Проблемы нравственного и духовного воспитания. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов медицинского вуза Тема духовно нравственное воспитание студентов

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2011 Н. Н. Шатохина

канд. пед. наук, доцент каф. МПТ e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В данной статье рассматриваются разнообразные методологические возможности осуществления духовно-нравственного воспитания. Представлены сущностные признаки нравственности как явления, условия и принципы положительного осуществления духовнонравственного воспитания человека с позиции философско-христианского и воспитательнопедагогического оснований.

Ключевые слова: дух, духовный, нравственность, сущностный, духовность, вера,

В современном обществе о духовно-нравственном воспитании говорят много. Проблема духовности рассматривается в истории, культурологи, философии, психологии, святоотеческой литературе. В настоящее время вопрос о духовной основе образования является одним из ведущих в работах ученых, мыслителей, педагогов (Е. П. Белозерцев, З. В. Видякова, М. В. Захарченко, А. А. Корольков, А. Ф. Киселев, В. М. Кларин, В. М. Меньшиков, С. И. Маслов, Н. Д. Никандров, Т. И. Петракова, В. И. Слободчиков, Т. В. Склярова, игумен Георгий (Шестун), Н. Л. Шеховская и др.), которые единогласно свидетельствуют о необходимости возрождения отечественной духовно-нравственной культуры.

Обращаясь к толковым словарям, можно обнаружить расхождение в определениях духовности и нравственности. В словаре В. Даля: «... все относящееся к Богу, церкви, вере, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [Даль 2001]. Определение С.И. Ожегова: «относящийся к умственной деятельности, к области духа» [Ожегов 1986: 157].

Духовность является сущностной характеристикой личности человека. Однако духовная способность заложена в человеке лишь потенциально. Для того чтобы духовность потенциальная стала реальной духовностью, необходимо постоянное духовное развитие человека, предрасполагающее живое взаимодействие человека с Богом. «Человек соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства» [Святитель Игнатий (Брянчанинов) 2001: 385].

Эту идею высказывают Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и другие выдающиеся деятели в области воспитания. И. А. Ильин выявляет один из способов воспитания духовности, основанный на формировании способности увидеть в своей душе «лучшее» и «худшее» обращаясь к разуму. Он вводит категориальные понятия: «дух», «духовная ответственность», «духовное достоинство», «духовный характер», «духовный опыт», «духовная воля», «свобода воли». Методологической основой анализа и определения выделенных категорий у него являются идеи христианской антропологии. При этом «духовное достоинство» определяется как чувство предназначения своего бытия для совершенствования себя и мира, «духовная ответственность» - как ощущение творческой основы в выборе жизненного пути, осознание собственного несовершенства как потребность в самосовершенствовании. Воспитание «духовного характера» он рассматривает через творчество и жизненный опыт человека. «Духовный характер»

направляет человека в его практическом опыте при выборе ценностных ориентаций в трудовой деятельности, в отношениях с другими людьми, в определении своей позиции в той или иной жизненной ситуации, в стремлении к самосовершенствованию. По мнению И. А. Ильина, «духовная воля» есть «свободная воля». Свобода проявляется в самостоятельном определении человека в своих решениях и поступках, в способности действовать согласно своему призванию и ответственности независимо от обстоятельств [Ильин 1993].

Святитель Феофан Затворник отмечает, что по естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчиняться и духом проникать все душевное и телесное [Святитель Феофан Затворник 1996].

Таким образом, можно сказать, что духовность - это приобщение человека к божественному, высшему и обретение на основе этого высших знаний.

Важным проявлением духовности является нравственность. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. То есть человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным человеческим ценностям. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, доброта, красота [Медушевский 2001].

В учениях классических философов Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа, Г. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга и других представлены основы нравственного бытия. Это ведение добра и истинное размышление о выборе правильной цели и праведного действия, добродетельность как состояние души человека. Сократ, Платон отмечали, что путь к истине есть самопознание человека в процессе нравственного преображения [Зеленский, Черникова 2010].

Г. Гегель определяет механизм воспитания нравственности на основе преобразования природной сущности в духовную. Автор отмечает, что через жизнь в любви, доверии и послушании происходит становление учащихся в самостоятельных свободных личностей [Г егель 2000].

С позиций В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, митр. Амфилофия (Радовича), И. А. Ильина и других, нравственное воспитание есть предоставление свободы для выбора пути духовного совершенствования в рамках определенной традиции. Ключевая идея В. С. Соловьева состоит в понимании явления нравственности как взаимодействия между личностью и окружающей средой. Это позволяет педагогам осуществлять выбор сфер, содержания и средств нравственного воспитания [Соловьев 1999].

Учения святых отцов непосредственно связаны с особым нравственным бытием -нравственным преображением человека, с восхождением к святости (прп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама, прп. Марк Подвижник, прп. Макарий Египетский, прп. Иоанн Дамаскин, прп. Иоанн Лествичник и др.).

Так, архимандрит Платон (Игумнов), основываясь на учении святых отцов о жизни человека, указывает, что норма, ценность и благо соответствуют трем аспектам ориентации личности: природная, социально-культурная, религиозная. В связи с этим он указывает на то, что нравственное воспитание основывается на решении трех задач: сохранение природных дарований (чистота, целомудрие); преодоление инертного природного начала (склонность к духовному застою и падению); приобретение нравственных добродетелей [Арх. Платон (Игумнов) 1994].

Идеи христианских философов нашли отражение и в работах ученых-педагогов В. В. Зеньковского, А. В. Маклецова, А. В. Ельчанинова, Н. Е. Пестова, А. С. Арсеньева, Б. С. Братуся, Ф. С. Василюка, Т. А. Флоренского и других. По мнению авторов, основаниями нравственного бытия являются следующие компоненты: ведение истины, добродетельность, сострадание, долженствование, добрая воля.

Таким образом, нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Быть нравственным - это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и окружающем мире.

Духовность и нравственность являются важнейшими и базисными характеристиками личности. В сочетании они составляют основу личности, где духовность есть направление ее развития (саморазвития). На наш взгляд, наиболее глубокий смысл проблемы духовности отражен в христианской антропологии Григория Нисского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадского и в идеях основоположника педагогической антропологии К. Д. Ушинского, ученых Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Г. И. Челпанова и других, где сущностными характеристиками личности является духовность и нравственность.

Святитель Игнатий Брянчанинов рассматривает духовно-нравственное воспитание человека в контексте понимания природы человека, его духовного развития. Исходя из природы человека и цели его воспитания, он обосновывает принципы духовно-нравственного воспитания: духовно-антропологический принцип, приоритет духовного воспитания над обучением, личностный подход, послушание (как принцип ученичества и дисциплины духа), системность (целостность, последовательность), меры и правила. Эти принципы тесно взаимосвязаны между собой, так как обусловлены естественной природой человека и полностью соответствует ее потребностям.

Целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное совершенствование человека: воспитание сердца, «возвышение сердца» как центра духовной жизни, научение сердца любви. Любовь, с одной стороны, это задача духовного воспитания человека, а с другой - это дар Святого Духа, соединяющий человека с Богом. Человек должен приготовиться к принятию этого дара. Человек готовит почву души и очищает её, соделывая её достойным сосудом для восприятия Духа Святого. Божественная благодать без участия самого человека и его свободной воли не может силой Своей освящать человека. А человек без содействия благодати не может обрести Духа. Именно в этом предуготовлении человека к восприятию благодати раскрывается моральное начало свободы в нем.

Следовательно, с воспитанием сердца связан нравственный выбор личности, формирование мотивов к той или иной деятельности. Это воздействие носит комплексный характер, оно опирается на определенную систему ценностей и личностных смыслов, раскрытие творческих способностей учащихся.

Обращаясь к телесной составляющей человеческой природы, святитель писал, что тело есть инструмент, орудие души, без которого душа сама по себе в этом мире ничего сделать не может, телесность позволяет осуществиться творческим личностным возможностям человека. Он говорит, что тело является не только пространственной границей личности, но с телесностью связаны творческие способности человека. [Святитель Игнатий Брянчанинов 2001].

Подлинным содержанием духовно-нравственного воспитания является вера. Вера - это система духовно-нравственных ценностей, подлежащих усвоению в процессе воспитания. Можно выделить два вида веры: веру теоретическую и веру практическую. Вера теоретическая доставляет человеку ясное знание о высших истинах. Посредством практической веры человек получает деятельное познание высших истин. Теоретическая и практическая веры тесно взаимосвязаны между собой. В совокупности они ведут человека к живой вере - таинственному духовному познанию Бога и законов духовно-нравственной жизни. Господь сказал: «Верующий в меня будет иметь жизнь вечную» [Святитель Игнатий (Брянчанинов) 2005: 163].

Размышляя над проблемами современного образования, ученый А. Ф. Киселев замечает, что мы разучились «строить» внутренний мир человека. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека внешнего, а не внутреннего. Поэтому необходимо не только передавать студентам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, нравственные качества [Киселев 2008].

По мнению отца Иоанна Кронштадтского, прежде всего надо научить воспитанника самой сложной и самой нужной для каждого человека науке -самопознанию, воспитывая в нем стремление к осуществлению подлинно духовной жизни [Святой праведный Иоанн Кронштадтский 2006].

О том же пишет И. А. Ильин: «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять... Формальная “образованность” вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь» [Ильин 1993: 177-178].

Надо признать, что сегодня многие люди, имея многостороннее образование, очень часто своего внутреннего мира не знают.

Игумен Георгий (Шестун) пишет о том, чтобы вернуться к воспитанию личности, укорененной в традиции, необходимо положить духовно-нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацеливает воспитание на создание условий, способствующих восприятию идеалов и ценностей, рождению в человеке духовной жизни [Игумен Г еоргий (Шестун) 2007].

Учительство святыми отцами возводится в высокий ранг великого служения. Поэтому совершенно особую роль отводится нравственным качествам и духовным свойствам учителя, заповеданным Евангелием. Сущность учения предстает как таинство, в котором происходит двустороннее воспитательное воздействие. С одной стороны, воспитывает личность учителя, а с другой - невидимое преображающее действие Бога, то есть происходит то, что называется «синергией». Труд учителя осмысливается как служение Самому Богу. Педагог, содействуя исполнению божественного замысла о человеке, приближает человека к его предвечному предназначению [Пустошин 1999].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В рамках традиционной педагогики необходимо осуществлять целенаправленное развитие у студентов проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовнонравственное его совершенствование.

На основании проведенного анализа можно сформулировать ряд общих и наиболее значимых, по нашему мнению, выводов относительно проблемы духовнонравственного воспитания студентов.

1. Духовно-нравственное воспитание является существенной необходимостью для человека и должно рассматриваться в контексте понимания его природы. Оно направлено на выявление и развитие высшего достоинства человека - его духовной

природы. Главными принципами духовно-нравственного воспитания признается духовно-антропологический принцип, приоритет духовного воспитания над обучением.

2. Обращение к опыту православной педагогики в период возрождения России особенно актуально. Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

3. На основе православных традиций формируется ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром (эстетическое развитие, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие). Целью духовно-нравственного воспитания является воспитание сердца, «возвышение сердца» как центра духовной жизни.

4. Духовно-нравственное воспитание возможно только в живой деятельной вере. Поэтому содержание духовно-нравственного воспитания составляют вера, а его средства - таинства Православной церкви, Евангелие, евангельские заповеди, молитва, сочинения святых отцов. Человек должен стремиться к получению Благодати, направляя к тому свою волю. В этом проявляется свобода выбора человека, то есть искусство жить, проявляющееся в стремлении к святости, к реализации в творчестве.

5. Духовно-нравственное воспитание молодежи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением всех заинтересованных структур, в частности высших учебных заведений.

6. Определяющее значение для успешного воспитания студентов имеет личность педагога. Успех в области духовно-нравственного воспитания студентов зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью. Особая роль отводится нравственным качествам и духовным свойствам учителя.

7. Духовно-нравственное начало в человеке нуждается в постоянном развитии, что осуществляется в процессе воспитания. Результаты духовно-нравственного воспитания выражаются в системе духовно-нравственных добродетелей, которые внутренне присущи каждому человеку, вступившему на путь духовного развития. Это такие добродетели или качества: любовь, смирение, кротость, послушание, терпение, милосердие и т.д.

Библиографический список

Гегель, Г. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.

Георгий (Шестун), игумен. Идеология и традиция // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. Духовно-нравственная культура как фактор безопасности Российского государства: материалы Покровских чтений 20062007 гг. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 736 с.

Зеленский К. В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.-метод. пособие / под ред.

В. И. Слободчикова; послеслов. В. И. Слободчикова. М.: Планета, 2010. 280 с.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. соч. Т. 2. М., 2001.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о спасении и о христианском совершении // Там же. С. 385

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Пишу к вам прямо из сердца: сборник писем / сост. Е. А. Смирновой. М., 2005. 544 с.

Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1.

Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т.

Т. 2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993. 480 с.

Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. 2008. № 9. С. 20-24.

Медушевский В. В. Святая традиция Руси // Христианство и мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара, 2001.

Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН

СССР Н. Ю. Шведовой. 18 изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.

Платон (Игуменов), арх. Православное нравственное богословие. М.: СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.

Пустошкин В. Педагогическая деятельность отца Иоанна Кронштадтского // Школа православного воспитания: сборник / сост. А. Н. Стрижев. М.: Паломник, 1999.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. IV. 1862 / подгот. к изд. Т. И. Орнатская, монахиня Серафима (Иванова), Э. С. Смирнова, Л. Г. Коротенко, Л. Е. Зайцева, М. Е. Шкатов, А. Г. Дунаев, П. А. Бобров, Ю. В. Балакшина; рец. игумен Петр (Пиголь). М.: Отчий дом, 2006. 672 с.

Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999. 912 с. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроится? М.: Православная вера, 1996. 415 с.

1

1 Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

В статье представлен анализ проблем современной студенческой молодежи России. Исследование, проведенное на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что наиболее важными, по мнению студентов, являются социально – психологические проблемы: игромания, уход в виртуальный мир (69 % опрошенных), наркомания (67 % респондентов), алкоголизм (64,5 %), насилие (в разных формах) (61 %), одиночество (53 %), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47 %), проблемы адаптации к новым условиям (44 %), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38 %), незапланированная беременность (24 %), суицид (12 %). Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник», решающий задачи формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных ценностей, формирование навыков самопрезентации, организации общественно и личностно значимых дел.

проблемы личности

саморазвитие

самовоспитание

духовность

нравственность

православие

высшая школа

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 301 с.

2. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.

3. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.2001. - СПб., 1995. - 148 с., ил.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М. : Педагогика, 1983. - 391 с.

5. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели современного воспитания: личностно-ориентированное коллективное творческое дело. - Ульяновск: Изд-во ИПК ПРО, 1996. - 90 с.

6. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - М. : МПСИ, 2006. - 424 с.

7. Смысл человеческого бытия / под ред. Ф.В. Цанн-Кай-Си. - Владимир: ВГПУ, 2002. - 276 с.

8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды. Т. 1-2. - М. : МПСИ, 2005. - Т. 1. - 568 с.

9. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 40-47.

Введение

С начала XXI века российское образование, как один из социокультурных, педагогических и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения.

Поиск новой образовательной парадигмы идет преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности - без должной заботы о духовности. Наряду с открывшимися новыми возможностями (такими как свобода совести, открытость общества, вариативность выбора жизненного пути, широкое информационное поле СМИ и сети Интернет и др.) в России стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления». Новые политические и социально-экономические реформы в России, начавшиеся в 1990-х годах, обусловили крах советских идеалов, норм и взглядов на мир когда-то огромной страны, оставив целый народ без ориентиров и веры в светлое будущее.

Целью нашего исследования, проведенного на базе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, необходимых для духовно-нравственного воспитания личности в системе высшего образования. Методическую основу исследования составили: анализ педагогической, психологической, философской, культурологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; диагностические методы: анкетирование, беседы; обсервационные методы: прямое, косвенное, включенное наблюдение; интерпретационные методы: ретроспективный анализ собственного опыта педагогической деятельности; математические методы анализа данных.

Вопросы, связанные с проблемой духовно-нравственного развития молодого поколения, традиционно находились в центре философской научной рефлексии. Так, философы Античности (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.), Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Просвещения (Ф. Вольтер, Ж. Руссо и др.), Нового времени (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг, И. Фихте и др.) решали вопрос о роли и месте человека в соответствии с мировоззренческими установками современной им исторической эпохи.

С конца ХIХ века эта проблема стала одним из самых востребованных теоретических конструктов. Вопрос о способах связи элементов в системе «человек - мир» не утратил своей актуальности и на текущем этапе культурно-исторического процесса.

В научной литературе советского периода освещались и психологический (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Н.В. Шевандрин), и социально-психологический (И.С. Кон, А.И. Ковалева, Д.А. Леонтьев) аспекты формирования духовно-нравственных установок личности.

В отечественной педагогической теории наших дней разрабатываются системы диспозиций личности, связанные с такими понятиями, как смысловая установка, система личностных ценностей, нравственное развитие (Ю.В. Александрова, Е.Е. Вахромов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.В. Столин и др.).

Ученый Е.Ю. Ястребова отмечает, что в деятельности каждой личности имеют место системообразующие факторы (цель, ценности, средства, потребность, интерес, мотив, предмет деятельности), организационные механизмы (методы, организационные и моральные принципы, механизмы мотивации), организационные формы (регламенты, правила, программы, планы). У каждой личности свое представление о том, какой она хочет быть и почему. Выбор последовательных действий и направление движения зависят от нее самой .

По мнению психолога А.Н. Леонтьева, сущность смысла жизни проецируется в отношении мотива деятельности к непосредственной цели ее. При этом ведущую смысложизненную нагрузку в системе «мотив - цель» несет мотив . Ценностный подход позволяет увидеть личность таковой, какова она есть сейчас, какой могла бы быть и будет. Он предполагает отношение к личности как к субъекту - К.А. Абульханова-Славская, С.Д. Поляков, В.Д. Сайко, Т.Ф. Яркина и др. .

Вместе с тем мы отмечаем, что современная педагогика располагает небольшим арсеналом научных исследований по проблеме данного феномена. С.Л. Беличева, Л.Г. Десфонтейнес, Д.И. Фельдштейн и др. - авторы работ, ориентированных на направленность, потребности и ценностные ориентации личности .

Проведенное нами исследование (анкетирование 230 студентов 1-2 курсов) показало, что молодые люди, получившие образование в школе, не обладают положительным мировоззрением (68% опрошенных). Они часто не понимают, что представляют собою, каково их подлинное назначение в мире, есть ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно человеческие ценности (57% респондентов). Все чаще в молодежной среде проявляются явления деструктивного характера, стремительно растет количество суицидов.

Проблемы студенческой молодежи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом. Эти проблемы, с одной стороны, взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в мире - процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны, они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи государственной политикой. Рассмотрим ряд специфических проблем, относящихся к молодежной среде.

Социально-психологические проблемы - это проблемы, возникающие при взаимодействии индивида с социумом. От умения человека контактировать, взаимодействовать, сотрудничать с людьми и находить свое место в обществе зависит его психологическое состояние.

Наше исследование выявило наиболее важные, по мнению студентов, социально-психологические проблемы (по данным проведенного опроса студентов 1-2 курсов): игромания, уход в виртуальный мир (69% опрошенных), наркомания (67% респондентов), алкоголизм (64,5%), насилие (в разных формах) (61%), одиночество (53%), проблемы в общении со сверстниками, отсутствие самореализации (47%), проблемы адаптации к новым условиям (44%), пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38%), незапланированная беременность (24%), суицид (12%).

Студенческая молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления, так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не оформились. В силу чего у молодежи несколько размыты такие понятия, как «нравственно» или «безнравственно».

Наработанная в отечественной педагогике и психологии практика формирования у субъекта позитивной цели оправдала себя на протяжении предыдущих десятилетий. Однако на сегодняшний день у ряда студентов 1 и 2 курсов обучения мы отмечаем явление «экзистенциального вакуума» (42% опрошенных). Суть этого явления заключается в том, что человек находится в состоянии некоей пустоты, скуки, не знает, чем себя занять (своего рода «эффект выходного дня»). Так у студентов постепенно теряется смысл существования и опора в жизни. Следовательно, многие из молодежных проблем (наркомания, алкоголизм, преступность) целесообразно начинать рассматривать с причин возникновения «внутренней пустоты».

В этом состоянии каждый молодой человек подвергается огромной психологической нагрузке, требующей адекватной реакции на реальность и сортировки получаемых знаний об окружающем мире. Сознание подростков и молодежи, как губка, впитывает идеалы и веяния массовой культуры, зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы становятся основой будущей личности и влияют на ее мировоззрение и жизненную позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим высшее профессиональное образование, верные, проверенные временем и поколениями принципы, способствующие нравственному развитию.

Веками носительницей духовных ценностей русского народа была и остается православная церковь. Принадлежность к православию для большинства представителей российской молодежи является всего лишь национальной идентичностью. Число же реально воцерковленных крайне мало, что обусловлено современной культурой потребления. Интерес к церковному укладу и духовной жизни можно возродить миссионерской работой в студенческой среде нового поколения. Помощь в приобщении молодых людей к родной религии способны оказать группы православной молодежи, организованные на базе высших учебных заведений.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся в последние десятилетия имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь и любовь к Родине, привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди молодежи, бродяжничеству, токсикомании и наркомании, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только в семьях группы риска, но и у вполне «благополучной» категории семей, тех, где родители заняты карьерой и не имеют ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию собственных детей.

Преподаватели высшей школы начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. В этом ряду одной из инновационных технологий является технология духовно-нравственного воспитания личности студентов в структуре высшего профессионального образования с интегрированными в неё вопросами различного содержания, форм, средств и методов в сложном процессе духовно-нравственного развития личности.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания студентов апробируется на базе созданного в марте 2010 года клуба православных студентов «Паломник» в Муромском институте (филиале) Владимирского государственного университета.

Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, мы стимулируем интерес и потребность личность в сопричастности, возникает потребность в познании, самоанализе, признании. Проектируются приемлемые ценностные ориентиры формирования себя как специалиста, происходит выбор вектора духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию через механизмы воздействия на него как субъекта системы воспитания вуза и воспитывающую среду института.

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением в воспитательной работе института. Оно направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе учебно-воспитательной деятельности вуза и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего её позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

Основными направлениями духовно-нравственного воспитания мы считаем: формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности, формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей, формирование качеств социально-активной личности, имеющей навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.

Управление моделью включает в себя координацию действий различных структур института: руководства вуза, воспитательного и учебного отдела, деканатов, профсоюзной организации работников и студентов, совета студентов и аспирантов института. А также создание на базе института научно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию и региональной группы по экспертизе программ духовно-нравственного содержания.

При институте функционирует первый в области университетский храм, чин освящения которого совершил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий 18 августа 2004 г. Важной составляющей в развитии объединения является участие профессиональных педагогов в организации обучающего процесса и создании благоприятной психологической среды. Работа «Паломника» ведется в тесном взаимодействии с духовенством Спасо-Преображенского мужского монастыря, подворьем которого является университетский храм. Активисты общества принимают участие в крестных ходах и других важных событиях православной жизни города. Деятельность православного объединения постоянно освещается в университетской газете, в которой также существует отдельная колонка для публикаций на тему современного православного служения и проблем религиозности. Для участников клуба православной молодежи работает музыкальная студия, в которой студенты получают возможность творческого развития и приобретают навыки игры на музыкальных инструментах.

В 2011 году руководитель клуба, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета института Климова Ю.Н. и аспирант Малакаев К.Н выиграли грант фонда преп. Серафима Саровского «Православная инициатива», что позволило провести ряд конференций, круглых столов и обучающих семинаров для учителей общеобразовательных школ округа Муром по вопросу духовно-нравственного развития школьников.

Рецензенты

  • Андрианов Дмитрий Евгеньевич, доктор технических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.
  • Жизняков Аркадий Львович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Муромского института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром.

Библиографическая ссылка

Фомина О.Е. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6973 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Евграфова Надежда Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 г.Ртищево Саратовская область

Роль кружковой работы в воспитании духовно – нравственной личности.

« Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира . Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и , наконец , постепенное образование твёрдой свободной воли ».

Н . И . Пирогов .

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. К сожалению, долгое время формирование основ духовно – нравственной культуры школьников было ущербным. А ведь сфера духовности, нравственности – это сфера различения добра и зла, долга, справедливости, совести. Духовно – нравственные ценности всегда имели приоритетное значение в нашей национальной системе ценностей. На нынешнего российского подростка обрушивается шквал информации из самых разных источников. А при отсутствии внутренних устойчивых ценностных ориентиров юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Поэтому

в настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Актуальной становится проблема нравственного воспитания школьника, ведь наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос ти к каждому человеку. Вооружение нравственными знаниями важно на современном этапе развития образования и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В связи с этим система духовно – нравственного воспитания должна стать стержнем воспитательного процесса в школе, где удовлетворяются насущные потребности учащихся в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Целью работы кружка являются:

  1. Оказание помощи ребёнку в его мировоззренческом гражданском самоопределении.
  2. Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности.
  3. Постановка ребёнка в ситуацию нравственного выбора, усвоение им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

  1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  3. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

Мною используются такие формы работы с детьми, как

Факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания;

Творческая художественная деятельность детей;

Проведение праздников и мероприятий;

Исследовательская деятельность учащихся;

Поездки по святым местам.

Я считаю, что внеклассная работа в школе по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи - это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.

Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с начальной школой и подшефным детским садом «Золотой петушок». Для них на праздник Великой Пасхи кружковцы подготовили и показали театральную постановку «Премудрый царь» и провели небольшую викторину. Члены кружка и учащиеся начальной школы совместно готовили рисунки и поделки, посвящённые празднику, для оформления зала. Духовными руководителями в этой работе выступали настоятель храма Александра Невского отец Алексей Субботин и семья священнослужителей Старковых. В этом году также спланирована работа по подготовке театральных постановок и православных бесед для дошкольных учреждений. Народные сказки и православные беседы воспитывают ребенка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.

Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство с жизнью и деяниями русских святых, полководцев, русских князей на конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу и обществу. Сергий Радонежский, Александр Невский, князь Владимир Красное Солнышко, Святая княгиня Ольга, и др. деятели истории это пример служения и благочестивого поведения во благо Родины. Это знакомство идёт не в рамках урока, а в нестандартной форме (круглый стол, «сто вопросов взрослому», игра, дискуссия и т.д.), когда учащиеся могут рассуждать и высказывать свои мысли, строить свои догадки, спорить. Я считаю, что нестандартные формы проведения занятий дают возможность развивать самостоятельность мышления и вырабатывает свою оценку действительности, а это важно, потому что эти знания ребёнок добыл сам. Часто на заседания нашего кружка приходят духовные наставники – отец Виктор и матушка Ольга. Общение с ними предоставляет учащимся возможность наглядно увидеть образец грамотной русской речи и канонов поведения в обществе. С кружковцами мы посетили храм Святого благоверного Александра Невского, храм Святого Николая Чудотворца в г. Ртищево; пустынь в г. Сердобске;… что позволило напрямую прикоснуться к духовно-культурному наследию русского народа

Ребятам нравится такая деятельность: они с желанием идут на занятия, активно участвуют в творческих конкурсах и научно практических конференциях, с удовольствием готовят к занятиям презентации на заданные темы, подбирают интересный материал. В результате всей этой работы у нас с ребятами появилась идея выпуска ежегодного школьного журнала «Крохотки», на страницах которого публикуются наиболее интересные детские работы (рисунки, сочинения, отзывы, сценарии праздников, викторины, ребусы и т.д.)

Вся эта работа позволяет:

Повысить духовный и общекультурный уровень учащихся;

Развить их активную гражданскую позицию;

Использовать их творческие способности в конкретной деятельности;

Выработать у них высоко ценностное отношение к историческому наследию народа.

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Лаптева Валерия Игоревна

аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

E- mail : vista . vrn @ mail . ru

Астапенко Екатерина Федоровна

студент 4-го курса лечебного факультета Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж

Коваленко Ирина Викторовна

аспирант кафедры фармакологии Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко , РФ , г . Воронеж

PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION MEDICAL STUDENTS

Valeriya Lapteva

postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russia Voronezh

Ekaterina Astapenko

student of 4th year of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko, Russian Voronezh

Irina Kovalenko

postgraduate of Pharmacology department of Voronezh State Medical Academy named after N.N. Burdenko , Russia Voronezh

АННОТАЦИЯ

Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства. Становление личности будущего врача невозможно без формирования у него нравственного облика и поведения. Потому целью нашего исследования явилась оценка процесса духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. Выявлено, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты личности, способной помогать людям и оказывать высококвалифицированную помощь.

ABSTRACT

Spiritual and moral education of students is one of the priority tasks of the modern Russian state. Formation of a future doctor is impossible without forming his moral character and behavior. Because the purpose of our study was to evaluate the process of spiritual and moral education of students in VGMA t named after N.N. Burdenko. Found that in the three years of training in a medical Institution changing young people"s worldview is the formation of spiritual and moral dominant personality, able to help people and provide highly skilled assistance.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; студенты; медицинские ВУЗы.

Keywords: spiritual and moral education; students; medical universities.

Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из приоритетных задач современного Российского государства . В Концепции модернизации образования на период до 2010 года говорится, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности». Духовное воспитание остается приоритетом в образовании и после 2010 года. В связи с этим в последние годы в высшей школе активно внедряется переход педагогической направленности на духовно-нравственное развитие студентов .

Студенты медицинского ВУЗа представляют собой особую группу студентов в силу специфики медицинской науки. Воспитание будущих врачей является социально значимой задачей, поскольку только глубоко нравственный, духовный, специалист сможет в полной мере оказывать помощь людям, заботиться об их здоровье, создавать благоприятную психологическую обстановку для пациентов, способствовать скорейшему восстановлению трудоспособности и профилактике заболеваний.

При определении задач по духовно-нравственному воспитанию студентов важно понимать среду, в которой эти задачи будут решаться. Средовые факторы влияют на успешность воспитания, дают возможность для реализации потенциала студентов. Таким образом, создание благоприятной среды в ВУЗе позволяет максимально эффективно взаимодействовать с молодежью.

Процесс содействия духовно-нравственному становлению будущего врача заключается в формировании у него нравственных чувств (совести, долга, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Основная цель духовного развития студентов медицинского ВУЗа заключается в определении смысла профессии врача, ее целей и задач. Только глубокое понимание важности и ценности человеческой жизни, необходимость заботы о ней, потребность в сохранении здоровья позволит молодому специалисту реализоваться в полной мере.

Специфической особенностью нравственного воспитания студентов медицинского ВУЗа является то, что его нельзя обособить от процесса обучения и медицинской практики. Формирование морального облика будущего врача возможно только в непосредственном контакте с педагогами и в процессе практической деятельности, общении с пациентами. При этом не стоит забывать, что направлять и показывать пример должен именно педагог, а процесс духовного воспитания должен гармонично сочетаться с основными целями и задачами образовательных программ и осуществляться под его контролем .

Процесс духовно-нравственного воспитания студентов в ВГМА им. Н.Н. Бурденко осуществляется посредством двух основных методик:

1. организация оптимальных условий для усвоения духовно-нравственных идеалов в формировании личности будущего врача, умении их применять в повседневной практической деятельности;

2. общение с людьми, являющимися примером духовной жизни, которые могут стать примером для молодежи.

Реализация данных методик осуществляется путем выбора способа подачи материала, построением разнообразных занятий, вовлечением в процесс обучения преподавателя, который являлся бы источником ценностно-ориентационного общения. Особое место в воспитании студентов медицинского ВУЗа является развитие способности осознавать себя личностями, способными определять для себя духовно-нравственные ценности, грамотно ставить приоритеты и решать проблемы, возникающие в повседневной практике с точки зрения совести.

Подтверждением того, что данный подход позволяет осуществлять воспитание молодежи, служит проведенное анкетирование в октябре 2013 года в ВГМА им. Н.Н. Бурденко. В нем участвовали 120 человек (60 первокурсников и 60 студентов 3 курса). Студентам предлагалось ответить на 3 вопроса:

1. Почему Вы решили поступать в медицинский ВУЗ?

2. Какими чертами должен обладать настоящий врач?

3. На чем Вы будете основываться в выбранной профессии?

В результате анкетирования были получены достоверные данные о том, что первокурсники стремятся стать врачами с целью укрепления своего положения в обществе (45 %), получением достаточного материального содержания (40 %), реализацией собственный амбиций (15 %). В своей деятельности они предполагают опираться на стандартные нормы оказания медицинской помощи (100 %), а настоящий врач должен обладать расчетливостью и холодным умом (70 %).

Студенты третьего курса отвечали иначе: поступать в медицинский ВУЗ 70 % студентов решили с целью помогать людям, 25 % для реализации себя в обществе, 5 % с целью получения достаточного материального содержания. Настоящий врач, по их мнению, должен обладать терпением (40 %), человеколюбием (25 %), чувством долга (15 %), чувством сострадания (10 %), расчетливостью и холодным умом (5 %). В профессии основываться на морально-этических и нравственных нормах будут 75 % опрошенных, 25 % - на стандартные нормы оказания медицинской помощи.

Результатом исследования можно считать то, что за три года обучения в медицинском ВУЗе мировоззрение молодежи меняется, происходит формирование духовно-нравственной доминанты в повседневной деятельности. Причиной этого является грамотное преподавание, так и ориентированность на духовно-нравственное воспитание молодых специалистов.

Обучение в медицинском ВУЗе представляет собой многокомпонентную систему, направленную на формирование профессиональных навыков будущих врачей, так и на их духовно-нравственное воспитание. Данное условие позволяет сформировать полноценную личность, способную помогать людям, оказывать высококвалифицированную помощь и осуществлять профилактику как физических, так и духовных болезней.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебного процесса в высшей школе. Приоритетным направлением необходимо считать развитие у студентов духовности, ориентированности на доброту, помощь людям, сострадание, милосердие и терпимость .

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым компонентом формирования грамотного специалиста, способного оказывать медицинскую помощь людям, с пониманием самой природы человека.

2. Основной направленностью высшего образования считать формирование профессиональных навыков в неразрывной связи с моральными принципами и духовно-нравственными приоритетами.

3. Определяющим значением для успешного духовно-нравственного воспитания студентов считать личность педагога, его профессионализм и нравственные качества.

Список литературы:

  1. Бородаева Л.Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 3(17). - с. 24-28. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1348482562.pdf (дата обращения 11.04.2014).
  2. Дёмкина Е.В. Педагогические принципы и закономерности как основные методологические ориентиры в профессиональном воспитании будущего специалиста // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - 2012. - № 3(17). - с. 39-42. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1352378312.pdf (дата обращения 12.04.2014).
  3. Есауленко И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежская гос. мед. акад. им. Н.Н. Бурденко». Воронеж, 2011.(2-е изд.) - 384 с.
  4. Мережко М.Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. - 2011. - № 3-4. - с. 118-120.

Новые социально-политические и экономические отношения, развивающиеся в нашем обществе, актуализируют проблему воспитания личности современного человека. В центре этой проблемы духовно-нравственное воспитание, которое невозможно без освоения знаний о человеке, об особенностях поведения и становления личности, нравственных ценностях.

Ценность с позиции нравственного воспитания молодежи можно определить как субъективную или объективную характеристику пиродного и бщественного явления, поведения и деятельности, которые конкретный человек выбирает, так как считает полезными прежде всего для себя. Придерживаясь той или иной ценности, то есть положительно к ней относясь, человек стремится к ее реализации.

Нравственные ценности оказывают болльшое влияние на изменение сознания и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте чаще всго с помощью методов убеждения: жизненного или литературного примера, беседы, поощрения и т.д.

В студенческом возрасте успех положительного влияния ценности на нравственное развитие личности не всегда зависит от личных предпочтений. Преподаватель-мастер может успешно изменить неправильно сформированное убеждение, доказав важность ценности, как категории нравственного воспитания, не только для себя, но и для других людей, используя те же методы убеждения, приводя необходимые практико-ориентированные доводы, опираясь на моральные принципы, что безусловно помогает их дифференциации.

Чтобы ценности дифференцировать, нужно решить вопрос: субъективны или объективны ценностные суждения, эмоциональны они или рациональны. Многие научные понятия в педагогической науке отражают ценностные ориентации, включая духовно-нравственные ценности.

Так например, цель и идеал воспитания с точки зрения научной объективности вызывает сомнения в их совпадении, так как цель реалистична, объективна, а идеал субъективен и идеалистичен. Средства достижения цели и реализации идеала также во многом отличаются. Вместе с тем при достижении цели и идеала духовно-нравственные ценности взаимодействуют и не могут быть полностью изолированы друг от друга.

Нравственное воспитание как основа ценностных ориентаций оперирует понятиями терпимость и толерантность, рациональность и свобода мысли, сотрудничество, порядочность и верность истине, долг, честь и совесть.

К наивысшим нравственным ценностям можно отнести и чувство коллективизма. Ценности становятся общечеловеческими, если основываются на доброте и любви к ближнему, если эти качества становятся потребостью для каждого человека. Люди стремятся реализовывать свои ценности по-разному.

Например, психолог Эбрахам Маслоу предложил упорядочить ценности в иерархию человеческих потребностей. Он выделил пять уровней потребностей: .1) выживание (физиологические потребности): пища, кров, здоровье: 2) защищенность (потребности безопасности): защита от опасности и угрозы; 3) общность (социальные потребности): дружба, любовь; 4) самооценка (потребности эго): самоуважение, признание, статус; 5) самоактуализация (потребности в самоосуществлении): творчество, реализация потенциала личности. (Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.,1999г.)

По А.Маслоу эти уровни потребностей иерархические: человек, удовлетворив более низкие потребности, сможет уделять внимание более высоким. По его мнению, если выживанию и безопасности людей что-то угрожает, они полностью поглощены заботой об удовлетворении этих потребностей. Низшие уровни имеют фундаментальное значение, поэтому человек стремится их удовлетворять, осознавая, что они создают мотивацию для возникновения интереса к более высоким уровням потребностей. Как только та или иная потребность удовлетворена, ее роль в мотивации снижается. Однако часто на поведение человека оказывает влияние самый низкий уровень неудовлетворенной потребности.

Вполне очевидно, что иерархия потребностей, выдвинутая А.Маслоу, имеет отношение к формированию ценностей в жизни каждого человека. Так, например, по вполне понятным причинам, люди отдают приоритет потребностям выживания. Однако это не отрицает у них потребности более высокого уровня. Голод и телесные страдания отшельника не мешает ему молиться и просить Бога о здоровье и благополучии других людей и желать мира всему человечеству. Многие талантливые художники были очень бедны, но это не помешало им оставить миру свои талантливые произведения.

Следовательно, у человека, имеющего цель, к которой он стремится, сильна мотивация, и трудности быта только закаляют его волю к победе над самим собой. В связи с этим, можно предполагать, что здесь действуют нравственные принципы, сформированные под влиянием биологических

(наследственность) и социальных (среда и воспитание) факторов, которые и оказывают влияние на нравственное поведение.

Учитывая, что в основе любого мотива, позволяющего выбирать ту или иную ценность, лежит либо генетическая программа, либо психофизиологические процессы, либо окружающая человека социальная среда и воспитание в отдельности, но чаще всего – это порождение всех факторов в комплексе. Поэтому можно экстраполировать данное общее утверждение на мотив выбора молодым человеком цели деятельности. Данное утверждение особенно ясно дает представить всю стратегическую линию: от мотива выбора профессиональной деятельности, к интересу к ней, от него - к потребности овладеть ею и, далее, к глубокому чувству любви как высшей ценности.

Система ценностей, сформированная обществом, является основой воспитания личности. Основными компонентами этой системы являются материальные и духовные ценности. Отношение к ним, а точнее формирование ценностных ориентаций личности, достаточно избирательно. Эта избирательность является результатом воспитания.

Мотивы поведения и деятельность профессионала, как носителя и хранителя духовных ценностей, также формируются под воздействием воспитания, полученного в семье, социальных институтах воспитания, в учебных заведениях различного уровня. Специалист ориентируется на те или иные ценности в зависимости от уровня воспитанности и духовно-нравственной зрелости, уровня культуры и нравственно-этических качеств личности.

В связи с этим, можно утверждать, что важнейшим компонентом педагогического мастерства являются культура и педагогическая этика специалиста, что тесно связано с педагогическим тактом.

Немецкий мыслитель, видный деятель немецкого просвещения Г.-В. Ф.Гегель заметил, что "педагогика - есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую духовную природу, так что духовное становится в нем привычкой" (Гегель. Собр. соч. в 14т.- Т.7. - С. 187).

Педагогическая этика и культура - это важнейшее направление в науке о морали. Следует отметить, что мораль библиотечного работника можно также рассматривать в трех аспектах: философском, педагогическом и психологическом.

Исходя из этого основные категории и принципы педагогической этики специалиста можно назвать интегративными этическими образованиями.

Например, принцип гуманизма в педагогической этике регулирует отношения его с людьми и коллегами по работе. Гуманное отношение к людям - важнейшее условие успешной работы в социально-культурной сфере.

Как видим, педагогическая этика тесно связана с психологией, общими здесь будут и субъект, и объект исследования - человеческая личность, мотивы ее поведения, нравственность, духовность.

Достаточно трудно, почти невозможно дифференцировать общее, профессиональное и педагогическое в этике. Студенты университета неоднократно (т.е. не одно поколение их) выполняли эту задачу по нашей просьбе, но почти всегда приходили к мысли, что это есть единое образование, не поддающееся дифференциации.

Такие этические образования, как долг, добро, совесть, справедливость, ответственность, смысл жизни - интегративны, так как имеют отношение к этике профессиональной и педагогической и имеют непосредствен­ный выход на мораль, нравственность специалиста. Гражданственность и человечность, любовь к людям и свобода в действиях и мыслях, чувство профессионального долга являются не просто словами, они регулируют поступки специалиста и действия по отношению к основным требованиям, которые предъявляет к ним профессия.

Педагогическая этика и культура - это неотъемлемая часть профессиональной деятельности специалиста, имеющего дело с людьми, особенно в работе с молодежью.

Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный отечественными учеными (И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным) показал, что культура - это прежде всего совокупность материальной и духовной деятельности человечества, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для разных профессий и специальностей.

Опираясь на идеи, развиваемые уже упомянутыми учеными, рассмотрим содержание культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития они считают возможным выделение четырех общих ее элементов:

а) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности,

б) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт,

в) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед личностью проблем,

г) нормы отношения к миру, друг к другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Знания (первый элемент) служат инструментом всякой деятельности. Второй элемент - умения и навыки – позволяет реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее. Третий элемент - обеспечивает дальнейшее развитие культуры, а это невозможно осуществить без творческой деятельности. Четвертый элемент культуры - предполагает разносторонние отношения личности к деятельности, ее продуктам (книге), к людям. Все это обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, мотивы деятельности, психофизиологическую направленность личности и т.д.

Каждый элемент выполняет свою специфическую функцию. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить, но при разном отношении к этой деятельности.

Исходя из сказанного для воспроизведения культуры в содержание образования студентов должны быть включены все перечисленные элементы культуры, а не только система знаний. Тогда под содержанием образования действительно следует понимать:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, человеке, позволяющую подходить к познавательной и практической деятельности на научной основе;

2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий, составляющих любую деятельность;

3) опыт творческой деятельности, ее особенности, специфические черты, которые, тем не менее, сложились в результате общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей, реализованы же в ходе развития практической деятельности библиотекаря;

4) систему разносторонних отношений личности к миру, к людям, к самой себе, на основе чего и формируется мировоззрение личности и будущего специалиста.

Здесь следует сказать более подробно о культуре. Само понятие культура трактуется в такой логике: COLO - чту, возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту.

Есть различные толкования этого понятия. По мнению Ю.П. Азарова, культура - это развернутый во времени мир человека.

В.В. Розанов считал, что культура начинается там, где начинается любовь, там, где возникает привязанность. Культура, по его мнению, есть "синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входит религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной.

Все это, насколько оно зиждется, возрастает, навивает на человека одну черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю". (Розанов В.В. Сумерки просвещения. - С. 30-31).

По мнению Д.С. Лихачева, культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знаний. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура - это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность. (Лихачев Д. Книга беспокойств. - М: Новости, 1991.- С. 479).

Если отталкиваться от этих определений, то можно прийти к мысли: культура выпускника - это не только культура речи или культура человеческих отношений. Это явление более глубокое.

Оно вбирает в себя огромный исторический пласт, национальное и общечеловеческое в развитии всех сторон человеческого существования, способствующее достойной жизни сегодня.

Отношение к людям, к своему делу чаще всего является отражением личностной позиции специалиста, его ценностных установок, интересов, убеждений.

Такие духовно-нравственные ценности как совесть, долг, любовь, добро, свобода при условии их принятия личностью или точнее присвоения являются основанием для высоко нравственного поведения как человека профессионала. Отрицание их - показатель духовно-нравственного несовершенства личности, которое так или иначе ведет ее к конфликту с окружающим миром, культурой и, нередко, с самим собой. Рассматривая понятия "духовность" и "духовная культура", можно отметить, что эти понятия становятся интегративными категориями. Нет, пожалуй, ни одной науки о человеке и учебного предмета в гуманитарном вузе, где бы они не рассматривались как одно из оснований в ориентации будущих специалистов на овладение высшими духовными, нравственно-эстетическими ценностями мировой и отечественной культуры. Учитывая, что в определении данных понятий нет единодушия, можно констатировать наличие проблемы.

В истории отечественной религиозной философии духовность чаще всего была связана с верой. С.Н.Булгаков отмечал в свое время, что "вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере." К.Д.Ушинский, дифференцирцуя явления душевные и духовные, выделял четыре формы проявления духовных явлений: дар слова, чувство художественное или эстетическое, чувство нравственное и чувство религиозное.

Анализ различных взглядов на решение проблемы духовности, духовного развития человека, который будет стоять в центре внимания выпускников вуза, позволяет предположить, что "духовность" - явление более широкое, чем просто религиозное чувство веры. Его следует рассматривать не как иррациональное, трансцендентное начало и тем более некий догмат, а как синтез науки, культуры и веры.

"Духовность" - можно понимать и как глубинное проявление духа, который многие люди ощущают внутри себя. Это проявление и национального духа есть в каждом россиянине или представителе другой страны, ибо дух - это часть человека, может быть даже основная часть. Следовательно, в духовности внутреннее ощущение духа и внешнее его проявление тесно связаны между собой. Дух пронизывает все сферы жизни людей, все - общечеловеческие и национальные, материальные и моральные ценности, но может и покидать их.

"Духовная культура" - понятие органично включающее в себя две составляющие категории - "духовность" и "культуру". При под культурой принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества.

Представляют интерес подходы к определению понятий "духовность" и "духовная культура" студентов Московского государственного университета к4ультуры и искусств как альтернатива имеющимся в науке. Рассмотрим некоторые из них в обобщенном виде.

Часть студентов понимает "духовность" как внутренний мир человека, его содержание. Чем богаче этот мир, чем насыщеннее его содержание, тем духовнее человек, тем интереснее с ним общаться. Некоторые студенты "духовность" понимают как Возвышенное, Небесное, Неограниченное, Обширное, как Чистоту душевную. Это Высокая Нравственность личности, стремление к Благородству и Справедливости. Начитанность и Образованность, стремление к Самосовершенствованию. Ощущение Возвышенного. Другие рассматривают "духовность" и как религиозное отношение к действительности. Человек, верующий в БОГА и соблюдающий религиозные заповеди, более терпим к другим и требователен к себе, у него вырабатывается особая модель поведения. Оказывая благодеяние, он не ждет благодарности, повышает свою творческую активность, много читает, старается приблизить других к духовному образованию.

Будущие специалисты под духовностью, с одной стороны, понимают мировоззрение человека, его мораль, красоту души, помогающие человеку творить, совершать благодеяния, любить, с другой - сочетание душевных качеств человека и его интеллектуального развития, душевной организации. При этом высказывают свое убеждение в том, что духовная пища (классическая музыка, живопись, религиозная и любая литература, другие виды искусства) требует оценки умом и сердцем.

Часть студентов видят корни "духовности" в "запредельном мире", в мистике. Что же касается "духовной культуры", то ее студенты вуза объясняют как явление обогащающее человека, вселяющее в него чувство Прекрасного, заставляющее его стремиться к лучшему. К ней относится все, что приносит радость людям, возвышает каждого человека, делает его добрым и отзывчивым к чужим проблемам. Она помогает понимать, что жизнь не сводится только к физическому выживанию, что есть вещи, приносящие радость, счастье, покой и не всегда относящиеся к материальному миру.

Духовная культура многими из опрошенных студентов считается объемным понятием, в него вводится: жажда знаний, образованность, интеллигентность, трудолюбие, воспитанность. Она всегда будет находиться в развитии.

Как внешнее проявление внутренней духовности человека, духовная культура, в отличие от духовности, по мнению будущих культурологов, может выражаться и материальными средствами: это и природа, и окружающий мир, и традиции, страны, семьи, в которой живет человек. Это все нравственные, эстетические, физические стороны жизни человека: спорт, одежда, искусство - все, что доставляет человеку удовольствие и делает его лучше.

Итак, "духовной культурой" студенты называют то, что позволяет людям воспринимать данное им, созданное ранее и современниками, оценивать его и использовать на благо себя и других. "Духовность" и "духовная культура" - это те ценности, которые создавал человек и его дух, рукотворно и нерукотворно, стремясь к прекрасному и возвышенному.

Высказывания студентов университета очень тесно перекликаются с теоретическими положениями и высказываниями известных в науке людей, упоминаемых выше, показывают высокий уровень их духовно-творческого развития и культурологической образованности, что может рассматриваться как результат профессиональной подготовки.

Осознание накопленного духовно-нравственного опыта, знаний и умений поведения и отношений в семье, в образовательных учреждениях, общественных местах;

Отношение к окружающему миру, людям, культуре, религии, к себе как части общества;

Развитие духовно-нравственных качеств личности: толерантности и уважения к другим религиям и вероисповеданиям, любви к людям, тактичности, ответственности, национальной гордости за достижения в культуре, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению исторической преемственности поколений, развитию чувства долга, чести, человеческого достоинства.

Духовность является ядром общей культуры будущего специалиста - это высшая ступень нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Духовность является источником развития гуманистической позиции человека. Духовная культура может быть представлена системой духовных ценностей, регулирующих отношения человека с окружающим миром. В профессиональной деятельности выбор решения этих проблем имеет принципиальное значение.

В системе духовных ориентиров специалиста культуры центральное место занимают нравственные ценности. Они составляют внутренний импульс духовной мотивации и проявляются в отношениях человека с окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание – достаточно сложная задача. Ее решение предполагает не только ознакомление студентов с основополагающими понятиями человеческого общежития, но и формирование у них умений и навыков реализовывать содержание этих ценностей, как в своей профессиональной деятельности, так и при реализации социально-культурной функции.

Обучаясь в вузе, студент должен ясно представлять, что жизнь по законам нравственности является обязательным условием существования общества. С этой целью он должен уметь реализовывать на практике такие понятия, как: этика и эстетика межличностного общения, правила поведения в общественных местах, нормы поведения в студенческом коллективе и особенности взаимоотношений «студент – преподаватель».

Духовно-нравственное воспитание также, являясь важной задачей становления личности, выступает одним из условий ее успешной адаптации в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

В качестве критериев духовно-нравственного воспитания в системе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, толерантность, уважение культур других народов, уважение других вероисповеданий и соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В университете создан Центр толерантности и межкультурных коммуникаций, цель которого состоит в формировании установок толерантного сознания и толерантных межличностных отношений педагогов, студентов и аспирантов в поликультурной среде Университета. В задачи Центра входит создание основ межэкономической и межконфессиональной толерантности и сделать эту практику массовой; формирование этнокультурной компетентности, навыков межкультурного взаимопонимания; международное сотрудничество в области совершенствования воспитательной работы со студентами и преподавателями; выполнение совместных проектов с учеными вузов и культурно-досуговых учреждений иностранных государств.

В целом это можно определить как путь повышения уровня духовно-нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности будущего специалиста социально-культурной деятельности.

Теория воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию студентов, как правило, основана на принципах: разумного сочетания материальной и духовной реальности; уважения культуры, национальных традиций и вероисповедания представителей других национальностей; проявления терпимости, толерантности к мнению другого человека, его самовыражению, что непременно ведет к миру и согласию; опоры на общечеловеческие ценности, то есть те, которые являются основными для всех культур; стимулирования саморазвития и самовоспитания, ведущих к духовно-нравственному совершенствованию человека.