Легендарный крейсер аврора. Крейсер «Аврора» после Великой Отечественной войны

Аврора — Крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный благодаря своей роли в Октябрьской революции 1917 года. Аврора возвестила своим залпом наступление новой эры в истории России. А какова же в действительности история крейсера "Аврора"? Существует множество малоизвестных фактов об Авроре, о которых пойдет речь ниже..

Постройка корабля растянулась более, чем на 6 лет — "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.


Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особой скоростью хода (всего 19 узлов — эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра — далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли типа бронепалубных крейсеров ("Богатырь") были гораздо быстроходнее и в полтора раза мощнее. И отношение офицеров и команд к этим "богиням отечественного производства" было не слишком хорошим — крейсера типа "Диана" имели массу недостатков и постоянно ломались

Тем не менее, своим задачам — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба — эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и хорошей мореходностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться назад.


Все крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из кораблей уже находились на Дальнем Востоке. 25 сентября 1903 года "Аврора" с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт. В Средиземном море "Аврора" присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца "Ослябя", крейсера "Дмитрий Донской" и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал — в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было рискованно, так как японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала большая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами — опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир — им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры "Аврора" вторично отправилась в путь — к Цусиме.

Адмирал Рожественский был личностью довольно нестандартной. Среди уймы "причуд" адмирала была следующая — он имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища, весьма далёкие от образчиков изящной словесности. Так, крейсер "Адмирал Нахимов" именовался "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" — "Инвалидным убежищем", и так далее. В составе эскадры были два корабля с женскими именами — бывшая яхта "Светлана" и "Аврора". Первый крейсер командующий обозвал "Горничной", а "Аврора" удостоилась титула "Проститутка подзаборная". Знал бы Рожественский, что за корабль он так называет…

"Аврора" состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского — прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля. Чем-то особенным крейсер в бою не отличился — автором приписываемых "Авроре" советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер "Идзуми", на самом деле был крейсер "Владимир Мономах".


В начале Цусимского сражения 14мая Аврора следовала второй за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В 14:30 в составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом (2 крейсера, 1 всопмогательный крейсер) вступил в бой с 3-м (4 крейсера, вице-адмирал С. Дева) и 4-м (4 крейсера, контр-адмирал С. Уриу) японскими боевыми отрядами, а в 15:20 также с 6-м японским боевым отрядом (4 крейсера, контр-адмирал К. Того). Около 16:00 корабль попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьёзные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом (3 крейсера, 1 броненосец береговой обороны, вице-адмирал С. Катаока). Около 16:30 вместе с отрядом ушёл под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30-18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда (похоронен в море в точке 15°00" с.ш., 119°15" в.д.). (В русско-японской войне участвовал и сын командира, служивший на Владивостокской эскадре крейсеров (на крейсере «Россия»), ставший в советское время контр-адмиралом и преподававший военно-морскую историю в Ленинградском институте точной механики и оптики — ЛИТМО.)

После смерти капитана командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, также раненый. Крейсер Аврора получил 37 пробоин, однако не вышел из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все дальномерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном Морского корпуса. Прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 гг. с демонтированием торпедных аппаратов, установкой дополнительно двух 6-дм орудий вместо четырёх 75-мм, установкой рельс для постановки мин заграждения. 10.10.1907 г. переклассифицирован из крейсеров I ранга в крейсера.


С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находился в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа. С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва. С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.


Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов. Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер "Магдебург". Подоспевшие крейсера "Паллада" (старшая сестра "Авроры" погибла в Порт-Артуре, и эта новая "Паллада" была построена после русско-японской войны) и "Богатырь" попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.


Но русские корабли ждала новая опасность — с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии — никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран — ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели — по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны. Попадание торпеды вызвало на "Палладе" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем — на волнах осталось только несколько матросских бескозырок… "Аврора" развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости — как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. "Аврора" вторично избежала гибели — судьба явно хранила крейсер


На роли "Авроры" в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит — об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп "залп "Авроры" неверен чисто грамматически, поскольку "залп" — это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов. Отсюда следует вывод, что легенды об авроре как о символе революции - миф.


В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, а с весны 1919 года — в консервации. В сентябре 1922 года специальная комиссия обследовала корабль и сделала заключение: «Внешнее состояние корабля и характер приведения его на долговременное хранение дают возможность после сравнительно несложных ремонтных работ привести корабль в готовность для использования в качестве учебного корабля». В 1940—1945 годах «Аврора» стояла в Ораниенбауме. В 1948 году крейсер поставили на «вечную стоянку» у причальной стенки Большой Невки, где в настоящее время находится корабль-музей . Однако современный крейсер представляет собой лишь реплику, поскольку при последней реконструкции 1984 года было заменено более 50 % корпуса и надстроек. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок. Само же судно было отбуксировано на военно-морскую базу ВМФ в прибрежной полосе Финского залива у поселка Ручьи, где распилено на части и затоплено. Части корабля, торчавшие из воды, в конце 80-х растащили на стройматериалыи металлолом жители поселка..

Крейсер 2-го ранга "Аврора" является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. И вовсе не потому, что крейсер участвовал в Октябрьской революции. А скорее потому, что это один из немногих кораблей такого возраста в мире доживший до наших дней.

Кроме Авроры в мире осталось только 2 корабля-музея такого класса и такого возраста. Это японский броненосец "Микаса" (1900) и греческий броненосный крейсер "Авероф" (1910). Примечательно, что с "Микасой" "Аврора" встречалась в Цусимском сражении.

А если бы не участие в революции, то "Аврора" вообще вряд ли дожила бы до наших дней. Ведь на поддержание исторической реликвии тратились большие деньги. Без своей исторической роли обветшалый, латаный-перелатаный корабль был бы давно пущен на слом. Ведь крейсер получил множество пробоин в Цусимском сражении, пережил разруху во время Гражданской войны, 3 года пролежал полузатопленным на дне финского залива во время Великой Отечественной, подвергаясь постоянным обстрелам. Гламурные послеперестроечные вечеринки тоже не добавили кораблю жизни.

Конечно, облик крейсера далёк от исторического. Сохранение подобного корабля требует компромиссов. Но для истинного ценителя истории российского флота это не очень важно. Главное - возможность посетить настоящий боевой крейсер, на котором Андреевский флаг был поднят более 100 лет назад.

Бронепалубный крейсер "Аврора", историческая справка.

"Аврора", легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер 2-го ранга "Аврора" спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).

Вооружение крейсера: 8 - 152-мм, 24 - 75-мм, 8 - 37-мм орудий; экипаж 578 человек.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.

С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на "Авроре" организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет "Авроры", руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе "Авроры" из Петрограда.

В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета "Аврора" подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы "Авроры", руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.

Утром 25 октября радиостанция "Авроры" оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание "К гражданам России".

В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер "Аврора" подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.

В дальнейшем отряды матросов "Авроры" участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. "Аврора" была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.

Отмечая революционные заслуги "Авроры", Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, "Аврора" награждена орденом Красного Знамени.

В Великой Отечественной Войне пушки "Авроры" были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.

С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, "Аврора" являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на "Авроре" создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.

В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.

В 2010 году крейсер "Аврора" приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер "Аврора" будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

Фотоэкскурсия по крейсеру "Аврора". Лето 2014 года.

С поверхности воды крейсер выглядит гораздо более величественным, чем с набережной, через паутину проводов и сувенирных палаток.

Носовая часть крейсера. Кстати, раструб на форштевне корабля - "ствол" торпедного аппарата.

Поднимаемся на палубу крейсера...

Запасная лопасть винта.

Крейсер пришвартован к берегу металлическими штангами.

Так подавались снаряды к орудиям.

Французское 152-мм орудие фирмы "Шнейдер".

Откуда "Шнейдер" на "Авроре"? Дело в том, что во время послевоенной реконструкции орудия для "Авроры" собирали, что называется, "с миру по нитке". Найти 14 орудий Обуховского завода не получилось.

Надо сказать, что артиллерийское вооружение крейсера менялось несколько раз.

Когда "Аврору" спускали на воду на ней было 8 152-мм пушек Обуховского завода и 24 75-мм пушек Канэ. Во время ремонта 1908-1909 годов были добавлены ещё 2 152-мм орудия.

Во время Первой Мировой войны были добавлены ещё 4 152-мм орудия. Добавление орудий происходило за счет демонтажа 75-мм пушек.

В 1919-м году годов крейсер был законсервирован, все орудия были сняты и отправлены на фронты Гражданской войны.

В 1923-м году "Аврора" стала учебным кораблем и получила 10 современных 130-мм орудий.

В 1941-м году из 9-ти орудий крейсера была создана стационарная батарея. В сентябре 41-го батарея неделю вела бой в полном окружении и расстреляв все снаряды погибла.

Десятое орудие "Авроры" было установлено на бронепоезд "Балтиец".

В 1947-м году во время послевоенного ремонта на крейсер установили 14 152-мм орудий, собранных по разным арсеналам.

История орудий неглавного калибра и зенитного вооружения ещё более разнообразна...

Проходим во внутренние помещения корабля...

В состав музейной экспозиции, расположенной на батарейной палубе крейсера, включен матросский кубрик, обстановка которого восстановлена по фотографиям. Подробно рассказывается о Цусимском сражении.

Главное место в экспозиции - участие "Авроры" в Октябрьском вооруженном восстании. Большое внимание в экспозиции музея уделено периоду Великой Отечественной войны.

Надо отметить, что в музее содержится много экспонатов, рассказывающих не только об "Авроре", но и об истории российского и советского флота.

Золотые слова...

Якорная лебёдка.

Первый комиссар "Авроры" -А. В. Белышев.

3 августа 1923 года Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР постановил принять шефство ЦИК СССР над крейсером "Аврора". Шефское знамя было вручено крейсеру в 1924-м году.

Стенд посвящённый Великой Отечественной войне. Обломок реи, сбитой немецким снарядом.

30 сентября 1941 года в результате нескольких попаданий немецких снарядов крейсер лёг на грунт у Ораниенбаума. В августе 1944 года "Аврору" подняли и перевели в Ленинград.

Носовое орудие крейсера.

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции , матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б) . По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету . Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде , соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева , подал сигнал к штурму Зимнего дворца , где располагалось Временное правительствоrefВ ряде современных исторических публикаций сам факт организованного штурма Зимнего дворца отрицается, соотвественно главной целью холостого выстрела бакового орудия «Авроры» указывается оказание психологического воздействия на немногочисленных оставшихся защитников дворца./ref.

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

4 июня 2017 г. исполнится 120 лет со дня закладки знаменитого крейсера «Аврора». В этом же году будет отмечаться 100-летие Великой Октябрьской революции. История этого исторического для России корабля связана с десятками судеб наших земляков – уроженцев Тверской земли.

За более чем столетнюю службу «Аврора» прошла три войны и две революции. Годы и многие беды грозили кораблю, но ни свирепые штормы, ни японская шимоза, ни немецкая авиация не смогли его уничтожить. Не растоптали и не переписали его историю в постсоветское время модные авторы скандальных публикаций. Корабль и ныне сохранил статус объекта культурного наследия Российской Федерации.

Военный историк и краевед Владимир Пяткин в статье «Три корабля и Тверская земля» пишет о тверских командирах крейсера «Аврора»:

«А кто вспомнит наших командиров корабля? На сайте tver-history.ru>heroes можно найти только три строчки про адмиралов. Даже в книге «Памятные даты на 2017 год» не нашлось хотя бы несколько слов, про крейсер и тверских контр-адмиралов Мельницкого и Сухотина. А кто вспомнит мичмана Волкова?»

Действительно, мы почти не знаем о наших земляках, которые в разное время служили на легендарном крейсере. Нет серьезных исследований, нет даже биографий. А собирать есть что! Мы спорим сегодня о новых средствах воспитания патриотизма – они всегда были рядом. Тысячи имен и примеров служения Отечеству преданы забвению. Этим мы сами подрубили корни, которые давали силу любви к Родине, верности, долгу и чести в душах предыдущих поколений. Миллионы школьников перемалывают хрестоматийную информация отечественной истории, которая не трогает сердца. Редкий выпускник средней школы назовет больше двух-трех земляков-героев и очень редко встретится флотское имя.

После двухгодичного ремонта 16 июля 2016 г. крейсер «Аврора» возвращён обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной. С возвращением корабля должны вернуться из небытия и имена его героев. В нашем удомельском крае четверо авроровцев и о их службе и судьбах стоит рассказать подробнее.

31 марта (12 апреля) 1897 г. император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь богини зари у римлян. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований.
Официальная закладка крейсеров типа «Диана» была произведена 23 мая (4 июня) 1897 года. В октябре того же года на строящийся корабль назначен командир капитан 1-го ранга П.П. Молас. Однако не пройдет и месяца, как его заменит капитан 1-го ранга А.А. Мельницкий, которого впоследствии станут считать одним из первых командиров «Авроры».

Мельницкий Аркадий Александрович родился 5 сентября 1850 г., из дворян Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, владелец имения Добрыня (ныне Удомельский р-н Тверской обл.). Окончил Морской корпус в 1871 году. В 1875 г. окончил артиллерийский и офицерский класс. Герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: «11-12 июня 1877 г. 5 матросов-минеров под командой лейтенанта Мельницкого на шлюпке под непрерывным артиллерийским и ружейным огнем противника вытралили турецкие мины в устье реки Аржис и на Дунае». Награжден двумя боевыми орденам с мечами.

1887 г. – старший офицер клипера «Пластун»;
1888-1892 гг. – старший офицер клипера «Крейсер»;
1892 г. – командир канонерской лодки «Гроза»;
1892-1894 гг. – командир транспорта «Артельщик»;
1894-1895 гг. – командир линейного крейсера «Гайдамак»;
1895 г. – командир канонерской лодки «Гремящий»;
Ноябрь 1897 – октябрь 1898 гг. – капитан 1 ранга, командир крейсера «Аврора»;
1898-1901 гг. – командир эскадренного броненосца «Севастополь», совершил переход на Дальний Восток в составе Тихоокеанской эскадры. Но, отслужив тихоокеанский ценз и не получил флагманской должности, он был произведен в контр-адмиралы с увольнением от службы (приказ №628 от 22.08.1905 г.).

Был женат на Елизавете Михайловне Батьяновой (дочери М.И. Батьянова (герой Севастополя, генерал от инфатерии) от первого брака с А.Я. Коссаковской). В семье три дочери: Елизавета, Татьяна, Евгения и сын Михаил. На погосте Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Поддубья похоронена его младшая дочь Е.А. Мельницкая (5.01.1904 – 15.05.1905).

Отставной контр-адмирал А.А. Мельницкий переезжает из Петербурга в родовое имение Добрыня (господский дом и 200 десятин земли) Поддубской волости Вышневолоцкого уезда. 20.02.1915 г. избран кандидатом в члены Государственного совета от Тверского губернского земского собрания (Тверские губернские ведомости №62 от 14.08.1915). Почётный мировой судья Вышневолоцкого уезда.

После революции и национализации имения старый адмирал переселился в д. Займище. 18 августа 1918 г. УИК направил Поддубскому ВИКу предписание: принимая во внимание, что А.А. Мельницкий уже престарелый (70 лет) и слаб здоровьем, что он не проживает в имении, а живет на частной квартире в д. Займище, что его сын М.А. Мельницкий состоит на службе в волвоенкомате, выселение А.А. Мельницкого приостановить до особого распоряжения. Однако несмотря на указания, всякие аресты по отношению к выселенцам, не исходящие от Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, и виновников самовольных арестов привлекать к ответственности, Поддубский ВИК докладывает: «2 сентября 1918 г. бывший контр-адмирал А.А. Мельницкий вместе с другими помещиками выселен за пределы волости в 24 часа». Дальнейшая судьба первого командира крейсера «Аврора» неизвестна.

Исполняя должность командира строящегося крейсера «Авроры» А.А. Мельницкий не чувствовал себя гостем на стапелях. Будучи хорошим артиллерийским специалистом, он поддержал предложение командира крейсера «Паллада» А.Р. Родионова: «крайне необходимо возможно больше развитие силы кормового огня», позволяющее крейсерам, уходя от погони или отбивая минные атаки, сдерживать неприятеля артиллерийским огнем. Благодаря этой инициативе на «Авроре» решили установить дополнительно четыре 75-мм пушки. Постройка нового корабля растянулась более чем на шесть лет и его спустили на воду 11 мая 1900 г., а в состав флота «Аврора» вошла только в 1903 г. после завершения достроечных работ. Она предназначалась для Тихого океана, где уже назревал военный конфликт с Японией. До начала Русско-японской войны крейсер успел походить по Балтике, Атлантике и Средиземному морю. Известие о начале Русско-японской войны экипаж встретил в африканском порту Джибути только 5 апреля 1904 года. «Аврора» вернулась в Кронштадт и была включена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, готовившейся к походу на Дальневосточный театр войны.

В Цусимский пролив крейсерский отряд контр-адмирала О.А. Энквиста вошел в центре 1-й колонны и сразу принял бой. 14 мая 1905 г. четыре русских крейсера выполняли приказ адмирала З.П. Рожественского прикрывать транспорты, однако силы были неравны. Против них действовали сначала восемь, а потом 16 японских кораблей. Кормовыми 6-дюймовыми орудиями на «Авроре» командовал младший артиллерийский офицер князь Александр Владимирович Путятин.

Князь Александр Владимирович Путятин родился 27 сентября 1877 г. в г. Вышний Волочек Тверской губернии. Правнук баснописца И.А. Крылова. Мать Е.К. Козлянинова (урожд. Савельева) (1842 – ?) (с. Ивановское, д. Зарьково Вышневолоцкого уезда – ныне Удомельский р-н Тверской обл.) вышла замуж вторым браком за вдовца, отставного капитан-лейтенанта флота, героя Обороны Севастополя князя В.Д. Путятина (1829-1902). Воспитывался в Морском кадетском корпусе и специальном офицерском артиллерийском классе в Кронштадте до 1896 года. 14 сентября 1899 г. произведен в мичмана и зачислен в Сибирский флотский экипаж, 9 января 1900 г. прибыл к месту службы. 23 марта назначен вахтенным начальником на транспорт «Якут». 26 января 1901 г. определен заведующим библиотекой экипажа и вахтенным начальником в мореходную школу.

С 8 июня - и. д. ревизора крейсера 2 ранга «Забияка». 19 марта 1902 г. объявлено право ношения светло-бронзовой медали в память военных действий в Китае в 1900-1901 годы. 30 апреля назначен вахтенным начальником на миноносец №203, 12 июня 1903 г. переведен в Балтийский флот с зачислением в 7-й флотский экипаж, 28 марта 1904 г. произведен в лейтенанты, 23 августа 1904 г. с утверждения управляющего Морским министерством зачислен артиллерийским офицером 2-го разряда, 11 августа назначен на крейсер I ранга «Аврора» на вакансию артиллерийского офицера.

4 мая 1905 г. крейсер «Аврора» принял участие в Цусимском сражении. Артиллерийский бой с японскими кораблями продолжалась около шести часов; за это время «Аврора» получила 18 попаданий, потеряла командира и 9 матросов (вскоре от ран умрут еще пятеро). 8 офицеров и 74 нижних чина были ранены. В половине шестого вечера в результате попадания в кормовую часть князь Путятин, командовавший кормовыми орудиями, был ранен осколком в правый бок. Ранение было поверхностным, но вызвало большую потерю крови.

Судовой врач «Авроры» В.С. Кравченко писал в воспоминаниях:

«У трех 6-дюймовых орудий в корме было убито два комендора, ранено 13 человек, один смертельно. (…) Командовал этими орудиями лейтенант князь А.В. Путятин. Его тяжело ранило в бок, свалило. Кто-то на скорую руку кое-как забинтовал его повязкой из индивидуального пакета. Он остался в строю до конца боя и на перевязочный пункт явился лишь в 12 часов ночи, совершенно обессилев от громадной потери крови».

Ночью «Аврора», уходя от преследования японцев, еще была вынуждена совершать экстренные маневры, уклоняясь от торпед. Раненый Путятин прежде, чем обратиться к врачу, сделал попытку заступить на вахту и явился в боевую рубку, «но был настолько слаб, что корабля вести не мог».

«Часам к двенадцати стали появляться на перевязку раненные офицеры: старший артиллерист Лосев, старший минный офицер Старк, прапорщик Берг (последние двое, в особенности Берг, были славно изрешечены мелкими осколками, но отделались счастливо) и, наконец, тяжело раненный в бок и потерявший массу крови, лейтенант князь Путятин, все время остававшийся в строю. Кто-то наверху перевязал его повязкой из индивидуального пакета, но она и весь китель жестоко промокли. Сняв повязку и увидав рану и огромную кровяную опухоль (гематому) в правом боку, я всплеснул руками и не удержался, расцеловал князиньку.

(…) Те, кого я видел, были смертельно утомлены, так что было не до разговоров. Я решил воспользоваться наступившей относительной тишиной и приказал своему отряду прикрыть инструменты и прилечь отдохнуть. Не прошло минуты, как мой незаменимый помощник, старший фельдшер Уллас, свалившись тут же, близ операционного стола, в самой неудобной позе, уже храпел вовсю. Недалеко от него среди груды матросских тел, раскинувшихся в самых разнообразных позах, виднелась фигура батюшки, прикорнувшего в уголке. В одной из кают на голой палубе лежал раненный князь Путятин».

Ночью после разгрома русских эскадр и гибели командира капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева «Аврора» с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» ушли на юг. Остатки отряда адмирала О.А. Энквиста пытались прорваться во Владивосток, но всякий раз сталкивались с японскими кораблями. 21 мая похоронили командира «Авроры», а через два часа встретили американскую эскадру с которой дошли до Манилы, где были разоружены и интернированы. Князь А.В. Путятин 23 мая 1905 г. был списан в морской госпиталь в военном порту Кавитэ (в 7 милях от Манилы). Раненые русские моряки вернулись на Родину на госпитальном судне «Кострома», которое прибыло в Севастополь в начале августа 1905 года.

Князь А.В. Путятин после возвращения на Родину 8 февраля 1906 г. был ранен в левую лопатку при задержании вооруженных грабителей в 8 верстах от станции Ремерсгоф Риго-Орловской железной дороги, за что был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. 11 сентября 1906 г. переведен в Сибирский флотский экипаж и 5 декабря того же года приказом и.д. командира Владивостокского порта назначен помощником командира подводной лодки «Палтус».

6 декабря награжден орденом Св. Анны 3-й степени. В 1907 г. с 1 января по 31 марта определен помощником командира подводной лодки «Палтус» под командой лейтенанта Пояркова в вооруженном резерве. 7 февраля 1907 г. назначен командиром транспорта «Тунгус». 18 июня 1907 г. списан по болезни с минного транспорта «Монгугай» в Сибирский флотский экипаж.

Цусимское сражение тяжело отразилось на психическом здоровье князя А.В. Путятина.
17 октября 1907 г. во Владивостоке происходили матросские беспорядки. Во время обстрела с одного из кораблей князь Путятин, надев поверх формы пальто, спрятался в подвале ресторана офицерского собрания. На следующий день командующий эскадры получает анонимный донос и назначает расследование по этому случаю.

21 января 1908 г. Александр Владимирович был уволен от службы по прошению, поданному им по предложению и.д. командира Владивостокского порта капитана 1-го ранга барона Ферзена. В дальнейшем, после пересмотра дела, формулировка была изменена на «увольнение по болезни». Постановление Александровского комитета о раненых от 29 апреля 1910 г. он был причислен к III классу раненых и поселился с семьей в с. Саблино под Санкт-Петербургом. На этом закончилась морская карьера князя А.В. Путятина.

С началом Первой мировой войны князь А.В. Путятин мобилизован в состав 1-го дивизиона 2-й тяжелой артиллерийской бригады на должность командира 3-й батареи. Участвовал в боях при Домбе, под Лодью, д. Борово и г. Ревелем. Войну закончил в чине капитана в должности старшего офицера 1-го дивизиона той же бригады. Награжден орденами Св. Станислава 2 ст. с мечами, Св. Анны 2 ст. с мечами.

Личная жизнь князя сложилась неудачно. Он был женат с 1902 г. на дочери смотрителя маяка острова Св. Ольги О.В. Овчинниковой и прожил с нею до 1919 года. В браке родилось девять детей. В 1918 г. семья уезжает из Саблино в Саратов, и там в 1919 г. от тифа умирает их старшая дочь Валентина. Князь Путятин отправляет семью к своим сестрам в Вышний Волочек, а сам уезжает в Сибирь и участвует в боях против красных в войсках Колчака. Жена и дети оказалась без средств к существованию. Они выжили. О.В. Путятина работала заведующей детскими яслями в Вышнем Волочке. Умерла в 1941 году.

Князь А.В. Путятин приезжал один раз в родной город, но жену не застал, а дочь не захотела с ним разговаривать. Он уехал во Владивосток, где работал преподавателем Морского техникума. Арестовал 22 января 1932 г. по статье 58 п. 4 УК. Освобожден в 1933 г. Затем работал учителем в г. Геленджик Краснодарского края. Второй арест 14 ноября 1937 г. – обвинение «вел контрразведческую пораженческую агитацию, клеветал на Советскую власть». Осужден 28 ноября 1938 г. к десяти годам ИТЛ. Тюремный срок отбывал в Онеглаге. Умер 11 августа 1938 года. Место смерти – станция Плесецкая Северной железной дороги Архангельской области. Реабилитирован 7 мая 1990 года.

В 1906 г. «Аврора» вернулась на Балтику и стала учебным судном Морского корпуса. В октябре 1907 г. корабль переклассифицирован из крейсеров I ранга в крейсера. С 1909 до 1914 гг. он совершал дальние плавания с «гардемаринскими» отрядами. С началом Первой мировой войны «Аврора» включена в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. Выполняла задачу несения дозорной службы в устье Финского залива.

Ни одного повреждения за все годы войны крейсер не получил, однако осенью 1916 г. было приказано привести его в Петроград для капитального ремонта. Еще 7 июля 1916 г. командир «Авроры» М.И. Никольский подает рапорт, в котором предупреждает командование:

«…В команде настроение может упасть до того, что команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдет на другую крайность, благодаря своей сплоченности, и из самой надежной во время войны станет самой ненадежной. Почва для этого самая благоприятная – долгая стоянка в Петрограде у завода».

Действительно, на Балтийском флоте в то время активно действовали многочисленные агитаторы, расшатывающие дисциплину среди нижних чинов. Авроровцев всегда отличала любовь к своему кораблю и поэтому на нем не было никаких «политических дел, предания суду или списания неблагонадежных». Это прямое следствие удачного подбора личного офицерского состава и постоянных заграничных плаваний, ибо в команду матросов набирали из самых благонадежных. На крейсере многие нижние чины служили 7-9 лет, а несколько даже 15. Неслучайно во время беспорядков зимой 1915 г. на линкоре «Гангут» вызвали для арестовывания бунтовщиков именно караул команды «Авроры». После этого в матросской среде авроровцев называли не иначе, как «изменниками», «шкурами» и «офицерскими телохранителями». Оскорбляли в открытую и даже пытались бить. Теперь трудно поверить, что именно авроровцы из «тыловых шкур» станут «альбатросами революции», а их крейсер символом нового мира.

Во время ремонта команда «Авроры» пополнилась новобранцами, которые стали участниками исторических событий в 1917 г. в Петрограде. Среди них был и наш земляк Яковлев Николай Кириллович (по советскому паспорту родился в г. Ленинграде в 1898 г. 18 декабря на пр. Ленина, д. №112).

Николай Яковлев начал службу матросом на «Авроре». Участник революции 1917 года. За участие в Великой Отечественной войне награжден орденом Отечественной войны 2 ст., медалью «За боевые заслуги», медалью «50 лет Вооруженных сил». Жил в п. Брусово Удомельского р-на Тверской обл. Более 40 лет хранил у себя в сундучке матросскую форму, в которой служил на легендарном крейсере, потом отдал ее в музей.

Обстановка к началу февраля 1917 г. в Петербурге резко поменялась. Командир «Авроры» ужесточением дисциплины вызвал только недовольство экипажа, уже распропагандированного агитаторами разных толков. Предсказание М.И. Никольского, изложенное в рапорте, сбывалось. 27 февраля он, желая предотвратить бунт в команде, открыл огонь из револьверов вместе со старшим офицером Ограновичем. В результате двое матросов были легко ранены, а третий умер в госпитале. Городские власти предложили помощь в наведении порядка силами казаков, но командир «Авроры» отказался. На следующее утро к крейсеру вышла демонстрация с красными флагами и экипаж присоединился к ним. Агитаторы из числа рабочих потребовали расправы над офицерами крейсера. Капитана и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, но перед этим избили, сорвали погоны, выставили во главе процессии и заставляли нести красные флаги. Никольский и Огранович отказались брать их в руки, за что тут же были убиты. Они стали первыми жертвами Февральской революции среди офицеров Балтийского флота. С этого момента командиры корабля избирались судовым комитетом, большую часть которого составляли большевики, так что к октябрю «Аврора» полностью подчинялась Петроградскому совету.

24 октября 1917 г. «Аврора» под руководством комиссара А.В. Белышева принимала непосредственное участие в революционных событиях. В ночь на 25 октября (7 ноября) корабль подошел к Николаевскому мосту в Петрограде и обеспечил переход по нему отрядов Красной гвардии Васильевского острова в центр города. В 21 час 45 минут «Аврора» произвела исторический выстрел (холостым зарядом) – сигнал к штурму Зимнего дворца.

С 1923 г. «Аврора» – учебный корабль Балтийского флота. 15 апреля 1924 г. крейсер награжден знаменем ЦИК СССР. В том же году ставший легендой революции крейсер совершил свой первый дальний поход под советским флагом до Мурманска и Архангельска. С мая 1925 г. до июня 1926 г. помощником вахтенного начальника крейсера «Аврора» был наш земляк военмор Гусев.

Нил Михайлович Гусев родился к крестьянской семье 10 июня 1904 г. в д. Корякино Михайловской волости Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский р-н Тверской обл.). Учился в школе с. Верескуново, потом в Удомельской школе второй ступени. Преподавателями здесь работали дети изобретателя радио А.С. Попова. Возможно, пример их отца повлиял на то, что Нил Гусев впоследствии станет крупным специалистом военной связи.

Окончив в 1921 г. школу, Гусев поступает в Ленинградское военно-морское училище. За успехи в учебе и боевой подготовке при выпуске назначен помощником вахтенного начальника на крейсер «Аврору». С июня 1926 г. – флаг-секретарь дивизии линейных кораблей. В октябре 1927 г. Н.М. Гусев командирован на Специальные курсы усовершенствования командного состава (СККС ВМФ РККА), где зачислен слушателем во вновь открытый класс связи. Через год по окончании полного курса ему присвоено звание – специалист связи и он назначен командиром БЧ-4 эсминца «Рыков» (октябрь 1928 – сентябрь 1930). Окончил отделение связи факультета оружия ВМА им. К.Е. Ворошилова (сентябрь 1930 – март 1934), флаг-связист 1-й БПЛ (март 1934 – май 1938) Балтийского Флота. Помощник начальника Управления связи по БП, он же начальник 2-го отдела (организации связи и БП) (май 1938 – май 1940). Организовал разработку первых, единых для ВМФ документов по БП и организации связи. Начальник 3-го отдела (вооружения) того же управления ВМФ (май 1940 – сентябрь 1944). Участник Великой Отечественной войны. Заместитель начальника Управления связи ВМФ с сентября 1944 г., неоднократно бывал на действующих флотах и флотилиях, обеспечивая их средствами СНиС. Награжден боевыми орденами Красной Звезды (1942 г.), Боевого Красного Знамени (1944 г.), орденом Отечественной войны 1 ст. в 1945 г.:

«Инженер-капитан 1 ранга т. Гусев за время Отечественной войны отдавал весь свой большой опыт и знания, чтобы как можно больше и лучшей аппаратуры связи дать для действующих флотов и флотилий, для вооружения вновь строящихся кораблей Военно-морского флота… В ходе войны полностью подтвердилось хорошее качество флотской связной техники, немалая заслуга в этом лично т. Гусева».

Зам. начальника Управления связи ВМС (сентябрь 1944 – февраль 1948). Инженер-контр-адмирал (5.7.1946 г.; контр-адмирал-инженер - 18.11.1971 г.). Начальник отдела связи 4-го ВМФ (февраль 1948 – декабрь 1949). Начальник факультета связи ВМАКВ им. А.Н. Крылова (декабрь 1949 – февраль 1952). Начальник Института №6 (февраль 1952 – ноябрь 1956). После объединения этого института с Институтом №7 и образовании на их базе нового Института №14 ВМФ (научно-исследовательского радиотехнического) становится его начальником (ноябрь 1956 – август 1957). Приложил много усилий к созданию единой организации связи на флотах и вооружению кораблей средствами радиосвязи, провел большую работу по ее внедрению на флотах. Многое сделал по воспитанию нового поколения связистов. С августа 1957 г. в отставке по болезни. Жил в доме на Смоленской набережной в Москве.

Награжден 16-ю боевыми наградами, среди них орденом Ленина (1946), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1951), медалями, именным оружием (1954), званием «Почетный радист» (1947). С 26 апреля 1984 г. – контр-адмирал.
Умер 22 февраля 1985 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Контр-адмирал Н.М. Гусев подарил Удомельскому краеведческому музею часы и сувенирный якорь.

2 ноября 1927 г. в честь 10-летия годовщины революции крейсер «Аврора» был награжден высшей государственной наградой Советской России – орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны в июле 1941 г. с корабля сняли все пушки и была сформирована батарея под названием батарея «А» («Аврора»), которая героически погибла в боях с немецкими захватчиками. На самой «Авроре», стоявшей в Ораниенбауме, осталось всего 17 членов экипажа. Они несли вахту у единственного зенитного орудия и оставались на линии огня до самого снятия блокады. Крейсер обстреливался как с воздуха, так и с суши, и в конце концов «сел на грунт».
В августе 1944 г. исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. 20 июля корабль был поднят и переведён в Ленинград. 23 октября 1945 г. «Аврору» предоставили в распоряжение киностудии имени М. Горького, занимавшейся съёмками фильма «Крейсер "Варяг"». 17 ноября 1948 г. «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Созданный в 1956 г. на крейсере музей стал филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 г. постановлением Совета Министров СССР «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством. К этому времени крейсер перестал быть базой Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. 22 февраля 1968 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции.

После развала СССР крейсер «Аврора» стал местом ярких политических акций, а также, к сожалению, «новой площадкой» для проведения корпоративов новой элиты и не только. Наши современники поглумились над «кораблем революции» не хуже, чем ныне критикуемые осквернители и разрушители церквей в 20-30-х годах. На палубах и боевых постах, где русские матросы в сражениях с врагом проливали свою кровь, были и банкеты, и балерины, и даже умудрились снять порнофильм.
1 декабря 2010 г. крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. 27 июня 2012 г. депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания приняли обращение к Президенту РФ В.В. Путину с просьбой вернуть крейсеру статус корабля №1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа.

26 января 2013 г. министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован (2014-2016). Крейсер «Аврора» вернулся на место вечной стоянки 16 июля 2016 года. На борту «Авроры» создана новая музейная экспозиция, посвященная крейсеру как участнику трех войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Судьбы «Авроры» и ее моряков навсегда занесены в скрижали русской истории. Несмотря на все реставрации и ремонты крейсер №1 ВМФ остается для нашего Отечества не только самым известным символ революции, а, прежде всего, символом России XX века.

Волны крутые, штормы седые,
Доля такая у кораблей,
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей.

Коллаж: фотографии А.А. Мельницкого, князя А.В. Путятина, Н.М. Гусева.

Крейсер "Аврора" по праву называется кораблем номер один Военно-морского флота России. Крейсер - участник Цусимской битвы, революции 1917 года и Великой Отечественной войны - важнейших событий в истории страны XX века.
В ближайшее воскресенье корабль-музей отойдет от причала у Нахимовского училища в Петербурге. Его ждет ремонт, который продлится до 2016 года. ИТАР-ТАСС подобрал наиболее любопытные факты из богатой истории корабля. В подготовке использовались материалы из книги моряка, историка российского флота, Льва Поленова "Сто лет в списках флота" (издательство "Остров", Санкт-Петербург, 2003).


Корпус крейсера "Аврора" после спуска на воду, 1900 год wikimedia.org/Репродукция книги "Богини Российского флота. "Аврора», "Диана", "Паллада"/ Автор репродукции Мичманъ

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Аврора" - последний в серии из трех кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи "Новое Адмиралтейство" (ныне "Адмиралтейские верфи").

Длина корабля - 123,5 метра, длина наибольшая - 16,8 метра, водоизмещение 6,7 тыс. тонн, скорость - 20 узлов. Вооружение: восемь 6-дюймовых дальнобойных орудий, 24 75- мм скорострельных пушки, 8 37-мм пушек Гочкиса, три минных аппарата.

Первые два корабля проекта, разработка которого началась весной 1895 года, были названы "Паллада" и "Диана", третий почти год был безымянным и именовался просто "крейсер водоизмещением 6630 т типа "Диана" (в русском флоте название типу кораблей давалось не по имени головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей).

Лишь в 1897 году он получил имя. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера. Варианты были такие: "Аврора", "Наяда", "Гелиона", "Юнона", "Психея", "Аскольд", "Варяг", "Богатырь", "Боярин", "Полкан", "Нептун". Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: "Аврора".
В приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 года № 64 было объявлено: "Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом Адмиралтействе крейсер 6630 т водоизмещения наименовать "Аврора" и зачислить его в списки".


"Аврора" во время ходовых испытаний, 1903 год wikimedia.org/Репродукция книги "Богини Российского флота. "Аврора», "Диана", "Паллада"/Автор репродукции Мичманъ

В 1904 году крейсер "Аврора" вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Зиновия Рождественского. Эскадра в составе 28 кораблей осенью 1904 года вышла из Либавы (ныне Лиепая, Латвия) и направилась на Дальний Восток, с тем чтобы объединиться с запертой в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадрой и атаковать корабли японского флота. В ночь на 9 октября, когда эскадра находилась в Северном море, произошел инцидент, который в России называют Гулльским, а в Европе - "Русским произволом" (The Russian Outrage). Командующий эскадрой Рожественский получил сведения о нахождении на пути русских кораблей неизвестных миноносцев.

В районе Доггер-Банки по ходу следования эскадры был обнаружен силуэт корабля, который двигался без отличительных огней и шел курсом, пересекающим курс русской флотилии, что являлось грубым нарушением международных правил плавания судов в море. На эскадре решили, что ей грозит атака миноносцев, и с идущих впереди броненосцев открыли огонь по неизвестному кораблю. Позже выяснилось, что русские корабли обстреляли небольшие британские рыболовецкие суда, одно из которых было затоплено, еще пять получили повреждения, погибли два человека. Огонь был прекращен. Одновременно с этим на траверзе передового отряда показались силуэты еще двух кораблей, по которым тоже был открыт огонь.

Обстрелянными кораблями оказалась "Аврора" и крейсер "Дмитрий Донской", которые находились в отдалении от основной ударной группы эскадры. В результате обстрела на "Авроре" пострадали два человека.
Команде было приказано лечь, а из боевой рубки засигналили всеми сигнальными средствами, имевшимися в распоряжении, зажгли так называемую "рождественскую елку", фальшфейера, лучи прожекторов пустили вверх. "Александр III" в это время как раз навел дула своих огромных 12-дюймовых чудовищ и готовился ахнуть по "Авроре" залпом, от которого ей был бы капут. Стрельба стихла. Попаданий оказалось всего пять, и два из них в каюту судового священника.
Пострадавших было двое. Священнику раздробило плечо, и он скончался при явлениях гангрены в Танжере. Матрос, раненный в ногу, поправился, но продолжать службу не мог и был уволен на родину.

На следующий день в европейских газетах был поднят шквал негодования. Британский флот бросился следом за эскадрой Рождественского и блокировал ее у берегов Испании. Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту, который удалось уладить лишь после того, как Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра между тем продолжила свой путь.


Матросы "Авроры" в перерыве угольной погрузки vk.com/cruiser_aurora/Репродукция книги "Сто лет в списках флота. Крейсер "Аврора" Л.Л.Поленов

У моряков на "Авроре", как и на многих других кораблях, были свои питомцы и любимцы. На крейсере "Аврора" некоторое время обитали два крокодила. Они были взяты на борт в одном из африканских портов по пути следования крейсера к берегам Японии. Крокодилам дали клички: одному - Сам, другому - Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры.

Однажды, когда моряки решили, что приручение удалось, крокодилов выпустили на ют. Они грелись на солнце. Усыпив бдительность людей, Сам неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан.
В дневнике командира "Авроры" по поводу этого события 5 марта 1905 года была сделана такая запись: "Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел выскочить за борт и погибнуть".
Гибель крокодила произвела удручающее впечатление на матросов. Придавали значение и тому, что выбросился за борт Сам, а крокодил, носивший имя японского адмирала Того, остался и жил как ни в чем не бывало.

Экипаж "Авроры", по воспоминаниям современников, был очень дружным. Командир корабля, капитан 1-го ранга Евгений Егорьев не допускал рукоприкладства. Грамотный и опытный офицер, его любили как команда, так и офицеры.
Согласно принятой командиром практике, во время бункеровки работал весь экипаж - ни один человек не оставался в стороне. Благодаря этому грузить уголь удавалось в самые короткие сроки. Даже известный своей грубостью вице-адмирал Рожественский приказал офицерам с других кораблей ознакомиться с опытом экипажа "Авроры".
От внимания командующего 2-й эскадрой Тихоокеанского флота не ускользнуло и то, как в конце марта 1905 года офицеры организовали на борту "Авроры" масленичные гулянья. Тогда же был выпущен циркуляр, в котором командование эскадрой рекомендовало командирам кораблей учесть опыт авроровцев.


Повреждения носовой части "Авроры" после Цусимского сражения, 1905 год wikimedia.org/Репродукция книги "Богини Российского флота. "Аврора», "Диана", "Паллада"/Автор репродукции Мичманъ

Цусимский везунчик
2-я эскадра Тихоокеанского флота, насчитывающая 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, преодолев три океана, дошла до берегов Японии, но не смогла пройти узкий Корейский пролив. Там эскадру Рожественского ожидали превосходящие силы японского флота (89 кораблей) под флагом адмирала Хэйхатиро Того. Днем японцы обрушили мощнейший артиллерийский огонь на корабли русской эскадры, в первую очередь стремясь вывести из строя броненосцы.

"Аврора" с честью выдержала бой у Цусимы, выполняя приказ командования по защите кораблей и транспортов. Комендоры "Авроры" вели точный огонь по кораблям противника, корабль не раз своим телом закрывал израненные русские броненосцы.
Но итог схватки был предрешен - большая часть русских кораблей была потоплена японцами или сдалась в плен. Остальные были либо затоплены экипажами, либо погибли позднее, во время преследования врагом. Уцелели три везунчика из отряда крейсеров - "Олег", "Жемчуг" и "Аврора", - а также один миноносец и два вспомогательных судна.
Отряд крейсеров под командованием Оскара Энквиста не стал прорываться к Владивостоку, а ушел в филиппинский порт Манила, где корабли были разоружены американцами и смогли покинуть чужую гавань лишь в конце 1905 года после подписания мирного договора с Японией. 19 февраля 1906 года корабль вернулся в Либаву.



Отдых команды в подвесных койках на шкафуте крейсера "Аврора" vk.com/cruiser_aurora/Репродукция ЦВММ

Первый рентген после морского боя
На "Авроре" впервые на боевом корабле по настоянию судового врача Владимира Кравченко был смонтирован рентгеновский аппарат. Сам доктор в своей книге "Через три океана. Воспоминания врача о морском походе", писал, что скептики заявляли, что использование рентгеновского оборудования на судах невозможно. "Установка аппарата именно на перевязочном пункте явилась делом совсем не легким... - писал Кравченко в своей книге. - Результаты превзошли все наши ожидания. Открыты (во время обследования. - ИТАР-ТАСС) были осколки, переломы там, где их не ожидали. Нам это очень облегчило работу, а раненых избавило от лишних страданий..." В существующей в то время практике оказания внегоспитальной помощи даже на суше, а не на флоте осколки искали в ранах с помощью зондов, зачастую без анестезии.

"Между прочим, этот опыт широкого применения аппарата Рентгена на военном корабле после боя явился первым. Исследовано было более 40 раненых. За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования Рентгеном. Дальномерщик Михайлов, самый веселый больной, тяжело раненный, имевший десять ран, открытый оскольчатый перелом костей левого предплечья, во время самых мучительных перевязок вечно шутивший над собой и смешивший до упаду других, вдруг не выдержал. Стальные нервы его наконец дрогнули под влиянием этой темноты, таинственности, странного мерцающего зеленого света и вида костей собственного скелета на экране. Вот уж никак не ожидал я этого от Михайлова. Где-то он теперь? Так ли шутит и балагурит по-прежнему или бедному калеке теперь уже не до шуток?" - писал доктор в своей книге.


Залп крейсера "Аврора",1917 год Фотохроника ТАСС

Холостой с опровержением
"Аврору" называют символом Октябрьской революции. Между тем считать его таковым можно лишь с натяжкой. Из воспоминаний матроса-большевика, члена Центробалта (ЦК Балтийского флота, высший орган матросских революционных масс БФ) Николая Ховрина: "Приблизительно с тридцатых годов благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссерам и некоторым писателям началось воспевание крейсера "Аврора". Слава этого крейсера особенно расцвела во время культа личности. Матрос, обвешанный пулеметными лентами, и крейсер "Аврора" становятся эмблемами Великой Октябрьской революции, а все остальное будто не существовало".

Участие "Авроры" в событиях в ночь на 26 октября 1917 года Ховрин описывает следующим образом. "Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру "Аврора" встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, мера эта явилась необходимой, тем более что на "Авроре" были крупнокалиберные пушки.

Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве. Кроме того, машины "Авроры" не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так в поисках того и другого дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент "Аврора" дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпана".

Протест моряков
После выстрела, позднее названного историческим, по Петрограду поползли слухи, что выстрелы по творению Растрелли производились боевыми снарядами. Для их опровержения в газете "Правда" от 9 ноября (27 октября) 1917 года была опубликована следующая заметка:

Письмо в редакцию.
Команда крейсера "Аврора" выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров.
Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц?
К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. ...Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности.
Председатель судкома А. Белышев
Секретарь С. Захаров


"Аврора" на Неве, 1918 год Репродукция Фотохроники ТАСС/П.Лукницкий

Покушения на "Аврору"
Не исключено, что революционной "Аврору" стали считать потому, что экипаж крейсера действительно поддерживал большевиков. В 1917-1918 годах, как заявляет бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге "Сто лет в списках флота", было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии.

В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты "Авроры" балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля.
Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать "Аврору".
30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и принесли в судовой комитет. Офицер, который исполнял обязанности старшего артиллериста, обезвредил "адскую машину" и разрядил ее, вынув взрыватель с часовым механизмом и 3,6 кг тола. Однако на этом события не закончились: офицер ушел к себе в каюту изучать устройство взрывателя и устройство мины, а затем, при докладе командиру, случайно в его руках сдетонировал взрыватель. У офицер-артиллериста были изувечены руки, рана в боку.


Зенитчики на посту у крейсера "Аврора" в блокадном Ленинграде, 1942 год Фотохроника ТАСС

Пушки "Авроры" обороняли Ленинград
Начало Великой Отечественной войны застало "Аврору" в порту Ораниенбаума. Артиллерия корабля была в строю, он был включен в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду.

С июля 1941 года 130-миллиметровые авроровские орудия действовали в составе батареи "А", названной в честь крейсера и включавшей в состав своих расчетов моряков с "Авроры". В сентябре 1941 года эта батарея в течение недели сражалась в районе Дудергофа на Вороньей горе (самая высокая точка Ленинграда) против немецких танков, находясь в полном окружении. Бой шел до последнего снаряда, и из 165 человек личного состава пробились из окружения лишь 26. Моряки одного из орудийных расчетов предпочли смерть сдаче в плен, подорвавшись вместе с орудиями.

Сам крейсер в сентябре 1941 года, после артобстрела, накренился на правый борт, и, чтобы выровнять его, команде пришлось частично подтопить корабль, открыв кингстоны на противоположном борту.
Из-за отсутствия тепла и электричества личный состав с наступлением морозов переселился на берег, где впоследствии зимой занимался выгрузкой оставшегося вооружения. Одна из пушек, перевезенная "живым паром" по льду до мастерских, впоследствии была установлена на бронепоезде "Балтиец". Этот бронепоезд вплоть до 1944 года громил врага на подступах к Ленинграду.


Крейсер "Варяг" в Кронштадте после прихода из США, 1901 год Фотохроника ТАСС

"Аврора" в роли "Варяга"
23 октября 1945 года по решению народного комиссара ВМФ СССР крейсер "Аврора" был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере "Варяг" съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 года

Корабль в то время ожидал ремонта на Балтийском заводе, где его должны были подготовить к установке на вечную стоянку. В связи с решением о съемке судостроителям пришлось планировать работы сразу по двум направлениям - восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера "Варяг". Для гримирования под "Варяг" необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-миллиметровых орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности. Остальные же работы - восстановление носового мостика, деревянного настила верхней палубы (его делали сосновым), заделка пробоин в бортах и надстройках и их окраска - прямо относились к восстановительным работам.

Подготовка к съемкам шла с 5 апреля по 15 июля 1946 года. После ее окончания крейсер был переведен на Восточный кронштадтский рейд, где "Авроре" предстояло сыграть роль "Варяга". В съемках участвовал почти весь личный состав, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы.
Последние кадры были отсняты 29 сентября, на следующий день крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна.


Фрагмент подводной части корпуса "Авроры", подвергшийся сквозной коррозии, 1984 год vk.com/cruiser_aurora/Репродукция ЦВММ

Сувенирное дно "Авроры"
Предстоящий ремонт "Авроры" - седьмой по счету. До этого крейсер отправлялся в док в период с 1984 по 1987 год, где на заводе имени Жданова (ныне "Северная верфь") был произведен ремонт корабля. Пока корабль отсутствовал на привычном месте у Нахимовского училища, а также после его возвращения к 70-летию Октябрьской революции по Ленинграду поползли слухи, что "Аврора" якобы стоит на бетонном основании, вся подводная часть корабля срезана. Эти сведения стали распространяться еще активнее после того, как в прессе прошел сюжет о том, что жители поселков Ленинградской области, расположенных вблизи Лужской губы, распродают куски корабля на сувениры.

Как пишет Лев Поленов в своей книге, во время ремонта корабля на заводе Жданова подводная часть крейсера в самом деле была отделена от надводной. Вместо старого дна к кораблю было приварено новое."Несохраняемая" старая конструкция сначала четыре года простояла на разделочной базе ЛПО "Вторчермет", находящейся рядом с заводом, где ремонтировалась "Аврора". В 1988 году подводную часть переправили в Лужскую губу рядом с поселком Ручьи, где часть легендарного корабля была загружена балластом и затоплена.
Там она и находится до сих пор, а куски части корабля местные жители и туристы кромсают на сувениры.