Что такое триумфальная арка в риме. Триумфальные арки в древнем риме

В конце октября 312 года в ходе гражданской войны император Константин одерживает победу над Максенцием. Через три года после этого события в Риме возводится знаменитая триумфальная арка Константина. Арка входит в число наиболее сохранившихся и известных сооружений времен Древнего Рима, символизирует закат этой великой империи.

Согласно легенде прямо перед этим решающим сражением Константину во сне был дан знак в виде креста. В бой Константин вооружился этим христианским символом и одержал победу. Уже в феврале 313 года официальной религией Римской империи признается христианство.

Арка императора Константина трехпролетная. Она находится между Колизеем и Палантином. Высота построенной арки 21 метр, ширина 25,7 метров, глубина 7,4 метра. По своим габаритам сооружение выглядит приземистым. На фоне арочных украшений особенно выделяются восемь коринфских колонн, создающих впечатление, будто вся арка опирается на них.

Множество украшений арки использовалось на других ранее разрушенных постройках. Так на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана (II век).

Арка Константина стала примером для многих подобных сооружений, построенных в более поздние периоды.

Darren Flinders / flickr.com Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com) Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com) Matt Chan / flickr.com Corey Harmon / flickr.com daryl_mitchell / flickr.com Abir Anwar / flickr.com Барельеф внутри пролета Арки Тита (Institute for the Study of the Ancient World / flickr.com) Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com) Takver / flickr.com

Рим это город, история которого берет свое начало задолго до наступления нашей эры. Город, ставший оплотом процветающей когда-то Римской Империи, о чем сегодня молчаливо повествуют оставшиеся в исторической части города памятные знаки и сооружения.

Это город, который видел многое: и триумфальное шествие римских легионеров принесших на своих плечах победу и трофеи, и вражеские налеты, после которых оставались только кровь, разруха и слезы. Однако слезы давно высохли, кровь смыло дождями, а на месте разрушенных построек выросли новые, и жизнь города заиграла новыми красками.

Одним из старинных памятников римской истории, время постройки которого датируется 81 годом нашей эры, является Триумфальная арка Тита.

Римская Империя всегда славилась завоеваниями новых территорий и привлечением новых стран в свое подчинение. Поэтому торжественное или триумфальное вхождение в город полководцев победителей с армией и трофеями было праздником для всех. Заканчивалось подобное шествие вынесением благодарности богам, подарившим им эту победу.

Арка Тита и Колизей в Риме (David Merrett / flickr.com)

Как символ торжественного возвращения победоносной армии в лоно родной земли при въезде в город сооружались триумфальные арки. И если сначала они были временными, и изготавливались из дерева, то со временем превращались в величественные сооружения с несколькими пролетами, построенные из камня и бетона. Их украшали статуями, барельефами и памятными надписями.

Поначалу с триумфом в Рим мог войти любой полководец, одержавший победу в бою. Но со временем эта церемония стала расцениваться, как высшая награда и разрешалась не всем. Этой чести удостаивались только те полководцы, которые владели наивысшей властью и никому не были подвластны.

Триумф Римского Императора Тита Флавия Веспасиана

В 70 году нашей эры будущий Римский Император (79–81 гг. правления) Тит Флавий Веспасиан, сын Императора Тито Флавия Веспасиана (69–79 гг. правления), запомнился римлянам и всему миру как Тит, который взял осадой Иерусалим во время Иудейской войны и вошел в Рим как победитель и покоритель Иерусалима.

Надпись на Арке Тита: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» (George Rex / flickr.com)

Победа была значимой, ведь в плен были взяты не только часть израильтян, давших впоследствии начало израильской общине в Риме, но и их вожди — Иоанн и Симон. И, несмотря на то что Тит после победы вошел в Рим с триумфом, Триумфальная арка Тита была воздвигнута уже после его смерти и приблизительно после 81 года.

Об этом свидетельствует, сохранившаяся надпись на ней в переводе означающая: «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу».

После смерти римляне вознесли Тита в божественный ранг, а на одном из кессонов арки, расположенном в центре свода, запечатлено его вознесение к богам. И совершает он это, сидя на орле. Это изображение дало повод историкам предположить, что в сводах арки хранится прах Тито, однако более тщательные исследования не подтвердили этой теории.

Краткое описание Арки Тита

Все основные барельефы Арки Тита, в основу которых вложен рассказ о триумфальном вхождении Тита в Рим после победы, находятся внутри пролета.

Барельеф Арки Тита, Рим (Takver / flickr.com)

С северной стороны слева направо «движется» квадрига с четырьмя лошадьми, которых за узды держит Богиня Рома. Над колесницей возвышается величественная фигура полководца. За ним расположены фигуры представителей сената и народа.

Скорее всего, это уже кульминация церемонии, в то время как ее начало зафиксировано на барельефе с южной стороны.

Здесь повествуется о том, как плененные иудеи несут носилки на которых выложены трофеи и шесты с табличками, о надписях на которых можно только догадываться.

Барельеф: рабы и семиствольная золотая менора (Andy Hay / flickr.com)

На барельефе очень четко видно семиствольную золотую менору (семиствольный подсвечник) - один из древнейших символов иудаизма и основной атрибут храма Соломона. Что в очередной раз подчеркивает, что Тит покорил Иерусалим. По мнению специалистов, это самое древнее изображение миноры.

Арка Тита была частью укрепления Франджипане, но со временем укрепление было разрушено, что частично отразилось на ее внешнем виде. Благие намерения папы Пие VII отреставрировать ее были реализованы. О чем свидетельствует еще одна надпись, но уже с другой стороны арки.

Триумфальная Арка Тита так же была отреставрирована в 1821 году.

Триумфальная арка Константина в Риме расположена между Палатином и Колизеем – двумя главными достопримечательностями города. Она была возведена в 315 году в ознаменование победы римского императора в битве, которая проходила у Мильвийского моста в 312 году. Это самая поздняя арка из всех сохранившихся, в которой прослеживаются элементы декора, ранее использованные в более древних монументах.

Триумфальная арка императора Константина символизирует закат великой Римской империи, хотя и выглядит приземистой. На фоне ее арочных украшений особенно выделяются коринфские колонны – кажется, что вся арка опирается только на них.

На аттике – декоративной стенке над карнизом – находятся восемь мраморных статуй, позаимствованных с форума Траяна – последнего из императорских форумов Рима. Меньшие пролеты декорированы медальонами, на которых можно рассмотреть сцены охоты.

Историческая справка


Строительство Арки Константина велось в течение трех лет и было закончено только в 315 году. Сооружение достигает в высоте 21 метра и состоит из трех пролетов. Основная часть арки выполнена из беломраморных блоков внушительных размеров. Общий дизайн похож на дизайн арки Септимия Севера, расположенной здесь же, в Риме. Обе имеют скульптурные панно, антаблементы – балочные перекрытия пролетов, и восемь колонн украшают два фронта арки.

Архитектурные особенности

Колонны арки выполнены из желтого мрамора, на основаниях видны рельефы с изображением пленных варваров, римских солдат и богини победы Виктории. Богиня изображена и на своде главного пролета. Все рельефы относятся к эпохе Константина.

Медальоны двухметрового диаметра, относящиеся ко времени правления римского императора Адриана, расположились над боковыми арками. На них изображены охота на вепря, льва и медведя, принесение жертвы богам Аполлону, Геркулесу, Диане.

В сценах охоты, размещенных на северной стороне, головы Адриана заменены головами Константина, в жертвоприношениях — Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. Поход Константина против Максенция иллюстрирует рельефный фриз. На медальонах с боковых сторон арки изображены божества Солнца и Луны на колесницах.

Аттик выполнен из попарно составленных восьми барельефов, снятых с памятника эпохи Марка Аврелия. По северной стороне изображены: возвращение императора в Рим, император покидает город, раздает деньги народу, допрашивает пленника.

На южной стороне – германский вождь перед императором, обращение к войскам, принесение в жертву богам овцы, свиньи и быка. Вершины колонн увенчаны фигурами даков – группы фракийских племен. Есть предположение, что они взяты с форума Траяна. Оттуда же позаимствованы барельефы, расположенные на боковых стенах аттика арки Константина. Они иллюстрируют празднование победы над даками.

Декор

Декор для арки использован тот же, что и в ранее возведенных римских постройках, предполагаемая причина — у создателей сооружения (в силу необходимости быстрого возведения арки) не было времени на его скульптурное оформление.

Историки предлагают другое объяснение – символическое объединение Константина с правителями прошлого. На отдельных элементах декора угадываются изображения ранее правивших римских императоров – им придали сходство с Константином.

Как добраться

Арка Константина находится на улице Виа Сакра. Добраться до нее можно на метро, доехав до станции Колизей линии В. Это всего две остановки от вокзала Термини. Уже выйдя с метро, можно увидеть, насколько это массивное сооружение. Также в этот район ходят автобусы и трамвай. При желании можно заказать такси – водитель быстро доставит до места назначения.

Году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Арка Константина

    ✪ Арка Константина

    ✪ Арка Тита

    Субтитры

    Мы находимся рядом с Аркой Константина. С вами Бет Харрис, Стивен Цукер и Валентина Фолло. Мы видим арку на фоне Колизея. Может, начнём с вопроса: в чём особое значение Арки Константина? В Риме было много арок, но сохранились лишь несколько из них. В наше время некоторые из арок могут наблюдать туристы и студенты, которые прогуливаются по улицам Рима. Эти арки были посвящены воинам-победителям, как правило, в знак их победы над другой страной. Обычно они были расположены в стратегических районах города, поскольку они отражали некое послание и, следовательно, располагались в определённых местах. Арка была посвящена Константину и его победе над другим римляном. В истории Рима были времена, когда в Империи случались волнения. За один трон боролись несколько претендентов, которые хотели стать императорами. Победителем стал Константин, поэтому несколько странно, что это - памятник в честь победы римлянина над другим римлянином. В каком-то смысле это была гражданская война... Именно так, это была гражданская война. Обычно триумфальные арки посвящались победам над другими странами, чтобы показать распространение могущества Рима за его пределы. Интересно, что эта арка по сути - отражение смуты в римской истории и в какой-то степени это свидетельство объединения Рима. Да, это был момент, когда Константин наконец-то смог вернуть всю власть в свои руки. Это очень любопытно, поскольку арка также расположена по маршруту Триумфальной дороги. После триумфа самые важные военачальники могли проехать с парадом по улицам Рима, демонстрируя свои трофеи, то есть они могли показать захваченных животных, пленников, военную добычу, произведения искусства... Функция арки - постоянное напоминание о праздновании и военной гордости. Верно, как правило, панели арки показывают сцены триумфа. Давайте посмотрим поближе? Да, мы можем взглянуть поближе. Константин решил использовать некоторые трофеи, полученные не на этой войне, а взятые с других памятников города Рима. Для этого он взял элементы с уже существовавших памятников. Он хотел показать себя по-настоящему хорошим императором, и поэтому позаимствовал элементы у тех правителей, которые считались достойными. Стать императором после гражданской войны всегда было сложно, верно? Так что нужно было становиться лучше. Это было трудное и волнительное время, шло много войн, причём не только гражданских, но и с другими народами. Этому предшествовал так называемый Золотой век Рима. Если отсчитать назад и пропустить один век. Возможно, это как в случае с президентом Обамой, который сказал: «Я как Джон Ф. Кеннеди». Точно, это именно такой случай. Константин не ограничился словами, а наглядно это продемонстрировал, взяв элементы у существующих памятников. Он просто взял портреты этих императоров и поместил их на собственную арку. Естественно, лица на портретах были заменены на лицо Константина. Итак, размеры арки монументальны. Можно прочесть послание, написанное снизу вверх. Снизу символы побед - своеобразных ангелов... предшественников ангелов... Я вижу что-то вроде ниши. Это и есть ниша, это победа... символ победы. Да, именно. Это женское изображение... Затем обычно следуют пленники, враги, поверженные у ног этих символов победы. Итак, это вражеские военачальники. Конечно, они не могли показывать римлян, поскольку собственный народ не показывают с ними в одной арке. Были взяты обычные элементы триумфальной арки. Здесь всё достаточно стандартно. Точно! Они склонили головы, можно рассмотреть целые семьи: мать, отца, ребёнка... У них очень скорбные лица, поэтому понятно, что они взяты в плен. Конечно, пленникам суждено стать рабами города, так что их ждал печальный конец. Дальше идёт 2-й уровень, и мы видим окружности, которые были заимствованы у бывшего памятника Адриана. Адриан был очень важным императором, его называли императором-философом. Он любил греческое искусство, много путешествовал, посещал провинции. Он был императором-философом, который приносил пользу своему народу. Изначально они показывали сцены охоты и жертвоприношения богам, Они не имели отношения к военным победам и сами по себе не несли особенного смысла. Но их размещение в арке, конечно, было важным изменением, поскольку этим демонстрировалась успешность императора во всех сферах. Фактически император считался хорошим императором из-за того, что он был хорошим охотником... Можно вспомнить фасад Американского музея естественной истории в Нью-Йорке: там Теодор Рузвельт изображён как охотник, учёный, филантроп, то есть показаны все грани... ... великого лидера. Итак, что делает Адриан? Вот охота на кабана, на медведя, на льва... После охоты, естественно, происходит жертвоприношение в благодарность богам. Примечательно, что круглые панели вставлены в красный камень. Этот красный камень типичен для времён Константина. Это специальный камень, называемый «порфир», который привозили из Египта и могли использовать только императоры. Этот камень достаточно трудно обрабатывать. То, что мы видим, было высечено во II в. и вставлено в порфир, что символизировало... ...особые почести? Именно так. Это придаёт важности. Именно Константин поместил Адриана в порфир, демонстрируя почёт к предыдущему императору, своё уважение, можно сказать, принимая на себя часть величия Адриана таким образом Да. Если посмотреть на верхний уровень, своего рода верхний этаж, аттик, мы видим две вещи: Мы видим свободно стоящие статуи пленников. Они показаны в странных штанах, коротких туниках, мантиях и очень странных головных уборах - нечто вроде мягких остроконечных шапок. Они назывались «фригийские шапки» и с их помощью изображали иностранцев. Не забывайте, что штаны тогда носили только варвары, а римляне носили тоги. В данном случае это изображения наций и народов, которых победил Троян, и, вероятно, они были взяты с главного форума - главной площади, которую построил Троян после войны в честь празднования своей победы. В данном случае это ещё одно заимствование у другого великого правителя - императора Траяна. Интересно упомянуть про стили и различные способы передачи изображений на арке. Главное, что, если подходить ровно спереди, мы видим единственный элемент, высеченный для этой арки во времена Константина. Это длинный фриз, изображающий императора, сидящего на троне и раздающего монеты народу как жест щедрости. Это был типичный элемент римской художественной иллюстрации: император хороший, император щедр к народу, император великодушен, он может раздавать богатства, полученные в ходе войны. Но у него нет головы. Правда, у него отсутствует голова. Особенность этой панели в том, что люди показаны в меньшем масштабе по сравнению с императором, который изображён на более высоком уровне как главная фигура на фронтоне. Эта тенденция и дальше сохранится в искусстве: самые важные лица смотрят с памятника прямо на вас. Это напоминает более поздние явления в средневековом искусстве. Точно. По сути это начало такого стиля. Если посмотреть на другие панели, видно, что император на вас не смотрит. Он обращается к другим людям, изображённым на панели. Они хотели донести, что император - самая важная фигура, поэтому он больше и показан на переднем плане. Мы видим такой же тип взаимодействия в средневековом искусстве, где всё очень прямолинейно, самая важная фигура показана спереди, больше по размеру, соблюдён иерархический порядок в ущерб натуралистичности. Всё это берёт начало в классицизме I и II вв. Просто это другой подход. Здесь говорится нечто иное про общество, создавшее искусство. Это то, чем занимается искусство. Император начинает отделять себя от народа, которым он должен править. Интересно. Думаю многие, посмотрев на фриз, увидят эти формы не только более иерархическими, но и более символичными, Ведь так? То есть вы упомянули глубокий натурализм круглых панелей, а здесь фигуры выглядят, мне кажется, Менее проработанными. Есть ощущение, что их создавал не очень искусный ваятель. Дело в том, что одной из причин, по которой учёные говорят об использовании Константином элементов от существующих памятников, является то, что он приказал построить арку в то время, когда немногие художники могли повторить мастерство своих предшественников. Другие учёные говорят, что это признак влияния так называемого массового искусства, которое веками использовалось простым народом. Потому что если обратить внимание на надгробные памятники среднего класса, даже I и II вв., мы не найдём много отличий. Некоторые учёные выдвинули предположение, что такое массовое искусство обращено непосредственно к среднему классу. В некотором смысле их стиль противопоставлялся более проработанному и, возможно, более утончённому. Итак, перед нами по-настоящему политическая цель. Влияние низших классов на высшие действительно существовало. Если вспомнить более поздние времена, то в XIX в. намеренно использовались элементы народного искусства. Или искусство необученных или менее обученных художников, чем в случае с официальным или «профессиональным» стилем. У них были очень разные цели и мотивы. Это трудно не расценивать как упадок, или декаданс, как вы сказали. Они перестали изучать методы изображения человеческой фигуры или просто не имели возможности обучаться. Но это могло происходить совсем непреднамеренно. Конечно, древние римляне смогли по-настоящему усовершенствовать арку и использовать её в архитектурных целях. Мы очень чётко видим замковый камень, клинчатые камни и пяту. Арка в римской архитектуре была новаторством. Это было красивое сооружение, которое можно декорировать, то есть это украшенная форма. Несмотря на то, что не всё уцелело, проход сохранился, но в городе такой проход не нужен. Я хочу сказать, конечно, что это кульминационная точка этой триумфальной процессии, так что она была важна. Знаете, раньше даже мы могли пройти под аркой. Но теперь она огорожена, и памятник отделён от города. Он полностью утратил связь с улицами и людьми. Теперь это только памятник, и он больше не является тем, чем был раньше. Он был связан с улицей, а через улицу с форумом - главной площадью римлян, центром общественной жизни города. Так что это действительно ворота, кульминационная точка, как вы сказали. Да.

Описание

Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный , облицованный мрамором.

Декор

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

  • Искусство Римской империи века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.
  • Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу года, а завершение - к лету .
  • Использование элементов декора времён Траяна , Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг

Введение

архитектура арка триумфальный

Прежде чем говорить об арках Древнего Рима, Франции и России стоит сказать о том, что собой представляет триумфальная арка.

Триумфальная арка - архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.

Существует несколько видов триумфальных арок. Они могут быть временными (чаще всего деревянными) или постоянными (из камня, кирпича, бетона). Имеют один, три или пять пролётов, перекрытые полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами (барельефами и горельефами) и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Из сохранившихся римских триумфальных арок наиболее известны арка Тита (81 г.), арка Септимия Севера (205 г.; обе в Риме) и арка Траяна (то же, что «Золотые ворота»; Беневент, 114-117 гг.); из более поздних самая известная - арка Константина (Рим, 315 г.). Изображения триумфальных арок сохранились на многих медалях, отчеканенных в честь побед Августа, Нерона и других.

Об этих и других арках стоит узнать поподробнее.

Триумфальные арки Древнего Рима

В качестве дани почтения для своих героев в Риме возводили триумфальные арки. Победитель, выигравший битву, прославлял свои героические поступки, въезжая в Рим через священные ворота. Начало строительства арок в Риме относится ко II веку до н.э., но во времена Римской Империи количество возводимых арок резко возросло. Это связано с тем, что теперь арки прославляли не только победителей войн, но и семьи Императоров.

Арка Тита

Триумфальная арка Тита - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н.э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н.э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н.э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора. Посвятительная надпись на аттике гласит:

SENATUS POPVLUSQVE ROMANUS DIVO TITO DIVI VESPASIANI F(ILIO) VESPASIANO AVGUSTO

«Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана»

В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821 при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из травертина, а не мрамора, а также упростил их форму. На другой стороне от древнего посвящения Пий VII начертал новое:

INSIGNE RELIGIONIS ATQVE ARTIS MONVMENTUM VETUSTATE FATISCENS PIUS SEPTIMUS PONTIFEX MAX(IMUS) NOVIS OPERIBUS PRISCUM EXEMPLAR IMITANTIBUS FULCIRI SERVARIQVE IVSSIT ANNO SACRI PRINCIPATUS EIUS XXIIII

«Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».

Арка Константина

Триумфальная арка Константина - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

1. Искусство Римской империи IV века н.э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

Арка Севера

Триумфальная арка Септимия Севера - трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума между Курией и Рострой на древней Священной дороге (Via Sacra). Построена в 205 году н.э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных кампаниях 195-203.

Высота арки составляет 20,9 м, ширина 23,3 м, глубина - 11,2 м. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Высота аттика - 5,6 м, в нём расположено 4 комнаты, в которые ведёт лестница. Центральный пролёт арки имеет высоту 12 м и ширину 7 м, боковые - высоту 7,8 м и ширину 3 м; перед ними со стороны Форума находятся несколько ступеней. Все три пролёта соединены проходами, данный приём применён во многих триумфальных арках Нового времени.

В древности на арке находилась квадрига со статуями Септимия Севера, Каракаллы и Геты. Именно в таком виде она изображалась на римских монетах. До наших дней квадрига не сохранилась.

Крупнейшими элементами декора арки являются 4 рельефа (размером 3,92 на 4,72 м) с изображением эпизодов войны с Парфией. Повествование начинается с левого рельефа со стороны Форума, где находятся подготовка к войне, битва с парфянами, обращение императора к легионерам, сражение с вражеским войском, возглавляемым царём. На правом рельефе изображён штурм Эдессы, обращение императора к войскам, капитуляция царя Осроены Абгара, римский военный совет. Со стороны Капитолия слева показана осада Селевкии и бегство парфян, а также торжественное вступление императора во взятый город. Справа - штурм Ктесифона, и выступление императора перед войсками у стен захваченной вражеской столицы.

В пазухах свода центрального пролёта арки находятся рельефы Викторий, летящих над гениями времён года. Боковые пролёты украшены олицетворениями рек. В основаниях колонн композитного ордера помещены рельефные изображения римских солдат и пленных парфян.