Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и наша реальность. Система образования в россии Цель реформы двухуровневой система образования

Россия вновь переживает процесс образовательного реформирования. Никаких особенных внешних осложнений. Ни громких выступлений, ни митингов протеста, ни телепередач. Однако это не значит, что в связи с новой реформой у студентов, настоящих и будущих, а также их родителей нет вопросов.

Итак, Министерство образования и науки РФ предложило новый масштабный эксперимент: образовательные стандарты для вузов третьего поколения. Двухуровневая так называемая Болонская модель (бакалавриат и магистратура) теперь вводится во всех высших учебных заведениях страны. Что это значит?

С 1 февраля в вузах стартовала новая приемная кампания, и при подготовке к ней педагогам пришлось выступить в роли разработчиков принципиально новых образовательных программ на основе государственных стандартов. По словам разработчиков, стандарты определяют только 50% содержания вузовских курсов. Остальные 50% каждый из них должен разработать самостоятельно, исходя из особенностей регионального рынка труда и собственного опыта подготовки специалистов. То есть «сюрприз» своим студентам может выдать любой вуз. А сюрпризов наш народ боится как черт ладана. И правильно боится. Ведь уже на начальном этапе разработчики столкнулись с отсутствием министерских стандартов той базовой основы, на которой и вырастает образовательная программа. И это была не главная проблема…

ДОЛОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ? Основная задача преподавателей при разработке новых программ не потерять накопленный положительный уровень подготовки выпускников и использовать его в программах для бакалавров. Если в одной фразе, то теперь за четыре года будут готовить грамотных специалистов, которые бы не уступали по уровню тем, кто раньше учился на специалитете в течение пяти лет. Но нельзя в образовательных схемах чтото поменять безболезненно для всей системы. Проблем сразу возникает множество.

Следующая проблема сотрудничество с работодателями. Ведь основная идея федеральных государственных стандартов (ФГОС) подразумевает тесное взаимодействие с практиками, которые должны подсказать оторванным от рынка труда теоретикам высшей школы, какой именно профессионал нужен для той или иной отрасли. Эта проблема стала проблемой номер один сразу после развала Советского Союза. Тогда рухнули все связи цепочки: детсад школа специальное образовательное учреждение производство. С тех пор традиция взаимодействия вуза и работодателя никак не восстановится, и это объясняется рядом социальноэкономических причин. Разрушить налаженную общественную модель было легко. А вот как сделать так, чтобы появилась и заработала новая модель? Ведь зачастую представители предприятий и организаций выступают с упреками, мол, вузы готовят не тех специалистов, но объяснить, какого именно выпускника хотели бы увидеть, они не могут. Мониторить изменчивый, нестабильный организм нашего не устоявшегося общества - задача сверхсложная.

БОЛЕЗНИ РОСТА

Вместо привычной старой доброй российской образовательной школы студентов теперь ждут интерактивные формы обучения: ролевые игры, диспуты и мозговые штурмы. Новые образовательные стратегии предполагают и интенсивное использование новых технологий -объявлена всеобщая компьютеризация! Образовательный процесс становится технологически более сложным, но вот станет ли более качественным большой вопрос. Может быть, вся эта гора в результате родит мышь: разработанные схемы останутся лишь на бумаге, а учить придется по обычным лекциям. Но даже если этого не случится, переход на новую систему будет небезболезненным. Ведь большинство преподавателей пока не понимают, как работать с 1 сентября.

Например, медицинские вузы не могут перестроиться быстро. Для них ситуация осложняется тем, что учебные программы утверждаются не только министерством образованияи науки, но и минздравом. С 1 сентября поновому будет учиться только первый курс. Для остальных программы подготовить не успеют. В общем, у руководителей вузов и преподавателей новая головная боль.

ПРОГРЕСС ИЛИ РЕГРЕСС?

Декларируется, что «новый стандарт поддерживает прогрессивные веяния» в нашем обществе. Однако преподаватели имеют свое мнение на этот счет. И уж оното самое профессиональное. А заключается оно в том, что педагоги не готовы к «погоне за двумя зайцами»: обеспечению усвоения предметных знаний и воспитанию умения учиться, то есть того, что составляет главное «преимущество» нововведений.

Новая система ориентирована на потребности рынка. За четыре года человек получает базовое образование, а затем либо завершает обучение (в мире эта практика более распространена), либо смотрит, где и какие профессиональные компетенции востребованы, и, исходя из приоритетов трудоустройства, выбирает программу в магистратуре.

Реформы реформами, а работа работой. Захотят ли, смогут ли преподаватели продвигать те ценности, которые заложены в стандарте, как свои? В противном случае - нашу образовательную систему ожидает полный крах. Не исключено, что российское образовательное нововведение прогрессивно и нужно. Но при этом трудно применимо именно в нашей стране. Так говорят некоторые преподаватели.

Но есть и другие, очень оптимистичные, высказывания.

Выпускнику вуза уже недостаточно только получить знания, теперь ему надо еще овладеть и компетенциями, которые помогут ему при устройстве на работу успешно применять свои знания на практике. Новая система ориентирована на потребности рынка. Вузам дана возможность для свободы действий. Раньше вуз, где располагалось учебнометодическое объединение (УМО), предлагал всем остальным свой собственный учебный план. Зачастую он даже не соответствовал стандарту в полной мере. Новый стандарт в целом должен увеличить как внутреннюю, так и международную мобильность студентов раньше изза жесткости стандарта очень сложно было создавать совместные программы, координировать требования нашего стандарта с требованиями зарубежного вуза. Сейчас станет проще.

На пути к преобразованиям всегда мнения сталкиваются. И дело не в том, какого накала возникнет дискуссия. Дело в результате.

А положительный результат нововведений невозможен без экспертизы учебных планов, без компетентности преподавательского состава, без новых учебных пособий…

Эти самые «без» можно перечислять очень долго. Что именно будет происходить с процессом внедрения новых стандартов узнаем 1 сентября. Как говорится, цыплят по осени считают.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Бакалавриат — первый уровень высшего образования, который является базовым и длится 4 года. Студент, в дальнейшем «бакалавр», получает фундаментальную подготовку в широкой области знаний по выбранному направлению. По окончании обучения выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Диплом бакалавра дает выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями, а также дает возможность продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура второй уровень двухуровневой системы высшего образования. В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты. В основном в магистратуру идут люди, склонные к научноисследовательской работе. По окончании магистратуры возможно поступление в аспирантуру.

ЧТО ГОВОРЯТ РУКОВОДИТЕЛИ СЕРПУХОВСКИХ ВУЗОВ И ФИЛИАЛОВ

Директор филиала МГТУ «МАМИ» в г. Серпухове при МОУ «ИИФ», заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по учебнометодической работе Олег Андрух: -Бояться перемен не нужно. Переход на систему образования, принятую в европейских странах, открывает для молодых людей новые возможности. Бакалавры это люди, которые после обучения занимаются процессами эксплуатации, производства, выполняют функции руководителей и служащих. А если есть желание и, главное, призвание, можно поступать в магистратуру. В новых образовательных стандартах увеличивается количество времени на дисциплины вариативной части, позволяющие учитывать требования предприятий региона. По большому счету, переход на бакалавриат и был направлен на то, чтобы наши инженеры не были оторваны от жизни, а стали специалистами с набором практических навыков. Я считаю, что без практики человек не может считать себя дипломированным специалистом.

Ректор НОУ ВПО «Институт информационных технологий и управления», заместитель генерального директора МОУ «ИИФ» по инновационным проектам Игорь Бугаков: -Основным условием эффективной реализации образовательных стандартов третьего поколения является соблюдение интересов личности, общества, государства. С позиций интересов личности идеи Болонского процесса привлекательны, поскольку они расширяют возможности любого человека по совершенствованию своей профессиональной подготовки и трудоустройства, повышению качества жизни. Положительным моментом является возможность оперативно перенимать лучший опыт посредством академической мобильности, что полезно и государству, и личности, и обществу. С позиций государства главный «минус» дополнительная «утечка российских мозгов» в Европу. С позиций гражданского общества следует приветствовать идеи Болонского процесса. Однако не стоит забывать, что существование и развитие гражданского общества во многом определяется силой государства, его способностью защитить свои национальные интересы в изменяющемся мире.

Директор учебного центра «Интеграция» (МАИ) на базе МОУ «ИИФ» Анатолий Назаренко: -Я считаю, что процесс перехода на двухуровневую образовательную систему вызовет сложности в основном у руководства и профессорскопреподавательского состава вуза, которые будут перерабатывать учебные планы, поновому выстраивать образовательный процесс, в соответствии с новыми образовательными стандартами. Для абитуриентов и студентов сложностей и больших перемен возникнуть не должно. Я не вижу ничего страшного для молодых людей. Качество образования в связи с сокращением срока обучения на один год не изменится. Дисциплины профессионального цикла останутся практически без изменений, в математическом и естественнонаучном цикле произойдет сокращение часов по физике, концепциям современного естествознания. Из программ технических специальностей будут исключены некоторые дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла, которые не являются базовыми, такие, как социология, культурология, политология. Требования по аудиторной нагрузке такие же, как и в прошлом году. Больше часов отводится на самостоятельную подготовку студентов. С уверенностью можно сказать, что учиться легче не станет.

11Ш11Я № 3,2012 ШШШШШШ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

О. И. Аверина, Н. А. Горбунова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Анализируются основные достоинства и недостатки двухуровневой системы высшего образования и проблемы, возникающие в данной области в связи с переходом на образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Рассматриваются ключевые направления развития инновационной модели образования в современных условиях.

Ключевыге слова: гармонизация образования; государственные образовательные стандарты; бакалавриат; магистратура; компетентностный подход; аспирантура; модуль; инновационная модель образования; образовательные технологии; зачетные единицы.

Одним из приоритетных направлений развития страны на современном этапе является обеспечение высокого качества и престижа российского образования.

Достижение этой цели непосредственно связано с модернизацией российского высшего образования в рамках реализации основных принципов Болонского процесса.

Как известно, Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в г. Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса. Необходимость присоединения России к Болонскому процессу была обусловлена, с одной стороны, сильной зависимостью страны от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении, а с другой - требованием повышения конкурентоспособности российского образования, превращения его в высокорентабельную сферу бизнеса, обеспечивающую свободное передвижение труда, товаров и капитала в мировом сообществе.

В Болонской декларации указаны следующие ключевые принципы гармонизации национальных образовательных систем: введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов .

Кроме того, в настоящее время обсуждаются вопросы о необходимости введения аспирантуры в общую систему образования (в качестве третьего уровня); повышении привлекательности, конкурентоспособности и социальной роли высшего образования, его доступности; о развитии системы дополнительного образования («образования в течение всей жизни»). В целом новая система образования предполагает много положительных моментов, которые должны позитивно сказаться на результатах обучения.

© Аверина О. И., Горбунова Н. А., 2012

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Достоинствами первого уровня высшего образования - бакалавриата - являются принятие данной образовательной квалификации европейскими работодателями, возможность трудоустройства за рубежом и смены профессии. Человек с дипломом бакалавра - это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определенные должности, требующие высшего профессионального образования. Отличительную особенность магистратуры составляет более узкая и глубокая специализация студента. Получение магистерского диплома необходимо для тех, кто стремится получить ученую степень или ориентируется на научноисследовательскую и/или преподавательскую работу.

Среди преимуществ двухуровневой системы следует назвать и то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по другому . Тем не менее переход на двухуровневую систему образования в российской практике связан с наличием определенных проблем, обусловленных прежде всего необходимостью сохранения фундаментальности российского образования, его разумной консервативности, интеграции с наукой, наличием оригинальных научно-педагогических школ. Современная образовательная парадигма должна определять обучение как управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не только к увеличению объема знаний, умений и навыков, но и к изменениям личности обучаемого в направлении более полной ее самореализации. В высшей школе как школе профессиональной результат процесса обучения выступает в виде формирования профессионально значимых качеств личности студента - качеств, которые определят его профессиональную компетентность, навыки и мастерство.

В настоящее время профессиональные образовательные программы подготовки бакалавров, магистров приводятся в соответствие с требованиями фе-

деральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Среди особенностей ФГОС выделим следующие:

1) стандарты третьего поколения в отличие от предшествующих направлены на предоставление вузам свободы выбора. Если раньше 70 % учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30 % приходилось на региональный и вузовский компоненты, то сейчас пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет 70 % содержания учебных программ. Это обусловлено необходимостью сохранения некоторых базовых специальностей российской системы образования, которые в соответствии с ФГОС представляют собой только профильную направленность подготовки. Одновременно внедрение новых стандартов в учебный процесс предполагает сокращение количества часов, отведенных на профессиональные специальные дисциплины: из 4 860 ч, или 240 зачетных единиц, по программе обучения бакалавриата на освоение профессиональных компетенций выделено только 52 %. Очевидно, что в совершенстве овладеть навыками профессиональных компетенций в таких условиях довольно сложно, следовательно, необходимо изыскание дополнительных резервов более эффективного использования учебного времени с применением новых стилей подготовки;

2) если прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, согласно которому студент должен освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам, то во ФГОС базовым является компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника, а качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности. Это означает, что за время обучения студент должен освоить ряд компетенций, предусмотренных государственным стандартом. В то же время Министерством образования жестко не установлено, с помощью ка-

ких дисциплин должны формироваться способности и трудовые навыки студента. С одной стороны, вузу достаточно сложно определить, какие дисциплины должны соответствовать модулю, включающему несколько компетенций; с другой - вузу предоставляется возможность создать обучающие модули, соответствующие той или иной профильной направленности и специальностям, существующим в нем до перехода на двухуровневую систему образования;

3) особенность ФГОС связана с тем, что не менее 20 % аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме с использованием новых технологий, а лекционные занятия преподавателя не должны превышать 50 % аудиторной нагрузки. Новые стандарты требуют, чтобы больше времени отводилось на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые должны быть обеспечены соответствующим учебно-методическим материалом (рефераты, эссе, портфолио, курсовые работы);

4) новые образовательные стандарты ориентированы на использование системы зачетных единиц, которые представляют собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей уровня подготовки студентов. Применение в образовательной практике высшей школы этой системы имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Введение зачетных единиц (кредитов) изменяет работу преподавателей: с одной стороны, оно побуждает их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов; с другой - позволяет на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента, стимулируя его к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Умение студента формировать свои учебные планы индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную

мотивацию к обучению, а новые, эффективные методы текущего контроля знаний способствуют повышению качества усвоения учебных предметов. Основная проблема использования индивидуальных планов связана с ориентацией на идеального студента, обладающего определенным потенциалом знаний. Для менее способных формирование учебных планов будет заключаться в выборе наиболее легких для освоения дисциплин, что в конечном счете отрицательно повлияет на выполнение учебного плана и уровень подготовки специалиста.

Концепция построения новых образовательных стандартов связана с решением нескольких основных вопросов.

1. Активное внедрение в учебный процесс инновационной модели образования. Целью данной модели является подготовка специалистов, обладающих достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для решения разного рода задач, возникающих в практической деятельности.

Внедрение инновационной модели требует наличия образовательной среды, которая представляет собой своеобразный комплекс, вводящий обучаемого в реальную систему теоретических конструкций и практических навыков. Это своего рода образовательное пространство, комплексно воздействующее на развитие будущего специалиста, способствующее профессиональному становлению обучаемого. Использование инновационной образовательной среды может стать оптимальным подходом к реализации единства теории и практики для полноценной подготовки кадров. Среди разных видов инноваций наибольшую актуальность в настоящее время получили приемы, относящиеся к организации учебного процесса: кейс-стади, интерактивные прак-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тикумы и тренажеры, электронные учебники и учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы, виртуальные компьютерные лаборатории, автоматизированные лабораторные комплексы, автоматизированная консультирующая система и др. Многие из инноваций связаны в большей степени с внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс, а не с изменением характера и содержания образования. Изменения методов и технологий обучения могут быть представлены в виде новых методических разработок для действующих учебных дисциплин, новых тем дипломных и курсовых работ, новых дисциплин в составе основных образовательных программах разных уровней образования, новых направлений научных исследований, новой тематики научно-практических конференций.

2. Применение компетентностного подхода, обеспечивающего профессиональную ответственность за выполнение должностных функций. Данный подход не отвергает принципа фундаментальности образования, а усиливает глубину его постижения в рамках заданной области применения. Компетентностный подход означает в высшей степени междисциплинарный характер содержания образования. Так как любая современная деятельность многомерна в своих следствиях, профессиональная ответственность предполагает принятие решений и действий, учитывающих наряду со знанием основной специальности знание других. Освоение знаний, умений и овладение навыками должно удовлетворять следующим требованиям:

Перечень знаний, умений и навыков должен быть минимально достаточным. Сформулированное требование предполагает определение минимального достаточного уровня подготовки. Его содержание должно позволять специалисту осуществлять профессиональную деятельность в качестве стажера (что и происходит в действительности), достраивать впоследствии профессиональное образование через систему подготовки и повышения квалификации, удовлетворять запросы потребителей как на те-

кущий момент, так и в перспективе. Этот уровень должен в прямом смысле представлять собой «ядро» профессионального образования;

Перечень знаний, умений и навыков должен быть реально усваиваемым. Это означает, что в рамках временных ограничений на учебный процесс знания, умения и навыки должны быть освоены в такой степени, чтобы быть использованными естественным образом в практической деятельности специалиста .

Таким образом, компетентностный подход позволяет рассмотреть образовательный процесс как поэтапное усложнение целей, содержания, методов, форм, результатов обучения на разных уровнях образования.

Обучение, основанное на компетент-ностном подходе, существенно меняет и роль преподавателя. Если раньше он выступал в качестве посредника между базой знаний и студентом, то теперь ему уготованы следующие ролевые функции: лектор, преподаватель, разработчик учебной программы, экзаменатор, наставник, консультант, исследователь, координатор.

3. Развитие у студентов способностей к разным стилям обучения. В европейских вузах в данной области проведены многочисленные исследования, в результате которых студенты классифицировались по разным признакам: активные и рефлексорные; прагматики и теоретики; адаптирующиеся и новаторы; ассимиляторы и исследователи; зависимые от окружающей среды и независимые; глобалисты и аналитики; ассимиляторы и приспособленцы; творчески мыслящие и аналитически мыслящие; непоследовательные и последовательные; здравомыслящие и порывистые; инициативные и мотивированные; интуитивно мыслящие и аналитически мыслящие; мыслящие и чувствующие; мыслящие активно левым полушарием мозга и мыслящие активно правым полушарием и др. Каждая из этих групп студентов имеет свои предпочтения в формах подачи новых знаний преподавателями. Если имеются несоответствия между выбранным преподавателем стилем подачи учебного

материала и стилем обучения студента, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, то возникают разного рода сложности.

Нами было проведено исследование, среди студентов III и IV курсов дневной формы обучения по программе «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». Студентам была дана анкета, содержащая 12 вопросов, ответы на которые позволили определить основные стили обучения, предпочитаемые студентами. В результате оказалось, что из двух способов восприятия информации - конкретный опыт, обучение от ощущений, личного опыта, вовлеченности и абстрактная концептуализация, обучение путем размышления - основная масса студентов отдала предпочтение первому. Сторонники второго составили всего 11 % от общей численности опрошенных. Довольно интересным оказались результаты исследования по вопросу предпочтений студентов в отношении способов обработки воспринятой информации. Из двух способов - активное экспериментирование и рефлексивное наблюдение - 70 % студентов предпочли второй.

Таким образом, имея результаты подобного анкетирования, преподаватель может значительно облегчить студентам процесс обучения, выбрав для них соответствующие дидактические приемы и методы подачи материала.

4. Формирование академической честности студентов. Поскольку личная добросовестность составляет основу собственного успеха и удовлетворенности в бизнесе и в жизни, то академическую честность следует рассматривать как самый ценный актив студента. К сожалению, в настоящее время случаи академической нечестности получили довольно широкое распространение. Это подтвердили и результаты исследования, которое было проведено в сентябре 2011 г. Анкетирование студентов показало следующие результаты: 60 % респондентов скачивали из Интернета готовые рефераты, эссе, курсовые работы; 43 - оплачивали другим лицам выполнение курсовых, дипломных работ, рефератов или покупали готовые работы; 35 - ис-

пользовали рефераты, эссе, домашние задания, выполненные студентами данного учебного заведения за предыдущие годы; 28 - при итоговой аттестации по изучаемой дисциплине (зачет, экзамен) пользовались опубликованными ответами на экзаменационные вопросы и шпаргалками, а также материалами, скаченными на мобильный телефон; 25 - изучали учебный материал на основе ксерокопий лекций и конспектов других студентов; 18 - для сдачи экзамена или зачета пользовались гарнитурой (наушниками); 15 % применяли на экзаменах шпаргалки других студентов.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости кардинального изменения сложившегося менталитета студентов, применения более жестких мер наказания за академическую нечестность.

5. Активное использование самостоятельной работы (СРС). Самостоятельная работа студентов предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения. Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Кроме того, СРС имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Формы СРС разнообразны: отработка текущего материала по конспектам и

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, в мировой практике составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале СРС. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер. Условиями, обеспечивающими ее успешное выполнение, являются мотивированность учебного задания; четкая постановка познавательных задач; алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; определение видов консультационной помощи; форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и др.). Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы: комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы; сочетание всех уровней (ти-

пов) СРС; обеспечение контроля за качеством выполнения (требования, консультации) .

Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения предполагает кардинальную перестройку образовательного процесса и позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, создавать условия для наилучшей подготовки студентов, а также предоставляет возможность продолжения учебы в любом европейском вузе. Реализация данного процесса должна быть неразрывно связана с сохранением традиций российской высшей школы, готовностью к инновациям и воспитанию нового поколения квалифицированных специалистов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверина, О. И. Компетентностный подход к бухгалтерскому образованию / О. И. Аверина // Совершенствование системы бухгалтерского учета, анализа и аудита в условиях инновационных преобразований в экономике региона. - Саранск, 2011. - Ч. 2. - С. 15-20.

2. Болонская декларация. Совместное заявление европейских министров образования (г. Болонья, 19 июня 1999 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yojo.ru.

3. Еремина, О. В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов / О. В. Еремина // Высш. образование в России. - 2010. - № 12. - С. 144-146.

Поступила 16.05.12.

УДК 378.014.3

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ

И. Н. Ефимова (Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского)

Обсуждаются проблемы формирования и развития новой модели инновационной экономики, образования и бизнеса - региональных научно-инновационных кластеров. Рассматриваются место, роль и функции кластерных составляющих: региональной власти, вузов, предприятий, бизнес-структур и т. д. Доказывается, что деятельность кластеров позволит принимать как на федеральном, так и на региональном уровнях меры по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

Ключевыге слова: региональный кластер; инновации; вуз; власть; предприятия; бизнес-структуры; сети; политика; национальный исследовательский университет.

© Ефимова И. Н., 2012

Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
г. Сибай

ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В последние годы вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с модернизацией российского высшего образования . Прошло достаточно много конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций, создаются сайты, отражающие события Болонского процесса и перехода на двухуровневую систему обучения. И от того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны .

Актуальность темы определяется необходимостью перехода российских вузов на двухуровневую систему образования. Данный переход требует организационно-управленческих и содержательных изменений традиционного образовательного процесса. Часто он бывает затруднен негативным отношением части профессорско-преподавательского состава, студентов к двухуровневой системе образования, и формальным подходом к ее реализации. Однако негативных оценок бакалавриата в последнее время становится все меньше.

Двухуровневую систему образования необходимо проектировать одновременно как в контексте Болонского процесса, так и в контексте модернизации всей российской системы высшего образования. Систему образования нужно рассматривать как комплексную современную образовательную технологию, сочетающую педагогические, социально-психологические, организационные, экономические аспекты.


В 2003 году Российская Федерация вступила в Болонский процесс - в единое Европейское пространство высшего образования. Согласно Болонской декларации, российские высшие учебные заведения осуществляют обучение на основе двух уровней с 1 сентября 2011 г. Первый уровень – это бакалавриат, является обязательным для всех студентов. Второй уровень – это магистратура - более высокая ступень образования, в неё смогут поступить те, кто хочет заниматься научной деятельностью . Важной положительной стороной Болонской системы является возможность получения приложения к диплому, узнаваемого во всем европейском образовательном пространстве. Данное приложение востребова­но, особенно теми студентами, которые намерены продолжать свое образование за рубежом. Болонский процесс призван стать пусковым механизмом преобразований, которые повысили бы качество нашего высшего образования, а Россия позиционировала себя конкурентоспособным игроком на мировом образовательном рынке.

Двухуровневая система образования позволит воплотить парадигму - «образование через всю жизнь», которая ставит следующие задачи:

· разработка и внедрение фундаментальных, интегративных учебных предметов, различных образовательных стратегий, обучение методам самообразования и др.;

· направленность образования на личность обучаемого, ее всестороннее развитие, в том числе эмоциональное и интеллектуальное;

· подготовка к непрерывному образованию;

· ориентация на самообразование, мотивация к пополнению знаний и формирование готовности к переучиванию (переквалификации) в зависимости от потребностей рынка труда.

Преимуществом получения высшего образования по двухуровневой системе является то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по-другому. Студент не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни географическими границами. Достоинством бакалавриата является тесное сотрудничество российских и европейских вузов в совместных проектах. Многие вузы уже давно с успехом делают это, их выпускники находят себе работу по специальности. Один из способов помочь бакалавриату занять достойное место в системе высшего образования - «повернуть к нему лицом» абитуриентов, родителей и работодателей.

В Российской Федерации многие высшие учебные заведения начали готовить бакалавров уже с середины 1990-х годов. Такое решение было самостоятельным для каждого высшего учебного заведения. На сегодняшний день такая система стала обязательной почти для всех российских вузов. В соответствии с законом, человек с дипломом бакалавра – это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определённые должности, требующие высшего профессионального образования .

Двухуровневая система - это более гибкая модель, и даже самим преподавателям не так уж просто на неё перестроиться. Современная система высшего образования требует больших трудозатрат на подготовку методических материалов, а на уровне зарплаты это никак не отражается. Сегодня преподаватель вынужден менять содержание своих лекций, изменять учебно-методические комплексы, разрабатывать новые рабочие программы дисциплин и затрачивать на это большу ю часть своего рабочего времени , а раньше пользовались одними и теми же методическими комплексами в течение десятка лет.


Бакалавр – это академическая степень или квалификация, которая присуждается студенту после окончания высшего учебного заведения базовой программы обучения . Бакалавр учится четыре года. Бакалавры на рынке труда адаптируются нисколько не хуже специалистов. Бакалавр имеет право бесплатно продолжать обучение в магистратуре, а затем поступать в аспирантуру. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь и в российскую экономику. Бакалавриат направлен на то, чтобы дать студенту определённую подготовку и научить пополнять знания, умения в большей степени самостоятельно.

Магистр – это высшая академическая степень, которая необходима тем, кто стремится получить ученую степень. Для поступления в аспирантуру требуется магистерский диплом. Магистр должен иметь право занимать более высокие должности и получать более высокую зарплату. Магистр - это всё-таки профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим складом ума и умением прогнозировать, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Одной из основных положительных сторон данной системы является близость к европейскому образованию, мобильность. Как утверждают сторонники закона о двухуровневом образовании, в будущем любой бакалавр сможет закончить образование, например, в Германии или Великобритании. Бакалавриат предполагает целое направление, внутри которого выпускник, поработав и выяснив, что ему ближе, сможет получить узкую специальность. Кроме того, студент имеет возможность, уже имея высшее образование, на практике убедиться в правильности выбора им профессии.

Стандартизация Российского образования гарантирует абитуриентам, студентам и выпускникам вузов, а также их родителям определенный уровень знаний учащихся и качество образования. Отличие федерального государственного стандарта третьего поколения от предшествующих стандартов, в том, что вузам предоставлена свобода выбора. Если раньше 70% учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30% отдавалось региональным и вузовским компонентам, то сейчас эта пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет уже 70% содержания учебных программ .

Прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, студент должен был освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам. В новых стандартах же главенствует компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника. Качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности . За время обучения студент должен освоить определенные компетенции, предусмотренные государственным стандартом. А при помощи, каких дисциплин формируются эти способности и трудовые навыки, министерством жестко не установлено.

Особенность ФГОС ВПО в том, что 20% аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме, должны быть использованы новые технологии для того, чтобы включенность учащегося в дидактический процесс, его активность была выше. Лекционные занятия преподавателя должны составлять не более 40% учебных занятий. Новый федеральной государственный стандарт требует больше времени отводить на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые, в свою очередь, должны быть методически обеспечены.

Старые стандарты ограничивали учебный процесс дисциплинами, в новом стандарте предусматривается наличие дидактических модулей, междисциплинарных комплексов. Студентам будет даваться синтетический материал, требующий знания нескольких дисциплин.

В пространстве высшего образования на общеевропейском уровне особое внимание уделяется и развитию эффективных систем обеспечения качества образования. Ответственность за обеспечение качества лежит на каждом вузе в соответствии с принципом институциональной автономии. Это является важным условием успешного формирования национальных систем по обеспечению качества высшего образования, которые должны включать:

1. определение обязанностей участвующих органов и учреждений;

3. систему аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур;

4. международное партнерство, сотрудничество и создание сети агентств, специализирующихся на определении образования.

Система зачетных единиц представляет собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей подготовки уровня студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента. При масштабном применении в образовательной практике высшей школы система зачетных единиц имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Ее реальные достоинства в сочетании с инновационными образовательными технологиями проявляются в деятельности высших учебных заведений.

Система зачетных единиц рассматривается как инструмент повышения качества образования. Ее введение существенным образом изменяет работу преподавателей, побуждая их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов.

Переход на систему зачетных единиц в положительной степени скажется и на работе студентов. Увеличение самостоятельных занятий стимулирует студентов к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Формирование студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а развитие новых, эффективных методов текущего контроля знаний способствует повышению качества усвоения учебных предметов .

Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения сделает российское высшее образование более привлекательным, гибким, демократичным, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, создать условия для наилучшей подготовки студентов, а также возможность продолжения учебы в любом вузе Европы. У российского студента появятся возможности учиться в зарубежных университетах, накапливать академические кредиты и использовать их для получения второго высшего образования и вообще для образования в течение всей жизни.

Однако, в то же время, в бакалавриате есть и отрицательные стороны.

Во-первых, невозможность для студента, разочаровавшегося в системе «бакалавриат-магистратура», перейти на обычную пятилетнюю систему обучения.

Во-вторых, двухуровневая система приведет к разрушению традиционной советской модели высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала;

В-третьих, рынок труда не готов рассматривать бакалавров, как людей с законченным высшим образованием, и если российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к "утечке мозгов";

В-четвёртых, диплом бакалавра признается как диплом о высшем образовании, однако работодатели относятся скептически и хотят видеть в своём штате лишь специалистов.

Таким образом, юридически понятия бакалавр и специалист равнозначны и одинаковы. Но всё же в первое время некоторое преимущество будет у специалиста, так как специалист более узнаваем и привычен для работодателей. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь общества. Нужна разъяснительная работа как со студентами, так и работодателями. В связи с реорганизацией многих отраслей российского высшего образования специалитет уходит в прошлое и от этого никуда не деться. Перед высшими учебными заведениями стоят две взаимосвязанные проблемы: подготовка новых методических материалов по бакалавриату и разработка критериев оценки уровня подготовки студентов.

Литература

1. , Цыб процесс в вопросах и ответх.. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 20с. Бакалавриат и магистратура: чего больше – плюсов или минусов?: беседа с директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Н. Розиной // Обучение & карьера. – 2008. – №2. – С. 10-15.

2. Сенашенко, В. Качество высшего образования и система зачетных единиц / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в РоссииN 5. - С. 14-18

3.Еремина бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов. // Высшее образование в России. № С.144-146

4. Вукович двухуровневая система образования в контексте усиления Европейских интеграционных процессов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № – С.106-107.

Как известно, в магистратуре российских вузов есть как платные, так и бесплатные (бюджетные) места. Кто же может претендовать на них?
Согласно новому Закону «Об образовании», который уже вступил в силу, магистратура относится к первому высшему образованию, а значит, предоставляется бесплатно (правда, количество мест, естественно, строго ограничено). Согласно тому же закону, на бесплатные (конкурсные) места в магистратуру могут претендовать те, кто получил диплом бакалавра в любом году или диплом специалиста – до 2012 года.

С 2012 года те, кто отучился в вузе пять лет, стали получать диплом специалиста нового образца. Для них магистратура уже считается вторым высшем образованием, а значит, обучение в любом случае будет платным.

Для тех, кто уже отучился в магистратуре и решил поступать в нее снова, обучение, конечно, тоже будет платным – это уже второе высшее.

Кто придумал двухуровневую систему?

Именно по такой схеме – сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство – уже давно учатся студенты в западных вузах. Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит все больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат – это полноценное высшее образование. В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура – это еще два года в институте.

До недавнего времени она была предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. Но в последние годы в ведущих российских вузах стали появляться магистерские программы с четкой практической направленностью. Учебный план таких образовательных программ построен с учетом именно практической составляющей, а к преподаванию широко привлекаются представители бизнеса и государственных органов.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы – бакалавриат – магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате. Обычно чем крупнее вуз, тем больше бюджетных мест он может себе «позволить». Безусловным лидером по числу бюджетных мест в магистратуре (как в абсолютном, так и в относительном исчислении) является НИУ «Высшая школа экономики». Традиционно немало бесплатных мест на некоторых факультетах МГУ, в МФТИ и многих технических вузах.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения. Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры – это все равно что недоучившиеся студенты. Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь появления закона, с этим не согласны. Среди передовиков – и Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ имени Баумана), Российский университет дружбы народов (РУДН), и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

Сегодня все большее количество вузов старается выстроить свои бакалаврские программы с тем, чтобы дать студентам наиболее общее фундаментальное образование по выбранной дисциплине, а магистерские программы будут служить уже как более специализированные, углубленные, курсы для тех, кто окончил бакалавриат.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу?
Ответ на этот вопрос простой – редко можно найти описание вакансии, где бы требовался, например, человек с образованием «магистратура». В девяти случаях из десяти указывается «высшее образование», а сюда относится и бакалавриат.

С другой стороны, компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.
Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей важнее два года практического опыта, чем два года, проведенные на лекциях. Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания – экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, – приоритетной должна стать степень магистра.

Россия стала участницей Болонского процесса в 2003 году. Из-за этого пришлось менять всю систему высшего образования, которая строилась не один десяток лет. В Болонской системе, как для студентов, так и для преподавателей ВУЗа есть свои плюсы и минусы, о которых можно говорить довольно долго. Тем не менее, кроме нововведений, к которым пока только привыкают, появилась двухуровневая система, которая предполагает обучение на уровнях «бакалавр» и «магистр». До определенного момента это тревожило выпускников, у которых на руках дипломы «специалистов». На самом деле России удалось отстоять право выдавать подобные дипломы, т.к. обучение на бакалавра предполагает 4 года, а на магистра 6 лет. Специалист подразумевает 5-летнее обучение.

Различия в обучении бакалавров, специалистов и магистров

Кроме различия в сроках обучения и специализации, существуют еще некоторые различия, по которым работает Болонская система. Обучение бакалавров предполагает формирование специфического индивидуального мышления, которые в совокупности с базовыми знаниями специальности помогут не только адаптироваться в профессиональной среде, но и развиваться самостоятельно.

Обучая студентов-специалистов, важно научить их работать самостоятельно, формировать у них умение совмещать теорию и практику, не пренебрегать своими способностями, в том числе речь идет и о творческих способностях. Задача преподавателей, которые работают с потенциальными «специалистами» - научить студентов работать в области научных исследований.

Студенты-магистры должны овладеть всем тем, чем и «бакалавры» и «специалисты», при этом им нужно дополнительно усвоить практические моменты и более узкие специализации в контексте специальности.

Последствия перехода на двухуровневую систему

Если обучение на бакалавра предполагает общую специальность, которую нужно изучать 4 года (возможно 3, если оканчивалось 12 классов школы), то обучение в магистратуре продолжается еще на 2 года. Это связано с тем, что магистр - это более узкий специалист. Такая система позволяет рационально использовать бюджетные средства, которые поступают в виде частного и государственного финансирования ВУЗов.

В связи с появлением данной системы, абитуриенты еще в старших классах должны определяться со своей будущей профессией. Плюсом является то, что у них нет необходимости сдавать вступительные экзамены. Достаточно общих государственных экзаменов, либо же зачисление может происходить за счет результатов олимпиад. Так же данная система предполагает возможность Российских студентов продолжать обучение в странах Европы и возможность оставаться там для карьерного развития.

Преимущества и недостатки двухуровневой системы

Основными преимуществами данной системы является то, что магистр уже на старших курсах обладает достаточным количеством знаний, чтобы приступать к работе. Количество бюджетных мест в магистратуру постоянно возрастает. Наличие обучения на бакалавра хорош тем, что человек имеет возможность подумать о целесообразности продолжать свое обучение дальше. У него есть возможность передумать и получить высшее образование в другой области.

Что касается явных недостатков, главный из них заключается в том, что пока еще не выработана система образовательных стандартов в России, что затрудняет возможности ранжировать специальности и выдавать соответствующие дипломы соответствующим специалистам. Особенно остро стоит вопрос о студентах-врачах и о представителях творческих профессий.