Оригинал взят у gistory в Оборонительные рубежи вокруг Москвы в 1942 году
70 лет тому назад, 26 марта 1942 года, было принято постановление №1501сс "
О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей". Хотя немецкие войска были отброшены от Москвы, в ходе зимнего контрнаступления, линия фронта находилась совсем недалеко - каких-нибудь 200 км. Потому, подмосковные рубежи обороны продолжали совершенствоваться и реконструироваться.
Под катом находится схема развития рубежей Московской Зоны Обороны (МЗО), которая в 1942 году охватывала собой несколько прилегающих областей. Схема "разрезана" на отдельные кусочки, к некоторым из которых даны пояснения. Они могут оказаться интересны как московским дачникам, так и жителям близлежащих областей, многие из которых даже не представляют, что в 1941-1942 годах у них были построены рубежи обороны, готовые встретить врага.
Объем выполненных работ (в кратчайшие сроки, в тяжелых зимних условиях) поражает.
Итак, в постановлении №1501сс " О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей" в частности говорилось:
4. Военным Советам 7-й Армии, Волховского, Северо-Западного, Калининского, Западного, Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов и Начальнику ГУОС НКО (тов. Котляр) приступить к строительству и восстановлению оборонительных рубежей по линии:
а) рубеж по левому берегу р. Свирь от Вознесенье до Вороново;
б) рубеж по линии - ст. Бол. Вишера, Крестцы, отм. 258, оз. Селигер, Осташков, Селижарово, Пашина, Струэня, Тургиново, по восточному берегу р. Лама, Ярополец, Бородино, Полотняный завод, по восточному берегу р.р. Угра и Ока, до устья р. Упа, по правому берегу р. Упа, Крапивна, Донской - далее по восточному берегу р. Дон до Донская Негочевка, Землянск, Турово, Корицкое, Алексеевка, Ровеньки, Ново-Псков, отм. 189, Шульгинка, Ново-Айдар, Славяносербск, Ровеньки, Б. Крепкая и южнее Карповский 10 клм. и обводы городов Тулы , Воронежа, Ворошиловграда и Ростова.
Строительство оборонительных рубежей начать на главнейших направлениях, определяемых Генеральным Штабом Красной Армии.
Основные силы и средства обратить в первую очередь на строительство рубежей в границах Южного и Юго-Западного фронтов и Московской зоны обороны.
5. Строительство рубежей производить силами саперных армий и строительными организациями ГУОС НКО, для чего в составе ГУОС иметь семь Управлений оборонительного строительства.
6. Прекратить строительство следующих тыловых оборонительных рубежей:
обвод гор. Куйбышев;
Владимирский рубеж с обводом г. Владимир;
рубеж Рязанской области и
рубеж Богучар, Цымлянская.
(полный текст )
Московская Зона Обороны (МЗО) была создана 2 декабря 1941 г. на базе управления и войск обороны Москвы в составе 24-й и 60-й армий и частей ПВО. Как мы видим, эта дата практически совпадает с началом контрнаступления под Москвой. Однако, как признавался позже и сам Жуков, первоначально столь широкого контрнаступления не предусматривалось, необходимо было ликвидировать прорывы немецких войск. Но дальше - больше. Удалось не только ликвидировать прорывы, но и развить наступление, пусть и не всегда удачно.
Строительство рубежей непосредственно на подступах к Москве и в самом городе активизировалось осенью 1941 года. До октября 1941 года основные силы были брошены на строительство Ржевско-Вяземского рубежа и Можайской линии обороны. 9 октября 1941 года Генеральный штаб отдал директиву командующему Московским военным округом о срочном строительстве оборонительных рубежей в глубоком тылу восточнее Москвы. И хотя 14 октября эта директива Генерального штаба была отменена, строительство тыловых рубежей продолжилось в ноябре-декабре 1941 года, а на некоторых участках работы продолжались и в январе - необходимо было закончить начатое.
Оборонительный рубеж вокруг Москвы, вне ее тогдашней территории, и рядом с нынешней МКАД был практически построен осенью 1941 года и уже с октября заполнен войсками, которые не трогали до конца декабря 1941 года. Только после этого, они были использованы как свежие резервы для развития контрнаступления.
Однако, весной-летом 1942 года строительство развернулось с новой силой, а уже построенные рубежи поддерживались в боеготовом состоянии (что также было очень непросто). Часть рубежей было построено заново, часть перестроено. Например, значительной перестройке подвергся Можайский Укрепленный район. Некоторые из тех ДОТов, что мы сейчас видим на Бородинском поле, скорее всего не принимало участия в октябрьских боях 1941 года, а была построена позже, зимой и весной 1942 года.
О невоевавших рубежах мало что известно. Поисковикам они не интересны, поскольку там не было боевых действий, краеведы тоже не всегда интересуются событиями 1941-1942 года, тем более, что уже во время войны сооружения были разобраны для нужд народного хозяйства, а многие из них находились в труднодоступных местах. О когда то существовавших рубежах напоминают оплывшие противотанковые рвы, ямы для ДЗОТов и землянок. Иногда попадаются бетонные противоосколочные колпаки (ЖБОТ), по которым можно проследить прохождение оборонительного рубежа.
Московская зона обороны была упразднена в соответствии с приказом НКО СССР от 15 октября 1943 г.
Предлагаемая карта, является копией, которая была изготовлена в августе 1942 года и которая отражает развитие оборонительных рубежей МЗО. Было бы преувеличением говорить, что это неизвестная страница Великой Отечественной Войны, скорее это то, о чем не любили вспоминать последние 30-40 лет.
Общая карта, которая показывает расположение рубежей и укрепленных районов.
Москва: Московский оборонительный рубеж.
Этот рубеж был готов к декабрю 1941 года. Его остатки до сих пор можно встретить в Московских парках, возле МКАД и на Пироговском водохранилище. Вдоль рубежа был устроен противотанковый ров и установлены многочисленные пулеметные ДОТы с установками НПС-3.
На юге он опирается на Москву реку, где стыкуется с Коломенским рубежом, который проходит по восточному берегу Москва-реки. На севере, к нему примыкает Дмитровский рубеж. С восточной стороны кольцо замыкает проектируемый рубеж, следов, постройки которого пока обнаружить не удалось.
Обращу ваше внимание, что эти рубежи находились за границами Москвы, внутри (фактически по границам) существовал свой рубеж, за которым были еще рубежи и баррикады. , куда она была добавлена по моей просьбе. А посмотреть на расположение .
Крупнее
Рубеж (так же известен как Хлебниковский) был построен еще до декабря, но практически не принимал участия в боевых действиях. Немецкие войска чуть чуть не дошли до него. Они касались его в районе Дедовска, но были быстро отброшены. Сам по себе это довольно интересный рубеж, который был оборудован, в том числе электрическими заграждениями. Следы этого рубежа попадаются в виде противотанковых рвов (один из включен в планировку коттеджного поселка) и бетонных пулеметных колпаков. Более серьезных сооружений (ДОТов) обнаружить не удалось. те, что есть (например в Новоивановском) относятся к Московскому оборонительному рубежу. Также из рубежа выделяют Одинцовский Укрепленный Район № 157. Поиском и учетом фортификационных сооружений на территории Одинцовского района занимается отряд "Китежъ "
Дмитровский Укрепленный Район №64
Крупнее
Дмитровский УР смыкается с Московским оборонительным рубежом в районе Тарасовки и вдоль Учинского водохранилища уходит на север вдоль канала Москва-Волга, до Дубны. Этот рубеж был неплохо укреплен к зиме 1941 года, вдоль восточной стороны канала имелись многочисленные ДЗОТы. Сам берег канала патрулировали "зеленые фуражки", которые фильтровали отступающих, чтобы не допустить проникновения в тыл диверсионных групп.
Правда, в районе Яхромы, как минимум, одной группе удалось пройти и захватить мост через канал. Это в итоге привело к драматическому бою за Перемиловские высоты. К счастью, рядом (на станции Хотьково) находились крупные войсковые резервы, которые и отбросили немцев за канал, а после погнали дальше.
С моей точки зрения, прорыв в районе Яхромы и Перемилова был намного опаснее, чем мнимые дальнобойные орудия в Красной Поляне. Проткнув в Перемилово рубеж обороны, немецкие войска могли бы без помех перерезать железную дорогу на Ярославль, а после и Горьковское направление, что поставило МЗО в крайне сложное положение. Но это все из области альтернативной истории.
Обратим внимание на два запроектированных УРа в районе станции Крюково и Красной поляны. Смысл их при новом строительстве не очень ясен. В ноябре 1941 примерно в этих местах были созданы оборонительные рубежи, которые и сыграли свою роль.
Коломенский укрепленный район УР №65
Крупнее
Коломенский УР примыкает к Московскому оборонительному рубежу в районе Капотни и идет вдоль Москва реки на юг к Коломне. Рубеж не очень известный и практически неизученный. Существуют кальки, накладки на карты, на которых отмечены положения противотанковых рвов и огневых точек. Железобетонные колпаки для этой линии изготавливались на ЖБИ в Лыткарино, там же изготавливались и сборные железобетонные ДОТы, которые можно встретить в Москве. Хотя после 1943 года поступила команда на их разборку, возможно их остатки еще реально встретить на этом оборонительном рубеже.
Для поиска можно воспользоваться схемами этого УРа
Изучение спутниковых снимков показало, что вдоль Москва-реки еще сохранились следу противотанковых рвов, хотя их было немного - поскольку главным препятствием являлась река. В Коломне к УР №65 примыкали Рязанский оборонительный рубеж и Промежуточный оборонительный рубеж.
Крупнее
Начал строиться осень 1941 года, поскольку существовала реальная угроза захвата Рязани. Судя по карте, его готовность составляла 60 - 70%. Местным краеведам не удалось пока найти никаких значительных бетонных сооружений. Существуют остатки противотанковых рвов, ДЗОТов, землянок. Вероятно, еще во время войны или в первые годы после, рубежи проходящие по полям были распаханы. Однако при внимательном изучении спутниковых снимков, некоторые следы все же можно обнаружить. Для создания рубежей использовали реки, заболоченные участки, которые дополнительно усложняли рвами, одновременно делая их более удобными для обороны (фланкирования).
При изучении спутниковых снимков попалась вот такая структура "канав", которая очень напоминает противотанковых ров. Центральная часть напоминает аналогичные переломы в районе рубежа на Ленинградском шоссе.
Крупнее
К Рязанскому рубежу примыкает Михайловский оборонительный рубеж. Пока у меня нет по нему никакой дополнительной информации. На карте он отмечен, как предполагаемый.
Крупнее
Отмечен как восстанавливаемый.
Крупнее
Сталиногорский Укрепленный район (УР) № 161
Крупнее
Эта линия, которая включает в себя Сталиногорский, Тульский, Ханинский УРы активно строились как тыловые рубежи на случай неудачного развития событий на Курской Дуге. В некоторых местах еще можно найти рвы и возможно остались бетонные сооружения.
Тульский укрепленный район (УР) № 160
Крупнее
По этому рубежу есть более подробная схема, по которой можно поискать противотанковые рвы и сооружения (хотя они едва ли сохранились).
Ханинский Укрепленный район (УР) № 119
Крупнее
Калужский укрепленный район (УР) № 153
Крупнее
Крупнее
Между Калужским УРом и Тульским обводом. По Оке. В некоторых местах на Оке попадаются пулеметные колпаки. Наличие рвов пока не исследовалось.
Малоярославецкий Укрепленный Район № 154
Крупнее
Строился еще летом-осенью 1941 года (тогда он имел № 35), хотя из-за того, что не был в достаточной степени заполнен войсками (точнее практически не заполнен), и не смог сыграть должной роли. Наиболее известным узлом обороны является деревня Ильинское. В октябре 1941 именно там сражались курсанты из Подольска. Сейчас в Ильнском музей, один из ДОТов превращен в памятник. Впрочем, один из участков УРа был продан под частное строительство и новые хозяева полны решимости снести несколько ДОТов ...
Можайский Укрепленный район № 152 (в 1941 году №36)
Крупнее
Пожалуй, наиболее известный подмосковный укрепленный район. Большинство широкоизвестных сооружений находятся на историческом бородинском поле. Менее известные, но не менее интересные находятся южнее у "автострады" Москва - Минск. В частности, там можно посмотреть ДОТ сержанта Харинцева, который в начале октября 1941 года подбил на этой дороге 6 немецких танков.
Сами укрепления предствляют собой смесь сохранившихся ДОТов постройки осени 1941 года и дополнений сделанных в ходе реконструкции 1942.
Составить представление о том, как выглядела линия в 1941 году можно посмотрев немецкую кинохронику .
Волоколамский Укрепленный район № 155 (в 1941 году №35)
Крупнее
Менее известный УР, полной карты сохранившихся сооружений пока нет, известно несколько ДОТов возле шоссе. Так, что у дачников живущих в районе Яропольца и Волоколамска, есть шанс стать "первооткрывателями" и изучить этот УР вооружившись GPS навигатором и фотоаппаратом.
Наиболее известным узлом обороны является уже упомянутый Ярополец. Здесь сражались Кремлевские курсанты.
Клинский Укрепленный район № 159
Крупнее
Прикрывал Москву с севера, вдоль Московского моря и проходил в районе Завидово, Конаково.
К сожалению из-за закрытого статуса этих территорий, неизвестно, что там сохранилось в настоящий момент. При желании можно разглядеть несколько рвов образующих предмостное укрепление, но не более того.
Промежуточный оборонительный рубеж
От Волоколамска до Коломны ,
через Рузу и Дорохово
Крупнее
Боровск
Крупнее
Серпухов и Коломну
Крупнее
Крупнее
Строился еще зимой 1941 года, от нынешней Дубны и далее по Волге до Рыбинского водохранилища. Возле станции Волга (на водохранилище) до сих пор сохранилась система противотанковых рвов, которые прикрывали железнодорожный мост.
Остатки сооружений и бетонные колпаки встречаются на всем протяжении рубежа, например в городе Мышкин. В Дубне, несколько пулеметных колпаков очищены от мусора и превращены в памятники местными энтузиастами.
Тыловой оборонительный рубеж
К Калязинскому рубежу, чуть южнее города Углич, примыкал тыловой рубеж, который строился с осени 1941 года и был закончен зимой 1942 года. Дальнейшее его развитие было признано нецелесообразным, однако он находился на "запасном пути" до 1943 года. Он проходил по территории нескольких областей. Известно, что было активное строительство в Ярославской области, Ивановской, Владимирской и возможно Тамбовской областях.
Это общий вид тылового рубежа МВО (Московского Военного Округа) дальше я дам его отдельные части.
Крупнее
Тыловой рубеж в Ярославской области
Крупнее
Наиболее очевидный рубеж. Начинается примерно в районе села Маймеры () и идет в сторону Ростова Великого, вдоль рек. В отдельных местах, на карте можно заметить прохождение противотанкового рва. По некоторым сообщениям, в лесах могли сохраниться ДОТы или остатки ДЗОТов. Места там достаточно глухие, иногда болотистые, местные жители (Углич) об оборонительной линии не слышали.
Крупнее
Оказалось довольно непросто проследить прохождение рубежа по территории Ивановской области. На картах были найдены "канавы", которые по своей трассировке и местоположению могли являться рвом. Мне удалось найти немало "подозрительных" участков, однако я в них не очень уверен. Надо смотреть на местности или искать более подробную схему.
Это могут быть и канавы для осушения болот (добычи торфа). Впрочем, известно, что вокруг Иваново строился оборонительный обвод. Узлы обороны (или опорные пункты) строились и по направлению возможных прорывов танков.
Например, возле поселка Лежнево ясно читаются изломы ПТР. Было бы интересно посмотреть на него на местности.
Тыловой рубеж во Владимирской области
Крупнее
Через Суздаль и Владимир, по речкам рубеж уходил в направлении городов Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный (Рязанская область).
Существует информация об активном строительстве рубежа и обвода вокруг Владимира , однако о существовании на местности следов ПТ рвов или остатков сооружений мне неизвестно. Впрочем, учитывая то, что он проходит по достаточно глухим местам - есть надежда, что получиться что то обнаружить.
Тыловой рубеж в Рязанской области
Крупнее
Здесь с реки Гусь, рубеж переходит на Оку.
А потому уходит на реку Цна в Тамбовскую область
примерно до Моршанска
Крупнее
Этими рубежами оборонное строительство не исчерпывалось. Существовали рубежи севернее Москвы (от Рыбинского водохранилища, до Вологды и дальше), были они и восточнее - вокруг Ярославля, Мурома, Горького, Казани и вообще по всей Волге вплоть до Астрахани. Где то о них помнят и ставят строителям памятники, где даже не знают об их существовании...
В мае 1943 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение в кратчайший срок возвести новый железобетонный оборонительный рубеж на второй линии обороны 42-й и 54-й армий по южному обводу города протяженностью до 25 километров. Рубеж получил условное название "Ижора". Начальник инженерных войск фронта генерал Б. Бычевский и его штаб разработали план и график работ. Во главе работ было поставлено 32-е управление военно-полевого строительства, начальником которого был инженер-полковник Ф. Грачёв.
Рубеж "Ижора" должен был состоять из системы долговременных железобетонных огневых точек. Задача перед нами стояла нелегкая. В кратчайший срок нужно было построить 119 фортификационных сооружений на расстоянии от 800 метров до 5 километров от переднего края противника. К будущим огневым точкам требовалось провести около 40 километров подъездных дорог. Все работы предстояло вести на лишенной растительности равнине, которая отлично просматривалась гитлеровцами. Единственным укрытием здесь могли служить отдельные развалины зданий, остатки железнодорожных насыпей.
Дороги к объектам строили под непрерывным минометным и артиллерийским огнем фашистов. Почти все земляные работы велись вручную.
Арматура, закладные детали, опалубка изготовлялись центральными мастерскими, которыми руководил инженер-майор Л. Беляев. Бетон приготовлялся на центральном бетонном заводе, начальником его был инженер-майор П. Городецкий. Под бетонный завод и мастерские использовали площадку и уцелевшее оборудование существовавшего до войны завода "Стройдеталь". Были восстановлены лесопильный завод и деревообделочный цех. Бетонный завод создали заново: установили на деревянные эстакады бетономешалки общей производительностью 800 кубометров бетона в сутки. Но этого было недостаточно. Тогда командование 29-го управления оборонительного строительства обратилось за помощью на завод "Баррикада". Несмотря на то что "Баррикада" обеспечивала бетоном строительство другого крайне важного объекта "Нева", рабочие завода нашли силы и резервы для выполнения наших заявок. Так было повсюду: ленинградские предприятия выполняли фронтовые заказы без задержки.
Работа на центральном бетонном заводе шла круглосуточно, в две смены.
На заготовительных работах было занято до 500 человек и 60 автомашин. Все это надо было хорошо скрыть от глаз противника. Проект маскировки завода был разработан при непосредственном участии инженер-капитана С. Пермута. Маскировка завода и сооружаемых объектов (общая площадь которых составляла 123500 квадратных метров) выполнялась под руководством энергичного и знающего командира маскировочной роты инженер-капитана И. Позднякова; ею занимались также специальные бригады во главе с ленинградскими художниками-декораторами. Кроме основных объектов, маскировались и железнодорожные пути, шоссейные дороги, склады материалов и готовых изделий, эстакады, механизмы. Основными средствами в маскировке были камуфляжная окраска, вертикальные и горизонтальные сети, поперечные экраны, заборы, разрисованные под окружающую местность. Территория бетонного завода была скрыта сеткой с нашитой на нее разного цвета и формы мешковиной. С вышки, что была на заводе, открывалась панорама обширного луга, поросшего цветами и мелким кустарником. За этим мирным пейзажем скрывались от глаз врага огромные штабеля песка, гравия, склады и механизмы.
Долго думали мы, как выстроить одну из огневых точек. Место для нее было выбрано на фоне нового светлого здания в зоне постоянных обстрелов. Один из войсковых разведчиков сказал, что на закате ясного дня лучи солнца, отражаясь от стен и окон здания, слепят противника, и вся прилегающая к зданию местность становится для него невидимой. Этим и воспользовались строители рубежа.
Предварительно ближайшие к объекту участки дорог в открытых местах были замаскированы вертикальными и горизонтальными масками. В знойный июльский день рабочие небольшими группами пробрались к зданию и начали готовить объект к бетонированию. Все волновались, как бы не набежали тучи, тогда работа будет сорвана. Но вот солнце склонилось к горизонту, и яркие лучи ударили в окна и на стены дома. Быстро стали подходить одна за другой машины с бетоном. Не производя лишнего шума, люди работали изо всех сил, и объект к утру был закончен.
Другое, ровное, как стол, место. Кое-где торчат черные кирпичные трубы - деревянные дома сгорели. Здесь одна из целей артиллерии противника - бывшая котельная с каменной 12-метровой трубой, отличный ориентир для обстрелов. А по схеме вблизи котельной должна быть построена железобетонная огневая точка. И снова выручила смекалка: решили во время очередного обстрела взорвать трубу. В назначенный день, как только снаряды стали рваться рядом с котельной, раздался взрыв, труба рухнула и вместе с котельной превратилась в груду обломков. Немедленно вокруг них возвели забор, раскрашенный под развалины. Обстрелы котельной прекратились. Именно это и требовалось нам! Огневая точка была сооружена в короткий срок. Теперь уже она не давала гитлеровцам поднять головы из окопов.
Некоторые объекты "Ижоры" строились непосредственно в существовавших зданиях, которые в таких случаях служили постоянной маскировкой объекта. Открытые участки дорог, ведших к этому зданию, маскировались вертикальными и горизонтальными масками и экранами. Подача материалов происходила с тыловой части здания; люди, работавшие в нем, были невидимы для противника. Частью общих строительных работ было устройство различных ложных объектов.
Непрерывным потоком шли к "Ижоре" грузовики с бетоном. Работа не прекращалась круглые сутки. В среднем ежесуточно бетонировалось 3-4 объекта общим объемом до 600 кубометров, и это количество бетона требовалось перебросить на расстояние от 4 до 20 километров. Нельзя было допускать скопления автомашин. На объекты, наиболее близкие к переднему краю врага, грузовики выпускались с завода со значительными интервалами. В среднем, при нормальной обстановке, автомашины отправлялись в рейс с интервалами 10-15 минут. В подобных условиях автотранспорт должен был работать предельно четко. Немалая заслуга в этом принадлежала технику-лейтенанту М. Лурье, ведавшему транспортными средствами стройки.
Днем и ночью не прекращались работы на объектах, нельзя было терять ни одной минуты. График работ был исключительно жестким. Ночью энергию для освещения участков давали передвижные электростанции, за их работу отвечал инженер-майор В. Константинов.
Лампочки синего света были скрыты в глубоких колпачках рефлекторов, не рассеивавших свет. Чтобы не выдать места работ звуком, в отдалении от объектов размещали ложные источники шумов.
На эстакаде устанавливались слабые фонари, обозначавшие ее контуры, чтобы шоферы могли ориентироваться при въезде на эстакаду. На особо сложных участках, где нельзя было применить освещение, шоферы заранее, днем, изучали подъезды к объектам.
Обмануть врага, не позволить ему раньше времени обнаружить новый железобетонный рубеж, предельно снизить потери среди наших строителей – в решении этих первостепенных вопросов нам помог метод скоростного строительства. Самые жесткие графики выполнялись досрочно. Сроки строительства железобетонных огневых точек были сокращены на 60 процентов... И в тяжелейших условиях постоянных обстрелов, работая буквально под носом у врага, строители за все время работ потеряли убитыми и ранеными всего лишь около 30 человек.
Коллективы военных строителей и труженики города Ленина с честью и в назначенный срок выполнили приказ командования Ленинградского фронта. Они создали долговременный оборонительный рубеж "Ижора", непреодолимый для врага. Рубеж был занят частями 42-й армии.
Артиллерийская девятиорудийная корабельная батарея специального назначения «А» («Аврора») была сформирована приказом командующего морской обороной Ленинграда и озёрного района контр-адмирала К. И. Самойлова от 08 июля 1941 года за № 013. В целом, приказом был сформирован отдельный артиллерийский дивизион специального назначения двухбатарейного состава. Дивизион состоял из батареи «А» - «Аврора» (на Дудергофских высотах, орудия 130-мм/55 типа БС-13-1С (первая серия пушек, производства СССР до 1939 г.) и «Б» - «Большевик» (на Пулковских высотах, орудия 130-мм/55 орудий типа Б-13-2С (вторая серия, с 1939 г.). Командир артдивизиона М. А. Михайлов находился в Пулковской обсерватории.
Семь орудий батареи (130/55) были сняты с крейсера «Аврора» и перенесены к подножиям гор Ореховая и Кирхгоф, два орудия (130/55) были так же сняты с крейсера, и установлены за Киевским шоссе. Личный состав батареи «А» состоял из моряков Краснознамённого Балтийского флота, с крейсера «Аврора», и других кораблей и частей, входивших в МОЛ и ОР. 5 командиров орудий батареи были выпускниками Высшего военно-морского училища им. П. С. Нахимова в Севастополе, направленными после окончания учёбы в Ленинград. Командиры артиллерийского дивизиона Иванов Д. Н. и Михайлов М. А. были выпускниками Севастопольского Военно-морского Артиллерийского училища береговой обороны им. ЛКСМУ, 40-го и 39-го годов соответственно.
С 28 августа 1941 г. батарея «А» (и «Б») вступили в активные боевые действия, открыв стрельбу по дальним целям под Гатчиной. После прорыва немцами Красногвардейского укреплённого района, 11 сентября 1941 года, в неравном бою с частями 1-й танковой и 36-й пехотной дивизиями фашистской Германии, батарея «А», сражаясь до последнего снаряда, погибла. Пушки были или взорваны, или испорчены. Захваченное 4-е орудие было уничтожено ответным же огнём батареи. Нескольких тяжелораненых краснофлотцев казнили. Последние орудия (8 и 9), находясь на некотором удалении от противника, до утра 13 сентября 1941 г. вели огонь по врагу, до исчерпания лимита снарядов, после чего приборы наводки орудий были уничтожены, а их расчёты отступили в Пулково, на батарею «Б». Под прикрытием 8-го и 9-го орудий в Ленинград смогли выйти тысячи беженцев из оккупированных в результате прорыва фронта территорий Ленинградской области. Остатки выживших батарейцев пополнили личный состав батареи «Б» («Большевик») в Пулково. В 30 сентября 1941 года батарея «А», как «мёртвая душа», приказом № 0084 командующего Ленинградским фронтом Жуковым Г. К. в числе прочих была передана Ленинградскому фронту и непосредственно входила в подчинение Красногвардейскому укреплённому району.
Расхождения в датах «последнего дня батареи» связаны с тем, что основные бои батареи «А» пришлись на 11 сентября. В этот день погибла большая часть её личного состава и орудий, произошли казнь, и самоподрыв воинов окружённых орудий. В целом - из 164 человек первого состава налицо 12 сентября оставалось в живых 96 человек вместе личного и ком.нач. состава (при этом нужно учитывать, что эти люди с 13 сентября 1941 г. продолжили бои в составе батареи «Б» («Большевик») артдивизиона).
Дата прекращения последних боевых действий батареи «Аврора» в составе отдельного артиллерийского дивизиона специального назначения двухбатарейного состава - утро 13 сентября 1941 г.
Фотографии в альбоме «