Кладовая Земли проект по окружающему миру (старшая группа) на тему. Мини-проект "кладовая земли" Основные виды деятельности обучающихся

Головина Ксения Николаевна
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 3»
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Конспект открытого занятия на тему “Кладовая Земли” Головина Ксения Николаевна Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 3» Занятие направлено на расширение знаний учащихся в области экологии и природоведения,на развитие навыков логического мышления и внимания, на воспитания бережного отношения и уважения к природе и окружающей среде.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект открытого занятия на тему “Кладовая Земли”

Экологическая викторина

«Кладовая Земли»

Открытое занятие 7 «А» класса

Цели: способствовать расширению знаний учащихся в области экологии и природоведения; развивать навыки логического мышления и внимания; воспитывать бережное отношение и уважение к природе и окружающей среде.

Задачи:

Развивать творческую активность, организаторские качества обучающихся, посредством участия в массовых мероприятиях;

Обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

Закрепить знания детей о растениях;

Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

Закрепить знания и навыки поведения в природе.

Оборудование и материалы для викторины:

Проектор; музыкальная аппаратура; презентация;

Беседа

Вступительное слово.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. (Показ презентации). Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы – всё это Кладовая Земли, это наша с вами природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

– Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений… Но сегодня мы с вами поговорим о растениях.

Давайте просмотрим видеоролик. (Включается видеофильм)

Что вы увидели? (Пробуждение природы…а какое время года? Весна. Особый период времени, когда нужно быть предельно аккуратным, внимательным по отношению к природе. Не сломать ветку, не сорвать только что распустившийся цветок…нужно охранять природу.

– Как вы понимаете выражение «охранять природу»? (ответы детей)

– Каждый из нас должен бережно относиться к природе. А для этого нужно усвоить некоторые простые правила поведения на природе. Какие правила? (Слайд) (Дети отвечают).

Педагог:

– Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно. Не забывайте, что вы отвечаете за прекрасное и богатое будущее природы нашей страны.

– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете названия растений. Я загадаю вам загадки:

1. Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчелкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… – Ромашки

2. Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок – остался стебелек. – Одуванчик

3. Белые горошки на пушистой ножке. – Ландыш

4. Не на шутку, а в серьез

Куст колючками оброс
темных ягодок сорви-ка

Что за кустик? Ежевика

5. Эти ягоды все знают,

Нам лекарство заменяют

Если вы больны ангиной

Пейте на ночь чай с … Малиной

Викторина

– Теперь мы проведем ряд конкурсов, чтобы проверить ваши знания о растениях. (Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают названия и капитанов).

Природа не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары.

И требует взамен лишь одного,

Чтоб люди были к ней добры.

1 конкурс. «Зеленая аптека»

Ведущий. В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, от расстройства желудка, от головной боли. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зелёной аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей. Ведь заменить лекарства природы мы не сможем ничем.

I Задание : Угадать и назвать по картинке лекарственные растения (Слайды)

(ромашка, подорожник, крапива, одуванчик, чистотел, клевер.)

Конкурс №2 «Третий лишний»

Теперь мы вспомнили, какие есть лекарственные растения и их полезные свойства. А теперь мы посмотрим, насколько вы хорошо знаете ядовитые растения.

На картинке изображены растения, вам нужно определить и выбрать то растение, которое относится к ядовитым растениям (Слайд) (Какая команда правильно ответит, та и победила.)

3 конкурс. Отгадайте кроссворд .

Раздаются каждой команде по кроссворду. Ключевые слова, которые у них должны получится будут выписаны на доске, это ключевое выражение «Экология и природа».

4конкурс. Заключительный. Блиц-опрос

1.Какой из лекарственных кустарников дал название конфетам? Барбарис

2.Это растение называют «зелёным бинтом» Подорожник.

3.Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)

4.Опиумный цветок. (Мак)

5.Какие растения дали названия оттенкам цветов? (Роза - розовый, сирень - сиреневый, вишня - вишневый, малина - малиновый, фисташка - фисташковый, апельсин (франц. «оранж») - оранжевый, лимон - лимонный, персик - персиковый, оливка - оливковый, горчица - горчичный, кофе - кофейный, василек - васильковый, салат - салатовый, морковь - морковный)

6.У какого дерева белый ствол?(у березы)

7.С этимрастением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.Мята.

8.Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?

(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)

9.В какое время суток собирают лекарственные растения ?

(Утром, когда обсохнет роса.)

10. Где можно хранить лекарственное сырьё ?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

5. Заключение

Педагог: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М. М. Пришвину.

И в заключении, давайте посмотрим о самых необычных и удивительных растений.

(включается ведеоролик)

– Спасибо большое за активное участие, вы все молодцы, проявили себя как знатоки природы. Победила дружба!!!

Кроссворд №2

  1. Вдоль дорожек он растёт.
    Только вовсе не цветёт.
    Кровь остановить им можно.
    Что за травка? – …
  2. Стоят в поле сестрички:
    Желтый глазок, белые реснички.
  3. Эффективное народное средство от бородавок.
  4. Ягода самой темной окраски. Ее используют как витамины для улучшения зрения.
  5. Метелка с зернышками
  6. Растительный освежитель. Пряность в зубной пасте.

Кроссворд №1

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

Классифицировать объекты природы по существенным признакам;

Различать объекты неживой и живой природы;

Устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

неживой и живой природы, сезонных явлений;

приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Основные понятия

Горные породы. Минералы. Гранит. Полевой шпат. Кварц. Слюда. Полезные ископаемые Каменный уголь. Торф.

Задание для самостоятельной работы

1.Заполните схему.

Состав гранита

2.Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольни-ки с названиями минералов — жёлтым карандашом.

По-лез-ные ис-ко-па-е-мые - это бо-гат-ства, ко-то-рые до-бы-ва-ют-ся из недр Земли или ее по-верх-но-сти. Жизнь в со-вре-мен-ном мире невоз-мож-на без по-лез-ных ис-ко-па-е-мых. Неко-то-рые по-лез-ные ис-ко-па-е-мые ис-поль-зу-ют-ся в стро-и-тель-стве:

Гео-ло-ги - изу-ча-ют по-лез-ные ис-ко-па-е-мые и разыс-ки-ва-ют их ме-сто-рож-де-ния.

Ме-сто-рож-де-ния - это места, где в глу-би-нах Земли и на ее по-верх-но-сти за-ле-га-ют по-лез-ные ис-ко-па-е-мые.
Добыча полезных ископаемых

По-лез-ные ис-ко-па-е-мые до-бы-ва-ют по-раз-но-му: одни в от-кры-тых кот-ло-ва-нах - ка-рье-рах, дру-гие - в шах-тах, глу-бо-ких ко-лод-цах, а для того чтобы из-влечь из Земли нефть или газ, люди стро-ят бу-ро-вые уста-нов-ки и бурят глу-бо-кие сква-жи-ны.

Чтобы из-го-то-вить стек-ло и сде-лать ста-кан, нужен спе-ци-аль-ный песок. Песок - по-лез-ное ис-ко-па-е-мое. Чтобы суп был со-ле-ным, нужна соль, соль - тоже по-лез-ное ис-ко-па-е-мое. Чтобы сде-лать та-рел-ку для супа, нужна осо-бая белая глина - ка-о-лин, и она тоже по-лез-ное ис-ко-па-е-мое.

Очень ин-те-рес-ные, хотя и ма-ло-за-мет-ные для нас объ-ек-ты при-ро-ды - камни. Когда мы го-во-рим «камни», мы имеем в виду гор-ные по-ро-ды и ми-не-ра-лы. Ми-не-ра-лы - это при-род-ные ве-ще-ства, а гор-ные по-ро-ды - это при-род-ные со-еди-не-ния ми-не-ра-лов. Одни из них ис-поль-зу-ют в стро-и-тель-стве, из дру-гих де-ла-ют укра-ше-ния.

Гра-нит - очень креп-кий и кра-си-вый ка-мень. За-ле-га-ет гра-нит глу-бо-ко в земле и на по-верх-но-сти, где он встре-ча-ет-ся в виде целых гор. Он бы-ва-ет се-ро-го, ро-зо-во-го и крас-но-го цвета. Гра-нит - это гор-ная по-ро-да, со-сто-я-щая из зерен несколь-ких ми-не-ра-лов, в ос-нов-ном это по-ле-вой шпат, кварц и слюда. Цвет-ные зерна - это по-ле-вой шпат, по-лу-про-зрач-ные свер-ка-ю-щие - кварц, чер-ные - слюда. Зерно по ла-ты-ни - грано, от-сю-да и на-зва-ние - гра-нит.

Рис. 2. Гра-нит

Слюда - ми-не-рал, со-сто-я-щий из пла-стин, ко-то-рые легко от-де-ля-ют-ся друг от друга, они тем-ные, но про-зрач-ные и бле-стят. Слюда вхо-дит в со-став гра-ни-та и неко-то-рых дру-гих гор-ных пород.

Рис.3. Слюда

Гра-нит - очень проч-ный ка-мень, по-это-му его ис-поль-зу-ют в стро-и-тель-стве. Из него стро-ят фун-да-мен-ты домов, на-бе-реж-ные, по-ста-мен-ты па-мят-ни-ков. Гра-нит хо-ро-шо шли-фу-ет-ся и по-ли-ру-ет-ся. Его ис-поль-зу-ют для об-ли-цов-ки стен зда-ний и стан-ций метро.

Если вни-ма-тель-но рас-смот-реть най-ден-ный у моря или в горах ка-му-шек, мы можем за-ме-тить, что часто он бы-ва-ет раз-но-цвет-ным, в по-ло-соч-ку, пят-ни-стым или с раз-во-да-ми. Это про-ис-хо-дит по-то-му, что най-ден-ный ка-му-шек со-сто-ит из ми-не-ра-лов, на ко-то-рых оста-ви-ли следы есте-ствен-ные при-род-ные про-цес-сы.

ГБОУ школа № 1273

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Кладовая земли»

Подготовила: воспитатель

СП № 3 группа №6

первой квалификационной категории

Маматкина А. Ю.

Москва 2017

Технологическая карта работы над проектом.

Возрастная группа: дети 5 – 6 лет

Разработчики проекта: воспитатель Маматкина Алена Юрьевна

Участники проекта: дети старшей группы № 6 «Утята», родители.

Тема проекта: «Кладовая земли»

Обоснование темы.

  1. Актуальность.
    В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим и духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, сделанных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми.
Введение Федерального Государственного Стандарта Дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.

Важно найти интересующую тему, создать условия для активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Камни – дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто-коричневый кремень, то черную, прозрачную пластину слюды… Держите. Любуйтесь. Каждый камень по-своему красив, каждый интересен. А если рассмотреть изделия из камней? Вы попадаете в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства.

Знакомя детей с новыми понятиями, названиями камней, полезных ископаемых, географических мест, использованием камня в жизни человека, педагог формирует активный словарь детей, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.

  1. Цель проекта.
    Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.
  2. Задачи проекта.
    - формировать первоначальные представления о внутреннем строении Земли;
    - побуждать к поисковой деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем самостоятельно;
    - способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

Обогащать словарный запас дошкольников;
- развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам;
- формировать экологическую культуру дошкольников.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов.

Предполагаемый результат:

Дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в разных видах деятельности, в случае затруднения обращаются ко взрослому;

Знают что такое полезные ископаемые, а так же некоторые виды полезных ископаемых (уголь, газ, нефть, песок, глина), как их добывают и где используют;

Проявляют познавательные способности;

Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности.

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Подготовительный этап

Постановка проблемы.
Играя в песочнице, дети находят обломок кирпича. Они уверены, что это камень.

Примерные вопросы:
- Подумайте, это действительно камень? Он является природным объектом или его делают люди? Что мы знаем о камнях? Какие камни бывают? Какие камни вы знаете
?

Включение детей в сбор материала по проекту. Выявление уровня знаний детей по данной теме.

Самостоятельные суждения, высказывания детей. Поиск ответов на вопросы

  1. Планирование

Составление модели трех вопросов. Что мы знаем по теме проекта? Что мы хотим узнать? Что нужно для этого сделать?

Руководство составлением модели трех вопросов. Направлять детей, поощрять детскую инициативу, помогать в правильном построении вопросов.

Составление модели трех вопросов по теме проекта. Распределение ответственных за выполнение и поиск ответов на вопросы, поиск материала.

  1. Исследование
  1. Занятия (интеграция продуктивной и познавательной деятельности): «Что у вас под ногами?» (познавательное и художественно-эстетическое развитие), «Камни. Как человек использует камни» (познавательное развитие), «Обитатели гор» (познавательное, речевое развитие).
  2. Опыты и практические задания: «Почему камни бывают разноцветными», «Какие бывают камешки», «Изготовление макета «Вулкан»».
  3. Организация предметно-развивающей среды: оформление альбома «Драгоценные камни», раскраски «Украшения», изготовления макета «Вулкан», рассматривание коллекции камней.
  4. Чтение художественной литературы: П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», Братья Гримм «Беляночка и Розочка», И. Н. Рыжов «О чем шептались камушки?»

Рассказ воспитателя по теме занятия, постановка проблемных вопросов, помощь детям в поиске ответов на вопросы, подготовка демонстрационных материалов.

Постановка проблемы, задачи исследования, подготовка раздаточных материалов.

Включение детей в деятельность, руководство и направление.

Читает художественную литературу, объясняет неизвестные слова, задает вопросы по содержанию.

Поиск ответов на вопросы, решение проблемы, составление рассказов, делятся знаниями и личным опытом.

Исследование, изучение предложенных объектов, поиск решения проблемы, выводы.

Дети активно учувствуют, изготавливают макет «Вулкан», раскрашивают рисуют, рассматривают альбомы и изучают камни.

Слушают предложенные литературные произведения, отвечают на вопросы по тексту, пересказывают фрагменты и короткие рассказы и сказки.

4. Результаты

  1. Успешно проведены занятия.
  2. Оформлен альбом «Драгоценные камни».
  3. Оформлен мини-музей «Мир камней».
  4. Изготовлен макет «Вулкан»
  1. Отчеты, презентации
  1. Открытое занятие для педагогов учреждения «Кладовая Земли»
  2. Презентация музея «Мир камней»

На этом уроке мы с вами узнаем, что такое полезные ископаемые, как их добывают и для чего используют. Кроме того мы подробнее рассмотрим гранит как полезное ископаемое. А также познакомимся с понятиями минерал и горная порода.

Тема: Природа

Урок: Кладовые Земли

Полезные ископаемые - это богатства, которые добываются из недр Земли или ее поверхности. Жизнь в современном мире невозможна без полезных ископаемых. Некоторые полезные ископаемые используются в строительстве:

Рис. 1. Песок ()

Рис. 2. Глина ()

Рис. 3. Гранит ()

Другие используются как топливо:

Рис. 4. Каменный уголь ()

Рис. 5. Торф ()

Рис. 6. Нефть ()

Рис. 7. Газ ()

Рис. 8. Выплавка металла ()

Геологи - изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения - это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пустыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках и даже снимки Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах - карьерах, другие - в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. Песок - полезное ископаемое. Чтобы суп был соленым, нужна соль, соль - тоже полезное ископаемое. Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая белая глина - каолин, и она тоже полезное ископаемое.

Рис. 9. Каолин ()

И маленькая чайная ложка, и огромный самолет сделаны из металла. Их выплавляют из руд, всякая руда - полезное ископаемое.

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы - камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы. Минералы - это природные вещества, а горные породы - это природные соединения минералов. Одни из них используют в строительстве, из других делают украшения.

Рассмотрим полезное ископаемое гранит.

Рис. 10. Гранит ()

Очень крепкий и красивый камень. Залегает гранит глубоко в земле и на поверхности, где он встречается в виде целых гор. Он бывает серого, розового и красного цвета. Гранит - это горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов, в основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна - это полевой шпат, полупрозрачные сверкающие - кварц, черные - слюда. Зерно по латыни - грано, отсюда и название - гранит.

Минерал, состоящий из пластин, которые легко отделяются друг от друга, они темные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Рис. 11. Слюда ()

Это самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много его разновидностей. Чаще всего они не прозрачные, некоторые из них используются для изготовления украшений.

Рис. 12. Полевой шпат ()

Минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Прозрачный, бесцветный кварц называют горным хрусталем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц, он называет аметист . Все эти камни используются с давних пор для изготовления украшений.

Рис. 13. Кварц ()

Рис. 14. Аметист ()

Гранит - очень прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Из него строят фундаменты домов, набережные, постаменты памятников. Гранит хорошо шлифуется и полируется. Его используют для облицовки стен зданий и станций метро.

Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камушек, мы можем заметить, что часто он бывает разноцветным, в полосочку, пятнистым или с разводами. Это происходит потому, что найденный камушек состоит из минералов, на которых оставили следы естественные природные процессы.

Минералы отличаются весом, цветом и твердостью. Из них, как из кирпичиков, состоит мир неживой природы - и большие валуны, и мелкий песок.

Красивые поделочные драгоценные камни - агат, сапфир, гранат - это тоже минералы.

Рис. 15. Агат ()

Рис. 16. Сапфир ()

Рис. 17. Гранат ()

Минералом также является обычная соль, которую мы употребляем в пищу. Геологи называют ее галит.

Минералы и горные породы образуют неживую природу. Горные породы составляют толщи Земли. Из-за названия может показаться, что горные породы можно встретить в горах. Это не совсем так. Горные породы есть повсюду, только они скрыты от наших глаз слоем земли. Горные породы мы можем увидеть на обрывистых склонах оврагов или по берегам рек.

Полезные ископаемые - клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Детские электронные презентации ().
  2. Xvatit.com ().
  3. Prezi.com ().
  1. с. 34-37, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 16 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Узнай, какие полезные ископаемые, минералы добываются в твоем регионе.