монархия», «теократическая монархия» Заполните таблицы Формы правления Республики Монархии Парламентские Президентские Конституционные Абсолютные Формы административно-территориального устройства Унитарные Федеративные Международная политика 1. Международный терроризм (группировки Аль-Каида, Хезболла, Хамас и др.). 2. Региональные и локальные конфликты (военная операция НАТО в Югославии в 1999 году, в Афганистане в 2001 году, в Ираке в 2003 году, в Ливии в 2011 году, проблемы в Секторе Газа, в непризнанном Курдистане). 3. Борьба за нераспространение ядерного оружия. Ядерные державы: Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. «Полулегально» или потенциально ядерным оружием обладают Индия, Пакистан, Израиль, КНДР. ДЗ: учебник, с, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 2. 4

5 ТЕМА 4. Численность и воспроизводство населения. Демографическая политика Воспроизводство населения совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, в результате которого происходит естественное движение населения и смена поколений. Естественное движение населения изменения в соотношении родившихся и умерших. Естественный прирост населения соотношение рождаемости и смертности за определенный период (за год). ЕП = Р - С Среднемировой ЕП=1,2% в год Депопуляция уменьшение численности населения вследствие суженного воспроизводства, естественная убыль населения. Лидеры по численности населения п/п Страны мира с самой большой численностью населения Млн чел. в 2008 г. 1 Китай 1,338 2 Индия 1,148 3 США Индонезия Бразилия Пакистан Бангладеш Нигерия Россия Япония Мексика 110 Выполните следующие задания 1. Выпишите страны с высокими показателями ЕП, свыше 2% в год (не менее 7, атлас, с. 8) 2. Выпишите страны с наименьшими показателями ЕП, менее 1 % в год (не менее 7, атлас, с. 8) 3. Заполните таблицу «Типы воспроизводства населения» Сравниваемые черты Уровень рождаемости Уровень смертности Естественный прирост (ЕП) Доля детей Доля пожилых людей Подгруппы стран внутри типа (с примерами) по ЕП Направление демографической политики I тип воспроизводства ДЗ: учебник, с, изучение конспекта лекции, задания в тетради, СР 3. II тип воспроизводства 5

6 ТЕМА 5. Состав и структура населения планеты. Расселение и миграции Половой состав: соотношение мужчин и женщин в населении В мире мужчин - 50,4%, женщин - 49,6% Пользуясь картами атласа, с. 10, выполните следующие задания. 1. Выписать 5 стран с численным преобладанием мужского населения. 2. Выписать 5 стран с численным преобладанием женского населения. 3. Выписать 5 стран с примерно равным соотношением мужчин и женщин. Возрастной состав: дети (0-14 лет), взрослые (15-59 лет), пожилые (старше 60 лет) 4. Выписать 5 стран с высокой долей детей. 5. Выписать 5 стран с высокой долей пожилых людей. Этнолингвистический состав населения Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная. Е+Н=мулаты Е+М=метисы Н+М=самбо Пользуясь картами атласа (с. 9-12), учебником (68-69), заполните таблицы Однонациональные Двунациональные Многонациональные Крупнейшие языковые семьи Языковые семьи Крупнейшие народы Индоевропейская Американцы Русские Бразильцы Мексиканцы Пенджабцы Бихарцы Государственные языки Государственный(ые) язык(и) Страны Мировые Религиозный состав Религии Христианство 1) православие 2) католичество 3) протестантизм Ислам (мусульманство) Буддизм 1) 2) 3) Страны Национальные 6


Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран Политическая карта мира Политическая карта мира (ПКМ) это географическая карта, на которой изображены страны мира, территории стран,

Тема 1. Современная политическая карта мира Страны мира территория суши в определённых границах Государство политическая организация общества в стране Современная политическая карта мира: 1. Географическая

Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты Формы правления Республика Монархия Президентская Конституционная Парламентская Абсолютная (теократическая) Смешанная Учебник, с. 17-18: республика,

Современная политическая карта мира ЕРМУЛКИНА М.Н. учитель географии МОУ СОШ 23 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Этапы формирования политической карты мира 2. Деление стран: по уровню социально экономического развития по

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. 10 КЛАСС Цели: Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные изменения.

Гаджиева Елена Михайловна Лицей 8 «Олимпия» Многообразие стран современного мира Вводная лекция (с компьютерной поддержкой) Выбор типа лекции зависит от цели, содержания материала, степени подготовленности

2. География населения ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ раздел социально-экономической географии, исследующий закономерности размещения населения по территории в различных социальных, экономических и природных условиях

Материалы по теме: Население мира. Численность. Воспроизводство. География М3 профильный уровень 10 класс. Учитель Щекота Л.В. Население. Численность. Воспроизводство Население. Половозрастной состав Изменение

Задания А8 по географии 1. В какой из перечисленных стран доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре 1) Бразилия 2) Алжир 3) Бангладеш 4) Норвегия Норвегия страна северной Европы,которая имеет наименьшую

ГЕОГРАФИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8 ББК 74.26 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред. от

Численность населения мира Типы воспроизводства Демография наука о населении О закономерностях воспроизводства населения, О его численности и естественном приросте, О возрастном и половом составе и т.д.

Задания на сайт. 11класс.Профиль. Модуль 1. Политическая карта мира. Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Политическая карта мира Предмет изученияи задачи современной географии. Предмет

Тема урока «Многообразие стран современного мира.» Цели урока: Образовательные познакомить учащихся с группировкой и типологией стран: экономически развитые, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса по географии "Политическая карта мира" разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями концепции профильного обучения,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ КИБЕРНЕТИКИ, ИНФОРМАТИКИ

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 10 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Материалы на сайт География 10 класс (профиль). Модуль 1. География как наука. Методы географии. Политическая карта мира. Итоговый тест Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Политическая

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

ГЕОГРАФИЯ Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 1 Предмет и объект изучения Географии. Понятие о Географической оболочке 2 Политическая карта мира. Количество стран в мире.территория

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 11 Б, В, Д КЛАССОВ Данная рабочая программа составлена на основании: примерной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень) и материалов федерального

1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате обучения учащиеся должны Знать/понимать - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Задания на сайт. 11класс.Профиль. Модуль 1. Политическая карта мира. Тема Знать Уметь География как наука. Методы географии Предмет изучения и задачи современной географии. Предмет изучения экономической

Вариант 1. 1. Расставьте страны в порядке уменьшения их площади: Австралия, Германия, Канада, Сингапур 2. К азиатским странам относятся: А) Нигерия, Саудовская Аравия, Узбекистан Б) Вьетнам, Иран, Пакистан

VI. Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся * Примерное тематическое планирование уроков географии в 7-м классе по учебнику «География. Земля планета людей» 1 Введение. Что изучают

Тема: Региональные модели демографического баланса и приоритеты демографической политики 1 Лекция 4, 5 Структура темы 2 Региональные факторы динамики численности и демографического развития регионов мира.

Государственный строй стран мира Задачи урока: Познакомиться с формами государственного правления и административно-территориального устройства Государственный строй стран мира Государственный строй характеризуется

«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по географии Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ Кодификатор элементов

Смертность населения и ее география. Продолжительность жизни населения. 12 Структура лекции: Смертность и продолжительность жизни населения. Факторы, основные виды, показатели и причины смертности населения

География 10 Демонстрационный материал 2017 Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения экзамена по экономической и социальной географии мира 10 класс Предлагаемая работа содержит материалы

Приложение к образовательной программе среднего общего образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «География» Базовый уровень 10-11 класс среднего общего образования Составитель:

Методическое сопровождение к итоговой контрольной работе по географии за курс 10 класса Назначение данной контрольной работы состоит в оценке уровня общеобразовательной подготовки учащихся 10 класса. Данная

НАСЕЛЕНИЕ МИРА Таблица 1 2010 2015 2011-2015 млн. чел. доля, % млн. чел. доля, % Среднегодовые темпы прироста, % 1 2 3 4 5 6 МИР 6 923,7 100,00 7 346,6 100,00 1,19 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 1 002,8 14,48 1 028,0

Тема 3: Население мира. Вариант 1 1.Самые высокие показатели смертности зарегистрированы в: A) Австралии B) Азии C) Латинской Америке D) Океании E) Африке 2. Пребывание значительной части народа вне страны

НАСЕЛЕНИЕ МИРА Таблица 1 2010 2014 2011-2014 млн. чел. доля, % млн. чел. доля, % Среднегодовые темпы прироста, % 1 2 3 4 5 6 ВЕСЬ МИР 6 884,3 100,00 7 207,7 100,00 1,15 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 1 002,9 14,57 1

ГЕОГРАФИЯ 10 класс профильный уровень Население (продолжение). Модуль 4 Содержание Знать/понимать Уметь Религиозный состав населения мира Расселение населения. Миграции населения Городское и сельское население

Контрольная работа по географии по теме: «социальная экономическая география мира» 1 вариант Государственный строй стран мира 1. Главный объект политической карты мира это 2. Расставьте следующие страны

Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/в.п. Максаковский. 16-е изд., испр М.: Просвещение, ОАО «Моск. учеб.», 2008. Содержание курса Тема 1.Современная политическая

Раздел III. Население Мира Численность и воспроизводство населения Численность населения Земли увеличилась почти с 2,5 млрд человек в 1950 г. до 6,7 млрд в 2008 г. В 60 80-е годы ХХ в. темпы прироста населения

Население мира Новик Алексей Николаевич к.г.н., доцент 1 План Часть 1. Демография. Численность населения Земли. Часть 2. Половой и возрастной состав населения. Возрастно-половая пирамида Часть 3. Этнический

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа Наро-Фоминского района Московской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС (базовый уровень)

База вопросов по географии 11 класс 1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является: 1)резкое увеличение рождаемости; 2)снижение смертности. 2. В большинстве стран мира рождаемость:

Содержание Предисловие... 4 Тема «География населения мира»... 5 Практическая работа 1. Рост численности населения регионов мира в ХХ веке... 5 Практическая работа 2. Типы воспроизводства населения по

СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

Практическая работа 1. Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК). п\п Страна Нефть, млрд. т Газ, трлн. м3 Уголь, млрд. т Р З Д Р З Д Р З Д 1 Россия 6,7 0,3 4,8 0,5 202 0,1 2 США 3,8

Задания А24 по географии, практика, Задания А24 по географии 1. Какая из перечисленных стран является членом ОПЕК? 1) Аргентина 2) Бразилия 3) Венесуэла 4) Мексика ОПЕК международная организация нефтедобывающих

Примерные вопросы для экзамена (1 часть) 1. Зарубежная Европа. Размеры территории и численность населения. Особенности ПГП и ЭГП. Политическая карта. Количественные и качественные сдвиги на политической

1 Требования к уровню подготовки учащихся На базовом уровне на изучение предмета отводиться 68 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит

Задания А9 по географии, практика, Задания А9 по географии 1. В какой из перечисленных стран доля городского населения в общей численности населения наибольшая? 1) Бельгия 2) Турция 3) Индонезия 4) Египет

9. Ìåæäóíàðîäíûå ñîïîñòàâëåíèÿ S&T 2008 rus_gl 9.p65 299 15.05.2008, 10:46 9. Ìåæäóíàðîäíûå ñîïîñòàâëåíèÿ 300 9.1. ÂÍÓÒÐÅÍÍÈÅ ÇÀÒÐÀÒÛ ÍÀ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß È ÐÀÇÐÀÁÎÒÊÈ (ìèëëèîíû äîëëàðîâ ÑØÀ; â ðàñ åòå ïî ïàðèòåòó

Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буретская средняя общеобразовательная школа», Боханского района, Иркутской области Рассмотрено на заседании НМС

Задача 6 варианта 0 Имеются данные о деятельности крупнейших компаний США в 1996 г. п/п Чистый доход, млрд. долл. Оборот капитала, Использованн ый капитал, Численность служащих, Рыночня капитлизация США,

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 8» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УРЮПИНСК ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ проспект

Тематический план по географии 7 класс Всего 68 ч, 2 час в неделю Наименование разделов, тем Кол. часов Тема 1 «Введение» 3 ч 2 В том числе на работы практические контрольные примеч ание Тема 2 «Население

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ. 7 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч) ВВЕДЕНИЕ (2 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

ЧАСТЬ 1 I вариант А1. Укажите название страны, расположенной в сейсмической зоне. 1)Япония 3)Австралия 2)Вьетнам 4)Танзания А2. Какое из перечисленных государств расположено в Африке? 1)Парагвай 3)Камерун

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации класса по географии Часть При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов под номером выполняемого Вами

УТВЕРЖДЕНО Приложение 1 к Приказу 57/15 от «22» июля 2015 г. и.о. Председателя Правления НКО АО «ЛИДЕР» К. В. Соловьев Тарифный справочник на переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ О. А. Петрусюк География для профессий и специальностей социально-экономического профиля Дидактические материалы Рекомендовано Федеральным государственным