Восстание под предводительством Болотникова. Крестьянские войны

Широкое социальное движение в поддержку царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия), крестьянская война начала XVII века имели множество признаков гражданской войны, разразившейся в России. Об этом явно говорит социальный состав участников восстания: крестьяне, холопы, служилые люди (дворяне), казаки, отдельные бояре, князья Шаховский, Телятевский, Моссальский – практически все социальные слои русского общества.

Ход восстания можно поделить на следующие этапы:

1 этап – август – декабрь 1606 года – победа под Кромами, взятие Тулы, Калуги, Ельца, Каширы. Поход на Москву и ее осада. 2 декабря 1607 года поражение в сражении под Коломенском. Отступление к Калуге, а затем к Туле.

2.этап – январь – май 1607 года – осада правительственными войсками Калуги и отступление Болотникова к Туле.

3 этап –июнь – октябрь 1607 года – Осада и захват Тулы войсками Василия Шуйского. Пленение Болотникова и его казнь в Каргополе.

Иван Исаевич Болотников , военный холоп князя Телятевского, бежал на Дон, был пленен крымскими татарами и продан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. После разгрома турецкого флота венецианцами бежал. Через Венецию и Германию прибыл в город Путивль. В Путивле получил грамоту, на которой стояла большая государственная печать, от противника Василия Шуйского, воеводы Путивля князя Шаховского, о назначении его главным воеводой Лжедмитрия. (Шаховский по ряду данных выкрал государственную печать во время восстания против Лжедмитрия I), (по другим данным грамоту Болотников получил в Сандомире, во время встречи с Павлом Молчановым, который назначил его главным воеводой, подарил шубу, саблю и 60 дукатов).

Расположившись в Комарицкой волости, Болотников пошел на городок Кромы и взял его. После побед над правительственными войсками под Ельцом, Калугой, Тулой и Серпуховом, отряды Болотникова, к которым стали присоединяться множество противников Шуйского, пошли на Москву. К Болотникову присоединились дворянские отряды, возглавляемые Прокопием Ляпуновым, Истомой Пашковым и Г.Сумбуловым. С Болотниковым были казачьи отряды, отряды крестьян и жителей посада. Царскому воеводе подчинились князья Шаховский и Телятевский. Ненависть к Василию Шуйскому пересилила корпоративную этику. На сторону воеводы царевича Дмитрия перешли до 70 городов. События в России все больше и больше приобретали черты гражданской войны.

Взять Москву сходу отрядам Болотникова не удалось. Расположившись в селе Коломенском, Болотников в октябре 1606 года начал осаду Москвы. Переговоры с представителями жителей столицы окончились безрезультатно. Москвичи отказались верить в то, что Болотников является воеводой царевича Дмитрия, и потребовали от него представить доказательство того, что царевич Дмитрий жив. Несмотря на то, что москвичи участвовали в восстании 17 мая 1606 года, когда был убит царевич, они также помнили, что лицо у самозванца, три дня провисевшего на площади, было прикрыто маской. Народу всегда хочется верить в чудо. Наиболее весомым доказательством чуда очередного спасения царевича Дмитрия могло стать участие царевича в переговорах.

Болотников потребовал найти царевича Дмитрия, который и был найден казачьим атаманом Заруцким в Могилеве в лице бродячего учителя.

В свою очередь Василию Шуйскому удалось договориться с руководителями дворянских отрядов. Противоречия между боярским правительством и дворянами были велики, однако руководители дворянских отрядов понимали, что им совершенно не по пути с восставшими крестьянами.

В результате перехода дворянских отрядов, во главе с Прокопием Ляпуновым, на сторону правительства, Болотников в декабре 1606 года потерпел поражение в сражении у села Êîòëû , и отступил к Калуге.

С помощью подошедшей с Терека повстанческой армии «царевича Петра» (беглый холоп Илья Горчаков (Илейка Муромец), выдававший себя за сына царя Федора Иоанновича), Болотников под Калугой разбил войска царя.

В этой патовой ситуации Василий Шуйский пошел на ряд уступок дворянам. Он одолжил денег в Троице-Сергиевом монастыре (18 тысяч рублей), стал выплачивать жалование ратным людям и кормовые деньги скопившимся в Москве разорившимся дворянам и членам из семей. Желая добиться поддержки дворянства, боярский царь в марте 1607 года принял «Уложение о крестьянах» и ввел 15-летний срок сыска беглых крестьян. Собрав и лично возглавив армию, Василий Шуйский перешел в наступление.

В мае 1607 года под Каширой отряды Болотникова были разбиты. Болотников отступил к Туле и укрылся за крепостными стенами города. Осада Тулы продолжалась четыре месяца. Появление летом 1607 года в Польше нового самозванца заставляли царя торопиться

Василий Шуйский приказал перегородить реку Упу , которая, разлившись, затопила часть города. В Туле начался голод. Ждать помощи восставшим было неоткуда.

10 октября 1607 года Иван. Болотников сдался, поверив обещанию царя сохранить ему жизнь. Однако сложившаяся в России обстановка, по мнению царя, не предполагала милосердия. Рокош (восстание) части польских магнатов против короля Сигизмунда III Вазы, дал шанс Василию Шуйскому усмирить страну, не опасаясь вмешательства Речи Посполитой.

Василий Шуйский жестоко расправился с восставшими. Было казнено около 6 тысяч участников восстания. Болотников был вывезен в Каргополь, где был ослеплен и утоплен в проруби. Был повешен также его сторонник «царевич Петр» (самозванец объявивший себя сыном царя Федора Иоанновича, хотя по ряду данных сын был старше своего отца).

Торжество победы было омрачено вступлением на территорию России отрядов Лжедмитрия II. Смута в Российском государстве продолжилась. В лице нового самозванца в России определился центр силы, вокруг которого сплотились все противники боярского царя Василия Шуйского. Одновременно осложнилась внешнеполитическая обстановка. Благодаря вмешательству иезуитов, помиривших польскую знать с королем, Сигизмунду III Вазе удалось преодолеть политический кризис в Польше. Папа Римский не оставлял попыток при помощи Польши насадить католичество в России.

Лжедмитрий II (1607-1610)

В июле 1607 года в городе Стародуб, Павел Молчанов, при поддержке польских отрядов (гетманов Лисовского, Ружицкого и Сапеги) и казаков во главе с И.Заруцким, объявил себя «царевичем Дмитрием», чудом спасшимся во время восстания в Москве.

На сторону нового самозванца перешли часть отрядов Болотникова. В конец лета 1607 его отряды пошли на помощь Болотникову, однако не успели. Болотников капитулировал в Туле.

Летом 1608 года, после неудачного похода на Москву, Лжедмитрий II обосновался в Тушино (17 км от Москвы), куда прибыли польские отряды и Марина Мнишек, признавшая его (за хорошее вознаграждение) своим мужем, царевичем Дмитрием.

В стране установилось своеобразное двоевластие. Тушино в 1608-1609 годах стало второй столицей России , куда стали прибывать все недовольные Василием Шуйским. Там сложилась своя Боярская дума. Захваченный в плен ростовский митрополит Филарет объявлен патриархом. Начались, так называемые тушинские перелеты, когда бояре и служилые люди, получив награды у самозванца в Тушино, возвращались к Василию Шуйскому за очередными пожалованиями. Предательство, двуличие, лицемерие стали обычным явлением среди знати. В погоне за увеличением числа своих сторонников, ни Лжедмитрий II, ни Василий Шуйский не жалели средств. (в последствие первые Романовы утвердят все эти пожалования, не желая вновь раскалывать российское общество)

«Тушинскому вору», как стали называть Лжедмитрия II, удалось поставить под свой контроль Северо-запад и Север страны. Поначалу численность тушинского войска достигла до 100 тысяч человек, однако грабежи и насилие со стороны отрядов поляков и казаков метавшихся по стране в поиске добычи, стали приводить к противодействию со стороны народа. Повсеместно стали создаваться ополчения, которые выбили поляков из Костромы и Галича, не дали им захватить Ярославль. Центром сопротивления стал Троице-Сергиев монастырь, выдержавший 16 месячную осаду тушинских отрядов.

В этой обстановке правительство Василия Шуйского пошло на подписание в Выборге в феврале 1609 года договора со Швецией , согласно которому отказывалось от своих претензий на Балтийское побережье, отдавало город Карелу в ответ за военную помощь против Лжедмитрия II. Отряды шведских наемников вступили на территорию России.

Русско-шведские отряды во главе с племянников царя М.В.Скопин-Шуйским начали успешные военные действия против тушинцев. Была снята осада с Троице-Сергиева монастыря. Разбив тушинцев под Тверью отряды Скопин-Шуйского вошли в Москву. Талантливый полководец начал готовиться к походу к Смоленску, чтобы снять польскую осаду. Однако в апреле 1610 года Михаил Скопин-Шуйский умирает при загадочных обстоятельствах. (в его отравлении обвиняют жену Дмитрия родного брата Василия Шуйского, претендовавшего наследовать престол после смерти бездетного царя).

Появление шведских отрядов на территории России было использовано королем Сигизмундом III для объявления войны России. В сентябре 1609 года польские войска вторглись на территорию России и начали 21 месячную осаду Смоленска. Оборону Смоленска возглавил воевода Михаил Шеин.

Сигизмундом III потребовал от командиров польских отрядов оставить Тушино и прибыть к нему под Смоленск. Часть польских командиров выполнили приказ короля. Без поддержки поляков тушинский лагерь начал разваливаться. В декабре 1609 года Лжедмитрий II бежит в Калугу, переодевшись крестьянином.

После разгрома царских войск, возглавляемых братом Василия Шуйского Дмитрием под Клушино (Можайск) гетманом Жолкевским, отряды Лжедмитрия стали единственной военной силой в стране. Лжедмитрий пошел к Москве и расположился в селе Коломенском. Однако стать во главе народного сопротивления он не сумел. 11 декабря 1610 года во время охоты под Калугой он был убит начальником личной охраны, князем П.Урусовым.

Марина Мнишек, признавшая его мужем вскоре родила сына прозванного в народе ворёнком. (позже мальчик, один из претендентов на русский престол, будет казнен)

Семибоярщина (1610-1612)

Разгромив царские войска под Клушино, гетман Жолкевский, повел свои отряды на Москву. 17 июля 1610 года Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи. (позже Василий и Дмитрий Шуйские будут перевезены в Польшу, где проживут еще несколько лет, подвергаясь издевательствам со стороны польских властей). К власти пришла семибоярщина во главе с Ф.И.Мстиславским . В состав семибоярщины вошли: И.М.Воротынский, А.В.Трубецкой, А.В.Голицын, Б.М.Лыков, И.Н.Романов, Ф.И.Шереметев . Смена власти не привела к стабилизации ситуации в России. Если власть Василия Шуйского распространялась всего лишь на Москву, власть «семибоярщины» не выходила за пределы Кремля.

В августе 1610 года, боярское правительство заключило договор с гетманом Жолкевским, о приглашении на русский престол королевича Владислава, сына Сигизмунда III Ваза. Бояре и часть жителей Москвы 27 августа 1610 года, на Девичьем поле присягнули Владиславу, другая часть отправились в Калугу к Лжедмитрию II. Против этого прямого предательства национальных интересов решительно и резко выступил патриарх Гермоген.

В Москве назревало восстание и бояре, чтобы не допустить этого, в сентябре 1610 года впустили в Кремль поляков . Фактически столица оказалась в руках врага. Перед страной встала угроза потери независимости.

По настоянию гетмана Жолкевского семибоярщина согласилась направить посольство к Сигизмунду III, который в это время осаждал Смоленск

В октябре 1610 посольство во главе с тушинским патриархом Филаретом (Федор Романов – отец Михаила Романова) прибыло к королю. Сигизмунд III потребовал сдачи Смоленска. Он заявил о своих претензиях на русский престол. Решительно отверг основное условие, что царь России должен принять православие. Россия будет включена в состав Речи Посполитой, - высокомерно заявил король Сигизмунд III. Переговоры затянулись. Михаил Шеин из последних сил продолжал сопротивление и не сдал Смоленск. Патриарх Гермоген отказался направить послание в Смоленск, с требованием сдать город полякам.

В марте 1611 года послы были взяты под стражу и отправлены в Польшу. (Патриарх Филарет пробудет в польском плену до 1619 года.) В июне 1611 года, после 21 месячной осады пал Смоленск (в июне в живых осталось всего 200 защитников). (русско-польская война закончилась в 1618 году Деулинским перемирием)

В 1611 году положение еще больше осложнилось. В войну вмешалась Швеция. В 1611 шведы, при помощи изменников бояр, захватили Новгород, и потребовали признать русским царем шведского кронпринца Карла Филиппа. В Англии был разработан план захвата русского Севера. В Пскове, некий Сидорка, объявил себя царем Дмитрием (Лжедмитрий III).

Положение России казалось безвыходным. Отсутствовало правительство. Столица была в руках врагов. Польские отряды постепенно захватывали новые земли и города России. На захваченных территориях зверствовали отряды поляков и казаков. Шведы захватили северо-западные территории России и Новгород. На юге осложнились отношения с Крымским ханством.

Потеря государственности привела к апатии и состоянию безысходности значительного числа российского боярства и дворянства, потерявшего политические ориентиры и чувство национальной гордости. Однако русский народ не собирался сдаваться врагу. С призывом к борьбе с захватчиками выступил патриарх Гермоген, за что был схвачен поляками и посажен под арест. В России началось развертывание национально-освободительного движения против интервентов.

Старый интриган и честолюбец Василий Шуйский давно мечтал о высшей власти, шел к ней, не брезгуя интригами, ложью и хитростью. Еще в 1591 г., прибыв в Углич во главе комиссии, он подтвердил версию о самоубийстве царевича Дмитрия. Когда же этот “Дмитрий” вошел в Москву, столь же легко и быстро присягнул ему, уверяя всех, что полтора десятилетия назад царевич не погиб, а остался жив, спасся чудесным образом. Но вскоре он начал интриговать и против “царя Дмитрия Ивановича” . Боярина разоблачили, но помиловал его. Старая лиса отплатил ему новым заговором. Смерть самозванца привела боярина к заветному трону, и он провозгласил курс на возврат к прежним порядкам. Свое вступление на престол царь ознаменовал особой “крестоцеловальной записью”. Впервые русский самодержец брал на себя обязательства не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины. Однако судьба явно не благоволила новому царю.

Сразу же бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия I распустили слухи, что “истинный царь” не погиб в Москве 17 мая, а спасся. Пребывает-де он где-то в Польше, скрываясь от “злых людей”. Слухи и разговоры эти подогревает князь Г. П. Шаховской, приспешник самозванца. Он уехал из Москвы в Путивль, и город этот становится своего рода столицей “правительства царя Дмитрия”. А в Речи Посполитой скрывается русский дворянин Михаил Молчанов, тоже ближайший клеврет самозванца, к тому же похожий на него внешне, и дружок Шаховского. Он-то и выдает себя за спасшегося “царя Дмитрия”.

На юго-западе население выступает против сторонников Шуйского, свергает и убивает его воевод. Вскоре у повстанцев появляется предводитель — Иван Исаевич Болотников . Холоп князя А. А. Телятевского, богатого и знатного боярина, он в молодости, во время военного похода, попал в плен к крымским татарам. Его продают в Турцию, где он стал гребцом на галере. Болотникова, как и других невольников, освобождают моряки, напавшие в море на турок, и он оказывается в Венеции, затем побывал в Венгрии и Германии. Одно время Болотников возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок. В Речи Посполитой он встретился с русским “царем” — самозванцем Молчановым. С письмом от него он прибыл к Шаховскому в Путивль. Болотников, поверивший в “истинного царя” Дмитрия Ивановича, становится главным предводителем повстанческого войска. Его цель—поход на Москву, восстановление на престоле “законного царя”. Десятки городов и уездов присягают ему на верность.

— кульминация, наивысший этап мощного движения начала XVII в., невиданного ранее по своим масштабам. Его называют гражданской войной, поскольку в нее включились все социальные группы и сословия. Причем представители их оказались в обоих лагерях — повстанческом и правительственном.

Болотников с войском идет из Путивля на Москву. По пути он одерживает несколько блестящих побед под Кромами, Калугой, Серпуховом. Иностранцы-современники восхищаются военными талантами “полководца”, “гетмана” царя Дмитрия. Другое войско восставших, во главе с Истомой Пашковым, веневским дворянином, идет, одерживая победы под Ельцом, селом Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. В его армию вливались дворянские отряды, в том числе рязанский П. Ляпунова, тульский Г. Сумбулова.

В конце октября 1606 г. обе повстанческие армии, в несколько десятков тысяч человек, начали осаду Москвы. Продолжалась она пять недель — до начала декабря. Происходили вылазки, сражения. Довольно быстро начались разногласия среди повстанцев, между их вождями Болотниковым и Пашковым. Закончилось тем, что Пашков, Ляпунов, Сумбулов со своими отрядами перешли к Василию Шуйскому. Сильно ослабили позиции Болотникова и его уверения о спасении “царя Дмитрия” , обещания скорого его прибытия под Москву. Многие москвичи сами видели мертвого Лжедмитрия, а их делегации, прибывшей в стан Болотникова в селе Коломенском, он не смог предъявить живого царя.

В стычках и сражениях под стенами столицы перевес постепенно переходит к воеводам Шуйского. В решающей битве у Коломенского 2 декабря они одерживают решительную победу над восставшими. Многие из них погибли, попали в плен, и их казнили. Но значительное число болотниковцев спаслось, и они бежали к Калуге и Туле.


Восстание И. Болотникова. 1606 -1607 гг. Художник Г. Горелов. 1944 г.

Болотников, прибыв в Калугу, быстро организовал оборону— привел в порядок свою сильно поредевшую рать, организовал починку ветхих укреплений. Д. И. Шуйский, брат царя, подошедший к городу, безуспешно попытался взять его с ходу. Началась осада. Воевода не полностью блокировал Калугу, и Болотников послал за помощью в соседние города. Она подошла. Кровопролитное сражение в декабре 1606 г. закончилось страшным разгромом войска Шуйского.

Через неделю к Калуге с новой армией подошел И. И. Шуйский, другой брат царя. Царские ратники подводят к стенам Калуги “примет” — гору из дров, чтобы зажечь город. Но с помощью подкопа Болотников взрывает его, и противник терпит новое поражение. В руки повстанцев попадает вся артиллерия, много другого оружия, припасов. Другим центром движения вскоре становится Тула. Здесь засели болотниковцы, бежавшие из-под Москвы. Сюда же прибыло новое повстанческое войско. Его возглавлял “царевич Петр” — бывший посадский человек из Мурома, потом холоп Илья Горчаков, принявший имя “сына” царя Федора Ивановича. Среди его воевод был и князь Телятевский — бывший владелец Болотникова.

Придя в Тулу, “царевич Петр” (Илейка Муромец) посылает своих воинов к Болотникову, и они вместе с ним громят Д. И. Шуйского под стенами Калуги. Позднее Телятевский бьет воевод Шуйского под Веневом и Тулой. Но в феврале и марте воеводы “Петра” терпят поражения. Царь, ободренный этими победами, шлет новое войско под Калугу. Но его снова разбивает тот же Телятевский. В мае Болотников и Телятевский наголову разгромили царскую армию под Калугой; погибли ее командующие и тысячи ратников. Повстанцы же Болотникова и Телятевского, объединившись, ушли в Тулу.

Сюда 21 мая 1607 г. выходит из Москвы, собрав большую армию, сам царь Василий. Навстречу ей спешит войско Болотникова — Телятевского. В сражении под Каширой оно терпит поражение. Неделю спустя то же происходит под Тулой. Начинается ее осада, длившаяся четыре месяца.

Потери, страшный голод сильно ослабляли силы сторонников “царя Дмитрия” . К тому же осаждавшие устроили плотину на реке Упе ниже города, и в нем началось наводнение. Осажденные вынуждены пойти на переговоры и соглашение с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово — вскоре “царевича Петра” повесили у Даниловского монастыря под Москвой; Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили.

Двухмесячный период осады Болотниковым Москвы (около 7 октября - 2 декабря 1606 г) является кульминационным пунктом восстания Болотникова.

Приход к Москве армии крестьян и холопов не только ставил под удар восставших политический центр государства, но вместе с угрозой захвата Болотниковым Москвы нес в себе угрозу и для самых основ власти господствующего класса Русского государства - класса феодалов-крепостников.

Наиболее наглядным и ярким выражением этого может служить то, что загородная резиденция московских царей - село Коломенское - оказалась в руках восставших крестьян и холопов, превратившись не только в место расположения войск Болотникова, но и в политический центр восстания, противостоящий политическому центру крепостнического государства - Москве.

К этому новому центру тянула огромная территория (свыше 70 городов), перешедшая под власть восставших крестьян. И если на первом этапе восстания Болотникова - во время похода на Москву - роль политического центра восстания в какой-то степени сохранялась за Путивлем (где остался сидеть воеводой Шаховской, но уже не от Шуйского, а от "царя Димитрия"), а деятельность Болотникова (как и Истомы Пашкова) сосредоточивалась на руководстве военными действиями, то теперь в Коломенском не только сосредоточивалось руководство военными действиями по осаде Москвы, но туда стягивались нити из районов, охваченных восстанием. Из Коломенского же руководители восстания осуществляли разного рода мероприятия политического характера.

К сожалению, эта сторона истории восстания; Болотникова - то, что можно назвать его внутренней историей, - почти не отражена в источниках. Такое положение дел объясняется тем, что основной фонд источников по истории восстания Болотникова по своему происхождению принадлежит к крепостническому лагерю - к лагерю врагов восстания, и историю восстания приходится поэтому изучать по материалам, относящимся к борьбе с восстанием. В этих материалах факты, характеризующие действия восставших крестьян и холопов, естественно, изображаются с позиций крепостников-феодалов - тенденциозно, в искаженном свете.

Очень ценна поэтому находка (В.И. Корецким) источников, происходящих из лагеря восстания. Источниками этими являются 5 фрагментов грамот (отписок) руководителей отрядов восставших, действовавших в Поволжье. Все отписки датируются ноябрем-первой половиной декабря 1606 г., т.е. падают как раз на время осады Москвы Болотниковым и его перехода в Калугу. Это счастливое обстоятельство и позволяет через посредство поволжских отписок познакомиться с тем, что происходило в это время в политическом центре восстания, так сказать, проникнуть в центральный штаб восставших холопов и крестьян.

Самое главное, что дают отписки для вопроса о политическом центре восстания, это то, что они сообщают относительно "царя Димитрия". Все эти сообщения носят, можно сказать, сенсационный характер, заключающийся в том, что о "царе Димитрии" в отписках говорится как о реально существующем лице, находящемся в войске восставших и осуществляющем свои прерогативы верховной власти.

Поволжские отписки раскрывают важнейшую черту политической обстановки в Коломенском во время нахождения там Болотникова. Болотников в своих политических актах, обращенных к населению Москвы и других городов, не только действовал именем "царя Димитрия", но и изображал дело так, будто сам "царь Димитрий" находится в Коломенском лагере и грамоты "царя Димитрия" "за красной печатью" рассылались самим "царем Димитрием".

Такая политическая тактика Болотникова в огромной степени усиливала воздействие на народные массы рассылавшихся из Коломенского "листов" и "грамот" (хотя вместе с тем и имело уязвимые места, ибо Болотников не мог подтвердить свои заявления, что "царь Димитрий" в Коломенском, показом реального носителя этого имени).

В свете этого становится понятной убежденность посадских людей вятского города Котелынича в ноябре 1606 г. в том, что "царь Димитрей" "Москву взял, а с ним де пришло многое множество людей". Очевидно, источником этой убежденности были сведения о нахождении "царя Димитрия" в Коломенском, полученные ими непосредственно от Болотникова или через поволжские города (например, через касимовского царя).

Наконец, наполняются конкретным содержанием знаменитые слова грамоты патриарха Гермогена о том, что пришедшие в Коломенское "воры" (т.е. восставшие)"стоят и розсылают воровские листы по городом", причем в этих "листах" "велят целовати крест... Ростриге" (т.е. "царю Димитрию"), "а сказывают его проклятого жива".

Раскрывая активную политическую деятельность Болотникова в Коломенском, обращенную к населению Русского государства, поволжские отписки вместе с тем позволяют составить некоторое представление о характере реальной власти, так сказать, правительства "царя Димитрия", Т.о. Болотникова, в отношении городов и районов, восставших против царя Василия Шуйского.

Ярче всего реальная власть правительства "царя Димитрия" в отношении восставших городов Поволжья выступает в вопросе об осаде Нижнего Новгорода. Центральным вопросом отписок из-под Нижнего Новгорода был вопрос о военной помощи осаждавшему Нижний войску восставших. Именно об этом и ждали "указа от государя" руководители осады Нижнего. Это ожидание имело под собой вполне реальные основания. Отписки сохранили такой замечательный акт действий правительства "царя Димитрия", как указ о посылке ратных людей из Арзамаса под Нижний Новгород. Сообщая руководителям осады Нижнего Новгорода о посылке под Нижний ратных людей в составе двух сотен детей боярских, а также татар, мордвы и 30 человек стрельцов "с вогняным боем", власти восставшего Арзамаса с не оставляющей сомнений ясностью говорят, что эта посылка осуществляется "по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии указу".

Осада Нижнего Новгорода - крупнейшее событие восстания в Поволжье - осуществлялась под непосредственным руководством и контролем Коломенского центра восставших, куда руководители войска, осаждавшего Нижний Новгород, обращались за директивами ("указом от государя") и без санкции которого ("без указу") не имели права снять осаду.

Не менее выразительно демонстрирует характер власти центрального "правительства" "царя Димитрия" в отношении Поволжья то, что говорится в поволжских отписках о касимовском царе. Прежде всего отписки раскрывают самый факт активной политической деятельности касимовского царя на стороне восставших, рисуя Ураз-Мухаммеда в качестве одного из руководителей восставших в Поволжье, а город Касимов - как один из политических центров района восстания в Поволжье. Во-вторых, и это главное, они раскрывают, в чем выражалась эта деятельность, демонстрируя наличие двусторонней связи между касимовским царем и "царем Димитрием", т.е., иными словами, политическим центром восстания и его руководителями, действовавшими от имени "царя Димитрия". Если со стороны касимовского царя действия носят, так сказать, разведывателъно-ориентациойный характер (посылка "па Коломну" людей "проведывати" про "царя Димитрия"), то действия Болотникова в отношении Ураз-Мухаммеда носят активно-оперативный характер (посылка касимовскому царю "царевой грамоты", наделявшей касимовского царя полномочиями командующего объединенной ратью из служилых людей из городов, примкнувших к восстанию).

Материалы о касимовском царе не менее ярко, чем данные об осаде Нижнего Новгорода, свидетельствуют о реальных связях отдельных районов восстания с его политическим центром в Коломенском и о власти, которой обладало Коломенское в отношении этих районов.

Но из материалов о касимовском царе, содержащихся в поволжских отписках, следует и еще более важный вывод: восстание Болотникова сохранило и свой политический центр, и власть над районами, охваченными крестьянской войной, и после отступления Болотникова из-под Москвы в Калугу в декабре 1606 г.

При этом если все, связанное с "царем Димитрием", носило и в Калуге, подобно тому как ото было в Коломенском, характер идеологический и символический, то роль Калуги как политического центра восстания оказывается вполне реальной, причем не только в местах, непосредственно примыкающих к Калуге, но и в таких районах, как Поволжье.

Таковы материалы о "царе Димитрии", извлекаемые из поволжских отписок.

Отразив в себе деятельность политического центра восстания - "правительства" "царя Димитрия", причем в самый важный период восстания, поволжские отписки свидетельствуют о том, что в октябре и ноябре 1606 г. не только противостояли ДРУГ другу под стенами Москвы два войска - крепостнического государства и восставших крестьян и холопов, но и существовал в Коломенском политический центр восстания, не менее грозно противостоящий самой Москве. Последнее обстоятельство имело определяющее воздействие на ход военных действий во время осады Москвы Болотниковым.

Современники определяют размеры войска Болотникова, осадившего Москву, в 60, 100 и даже 187 тыс. человек. Нет возможности проверить, насколько точны эти цифры, но они во всяком случае позволяют составить представление о масштабах войска Болотникова под Москвой.

Основную массу войска Болотникова составляли крестьяне и холопы.

Иван Тимофеев в своем "Временнике" даже прямо называет войско Болотникова войском холопов ("своевернии раби ратию пришедше"). В действительности войско Болотникова не было однородным по своему классовому составу: помимо холопов и крестьян, в нем имелись казаки, стрельцы, а также дворяне п другие разряды служилых людей.

Эта социальная неоднородность войска восставших сказывалась и на его организационном устройстве. Будучи под верховным начальством Болотникова, оно в то же время включало в свой состав ряд в какой-то степени обособленных, самостоятельных отрядов, из которых самыми крупными были три: под начальством Г. Сумбулова и П. Ляпунова, под начальством Истомы Пашкова и под начальством Ю. Беззубцева.

Наиболее отчетливо выступает социальное лицо отряда Сумбулова и Ляпунова, состоявшего из рязанских дворян-помещиков. Отряд Истомы Пашкова, в отличие от рязанских полков, не являлся единым в социальном отношении. Основу его составляло то войско, которое шло к Москве от Ельца, Тулы, Коломны. Но наряду с тем в составе отряда Истомы Пашкова имелась значительная группа дворян-помещиков, преимущественно тульских и примыкающих к Туле районов. Наконец, отряд Беззубцева, по-видимому, состоял из казаков.

Обособленность отрядов Сумбулова-Ляпунова, Истомы Пашкова (в его дворянско-помещичьей части) и других обусловливалась самой природой этих отрядов, бывших в классовом отношении чуждыми и даже прямо враждебными основному ядру войска Болотникова - холопам, крестьянам и городским низам. Примкнув к Болотникову в ходе восстания, в обстановке растущих успехов восставших, дворянские отряды временно усилили Болотникова, но вместе с тем явились источником противоречий и борьбы в лагере восставших, оказавшись в конечном счете фактором, не укрепляющим, а разлагающим и дезорганизующим ряды восставших.

Что касается казачьего отряда Беззубцева, то его обособленность в войске Болотникова обусловливалась, конечно, иными причинами, чем обособленность дворянских отрядов. Тем не менее в этом проявлялись известные отличия социальной природы казачества от таковой холопов и крестьян (хотя в составе казаков и имелось немало бывших "холопей боярских").

Несмотря на серьезные и глубокие противоречия внутри, войско Болотникова представляло собой огромную силу, непосредственно угрожавшую Москве.

Иван Тимофеев, определяя положение, в каком оказался Василий Шуйский в начальный период осады Москвы, иронически говорит о том, что "новоцарюющему во граде, яко пернатей в клетце, объяту сушу и затворене всеродно". Положение Шуйского действительно очень напоминало положение птицы в клетке.

Решение правительства Шуйского закрыться в Москве и сесть в осаду явилось результатом полного разгрома армии Шуйского Болотниковым. В такой обстановке правительству Шуйского не оставалось никакого иного выхода, кроме как запереться в стенах Москвы, чтобы выиграть этим время и попытаться собрать силы для продолжения борьбы.

Но и в самой Москве положение было исключительно острым. Один из современников-очевидцев, некий Иван Садовский, говоря об обстановке в Москве во время осады Москвы Болотниковым, отмечает следующие моменты: "На Москве был хлеб дорог", "Государь не люб бояром и всей земли, и меж бояр и земли рознь великая", "Казны нет и людей служилых".

Таким образом, Садовский отмечает три основных момента, характеризующих обстановку внутри Москвы: отсутствие служилых людей и казны, т.е. отсутствие военной силы и финансовых ресурсов для организации войска, тяжелое экономическое положение ("хлеб дорог") и напряженную социальную атмосферу, причем противоречия и борьба развертывались з двух плоскостях - недовольство бояр и "всей земли" царем Василием Шуйским и "рознь великая" между боярами и "землей".

То, что к моменту осады Москвы Болотниковым Шуйский остался без служилых людей, отнюдь не было неожиданным. Распад войска Шуйского нарастал параллельно успехам Болотникова, и процесс распада становился все более быстрым по мере приближения Болотникова к Москве. Отсутствие служилых людей у Шуйского означало невозможность активной борьбы против восставших. "Иное Сказание" свидетельствует, что запершиеся в Москве воеводы Шуйского "на брань противу их (т.е. восставших, - И. С) не исходиша, войскио силы ждаху". Это ожидание "войской силы" не было пассивным. Напротив, правительство Шуйского стремится любыми средствами сосредоточить в своих руках воинскую силу для активных действий против Болотникова.

Источники позволяют дать лишь самую общую характеристику тем военным силам Шуйского, которые противостояли войску Болотникова под Москвой. В соответствии с тактикой того времени войска Шуйского в Москве были разделены на две группы. Первая под начальством "осадного воеводы" князя Д.В. Туренипа имела целью защищать городские укрепления. Вторая группа войск, напротив, являлась подвижной и, находясь под начальством "вылазного воеводы" князя М.В. Скопина-Шуйского, имела своей задачей "вылазки" отрядов против осаждавших город войск.

К третьей группе военных мероприятий Шуйского относились военные действия за пределами Москвы. Эти действия продолжались и во время осады Москвы, причем местом их являлся район Можайска и Волока Ламского.

Стратегическое значение Можайска и Волока Ламского состояло в том, что они открывали дорогу от Москвы к западным областям Русского государства, и прежде всего к Смоленску, сильнейшей военной крепости, на чью помощь Шуйский мог рассчитывать в своей борьбе с Болотниковым, а также к Твери.

Посылка войск "под Можайск" и "под Волок" преследовала цель привести в покорность эти города, находившиеся в руках восставших, и вместе с тем открыть дороги, по которым "смольняне", верные Шуйскому, могли бы прийти к Москве. Это мероприятие сыграло важную роль в борьбе между Болотниковым и Шуйским в период осады Москвы. Воеводам Шуйского князю Мезецкому и Крюку-Колычеву удалось очистить район Можайска и Волока Ламского от восставших и восстановить здесь власть Шуйского. В Можайске же произошло соединение дворянских отрядов из Смоленска и его пригородов с ратью Крюка-Колычева. Однако эффект от этих событий сказался на ходе борьбы под Москвой лишь в самом конце осады Москвы, когда объединенная рать смольнян и Крюка-Колычева пришла к Москве.

Наряду с чисто военными факторами в ходе борьбы во время осады Москвы Болотниковым, не менее существенное значение имели обстановка внутри Москвы и положение внутри лагеря Болотникова.

Обстановка в Москве во время осады ее Болотниковым характеризуется крайним обострением борьбы классов. Проявления этой борьбы имели место уже в самые первые дни царствования Шуйского. Характерной особенностью этой борьбы было то, что она протекала под лозунгом "царя Димитрия". Стихийные вспышки борьбы народных низов Москвы характеризуют и все последующее время, вплоть до прихода войска Болотникова к Москве. Осада Москвы еще более обострила обстановку, и с этого момента борьба внутри Москвы развивается в прямой и непосредственной связи с общим ходом борьбы между Болотниковым и Шуйским.

И для Болотникова, и для Шуйского вопрос о позиции населения Москвы представлял исключительную важность. Этим объясняется то, что одновременно с военными действиями между войсками Болотникова и Шуйского велась непрерывная и ожесточенная борьба за население Москвы. Болотников активно стремился привлечь московские городские низы, прежде всего холопов, на свою сторону в борьбе против Шуйского. Шуйский со своей стороны всеми средствами и любой ценой старался удержать власть над населением Москвы, не допустить открытого взрыва борьбы городских низов и соединения их с Болотниковым.

Одним из главных и наиболее действенных средств борьбы, применявшихся Болотниковым, была рассылка прокламаций ("листов", как они названы в источнике) в Москву и по другим городам к городским низам с призывом к восстанию против бояр и за "царя Димитрия". Самый факт их рассылки засвидетельствован как в русских, так и в иностранных источниках.

Основное содержание "листов" Болотникова составляли призывы к "боярским холопам" и городским низам "побивати своих бояр... гостей и всех торговых людей" "и животы их грабити" (известные нам в такой редакции по грамотам патриарха Гермогена), призывы к московским холопам, "чтобы те взялись за оружие против своих господ и завладели их имениями и добром" (о чем сообщает английская записка). Это были призывы к расправе с феодалами и к ликвидации феодальной земельной собственности и крепостнической зависимости крестьян и холопов. Таким образом, центральным пунктом программы восстания Болотникова, главным лозунгом, под которым проходило восстание, являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодального гнета.

Источники сообщают и о другого рода призывах Болотникова. В грамоте патриарха Гермогена указывается, что восставшие "велят целовати крест мертвому злодею и прелестнику Ростриге, а сказывают его проклятаго жива". По свидетельству английской записки, "мятежники написали в город письма, требуя по имени разных бояр и лучших горожан, чтобы их выдали как главных виновников в убийстве прежнего государя". Эти сообщения источников не менее важны для характеристики программы восстания Болотникова. Если призывы Болотникова к холопам подняться с оружием в руках против их господ характеризуют социальную сущность восстания, то призывы целовать крест "царю Димитрию" и требования расправы с боярами и "лучшими горожанами" - виновниками убийства "царя Димитрия" (точнее, попытки убийства, так как в представлении участников восстания Болотникова Димитрий спасся от смерти) - раскрывают политическую программу восстания Болотникова, характеризуют идеологическую оболочку восстания.

Борясь за привлечение народных масс па свою сторону, Болотников не ограничивался одной рассылкой прокламаций, он направлял в города своих агентов, задачей которых было поднимать народ па восстание. В источниках сохранилось несколько упоминаний об этих представителях Болотникова. Замечательны

глубокая убежденность этих людей и их стойкость. Исаак Масса называет и имя одного из таких агентов Болотникова - "атамана Аничкина", "который разъезжал повсюду с письмами от Димитрия и возбуждал народ к восстанию". Захваченный Василием Шуйским в плен, Аничкин до конца остался верен своему делу и, ужо будучи посажен па кол, стремился "возбудить в Москве новое волнение в народе". Об аналогичном случае сообщает и английская записка, рассказывая о том, как одного из "захваченных в плен мятежников" "посадили на кол, а он, умирая, постоянно твердил, что прежний государь Димитрий жив и находится в Путивле".

Наконец, В. Диаментовский рассказывает о том, как поляки, находившиеся в ссылке в Ростове, встретили там "донского казака, который был посажен в заключение за то, что провозил в Москву и подбрасывал письма от Димитрия". И этот казак в разговоре с поляками "утверждал определенно, что Димитрий жив и что он видел его своими глазами".

Наиболее сильное воздействие на москвичей оказывали не "листы" и не агенты Болотникова, а самый факт нахождения восставших под стенами Москвы. Именно это ставило перед каждым москвичом во всей конкретности вопрос, на чьей стороне он должен быть: па стороне Василия Шуйского или на стороне "царя Димитрия", иод лозунгом которого вело свою борьбу пришедшее к Москве войско Болотникова.

В записках Буссова имеется интереснейший рассказ о посылке москвичами делегации к Болотникову - смотреть "царя Димитрия". Было бы ошибочно рассматривать рассказ Буссова как точный отчет о действительно имевшей место беседе делегации москвичей с Болотниковым. Однако основа рассказа Буссова: посылка делегации москвичей к Болотникову и переговоры между Болотниковым и москвичами по вопросу о том, к какой из сторон должны примкнуть москвичи, - представляется достоверной. Очевидно, москвичи, находясь в непосредственной близости от Коломенского, посылкой такого рода делегации преследовали цель воочию убедиться в истинности заявлений в грамотах Болотникова, что царь Димитрий находится "ныне в Коломенском".

Во всех действиях Болотникова в отношении населения Москвы обнаруживается определенная, сознательная политика, рассчитанная на то, чтобы вызвать восстание внутри Москвы и, таким образом, поставить власть Василия Шуйского под двойной удар: извне и изнутри. Такая политика Болотникова вполне соответствовала той обстановке, которая была в Москве, и призывы Болотникова к восстанию находили благоприятную почву в московских городских низах.

Оценка положения в Москве, содержащаяся в показаниях очевидцев, бывших в столице во время осады ее Болотниковым, заставляет признать угрозу восстания в Москве весьма реальной. Так, в английском донесении прямо указывается, что особую опасность для Москвы во время ее осады Болотниковым создало то, что в самой Москве "простой народ" "был очень непостоянен и готов к мятежу при всяком слухе, надеясь вместе с мятежниками участвовать в разграблении города".

Совершенно так же расценивает положение дел в Москве и Паэрле, считающий, что лишь измена Истомы Пашкова спасла Василия Шуйского от назревавшего в Москве восстания.

Особенно интересно и существенно свидетельство Исаака Массы, у которого мы находим не только характеристику положения в Москве, но который прямо связывает планы самого Болотникова с борьбой внутри Москвы: "Болотников нимало не сомневался, что отправленные им войска займут Москву - “это могло случиться по причине великого смущения и непостоянства народа в Москве”.

Политический смысл такой трактовки восстания Болотникова заключался в том, чтобы использовать всю силу влияния церкви на массы для дискредитации движения Болотникова и для привлечения на сторону Шуйского как можно более широких слоев населения. Эта цель лучше всего могла быть достигнута именно изображением участников восстания "злыми еретиками". На борьбу против Болотникова был мобилизован весь арсенал духовного оружия, имевшегося в распоряжении церкви: проповеди, церковные церемонии, религиозные обряды и, наконец, церковно-политическая литература, публицистика.

Наибольшего размаха идеологическая деятельность церкви достигла к середине октября 1606 г., когда положение внутри осажденной Москвы было особенно острым. Именно в этот момент появляется написанная протопопом Благовещенского собора в Кремле Терентием "Повесть о видении некоему мужу духовному", изображавшая восстание Болотникова как проявление божьего гнева, как наказание, посланное богом за грехи общества, и объявлявшая единственным путем спасения всенародное покаяние, прекращение "межусобой брани" и объединение всего народа вокруг царя. "Повесть" протопопа Терентия была 16 октября "по царскому велению" зачтена в Успенском соборе "вслух, во весь народ" - "перед всеми государевыми князи, и бояры и дворяны, и гостьми, и торговыми людьми и всего Московского государства православных християн" - и использована правительством Шуйского для развертывания грандиозной агитационной кампании с церковными церемониями и молениями о том, чтобы "господь бог отвратил свой праведный гнев и послал бы милость свою на град свой святой и на люди своя во граде сем, не предал бы в руце врагом и злым разбойником и кровоядцем".

Наряду с использованием церкви правительство Шуйского применяло и другие формы и средства воздействия на массы; важное место среди них занимали политический обман и интриги. Терпя одну неудачу за другой, теряя территорию и войско Шуйский пытался скрыть от широких масс растущую слабость своих позиций, сознательно извращал факты и изображал ход борьбы против Болотникова в гораздо более благоприятном свете, чем это было на самом деле, то распуская ложные слухи о воинских силах, якобы идущих на помощь царю, то рассылая но городам грамоты с извещением о мнимых победах над Болотниковым.

Особое место в политике Шуйского занимала борьба за разложение сил восставших изнутри путем политической интриги.

Возможность такой интриги крылась в самом составе лагеря Болотникова. Наличие в войсках Болотникова столь разнородных в социальном отношении групп, как крепостные крестьяне и холопы, с одной стороны, дворянско-помещичьи отряды - с другой, делало неминуемым рост классовых противоречий и борьбы внутри войска. Эти противоречия становились все более острыми но мере того, как расширялось восстание Болотникова и определялась его социальная программа. Грамоты Болотникова с призывом к холопам восстать против господ были столь же неприемлемы для дворянских элементов внутри лагеря Болотникова, как и для дворян вообще.

Осуществление этого плана началось 26 ноября, когда отряды восставших перешли через Москву-реку и продвинулись к Рогожской слободе, а другой отряд под начальством Пашкова, посланный для захвата Ярославской и Вологодской дорог, занял Красное

Наступление, предпринятое Болотниковым, побудило Шуйского нанести ответный удар, бросив для этого в бой все имевшиеся в его распоряжении силы. Главное сражение развернулось 27 ноября на правом берегу Москвы-реки - в Замоскворечье. План Шуйского заключался в том, чтобы нанести удар по основным силам Болотникова, сосредоточенным в Коломенском. Вместе с тем этот удар ставил под угрозу и отряды Болотникова, находившиеся на левом берегу Москвы-реки - в районе Рогожской слободы и Красного Села.

Сражение 27 ноября закончилось победой Шуйского) Болотников потерял много убитыми и пленными и вынужден был отступить в свой укрепленный лагерь - "острог" в селе Коломенском.29 Одной из причин поражения Болотникова в сражении 26-27 ноября была измена Пашкова, в самый разгар сражения 27 ноября перешедшего на сторону Шуйского и повернувшего свой отряд против Болотникова. Правда, Пашкову не удалось увлечь в своем предательстве весь отряд, находившийся под его начальством, и на сторону Шуйского перешла лишь небольшая часть его отряда - "дворяне и дети боярские" (в том числе и "касимовские бояре"), но тем не менее самый факт измены Пашкова не мог не подействовать дезорганизующим образом на войско Болотникова. Другим фактором, благоприятствовавшим Шуйскому в сражении 26-27 ноября, было общее укрепление положения Шуйского, в частности приход в Москву отряда стрельцов с Двины. Итоги сражения 26-27 ноября еще более изменили соотношение сил в пользу Шуйского и создали исключительно благоприятную обстановку для нанесения решающего удара по Болотникову с целью ликвидации осады Москвы. Этот удар и последовал 2 декабря 1606 г.

Наиболее крупным событием за неделю, отделявшую 2 декабря от сражения 26-27 ноября, был приход к Москве на помощь Шуйскому смоленских и ржевских полков. Это новое усиление войск Шуйского ускорило развязку событий.

Войска Шуйского, участвовавшие в сражении 2 стояли из двух группировок: одну составили (640 человек), к которым был присоединен, вероятно, со своим полком Иван Шуйский, занявший как брат царя место первого воеводы этого сводного полка; другой полк во главе со Скопиным-Шуйским составили войска, бывшие в Москве во время осады. План воевод Василия Шуйского состоял в том, чтобы, объединившись ударить совместными силами по Коломенскому, куда 27 ноября отступил Болотников.

Другим местом, где укрылась часть разбитой 2 декабря армии Болотникова, явилось село Заборье. В отличие от Коломенского, где Болотникову удалось вырваться и тем самым спасти оставшуюся часть войска от гибели, засевшие в Заборье отряды, состоявшие из казаков, сдались воеводам Шуйского и "добили челом" царю.

Падение Заборья было последним этапом сражения, начавшегося 2 декабря. Сражение это было наиболее крупной и по масштабу, и по значению операцией в ходе военных действий под Москвой. Буссов определяет размеры войска Шуйского в сражении 2 декабря в 100 тыс. человек; русские источники, говоря о потерях Болотникова, называют 21 тыс. пленных и 500 или 1 тыс. убитых. Но польским данным, число одних убитых в войске Болотникова превышало 20 тыс.

Сражение 2 декабря коренным образом изменило общую стратегическую обстановку в стране. Поражение Болотникова означало снятие осады Москвы, передавало инициативу в руки воевод Шуйского и превращало Болотникова из осаждавшего в осажденного. Шуйский использовал свою победу прежде всего для расправы с побежденными. Массовые избиения начались еще на поле сражения. Та же участь постигла и пленных, которых сотнями "сажали в воду", т.е. топили в реке Яузе.

Все эти казни имели своей целью не только физическое истребление попавших в руки Шуйского участников восстания. В неменьшей степени они преследовали цель воздействовать устрашающим образом на неустойчивые элементы как в лагере Болотникова, так и среди социальных низов Москвы и других городов, заставить их отойти от борьбы и стать на путь покорности царю.

Но один террор сам по себе не мог разрешить задачу ликвидации восстания. Подавления восстания можно было добиться лишь путем уничтожения основного его ядра - армии Болотникова. Поражение Болотникова под Москвой создавало исключительно благоприятную обстановку для этого и, казалось, давало Шуйскому возможность покончить с Болотниковым одним ударом. Правительство Шуйского и попыталось добиться этого посылкой новой армии против Болотникова. Однако события развернулись совсем не так, как предполагал Шуйский.

Особенности общественного и социального строя.
Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения - до отхода ко сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и ин...

Сталинградская битва
Пре­лю­ди­ей лю­бой вой­ны слу­жит ка­кая-ли­бо ди­пло­ма­ти­че­ская дея­тель­ность. По­это­му рас­смот­рим ха­рак­тер внеш­ней по­ли­ти­ки СССР и Гер­ма­нии в 30-х - на­ча­ле 40-х го­дов два­дца­то­го ве­ка. В 1933 го­ду Адольф Гит­лер стал но­вым рейхс­канц­ле­ром Гер­ма­нии. Ре­зуль­та­том это­го ста­ла рез­кая сме­на кур­са внеш­не...

Соборное уложение 1649 года
В 1648-1649 был созван Уложенный собор, в ходе которого было создано Соборное уложение. Издание Соборного уложения 1649 года относится ко времени господства феодально-крепостнического строя. В многочисленных исследованиях дореволюционных авторов (Шмелева, Латкина, Забелина и др.) приводятся главным образом формальные поводы для об...

Если к лету 1606 года Василию Шуйскому удалось укрепить власть в Москве, то на окраинах народ продолжал бурлить. Политический конфликт, связанный с борьбой за престол перерос в социальный. Потеряв всякую надежду на улучшение своей жизни, народ опять выступил против властей. На этот раз выступление приобрело характер Крестьянской войны. Предводителем крестьянского восстания (1606-1607) выступил .

Судьба Ивана Болотникова была очень драматичной. Сначала он был военным холопом князя Телятевского, от которого бежал к донским казакам, где попал в плен к крымским татарам и затем продан в рабство гребцом на турецкую галеру. Когда немецкие корабли разгромили турецкий флот, оказался в Венеции и уже оттуда, через Германию и Польшу попадает в Путивль. Но попадает сюда не просто бывшим холопом, а в качестве воеводы царя Дмитрия! В Самборе встретил Михаила Молчанова, который был похож на Лжедмитрия I, который якобы чудом спасся и бежал из Москвы. От него Иван Болотников получил грамоту с государственной печатью, из которой следовало, что он назначается воеводой царя. Печать была выкрадена из Москвы Молчановым. Вместе с грамотой получает шубу, 60 дукатов и саблю. С этим напутствием он прибыл в Комарицкую волость, которая стала его опорой. Здесь, в районе города Кромы пребывало много казаков, которые поддерживали в свое время Лжедмитрия I за то, что он освободил этот край на 10 лет от налогов.

Оттуда, со своим отрядом летом 1606 года двинулся на Москву. По пути к нему присоединялись крестьяне, горожане и даже недовольные политикой правительства дворяне и казаки во главе с П. Ляпуновым, Г. Сумбуловым и И. Пашковым. Связанные с Лжедмитрием I, подчинились «царскому воеводе» воеводы Путивля (князь Шаховский) и Чернигова (князь А. Телятевский). Небольшой отряд Иван а Болотников а превратился в огромное войско, которое разбило войска правительства под Ельцом, овладело Калугой, Серпуховым, Тулой.

В октябре 1606 года началась осада Москвы, которая длилась два месяца. На этот момент Иван а Болотников а поддерживали 70 городов. В самый решающий момент, дворянские отряды перешли на сторону правительственных войск Василия Шуйского, и армия Ивана Болотникова была разгромлена. закрепился в Калуге, которая была осаждена войсками Василия Шуйского. Здесь ему на помощь пришли с Терека по Волге отряды «царевича Петра» – холопа Ильи Горчакова или Илейки Муромца. Это помогло Болотникову вырваться из осады и отступить к Туле. Три месяца осады Тулы возглавлял сам Василий Шуйский . Река Упа была перегорожена плотиной, и город оказался затопленным. Василий Шуйский пообещал восставшим сохранить жизнь, и они открыли ворота Тулы.

Но Василий Шуйский жестоко расправился с повстанцами. И.И. Болотникова ослепили, а потом утопили в проруби в городе Каргополе. Илейка Муромец, сподвижник Болотникова, был казнен в Москве.

Вместе с русскими в восстании Ивана Болотникова принимали участие народы Поволжья, вошедшие в состав России.

О требованиях восставших рассказывают «прелестные письма» (листы), которые распространялись из лагеря Ивана Болотникова . Это прокламации, которые призывали население переходить на сторону восставших и «побивать своих бояр и жен их; захватывать их вотчины и поместья». Также листы обещали восставшим боярские дворянские звания и другие чины.

Требования восставших были категоричны, но, тем не менее, они носили царистский характер. Наивный монархизм, вера в «доброго» царя были отличительными чертами того идеального государственного устройства, которое видели восставшие. Такие участники восстания, как казачество и крестьянство были за возвращение к старым, общинным порядкам.

Специалисты по-разному оценивают народные выступления в начале 17 века: одни считают, что они задержали юридическое оформление крепостного права на 50 лет, другие же полагают, что наоборот, только ускорили. Юридически крепостное право было оформлено Судебником 1649 года.

Восстание Болотникова (1606-1607) – крупнейшее народное выступление Смутного времени, начавшееся в южных и юго-западных районах Российского государства. Оно стало ответом на введение новых мер, ограничивающих свободу крестьян, а также тяжелые условия жизни, которые были вызваны неурожаями и феодальным гнетом. Социальный состав движения был представлен участниками из разных сословий (казаки, дворяне, крестьяне, наемники). Это свидетельствует о его широком социальном охвате, что позволило некоторым историкам назвать это событие гражданской войной.

Крестьянское восстание под предводительством Ивана Болотникова произошло в самый разгар Смуты, вскоре после убийства царя Лжедмитрия I. Однако его предыстория уходит в более ранний период и связана с непростой обстановкой, сложившейся в России к началу XVII века. Основными причинами возникновения этого социального движения можно считать:

  • новые попытки властей ограничить свободу крестьян на фоне усиления феодального гнета;
  • затянувшийся политический кризис, связанный с частой сменой царей и появлением самозванцев;
  • тяжелая экономическая ситуация и растущий голод;
  • недовольство социальных низов действиями правящей верхушки.

После гибели Лжедмитрия I пошла новая волна слухов, что был убит не сын Ивана Грозного, а некий самозванец. Это сильно ударило по авторитету пришедшего к власти и развязало многим крестьянам руки в плане борьбы с боярством.

Личность Болотникова

Иван Исаевич Болотников (1565-1608) появился на свет в южной части Русского государства. Ранняя биография лидера восстания полна темных пятен – по одним сведениям он был родом из обедневших бояр, по другим «атаманил» в среде Донских казаков. По воспоминаниям немецкого офицера К. Буссова, служившего у Лжедмитрия I, он принадлежал в качестве холопа князю Телятевскому. В молодости ему удалось убежать от господина к казакам, но там его пленили крымские татары и продали в рабство новым владельцам из Османской империи.

Будучи освобожденным из неволи моряками немецкого корабля, разгромившими его бывших хозяев турок, Болотников некоторое время прожил в Европе, откуда в годы Смуты возвратился в Россию. Он верил в чудесное спасение Дмитрия и даже встречался с бывшим соратником Отрепьева М. Молчановым, который представился ему царевичем. Мнимый государь и посоветовал Ивану отправиться в Путивль к своему стороннику князю Г. Шаховскому в качестве личного эмиссара и воеводы. Шаховский тепло встретил неизвестного посланника и дал ему в командование 12-тысячный отряд. На его основе и будет сформировано войско, которому будет суждено дойти до самой Москвы.

Начало восстания

Во время подготовки к восстанию Болотников обещал сделать всех, кто поддержал его в борьбе богатыми и знаменитыми. В качестве цели народного выступления называлась ликвидация крепостнических порядков и уничтожение феодальной зависимости. Правда, как достичь поставленных задач не оглашалось. Лидер движения не позиционировал себя как будущего царя, а назывался воеводой царя Дмитрия.

Поход на Москву начался в июле 1606 года и в первом столкновении под Кромами Болотников вместе со сторонниками разгромил пятитысячное царское войско под руководством Ю. Трубецкого. Подобный успех вдохновил многих недовольных властью и территории, охваченные народным бунтом, существенно расширились. В армию «воеводы Дмитрия» стали записываться тысячи добровольцев.

Многие города сдавались без боя, а если и нужно было штурмовать бастионы Болотников проявлял непревзойденные военные и политические качества, которые делали его особенным вождем. Во время взятия Калуги 23 сентября, где находились войска брата В. Шуйского, он устроил переговоры, по итогам которых верные царю люди без кровопролития покинули город и отступили к Москве.

Осада Москвы

В конце сентября восставшие подошли к Коломне и начали ее штурм. В начале октября был взят посад, но кремль продолжал защиту. Тогда Болотников оставил часть своих людей в этом городе, а с основными силами выдвинулся на ближние подступы к Москве, разбив лагерь у села Коломенское. Сюда продолжали стягиваться новые сторонники народного вождя. В ноябре ряды болотниковцев пополнили отряды Лжепетра (Илейки Муромца), но в это же время на сторону царя перешли рязанские ратники .

Штурм Москвы шел на протяжении пяти недель, но не принес мятежникам ожидаемого результата. Частые вылазки к городу не давали решающего перевеса, зато отнимали много сил. В ответ 2 декабря царская армия под руководством М. Скопина-Шуйского разбила ослабленных повстанцев, вынудив их разделиться и отступить на юг. В результате Болотников отошел деревне Заборье, откуда тоже вскоре был выбит, что вынудило его уйти к Калуге, в то время как Илейка Муромец отступил к Туле.

Оборона Калуги

После того как восставшие оказались в Калуге характер их выступления принял иной оборот. Теперь действия мятежников были направлены на защиту города. К ним на помощь с юга подошел большой отряд запорожцев. Усилиями болотниковцев были укреплены стены, а также усилены оборонительные сооружения. В это время Шуйский смог договориться с дворянами, выдав им деньги для выплаты жалования. Однако мятежники успешно отбивали все атаки на протяжении 4 месяцев и было непонятно, как царские отряды намерены захватывать Калугу.

Ответ на этот вопрос дал сам Болотников, который сделал неожиданный ход для неприятеля. Он организовал смелую вылазку и сумел прорвать кольцо окружения вокруг города, разгромив врага в мае 1607 года на реке Пчельне. В результате были захвачены пушки, ядра и продовольственные припасы. После этого Иван направился к Туле, где объединился с войсками Шаховского. Восстание под руководством Болотникова продолжилось.

Оборона Тулы

Примерно 12 июня или в близкую к этому дню дату к Туле подошла армия Шуйского. Через две недели осаду города возглавил лично царь. Восставшие дали несколько сражений царским войскам (на реках Восьме и Вороньей) вблизи Тулы, но успеха в них не имели. Это позволило взять в плотное кольцо весь город и начать осаду, которая продлится около четырех месяцев.

Стены тульского кремля были хорошо укреплены, а их защитники мужественно оборонялись, что полностью нивелировало численное превосходство противника. В это время Шуйского поджидал неприятный сюрприз в виде Лжедмитрия II, двинувшегося с отрядами разбойников к Москве. Оттягивать взятие Тулы на неопределенный срок было опасно, поэтому царь стал действовать решительно.

Чтобы вытравить из горда мятежников на реке Упе, протекающей через Тулу, была сооружена плотина, вызвавшая масштабное наводнение. Идею подал местный боярин И. Кравков, у которого Болотников отобрал серьезные продовольственные запасы. В результате восставшие были обречены на медленное умирание, так как вода затопила весь соляной и хлебный провиант. Понимая безвыходность положения мятежников, Шуйский вступил с ними в переговоры по поводу капитуляции, а взамен обещал всем даровать жизнь. В итоге сторонники Болотникова сложили оружие 10 октября 1607 года. Сам вождь восставших вместе с Илейкой был доставлен закованный кандалами в Москву. На этом первое в истории России крестьянское восстание закончилось.

Обещания царя по поводу сохранения жизни не были исполнены – Илейку Муромца повесили, Болотникова отправили в Каргополь, где впоследствии ослепили и утопили, а Шаховского насильственно заставили принять монашеский сан. Формально царь сдержал обещание и не пролил ни капли крови, выбрав такие способы умерщвления.

Причины поражения восстания

События, связанные с движением Болотникова, стали хорошим уроком для власти. По итогам восстания крестьянам удалось на время отсрочить введение крепостного права и истребовать некоторые свободы.

Поражение мятежников было продиктовано следующими причинами:

  • недооценка возможностей царской армии;
  • стихийный характер выступления;
  • неоднородный социальный состав восставших, что приводило к разногласиям и расколу;
  • отсутствие общей стратегии и четкой программы преобразований – восставшие мечтали разрушить старые порядки, но не знали, как построить новые;
  • ошибки Болотникова, нередко действовавшего стремительно и не дававшего войску передохнуть.

Спустя 60 лет в стране вспыхнет новая крестьянская война под предводительством С. Разина, ставшая ответом на законодательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 года, но это уже будет другая история.