Французская политологическая школа. Современные западные политологические школы подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим

В 70-80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация.
В недрах феодального общества выросли и созрели формы нового, капиталистического уклада. Однако феодально-абсолютистский режим задерживал развитие капитализма, сельского хозяйства, промышленности и торговли. Французская буржуазная революция 1789-1794 годов была решительной схваткой «третьего сословия» с феодализмом. Она разрушила феодально-абсолютистский строй и расчистила почву для капиталистического развития. Хотя в исторических условиях своего времени французская буржуазия XVIII века выступала как передовой, революционный класс, только народные массы придали революции ту силу и размах, без которых была невозможна ее победа. Народ был главным действующим лицом революции, ее движущей силой. Народ вынес на своих плечах всю тяжесть борьбы с феодальной контрреволюцией, он двигал революцию вперед; творческое участие народных масс в революции сказывалось во всем, в том числе и в области народного образования. Народные массы были заинтересованы в организации просвещения, они тянулись к знаниям. В продолжение многих столетий феодалы и духовенство держали народ в темноте и невежестве. Еще в 1790 году 53% мужчин и 73% женщин во Франции были неграмотны.
Вопросы школьного строительства на новых основах вызывали всеобщий интерес. На выдвигаемые в этой области проекты и предположения прямое воздействие оказывали идеи французских просветителей (Руссо в особенности) и французских материалистов (Гельвеций, Дидро). Вокруг проектов реорганизации народного образования шла острая классовая борьба.
Представители прогрессивной тогда буржуазии выдвинули в период 1789-1794 годов ряд передовых идей в области народного образования. Однако они почти не были осуществлены. После контрреволюционного переворота 9 термидора (27 июля 1794 г.), когда к власти пришла крупная реакционная буржуазия, утвердилась та система народного образования, которая отвечала ее интересам.
Трудящиеся были лишены в это время тех немногих завоеваний в области народного просвещения, которые были все же достигнуты в годы революции.
Наиболее прогрессивными проектами по реорганизации народного образования, созданными во время буржуазной французской революции, были проекты Кондорсе и Лепелетье.

Проект Кондорсе. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) был видным философом, экономистом, математиком, физиком, а также одним из руководителей партии жирондистов. Он представил свой проект в организованный Законодательным собранием Комитет общественного образования.
Кондорсе провозгласил, что образование народа - это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено.
Кондорсе предлагал следующую школьную систему:
1) Первичная (начальная) школа с четырехлетним курсом. В нее обязаны поступать все мальчики и девочки без различия сословий и профессии родителей. Эти школы открываются во всех местах с населением в 400 человек. Программа обучения: чтение, письмо, элементарные сведения по грамматике и арифметике, начатки геометрии, знакомство с сельским хозяйством и ремеслами, с общим состоянием производства в стране. Кроме того, в них изучаются основы общественного строя и морали. Иначе говоря, в школе всеобщего обучения намечалась широкая общеобразовательная программа и трудовое обучение.
2) Школа второй ступени (вторичная) с трехлетним курсом. В нее поступают оканчивающие первичную школу. Вторичная школа открывается в каждом городе или округе, насчитывающем не менее 4000 жителей. Программа обучения: математика, естествознание, элементарные сведения по торговле, принципы морали и обществоведение. Каждая школа должна иметь библиотеку и кабинеты с моделями машин, с коллекциями по естествознанию, с набором ремесленных инструментов, приборы для метеорологических наблюдений.
3) Институты-учебные заведения с пятилетним курсом, где завершается среднее образование и молодежь получает некоторую профессиональную подготовку для непосредственного участия в жизни. Кондорсе предлагал открыть лишь 110 институтов на всю страну, т. е. этот вид образования оставался фактически недоступным для народа. В институтах, по мнению Кондорсе, изучают науки, полезные каждому человеку и гражданину вне зависимости от профессии, и определенные профессиональные знания по сельскому хозяйству, по механике, военному делу, медицинские сведения.
4) Лицеи - высшие учебные заведения (одиннадцать на всю Францию) - учреждаются взамен схоластических университетов, являвшихся оплотом феодальной реакции для избранных, для верхушки буржуазного общества.
Таким образом, Кондорсе выдвигал в своем проекте идею единой светской школы, в которой все школьные ступени взаимосвязаны друг с другом административно и программно, ибо институты управляют школами своего департамента, а лицеи - институтами своего округа. Всей же системой учебных заведений должен руководить Национальный институт наук и искусств - административный и исследовательский центр.
Обосновывая свою систему, Кондорсе указывал, что человеческий разум способен под влиянием образования к бесконечному развитию, что от успехов науки зависит движение человечества вперед.
Проект Кондорсе был в целом прогрессивен, но в ряде его положений отражены не интересы народа, а интересы восходящей буржуазии.
Так, Кондорсе ничего не предлагал для решения вопроса о материальном обеспечении учащихся, а в то время малоимущие родители не имели возможности учить детей и содержать их, не включая в трудовую жизнь. Вместо религии был введен курс буржуазной морали, который должен был закрепить основные нормы поведения в новом, буржуазном государстве.
Но в проекте Кондорсе выражены и передовые требования: исключено изучение религии, отстаивается реальная школа, подчеркивается большое значение физико-математических наук, признано равенство мужчин и женщин в области образования.
Проект Кондорсе был заслушан в Законодательном собрании, но не был там принят. Его передали в Конвент.
30 мая 1793 года Конвент принял декрет, в основу которого был положен проект Кондорсе. По этому декрету признавалась обязанность государства давать знания, необходимые всем гражданам в пределах начальной школы, но ничего не говорилось о бесплатности и обязательности обучения, о равенстве полов в правах на образование, о светском характере обучения. Начальные школы намечалось открывать в населенных пунктах с числом жителей от 400 до 1500. Таким образом, жирондисты сами отказались от многих прогрессивных идей проекта Кондорсе.

Проект Лепелетье. Когда жирондисты были изгнаны из Конвента, власть полностью перешла к якобинцам, наиболее революционной в то время партии. Якобинцы провели ряд мер, отвечающих требованиям народных масс (борьбе со спекуляцией и др.), по-иному поставили и вопросы народного образования. Комитет общественного образования был переизбран. В это время большой популярностью пользовался проект Лепелетье, который с энтузиазмом был встречен «Якобинским клубом», парижскими секциями, положительно оценен многими депутатами Конвента. Этот успех объяснялся двумя обстоятельствами: во-первых, Лепелетье, учитывая слабые стороны проекта Кондорсе, стремился в соответствии с желанием трудящихся сделать образование доступным народу, во-вторых, личностью самого автора. Хотя Луи Мишель Лепелетье (1760-1793) принадлежал к аристократической семье, он по искреннему убеждению примкнул к якобинцам и голосовал за казнь короля, за что был убит офицером королевской гвардии.
После смерти Лепелетье составленный им проект был представлен братом в комиссию по подготовке нового закона об образовании, во главе которой стоял вождь якобинцев Робеспьер. В проекте Лепелетье, этом наиболее прогрессивном документе своего времени, ясно выражено желание установить подлинную общедоступность школы и всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается в труде». «Бедный ребенок, - писал Лепелетье, - вы ему предлагаете образование, но прежде дайте ему кусок хлеба». Именно с этих позиций он остро критиковал проект Кондорсе. В этом проекте, указывал Лепелетье, всеобщее начальное образование лишь декларировано, на самом же деле следует обеспечить возможность получить это образование малоимущей части населения.
Лепелетье, горячий последователь французских просветителей, отстаивал решающую роль воспитания в деле создания нового человека. С этой целью он предлагал организовать дома национального воспитания, которые содержатся на средства государства, в них получают подготовку все дети: мальчики с 5 до 12 лет и девочки с 5 до 11 лет. Эти «дома» с контингентом до 600 детей должны организовываться по одному на район в городах и по одному на кантон в деревнях. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться от нежелательного влияния среды. «Дома» могут быть размещены в конфискованных дворянских замках и зданиях монастырей. Одним из источников для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налог, тогда «дети бедных будут воспитываться за счет богатых». Кроме того, производительный труд самих детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов».
В «домах национального воспитания» должно быть обращено внимание на физическое воспитание детей, но не следует все ограничивать только гимнастическими упражнениями, необходимо планомерно организовать физический труд на полях и в специальных мастерских. Обслуживающего персонала в «домах» не должно быть: делать все будут сами дети. Работа закаляет тело, укрепляет мышцы и, самое главное, воспитывает «благоприятную привычку к труду».
Лепелетье выдвигал и широкую программу умственного образования: в «домах» должны изучаться письмо, счет, элементы геометрии, мораль, общественное устройство (изучение «Декларации прав человека и гражданина»), рассказы из истории свободных народов и французской революции, основы сельского хозяйства и домоводства.
В итоге, по мнению Лепелетье, будет подготовлено новое молодое поколение, новые граждане, «сильные, трудолюбивые, дисциплинированные и честные», горячие патриоты.
Проект Лепелетье был, несомненно, революционным и демократическим, но в то же время он являлся мелкобуржуазной утопией. Лепелетье рассчитывал, что организация «домов национального воспитания» осуществит «революцию, кроткую и мирную», исправит пороки общественного неравенства путем воспитания бедноты на средства богачей, что было утопичным. И в то же время проект Лепелетье намечал пути решительной демократизации образования в интересах народа.
В Конвенте проект был подвергнут критике; в частности, указывалось на те трудности, которые возникнут при его реализации. 13 августа 1793 года проект Лепелетье был принят, однако со следующей поправкой: помещать детей в «дома национального воспитания» не обязательно, наряду с «домами» следует открывать школы и для приходящих детей. Но и это решение было отменено в октябре того же года. Судьба проекта Лепелетье свидетельствует о том, что широкие начинания Конвента во многих областях, в том числе и в области народного образования, не доводились до конца. В. И. Ленин объясняет это тем, что Конвент для проведения этих мероприятий «не имел должной опоры, не знал даже, на какой класс надо опираться для проведения той или иной меры».
Не был решен и практический вопрос о развертывании сети начальных школ. Хотя в декабре 1793 года Конвент принял декрет об обязательном начальном образовании, но к середине 1794 года вместо намеченных к открытию 23 тысяч школ функционировало лишь 8 тысяч.

Школа в период термидорианской реакции. Педагогические идеи Гракха Бабёфа. После переворота 9 термидора то немногое, что было достигнуто в области народного образования, подверглось отмене со стороны новых властей. Так, в конце 1794 года была отменена обязательность начального обучения, а через год и его бесплатность.
При этом подчеркивалось, что большей части молодых граждан не следует стремиться к более широкому образованию. Разрешено было открывать частные школы, обслуживавшие детей буржуазии. Среднее образование давалось в так называемых центральных школах (одна на 300 тысяч жителей). В программе этих школ, готовивших детей буржуазии к «промышленной деятельности», было уделено большое внимание реальным знаниям: физике, математике и естествознанию.
В это же время открылась знаменитая высшая Центральная школа общественных работ, вскоре переименованная в Политехническую школу, которая сыграла позже выдающуюся роль в деле развития физико-математических наук.
Вся школьная система перестраивалась таким образом, чтобы ограничить образование для детей из народа.
В период термидорианской реакции усилилось недовольство трудящихся сложившейся обстановкой. В 1795-1796 годах группа революционеров во главе с Гракхом Бабёфом стала готовить восстание («Заговор равных») с целью свержения Директории и восстановления конституции 1793 года. Бабёф ставил задачей добиться полного социального равенства граждан. По словам Энгельса, Бабёф сделал заключительные выводы из идей французской демократии периода революции.
Бабёф и его последователи ставили целью установление коммунистического строя в результате революционного захвата власти. Однако они представляли себе будущий строй как уравнительный коммунизм: Комитет, подготовлявший восстание, разработал и ряд педагогических вопросов, связанных с воспитанием нового человека. Правильно организованное воспитание рассматривалось Комитетом как основа социального равенства. Воспитание должно быть национальным, охватывать всех будущих граждан, оно должно быть организовано новой государственной властью, быть подлинно всеобщим и равным, т. е. одинаковым для всех детей. Основная задача воспитания - развить горячий патриотизм, любовь к революционному отечеству. Новые люди будут широко умственно образованы и хорошо физически развиты. В сельских местностях должны быть организованы «воспитательные коммуны», где дети будут изолированы от общества и вырастут настоящими гражданами-коммунистами.
Однако у Бабёфа наряду с очень ценными идеями имеются ошибочные положения, явившиеся результатом исторической ограниченности его воззрений. Он не понимал значения промышленности, роли пролетариата, отрицательно относился к городу, недооценивал значения науки в развитии общества.
Педагогические воззрения Бабёфа и предложения Комитета «Заговора равных» по вопросам воспитания сложились под большим влиянием Руссо и Лепелетье.
Педагогические идеи, выраженные в ряде проектов по реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции 1789-1794 годов, оказали огромное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в ряде стран мира, но, победив, буржуазия отказалась от всего подлинно передового, что содержалось в этих проектах.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Современная политическая наука представлена десятками ярких имен, многими школами и направлениями. Они классифицируются по разным основаниям, поэтому существует несколько классификаций политологических школ.

Прежде всего, выделяются школы по географическому принципу.

Наиболее представительными из них являются:

Англо-американская. Она занята разработкой проблем политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики, прикладной политологии. Эта школа представлена таким именами, как С. Хантингтон , Г. Моргентау , Р. Дарендорф и др.;

Французская. Иссследует типологии политических режимов, партийную структуру (М. Дюверже , М. Крозье, Р. Арон и др.);

Немецкая. Эта школа занята сравнительным анализом политических систем, проблем взаимоотношения гражданского общества и государства.

Все школы и направления также можно расположить между двумя подходами - позитивистским (бихевиоральным - от англ. behavior - поведение) и антипозитивистским. Согласно первому подходу задача политологии состоит в исследовании эмпирически наблюдаемых фактов, поведения людей в сфере политики. Здесь внимание исследователя фиксируется на описании и объяснении имеющейся реальности, конкретных политических процессов, например, выборов. Это направление в политологии тесно связано с выполнением прикладных задач.

Согласно второму подходу политология должна иметь возможности для критической оценки имеющейся реальности и указания путей совершенствовании. Это возможно сделать только с позиции общей теории, не сводимой к эмпирическим фактам, и с точки зрения политического идеала.

Классификация политологических направлений дается также по их идеологической направленности . На сегодняшний день основными идеологическим и доктринами являются либерализм, социализм, консерватизм.

Либерализм - идеология, в которой главной ценностью является индивид. Общество лишь средство для реализации интересов личности. Поэтому для теоретиков либеральной направленности характерно повышенное внимание к изучению роли человека в политике, его поведения, исследованию значения гражданского общества в формировании политических институтов, к поиску путей регулирования конфликтов в сфере политики, которые они считают обязательным условием социального прогресса.

Социализм как идеология исходит из того, что все социальные проблемы нужно решать исходя из первостепенной важности общественных интересов. Социалистически настроенные теоретики в формировании политических институтов отводят решающую роль населению, ищут пути для более широкого участия масс в управлении обществом.

Консерватизм является идеологией, призывающей с осторожностью относиться ко всяким преобразованиям. Исследователи, тяготеющие к консерватизму, с недоверием относятся к участию широких масс в политике, считая это делом элит. Они призывают к реализму в политике, обосновывают политические средства поддержания стабильности и порядка в обществе, высоко оценивают при этом роль государства.

Американская школа политической науки

В США политология имеет среди гуманитарных наук особенно высокий авторитет, в этой области работает большое число исследователей, также во многих вузах политология преподается как обязательная учебная дисциплина.

Основу современной политологии составляет американская политическая наука, основными направлениями которой являются:

1. системное изучение управленческой "пригодности" в контексте функционирования всей политической системы

2. анализ действенности политических решений, способов подбора и причин смены политических элит, выяснения уровней поддержки политической системы гражданским мнением

3. изучение эффективности демократии, и ее институтов

4. исследование проблем социально-политического развития слаборазвитых стран в пределах концепции "политической модернизации"

Центральным для современной политологической школы США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развитию новой теории по политическому управлению, политической модернизации.

Английская школа политической науки

Американская школа политологии оказала существенное влияние на политическую науку в Англии. В современном виде английская политология представляет собой новую отрасль гуманитарного знания, в которой все больше усиливается экономическая, социологическая, социально-психологическая направленность политических исследований. При этом особое внимание уделяется анализу английской политической системы, института выборов, механизма политического давления на правительство и парламент со стороны различных формальных и неформальных групп, психологии политического поведения избирателей и др. Центральными проблемами современной английской политологии являются: теория конфликта; теория согласия; теория плюралистической демократии.

Немецкая школа политической науки

В современной политологии Германии можно выделить три направления:

1. Нормативистская политология, базирующаяся на философском анализе моральных норм политической деятельности;

2. Позитивистско-бихевиористическая эмпирическая социология;

3. "Практика-критическая наука" о социально-политической власти.

Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях:

1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа.

Политическая школа Франции

Что касается Франции, то здесь политическая наука сравнительно молода. Как самостоятельная отрасль знаний она оформилась только после Второй мировой войны. Для политической науки во Франции более характерными являются:

1. теоретические, государствоведческие аспекты;

2. исследование политических процессов в рамках конституционного права.

Состояние современной политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Наиболее распространенными направлениями в политологии являются: изучение поведения избирателей и изучение политических партий.

Довольно широко изучается общественное мнение и очень сильны позиции политической науки в изучении конституционного права и государственных институтов.

А также сильные политологические школы сложились в Италии и Канаде . Активизировалось изучение политической науки в Бельгии, Голландии, Дании, Польше, Австралии.

И все же в данное время выделяют четыре основных зарубежных политологических школы. К ним относятся Англо-Американская, Французская, Немецкая и Польская.

1. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ -- разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики.

2. ФРАНЦУЗСКАЯ -- разработка проблем типологии политических режимов, легитимности партийно-политической инфраструктуры.

3. НЕМЕЦКАЯ -- компаративистський анализ политических систем, проблема функционирования гражданского общества и правового государства.

4. ПОЛЬСКАЯ -- концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической.

  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 200

ГЛАВА X. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДНЫХ ЭТАПОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ14

§ I. Классики марксизма-ленинизма, международное коммунистическое движение о переходных этапах революционного процесса.14 -

§ 2. Учет национальных особенностей классовой борьбы в концепции переходных этапов.40

ГЛАВА П." ПЕРЕДОВАЯ ДШКРАТЙЯ"- ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП

НА ПУТИ К СОЦИАЛИЗМУ63

§ I. Объективные причины появления концепции" передов ой демократий".63 -

§ 2. Общая характеристика" передовой демократии81 -

§ 3. Необходимостьюза народа Франции -решающее условие продвижения кциализму.123

Рекомендованный список диссертаций

  • Проблемы антимонополистической демократии в Мангеймской программе ГКП 1984 год, кандидат исторических наук Крышкин, Евгений Федорович

  • Некоторые проблемы борьбы коммунистической партии Великобритании за широкий антимонополистический союз (70-е начало 80-х годов) 1983 год, кандидат философских наук Власова, Ирина Борисовна

  • Борьба партии большевиков за студенчество в трех российских революциях 1984 год, доктор исторических наук Олесич, Нинэль Яковлевна

  • Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии 1984 год, кандидат юридических наук Якушик, Валентин Михайлович

  • Исторический опыт Великого Октября: общее и особенное в аспекте современной идеологической борьбы 1984 год, доктор философских наук Малафеев, Леопольд Федорович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка Французской Коммунистической Партией концепции переходных этапов революционной борьбы»

Научная и политическая актуальность темы." Одним из центральных вопросов стратегии и тактики коммунистических партий развитых капиталистических стран является проблема отыскания формы подхода или перехода к социалистической революции.

Появление новых форм подхода или перехода в современных условиях связано с укреплением и ростом революционных сил, преээде всего мировой системы социализма, с дальнейшим обострением общего кризиса капитализма, усилением рабочего и демократического движения внутри развитых капиталистических стран.

Одной из таких форм подхода или перехода в этом регионе является борьба за экономическую и политическую демократию. Борьба за демократию здесь может стать той объединительной основой, на которой соединятся различные потоки антимонополистического движения. Ее использование в целях победы социалистической революции строится на правильном учете основных тенденций мирового революционного процесса, на сочетании текущих, каждодневных задач с задачами социалистической революции.

Коммунистические и рабочие партии, в отличие от правых и "левых" оппортунистов, - отмечалось в Итоговом документе Мевду-народного Совещания коммунистических и рабочих партий 1969 года,-не противопоставляют борьбу за глубокие экономические и социальные требования, за передовую демократию, борьбе за социализм, а считают ее частью этой борьбы. Радикальные демократические преобразования, которые будут достигнуты в борьбе против монополий, против их экономического господства и политической власти, будут способствовать осознанию все более широкими массами необходимости социализма"*.

I. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий.

Документы и материалы. - М.:Политиздат, 1969, с.306.

Значительный опыт в разработке программы глубоких демократических преобразований накоплен Французской коммунистической партией. Действуя в условиях страны, имеющей богатые демократические традиции, мощное рабочее и демократическое движение, Французская коммунистическая партия внесла весомый вклад в разработку демократических программ. Серьезные теоретические исследования проводят французские коммунисты и в современных условиях.

Интерес к исследуемой проблеме объясняется также и прочными историческими связями, существующими между СССР и Францией, революционным рабочим движением этих стран. Как отмечал на конференции, посвященной 60-летию Французской коммунистической партии, академик А.Г.Егоров: "Диалектика истории такова, что проверенный и обогащенный в огне первой в мире победоносной социалистической революции, углубленный теоретической мыслью Ленина опыт Парижской коммуны. был использован Французским рабочим движением в процессе борьбы за создание и укрепление Французской компартии, в руководстве классовой борьбой"*. Особого внимания заслуживает период с 1958 по 1970 гг., когда французскими коммунистами была разработана концепция передового демократического строя, как переходного этапа на пути к социализму. В этот период в результате серьезного теоретического анализа появились такие важные программные документы, как "Манифест Французской Коммунистической партии", "Правительственная программа ФКП"2.

1. Вопросы истории КПСС, 1981, № 3, с.142.

2. Manifest du Parti communiste pour democratie avancee, pour une Prance socialiste. - Paris: Editions Sociales, 1969, Parti communiste francais. Programme pour un gouvernement democratique

DvUnion populaire. Changer de cap. - Paris: Editions sociales, 1971.

Необходимо отметить решающую роль французских коммунистов и в появлении "Совместной правительственной программы левых сил"*.

В эти годы французские коммунисты уделяли большое внимание изучению экономических и социальных проблем государственномонополистического капитализма, дали развернутую характеристик 2 ку современного этапа его развития.

Опыт, накопленный французскими коммунистами при разработке концепции "передовой демократии»," имеет и мезэдународное значение. В современных условиях большинство коммунистических партий развитых капиталистических стран ориентируется на прохождение промежуточных этапов революционной демократической борьо бы на пути к социализму.

Цель исследования и степень разработки данной проблемы. Автор поставил перед собой цель на основе анализа документов

1. Programme commun de gouvernement du Parti communiste francais et du Parti socialiste. - Paris: Editions sociales, 1972.

2. Traite marxiste d^Economie politique. Le capitalisme monopo-liste d4Etat. - Paris: Editions Sociales, 1971.

3. См.: Проблемы мира и социализма, 1973, $ 4, с.65; Проблемы мира и социализма, 1978, I*3 3, с.33; Hew program of the Party.-New York . 1970; Виммер Э. Ленинизм и перспективы нашей борьбы.-Проблемы мира и социализма, 1978, № 9, с.И

17; Франсис Р. Христиане и антимонополистический фронт в Бельгии. -Проблемы мира и социализма,1979, № 8, с.68-72; Енсен И. Программные задачи и конкретная ситуация. - Проблемы мира и социализма, 1978, № II, с.16-21; Сааринен А. За демократический поворот. - Проблемы мира и социализма, 1979, № 2, с. 20-25; Касвен Ханс И. Коммунисты Норвегии против монополий. -Проблемы мира и социализма, 1979, № 2, с.64-70; Potere,Politica Stato. Ciam. Pino. Roma, v 1967; Барма JI. Развитие, реформы, революция. - Проблемы мира и социализма, 1978, I? 4, с. 24-28.

Французской коммунистической партии раскрыть ее вклад в разработку переходного демократического строя на пути к социализму. Основными задачами исследования являются:

Рассмотрение проблемы общего и особенного в концепции передовой демократии.

Изучение объективных условий, определяющих необходимость данного переходного этапа борьбы.

Раскрытие содержания строя передовой демократии, характеристика его места и роли в революционном процессе.

Анализ Союза широких антимонополитических слоев, как важнейшего условия продвижения к социализму.

Критика буржуазных, реформистских и ревизионистских взглядов по данной проблеме.

За последнее время советскими учеными проделана большая работа по изучению стратегии и тактики коммунистической партии Франции в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма. Этому способствуют отношения дружбы и сотрудничества, существующие мевду КПСС и Ш1. Как отмечалось в Совместном коммюнике делегации КПСС и ФКП по итогам визита партийной делегации ФКП в Советский Союз в январе 1980 года: "Между советскими и французскими коммунистами существуют братские отношения дружбы и интернациональной солидарности, основанные на независимости, равноправии и невмешательстве. Обе партии считают, что различия в позициях и существующие расхождения не могут служить препятствием для их сотрудничества в достижении основных целей, являющихся для них общими."*

Среди трудов советских исследователей необходимо, презде всего, вццелить кандидатские диссертации В.С.Антипова*, О.А.Бур О Л R гало, Г.И.Носенко0, JI.А.Никитина, Ш.М.Окропиридзе, статьи и с монографию Р.С.Варфоломеевой.

Довольно подробно эта проблема освещается в монографии А.И. 7

Перминовой. Наряду с работами, специально посвященными проблеме соотношения борьбы за демократию и за социализм в политике ФКП за исследуемый период, данный вопрос рассматривался во многих научных трудах советских ученых, как один из вопросов исследования. о

Здесь необходимо отметить докторские диссертации А.Д.Залевского,

1. Антипов B.C. Разработка Французской Коммунистической партией проблемы сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм. -Канд. дисс. , Л. ,1970.

2.Бугало О.А. Некоторые актуальные проблемы борьбы Французской Коммунистической партии за демократию и социализм. - Канд. дисс.,М.,1976.

3. Косенко Г.И. Борьба Французской Коммунистической партии за подлинную демократию и подвод масс к социалистической революции. /1958-1968/ - Канд.дисс.,Киев, 1968.

4. Никитин Л.А. Некоторые вопросы стратегии и тактики Французской Коммунистической партии на современном этапе. - Канд. дисс.,М.,1974.

5. Окропиридзе Ш.М. Разработка и обоснование Французской Коммунистической партией перехода Франции к социализму. - Канд. дисс., М.,1969.

6. Варфоломеева Р.С. Борьба Французской Коммунистической партии за мир, демократию и социализм. 1945-1970. - М.:Мысль, 1972.

7. Перминова А.И. Боевой авангард трудящихся Франции. - М.: Мысль, 1980.

8. Залевский А.Д. Проблема подвода масс к социалистической революции в странах капитала. - Докт.дисс., Киев, 1973.

Н.Г.Крутько, кандидатские диссертации В.А.Зерецкого, В.С.Левоняна^, Я.Мацейчика^, монографии А.Малькова^, С.И.Черненко^, ряд 7 коллективных работ.

Здесь проблема соотношения борьбы за демократию и социализм изучается, как общая для всех высокоразвитых капиталистических стран. В той или иной мере она анализируется и в работах советских историков, экономистов, социологов; в частности, в коллек

R 9 тивном труде История Франции, работах Э.А.Арсеньева, Ю.В.Бори

1. Крутько И.Г. Место и роль современных демократических движений в борьбе за переход к социализму развитых капиталистических стран. - Докт.дисс., Минск, 1970.

2. Зарецкий В.А. Проблемы демократической альтернативы социально-экономической политике монополий в деятельности компартий развитых капиталистических стран Западной Европы. - Канд. дисс.,М.,1974.

3. Левонян B.C. 0 соотношении демократических и социалистических задач в современной революционной борьбе пролетариата зоны развитого кащтшш:зма - Канд.дисс., Киев, 1973.

4. Мацейчик Я. Современное Международное Коммунистическое движение о путях перехода к социализму стран развитого капитализма. - Канд.дисс.,М.,1973.

5. Мальков А. Исторический опыт КПСС - проблемы подготовки пролетарских революций в развитых капиталистических странах.-Ростов-на-Дону, 1974.

6. Черненко С.И. Пути подхода и перехода к социалистической революции в современную эпоху. - Днепропетровск, 1971.

7. Борьба Коммунистических партий за демократию и социализм.-М.гМысль, 1968; Проблемы современного коммунистического движения.-М.:Мысль,1972; Политические битвы в странах капитала. - М.:Международные отношения, 1969.

8. История Франции. В трех томах. - М.:Наука, 1972.

9. Арсеньев Э.А. Франция: проблемы и практика. - М.:Политиздат, 1978. т? я д соваА, Г.Г.Дилигенского, В.Ф.Коломийцева, В.И.Кузнецова,Р.Ф.

Матвеева, Н.И.Молчанова0, М.М.Перовича, Г.М.Ратиани0, В.П.Смир

1. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции /1917-1964/. - М.: Просвещение, 1966.

2. Дилигенский Г.Г. Рабочий класс на капиталистическом предприятии. -М.: Наука, 1969.

3. Коломийцев В.Ф. Рабочий класс и профсоюзы. - Франция в борьбе против монополий /1968-1981/.- М. :Профиздат, 1981.

4. Кузнецов В.И. Франция: экономика государственно-монополистического капитализма. - М.,1968.

5. Матвеев Р.Ф.В поисках точки опоры /Политическая теория и практика французской монополистической буржуазии/.-М.: Международные отношения, 1965.

6. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. - М.Международные отношения, 1972.

7. Петрович М.М. Государственно-монополистический капитализм во Франции. - Киев: Наукова думка, 1969.

8. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик. - М.: Мысль, 1980.

9. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. - М.:Высшая школа, 1979.

10.См.также: Франция /Экономика и политика стран современного капитализма/Под ред.Ю.И.Рубинского. - М.:Мысль, 1973; Доморацкая Э.И., Маклаков В.В. Государство и экономика /ор- . ганизационно-правовые аспекты/. - М.:Наука, 1981; Очнев

Ю.М. Государственное программирование развития экономики на примере Франции. - М.:изд.МГУ, 1979; Черников Г.Н. Финансовая олигархия во Франции. - М.,1966.

10 коммунистического движения, относящиеся к этому периоду*.

В вышеперечисленных работах дается общая характеристика строя "передовой демократии"; раскрывается сущность глубоких демократических реформ, осуществляемых в ходе его развития анализируются объективные и субъективные предпосылки появления данной концепции. Однако в них отсутствует теоретический анализ в свете дальнейшего развития марксистско-ленинской теории социалистической революции недостаточно раскрывается переходный характер данного этапа революционной демократической борьбы, совершенно не рассматривается изменение позиции §КП по этому вопро.су, определившееся в середине 70-ых годов. Следует отметить, что специальных исследований, посвященных анализу пере

I. Мировое коммунистическое движение. - М.: Политиздат, 1982; Ленинская теория социалистической революции и современность. - М.:Политиздат , 1972; Проблемы коммунистического движения. - М.:Мысль, 1979.

Красин Ю.А. В.И.Ленин и проблемы марксистской теории социалистической революции. Докт.дисс.,М.,1965; его же. Ленин. Революция. Современность. - М.:Наука, 1967; его же. Диалектика революционного процесса. - М.Политиздат, 1972; Теория социалистической революции: ленинское наследие и современность. -М.:Мысль, 1977.

Красин Ю.А. Лейбзон Б.М. Революционная теория и революционная политика. - М.:Политиздат, 1979; Ковалев A.M. Ленинская теория социалистической революции и современность. Докт.дисс., М.,1963; его же. Марксистско-ленинская теория социалистической революции и современность. М.: Изд.МГУ, 1967; его же.

Социальная революция. - М.:Высшая школа, 1969; Содержание и закономерности мирового революционного процесса. - М.: Изд. МГУ, 1974. ходного демократического демократического строя в советской литературе не имеется.

Хронологические рамки исследования - 60-70-е годы - обусловлены периодом ориентации Французской коммунистической партии на прохождение данного переходного этапа революционной демократической борьбы с ХУ по ХХП съезд Французской коммунистической партии. Причем основное внимание уделяется периоду 1968-1974 гг., когда были достигнуты крупнейшие успехи в этой борьбе.

Научная новизна и достоверность исследования. Опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма и документы Французской коммунистической партии, диссертант провел всесторонний анализ строя передовой демократии.

Методологической и теоретической основой диссертации является марксистско-ленинская теория социалистической революции и, в частности, анализ классиками марксизма-ленинизма переходных форм революционного процесса. При разработке проблемы изучался опыт международного коммунистического движения,особое внимание в диссертации уделяется анализу документов Коммунистического Интернационала, Международных Совещаний коммунистических и рабочих партий 1957, I960, 1969 годов, Конференции Коммунистических партий Европы 1976 г., Программы Коммунистической партии Советского Союза, ХХШ-ХХУ1 съездов КПСС.

Основными источниками при написании диссертации явились" документы Французской Коммунистической партии, в частности, материалы Х1У-ХХ1У съездов ФКП, Национальных конференций, Пленумов ЦК ФКП. В качестве источника использовались работы ее видных деятелей Генеральных секретарей и членов Политбюро ФКП: Мориса Тореза, Вальдека Роше, Жана Дюкло, Жоржа Марше, Жоржа Коньо, Этьена Фажона и др. Большой материал был получен на основе изучения периодической печати ФКП за данный период: газет L" HUMANITE" , "L"HUMANITE- DIMANCHE" » Журналов "CAHIERS % COMMUNIS!®", "ECONOMIE ЕТ POLITIQUE", "NOUVELLE CRITIQUE", " REVOLUTION", "FRANCE NOUVELLE;-;." При написании диссертации использовались и материалы, опубликованные в советской печати, газетах "Правда", "За рубежом", журналах "Проблемы мира и социализма", "Коммунист", "Научный коммунизм", "Новое время" и др. В подборе литературы для диссертации большую помощь оказал библиографический указатель "Французская Коммунистическая партия в борьбе за интересы трудящихся"* .

При анализе источников, по нашему мнению, необходимо проводить различие /хотя оно, конечно, очень часто условно/ документов, которые содержат, в основном, теоретические положения, от документов политического характера. Таким теоретическим документом у ФКП является, прежде всего, "Манифест ФКП", принятый в Шампаньи в 1968 г. Проблемы теории содержатся и в резолюциях съездов, хотя здесь они пересекаются с политическими вопросами. Явно политический характер носили, например, Правительственные программы ФКП и Компромиссно-политический /как результат соглашения с другими левыми партиями/ Совместная Правительственная программа. Вполне понятно, что марксистско-ленинская терминология в этих качественно разнородных документах применяется далеко не одинаково.

Практическая ценность исследования. Выводы и обощения диссертации, приведенный в ней фактический материал могут.быть

I. Французская Коммунистическая партия в борьбе за интересы трудящихся /1966-1976/. - М., 1978. использованы преподавателями научного коммунизма при изучении тем "Марксистско-ленинская теория социалистической революции и современность", "Основные принципы стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий", разделов, разоблачающих содержание буржуазных и оппортунистических теорий, искажающих содержание и закономерности развития революционного процесса.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на^Щра-ницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, спика источников и литературы. В первой главе "Методологические вопросы переходных этапов революционной демократической борьбы" исследуется проблема соотношения общего и особенного в концепции передовой демократии. Во второй *~1 ""Передовая демократ^"- переходный этап на пути к социализму" раскрывается исторические предпосылки и объективные причины появления концепции передовой демократии, на основе анализа документов ФКП дается общая характеристика строя передовой демократии, проводится анализ основных составных частей союза антимонополистических сил. В заключении формулируются основные выводы по диссертационной работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

  • Формирование революционной демократии Среднего Поволжья на пролетарском этапе освободительного движения в России 1984 год, кандидат исторических наук Закиев, Рустэм Мирфатыхович

  • Общие закономерности и особенности перехода от докапиталистических отношений к социализму 1983 год, доктор философских наук Жандосов, Жумамбек Кенжебаевич

  • Критика современных фальсификаций диалектики исторической необходимости и возможности социализма 1984 год, кандидат философских наук Фогт, Ульрих

  • Проблемы управления обществом в теоретическом наследии основоположников научного коммунизма 1982 год, доктор философских наук Гаевский, Борис Аркадьевич

  • Русская революционная демократия 60-70-х годов XIX века в освещении современной французской буржуазной историографии 1984 год, кандидат исторических наук Секиринский, Сергей Сергеевич

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Цыганков, Игорь Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разрабатывая концепцию передового демократического строя, французские коммунисты опирались на основные положения классиков марксизма-ленинизма о переходных этапах революционного процесса, на опыт, накопленный в этой области международным коммунистическим движением.

Необходимость данных этапов объясняется усилением неравномерности развития капиталистических государств в эпоху империализма. В развитых капиталистических странах эта неравномерность проявляется в несоответствии уровня зрелости объективных предпосылок и субъективного фактора социалистической революции. Ориентация на переходный этап революционной демократической борьбы объясняется также появляющейся при этом возможностью мирного перехода к социализму.

Переходный этап революционного процесса, по мнению классиков марксизма-ленинизма, представляет из себя борьбу двух противоборствующих тенденций, когда ведущий процесс или имеется или проявляется лишь в конечном счете.Будучи по своей сущности многовариантными, они могут,стать началом, "низшей" фазой социалистической революции или находиться (наряду с основными формами) в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Успех борьбы на этом этапе определяется подавляющим преобладанием революционных сил над силами контрреволюции, внешней поддержкой победившего социализма.

Учитывая общие закономерности развития революционного процесса, французские коммунисты принимали во внимание

In и специфические черты его проявления в условиях современной Франции.

Данная специфика характеризуется еще более тесным сближением борьбы за демократию и социализм в условиях третьего этапа общего кризиса капитализма, а также национальными особенностями развития французского общества:высокой степенью развития классовой борьбы трудящихся масс, богатыми демократическими традициями, значительным влиянием на политическую жизнь страны мелкой буржуазии и крестьянства.

В рассматриваемый период Французская Коммунистическая партия выдвигала в качестве первоочередной задачи установление строя передовой демократии. Речь идет о переходном этапе революционной демократической борьбы, в ходе которого значительно ограничивается экономическое и политическое господство монополий, повышается политическое и организационное единство народных масс, укрепляется руководящая роль рабочего класса и его авангарда Коммунистической партии, создаются условия для перехода к социализму. Основной движущей силой этого процесса, по мнению ФКП, является антимонополистический блок, включающий рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию и служащих, средние слои города, мелкую и среднюю немонополистическую буржуазию. В ходе его развития возникает возможность еще до решающей фазы социалистической революции вырвать из-под господства монополистической буржуазии некоторые рычаги государственной власти, развивать революционный процесс, действуя не только снизу, но и сверху; создаются новые органы народной власти, являющиеся выразителем воли блока антимонополистических сил.

Передовая демократия, как считали французские коммунисты в рассматриваемый период, есть наиболее вероятный переходный этап на пути к социалистической революции. Строй передовой демократии находится еще в рамках капитализма.Он не ставит задачей покончить с частной собственностью на средства производства, уничтожить эксплуатацию человека человеком, не предусматривает слом буржуазной государственной машины. Однако он выходит за рамки традиционной буржуазной демократии, имея переходный характер: в нем бок о бок существуют качественно разнородные элементы. Б области экономики, например, идет ожесточенная борьба между общественным сектором, находящимся под управлением блока антимонополистических сил и действующим в интересах прогресса и сохраняющимся монополистическим сектором и поддерживающими его силами. В этом смысле передовая демократия является комплексным политико-экономико-социальным процессом.

Ориентация на установление строя передовой демократии связана с усложнением революционного процесса, вступлением в революционную борьбу новых социальных слоев, отставанием в созревании субъективных предпосылок социалистической революции, усилением единого механизма эксплуатации и угнетения государства - монополии и носит условный (необязательный) характер. В современных условиях, по мнению ФКП, в высокоразвитых капиталистических органах демократические и социалистические задачи настолько сблизились, что переход к социализму может начаться сразу с разрешения основного противоречия между трудом и капиталом. Ориентация на установление стро$ передовой демократии должна отвечать делу развития классовой борьбы трудящихся.

Основным содержанием этапа передовой демократии является осуществление комплекса глубоких демократических реформ. Это реформы переходного типа. Они носят демократический характер, не ликвидируя основ эксплуатации человека человеком, но это преобразования, непосредственно вторгающиеся в сферу собственности и власти, решающим образом подрывающие экономическое и политическое господство монополистического капитала. Они проводятся в жизнь при решительной поддержке демократического правительства, возросшей активности народных масс, носят комплексный характер, затрагивая все сферы общества.

Задача значительного ограничения господства монополий, по мнению ФКП, над жизнью страны, не могла быть решена в узких рамках традиционной буржуазной демократии. Необходим переход основных рычагов государственной власти в руки демократических сил. Государство передовой демократии следует рассматривать, как революционно-демократическую власть переходного типа. Власть в руках народа явится мощным средством дальнейшего развития революции. Она нанесет удар по крупному капиталу через национализацию, путем борьбы против спекуляции и саботажа, других контреволюционных действий буржуазии, выполняя роль организатора демократических сил.

Успех демократической борьбы зависит от прочного союза между всеми демократическими партиями и организациями. Ведущее место в этом союзе должно принадлежать Коммунистической партии.

Как считала ФКП, не являясь еще демократией социалисjj тической, передовая демократия подорвет экономическое и *з

ISi политическое господство буржуазии, приведет к усилению классовой борьбы, поднимет политическое сознание трудящихся масс, упрочит ведущую роль рабочего класса и его авангарда - Коммунистической партии, поставит на повестку дня вопрос об окончательном разгроме сил реакции, о переходе к социализму. В ходе ее развития упрочатся классовые союзы. Здесь возможны будут частичные изменения. С одной стороны, отпадут временные попутчики, не выдержавшие испытания революционной борьбой, с другой - за счет подрыва массовой базы буржуазных партий в революционную борьбу вступят новые слои.

Ориентация на передовую демократию не отменяет необходимости свершения социалистической революции и установления диктатуры пролетариата, которые являются общими закономерностями на пути перехода от капитализма к социализму.

Осуществленная в середине 70-х годов стратегическая переориентация ФКП не отменяет возможности появления данных переходных этапов революционной борьбы. В то же время опыт, накопленный ФКП,свидетельствует о том, что успех борьбы за передовую демократию зависит, в первую очередь, от правильного подчинения демократических задач задачам социалистической революции, от развития массового народного движения, от силы и авторитета Французской Коммунистической партии.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Политология.

1.Предмет политологии, её основные категории,современная политологические школы.
2.Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование
3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция
4.Субъекты политики и политические субъекты .
5.Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики

_Тпологии власти(не менее 3-х)

9.Политическая власть:признаки и определения
10.Уровни проявления политической власти.
11.Проблемы политической власти


14.Структура модели политической системы В ТЕТР.

15.Функции политической системы



19.Генезис и эволюция понятия "государство"


22.Формы государственного устройства


25.Генезис понятия и современное представление о гражданском обществе
26.Генезис понятия и современное представление о правовом государстве
27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России
28.Теории элит
29.Политические элита как субъект политики
30.Политическая бюрократия,определение,сущность понятия "бюрократизм"

33.Типологии политического лидерства(не менее 3-х)

35.Политические лидеры современной России(+дать один портрет политического лидера)
36.Сущность и основные принципы современной демократии
37.Типы современной демократии
38.Проблемы демократизации современного Российского общества
39.Политическая партия:генезис понятия и определения
40.Функции политической партии как основного субъекта гражданского общества
41.Типологии партий и партийных стстем

42.Политическое сознание:характерные черты и определение
43.Особенности политического сознания россиян
44.Политическая идеология как вид массового сознания
45.Основные идеологические течения в современном мире
46."Общественное сознание" и "массовое сознание":сходства и различия
47.Политическая культура:понятие,место и роль в политической системе
48.Типология политической культуры
49.Особенности политической культуры россиян0.Политическа социализация:понятие и взаимоотношения с политической культурой
51.Политическое поведение:определение,виды,типы
52.Формы политического взаимодействия:политическая борьба,конфронтация,компромисс,консенсус
53.Девиантное поведение.Феномен толпы
54.Теории политических конфликтов
55.Политическое участие:понятие и объективное условие участия граждан в политике
56.Особенности политического участия россиян
57.Современные избирательные системы
58.Сравнительный анализ избирательных систем
59.Избирательная кампания:определение и этапы проведения

    Предмет политологии, ее основные категории, современные политологические школы .

ПРЕДМЕТ: П – системанаучных представлений о механизме формирования и функционирования политики, о закономерностях развития и взаимодействия политич. Систем, об особенностях существования полит. институтов и динамики полит.процессов.

КАТЕГОРИИ: политическая власть
политическая система
политический режим
политический процесс
политическое прогнозирование
политическое лидерство
политическая элита
политический плюрализм .m

ШКОЛЫ: 1.АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ - разработка проблем политической модернизации, стабильности политических конфликтов, внешней политики С.Ф.Хантингтон

2.ФРАНЦУЗСКАЯ - разработка проблем типологии политических режимов,легитимности партийно-политической инфраструктуры М.Дюверже

3.НЕМЕЦКАЯ - компаративистський анализ политических систем,проблема функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Фетчер).

4.ПОЛЬСКАЯ - концептуальное исследование политического жизни общества, главных направлений демократизации политической системы

2. Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование

Институциональный метод – полит. жизнь анализ. Сквозь призму деятельности полит. институтов.

Исторический – выявление связи настоящего – прошлого – будущего

Социологический – рассмотрение политики в ее обусловленности соц-экон, идеологическими и культурными отн.

Компаративный – сравнительный

2 направление в США – бихевиоризм(психологический подход) и структурно-функциональный анализ.(социологич.)

3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция

Термин «политика» порожден древнегреч. Политич. Мыслью и дословно значит «то, что относится к государству.»

Платон называл политику царским искусством. Аристотель толковал политику как публичную этику.(искусство управлять)

Макиавелли стал интерпретировать политику как деятельность по упрочнению государства.(искусство государя хзитро управлять)

В дальнейшем была разработана марксистская концепция:

Политика всегда детерминирована эконом.отн.

Политика – борьбв классов

Марксистскую концепцию дополнила концепция Вебера. Он считал политику проявлением обществ. Отнош. По поводу власти, но осн.идея в том, что политика – особый вид ЧЕЛОВЕЧ. Деят

Концепция Парсонса – соц. Механизм опр. Коллект. Целей и госструктура которые объедин.для полит.действий.

Можно выделить 4 периода:

Государствомоноцентристский период(госуд-во – носитель власти над людьми)

Период,когда наряду с гос-вом возникает гражд.общество с его субъектами.

Социополицентристский подход(идеи плюрализма,взаимодействия власти и соц.групп)

Период,когда гос-во все более оттесняется самоуправлением все более свобод.личностей.

4. Субъекты политики и политические субъекты

В полит.науке выявляют субъекты политики, которые имеют свои интересы и способность бороться за них.Свобода и самостоятельность.

1.Функциональные субъекты: армия,церковь,оппозиция,СМИ и т д.

2.Социальные субъекты:классы,слои,соц.,терр.,проф.общности,группы по интересам,семья.

3.Полит.субъекты по горизонтали власти:государство,парламент,правительство,суды,прокуратура,элита,лидеры.

Полит.субъекты гражд.общества:самоуправляющиеся организации,общ-полит движения,полит.партии,полит.лидеры и т д.

5. Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамерен-ное или вынужденное, военное или невоенное) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление окру-жающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов

6.Характеристика власти как общественной категории:закономерности проявления

Феномен власти,ее двойственность занимали умы философов,социологов,политологов.

Эта двойственность породила многочисл.концепции,объясняющие ее сущность.Их можно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные .

А-С: власть определяют как способность какого-л полит.субъекта навязать кому-л свою волю.

Р: акцентирует поведенческий аспект, трактуя власть как столкновение 2-х стилей поведения, в кот.одна сторона навязывает свою волю.

Коммуникативные подходы:в – механизм общения людей с целью согласования их действий при усл.преобладания общего интереса над частными.

Чтобы отношения власти возникли,необходимо как минимум 2 индивида. Власть начинается там, где начинается подчинение.В основе подчинения лежит неравенство людей.

8.Виды власти и их содержание

Экономическая власть (плутократия)(греч. Власть богатых) здесь речь идет не просто о богатстве,а о богатстве,превращенном во власть.ЭВ, основанная на богатстве, не выставляет себя напоказ.Силовой режим заключается в огромной способности к приобретению. Не прибегает к насилию.

Военная власть с древних времен. Оружие,враг,иерархия,дисциплина- главные понятия.Чем больше и лучше оснащены вооруженные силы,тем большая доля власти принадлежит им.Без противника ВВ утрачивает смысл своего существования. Цель военной власти – ведение войны.

Харизматическая власть носит теократический оттенок. В ХХв имеется ввиду идеологическая харизмаРодоначальники экстремистских,радикальных идеологий, осн. на иррациональной утопической идее.на подобных вероучениях осн.фашистская,национал-социалистическая,большевистская.

ХВ,связанная с индив.привлекательностью,осн.на личных достоинствах отличается от других типов власти.Базируется на способности убеждать.

Информационная власть

Власть страха(фобократия)

9.Политическая власть:признаки и определения

ПРИЗНАКИодимость 2-х индивидов.Власть начинается там, где начинается подчинение. В основе подчинения лежит неравенство людей: естественное,экономическое,социальное и т д

Субъектами могут мыть отдельный человек,организация.Субъекты необходимо обладать волей к власти,проявляющейся в способности отдавать распоряжения,команды,приказы.

Власть невозможна без подчинения,превращения субъекта в объект воздействия

ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Полит.власть(в УСС) – возможность целиком или частично распоряжаться госаппаратом.В ШСС – помимо гос.аппарата в полит.власть включают полит.субъекты гражд.общества и механизы обрат.связи.

10.Уровни проявления политической власти. Российская политическая традиция

Основателем общественно-политической мысли на Руси считают митрополита Илариона (XI в.) и его произведение «Слово о законе и благодати», основная идея которого – благотворность вхождения русского народа в семью христианских народов, а главные цели – восхваление князя Владимира Святославича, В «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.) впервые в русской литературе сформированы задачи княжеской власти: князь должен добиваться мира в своем княжестве, не позволять сильному обижать простого человека, укреплять военное могущество государства, быть верным слову, данному своим братьям (князьям), избегать междоусобиц. Идеи единства русской земли, сильной княжеской власти, недопустимости вражды между князьями проходят через такие литературные произведения XII–XIII вв., как «Слово о полку Игореве», «Задонщина».

Наиболее полным и ярким воплощением идеи величия Московского государства сформированная в начале XVI в. псковским монахом Филофеем теория «Москва – третий Рим», согласно которой история человечества представляет собой историю трех великих государств, чья судьба определена волей бога. Первое (Рим) пало из-за ереси, второе (Византия) заключило греко-католическую унию и в результате было завоевано турками. «Третьим Римом» должна была стать Москва – хранительница православия

В XVIII в. идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). По его мнению, народ сам для собственного блага заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя.

Русская политическая мысль развивалась одновременно с развитием государственности. На Руси не было реформации, которая прошла в Европе. Не было и перемещения политических воззрений на человека, его естественные права.

12.Легитимность как основная проблема власти

Проблема легитимности власти. Легитимный порядок в обществе – важнейшая политическая ценность. Упорядочение общ.отношений лежит в основе полит.деятельности.Решающим фактором,влияющим на степеть упорядоченности полит.отношений,явл.динамика соц.интересов разных групп общества.Полит.порядок не может поддерживаться без сотрудничества разных полит.сил. При отсутствии полит.порядка усиливается кризис полит.власти; люди все меньше связывают надежду на защиту собств.интересов с существующим полит.режимом. Это оборачивается отчуждением человека от полит.процесса. Устанавливается чисто принудительный контакт гражданина с государством.

13.Политическая система:определения и характеристика(динамичность,статичность,стабильность)

ПС – целостная упорядоченная совокупность полит.институтов,полит.ролей,отношений,процессов,принципов полит.организации общ.,подчиненных кодексу полит.,соц.,юрид.норм, историч.традициям и установкам конкретного полит.режима.

ПС можно различать по характеру связей между ее элементами. Андреев различает целостную и суммативную системы

Ц – элементы тесно взаимосвязаны, органически соединены.

С – целое,свойство которого равно сумме свойств его частей.

От состояния общ.отношений, уровня развития общества зависит,будет ли динамичной,статичной или застойной ПС.

Динамизм- определяет способность системы развиваться,адаптироваться к изменениям в обществе и реагировать на эти изменения.

Статичные системы вынуждены противодействовать развитию общества,вступать с ним в конфликт

Стабильность – полит.идеал,обществ.ценность. стабильность неотделима от демократии.

14.Структура модели политической системы

Основатель теории полит.систем – Д.Истон. Им были сформулированы и принципы устойчивости ПС:

ПС должна быть открытой,но сохранять черты,определяющие ее облик.

ПС должна быть достаточно закрытой,чтобы противостоять разрушительным влияниям.

ПС должна быть «саморегулирующейся», сохраняя баланс сил на входе и выходе.

Модель истона использ.как метод.пособие для анализа полит.систем других государств.Вход – это требования общ.к соц и пол институтам.Полит.процесс- процесс преобразования инф.полученной на входе и подготовке ее на выход.Привратники

15.Функции политической системы

Определение целей развития обществ – предполагает обозначение ориентиров, от которых зависит изменение властных полномочий,институтов,развитие демократии и т д

Властно-политическая интеграция общества - все осн.действия в обществе должны протекать в опр. Рамках. Общеобязательность госуд.велений, о придании политике обществ.авторитета.

Регулирование режима общественно-полит.деятельности – установление таких способов поведения и деятельности людей,групп и т д, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов.

Легитимизация полит.режима – соответствие реальной полит.жизни официальным полит.и правовым нормам.

16.Характеристика политического режима

Определяя понятие политический режим, необх.сделать акцент не на том,кто правит,а на том,КАК правит,каким образом и в чьих интересах. В результате взаимодействия всех компонентов полит.системы в обществе складывается опр.порядок, в котором единство полит.организации общества,системы методов осуществления власти,системы прав и свобод образует новое полит.явление – полит.режим. Если форма правления отвечает на вопрос КТО ПРАВИТ, то режим отвечает на вопрос КАК ПРАВИТ. Режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию полит.системы. Режим представляет собой совокупность властных структур,позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. ПР – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках полит.системы и поддерживают ее стабильность,учитывая соц.интересы и используя специф.методы.

17.Признаки основных политических режимов современности

По методам осуществления власти режимы делятся на 3 типа: демократический, авторитарный,тоталитарный.

А: правит один или небольшая группа;беспрекословное подчинение граждан власти,исключает широкое обсуждение перед принятием полит.решений,критику полит.курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки с общественностью,обществ.мнение почти не учитывается властью. В гос.аппарат подбираютсясключительно сторонники правящей верхушки,нарушаются права человека.

Д: Осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Предполагает: разделение и выборность власти,строгая законность,гарантия прав и свобод человека.

Т: Признаки:

Тотальный гос.контроль над обществом,

всеобщая монополизация и централизация власти в руках правящего меньшинства,

система жесткого полицейского контроля над всеми гражданами,

идеология общества на основе единой госуд.идеологии,

унификация и регламентация полит.,обществ.и духовной жизни общества.

Господство единой правящей партии,которая является ядром ПС.

18.Политический режим в России:эволюция и особенности

Режим «управляемой демократии».Особенности:

Ассиметрия власти в пользу главы государства и его аппарата

Слабость партийной системы(партиям пока не удалось стать осн.посредником между властью и обществом,они обслуживают интересы опр.элит)наибольших полит.успехов добиваются партии,которые поддерживает Кремль.

Отсутствие независимой системы правосудия – судебные решения принимаются под давлением властных структур

Всевластие чиновничества – мешают свободе предпринимательства, препятствуют становлению малого и средного бизнеса.

ЭВОЛЮЦИЯ:процесс становления полит.режима происходил под влиянием 2-х начал:азиатского деспотизма и некоторых вкраплений демократического начала(дем.республика в Новгороде и Пскове). Преобладало тоталитарное начало, но в процессе политических реформ пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора вновь поглощалось тоталитарным.

11-12вв – республики в Нов. И Пскове.Верховный орган власти – вече.Народ решал все вопросы, относящиеся к устройству государства.Вече избирало посадника и тысяцкого,которые возглавляли правительство.Князь не имел права вести войну без согласия вече.

Монголо-татарское нашествие нанесло удар по вечевому строю Руси.Местное самоуправление замирает.Режим восточной деспотии.

После освобождения – власть князя, но она ограничена Земским собором и Боярской думой.

При Иване Грозном усилились тоталитарные тенденции.Распущено вече,ликвидировано самоуправление.

Но безраздельное самодержавие было установлено Петром 1. Лишь Александр 2 – реформатор.Был убит в тот день когда хотел подписать конституцию..

Во время революции 1905-07 – Россия-констит.монархия.1917-демократическая республика.в 1917 возникла ситуация выбора пути: демократия(оставить Учр.Собр) или тоталитаризм (созд.Советы)

1985г – кризис тоталитарного режима,Горбачев объявил перестройку.охлократический режим.

19.Генезис и эволюция понятия "государство"

20.Современные представления о государстве:признаки и определения

Развитие представлений о гос-ве шло по 2-м линиям – этатистской и антиэтатистской. До 18в-по первой,после – по 2.

Т.Мор и К.Маркс считали что любое правительство – комитет богатых,созданный, чтобы угнетать бедных.

Понимание сущности государства зависит от теоретического подхода к нему. При нормативном подходе гос-во трактуется как совокупность норм,регилирующих поведение гражждан.Для институционального подхода характерно толкование гос-ва как воплощения власти,как ее института. Общая тероия гос-ва сложилась к концу 19в и именовалась юридической.согласно теории трех элементов гос-во сущ.там,где есть народ,территория и гос.власть.в совр.мире гос-ва разнятся,но имеют общие признаки:

Отделение публич.власти от общества,появление слоя профессионалов-управленцев.

Территория.Законы распр.на людей,прожив.на опр.территории

Суверенитет т.е.верховная независимая власть на опр.территории.

Монополия на легальное приминение силы,физ.принуждения.

Право на взимание налогов с населения.

Обязательность членства в государстве.человек получает гражданство с рождения.

Роль госуд-ва в международном праве.Гос-во изменяется вместе с обществом,часть которого оно составляет.Традиционные госуд-ва возникли стихийно,на основе соблюдения обычаев,уходящих корнями в древность.Они имели институционально неограниченную власть,отрицали равноправие всех людей.Конституция придает гос-ву легитимность,так как она принимается с согласия подав.большинства. Конституции как правило состоят из 2-х частей.1-нормы взаимоотношений граждан и государства,во 2-описываются характер гос-ва(республика,монархия,федерация и т д),статус различных властей. Первые конституции были приняты в США и Франции. В совр.мире лишь неск-ко гос-в не имеют конституций(Великобритания,Израиль,Саудовская Аравия…)

21.Функции государства, их реализация

Принято выделять внутренние и внешние функции. К внут.относятся политическая,правовая,организаторская,экономическая,социальная,образовательная,культурно-воспитательная.

Полит.функция – поддержание всеобщего порядка,полит.стабильности,устан.отношений с полит.партиями и др.обществ.институтами в связи с формированием гос.структур,реализацией властных полномочий…

Правовая функция – правотворчество,выработка правовых норм,разработка и принятие законов. Правовые нормы – это правила поведения,санкционируемые гос-вом.

Организаторская функция – координация деятельности полит.субъектов,осуществление контроля за соблюдением законов.

Экон.функция – выработка и осуществление налоговой политики,выделение кредитов,использование экономич.санкций и стимулов для развития тех или иных отраслей промышленности.

Социальная функция – удовлетворение потребности граждан в труде,жилье,поддержании здоровья,соц.защита…

Образовательная функция – демократизация образования,обеспечение его непрерывности,предоставление людям равных возможностей для его получения.

Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов граждан,формирование у них высокой духовности.

Внешние функции – защита границ,вынужденной вмешательство в дела других государств,поддержание и развитие межгосударственных отношений,регулирование внешней торговли…

23.Формы государственного управления

Монархия(абсолютная,парламентская) и республика(президентская,парламентская,смешанная)

В монархии формальный источник власти – одно лицо.Глава гос-ва получает свой пост по наследству.Абсолютная – всевластие главы государства,конституционная – полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционные монархии подразделяются на дуалистические(монарх наделен преимущественно исполнительной властью) и парламентские(монарх фактически обладает представит.функциями и частично исполнительскими. Большинство совр.монархий – парламенсткие.

В республиках источник власти – народное большинство,высшие органы власти избираются гражданами. Отлич.черты парламентской республики – образование правит-ва на парлам.основе. Парламент осуществляет по отн.к правительству ряд функций:

Формирует и поддерживает его

Издает законы

Осуществляет контроль над правительством

Критикует правительственную политику,предоставляет альтернативные варианты правительственных решений..

Президентская республика – президент одновременно и глава госуд-ва и глава правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом.

Полупрезидентская республика. Клиссич.образец – Франция. Президент избирается прямым голосованием,может сам издавать некоторые законы,может распустить парламент.. президент и правительство должны отчитываться перед парламентом.

24.Государственное устройство и баланс властей современной России

Гос.устройство: в соответствии с Конституцией РФ РФ – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Полупрезидентская республика.

Власть осуществляется на основе разделения властей.

Полномочия президента по Конституции РФ непомерно велики и многогранны.

Ограниченность полномочий Совета Федерации

27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России

Становление гражданского общества является актуальной проблемой для России т к в данный момент деятельность нашего государства направлена на построение демократии,а без гражданского общества демократия невозможна. Возрастающая роль гражданского общества была подчеркнута в послании Путина Федеральному собранию в 2004г.

По характеру доминирующей роли государства Россия была ближе к восточному типу обществ.Гос-во выступало основным инициатором формирования общественных институтов.Самостоятельность снизу ограничивалась. Отсюда зыбкость права и отношений собственности.. В результате традиционное общество России плохо развивалось снизу,путем естественной эволюции. Любой институт был привязан к государству.например церковь.В России не формаровалось третье сословие. Русские дореволюционные мыслители делали акцент не на правах а на обязанностях личности перед общественностью.

28.Теории элит

Термин элита получил распространение в начале 20в. Первые концепции элит связаны с именами Моска, Парето,Михельса. Моска попытался доказать неизбежность деления общества на 2 неравные по соц.положению группы.он назвал элиту политическим классом. Он отметил 2 тенденции в его развитии.закрытость – аристократическая элита и открытость – демократическая элита. Парето остановил внимание на анализе особых качеств элиты:психологических и социальных. Элиту он разделил на правящую и контрэлиту.

Концепция Михельса близка к концепции Моски,но он сделал акцент на исследовании соц.механизмов,порождающих элитарность. Эти концепции дали толчок исследованиям групп,руководящих государством. Современные концепции элит многообразны,но у них есть общие черты:

Любая демократия – господство хорошо организованного меньшинства над большинством,осуществляемое при формальном согласии большинства.

Представители элиты не являются типичными представителями управляемых масс. В Америке в основном обеспеченные,получившие дорогое образование,имеющие престижную работу…

Властвующая элита не состоит из людей,правящих в одиночку.советники,консультанты…

31.Политическая элита современной России

Соврменная российская элита родом из партийно-бюрократической номенклатурной системы. Суть этой систему – назначение лиц на значимые должности по рекомендации,сверху. Последнее поколение советской элиты было весьма неоднородным. Номенклатуре разрешалось делать то, что другим запрещалось и извлекать из этого прибыль:создавать совместные предприятия,получать льготные и беспроцентные кредиты…гос.элита и бюрократия приватизировали те гос.структуры,которыми они распоряжались.

4 этапа трансформации российской элиты:

1.латентный – время изменения общеполит.сознания,создание условий для включения советской элиты в новые виды деятельности

2.период конверсии. Появляются новые сферы деятельности – публичная политика и бизнес. Некогда монолитная советская элита разделилась на элиту экномическую и политическую.

3.период конфронтации. Распад СССР и переход к рыночной экономике потребовали новых акторов и поэтому происходит политическая фрагментация элит.

4.период стабилизации. – силой введены новые правила игры, не позволяющие ни одной элите занять доминирующее положение

32.Политический лидер и политическое лидерство:понятие и концепции становления

Лидер в переводе с английского значит ведущий. Лидеры ведут за собой различные общности. Возникает вопрос о различиях слов лидер и руководитель.

Лидер выдвигается стихийно,благодаря авторитету,а руководитель назначается. Лидер – непременно личность,а руководитель – продукт сознательного кадрового подбора. Лидерство нестабильно,его надо постоянно подтверждать. Руководство стабильно,оговорено законами…неформальных лидеров часто именуют вождями. Но есть разница:лидер опирается на команду сторонников,вождь опирается на узкий замкнутый круг людей; лидер генерирут идеи,определяет методы достижения целей,вождь заменяет управление приказами,желаниями..с понятием лидер тесно связано понятие лидерство. Лидерство – сложное взаимодействие лидера и его ведомых. Политический лидер – тот кто способен изменить ход событий и направленность полит.процессов.ПЛ активизируют полит.процессы в обществе.

ПЛ – ПОСТОЯННОЕ ПРИОРИТЕТНОЕ И ЛЕГИТИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЛИЦ,ЗАНИМАЮЩИХ ВЛАСТНЫЕ ПОЗИЦИИ НА ВСЕ ОБЩЕСТВО,ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ ГРУППУ.

Концепции: ситуационная,психологическая,интерактивный анализ. Подходы к понятию лидерства:

1.психологический. концепция Лассвела,который мотивы полит.поведения объясняет в традициях психоанализа. Главный мотив – жажда власти. Мотивами могут быть деформации психики и психологические напряжения.Лассвел пресдедовал 2 цели:во-первых дополнить марксистский анализ общества элементами фрейдизма и найти скрытый психологический подтекст участия масс в революционном и рабочем движении,стремления лидеров к неограниченной власти.

Компенсаторная теория – комплекс неполноценности в дестве компенсировался умением властвовать над умами людей. По методике Адлера и Лассвела в США до сих пор создаются политические портреты лидеров.

2.социологический подход.Классики такого подхода – Ленин и Михельс.

С точки зрения Ленина вожди – самые активные представители класса с ярко выраженными общественными интересами

33.Типологии политического лидерства(не менее 3-х)

1. Типология Вебера . Основание типологии – основа легитимности власти.

1)традиционное т е основанное либо на наследовании власти либо на традициях.

2)рационально-легальное т е полит.власть получена на основе демократических выборов.

3)харизматическое т е осн.на вере народа в сверхъестественные качества вождя.

2 .Типология Такера .Основание – цель воздействия лидера на общество.

1)консерватор – сохранение общества в неизменном виде

2)реформатор – радикальное преобразование общества

3)революционер – переход к принципиально новой политической системе.

3. Типология Лассвела. Основание – место лидера в полит.руководстве.

1)администратор – управленец

2)агитатор – способен влиять на людей,хороший оратор.

3)теоретик – способен выдвинуть значительную идею,разработать программу ее претворения в жизнь.

34.Проблема политического лидерства в нашей стране.Политический менеджмент

Для развитой демократии характерен конструктивный тип полит.лидерства, когда избиратель оценивает содержание программ претендентов, но у нас не развитая демократия

В полит.жизни России 2 вида лидеров: идеалисты и прагматики.И – отстаивают утопические идеалы,намечают грандиозные,но недостижимые цели.

П – довольствуются апробированными образцами полит.поведения, обещая вскоре решить самые болезненные проблемы. Ни первые ни вторые не могут нас устроить.

Работа в региональных администрациях и т д. Имидж политического лидера – это тот образ, который возикает в общественном сознании в результате воздействия на социум личности лидера, прежде всего через СМИ.

36.Сущность и основные принципы современной демократии

Понятие демократия было в связи с установлением демократии в Афинах. Необходимо учитывать различные смысловые оттенки.

1- разновидность организации государства, кога властью обладает не одно лицо, а все граждане пользуются равными правами на управление государством.

2 – форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов.

3 – определенный тип мировоззрения. Ценности: равенство,свобода,плюрализм.

4 – соц.движения,направленные на осуществление демократического идеала.

Д – явление, находящееся в постоянном развитии.

Борьба за демократию составляет главное содержание современной эпохи. Слово гласность означает возможность напрямую обращаться к общественности..Г – важнейший принцип Д.

Принципы Д:

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ

НАЛИЧИЕ ОППОЗИЦИИ

ПРИНЦИП СВОБОДЫ КРИТИКИ

ПРИНЦИП ПОДЧИНЕНИЯ МЕНЬШИНСТВА БОЛЬШИНСТВУ

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ

Неукоснитльное соблюдение этих принципов порождает в личности чувство человеческого достоинства, сознание независимости и ответственности за свою судьбу.

39.Политическая партия:генезис понятия и определения

Термин партия ведет свое происхождение от латинского партис – часть. Процесс формирования партий уходит корнями 17в. Первоначально они представляли собой не сплоченные организации а скорее клубы, объединения единомышленников. Поставщики полит.элиты.

ПП – это общественная организация, которая ставит целью продвидение своих представителей в структуры гос.власти.

ПП – организованная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных идей.

40.Функции политической партии как основного субъекта гражданского общества

Отбор и рекрутирование полит.лидеров на посты.

Углубление связей и отношений между различными ветвями власти, местными и центр.органами управления

Полит.социализация граждан, формирование у них навыков участия во властных отношениях

Наиболее ярко патрии демонстрируют свои функции в предвыборной и избирательной кампаниях.

41.Типологии политических партий.

В основание типологий кладется идейная платформа

Доктринальные(ориентированные на защиту чистоты своей доктрины)

Прагматические(на практическую целесообразность)

Харизматические(люди объединяются вокруг лидера)

Доктринальные принято подразделять на религиозные и идеологические

По количеству:массовые,кадровые

Строго централизованные

По месту в полит.системе страны:

Парламентарные

Радикально-оппозиционные

Авангардные партии

Монопольно-государственные-субъекты тоталитарных режимовШпаргалка политологии в российском обществе. Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со... научных и преподавательских кадров политологов , установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения...