Несправедливый правитель. Хадис о сопротивлении правителям

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Многие люди в наше время считают, чуть ли не приближением к Всевышнему Аллаху порочение правителей мусульман, что они делают на общих собраниях, на пятничных проповедях и т.п., и дело дошло до того, что в этом стали принимать участие даже некоторые мусульманки на различных интернет-форумах. А почему бы им не задуматься над словами Всевышнего Аллаха, сказавшего: (аль-Ан’ам 6: 129).

В отношении этого аята Къатада говорил: “Аллах дает власть над людьми в соответствии с их делами! Верующий правит верующим, где бы они ни были и когда бы они ни были, а кафир правит кафиром, где бы они ни были и когда бы они ни были!” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” № 7899, “Тафсир Ибн Касир” 2/446.

Мансур ибн Абиль-Асуад рассказывал: “Я спросил А’маша об аяте: «Так Мы позволяем одним несправедливым править другими за то, что они приобретают» Что ты слышал из того, что говорят об этом аяте?!” Он ответил: “Я слышал, как об этом говорили: «Если портятся люди, то власть над ними дается наихудшим!»” См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 3/358.

Малик ибн Динар говорил: “Каждый раз, когда вы совершаете грехи, Аллах посылает вам со стороны ваших правителей наказание!” Абу аш-Шейх. См. “Тафсир ад-Дурруль-мансур” 8/395.

Почему бы в таком случае мусульманам не ругать и винить также самих себя, ведь такие правители стали во главе исламской уммы по причине порочности самих мусульман!

Одно дело, если бы они говорили о том или ином заблуждении правителя в каком-либо религиозном вопросе, в чем нет никакого упрека, ибо подобное часто делали и саляфы, опровергавшие правителей, в случае, если они искажали какое-либо шариатское положение. Например, сообщается, что когда халиф Маруан ибн аль-Хакам стал начинать праздничные молитвы (аль-‘ид) с проповедей, а не намаза Абу Са’ид, да будет доволен им Аллах, потянул Маруана за руку и сказал: “Почему ты не начал с молитвы?!” На что Маруан ответил: “Нет, о Абу Са’ид! То, что ты знаешь оставлено!” Абу Са’ид на это сказал: “Напротив, клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, вы не явитесь с тем, что лучше того, что я знаю!” , повторив свои слова трижды. аль-Бухари 304, Муслим 889.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.

Таким образом, разъяснение ошибки правителя – дозволенно и даже необходимо! Но что касается ругани и порочения правителей мусульман за совершения грехов, нечестие и несправедливость, то это совсем иное, и шариат это строго запрещает! Достаточно в качестве довода одного сообщения, которое передал Анас ибн Малик, сказавший: “Взрослые из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещали нам порочить правителей, и они говорили: «Не ругайте ваших правителей, не проявляйте к ним обмана и не ненавидьте их! Бойтесь Аллаха и терпите, ибо поистине, облегчение близко!»” ат-Табарани в “аль-Кабир” 7609, Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1015, аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 6/96. Шейх аль-Альбани, доктор Басим аль-Джауабра и доктор Ридауллах аль-Мубаракфури подтвердили достоверность иснада.

В этом хадисе ясное и прямое указание на то, что среди сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) было единогласное мнение (иджма’) относительно того, что ругать правителей мусульман запрещено! И нет в этом сообщении исключения, и речь идет не только о твоем личном правителе, но о любом правителе мусульман. Шейх ‘Абду-Ссалям ибн Барджис говорил: “В этом сообщении указание на то, что старшие из числа сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были единогласны в запретности ругани правителей мусульман! И этот запрет от них, да будет доволен ими Аллаха, не является следствием возвеличивания самих правителей, как таковых. Поистине, смысл этого запрета в той великой ответственности, возложенной на правителей шариатом. Ведь ругань правителей ведет к тому, что им не будут повиноваться даже в благом и это послужит отвращением от них сердец народа, что повлечет анархию, которая обернется для людей только лишь злом!” См. “Му’амалятуль-хукам” 75.

То, о чем говорил шейх истина, что имеет подтверждение в словах саляфов. ‘Абдуллах ибн ‘Укайма однажды сказал: “Никогда никому не буду помогать в убийстве, после смерти ‘Усмана” . Его спросили: “А ты принимал участие в убийстве ‘Усмана?!” Он ответил: “Я считаю, что разговоры о его недостатках были содействием в его убийстве” . Ибн Аби Шайба 12/47, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 6/115. Иснад достоверный.

Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я был вместе с Абу Бакратом возле минбара Ибн ‘Амира, который давал хутбу в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: “Посмотрите на нашего правителя, который носит одежду нечестивцев!” И Абу Бакрат сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах!» Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Т.е. этот Абу Биляль посчитал, что одежда, которую надел правитель была из шелка.

В этом хадисе содержится указание на ясный запрет порочить правителя мусульман!

Также другой сподвижник посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – ‘Умар аль-Букали говорил: “Если у вас будут правители, которые будут повелевать молитву и закят, то вам дозволено совершение молитв позади них и запрещено их ругать!” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 1/203, Абу Ну’айм в “Марифа ас-сахаба” 4/202. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.

О том, что ‘Умар аль-Букали был из числа сподвижников говорил хафиз Ибн ас-Сакан. См. “аль-Исаба” 7/152.

‘Аун ас-Сахми рассказывал: “Однажды, когда я пришел к Абу Умаме, он сказал мне: «Не ругай Хаджаджа, ибо поистине, он твой амир, хоть мне он не амир»” . аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 7/18.

Т.е. Абу Умама был в то время в Шаме, а Хаджадж был правителем в Ираке.

И в этом сообщении также ясное указание на то, что запрещено ругать не только своих правителей, но правителей мусульман в общем!

Абу Хамза ад-Даб’и рассказывал: “Когда до меня дошло, что Хаджадж попал в Каабу огнем (во время сражения с Ибн аз-Зубайиром), я вышел к Ибн ‘Аббасу, и когда стал ругать при нем Хаджаджа, Ибн ‘Аббас сказал: «Не становись помощником для шайтана!»” аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” 8/104.

Му’аз ибн Джабаль говорил: “Правитель мусульман становится им с позволения Всевышнего Аллаха, и тот, кто ругает правителя, тот ругает веление Аллаха Всевышнего!” Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 1/404.

Ведь ругань и порочение правителей – это качество хариджитов. ‘Укба ибн Уасадж рассказывал: “Мне рассказывали о хариджитах и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда я встретил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!»” Ибн Аби ‘Асым 933, аль-Баззар 207. Шейх аль-Альбани сказал, что этот хадис достоверный, соответствующий условиям аль-Бухари.

Ругань правителей мусульман – это признак лицемерия. Абу ад-Дарда сказал: “Поистине, первое проявление лицемерия человека – это ругань в адрес правителя мусульман!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 21/287.

Саляфы делали ругань правителей мусульман признаком приверженцев нововведений. Имам аль-Барбахари сказал: “Если ты увидишь человека, который поносит правителя мусульман, то знай, что он приверженец своих страстей. А если ты увидишь человека, который просит у Аллаха блага для правителя, то знай, что он приверженец Сунны” . См. “Шарху-Ссунна” 113.

Запрет порочить правителей мусульман или же побуждение обращаться за них с мольбой, не означает, что надо их восхвалять, нет! Это не одно и то же. Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя” . Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы, и города!” См. «аль-Хилья» 8/91 и «Табакъат аль-ханабиля» 2/36.

Абу Усман аз-Захид говорил: “Делай наставление правителю и обращайся за него с мольбой, чтобы он был праведным и следовал прямому пути в делах, словах и принятии решения! Ведь поистине, если правители станут праведными, то по этой причине праведным будет и народ. И остерегайся проклинать правителей, ибо они увеличат свое зло и горе для мусульман! Но проси для них прощения и чтобы они оставили зло и причинение вреда мусульманам!” аль-Байхакъи в “аль-Джами’ ли шу’аб аль-иман” 13/99.

Ругань правителей мусульман – это то, что влечет зло и горе для самих мусульман. Абу Миджляз говорил: “Ругань правителя – это гибель!”

Абу Исхакъ ас-Саби’и говорил: “Какой бы народ не начинал ругать своего правителя, он обязательно лишался его блага!” Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” 1/405, Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 21/287.

Это как раз то, что мы видим — результат ругани и проклинания правителей мусульман!

Абу Идрис аль-Хауляни говорил: “Остерегайте ругать правителя, ибо – это гибель! Поистине, ругающие их – худшие из худших!” Ибн Занджауайх в “аль-Амуаль” 1/78.

Обратите внимание на то, кем считали саляфы ругающих правителей!

Имам аль-Мунауи, в комментарии к хадису о запрещении порочить правителя мусульман, сказал: “Саляфы предостерегали от того, чтобы проклинать правителей, ибо поистине, это лишь увеличивает зло и горе для мусульман!” См. “Файдуль-Къадир” 6/499.

Многие имамы этой общины составляли даже отдельные труды и отдельные главы, в которых они приводили сообщения от саляфов о запрете ругать и порочить правителей мусульман.

Однажды Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри, который стал правителем Мекки еще в 83 году по хиджре во время хутбы сказал: “Я клянусь Аллахом, кого бы ни привели ко мне из числа тех, кто ругает своего правителя, я обязательно повелю его распять!” Ибн аль-Джаузи в “аль-Мунтазым фи тарих аль-мулюк” 6/299.

Все это указывает на серьезность и не дозволенность ругани и порочения правителей мусульман!

Так пусть же каждый мусульманин, заявляющий о том, что он из ахлю-Сунна и что он саляфит, следует тому, на чем были саляфы этой общины, оставив свои страсти! А что касается того, кто зная обо всем упомянутом, продолжает порочить правителей, пусть даже они нечестивы и грешны, тот отклонился от прямого пути и ослушается Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!

У меня вопрос к таким людям:

Представьте, что кто-то из вас совершил какую-то мерзость или грех перед несколькими людьми, после чего кто-то из увидевших это за вами встал и на пятничной хутбе рассказал об этом, упомянув ваше имя. Скажите ради Аллаха, понравилось бы вам это?! Конечно же нет, так как это не понравится никому! А что тогда сказать об обсуждении того, кому Аллах дал власть, на глазах у всего народа за его спиной?!

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Люди обязаны удерживаться от обсуждения недостатков правителей мусульман, и не заниматься их порочением. Наоборот, они должны просить Аллаха укрепить правителя на истине. Поистине, в ругани правителей мусульман великое зло и вред, как для общества, так и для отдельных людей. Можно встретить такого, кто ругает правителей, но который даже не желает сделать им наставление, а это является предательством по отношению к ним!” См. “Нур аль-басаир уаль-альбаб” 66.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Гъиба запрещена и является одним из величайших грехов, и особенно она становится хуже, когда речь идет о правителях мусульман и ученых. Поистине, гъиба по отношению к правителям и ученым серьезней, чем по отношению к простым людям. Причина этого состоит в том, что гъиба на ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми они обладают и это наносит вред религии! А что касается гъиба по отношению к правителям мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди начинают восставать против них. Когда же люди подымают бунт против правителей мусульман, то распространяется анархия” . См. “Шарх Рияд ас-салихин” 1/340.

Однако молодежь, ведомая эмоциями, не понимает, что когда ученые запрещают ругать и обсуждать правителей, они это делают, заботясь о мусульманах, ибо знают тяжкие последствия всего этого, а не из-за того, чтобы угодить правителям!

Что же касается тех, кто не доволен грехами и нечестивостью правителей, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о том, что следует делать и как поступать мусульманам в таком случае, сказав: «Наилучший джихад – это истинное слово, сказанное в лицо несправедливому правителю» . ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ад-Дымьяты и шейх аль-Альбани. См. «Сахих аль-джами’» 1100.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, каким образом следует делать наставление правителю, сказав: «Пусть тот, кто хочет сделать наставление правителю, сделает это тайно, а не явно» . Ахмад 3/403, Ибн Абу ‘Асым 1097. Имам аль-Хаким, шейх Ибн Баз и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Несмотря на то, что некоторые современники поступают вопреки последнему хадису, называя его слабым, его смысл подтверждается предыдущим хадисом и поступками сподвижников. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда был халифом говорил: “О люди! Поистине, у нас есть право на вас в том, чтобы вы увещевали нас тайно и помогали нам в благом!” Ханад ибн ас-Сарий в “аз-Зухд” 2/602.

Шакъикъ рассказывал: “Однажды Усаму ибн Зайда спросили: “Почему ты не заходишь к ‘Усману, чтобы поговорить с ним?!” Он сказал: “Вы хотите, что бы я рассказывал все, о чем я говорю с ним?! Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине и не хочу быть первым, кто раскроет то, что между нами было” . аль-Бухари 3267, Муслим 2989.

Когда Ибн ‘Аббаса спросили о наставлении правителю, он сказал: “Если ты хочешь это сделать, то сделай это так, чтобы между вами никого не было, и не сплетничай о своем имаме (правителе)!” Ибн Абу Шайба 15/74, Са’ид ибн Мансур 4/1657. Иснад достоверный.

Таковы были и слова ученых нашей уммы, которые правильно понимали религию Аллаха. Имамы Ибн ан-Нухас, ас-Синди, аш-Шаукани, Ибрахим ибн ‘Абдул-Лятыф и многие другие говорили: “Наставление правителю следует делать тайно, а не при людях” . См. «аль-Матбу’» 24/50 и “Сайлюль-джарар” 4/556, “ад-Дарару-ссания” 9/119.

Разве это не противоречит тому, как многие мусульмане восхищаются теми, кто открыто порочит и ругает правителей арабских стран на пятничных проповедях или же в своих лекциях?!

Что же касается того, как себя вести мусульманам, в случае порочности правителей, то и это шариат не оставил без внимания! Хузайфа рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «После меня появятся правители, которые будут лгать и совершать несправедливость. И тот, кто поддержит их в их лжи и поможет им в их несправедливости, тот не имеет ко мне никакого отношения и не будет подведен ко мне возле моего водоема! А тот, кто не будет поддерживать их ложь, и оказывать им помощь в несправедливости, тот имеет отношение ко мне, как и я к нему, и он будет подведен к моему водоему!» Ахмад 5/384, Ибн Аби ‘Асым 759. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса сильным, а Шу’айб аль-Арнаут сказал, что хадис достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима.

Мухаммад ибн аль-Мункадир рассказывал: “Когда дали присягу Язиду ибн Муа’уии, об этом сообщили Ибн ‘Умару, на что он сказал: «Если он будет хорошим, мы будем довольны, а если – плохим, то будем терпеть!»” Ибн Аби Заманин в “Усулю-Ссунна” 990, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 4/182. Иснад хороший.

Абу ад-Дарда говорил: “Остерегайтесь проклинать правителей! Поистине, проклинание их является гибелью, а ненависть к ним – унижением!” Ему сказали: “О Абу ад-Дарда, а что же нам делать, если мы увидим от них то, что нам не понравится?!” Он ответил: “Терпите! Поистине, когда Аллах увидит от правителей то, что вы говорите, Он избавит вас от них их смертью!” Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” 1015, Ибн Занджауайх в “аль-Амуаль” 1/79.

Иснад этого сообщения достоверный. Все передатчики этого сообщения заслуживают доверия, несмотря на то, что в отношении Абуль-Йямана аль-Хаурани – одного из передатчиков этого предания, имам Ибн аль-Къаттан сказал: “Его положение неизвестно” . См. “ат-Тахзиб” 5/75.

Этого передатчика упомянул среди надежных имам Ибн Хиббан. См. “ас-Сикъат” 5/188.

И в книге «Машахир ‘уляма аль-амсар» 114 (Известные ученые городов) о нем говорится: “Он был достойным!”

Поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: “Он приемлемый передатчик” . См. “ат-Такъриб” 1/338.

Что же этого сообщения Абу ад-Дарды, то в нем содержится важнейшее наставление для исламской общины, и указание на то, как необходимо себя вести с нечестивыми и несправедливыми правителями мусульман!

Прошу Всевышнего и Всемогущего Аллаха наставить на прямой путь всех правителей мусульман и сделать их следующими пути Его пророка (мир ему и благословение Аллаха)!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

عن أبي سعيد و أبي هريرة قالا : قال رسول الله صلى الله عليه و سلم :

لَيَأْتِيَنَّ عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ يَكُونُ عَلَيْكُمْ أُمَرَاءُ سُفَهَاءُ يُقَدِّمُونَ شِرَارَ النَّاسِ ، وَيَظْهَرُونَ بِخِيَارِهِمْ ، وَيُؤَخِّرُونَ الصَّلاةَ عَنْ مَوَاقِيتِهَا ، فَمَنْ أَدْرَكَ ذَلِكَ مِنْكُمْ ، فَلا يَكُونَنَّ عَرِيفًا ، وَلا شُرْطِيًّا ، وَلا جَابِيًا ، وَلا خَازِنًا .
قال حسين سليم أسد : عبد الرحمن بن مسعود وثقه ابن حبان والهيثمي وباقي رجاله ثقات .

قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 790: حسن لغيره

قال الشيخ الألباني في „السلسلة الصحيحة“ 1 / 635: أخرجه أبو يعلى في » مسنده » , فقال الهيثمي في » المجمع » (5 / 240) . » رواه أبو يعلى , و رجاله رجال الصحيح خلا عبد الرحمن بن مسعود (!) و هو ثقة » .

قلت : و له طريق أخرى عن أبي هريرة وحده . أخرجه الطبراني في » المعجم الصغير » (ص 117) و الخطيب في » تاريخ بغداد » عن داود بن سليمان الخراساني : حدثنا عبد الله بن المبارك عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن سعيد بن المسيب عنه . و قال الطبراني : » تفرد به داود بن سليمان , و هو شيخ لا بأس به » .

قلت : و هذه فائدة عزيزة , فإن توثيق الطبراني للخراساني هذا مما لم يرد له ذكر في كتب الرجال مثل » الميزان » و » اللسان » و غيرهما , و إنما جاء فيهما أن الأزدي قال : » ضعيف جدا » .

قلت : و بقية رجال الإسناد ثقات رجال الستة , فهو شاهد لا بأس به عندي و الله أعلم .

Сообщается, что Абу Са’ид и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, сказали:

«Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Настанут для людей такие времена, когда править будут вами правители–глупцы, которые будут выводить вперёд наихудших из людей и отдалять наилучших из них, и которые станут оттягивать молитву до выхода её времени. И тот из вас, кто застанет это, пусть не будет ни советником (правителя), ни его солдатом (шурты), ни сборщиком налогов, ни казначеем!”»

Этот хадис передали Абу Я’ля 1115 и Ибн Хиббан 4586. Хадис хороший. См. «Маджма’у-з-заваид» 5/240, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 360, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 790, «Тахридж Маталиб аль-‘алия» 10/134.

_________________________________

Ибн Хиббан относительно этого хадиса сказал: «Упоминание сообщения о том, что является обязательным для человека, когда появятся плохие правители, отдаление от них во всех делах». См. «аль-Ихсан» 10/446.
Когда шейха аль-Албани спросили: «Каково постановление относительно работы в полиции, связанной с безопасностью дорожного движения, при том, что в этой работе есть, как вам известно, противоречия Шариату, как: дача чести начальнику, вставать перед ним при его вхождении и прочие противоречия Шариату?»
Шейх аль-Альбани ответил: «Если в данном вопросе речь идёт о добровольном выборе работы в полиции, то мы делаем наставление, пока ситуация является таковой, как упомянуты примеры в вопросе о противоречии Шариату, мы делаем наставление каждому мусульманину, боящемуся Аллаха Всемогущего, чтобы он избегал этого и не устраивался на подобную работу. В отличие от того, кто был вынужден, как дело обстоит с некоторыми службами, подобно армии. У этого иное постановление. А что касается того, чтобы мусульманин выбирал сам быть солдатом или полицейским, в чём есть противоречия Шариату, то непозволительно мусульманину работать в таких местах. Во-первых, потому что Аллах сказал: «Не помогайте друг другу в грехе и вражде» (аль-Маида, 5:2). Во-вторых, в хадисе пророка, мир ему и благословение Аллаха, про времена когда не будут устанавливаться законы пречистого Шариата, пришёл запрет быть полицейским, сборщиком налогов и занимать подобные должности, в которых служащий будет подчинённым и поступать в противоречие тому, что повелели Всемогущий Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха. Это и есть мой ответ». Сл. «Сильсиля аль-худа ва-н-нур» № 635.
И если такие вещи, как вставание перед офицером или отдача чести шейх аль-Албани счёл неприемлемым, чтобы работать даже в дорожной полиции и даже в стране мусульман, то чтобы он сказал о таких противоречиях Шариату Аллаха, как присяга со словами куфра; обязательность бритья бороды; суд не по Закону Аллаха?!
Что же касается стран неверных, то когда шейха аль-Албани спросили: «Каково постановление Ислама относительно работы в немусульманских странах, как например, в полиции, армии, работа адвокатом, судьей и т.п.?» Шейх коротко и ясно ответил в двух словах: «Куфр в делах!» Сл. «Сильсиля аль-худа ва-н-нур» 435.

Спросили шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково постановление относительно вступления в армию или полицию?»
Шейх ответил: «Вступление в армию или полицию не дозволено, потому что ты столкнёшься с велениями, которые пришли от врагов Ислама. Однако, если армия и полиция следуют Корану и Сунне, то является обязательным повиноваться правителю. Но они следуют указаниям инструкторов и экспертов, явившихся со стороны врагов Ислама. После этого, первым, с чем придётся столкнуться – это бритьё бороды, фотографирование и утверждение выдуманных законов в различных областях. То, что я советую каждому мусульманину – это отстраняться от армии и полиции, потому что он не сможет в их рядах сделать что-то на благо Ислама…
То, что я завещаю каждому мусульманину – это не впадать в харам по причине вхождения в эти структуры. Религия Аллаха величественнее, чтобы ты сбривал бороду! Бритьё бороды запрещено, однако в этой работе есть то, что намного хуже, а это – твоё покорение выдуманным законам, покорение не Шариату Аллаха. А Великий Господь говорит: «Или же у них есть соучастники, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (аш-Шура, 42:21).
А что касается их отговорок, в виде: «Могут тогда прийти на это место коммунисты, ба’аситы и занять важные места», то ты в этом состоянии не сможешь никак закрыть эти места. И быть может над тобой уже стоит коммунист или ба’асит, а ты воплощаешь его веления». Сл. «Хукм ад-духуль филь-джейш валь-шурта». Послушать всю запись.

???????? ?????????? ????? ????????? ??????????? ???????? ??????????? ??? ????????? ???????? ???????? ? ?????????? ?????? ??????? ???????

« Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания» (сура «аш-Шура», 42).

«Укора заслуживают только нечестивцы, которые чинят несправедливости и покушаются на жизнь, имущество и честь людей. Такие грешники заслуживают справедливого наказания в соответствии с мусульманским шариатом. Это наказание должно быть мучительным для их душ и тел и должно соответствовать совершённой несправедливости» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

??????? ??? ????????????? ??? ???????? ????????? ? ???????? ??? ??????? ???????????

« Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (сура «аль-Маида», 79)

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Еще одним прегрешением, которое навлекло на израильтян Божью кару, было то, что они не удерживали друг друга от предосудительных поступков. Они совершали дурные дела и не предостерегали друг друга от них, и вина за них ложилась не только на тех, кто непосредственно совершал их, но и на тех, кто молча наблюдал за этим, имея возможность предотвратить грех. Все это свидетельствует о том, что сыны Исраила пренебрегали велениями Аллаха и считали ослушание незначительным проступком. Если бы они относились к Нему с почтением, то ревностно воздерживались бы от запрещенных поступков и гневались бы на всё, что вызывает Его гнев. Они могли удержать людей от преступлений, но предпочитали промолчать. Такое поведение обрекло их на лютую кару, потому что оно всегда влечет за собой целый ряд губительных последствий.

Во-первых, если человек молча наблюдает за тем, как совершают грехи, то он уже ослушается Аллаха, даже если не принимает участия в их совершении, поскольку правоверный обязан не только избегать ослушания, но и порицать тех, кто поступает так.

Во-вторых, подобное поведение, как мы уже отмечали, свидетельствует о пренебрежении запретами Аллаха и безразличном отношении к ослушанию.

В-третьих, если люди не удерживают грешников от ослушания, это дает им возможность еще чаще совершать грехи. В результате этого зло распространяется, люди сталкиваются с еще большими духовными и мирскими проблемами, а нечестивцы приобретают власть и могущество. С течением времени праведники теряют влияние и лишаются возможности противостоять им и совершать то, что они могли совершать прежде.

В-четвертых, отказ от порицания предосудительных поступков способствует исчезновению знания и распространению невежества, ведь если многие люди начинают часто грешить, а приверженцы религии и богословы не удерживают их от этого, люди перестают считать такие поступки ослушанием, а некоторые из невежд могут решить, что они являются даже желательными обрядами поклонения. А что может быть хуже того состояния, когда мир переворачивается в глазах людей настолько, что они принимают запрещенное Аллахом за дозволенное, а ложь - за истину?!!

В-пятых, молчаливое наблюдение за грехами может привести к тому, что они покажутся людям прекрасными и правильными поступками, и тогда они начнут брать пример друг с друга. Людям вообще свойственно подражать тем, кто их окружает, и себе подобным.

Перечислять пагубные последствия молчаливого наблюдения за грехами можно еще очень долго, поэтому Всевышний Аллах сообщил, что неверующие сыны Исраила были прокляты за их ослушание и беззаконие, одним из проявлений которого был этот великий грех» («Тафсир» ас-Саади).

???? ??? ? ???? ???? ?? ?????

« Каждый из вас - пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Муслим, 1829).

Также посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

?? ???? ???? ???

« Кто обманул нас, тот не из нас» (Муслим, 101).

????? ????? ??? ???????

«В День воскресения притеснение (обернётся густым)мраком » (аль-Бухари, 2447).

Сообщается, что Аиша сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

«О Аллах, если некто взвалил на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему! (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи и его!» (Муслим, 1828).

Посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

?? ???? ?? ????? ??? ?? ??? ??? ??? ??

« Кто сделает дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто» (Муслим, 1718).

?? ?? ???? ?? ????

«Тот, кто не милует - не будет помилован» (Муслим, 2318).

?? ?? ???? ??? ???? ???????? ?? ?? ???? ??? ? ???? ??? ??? ?? ???? ???? ?????

«Кем бы ни был правитель, который управлял делами мусульман, - если он не боролся за них и не заботился о них, то он не войдет в Рай вместе с ними» (Муслим, 142).

???? ?????? ????? ???????? ? ???????? ? ???????? ? ????????

«Худшие из ваших имамов те, которых ненавидите вы, и которые ненавидят вас, которых проклинаете вы, и которые проклинают вас». Люди спросили: «О посланник Аллаха, быть может, когда это будет, нам надо будет свергнуть их?» Он ответил:

?? ?? ?????? ???? ??????.

«Нет. До тех пор, пока они проводят среди вас намаз » (Муслим, 1855).

???? ???? ??????? ???? ??? ????? ? ??? ???? ????

« И опасайся мольбы обиженного (тобой), ведь между ней и Аллахом нет завесы!» (Муслим, 19).

?? ?? ?????? ??????

«Истинно, злейшие из пастухов - сокрушители « (Муслим, 1830).

???? ??????? ??? ??????? ? ????? ????? ??? ???????

«Поистине, будете вы стремиться к власти, а в День воскресения (станете об этом) сожалеть! « (аль-Бухари, 7147).

??? ? ???? ?? ???? ??? ????? ???? ???? ?? ???? ??? ????

«Воистину, клянёмся Аллахом, мы не назначаем исполнять это дело ни того, который просит этого, ни того, кто дорожит этим делом» (Муслим, 1733).

Всевышний Аллах сказал:

?????? ???????? ?????????? ??????????? ?????????? ??? ?????????? ???????? ??? ????????? ????? ???????? ? ?????????????? ??????????????

« Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных « (сура «аль-Къасас», 83).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повествования о судьбе Каруна и его ужасной гибели Всевышний Аллах подтвердил правдивость слов тех, кому было даровано знание. Они сказали, что прекрасное вознаграждение достается только тем, кто уверовал и вершил добрые дела, и они были правы. Вот почему далее Всевышний Аллах призвал Своих рабов трудиться ради славного вознаграждения в Последней жизни. Об этой жизни сообщали Священные Писания и предупреждали пречистые посланники. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также не стремится к нечестию. Это - правоверные, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. Это значит, что их устремления связаны только с Всевышним Аллахом и Последней жизнью. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются истине и искренне совершают праведные поступки. Они - богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение. Что же касается остальных людей, то иногда им удается достичь успеха и обрести покой, но это благоденствие скоротечно. Проходит совсем немного времени, и они лишаются всякого добра. В Последней жизни они будут несчастны, потому что именно такой удел достанется всем, кто надменно отрицал истину и совершал грехи. В этом состоит суть этого прекрасного коранического откровения» («Тафсир» ас-Саади).

Шейх Ибн Усеймин сказал:

От Аиши, да будет доволен ей Аллах, передается, что она сказала: «Я слышала, что пророк Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

????? ?? ??? ?? ??? ??? ????? ???? ???? ??? ????? ?? ? ?? ?? ????? ????? ????

«О Аллах, если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему!» А если кто-то, взвалив на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи его!» (Муслим, 1828).

В этом хадисе пророк Аллаха, ??? ???? ???? ???? совершает дуа за тех, кто взял на себя ответственность за дела мусульман. И под смысл этого хадиса попадают все - каждый, кто взял на себя такую ответственность.

Например, мужчина - глава семьи, он несет ответственность за свою семью; директор школы несет ответственность за тех, кто там учится и обучает; преподаватель отвечает за порученный ему класс, а имам в мечети отвечает за своих прихожан и т.д.

Пророк, ??? ???? ???? ???? сказал: «… если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ»… В этом отрывке употреблено слово «что-либо», что в свою очередь указывает на любой вид ответственности. Далее пророк, ??? ???? ???? ???? говорит: «был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему! «

Что же здесь означает слово мягкость? Некоторые люди считают, что мягкость - это предоставление людям того, чего они хотят и желают. Но на самом деле это далеко не так. Мягкость состоит в том, чтобы человек поступал с людьми согласно приказам Аллаха и Его посланника, совершая это самым доступным и мягким способом, не отягощая людей ничем, на что не пришел приказ Аллаха и Его посланника. Тот человек, который причиняет трудности и отягощает людей тем, на что не пришло приказа от Аллаха и Его посланника, попадает в категорию людей, за которых посланник Аллаха делает дуа, чтобы Аллах отяготил их, да упасет нас от этого Аллах. Такого человека могут постигнуть разные виды трудностей и бед, - например, всевозможные болезни, семейные трудности, душевные переживания и т.д. В хадисе сказано: «…то отяготи его! «, что указывает на любую трудность и затруднение. Человека может постигнуть как видимые, так и невидимые тяготы; бывает так, что в сердце человека пылает огонь от постигшего его несчастья, но окружающие его люди могут не замечать этого. Однако мы верим и твердо убеждены в том, что тот, кто причиняет трудности людям и отягощает их тем, на что не пришло повеление Аллаха, тот заслуживает наказания от Аллаха.

Воистину, религия Аллаха - это религия ислам. Ислам - это настоящая, приносящая пользу политика. Исламское управление и исламская политика в корне отличаются от той политики, которая навязывается неверующими, врагами ислама. Настоящее управление и настоящая политика - это та политика и то управление, которое пришло в шариате Аллаха. Поэтому мы говорим, что ислам - это законодательство и политика, и тот, кто отделил ислам от политики, тот впал в явное заблуждение. В исламе регулируются отношения между творением и Аллахом, между человеком и его семьей, между человеком и его соседом, между человеком и его родственниками и т. д. Ислам диктует нам нормы поведения и отношения абсолютно со всеми и с каждым.

Ислам установил нормы и правила, касающиеся отношений с воинствующими врагами ислама, с теми, с кем мусульмане заключили договора и соглашения, с теми, кто попросил политического убежища, а также с теми, кто находится под защитой мусульман и проживает на их территориях. Каждая из вышеперечисленных категорий людей имеет свои права и обязанности, которые им дал ислам, и на нас – мусульманах - лежит обязанность чтить их права и не преступать дозволенного.

Например, что касается тех, кто воюет против нас, то их кровь, их имущество и их честь для нас становиться дозволенными.

Тот же, кто обратился к нам, чтобы найти у нас убежище и спасение, может рассчитывать на защиту и поддержку, так как Всевышний Аллах в Коране сказал:

?????? ?????? ????? ?????????????? ???????????? ?????????? ??????? ???????? ??????? ??????? ????? ?????????? ?????????? ? ??????? ??????????? ?????? ???? ???????????

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди» (сура «ат-Тауба», 6).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«В предыдущем аяте было сказано: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» . Это откровение носило общий характер и распространялось на всех многобожников. Однако Всевышний Аллах сообщил, что если обстоятельства требуют от мусульман приблизить к себе кого-нибудь из них, то им разрешается так поступить. Более того, они обязаны сделать это. И поэтому, если какой-нибудь многобожник попросит мусульман предоставить ему убежище или уберечь его от беды, то они должны оказать ему необходимую помощь, дабы он смог услышать слова Аллаха и познакомиться с истинным исламом. Если этот человек впоследствии обратится в религию Аллаха, то это будет прекрасно. Если же нет, то мусульмане должны проводить его туда, где он будет в безопасности. Это предписание объясняется тем, что неверующие являются невежественными людьми, и среди них есть такие, которые исповедуют неверие по причине собственной неосведомленности, но если они приобретут истинные знания, то обратятся в ислам. Вот почему Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и всем мусульманам, которые должны брать с него пример, предоставлять убежище многобожникам, дабы те могли услышать Его слова.

Это откровение - ясный довод в пользу воззрений ахлис-сунна валь-джамаа, которые считают Священный Коран Словом Аллаха. Коран не был сотворен, потому что Всевышний произнес его и назвал его Своей речью, подобно тому, как Он охарактеризовал Себя остальными качествами. Это откровение является доводом против муътазилитов и всех тех, кто считает Священный Коран сотворенным. Безусловно, ошибочность таких взглядов подтверждается множеством доказательств, однако этот комментарий не является подходящим местом для их более подробного обсуждения» (тафсир, ас-Саади).

Если же мусульмане заключили договора с не мусульманами, они обязаны соблюдать обязательства и пункты этих соглашений, а также доверять им в этом. Но если мусульмане почувствовали, что со стороны неверующих готовиться предательство и несоблюдение договоров, они могут расторгнуть подобные соглашения. Всевышний Аллах сказал в Коране:

???????? ?????????? ??? ?????? ????????? ???????? ?????????? ?????? ??????? ? ????? ??????? ??? ??????? ?????????????

«А если ты опасаешься, измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (сура «аль-Анфаль», 58).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Если после заключения договора о прекращении военных действий поведение другой стороны вызывает у тебя опасение, и ты подозреваешь, что они могут предательски расторгнуть договор, тебе разрешается отказаться от договорных обязательств. Отбрось их договор и открыто сообщи о его расторжении, чтобы обе стороны были осведомлены о том, что между ними больше нет никаких соглашений. Ты не имеешь права вероломно нарушать договор и совершать любые действия, противоречащие мирному соглашению, до тех пор, пока не оповестишь другую сторону о его расторжении. Аллах не любит предателей и изменников. Более того, Аллах ненавидит их, и поэтому мусульмане всегда должны поступать открыто, избегая вероломства.

Из этого аята следует, что если факт вероломного предательства со стороны неверующих обнародован, то мусульманам не обязательно оповещать их о расторжении мирного договора, ибо если предательство неверующих обнаружилось, то объявление о расторжении договора становится бессмысленным, поскольку обе стороны одинаково хорошо осведомлены о нарушении условий договора.

Из этого аята также следует, что если мусульмане не опасаются предательства со стороны неверующих и если неверующие не совершают поступков, свидетельствующих о возможном нарушении мирного договора с их стороны, то мусульмане не имеют права расторгать договор и обязаны выполнять условия подписанного соглашения до истечения его срока» («Тафсир» ас-Саади).

Другими словами, мусульманин не должен расторгать или нарушать договор, не объявив об этом противоположной стороне. Если же он узнал о том, что другая сторона не считает нужным соблюдать договор, то он должен прямо заявить им об этом. Всевышний Аллах говорит в Коране:

????? ????????? ???????????? ???? ?????? ?????????? ?????????? ??? ????????? ??????????? ????????? ????????? ? ????????? ??? ????????? ?????? ??????????? ??????????

«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (сура «ат-Тауба», 12).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повеления соблюдать договоры с теми из многобожников, которые исправно выполняют свои обязательства перед мусульманами, Всевышний Аллах повелел правоверным сражаться с теми из них, которые нарушают свои обязательства, расторгают мирные договоры с мусульманами, помогают тем, кто сражается против них и насмехаются над мусульманской верой.

Под поношением религии в этом аяте подразумеваются любые слова и поступки, направленные против ислама или Священного Корана. Всевышний повелел мусульманам сражаться с предводителями неверующих, которые поносят Его религию и поддерживают религию сатаны. Он особо отметил предводителей неверия, потому что их преступления - наиболее тяжкие и потому что за ними следуют все остальные неверующие. Из этого можно заключить, что всякий, кто оскорбляет религию и пытается опровергнуть ее, относится к предводителям неверия. Такие люди не признают клятв и обязательств, потому что не собираются выполнять их. Напротив, они всегда поступают вероломно, предательски нарушая свои обещания. И, возможно, если мусульмане станут сражаться с ними, они перестанут оскорблять ислам и даже обратятся в него» («Тафсир» ас-Саади).

Как мы сказали выше, тот, кто отделяет политику от религии, находится в заблуждении. Такое положение может быть по двум причинам. Либо этот человек невежественен в вопросах религии и думает, что религия - это только поклонение, либо он ослеплен материальной силой и прогрессом неверующих. Тот же, кто по-настоящему узнает ислам, поймет, что ислам - это и законодательство, и политика, и управление.

Перевод подготовил Абу Рамадан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби, специально для сайта www.al-iman.ru.

Нет похожих записей.

Кроме хадиса про большой и малый джихад, лицемеры и искренние братья введенные в заблуждение, любят приводить и некоторые другие хадисы либо делают тауиль смысла хадисов которые их не устраивают.

Хадис 1- о повиновении правителю.

"Слушайте и повинуйтесь, даже если поставят над вами эфиопского раба, голова которого будет подобна изюмине "
(Аль Бухари)

Если понимать этот хадис прямо и приводить его без пояснений, из него можно понять, будто бы если над мусульманами поставят эфиопа-кафира, то ему тоже нужно будет повиноваться. Или если это будет эфиоп "мусульманин", правящий по выдуманным законам, или даже если это будет легитимный правитель, но приказывающий к ослушанию Аллаха и Его Посланника! И они его приводят именно в таком контексте, и не раз я слышал от начитавшихся их трудов именно такое понимание. И если они скажут что мы здесь не причем, то я скажу что это неправда, ибо именно таков общий тон всех их работ.

Исправим же их.

1. Во первых основа в этом вопросе это аят:

"О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас" (Коран, 4:59)

Полезные выводы из этого аята следующие:

1. Аллах на первое место поставил повиновение Аллаху, затем повиновение Посланнику, и лишь за тем - повиновение представилям власти. И это подтверждается следующим хадисом:

«Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца» . Ахмад, Аль Хаким, шейх Альбани признал сахих См. «Сахих аль-Джами’» 7520.

2. Представитель власти может быть лишь из мусульман, так как Аллах указал на это, сказав: "..среди вас.."

"Вас"- это значит верующих мусульман. И нет сомнения ни у кого из учёных, что если правитель стал кафиром, с ним необходимо воевать, и также если поставлен кафирами, он не является правителем а является вероотступником.

Говорит Кади ‘Ийад рахимахуЛлах в толковании хадиса ‘Убады про недозволенность восставать против правителя пока от него не проявится явный куфр:

"Ученые пришли к согласию, что руководством (Имамаh) нельзя наделять неверного, и если от него проявилось неверие, то он должен быть свергнут" - далее он сказал -

"Если неверие и изменение законодательства (шара’) или нововведения (бид’а) проявились от него, то он теряет свой властный статус и он утрачивает право на повиновение, и для мусульман становится обязательным восстать против него, свергнуть его и установить справедливого Имама, если это возможно для них..."

Ибн Хаджар сказал о том, когда правитель совершает неверие:

«И вывод в том, что он должен быть свергнут по причине неверия, в соответствии с иджма’. И поэтому, каждый мусульманин обязан восстать для этого».
("Фатхуль Бари")

2. Это лишь один из риваятов данного хадиса, а об остальных они почему то забывают упомянуть. Исправим эту ошибку.

В остальных риваятах данное правило конкретизируется важным условием:

«Даже если это будет Эфиопский раб, устанавливающий для вас книгу Аллаха ».
сахих ат-Тирмизи 1706, шейх Альбани признал достоверным

В другом варианте: «устанавливающий среди вас книгу Аллаха ».
Ахмад "Муснад" 16700, шейх Арнаут признал достоверным

В другом варианте: «ведущий вас по книге Аллаха ».
Сахих Муслим 3198.

Приведем и шарх этого хадиса от имама Ас-Суюти.

Говорит имам Суюти в объяснении этого хадиса:

«Сказали учёные: «То есть пока он держится за Ислам и призыв к Книге АЛЛАХА, в каком бы состоянии религиозности он не был сам, слушайте и повинуйтесь».

Аллаху Акбар! У всех праведных ученых одинаково понимание этого и им подобных хадисов!

"Скажи: Пришла истина, и исчезла ложь. Воистину, ложь исчезающа!"
(Коран, 17: 81)

О Аллах! Не дай лицемерам плести свои козни, о Аллах, разрушь их планы, унизь их и повергни их в смятение! О Аллах, сделай их нифак явным перед всей Уммой! О Аллах, помоги братьям, которых они обманули!

Амин, йа Роббиль Аль "Амин!

Следуя словам Имама Садыка, да будет мир с ним, который сказал: «Того, кто заучит сорок наших хадисов, Аллах воскресит в Судный день знающим и понимающим» («Аль-Кафи», т. 1, с. 49), редакция сайт перевела и составила для своих читателей сорок лучших преданий о величайшей книге в истории человечества - Священном Коране. Мы специально старались подобрать яркие и лаконичные хадисы, чтобы вам проще было выучить их и делиться ими со своими знакомыми.

О чтении Корана

1. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «[Регулярно] читайте Коран и часто поминайте Аллаха, ибо, поистине, это станет причиной поминания вас на небесах и светом для вас на земле» («Аль-Хисаль», с. 525).

2. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Эти сердца - „ржавеют“ подобно железу, и избавлением от этой „ржавчины“ служит чтение Корана» («Иршад аль-кулюб», с. 78).

3. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, Коран сей - вервь Аллаха, свет указующий и исцеление благое, а посему проявляйте усердие в чтении его, ибо за каждую прочитанную букву Великий и Всемогущий Аллах дарует вам награду десяти праведных деяний» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 19).

4. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто читает Коран и тот, кто слушает его [чтение], получают одинаковую награду» («Мустадрак аль-васаиль», т. 1, с. 293).

5. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто слушает [чтение] Корана, избежит зла этого мира, тот, кто [сам] читает Коран избежит испытаний загробной жизни, а тот, кто слушает [чтение] хотя бы одного аята из Книги Аллаха [извлечёт из этого] больше пользы, чем [из обладания] домом, [сделанным] из [чистого] золота» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 19).

6. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Воистину, чтение Корана есть искупление грехов, укрытие от [адского] пламени и избавление от страданий! На чтеца [Корана] нисходит милость, ангелы просят за него прощения, Рай тоскует по нему, и доволен им его Властитель» («Бихар аль-анвар», т. 93, с. 17).

7. Пророк Мухаммад сказал в своём последнем завещании Имаму Али, да будет над ними обоими мир и благословение Аллаха: «О Али! Читай Коран в любом положении, [в каком бы ты ни оказался]» («Ман ля йахдуруху аль-факих», т. 4, с. 188).

8. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Смешается Коран с плотью и кровью того, кто читает его смолоду, и поставит Аллах его в один ряд с ангелами, и в Судный день Коран станет для него защитником» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 187; «Саваб аль-а’маль», с. 226).

9. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Матери и отцу того, кто читает Коран, смягчается наказание, даже если оба они - неверующие» («Аль-Кафи», т. 2, с. 613).

10. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Коран - это завет Аллаха с Его творениями, поэтому мусульманину следует смотреть в [сей] завет и каждый день читать из него [хотя бы] пятьдесят аятов» («Аль-Кафи», т. 2, с. 609).

11. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто произносит четыре первых аята суры „Аль-Бакара“ (2:1-4), аят „Аль-Курси“ (2:255) вместе с двумя последующими аятами (2:256-257), а также три заключительных аята (2:284-286), сам не будет знать горя, и не случится ничего дурного ни с его семьёй, ни с его богатством; дьявол не посмеет приблизиться к нему, а он никогда не забудет Коран» («Нур ас-сакалейн», т. 1, с. 36; «Саваб аль-а’маль», с. 234).

12. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто прочтёт сто аятов из любого места Корана, с которого пожелает, а затем произнесёт семь раз „О Аллах!“, то даже если он воззовёт к огромному валуну, тот сдвинется с места по воле Аллаха» («Саваб аль-а’маль», с. 233).

13. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Две награды получит тот, кому [чтение] Корана даётся с трудом. Тот же, кому оно даётся с лёгкостью, будет [пребывать] вместе с праведниками» («Саваб аль-а’маль», с. 227).

14. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Тому, кто читает Коран стоя во время молитвы, за каждую [прочитанную] букву Аллах запишет сто благодеяний, тому, кто читает его сидя во время молитвы, тому за каждую [прочитанную] букву Аллах запишет пятьдесят благодеяний, а тому, кто читает его вне молитвы за каждую [прочитанную] букву Аллах запишет десять благодеяний» («Саваб аль-а’маль», с. 227).

15. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Тот, кто прочтёт ночью десять аятов [Корана] не будет записан в числе беспечных; тот, кто прочтёт пятьдесят аятов будет записан в числе поминающих [Аллаха]; тот, кто прочтёт сто аятов будет записан в числе молящихся [Ему]; тот, кто прочтёт двести аятов будет записан в числе смиренных; тот, кто прочтёт триста аятов будет записан в числе преуспевших; тот, кто прочтёт пятьсот аятов будет записан в числе усердных; а тот, кто прочтёт тысячу аятов, будет записан, [как] кинтар , и кинтар равен пятистам тысячам мискалей золота, [один] мискаль равен двадцати четырём киратам, самый маленький из которых подобен горе Ухуд, а самый большой - тому, что [находится] между небом и землёй» («Саваб аль-а’маль», с. 232).

16. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «[Будет пребывать] в достатке тот, кто [регулярно] читает Коран, и не [увидит] он после этого бедность. В противном случае, [не читай он регулярно Коран], не было бы у него достатка» («Саваб аль-а’маль», с. 230).

17. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет ничего тяжелей для шайтана, чем [когда он видит, как раб Божий] читает Коран, смотря в его свиток» («Саваб аль-а’маль», с. 231).

18. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Кто [полностью] прочтёт в Мекке Коран от пятницы до пятницы, раньше этого [срока] или позже, и завершит его в пятницу, тому Аллах запишет награды и благодеяния от первой пятницы, которая была в ближнем мире, до последней пятницы, которая будет в нём, и [даже] если он завершит чтение Корана в другие дни, то ему полагается такая же награда» («Саваб аль-а’маль», с. 225).

19. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Трое будут жаловаться Великому и Всемогущему Аллаху [в День суда]: заброшенная мечеть, в которой жители города не совершали молитв; учёный, живший среди невежд, [к которому никто не обращался для обретения знаний]; и оставленный Коран, который [никем] не читался и покрылся пылью» («Аль-Кафи», т. 2, с. 613).

О методе чтения Корана

20. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Читайте Коран таким образом, чтобы сердца ваши питали любовь к нему и смягчалась бы ваша кожа, и прекращайте чтение, когда сердца ваши покинет трепет» («Мустадрак аль-васаиль», т. 4, с. 239).

21. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Коран должен читаться не суетно или пением [певцов, плакальщиков и монахов], а [на арабский манер]: медленным выверенным чтением. Когда вы дойдёте до аята, в котором упомянут Рай, остановитесь и попросите о нём Аллаха, а когда дойдёте до аята, в котором упомянут Ад, остановитесь и попросите Аллаха избавить вас от его пламени» («Аль-Кафи», т. 3, с. 301).

22. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто читая Коран доходит до аята, в котором содержится прошение о чём-либо, должен попросить об этом Аллаха, и когда доходит до аята, в котором говорится о наказании, должен попросить Аллаха защитить его от огня и мучений Ада» («Аль-Кафи», т. 3, с. 1-3).

О заучивании Корана

23. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Читайте Коран и заучивайте [его суры], ибо, поистине, Высочайший Аллах не подвергнет наказанию того, кто запомнил [весь] Коран» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 19).

24. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Количество степеней в Раю [равно] числу аятов Корана (6236). А потому, когда чтец Корана войдёт в Рай, ему будет сказано: „Поднимайся выше за каждый аят, что ты можешь прочесть!“. Таким образом, никто не окажется на самой возвышенной ступени [Рая], кроме того, кто выучил наизусть весь Коран» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 22).

О домах, в которых читается Коран

25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Я хочу, чтобы в каждом доме находился свиток [Корана], ибо это отталкивает шайтана» («Фадль аль-Кур’ан», с. 669).

26. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «В доме, в котором читается Коран и поминается Великий и Всемогущий Аллах, увеличивается благодать: нисходят в него ангелы и уходят оттуда шайтаны; светится он для обитателей небес, как звёзды светятся для обитателей земли, а в доме, в котором не читается Коран и не поминается Великий и Всемогущий Аллах, благодать уменьшается: уходят оттуда ангелы и приходят в него шайтаны» («Аль-Кафи», т. 2, с. 610).

27. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Освещайте ваши дома чтением Корана и не превращайте их в могилы, как сделали это иудеи и христиане: они совершали молитвы лишь в церквях и синагогах, оставив не у дел свои жилища. Воистину, в доме, в котором много читается Коран, увеличивается благо и множатся его обитатели, и светится он для обитателей небес, как звёзды на небесах светятся для обитателей земли!» («Аль-Кафи», т. 2, с. 610).

28. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Выделите в ваших домах долю для Корана, ибо, поистине, облегчаются [трудности] людей дома, в котором он читается, увеличиваются их блага и множатся его обитатели» («Васаиль аш-шиа», т. 4, с. 85).

Об изучении Корана

29. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Изучайте Коран, ибо он - прекраснейшее предание. И понимайте его скрупулёзно, ибо он - цветение сердец, и извлекайте из света его исцеление их. И читайте его красиво, ибо он - полезнейшее повествование» («Нахдж аль-балага», хутба 110).

30. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Лучшим среди вас является тот, кто изучает Коран, а затем обучает его [знаниям] других» (Туси, «Аль-А’мали», т. 1, с. 5).

31. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Всё в мироздании молится, испрашивая [у Аллаха] прощения за человека, который обучает [мудрости] Корана [других людей] - даже рыба в море!» («Аль-Кафи», т. 3, с. 301).

32. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Не пренебрегай Словами Аллаха и не ищи [иного] руководства, отличного от него, иначе собьёшься [с истинного пути]» («»Уйун ахбар ар-Рида», т. 2, с. 57).

О ценности Корана

33. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если вы желаете облегчения [трудностей] и успеха [в делах] этого мира, [стяжания] награды мученика, [павшего за веру], спасения в День скорби, [укрытия] в тени в День [невыносимого] жара, пути [верного] в День заблуждения, то извлекайте пользу из Корана, который, воистину, есть Слово Всемилостивейшего и [залог] перевешивания [благих поступков] на весах [деяний]!» («Джами’ аль-ахбар», с. 78).

34. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, Книга Аллаха - правдивейшее предание и наилучшее повествование. Сказал Аллах: „И когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и безмолвствуйте - быть может, вы будете помилованы!“ (7:204)» («Аль-Кафи», т. 3, с. 422).

35. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Когда беды окружат тебя подобно [сгущающемуся] ночному мраку, ищи прибежище в Коране, ибо он - посредник [между тобой и твоим Создателем], чьё посредничество будет принято. Аллах введёт в Рай того, кто возьмёт его своим наставником, и будет низвергнут в Ад тот, кто пренебрегает им или противится ему» («Фадль аль-Кур’ан», с. 599).

36. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Превосходство [слов Священного] Корана над остальными словами подобно превосходству Аллаха над Его творениями» («Мустадрак аль-васаиль», т. 4, с. 237).

37. Имам Саджад, да будет мир с ним, сказал: «Аяты Корана - это сокровищницы, и каждый раз, когда ты открываешь одну сокровищницу, тебе следует внимательно присмотреться к тому, что она в себе хранит» («Аль-Кафи», т. 2, с. 609).

38. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Для всякой вещи есть украшение, и украшением Корана является красивый голос» («Бихар аль-анвар», т. 92, с. 190).

39. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто бережёт Коран и действует в соответствии с ним, [в Судный день] будет пребывать с благородными [ангелами]» («Аль-Кафи», т. 2, с. 603).

40. Пророк Мухаммад, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Люди Корана среди потомков Адама обладают самой высокой степенью после пророков и посланников. Так не умаляйте людей Корана и их права, ибо их положение - от Аллаха!» («Саваб аль-а’маль», с. 224).