Органы власти в ссср схема. Особенности политической системы при создании ссср

СССР Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции формально являвшихся суверенными государствами; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций В состав части республик входили автономные республики, края, области, автономные области и автономные (на ранних этапах национальные) округа.


СССР Статья 2-я Конституции СССР (1977 года) провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.» На поверхности выборы народных депутатов СССР казались безальтернативными. Однако на предварительных этапах выборов участвовало значительное количество кандидатов от трудовых коллективов, от профсоюзов, от молодежных организаций (ВЛКСМ), от самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС), что в корне опровергает существующее мнение о безальтернативности выборов в СССР. В СССР не было единоличного главы государства, за исключением последних неполных двух лет его существования (гг.), когда существовал пост Президента СССР. Главой государства был Президиум Верховного Совета СССР (с 1936 года); представительские функции главы государства исполнял Председатель Президиума. Однако фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.» (Статья 6-я)


СССР СССР был однопартийным государством. Находившаяся у власти коммунистическая партия осуществляла свою власть, называвшуюся диктатурой пролетариата, через Центральный Комитет, Политбюро и им правительство, а также систему советов, профсоюзов и другие структуры. Власть партии, позволяя в различные моменты истории концентрировать усилия всей страны на отдельных участках (восстановлении и развитии экономики после двух тяжелейших войн, создании бесплатных систем здравоохранения и образования, обеспечении обороноспособности, масштабном жилищном строительстве и т.д.) в то же время постепенно приводила к успокоенности, ошибкам в государственной политике, постепенному отставанию страны от передовых государств.


Верховный совет Верховный Совет СССР двухпалатный Совет в СССР, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных ССР, однако все они были однопалатными.


Совет национальностей Совет национальностей одна из двух палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Совет национальностей представлял не непосредственно «национальности» в значении этого слова, принятом в СССР (этнические группы), а национальные территориальные образования всех уровней. Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Например, представители областей и краёв РСФСР с преобладающим русским населением получали в Совете национальностей всего 32 места из 750, наравне с другими союзными республиками, но намного меньше их доли в населении СССР. Таким образом, система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны.


Совет Союза Совет Союза одна из палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Избирался по округам, в каждом из которых проживало примерно 300 тысяч избирателей. На выборах кандидаты выдвигались Коммунистической Партией или подконтрольными ей общественными организациями.


КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Союз Советских Социалистических Республик единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.


Статья 76. Союзная республика суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.


Статья 82. Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особенности автономной республики. Автономная область находится в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимается Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.




Демократия - политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Республика это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

1 Ф орма правления (монархия или республика)

Форма правления - республика. Закрепляя по форме федеративное устройство, в Конституции была отражена линия на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Если в последующем сначала зарубежные исследователи, а затем и отечественные ученые называли СССР "унитарной федерацией", то именно Конституция 1936 г. дает немало оснований для такого вывода.

Достаточно сказать, что в Конституции СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик (это можно считать положительным фактором), но также и административно-территориальные единицы - края и области. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. "е"). Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической централизации и ограничивал самостоятельность союзных республик.

2. Какой класс (часть класса, социальная или политическая группа, сословие) находятся у власти

У власти находилась партийная элита со времени образования в 1922 г. Советского Союза, а фактически и раньше, в стране осталась одна партия - правящая ВКП(б). Причем власть партийного аппарата не сводилась к государственной власти, а наряду с нею охватывала в не меньшей мере влияние на уклад жизни в обществе, отношения между людьми, направление "своих" или подбор "угодных" людей для руководства общественными формированиями, предприятиями, учреждениями, их трудовыми коллективами, для организации творческих процессов в театре, кино, искусстве и даже для взятия под свой контроль отправления религиозных культов.

3. Политическое устройство государства. Глава государства, его полномочия

Возникшее противостояние между Хрущевым и Берия привело к аресту последнего 26 июня 1953 г. Организацию ареста возглавил Жуков. Вместе с Берия арестовали шесть руководителей МВД--МГБ. 23 декабря их всех расстреляли.

Убрав Берия, Хрущев приобрел руководящее положение в партийной верхушке. Для укрепления своих позиций он добился ликвидации Бюро Президиума ЦК, где преобладали сторонники сталинского режима. Остался сам Президиум, в котором у Хрущева было больше сторонников. Кроме того, он предложил учредить пост Первого секретаря ЦК КПСС, и 13 сентября 1953 г. Пленум ЦК избрал Первым секретарем ЦК Хрущева.

4. Законодательные органы (структура, способ сформирования, полномочия)

Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР.

Верховный Совет СССР осуществлял все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР; Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и Министерств СССР. (в

Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.

Верховный Совет СССР избирался сроком на четыре года.

Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.

Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива.

5. Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность)

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.

Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Совет Министров СССР:

  • а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений;
  • б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;
  • в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
  • г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;
  • д) определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;
  • е) образует Государственные комитеты СССР, а также, в случае необходимости, - специальные Комитеты и Главные Управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.
  • 6. Судебные органы

Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

7. Соотношение прав и законов исполнительной и судебной властей

Несомненно, на протяжении всего периода исполнительная власть имела преимущество над судебной сластью. Исполнительная власть имела право на издание различного рода подзаконных нормативных правовых актов обязательных для судебной власти и зачастую они применялись подменяя собой законы. Не о какой объективности суда не может идти речь если в судебные дела осуществляется постоянное вмешательство со стороны исполнительной власти.

  • 8. Права граждан (подданных)
  • а) Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов)

Формально было установлено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.

б) Политические права и свободы

Были предусмотрены ряд политических прав и свобод - слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс).

в) Личные права и свободы

В Конституции провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины.

9. Основные политические партии и движения (краткая

характеристика программ, методов их реализации, влияния на раз личные социальные группы, слои)

В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". Таким образом, и отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное, теперь уже конституционное право ВКП(б) направлять - в качестве "руководящего ядра" - деятельность государственных органов и общественных объединений.

10. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития

Итак, в период с 1956 -1964, общественно-политическая система СССР сделала значительные шаги на пути превращения из тоталитарной в авторитарную. Ушли в прошлое массовые политические репрессии, сопровождавшиеся ранее физическим устранением действительных и мнимых противников режима. Несколько отрегулировались правовые основы деятельности властных структур. Был смягчи партий но-государственный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности граждан укреплены и расширены права граждан на труд и отдых, жилье, образование, медицинское обслуживание. Появилась возможность в завуалированной форме -- через осуждение преступлений времен "культа личности" -- критиковать наиболее одиозные проявления всевластия Системы.

Произошел сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях -- социально-психологическом, нравственном и идеологическом. Правда, сдвиг этот больше всего наблюдался среди интеллигенции, в первую очередь творческой. Именно в ней прежде всего появились люди, которые преисполнились надежды сделать общество более демократическим и либеральным, подлинно правовым. Эту наиболее инициативную и способную к интеллектуальному и деятельному прорыву сквозь частокол догматизма часть поколения того времени стали называть "детьми XX съезда" или "шестидесятниками". Они пронесли понимание необходимости реформировать общество через все последующие годы.

Тезис 1. Период новой экономической политики (НЭП)

Государство (с декабря 1922 г.) - Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, на котором РСФСР, Белоруссия, Украина, Закавказская федерация (ЗСФСР) объединились в Союз Советских Социалистических Республик. Одновременно были утверждены принципиальные положения новой конституции. Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум и поручила ему разработать конституцию. Для этого в январе 1923 г. была образована Конституционная комиссия. Одновременно с комиссией ЦИК СССР в подготовке проекта Конституции СССР участвовали специально созданные комиссии ЦИК союзных республик.

Основные конституционные принципы обсуждались на XII съезде РКП(б), на пленумах ЦК, на съездах, конференциях республиканских и губернских партийных организаций.

Тезис 2.

Центральный аппарат управления

Всесоюзный съезд Советов - высший орган власти

Центральный исполнительный комитет (ЦИК) - высший орган власти в периоды между съездами. Законодательные и исполнительные функции

Совет народных комиссаров (СНК) - правительство (исполнительный и распорядительный орган)

Совет труда и обороны (СТО) преобразован в Экономическое совещание

Государственная общеплановая комиссия (Гослшн)

Глава правительства - с марта 1923 г. Председатель СНК РСФСР

Органы хозяйственного управления Переход к новой экономической политике с 1921 г. не изменил государственных структур, однако поставил задачи приспособления к ней аппарата управления экономикой. Была сужена сфера централизованного распределения ресурсов, произошли некоторые организационные изменения, сократился государственный аппарат. Но в целом сохранялись принципы управления, оформившиеся в первые послеоктябрьские годы. Поэтому с середины 20-х гг. в силу целого ряда причин, и особенно после провозглашения курса на индустриализацию в 1925 г., нарастающими темпами начали развиваться центростремительные тенденции, что выражалось в усилении администрирования в организации производства и труда, расширении сферы централизованно- распределительных отношений и т.д.

В итоге в течение 1929-1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

Пятилетние и годовые планы, разверстанные по предприятиям, охватывавшие все стороны их деятельности и обязательные для выполнения;

Увеличение числа промышленных наркоматов и главков, единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;

Ограниченный, формальный хозрасчет;

Включение в механизм хозяйствования репрессивной системы - НКВД;

Фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

Была изменена структура ВСНХ, в составе которого были созданы управления по отраслям промышленности, а также плановое управление. Роль планирующих органов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постановление о работе Госплана.

Усилилось влияние органов ЦКК-РКИ на работу государственного аппарата. В ее работе активное участие принимали профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. VII Всесоюзный съезд профсоюзов (декабрь 1926) рассмотрел целый комплекс вопросов о состоянии и перспективах развития производства в ходе индустриализации. VI съезд ВЛКСМ (1926) призвал молодежь к активному участию в решении задач социалистической индустриализации.

Все это, наряду с другими факторами, создавало предпосылки для формирования системы всеобщего огосударствления общественной жизни, получившей впоследствии название «командно-административной».

Государственное строительство В это время интенсивно развивалась национальная государственность народов СССР. В 20-30-е годы шел непрерывный рост национальных государственных образований, перерастание менее развитых уже существующих форм национальной государственности в более развитые формы. В декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 автономных республик). В сентябре 1924 г. в него вошли Хорезмская и Бухарская республики. К декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных - 22. Это объясняется «национально-государственным размежеванием в Средней Азии» (определение границ новых национальных образований), проходившим в 1925-1929 гг. III съезд Советов СССР (май 1925) принял в состав союзного государства Узбекскую ССР и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь образованных республик.

Тезис 3.

Местный аппарат управления

При Центральных исполнительных комитетах автономных республик и губисполкомах - политотделы

При исполкомах всех уровней - экономические совещания

Единая судебная система

народный суд

губернский суд

Верховный суд

Репрессивные органы

1921 г. - упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия

Резко сократилось число революционных трибуналов

1922 г. - создано Государственное политическое управление (ГПУ)

1923 г. - создано Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ)

Тезис 4. 30-40-е годы

Читайте также:

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

Cоветская Власть
1917-1993
(в схемах)

Годы давних боев заметает пурга,
Только в памяти им не пропасть.
Шли отцы воевать, шли под пули врага
Умирать, умирать за Советскую Власть.
За Советскую Власть!

В. И. Ленин выдвинул Советы как новую политическую форму организации трудящихся масс в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, наиболее прогрессивно-демократическую в условиях России для организации политической власти рабочего класса и всех трудящихся в центре и на местах, раскрыл и научно обосновал классовую сущность Советов, характеризовал их как основу нового, социалистического типа государства, обеспечивающего полновластие трудящихся.
Речь В. И. Ленина "Что такое Советская Власть"


_______________

ИСПОЛКОМ — Исполнительный Комитет
ВРК — Военно-Революционные Комитеты
Накануне Октября, по имеющимся данным, в стране насчитывалось 1429 Советов. Среди них 706 представляли собой объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, 235 являлись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 33 - Советами солдатских депутатов. Все эти 974 Совета составляли всероссийскую организацию, руководимую ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов первого созыва. Остальные 455 были крестьянскими Советами и объединялись ИК Совета крестьянских депутатов, избранным на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов.

2. СОВЕТЫ — ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РСФСР (ПО КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918)

3. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР (1923-1936)


_______________
1. Верховный орган власти СССР (1922-1936).
2. Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) - высший орган гос. власти СССР между всесоюзными съездами Советов (1922-1936); функционировал др 1938 г.
3. Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган СССР в период между сессиями ЦИК.
4. Прокурор Верховного суда и его заместитель назначались Президиумом ВЦИК.
5. Высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти (1917-1946).
6. Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР - орган по охране гос. безопасности (1923-1934); включено в НКВД и переименовано в Главное управление гос. безопасности.
7. Революционный военный совет Республики (с 28 авг. 1923 г. - Реввоенсовет СССР) - коллегиальный орган высшей военной власти (1918-1934); председатель РВСР являлся наркомом по военным и морским делам.
8. Главное управление по делам литературы и издательств (с 1922).
9. Совет труда и обороны - орган по руководству хозяйством и обороной СССР (1923-1936).
10. Государственный плановый комитет СССР.
11. Центральное статистическое управление СССР.
12. В 1934 переименован в Народный комиссариат обороны СССР.
13. Народный комиссариат внутренних дел (с 1934).
14. Образован в 1936 г.
15. В 1930 г. разделен на два самостоятельных наркомата.
16. Высший совет народного хозяйства - высший центральный орган по управлению народным хозяйством (1917- 1932); реорганизован в три наркомата: 1) тяжелой, 2) легкой и 3) лесной промышленности.
17. Образован в 1930 г.
18. Рабоче-крестьянская инспекция - орган гос. контроля (1920-1934); с 1923 г. действовал совместно с ЦКК ВКП(б) как единый советско-партийный орган.

4. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР (ПО КОНСТИТУЦИИ 1936)

5. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)


_______________
1. В годы войны в руках И. В. Сталина сосредоточилась вся полнота власти: он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Пред. СНК, пред. ГКО (30 июня 1941 - 4 сент. 1945), возглавлял СВГК (10 июля 1941 - сент. 1945), был наркомом обороны (19 июля 1941 - сент. 1947), Верховным Главнокомандующим (8 авг. 1941 - сент. 1945).
2. Советы фактически подчинялись партийным комитетам, выполнявшим функции законодательной и исполнительной власти.
3. Ставка Верховного Главнокомандования (с 23 июня 1941).
4. Государственный комитет обороны (с 30 июня 1941).
5. Учреждены в 65 городах СССР (1941 - 1942).

6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР (ПО КОНСТИТУЦИИ СССР 1977)


_______________
1. Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г., КПСС отводилась роль руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций.
2. Республиканские, краевые, областные, др. партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.
3. Высший орган государственной власти СССР; состоял из двух равноправных и равновеликих по численности палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.
4. Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.
5. Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.
6. Постоянно действующий орган ВС СССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществлявший в пределах, предусмотренных Конституцией, функции высшего органа государственной власти СССР в период между его сессиями; избирался на совместном заседании палат в составе Председателя ПВС, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя - по одному от каждой союзной республики и 21 члена ПВС СССР
7. Комитет народного контроля СССР, возглавлявший систему органов контроля; образовывался ВС СССР.
8. Правительство СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР; образовывался ВС СССР на совместном заседании палат в составе Председателя СМ СССР, его первых заместителей и заместителей, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР. В состав СМ СССР входили по должности председатели СМ союзных республик. СМ СССР был подотчетен ВС СССР, а в период между сессиями ВС СССР - ПВС СССР; имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.
9. Высшие органы государственной власти союзных республик.
10. Правительства союзных республик были ответственны перед ВС союзных республик и им подотчетны; имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих Советов народных депутатов.
11. Назначался ВС СССР, был ему подотчетен, а в период между сессиями ВС - ПВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, которые были ему подотчетны.
12. Высший судебный орган СССР, осуществлявший надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом, избирался ВС СССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав Верховного суда СССР входили по должности председатели Верховных судов союзных республик.

7. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР в 1989-1990 гг.

8. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР в 1990-1991 гг.

9. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА СУВЕРЕННОЙ РОССИИ (Российской Федерации) после августа 1991 г.


_______________
1. До июня 1992 г. Б. Ельцин занимал и должность председателя правительства, затем назначил на эту должность первого вице-премьера Е. Гайдара.
2. В сентябре 1993 г. Б. Ельцин отстранил А. Руцкого от должности вице-президента.
См. Государственный переворот 1993 г.

Хостинг от uCoz

Большевики создали принципиально новую систему государст-венного управления, осуществив слом старого государственного ап-парата: были упразднены Государственный совет, Сенат, министерст-ва, земства и городские думы, ликвидирована старая система судопроизводства. Новыми органами власти и управления стали Со-веты рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и их исполнитель-ные комитеты.Формирование советской государственной системы происходило постепенно.

II Всероссийский съезд Советов объявил себя верховным законо-дательным органом. Юридически в стране была оформлена диктату-ра пролетариата в форме республики Советов. Однако вплоть до при-нятия Конституции РСФСР отсутствовала четкая регламентация порядка созыва и организации деятельности съезда.

Образованные II Всероссийским съездом Советов постоянно дей-ствующий орган государственной власти - Всероссийский центральный исполнительный комитет и временное рабоче-крестьянское пра-вительство - Совет народных комиссаров были подотчетны съезду. В середине ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК с исполнитель-ным комитетом, избранным на чрезвычайном Всероссийском кресть-янском съезде.

II Всероссийский съезд Советов положил начало формированию центрального государственного аппарата - системы народных комис-сариатов (наркоматов). Наркоматы, заменившие ликвидированные министерства, должны были принять аппарат бывших министерств.

Большое значение имело создание специализированных органов за-щиты революции и советского строя - милиции, суда, ВЧК, Красной армии и флота. Произошел слом прежней судебной системы.

Высшие органы госуправления

создать Всероссийскую чрезвычайную комис-сию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Главой ВЧК был назначен Ф.Э. Дзержинский. На ВЧК возлагались пресечение и лик-видация контрреволюции и саботажа, предварительное расследова-ние по этим делам и предание виновных суду военно-революционно-го трибунала.

Согласно постановлению II Всероссийского съезда Советов выбо-ры в Учредительное собрание нужно было провести в сроки, опреде-ленные еще Временным правительством. Состоялись они 12 ноября 1917 г. и были первыми в истории нашей страны выборами, проведен-ными по демократическим правилам: всеобщими, прямыми, тайны-ми, по партийным спискам. В выборах участвовали и женщины.

Учредительное собрание открылось 5 января 1918 г. в Петрограде. Оно отказалось утвердить декреты советской власти - и 6 января 1918 г. официально было распущено декретом ВЦИК.

До 1917 г. Россия, несмотря на то, что на ее территории существо-вали отдельные автономные образования, являлась унитарным госу-дарством. Придя к власти, В.И. Ленин и его сторонники выбрали в соответствии с преобладавшим в начале XX в. пониманием этого принципа идею национальной федерации в качестве формы государственного устройства. Одновременно были подтверждены ра-венство и суверенность всех народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятель-ных государств (Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г.).

Юридически Советская федерация была оформлена в январе 1918 г., когда III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию «О феде-ральных учреждениях Российской республики». На основе добро-вольного союза народов учреждалась Российская Советская Федера-тивная Социалистическая Республика (РСФСР). Перестройка российской государственности на федеративных началах, осуществ-ленная большевиками на рубеже 1910-1920-х гг., позволила остано-вить дальнейший распад России и создать необходимые условия для восстановления единого многонационального государства.

На III Всероссийском съезде Советов произошло окончательное объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами кре-стьянских депутатов в единую советскую систему. Съезд принял Декла-рацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшую фактиче-ски временной конституцией Советского государства. Декларация провозгласила Россию республикой Советов, установила всевластие этих органов в центре и на местах, закрепила принцип федерализма в государственном устройстве страны, подтвердила ранее принятые дек-реты советской власти, носившие учредительный характер: о социали-зации земли, национализации промышленности и банков, введении всеобщей трудовой повинности и др.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР, где было шесть разделов: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Кон-ституции РСФСР; III. Конструкция советской власти; IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

Конституция провозглашала Советское государство диктату-рой пролетариата, закрепляла первые экономические преобра-зования советской власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков. Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. ВЦИК являлся полномоч-ным руководящим органом в период между съездами и формировал правительство - Совнарком, который составляли возглавлявшие от-раслевые наркоматы народные комиссары. Органами власти и управ-ления в губерниях, уездах, волостях и городах стали соответствующие съезды Советов и их исполнительные комитеты.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Решение вопроса национальных республик при создании СССР

В 20-е гг. решаются проблемы национально-государственного устройства страны. В соответствии с Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа на контролируемых большевиками территориях бывшей Российской империи утвердился принцип федеративного устройства. Возник ряд национальных государственных образований, взаимоотношения между которыми оформлялись путем специальных договоров и соглашений. Эти договоры и соглашения предусматривали частичное объединение органов управления, совместные мероприятия в сфере хозяйственной деятельности, обороны, дипломатии. Однако они не предусматривали полного подчинения высших и центральных органов Советской республики единому центру.

Наиболее крупным национально-государственным образованием была РСФСР. В состав РСФСР к 1922 г. входило 8 автономных республик, 11 автономных областей и трудовых коммун (немцев Поволжья и Карельская). Помимо РСФСР к этому времени существовали также Украинская, Белорусская, Закавказская (включающая в себя Азербайджан, Армению и Грузию), а также Бухарская и Хорезмская республики.

30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР, в работе которого приняли участие делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Делегаты съезда рассмотрели и утвердили Декларацию об образовании Союза ССР и Союзный договор. Советский Союз формально учреждался как федерация суверенных советских республик с открытым доступом в нее всех желающих и с сохранением права выхода из нее. Однако механизм выхода из федерации не предусматривался.

В компетенцию Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней торговли, финансов, путей сообщения, связи. Все остальные вопросы внутренней политики оставались в ведении союзных республик. Высшим органом власти в стране объявлялся Всесоюзный Съезд Советов, а в перерыве между его созывами - ЦИК СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Положение Декларации и Договор об образовании СССР были закреплены принятием II Всесоюзным съездом Советов I Конституции СССР в январе 1924 г.

Установление единоличной власти Сталина

Решение вопросов национально-государственного устройства являлось важным элементом формирования советской политической системы. В 30-е гг. окончательно оформилась та политическая система управления советским обществом, которая была тесно связана с функционированием государственной партии, обладавшей полномочиями верховной власти в стране.

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную партию начался в годы гражданской войны, когда наряду с Советами, призванными после Октября 1917 г. осуществлять власть в центре и на местах, стали создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог партийным комитетам успешно освоить технику государственного управления и заменить Советы.

Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии.

В первую очередь к концу 20-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 г. 1200 тыс. человек. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу против оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного мышления: необходимость политического отсечения идейного оппонента и подавления всякого инакомыслия. Слой старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка, втянутая в борьбу за власть, была ослаблена, а затем и вовсе уничтожена.

Следующим важным шагом на пути превращения большевистской партии в государственную и утверждения административно-командной системы управления в стране явился XVII съезд ВКП (б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.

Прежде всего съезд ввел новую структуру партийных комитетов. Взамен «функционалки», как пренебрежительно был назван принцип организации парткомовских отделов, создавались теперь «целостные производственно-отраслевые отделы». Возникали, таким образом, параллельные отделы парткомов, наряду с отделами по промышленности, сельскому хозяйству, культуре, науке и учебным заведениям и др. при исполкомах Советов. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы.

Существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенной еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная, лишенная силы система контроля. Упраздняя Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции, съезд преобразовал Центральную Контрольную комиссию, избираемую съездом, в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б). Руководитель Комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Одновременно была преобразована Комиссия инспекции при СНК Союза ССР в намечаемую съездом партии и утверждаемую ЦИК и СНК Союза ССР Комиссию советского контроля при СНК Союза ССР. Руководитель и этой Комиссии назначался из числа заместителей председателя СНК Союза ССР. Таким образом, съезд учредил «зоны вне критики», деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека.

Выстраиваемую съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное место занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), дополнило и закрепило еще одно решение съезда. В уставе, принятом на этом съезде, принцип демократического централизма был конкретизирован 4 пунктами, предложенными Сталиным: выборностью, отчетностью, подчинением меньшинства большинству и безусловной обязательностью для всех коммунистов принимаемых решений. Если первые два пункта можно признать декларативными, то два последних действительно строго и неукоснительно выполнялись. Все коммунисты соблюдали партийную дисциплину, которая в первую очередь выражалась в подчинении любого меньшинства любому большинству, а также были обязаны выполнять решения всех вышестоящих партийных органов.

Система управления на основе демократического, а на самом деле бюрократического централизма была возведена съездом в закон, распространяющий свое действие не только на партийную, но и на другие сферы управления в условиях советской действительности. Такая система работала в одном строго заданном направлении - только сверху вниз и, следовательно, не могла быть жизнеспособной без дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов.

Утверждение власти административно-командной системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В этом же году происходит численное увеличение милиции, которая переходит в подчинение Объединенного Главного политического управления (ОГПУ) на уровне Союза, выходя тем самым из республиканского подчинения. В декабре 1932 г. в стране введена особая паспортная система. Все сельское население страны, за исключением тех, кто проживал в приграничной 10-километровой зоне, было лишено паспортов и учитывалось по спискам сельсоветов. Строгий контроль за соблюдением паспортного режима не позволял подавляющему большинству советских граждан самостоятельно решать вопросы о месте своего проживания.

В июне 1934 г. ОГПУ было преобразовано в Главное управление государственной безопасности и вошло в Наркомат внутренних дел. При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события на XVII съезде партии, вошедшем в ее историю неофициально как «съезд расстрелянных». Действительно, из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, - 98.

Главной причиной репрессий, организованных Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, приведшие к многочисленным жертвам. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов». Более того, они предложили пост Генерального секретаря С.М. Кирову, который, понимая всю тщетность и опасность их усилий, предложения не принял. Однако это Кирову не помогло: 1 декабря 1934 г. он был убит.

В день убийства Кирова по телефонному распоряжению Сталина в экстренном порядке было принято постановление ЦИК СССР и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел, срок действия был ограничен 10 сутками, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. По существу, это постановление можно квалифицировать как постановление о массовом терроре.

Машина репрессий набирала ход. В марте 1935 г. был принят Закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц - Указ о привлечении к уголовной ответственности детей с 12-летнего возраста. Миллионы людей, подавляющее большинство которых не являлись виновными, оказались за проволокой и стенами ГУЛАГа. Невинные жертвы призывали к сопротивлению, с которым набравшая силу власть расправлялась немедленно.

Сопротивление продолжалось и «наверху». Каждый, кто произносил слово протеста, знал, что обречен, и тем не менее люди шли на это. В высшем эшелоне политического руководства в 1930 г. образовалась группа во главе с Председателем Совнаркома РСФСР, кандидатом в члены Политбюро С.И. Сырцовым и секретарем Закавказского крайкома партии В.В. Ломинадзе. Группа советских и партийных работников выступила против некомпетентности и бюрократизма партийно-советского аппарата. Вопрос о Сырцове и Ломинадзе рассматривался на специальном заседании Совнаркома.

Партийные и советские работники краев и областей РСФСР весной и летом 1930 г. подняли вопрос о создании РКП (б), перенесении столицы России в Ленинград. Расправа с участниками этой группы проходила с грубым нарушением Устава партии и советских законов.

Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М.Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога и организатора «Союза марксистов-ленинцев» (1932 г.), подготовил основной программный документ этой организации «Сталин и кризис пролетарской диктатуры», а также манифест-обращение «Ко всем членам ВКП(б)». Впервые авторитетные руководители обращались с апелляцией на действия Сталина ко всем членам партии. Рютин указывал, что кризис в стране - это результат не отдельных ошибок, а общей политики. Лозунг «ликвидация кулачества как класса» - авантюристический, опирающийся на фальшивую основу. Целые районы находятся в условиях перманентной войны. Рютин и его последователи утверждали, что Политбюро в результате программных изменений превратилось в банду политиканов. Они предупреждали, что борьба будет длительной и потребует много жертв, но иного пути нет, и прямо призывали к свержению Сталина. Расправа с членами «Союза» была скорой и вершилась в обстановке особой секретности. Находясь в заключении, Рютин теоретической деятельности не прекращал.

Впервые в «деле Рютина» была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления с теоретическим обоснованием его. Не случайно, видимо, к этому делу были подключены Г.Е. Зиновьев и Л.В. Каменев. По прямому указанию Сталина они были исключены из партии и осуждены во внесудебном порядке.

В 30-е гг. раскрыто еще несколько групп, участники которых выступали против единовластия Сталина. Наиболее известны группа А.П. Смирнова, Н.В. Толмачева, Н.В. Эйсмонта - трех наркомов; группа Крылова - активного участника социалистической революции и гражданской войны, заместителя начальника сектора пропаганды Наркомсвязи. Ее главной задачей было «свержение строя и замена его Российской демократической республикой с выборным президентом по образцу Франции и Америки».

После убийства С.М. Кирова сопротивление значительно ослабло, хотя и не прекратилось, несмотря на террор.

На июньском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) выступили член ЦК И.А. Пятницкий и нарком здравоохранения Г.Н. Каминский, которые потребовали прекращения репрессий и смещения Сталина. Они были тут же арестованы.

С апелляцией на действия Сталина к мировому общественному мнению выступили «невозвращенцы» - В.Г. Кривицкий, И. Рейсс, дипломаты Ф.Ф. Раскольников и А.Г. Бармин. В стране их представили как отщепенцев, дискредитирующих СССР накануне нападения на него фашистской Германии.

Среди тех, кто открыто и без боязни выступал против Сталина, был академик И.П. Павлов. В своих письмах в Совнарком он писал о том, что «мы живем в режиме террора и нажима», что «все происходящее в стране -- гигантский эксперимент» и т. п. И это действительно было так: к этому времени в стране установился режим произвола и репрессий, тоталитарно-командная система набирала силу...

Таким образом, Советская власть, провозгласив своей целью достижение высших идеалов социальной справедливости, по сути вершила высшую социальную несправедливость, террор и беззаконие. В ее основе, как считает академик РАН В.Н. Кудрявцев, лежали следующие положения:

подмена социализации основных средств производства их огосударствлением;

деспотизм и произвол «вождя», хотя и опиравшегося на партийный и государственный аппарат, но фактически стоявшего над партией и аппаратом;

административно-командные методы принудительной (внеэкономической) организации труда, вплоть до государственного террора;

неспособность к самокоррекции, тем более к внутренним реформам из-за отсутствия как экономических, так и политических (демократических) регуляторов общественной жизни;

закрытость страны, тенденции к автаркии во всех сферах жизни;

идеологический конформизм и послушание масс, деспотизм в науке и культуре.

Важнейшим фактором общественно-политической жизни советского общества 30-х гг. стало принятие в декабре 1936 г. Конституции СССР. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались такие права и свободы граждан, как неприкосновенность личности, тайна переписки и др. Но Конституция не имела механизма реализации и оставалась документом-декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью 30-х гг.

Отношение народа к власти в начале 19 века

Было бы неверным сводить весь социально-политический и экономический механизм 20-30-х гг. к одним лишь репрессиям, арестам, судам, расстрелам и т.д. Дело в том, что репрессии - не универсальный способ решения всех проблем. Они имеют свои пределы, так как их эффективность постепенно снижается. Репрессии могут несколько сократить преступность, улучшить дисциплину, но наладить производство, ускорить темпы его развития, тем более обеспечить хотя бы сносное их качество, они не могут.

Между тем, как видно из приведенных выше данных, наша страна добилась ощутимых результатов в экономическом и культурном развитии. В стране поддерживался трудовой энтузиазм у значительной части людей; у них был довольно оптимистический жизненный тонус; они находились в состоянии повышенной мобилизационной готовности, что имело немаловажное значение в условиях надвигавшейся войны. Значит, действовали какие-то другие причины.

Важнейшими факторами, объяснявшими, почему советские люди сумели перенести столько страданий, лишений, невзгод и сохранить при этом стойкость духа и достойно, не согнувшись, встретить врага в начавшейся в 1941 г. Великой Отечественной войне, были следующие.

Для большинства граждан страны сложившийся в 30-е гг. государственный строй был легитимным, так как он был закреплен в конституции их выбором. Во всяком случае формально в этом плане была соблюдена демократия. Психологически они были уверены в прочности государства, которое признано во всем мире, пользуется авторитетом, одерживает победы в спорте, искусстве и т. д. Образ жизни - считали справедливым, хотя и была невероятная бедность и тьма недостатков.

Идея тернистого пути к светлому будущему вдохновляла многих людей. Пропаганда, лозунги того времени воспринимались однозначно: ради светлого будущего своих детей, ради Отечества да и всего человечества можно не жалеть не только своего труда, но и своей жизни. Показательно в этом плане последнее письмо Н.И. Бухарина. В.В. Маяковский выразил настроение своего времени словами о том, что общим памятником для всех станет «построенный в боях социализм».

Также не следует сбрасывать со счетов социальные завоевания 30-х гг.: бесплатное образование, медицинское обслуживание, практически бесплатное жилье и др. К концу второй пятилетки по сравнению с 1933 г. явно были сдвиги к улучшению материального благосостояния. Низкий уровень жизни объяснялся без труда: создание современной индустрии требовало больших затрат. Революция произошла в отсталой стране, приходится отбивать натиск империалистов и т. д.

У большинства населения одобрение вызывали массовые выдвижения во всех звеньях государственного, партийного и хозяйственного руководства. Во всех этих сферах была значительной прослойка представителей трудовых слоев. У простых людей появилась реальная возможность «выйти в люди»: стать крупным военачальником, советским и партийным работником, ученым и т. д. Власть, хорошо понимая и улавливая эти настроения, время от времени устраивала чистки начальства. Рядовые работники, «винтики», люди труда, стахановцы, ударники в официальной пропаганде ценились очень высоко; создавался культ человека труда.

В 30-е гг. отсутствовала явная безработица. Таким образом, большинство народа поддержало партийно-государственное руководство. Хотя оставалось много недовольных и враждебно настроенных к существующему строю людей.

СССР. ГРАНИЦЫ. ОРГАНЫ ВЛАСТИ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

Каждый год 30 декабря, перед самым Новым годом, советские люди отмечали ещё один праздник - День образования СССР. Это «первое в истории социалистическое общенародное государство» в период своего расцвета, в 60-80-х гг. XX в., было крупнейшим по территории на земном шаре, омывалось 12 морями трёх океанов и занимало почти 1/6 часть обитаемой суши. Советский Союз граничил на западе с Норвегией, Финляндией, Польской Народной Республикой, Чехословацкой Советской Социалистической Республикой, Венгерской Народной Республикой и Социалистической Республикой Румынии, на юге - с Турцией, Ираном, Афганистаном, Китайской Народной Республикой, Монгольской Народной Республикой и Корейской Народной Демократической Республикой. В него входило 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР и Эстонская ССР. В их составе было 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 128 краёв и областей. Население - около 250 млн человек - составляли более 100 наций и народностей. Пятимиллионные Вооружённые Силы этой сверхдержавы имели самое современное и мощное по тем временам оружие.
В чём же была историческая необходимость рождения этого колосса и его скорой (по историческим меркам) гибели?

Идея создания советского государства

Союз Советских Социалистических Республик возник на развалинах бывшей Российской империи. В 1917 г. идея российского государства вместе с русской монархией, а вслед за тем и русская армия, прекратили своё существование. Вот что пишет по этому поводу А. И. Деникин в «Очерках русской смуты»: «Неизбежный исторический процесс, завершившийся Февральской революцией, привел к крушению русской государственности. Но, если философы, историки, социологи, изучая течение русской жизни, могли предвидеть грядущие потрясения, никто не ожидал, что народная стихия с такой легкостью и быстротой сметет все те устои, на которых покоилась жизнь: верховную власть и правящие классы - без всякой борьбы ушедшие в сторону; интеллигенцию - одаренную, но слабую, беспочвенную, безвольную, вначале среди беспощадной борьбы сопротивлявшуюся одними словами, потом покорно подставившую шею под нож победителей; наконец, сильную, с огромным историческим прошлым десятимиллионную армию, развалившуюся в течение трех-четырех месяцев».
Новорожденная российская демократия в тех условиях была обречена - возникла необходимость военной диктатуры на основе новой государственной идеи. Таких идей оказалось сразу две: «единая и неделимая Россия» и «диктатура пролетариата». Но победить могла только одна.
Большевики ставили во главу угла не территорию, а власть, основанную на идеологии и военной силе. Там, где нельзя было применить силу, они (скрепя сердце) жертвовали территорией, чтобы сохранить власть. В начале 1918 г. Советы вынуждены по Брест-Литовскому договору с Германией и её союзниками смириться с оккупацией Финляндии, Украины, Крыма, Прибалтийского края (Эстония, Лифляндия и Курляндия), Литвы, Белоруссии и большей части Псковской губернии, Польши, Грузии. (Турция должна была занять города Батум, Карс и Ардаган, что вызвало отделение Армении и Азербайджана.) При этом потеряны выходы к Балтийскому и Чёрному морю. Румыния (уже без всякого договора) оккупировала Бессарабию... Но уже во время ведения переговоров специальными декретами были созданы ВЧК (20 декабря 1917 г.), Красный Флот (11 февраля), начала своё победоносное существование Красная Армия - 15 января 1918 г. Именно её штыки с этого дня перекраивали политическую карту и вписывали новые страницы в историю Европы и Азии.
Деникин, со своей точки зрения, видел «основной порочный недуг советской власти» в том, что «эта власть не была национальной ». Однако в этом как раз заключалось её большое преимущество: она призывала под свои знамёна всех трудящихся - независимо от национальности и религии. Россия была многонациональной страной, и создать национальное государство - по примеру Польши, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы - на всей её территории не было никакой возможности. Тем более Россия не могла быть «единой» в прежних границах, поскольку сами эти страны, ставшие под опекой Германии «независимыми», уже не захотели бы войти в состав новой империи. Поэтому белая идея (и белая армия) победить не могла. Очень точно и ёмко сказал по этому поводу руководитель «Союза защиты Родины и Свободы» небезызвестный Борис Савинков: «Армии Колчака и Деникина не дали результатов потому, что “доблестные” генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, что идее нужно противопоставить тоже идею, и идею, не вычитанную из книг и не взращенную на традициях Карамзина, а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу».

Образование СССР

Идея «диктатуры пролетариата» была неразрывно связана с идеей «мировой революции» и «мировой советской социалистической республики». В то время это казалось вполне реальным. Тем более что сама реальность выглядела достаточно фантастично. Так, Октябрьская революция произошла в Петрограде в ночь с 7 на 8 ноября 1917 г. В тот же день (ночь) возникла Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика - РСФСР - со столицей в Москве . Вскоре (с помощью Красной Армии) образовались самостоятельные советские республики на Украине, в Эстонии, Латвии, Белоруссии, Литве, Армении, Грузии, Азербайджане, а также в Бухаре, Хорезме и Туве. Ленин и большевики не только фантазировали, они глубоко верили в свои идеи. Лидер III Интернационала Зиновьев позже отмечал (политический отчёт ЦК XIII съезду партии, 1924 г.): «Было время, когда в момент Брестского мира даже Владимир Ильич считал, что вопрос о победе пролетарской революции в целом ряде передовых стран Европы есть вопрос двух-трех месяцев. Было время, когда у нас в ЦК все часами считали развитие событий в Германии и Австрии... Мы считали тогда - раз мы возьмем власть, этим самым завтра развяжем руки революциям в других странах».
Во время Гражданской войны границы РСФСР менялись чуть ли не каждый день - граница шла по линии фронта. Но идея поистине не имела границ: «Даёшь Варшаву! Даёшь Берлин!» Большевики делали всё, чтобы, говоря словами Маяковского, «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем»... Когда на подступах к Варшаве маршал Пилсудский разбил Красную Армию, 18 марта 1921 г. был заключён Рижский мирный договор, по которому Западная Украина и Западная Белоруссия отошли к Польше. На остальной части Украины и Белоруссии в декабре 1922 г. съезды Советов приняли решение о союзе с РСФСР. К ним присоединилась и Закавказская СФСР, которая в марте того же года по инициативе центра объединила измотанные внутренними конфликтами, войной и интервенцией Грузию, Армению и Азербайджан. (Процессу объединения способствовал тот факт, что ещё в 1919 г. VIII съезд партии проголосовал за прямую связь национальных коммунистических организаций с ЦК большевиков. Кроме того, будущие союзные республики были связаны с РСФСР сложной системой двусторонних договоров.)
30 декабря в Большом театре в Москве открылся съезд Советов всех четырёх республик - I съезд Советов СССР. Съезд принял союзный Договор и избрал высший орган власти - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, работавший между съездами (с 1936 г. - Верховный Совет СССР). Значительную часть своих полномочий республики передали союзным органам. Международное представительство, пересмотр границ, оборона, внутренняя безопасность, внешняя торговля, транспорт, связь, планирование, бюджет, деньги, кредиты отныне находились в ведении Союза. По договору каждая союзная республика (в отличие от автономной) имела право свободного выхода из Союза. Однако, как говорил Ленин, «признание права на развод не исключает агитации в том или ином случае против развода».

«От тайги до британских морей...»

В СССР создавалась «новая историческая общность людей» - советский народ. Национальная («белая») идея повсеместно подавлялась - по древнему принципу: «разделяй и властвуй». С 1923 по 1929 гг. вместо губерний были введены края и области, а вместо волостей и уездов - районы. Области постепенно дробились - так легче было управлять. Дробились и республики, созданные на национальной или религиозной основе. Так из Туркестанской АССР возникли Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР, Кара-Киргизская АССР и Каракалпакский автономный округ. В 1923 г. в состав СССР вошли Хорезмская Народная Советская Республика и Бухарская НСР, образовавшиеся в феврале 1920 г. на территории Хивинского ханства и Бухарского эмирата. Но не прошло и года, как Хорезмская ССР была разделена на три области (в Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакском АО), а Бухарская ССР вошла в состав Узбекской. ЗСФСР существовала сравнительно недолго и также была разделена - в 1936 г. образовались Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. В том же году автономные Казахская и Киргизская республики получили статус союзных.
Советский Союз возник и развивался в эпоху войн и революций как воплощение идеи. Её нужно было передать всем народам и будущим поколениям. Вот что сказано о значении образования СССР в «Детской энциклопедии», изданной в начале 60-х гг.: «Основанный В. И. Лениным равноправный союз равноправных народов указывает самый справедливый путь разрешения национального вопроса, уничтожения неравноправия наций и народов, путь объединения народов в единую братскую семью для построения коммунизма». (Это типичный пример советской пропаганды, которая действительно представляла собой огромную силу.) Рядом помещена документальная фотография многотысячной демонстрации: «Трудящиеся Риги требуют присоединить Латвию к Советскому Союзу (1940)».
В сентябре 1939 г., с началом Второй мировой войны, Красная Армия вошла в Западную Украину и Западную Белоруссию - они были присоединены к Украинской и Белорусской ССР. В результате советско-финской войны в марте 1940 г. образована Карело-Финская ССР, включившая Карельскую АССР и часть территорий Финляндии. В июне были заняты Бессарабия, Северная Буковина и Прибалтика - Литва, Латвия, Эстония вошли в состав СССР в качестве союзных республик; образована Молдавская ССР - из Молдавской АССР (в составе УССР) и Бессарабии, а Украине возвращена Черновицкая область (Северная Буковина). В 1945 г. по решению Съезда народных депутатов Закарпатья в состав Украинской ССР была включена Закарпатская Украина, ещё в XI в. отторгнутая Венгрией от Киевской Руси. В апреле 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта взяли город-крепость Кёнигсберг в Восточной Пруссии и при активном участии Балтийского флота заняли порт Пиллау (Балтийск) - опорный пункт Германии на Земландском полуострове. Решением Потсдамской конференции глав союзных держав эти земли отошли к СССР. Так в РСФСР была образована Калининградская область.
В то же время Советский Союз расширил свои владения не только в Европе, но и в Азии. На правах автономного округа в 1944 г. в Красноярский край РСФСР вошла Тувинская народная республика (с 1961 г. - АССР). После капитуляции Японии СССР были возвращены остров Сахалин и Курильские острова, потерянные в ходе русско-японской войны в 1905 г.

Политический строй СССР

Органы государственной власти Страны Советов имели довольно сложную структуру. Вся власть должна была принадлежать народу - это право должно было осуществляться через Советы. Высшим органом был Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. От этой вершины вниз расходилась пирамида республиканских, окружных, краевых, областных, районных Советов - вплоть до посёлков и районов города. Верховный Совет избирал Президиум, работавший между сессиями, а также избирал Верховный суд и создавал правительство - Совет Министров. В то же время «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» - по идее - должна была быть коммунистическая партия. Многомиллионный советский народ действительно в это верил. А те, кто не верил, либо молчали, либо имели дело с другими «органами». Недаром самыми «популярными» органами советской власти были ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ. Но и они были только исполнителями. Кому же принадлежала реальная власть?
Вот как это было вначале. Профессор Питирим Сорокин, свидетель революции и Гражданской войны, изгнанный из России и ставший впоследствии президентом Американской социологической ассоциации, писал в 1922 г. по поводу «диктатуры пролетариата»: «В стране, где пролетариат составлял не больше 3-4% населения, такая диктатура, если бы она и была осуществлена, могла бы быть только тиранией пролетарского меньшинства над большинством. Фактически и этого не было. В 1917-1918 гг. мы имели власть, составленную из лиц никогда не работавших на заводе или в поле, вышедших из среды буржуазных классов (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Красин, Чичерин, Луначарский, Менжинский и т. д.), но опиравшихся на стихийное движение значительной части армии, крестьян и рабочих. Став во главе движения, мастерски используя усталость от войны, недовольство от ухудшения материальных условий, желание отобрать помещичьи земли, - они были вынесены наверх этими массами... К началу 1919 г. уже произошел отлив масс от власти, начались рабочие и крестьянские восстания. Диктаторы, вместо удовлетворения массовых желаний, перешли к необузданному усмирению... Начался террор. Наивны те люди, которые думают, что он был направлен только против буржуазных классов. С полной готовностью нести ответственность за свои слова, я утверждаю, что он не в меньшей, если не в большей степени пал на рабочих и крестьян. Так как большинство Советов, избранных в 1918 г. трудящимися, оказалось антибольшевистским (в отличие от 1917 г.), то эти Советы были разогнаны, избранные депутаты арестованы. Рабочие собрания и митинги, проникнутые оппозиционными настроениями к правительству, закрывались, не допускались, а наиболее видные члены их арестовывались. То же произошло и с крестьянскими съездами.
Вслед за арестами пришла и полоса расстрелов, индивидуальных и массовых. Последние приняли форму настоящей войны с деревней. Села и поселки громились, сжигались артиллерией, а вслед за “завоеванием” их наступала массовая экзекуция - расстрел “зачинщиков” в форме убийства одного из каждого десятка лиц. Я утверждаю: огромное большинство из тех сотен тысяч, которые были расстреляны властью, состояло из рабочих и крестьян. Позже все это вылилось в форму грандиозной гражданской войны, множества фронтов, составленных восставшими массами, и необъятного количества рабочих, крестьянских и матросских восстаний, говорящих весьма ярко о характере этой мнимой “диктатуры пролетариата”. С 1919 г. власть фактически перестала быть властью трудящихся масс и стала простой тиранией, состоящей из беспринципных интеллигентов, деклассированных рабочих, уголовных преступников и разнородных авантюристов».
Питирим Сорокин видел в политическом строе Страны Советов явные черты сходства с государством ордена иезуитов в Южной Америке. И сходство это не случайно: основные принципы ордена - строгая централизация, повиновение младших старшим, абсолютный авторитет главы ордена и взаимный шпионаж внутри организации. Именно от иезуитов берут начало выражения: «кто не с нами - тот против нас» и «цель оправдывает средства». Подобную характеристику советского строя дал и директор боннского Института по изучению советской современности М. С. Восленский, до эмиграции много лет сотрудничавший с аппаратом ЦК КПСС. В своей книге «Номенклатура» он подробно анализирует процесс зарождения и развития в СССР нового правящего класса, а также исторический смысл этого процесса: «Первым этапом было создание в недрах старого русского общества деклассированной организации профессиональных революционеров - зародыша “нового класса” . Вторым этапом был приход этой организации к власти в результате Октябрьской революции и возникновение двух правящих слоев: высшего - ленинского, состоявшего из профессиональных революционеров, и находившейся под ним сталинской номенклатуры. Третьим этапом была ликвидация ленинской гвардии сталинской номенклатурой». Таким образом коммунисты по убеждению сменились коммунистами по названию .
Далее Восленский пишет: «Было бы неверно считать различие незначительным. Именно по этой грани, не по возрасту или партийному стажу, пролег в конечном счете рубеж между уничтожавшими и уничтожаемыми... С неизбежностью отбрасывались с пути и в жестокой борьбе погибали те, кто еще верил в правоту марксизма и в построение коммунистического общества. Такая вера была роковой слабостью в схватке за места в новом классе. Это понятно: успешно строить классовое господство, думая, что строишь бесклассовое общество, так же невозможно, как успешно заниматься планированием семьи, думая, что детей приносит аист.
Трехчленная схема рождения господствующего класса характерна не только для СССР. Всюду, где был установлен реальный социализм, развитие шло этим путем: аппарат подпольной (или находившейся в явной изоляции) коммунистической партии выступал в качестве зародыша нового господствующего класса, превращался после прихода к власти в организацию профессиональных правителей, быстро развивавшуюся в “новый класс”, и в результате чистки подпольщики сменялись примкнувшими к победившей партии карьеристами. Повсеместное повторение этих стадий свидетельствует о том, что мы имеем здесь дело с исторически закономерным процессом...»
Слово «номенклатура», собственно, означает - список. Такие списки, по выражению замечательного русского писателя Фазиля Искандера, «допущенных к столу» действительно составлялись и хранились в секретных сейфах на всех ступенях лестницы власти, очень напоминавшей феодальную. Самую верхнюю ступень занимал генеральный секретарь ЦК КПСС, самые нижние - секретари райкомов. Таким образом, при однопартийной системе существовало как бы две партии - внутренняя и внешняя. Люди номенклатуры пользовались (в соответствии со своим рангом) различными льготами: например, имели особняки, огромные по советским меркам квартиры, государственные дачи. (В конце 70-х на строительстве особняка председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина на Воробьёвском шоссе долго висел транспарант: «Береги народное добро!») Для них существовали специальные столовые и магазины (где цены были символические), санатории, дома отдыха, а также персональные пенсии - союзного, республиканского и местного значения. Отдать такого человека под суд ни за какие преступления было невозможно, самое большее ему грозила перемена места работы... или пенсия.
Все представители номенклатуры беспрекословно подчинялись приказам сверху. Советские органы существовали лишь как ширма существующего строя, выборы проходили так, что их состав был заранее предопределён.

Во времена «развитого социализма» идея диктатуры пролетариата и построения коммунистического общества постепенно сошла на нет - в среде номенклатуры её давно заменила идея карьеры и личного обогащения. Но в условиях «гонки вооружений» и «мирного противостояния двух систем» менять официальную идеологию было пока рано. Как только стало ясно, что третьей мировой войны не будет (поскольку на Земле никто не останется в живых), правящий класс стал готовить пути изменения своего юридического и экономического положения. (Следовало ввести - страшно подумать! - частную собственность. Но в СССР частной собственности не было и быть не могло.) То есть назрела революция «сверху», в ходе которой последний Генеральный секретарь ЦК КПСС станет первым (и последним) Президентом СССР.
Прежде всего нужно похоронить отжившие идеи и найти новые, которые придут им на смену. Новые идеи, разумеется, должна поддержать «прогрессивная общественность». В годы «перестройки» последовательно проводится ряд идеологических кампаний - сначала против алкоголизма, потом против сталинизма и наконец против ленинизма, марксизма и КПСС. При этом вместе с вывесками райкомов разбиты и прошлые грехи, и прошлые (о будущем) обещания. По остроумному замечанию писателя Владимира Дашкевича, «перестройка - это борьба народа с внешней партией под руководством внутренней». Организуется чёртова дюжина новых партий - чем их больше, тем они слабее. Под флагом «гласности» и «демократии» начинается новый раздел собственности, названный «приватизацией». Здесь все преимущества имеет номенклатура, поскольку у неё в руках и средства, и реальная власть. Население нещадно обирается - его постоянно «стригут» - всеми известными и ранее не известными способами. Почти весь золотой запас страны (более 1200 т золота) вывезен за границу.
Необходимо также сбросить балласт: сворачивается огромный военно-промышленный комплекс, прекращаются отчисления в пользу «братских» коммунистических партий и союзных республик. Проводится всенародный референдум - быть или не быть Советскому Союзу. Народ голосует: «Быть!» - сказывается инерция мышления. Тогда устраиваются кровавые инциденты в «горячих точках» - Вильнюсе, Риге, Тбилиси... Процесс пошёл. И наконец разработан и поставлен блестящий сценарий - ГКЧП - с помощью тяжёлой бронетехники на улицах Москвы.
В августе 1991 г. Советский Союз фактически перестал существовать. Как пишет Н. Верт в своей «Истории Советского государства», «менее чем за четыре месяца на месте прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое геополитическое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ)».