Что таоке цивилизация. Значение слова цивилизация

Культурных и материальных ценностей, организаций управления обществом. Это определенные приоритетные направления, формы деятельности и нормы, представленные в и различных материальных предметов.

  1. Культура - это совокупность норм, правил и ценностей, закрепившихся в сознании и практике общества. К примеру, это язык, литература, тип мышления, техника, наука и традиции.
  2. Идеология - это система общественных теорий, идей и взглядов. В частности, сюда можно отнести политические взгляды, религию, эстетику, мораль, философию и право.
  3. Экономика - это система управления хозяйством. В частности, это разделение труда, способы производства и формы собственности.
  4. Политика - это система управления государством. В частности, это партии, государственный строй, социальные институты и административное искусство.

Понятие цивилизации применимо и к различным обществам, вышедшим за рамки уровня первобытнообщинного строя. То есть это стадия развития человечества, идущая вслед за варварством, примитивностью и дикостью.

Рассмотрим основные признаки цивилизации. Это наличие городов, являющихся центрами культурной и экономической жизни, разделение физической и умственной деятельности, появление письменности. Понятие цивилизации не является модельным. Следовательно, здесь можно говорить о разных которые можно отнести к цивилизованным. Рассмотрим В различные временные отрезки в мире существовали католическая, китайская, античная, древнеегипетская, исламская цивилизации. Все они обладали собственными отличительными признаками, но также имели много общего.

Цивилизации подразделяются на два основных типа. Во-первых, это первичные цивилизации. Возникают они в этнической среде и также подразделяются на два уровня. Материнские и исходные цивилизации возникают спонтанно. Дочерние цивилизации образуются от обществ исходного типа в результате взаимодействия этнической периферии и социокультурного фактора.

Во-вторых, это вторичные цивилизации. Возникают они в результате качественной перестройки и совершенствования соционормативных традиций, норм и принципов в уже достаточно развитых обществах.

И цивилизации имеет некоторые признаки. К примеру, это распространение своих социальных норм, основанных на определенном образе жизни. То есть имеет место тенденция объединения цивилизаций в одно целое. Чаще всего происходит это посредством длительных войн.

Каждая цивилизация создает вокруг себя социокультурное поле, оказывающее влияние на соседние этносы. В развитом обществе имеются религиозная и этическая системы, выражающиеся в правилах, традициях, ценностях и нормах.

Чем обусловлено различие основных признаков цивилизаций? Стоит помнить, что каждое общество формируется в уникальных условиях. На развитие цивилизации влияют экономический и культурный потенциал, историческое окружение в виде различных этносов, природный ландшафт и даже климатические условия.

Итак, мы рассмотрели основные признаки развитых обществ. Здесь стоит вспомнить еще одно важное определение. к развитию общества имеет несколько важных отличительных признаков. Во-первых, он делает из человека творца истории и прогресса. Во-вторых, в цивилизационном подходе важную роль играет духовный фактор развития общества. В-третьих, также учитывается уникальность истории отдельных народов, обществ и стран.

от лат., - гражданский, государственный). Невозможно дать абсолютную дефиницию понятия. Цивилизация определяет уровень и ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (в марксистской литературе). Цивилизации управляют духовным прогрессом человечества, различаются по крови (славянская, романо-германская) и по духу (православно христианская и западно-христианская). Современная цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

Цивилизация пришла на смену варварства или ранней древности, когда по Аристотелю мир человека делился на «свободного» и «раба по природе». В широком смысле цивилизацию рассматривают как устойчивую социокультурную общность (культурно-исторический тип) людей и стран, как синонимом культуры или конфессионального мира (христианского, мусульманского и др.). В более узком смысле цивилизация как суперэтнос (по Гумилеву) - это народы, консолидированные некоторым духовным родством, психологическим сходством и взаимными симпатиями (комплиментарностью). Суперэтносы характеризуются социально неоднородным временем, а контакты между ними дают часто негативный результат. Невозможен контакт между цивилизациями или суперэтносами с неоднородным социальным временем. Насильственное наложение одних «прогрессивных» культурно-исторических традиций на другие порождает кентавра (например, когда модернизацию отождествляют с вестернизацией). Цивилизация - целостная суперэтническая система с циркумграничными энергонасыщенными зонами, тонкой социальной прослойкой интеллектуальной и духовной элиты.

Природно-географический фактор является одним из фундаментов формирования цивилизаций. Это находит отражение в природных аналогах: цивилизации и великие исторические реки, средиземноморская, атлантическая, тихоокеанская, дунайская, степная, евразийская и т.д. По технологии производства и управления, отношений и механизма регулирования человеческой деятельности выделяются цивилизации «традиционалистического» и «техногенного» типа. В современном мире цивилизация рассматривается и как «комфорт» или удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Создание и использование комфортной среды обитания способствует срастанию человека с техническим коллективом, что приводит к утрате внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также культурным.

Среди современных цивилизаций (в широком смысле) выделяются западноевропейская христианская, мусульманская, индийская индуистская, китайская буддистско-конфуцианская, латиноамериканская католическая, мезоафриканская (Черная Африка) и др. Западноевропейская цивилизация включает романо-германский мир, англосакский и рубежный англоамериканский суперэтносы. Мусульманская - арабский, тюркский и малайский суперэтносы; китайская - китайский, японский, корейский и вьетнамский суперэтносы. Л.Н. Гумилев выделяет также евразийский (российский) суперэтнос. Полицентризм цивилизаций проявляется в разнообразии типов восприятия пространства-времени, а так же в социопсихологических, конфессиональных, геоэкономических и других особенностях. Для западноевропейской цивилизации характерны культура разума, права человека. динамизм (революции), прагматизм, протестантская этика индивидуализма и др. В восточных цивилизация выделяется мусульманский интегризм, обращение к конфуцианству, личному самоограничению и общественной солидарности, приоритет государства над человеком. Важнейшей чертой японской культуры является преемственность сложившихся культурно-исторических традиций, неразрывность прошлого и настоящего, отсутствие между ними резких переходов. Сложилась следующая схема японского диалога с другими культурами от средневековья до современности: японская душа и китайская мудрость, японская душа и западные знания (рационализм), а последние десятилетия - американские знания.

Современные цивилизации различаются степенью структурированностью общества - традиционного и гражданского. В западноевропейском гражданском обществе меритократия (элита качества) доминирует над аристократией (элитой по крови). В Китае и Индии доминирует традиционное общество.

На протяжении IV тысячелетия до н. э. в жизни некоторых народов Земли произошли глубокие изменения, определившие дальнейшую историю человечества. После долгих веков первобытности наиболее развитые племена Евразии, Африки и Америки наконец-то перешагнули грань, отделявшую варварство от цивилизации.

Что такое цивилизация


Птица с головой львицы. Мари. III тысячелетие до н. э.

Слово «цивилизация» происходит от латинского прилагательного civilis - «гражданский, государственный». Приблизительно его можно перевести как «огражданивание», «возведение до уровня гражданина». Термин означает и «восхождение к городской культуре», ведь civilis связано со словом civitas - «город», «город-государство». Именно этом смысле и понималось слово «цивилизация» в XVI-XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности. Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. «Цивилизация, цивилизованность» понимается как синоним «культурности». Когда говорят «цивилизованный человек», нередко подразумевают «культурный», «образованный».

В ХУШ в. начинает складываться новое, научное значение термина «цивилизация». «Цивилизованный» человек городской культуры Европы или даже Азии противопоставляется первобытным «дикарям». В XIX столетии американский историк Льюис Генри Морган (1818 - 1881) включил понятие «цивилизация» в собственную схему истории человечества.

Морган был сторонником теории всеобщего прогресса, согласно которой все народы проходят одни и те же ступени в своём развитии. При этом одни народы могут отставать, а другие вырываться вперёд. Исследуя быт американских индейцев и известный уже в его время археологический материал, Морган выделил три этапа в истории мира. В основу периодизации он положил именно археологические признаки - как наиболее материальные и очевидные. Первый этап, дикость, начинается вместе с историей человека и завершается с появлением гончарства. Последнее, по Моргану (и это подтвердили позднейшие исследования), соотносится с переходом людей от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

Древнейшие цивилизации старого света


Охота на уток. Фрагмент росписи из гробницы времён XVIII династии.

Второй этап - варварство охватывает период от появления гончарства до возникновения письменности. Сам Морган исследовал варварство на примере индейцев США и Канады, прежде всего племенного объединения ирокезов.

На смену варварству, наконец, приходит цивилизация, определяющей чертой которой Морган считал наличие письменности. При этом он также признавал характер цивилизации как «городского» уровня культуры - на это указывало само использование данного слова. Во времена Моргана не было существенных оснований сомневаться, что письменность возникает вместе с городами или вслед за ними.

Схема Моргана, при всей условности, приобрела немало сторонников. В современной западной науке она остаётся одной из основополагающих. Правда, последователи Моргана существенно усложнили его историческую шкалу. Эпоха цивилизации в настоящее время сама разбивается на несколько этапов. Вьщеляются более «отсталые» и более «передовые» цивилизации. Ранняя цивилизация - аграрная, т. е. носит преимущественно сельскохозяйственный характер. С возрастанием активности городской жизни, развитием ремесла цивилизация становится ремесленно-аграрной. Постепенно её сменяет цивилизация индустриальная, или промышленная. И наконец, современную цивилизацию, где обычная промышленность уступает место так называемым высоким, основанным на умственном труде, технологиям, определяют как постиндустриальную.


Полевые работы. Фрагмент египетской «Книги мёртвых». 1064 - 945 гг. ло н. э.

Схему Моргана наряду с иными западными мыслителями заимствовал и один из основоположников марксизма - Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Для Энгельса и других марксистов переход от варварства к цивилизации совпадает с зарождением классового общества. Классовое общество в марксизме - общество, подразделяющееся на классы с несовпадающими и часто сталкивающимися интересами. Так,

древнее рабовладельческое общество делилось на классы рабовладельцев, рабов, свободных крестьян и т. д. Именно борьбе классов уделяла главное внимание марксистская наука (в том числе в Советском Союзе). Потом унаследованные от Моргана термины почти перестали в ней употребляться как устаревшие.


Иероглифические надписи из храма Хора и Хатхор. Египет. 250 - 180 гг. до н. э.

Во времена Моргана наличие письменности могло быть сочтено достаточным признаком возникновения цивилизации. Однако дальнейшее развитие исторической науки показало, что далеко не всегда появление письменности сопряжено с глубокими культурными и общественными изменениями. Более того, письменность отнюдь не обязательно возникает в рамках городской культуры.

Городом может считаться, по общепринятому определению, только такое поселение, где жители заняты в основном трудом вне сельского хозяйства. Так вот, за последние полтора века учёным стал известен целый ряд письменных культур без малейших признаков городской жизни. Например, у аборигенов с острова Пасхи в Океании была письменность, но они не имели и подобия городских поселений. Едва ли можно в полном смысле слова считать городами даже самые крупные и укреплённые поселения древних германцев I - V вв. А они уже также обладали письмом.

Итак, стало ясно, что одного признака для выделения цивилизации недостаточно. Собственно говоря, и Морган не видел цивилизацию вне городской культуры. Так что существование городов наряду с письменностью сейчас является вторым общепризнанным свидетельством наличия у народа цивилизации.

Тем не менее ни города, ни даже письменность не относятся к неоспоримым свидетельствам. Письмо прошло много этапов в своём развитии, и самые примитивные его формы подчас трудно отличить от изобразительного искусства. Споры же о том, считать то или иное поселение городом, нередко кипят в науке десятилетиями. В качестве третьего, вполне материального и бесспорного, признака существования цивилизации современные археологи предложили монументальное искусство.


Деталь пиктограммы из так называемой «Пещеры рук». Аргентина. VIII тысячелетие до н. э.

Действительно, появление монументальных архитектуры и скульптуры является зримым знамением перемен в обществе и культуре. Сооружения наподобие египетских пирамид, древнекитайских дворцов, античных храмов возводились с приложением немыслимых в первобытном обществе умственных и физических сил. Они не имели чисто прикладного назначения. Для проживания людям веками хватало примитивных землянок и хижин. Жилой дворец - это гораздо больше того, что реально нужно человеку. Гигантские изваяния богов и героев увековечивали их на тысячелетия. Следует отметить, что в той или иной форме монументальность свойственна любой цивилизации вплоть до наших дней. Правда, сегодня она нередко вызвана неизбежностью - например, скопление населения в крупных городах заставляет строить многоквартирные дома-«башни».

Таким образом, современная наука выделяет три основных признака цивилизации: письменность, города, монументальное искусство. Учёные подходят к этим признакам с разной степенью строгости. Многие считают, что для признания цивилизации достаточно сочетания хотя бы двух из указанных признаков. Так, у упомянутых выше аборигенов с острова Пасхи, рапануйцев, есть письменность и монументальные изваяния почитаемых предков - но нет городов. У древних инков из Перу, подчинивших почти весь запад Южной Америки, были городские поселения, развитое монументальное строительство - но не имелось письменности. И всё же часто говорят об «инкской цивилизации», о «цивилизации острова Пасхи». Другие учёные более строго подходят к проблеме. По их мнению, уровень цивилизации достигается лишь при соединении всех трёх признаков.

Термином «цивилизация» обозначают не только определённый этап в развитии человечества и культуры, но и отдельные культуры, достигшие этого этапа. Локальная цивилизация - это цивилизация какого-либо региона, народа, страны, вполне самостоятельная, самодостаточная. Историки вводят различные деления локальных цивилизаций: по уровню развития (аграрная, индустриальная и т. д.), по характерным чертам экономики (например, торговые), по географическому положению (речные, морские и т. д.).

Понятие локальной цивилизации играет важную роль в так называемом цивилизационном подходе к мировой истории. Согласно этому подходу, всемирно-исторического прогресса не существует.


Пирамида фараона Джосера. Саккара. Египет. XXVIII в. до н. э.

Отдельные культуры или цивилизации проходят разные этапы в своём развитии независимо друг от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как расцвет, так и упадок культур. Основной стержень подавляющего большинства локальных цивилизаций, их «сверхценность», составляют религиозные системы. Так, сверхценность русской цивилизации - православие. Цивилизационный подход в наше время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его родоначальниками были русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) и немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880 - 1936). Последний, кстати, по-своему определял цивилизацию. Для Шпенглера цивилизация - культура в стадии упадка, когда основные её силы сосредоточиваются в городах и она начинает разлагаться. Но такое определение цивилизации не прижилось в науке даже среди сторонников Шпенглера.

Знакомо ли вам слово "цивилизация"? Что такое "культура" и каково их соотношение? В каком контексте чаще всего употребляется? Распространённый термин довольно многозначен и имеет более сотни определений. Но обо всём по порядку.

Экскурс в историю

Начнем с того, что на латыни «civilis» - это «государственный, гражданский». Учеными ведутся споры по поводу того, является ли слово синонимом культуры или означает историческую веху человеческого и технического прогресса.

И это логично, если вспомнить все стадии развития человечества. Сначала люди мало чем отличались от обезьяны. Первобытные жители не имели собственного дома, не умели разговаривать, им просто приходилось выживать. Далее, в процессе своего становления и развития, древние люди получили огонь и стали производить простейшие орудия труда.

Они объединялись в племена, и группой охотились на диких зверей. Научились приготавливать пищу, делать посуду, но ещё долгое время продолжали пребывать в первобытном состоянии.

Всё изменилось, когда они научились добывать и использовать медь, бронзу и, наконец, железо, делая более совершенные орудия труда.

Человечество изобрело письменность, которая прошла длительный путь развития. Сначала это были рисунки, потом отдельные буквы, которые сложились в алфавит. Это стало наивысшим достижением. И некоторые ученые считают, что с создания письменности началась цивилизация.

Значение термина первоначальное

Данным словом также можно охарактеризовать отдельное общество, имеющее собственную культуру и самобытность, которое существовало или существует в наши дни. Это, например, китайская, индийская, шумерская, ассирийская и другие древние цивилизации, которые сделали огромный вклад в развитие человечества. Цивилизация предполагает некую систему узаконенных правил, которым подчиняется страна или народ. Если же люди принимают чужое культурное наследие и поддаются его воздействию, не поддерживают индивидуальную принадлежность, к ним этот термин не относится.

Цивилизация имеет собственный жизненный цикл, состоящий из определенных временных отрезков, в течение которых она проходит последовательные стадии: появление - развитие - расцвет - упадок - гибель. Но, конечно же, не каждое общество проходило эти стадии до конца в силу природных катаклизмов, войн и столкновения культур. Но при любом исходе сохранялась самобытность цивилизации. Движение характеризуется внутрисистемными закономерностями, которые присущи любому обществу. Сотрудничество между ними основывается на принципе самоопределения и равноправия народов.

Жизненный процесс цивилизации является целой системой. Её составляющие - это менталитет, непростая связь взаимоотношений людей в социуме и сама социальная общность, как самостоятельно развивающийся механизм.

История знала огромное число цивилизаций, многие из которых существуют и сегодня. И все неповторимы, уникальны, имеют свое лицо и многогранные индивидуальные характеристики, самобытность.

Новое значение термина "цивилизация"

Появление самого понятия в тандеме с термином "культура" датируется XVIII веком. Философы Франции называли общество "цивилизованным". А значение слова "цивилизация" все набирало обороты в своей трактовке. Д. Алигьери применял термин, говоря о едином человеческом этносе. Просветители Франции называли этим понятием общество, основой которого стали рассудок и праведность.

Уже в XIX веке значение термина трактовалось, как этап капитализма. Русские в 60-е годы дают определение этому слову, и впервые оно занесено в словарь В.И. Даля. Цивилизация характеризовалась как общее житие, развитое чувство гражданственности, осознание общепринятых правил и подчинение им человеком и гражданином. Но и это объяснение не стало единым.

Таким образом, одного целостного и общепризнанного определения термина не сложилось. Все авторы делают это, основываясь на собственных убеждениях.

Значение понятия "цивилизация" осталось многозначным. Насчитывается свыше ста различных трактовок и объяснений. Но все их можно типизировать, выделяя четыре подхода.

Итак, цивилизация - что такое? Наиболее распространённые варианты:

  1. Историческая эпоха, которая сменила «варварство».
  2. Наивысшая ступень человеческого развития.
  3. Культурно-географическая общность (например, восточная, китайская).
  4. Понятие, в рамках глобального понимания охватывающее планету целиком.

Наиболее распространённая современная трактовка

Цивилизация - что такое? Это конечная стадия общественного развития, с высоким уровнем научного и технического прогресса на фоне спада в искусстве и литературе.

Этапы развития цивилизации

Их выделяют несколько, остановимся подробнее.

Доиндустриальная

Эволюция происходила благодаря аграрно-ремесленному производству с применением ручных орудий труда. Основополагающей формой социальной организации была община. Все новое было чуждо. Человечество не просто использовало дары природы, а находилось в ее подчинении, поклоняясь богам Земли, Воды, Солнца, Дождя.

Индустриальная, или «техногенная»

Уже наблюдается господство инноваций над традициями, которые трактовались источником регресса. Чем больше человек зависим от обычаев, тем сильнее он отстает в развитии. Религия впала в немилость, потому что также препятствовала новациям. Прослеживается крайне быстрый технологический рост. Развивается политическая система. Человек не принадлежит определенному социальному статусу, рождается свободным. Наконец-то подчинена природа. Каким образом? Человечество управляет ею, используя науку и технику, а значит - разумом.

Антропогенная

Мы живем в техногенной цивилизации и продолжаем в ней развиваться. Но наша эпоха находится в состоянии кризиса. Мы поработили природу, пользуемся ее бесценными дарами, в частности, недрами, полезными ископаемыми. Они заканчиваются и при этом не пополняются.

Природа пытается защититься от нас, отсюда экологический и экономический кризис, морально-нравственная катастрофа, вызванная отказом от традиций и разрушением этических норм.

О техногенной цивилизации

Учёные выделяют следующие этапы в её развитии:

  1. Доиндустриальный. Главные ресурсы - природные. Это дерево, уголь, глина, металл.
  2. Индустриальный. На этом этапе правит энергия.
  3. Постиндустриальный. Господствующим ресурсом становится информация.

Как человечеству преодолеть глобальную катастрофу? Переходить на новый этап.

Антропогенная цивилизация - что такое? Это эпоха, в которой человек сформировал философское отношение к природе. Теперь он непросто ею управляет, а может и сам подчиняться.

Учеными выдвинуто предположение, что нас ожидает процесс глобальной интеграции. Все народы мира объединятся, сотрутся этнические и культурные границы, воцарится один язык и экономика. Если человечество сольется в единую планетарную общность, появится одна цель. И произойдет возникновение антропогенной цивилизации. Но пока она считается только мифом.

Сегодня будет разговор о том, что такое цивилизация. Очень многие говорят о том, что одни люди «цивилизованные», другие нет. Говорят также о «цивилизованности». Между тем мало кто реально понимает значение этих понятий. В этом посте предлагаю вам научный ответ на этот вопрос. Для этого предлагаю рассмотреть это понятие в узком смысле и широком смысле.

Понятие в узком смысле

Цивилизация в узком смысле — это степень развития социальной формы материи, при котором совокупность норм права, морали и нравственности осознаются всеми членами общества как необходимые и обязательные. Здесь это определение по истории смеживается по смыслу с понятием «цивилизованность» — степень усвоения конкретных норм отдельным индивидом.

Также нужно понимать, чем различается цивилизация и культура: последнее — это система ценностей, а не каких-то больших сообществ.

Состояние, противоположное цивилизованности называется варварством. Думаю, понятно, что чем в обществе более культивируются социальные ценности, тем и более развитая данная цивилизация. К примеру, европейцы долго удивляются, что на улицах России просто куча бездомных и бродяг, и что государство вообще не заботится о таких людях. Также их удивляет, что сами эти бродяги ничего не делают, чтобы вывести себя из такого состояния.

Можно долго спорить, больше ли в Европе цивилизованности. Но лично я бывал и во Франции, и в Германии, и в Восточной Европе. Скажу честно, люди относятся друг к другу более комфортно, чем в России. Вот, к примеру был свидетелем такой ситуации на железнодорожном вокзале в городе Меце (Франция). 11.30 вечера. Вокзал закрывается, остаются только те, у кого есть билеты. Рядом со мной сидит пьяненький человек в потертом пальтишке — по-видимому местный бродяга. Заходят четыре полицейских, спрашивают у него документы.

Документов, понятно, у пьянчужки с собой нет. Полицейские надевают белые перчаточки, берут мужичка под руки и уводят с вокзала. Все довольны, все ок.

Ярославский вокзал в Москве — аналогичная ситуация. Кучи бомжей и бродяг спят пьяные на вокзале. Заходит начальник вокзала, и орет, что все, у кого нет билетов должны покинуть вокзал. Бродяги как спали, так и спят. Далее, начальник подходит к одному из бомжей, сверзает вниз со скамьи и пару раз пинает. Результат, не поверите, нулевой. Далее начальник уходит, оставляя все как есть. Ну и где больше цивилизованности?

Понятие в широком смысле

В широком цивилизация — это группа стран и народов, имеющих общую историю и культуру. Это определение высказал Арнольд Тойнби в своем монументальном труде «Постижение истории». В английской версии мы имеем дело с более чем 12 томами, а в русском переводе — с одним...

Вслед за А. Тойнби свое видение высказал выдающийся американский деятель и историк Самюэль Хантингтон в своем труде «Столкновение цивилизаций». Хантингтон выделял следующие из них: англо-американскую, западно-европейскую, православную, сино-буддистскую, латиноамериканскую, африканскую и пр. Понятно, что критерий разделения толком не ясен: в одном случае, это религия, в другом — география и уровень жизни... Словом, странно как-то все. Тем не менее эта классификация не лишена смысла и очень четко очерчивает черты каждой.


Не следует забывать и про третьего основателя цивилизационного подхода — Освальда Шпенглера. Его фундаментальный труд «Закат Европы» надо, на мой взгляд, прочесть каждому здравомыслящему человеку. В двух словах и очень упрощенно — книжка об упадке западно-европейской цивилизации после .

Согласно Шкенглеру цивилизация — это живой организм, для которого характерно рождение, рост, надлом и распад. Собственно, история человечества — это история таких вот образований. О древних из них мы узнаем по оставшимся . О других — ходят лишь упорные слухи. Например о легендарной Атлантиде.

Как бы там ни было, мы говорим об объективно существующих макробъединениях. Хотя очень многие историки крайне скептически относятся к существованию цивилизаций даже в наши дни. В частности, некоторые неомарксисты утверждают, что эти макрообъединения живут лишь в воспаленном мозге цивилизационистов.

А вы как думаете? Отпишитесь в комментариях!

В завершении поста предлагаю посмотреть офигенный, хоть и давний документальный фильм «Жизнь после людей». Фильм дает представление о том, какое влияние человеческая цивилизация оказывает на нашу планету:

С уважением, Андрей Пучков