До какого века была древняя русь. Периодизация древней истории руси

Как уже отмечалось в предисловии ко всему VIII Тому, первый его раздел посвящен древнему периоду в истории страны, который обозначен понятием "Древняя Русь". Но где та точка отсчета, с которой начинается история России? Эта точка, а вернее рубеж отстоит от нас по меньшей мере на 2,5 млн. лет, когда на Земле из животного мира выделилась ветвь гуманоидов, положившая начало Человеческому роду. Этот рубеж относится, как указывается в I томе "Истории Человечества", ко всему Человечеству, а значит, и к обитателям территории России, хотя первые следы человекообразных существ ведут нас к территориям Западной Африки, Индии, островам Индонезии, а позднее, уже по мере дальнейшей эволюции человека, обнаруживаются и в других регионах мира, в том числе на Восточно-Европейской равнине, на Кавказе, в Сибири.

При этом авторы "Истории Человечества" словами одного из инициаторов и авторов издания Шарля Моразе подчеркивают, что "лучше избегать чрезмерного выделения своих предков среди наших отдаленных общих предков", поскольку это нарушает научную основу истории Человечества и вызывает необоснованные национальные страсти и амбиции. Мы последуем этому совету и в свою очередь обратим внимание на то, что в I и II томах "Истории Человечества" авторы (среди которых немало видных российских археологов и антропологов), освещая тему появления и расселения людей на территории России, также ведут речь об общих предках человека в исследуемых ими регионах, но отнюдь не о предках того или иного народа. В настоящем издании, опираясь на данные предшествующих томов и лишь кратко повторяя их выводы, мы в основном определяем рубеж для более детального изложения истории России, начиная со времени появления индоевропейцев на евразийских пространствах и их взаимодействия с уже обозначившимися в том же регионе предками угро-финских и тюркских народов, поскольку значительная часть народов России в той или иной мере восходит именно к этим историческим общностям людей.

В этой связи следует коснуться поставленного в "Истории Человечества" вопроса о соотношении предыстории и истории Человечества. Первый наиболее длительный период жизни людей определяется как их предыстория и охватывает время от 2,5 млн. лет тому назад до появления письменности, т.е. примерно до 5 тыс. лет до н.э., с которой Человечество вступает в свою уже письменную историю. Приемлемый для наиболее продвинутых на то время в цивилизационном отношении регионов планеты, т.е. для так называемых "ключевых культурных регионов" – Северной Африки (Древний Египет), Ближнего Востока (шумерская цивилизация), Индии, Китая, этот подход оказывается совершенно немыслимым для территории Западной, Центральной, а также Восточной Европы и значительной части Азии, оказавшимися в дальнейшем территорией России, поскольку к V тысячелетию до н.э. эти регионы являли собой глухую и малообжитую периферию "ключевых культурных регионов" Того времени и продолжали оставаться на уровне предыстории Человечества. Касаясь истории России этого времени и дальнейших тысячелетий и веков, мы оказывались на цуги асинхронного подхода к истории России, при котором исторические категории, относящиеся к "ключевым культурным регионам", оказываются абсурдными в приложении их к другим регионам мира, в частности, к Восточной Европе и Евразии.

Это также относится к истории древнейшего периода истории России, охватывающего время с IX в. н.э., т.е. с рубежа образования древнерусского государства до 1230 гг. – до черты, за которой прекращается его политическая целостность и начинается период политической раздробленности. Политический государственный признак выступает здесь, как и в дальнейшем, в качестве начала, концентрирующего и определяющего основные цивилизационные процессы. Однако по мере изменения истории России, в первую очередь ее древнейшего и древнего периода, нам придется рассматривать не только этот выступающий как бы на исторической поверхности цивилизационный признак, на первый взгляд слабо совместимый с прогрессом качества жизни людей и совершенствованием личности человека, хотя такая связь между развитием и совершенствованием политических начал и прогрессом Человеческого рода является исторически корректной. Речь пойдет и об иных глобальных исторических явлениях, которые определили цивилизационное развитие региона на фоне общеевропейского развития и в связи с ним привели к овладению письменностью, принятию христианства, участию в европейской и евразийской политике и т.д.

Особо следует определить государственно-территориальный ареал Древней Руси. Изначально его составными частями являлись древнерусский Север во главе с Новгородом, древнерусский Юг во главе с Киевом, которые уже в X в. были многонациональными конгломератами. В дальнейшем эта территория, находившаяся под государственным контролем единого центра – Киева, "матери городов русских", как говорится в Летописи, и охватывающая огромные пространства от Карпат До Средней Волги, от берегов Балтики и Белого моря до Северного Причерноморья, Таманского п-ова, Керченского пролива и предгорий Кавказа, была Русью, древнерусским государством. Такое государство продолжало существовать и по мере перемещения центра Древнерусской государственности на северо-восток, в междуречье Оки, Волги и Клязьмы, а также по мере перемещения титула великого князя из Киева в Чернигов, а затем на северо-восток, во Владимир на Клязьме. Жизнь этого государства, как и сам этот период, заканчивалась по мере распада его политического, экономического единства, по мере того, как отдельные его части оказывались в составе иных государственных образований, а новые государственные образования и новые явления в экономике, социальных отношениях, культуре властно прокладывали себе дорогу в будущее.

Древнерусское государство, или Киевская Русь, первое крупное устойчивое объединение восточных славян. Его образование стало возможным со становлением феодальных (поземельных) отношений. В состав государства вошли 15 крупных областей - территорий племенных объединений (полян, древлян, дреговичей, радимичей, вятичей, северян, и других).

Наиболее развитии в экономическом и политическом отношениях были земли Новгород и Киев, объединение которых новгородским князем Олегом подвело экономическую базу под складывавшееся государство.

В истории Древнерусского государства академик Б.А. Рыбаков выделил следующие этапы:

800-882 гг. - начальный этап объединения восточнославянских племен, образование двух центров государственности (Киев и Новгород), подчинение Киева новгородским князем Олегом.

По Сахарову:

К концу VІІІ - началу IX в. Экономические и социальные процессы в восточнославянских землях привели к объединению различных племенных союзов в сильные межплеменные группировки.

Центрами такого объединения стали Среднее Приднепровье во главе с Киевом и северо-западный район, где группировались поселения вокруг озера Ильмень, вдоль верховьев Днепра, о берегам Волхова, т. е., близ ключевых пунктов пути «из варяг в греки». Поначалу речь шла о том, что эти два центра стали все более и более выделяться среди других крупных племенных союзов восточных славян.

У полян ранее, чем у других племенных союзов, обнаружились признаки государственности.

В основе этого лежало наиболее быстрое экономическое, политическое, социальное развитие края. Полянские племенные вожди, а позднее Киевские князья держали в своих руках ключи от всей днепровской магистрали, а Киев был не только центром ремесла, торговли, к которому тянулась вся земледельческая округа, но и хорошо укрепленным пунктом. К началу IX в. Полянские земли уже освободились из-под власти хазар и перестали уплачивать им дань, но другие русские земли еще платили дань Хазарии.

В 860 году русское войско неожиданно, яростно атаковало г. Константинополь. Но взять город у них не хватило сил. Осада продолжалась ровно неделю, затем начались мирные переговоры. Греки уплатили нападавшим огромную контрибуцию, обещали платить ежегодные денежные платежи, дали руссам возможность беспрепятственно торговать на византийских рынках.

В это время в северо-западных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, по течению Волхова и в Верховьях Днепра, назревали события, которым суждено было стать одними из примечательных в русской истории. Здесь формировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которых славяне.

Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба славян, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. И точно также, как и поляне на юге скинули власть хазар, на севере союз местных племен сбросил варяжских правителей.

Варяги были изгнаны, но «встал род на род», как рассказывает летопись. Вопрос был решен так, как его нередко решали и в других странах Европы: для установления мира, покоя, стабилизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя со стороны.

Выбор пал на варяжских князей. Потому что рядом не было другой организованной военной силы, а еще потому что они были близки славянам по языку, обычаям, религии.

Ну и еще потому, что их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские и угро-финские земли. Летописные источники под 862 г.

Сообщают, что после обращения к варягам оттуда в славянские и угро-финские земли прибыло три брата: Рюрик и Трувор. Рюрик сел княжить в Новгороде.

882-912 гг. - укрепление Древнерусского государства Олегом, включение в его состав соседних восточнославянских племен. Первые торговые договоры Олега с Византией (907 и 911 гг.).

После того как Рюрик умер в 879 г. Он оставил малолетнего сына Игоря. И все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Именно он и предпринял поход на Киев. Приплыв к Киевским горам и не рассчитывая взять сильную крепость штурмом, Олег пошел на военную хитрость.

Спрятав воинов в ладьях, он послал княжившим в Киеве Аскольду и Диру весть о том, что с севера приплыл купеческий караван и он просит князей выйти на берег. Ничего не подозревавшие киевские правители пришли на встречу. Воины Олега выскочили из засады и окружили киевлян. Олег поднял на руки маленького Игоря и заявил киевским правителям, что они не принадлежат к княжескому роду, но он сам «есть роду княжа» а Игорь является сыном князя Рюрика. И обманом были убиты Аскольд и Дир правящие в Киеве. А Олег утвердился в Киеве. Войдя в город, он заявил: «Да будет Киев матерью городам русским».

Вот так возникло единое Древнерусское государство с центром в Киеве в 882 г.

Свои военные успехи Олег не завершил. Обосновавшись в Киеве, он обложил данью подвластные ему территории - «установил дань» новгородским славянам, кривичам, другим племенам и народам.

Олег заключил с варягами соглашение выплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен за то, чтобы на северо-западных границах Руси был мир. Он предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью. Но здесь он столкнулся с Хазарией, которая считала северяне радимичей своими данниками. Военный успех вновь сопутствовал Олегу. Отныне эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарского каганата и вошли в состав Руси. Данниками оставались вятичи. Русь стремилась:

  • - во-первых, объединить все восточнославянские племена;
  • - во-вторых, обеспечить для русского купечества безопасность торговых путей, как на Восток, так и на Балканский полуостров;
  • - в-третьих, овладеть важными в военно-стратегическом смысле территориями - устьем Днепра, устьем Дуная, Керченским проливом.

В 907 г. Огромная русская рать сушей и морем во главе с Олегом двинулась на Константинополь. Но греки заперлись за могучими константинопольскими стенами. Тогда Русы «повоевали» всю округу, захватили огромную добычу, пленных, ограбили и пожгли церкви. А потом Олег приказал своим воинам поставить ладьи на колеса и двинуть их в обход установленного над водой препятствия.

При попутном ветре русы развернули паруса, и ладьи пошли к стенам города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Они обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, а затем ежегодно еще и дань, предоставлять для приходящих в Византию русских половцев и купцов как и для представителей других государств, определенное продовольственное содержание.

Олег добился для русских купцов права беспошлинной торговли на византийских рынках. Русы даже получили право мыться в константинопольских банях столько, сколько они захотят.

В 911 году Олег подтвердил свой мирный договор с Византией. В ходе длительных посольских переговоров был заключен первый в истории Восточной Европы развернутый письменный договор между Византией и Русью. Отныне русские отряды регулярно появляются в составе византийского войска во время его похода на врагов.

912-1054 гг. - расцвет раннефеодальных отношений, борьба с кочевниками, значительный рост территории за счет вхождения в государство всех восточнославянских племен. Установление тесных отношений с Византией. Принятие христианства (988-989). Создание первого свода законов - Правды Ярослава (1016).

Наиболее крупные политические деятели этого периода - Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый.

Дело князя Олега продолжал князь Игорь, уже в зрелом возрасте вступивший на престол. После смерти Олега созданное им государство стало распадаться: восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги. Но Игорю удалось предотвратить распад. Древлян были вновь завоеваны и обложены тяжелой данью. С печенегами Игорь заключил мир.

Летом 941 г. Огромное русское войско двинулось на Константинополь. Война длилась с 941-944 г. Греки не стали искушать судьбу и предложили мир. Право беспошлинной торговли в Византии было отменено.

Как же собиралась дань с подвластных великому князю княжений? Глубокой осенью князь вместе с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них положенной дани. Этот объезд князем своих вассальных владений - назывался полюдьем (ходить по людям).

Объезд продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. Из чего состояла дань? На первом месте стояли меха, мед, воск, лен, основной мерой дани подвластных племен являлись меха куницы, горностая, белки. Брались они с «дыма» т. е., с каждого жилого дома. Кроме этого в состав дани входили продукты питания, даже одежда.

Судя по тому, что частью полюдья было и кормления князя и его сопровождения, запросы нередко определялись потребностями, и не поддавались учету. Вот почему во время полюдья нередкими были насилия над жителями, их выступления против княжеских людей. «Полюдье - это первая форма господства подчинения, установление понятия подданства.

Во время сбора дани в 945 г. Воины Игоря творили над древлянами насилия. Собрав дань, Игорь отправил основную часть дружины и обоза восвояси, а сам с малой дружиной, решил еще побродить по деревенским землям в поисках добычи. Древляне во главе с своим князем Малом восстали и перебили дружину Игоря. Сам князь был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем отпустили их.

В Киеве осталась жена Ольга с малолетним сыном Святославом. Едва сложившееся государство находилось в критическом состоянии. Однако киевляне не только признали права Ольги на престол в связи с малолетством наследника, но и безоговорочно поддержали ее.

Установив порядок внутри государства, Ольга обратила внимание на внешнюю политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло бы возвысить авторитет и государства и династии, которая уже прочно утверждалась на Киевском престоле.

В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, возглавив пышное и многолюдное посольство, состоящее более чем из ста человек, не считая обслуги и корабельщиков. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

Она понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с ее мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. Крещение проходило в храме Святой Софии. Ее крестным отцом стал сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елена. По возвращению в Киев Ольга пыталась также склонить и Святослава к христианству, но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

В 962 году возмужав и встав во главе дружины, Святослав став править Русью, он принялся за дальнейшее расширение Руси. Он подчинил себе княжество вятичей.

Также он продолжил усилия Олега и Ольги по централизации власти. Старшего сына, Ярополка, он оставил в Киеве, второго сына, Олега, отправил управлять деревенской землей, а младшего, Владимира, послал с его дядей, известным воеводой Добрыней, управлять Новгородом. Сыновья великого князя в прежних наполовину самостоятельных княжествах, по существу, становились его наместниками.

В ходе трехлетнего Восточного похода Святослав захватил огромные территории от окских лесов до Северного Кавказа. Византийская империя при этом молчала, действовал русско-византийский военный союз. Но вскоре состоялась русско-византийская война. Весной 972 года Святослав погиб в бою. А из его черепа печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал ее золотом и пил из нее на пирах.

После гибели Святослава в Киеве власть взял юный Ярополк. А Олег и Владимир стали самостоятельными правителями своих земель. они стали центром притяжения сил, которые хотели вновь добиться самостоятельности от Киева.

Через три года по приказу Олега, которому было всего лишь 13 лет, был убит в лесах великокняжеский воевода. Результатом этого стал через 2 года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Киевляне одолели древлян, те бежали за крепостные стены города Овруч. На мосту через крепостной ров произошла давка, в которой погиб молодой князь Олег. Древляне снова были подчинены Киеву.

Стремление отделиться выказал и Новгород. Получив весть о гибели брата, Владимир бежал к варягам. На его место Ярополк послал своего наместника. Русская земля была вновь объединена. Но Владимир не смирился с положением князя-изгоя.

Проведя два с лишним года на чужбине, он нанял отряд варягов и выбил наместника Ярополка из Новгорода. Потом он собрал большую рать, состоящую из славян, кривичей, чуди, и вместе с варягами двинулся на юг, повторяя путь Олега.

В результате из-за недоверия дружины, Ярополк не сумел собрать войска для борьбы с братом и заперся за киевскими стенами. Чувствуя, что в Киеве готовится заговор против него, Ярополк бежал из города. А вскоре был поднят на мечи двумя варягами по приказу Владимира.

С 980 г. Владимир стал единоличным правителем Руси. В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник, но вскоре все изменилось.

Византия стремилась христианизировать Русь для того чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. В 987 г. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия 1 принцессу Анну, а византийцы в свою очередь предложили принять крещение. В 988 г., в Херсонесе Владимир принял крещение. Взял имя Василий, а вместе с ним крестилось и пол дружины. Лишь 990 году Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси.

После смерти Владимира началась борьба сыновей Ярослава Ярополка, Глеба, Бориса.

Зимой 1016 г., близ города Любеча встретились противники, и начался бой. Ярополк бежал в Польшу, а Ярослав занял Киев в 1017 году. В 1018 г. Соперники снова встретились в открытом бою, на реке альта (злодейски убит Борис). Ярослав победил.

Зарождение феодальной системы, большую ценность приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением.

1054-1093 гг. - первые ощутимые явления распада раннефеодального государства, удельные княжества наследников Ярослава Мудрого, усиление между княжеской борьбы.

Были воздвигнуты церкви, около 400, в Киеве. В честь победы над врагами Ярослав выстроил так называемые Золотые ворота, открыл школы, развивал грамотность. Умер в 1054 г., в 11-12 веке появился один из крупнейших юридических сводов Средневековья и древнейший памятник славянского права - Русская правда. Она дает ценные сведения не только о юридических нормах, 10-11 вв. но и о развитии феодальных отношений в Киевской Руси, образовании социальных слоев и групп, социальной борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, полит. Строе и даже о быте и нравах человека. Правда Ярослава ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Если мстить было некому, виноватый платил штраф - виру великому князю. Если же убийца скрывался, то виру должна была платить община вервь, на территории которой произошло убийство.

Законы Ярослава Мудрого регулировали споры между свободными людьми. Правда различала разбойничество (убийство) и убийство в пылу ссоры (непреднамеренное убийство) по краткой Правде можно проследить становление феодальных отношений в К.Р.: отменена кровная месть, увеличена разница в размерах штрафа за убийство различных категорий населения, что свидетельствовало о стремлении защитить жизнь, собственность и имущество феодалов. Он выработал новую прочную систему единства Руси - передача великокняжеской власти по старшинству. Старшему сыну Изяславу он оставил свой престол, вторым по назначению становился князь, получивший в управление Чернигов, третьим - Переславль, были поделены и другие стольные города. За каждым из них стояла округа с другими городами и селами. Старший в роду становился великим князем. Наследие по прямой линии отступило перед патриархальным, чисто семейным принципом.

1093-1132 гг. - усиление феодальной монархии. Натиск половцев заставил удельных князей объединиться под властью великого киевского князя. Совершенствование правовых политических отношений. Новый законодательный свод - Устав Владимира Мономаха (1113) - вошел составной частью в Русскую Правду. Владимир Мономах, ставши великим князем после восстания в Киеве 1113 г.

Начал свое правление с законотворчества, чтобы сгладить наиболее острые социальные противоречия в Киевском государстве. Устав Владимира Мономаха упорядочил взимание процентов ростовщиками, установив его верхний предел - 50%и максимальный срок уплаты - 3 года, после чего долг списывался, улучшил правовое положение купцов «застраховав» их на случай гибели имущества при пожаре, кораблекрушении, регламентировал запись в холопство (рабство), определил источники холопства: женитьба на холопке, рождение от холопа, продажа «хоть за пол гривны» при Владимире и Ярославе Мудром были созданы «церковные уставы», которые определили в пользу церкви десятину (десятую часть отчислений от княжеских доходов - штрафов, судебных и торговых пошлин. После исчезновения половецкой угрозы государство распадается.


в V в. разделились на 3 ветви

западные южные

восточные

предки русского,

белорусского и

украинского народов

Праславяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. Славяне в древних письменных источниках (напр. греческих) упоминаются как венеды, склавины и анты.

Великое переселение народов привело в движение в том числе и славянские племена. В V в. –разделение славян на 3 ветви.

В IV-VI веках, по свидетельствам различных источников, земли к востоку от Карпат населяли потомки восточных венетов - анты.

Наши непосредственные предки- восточные славяне уходят на Восточно-Европейскую равнину и расселяются, как пишет Нестор в XII в. в «Повести временных лет» по Днепру. Истории известно около 15 восточнославянских племен, точнее, племенных союзов, которые существовали примерно в IX-XI веках, а к XI-XIII векам сформировали Древнерусскую народность.

Племена Севера: ильменские словене, кривичи, полочане

Племена Северо-Востока: радимичи, вятичи, северяне

Дулебская группа: волыняне, древляне, поляне, дреговичи

Племена Юго-Востока: бужане, донские словяне

Племена Юга: белые хорваты, уличи, тиверцы

Периодизация Древней истории Руси

IX – XI вв. – Киевская Русь

XII – XIII вв. – раздробленность Руси (Владимирская Русь)

XIV – XV вв. – Московская Русь

Гардарика – «страна городов», так названы земли восточных славян в греческих, арабских и скандинавских источниках

Местные княжения (Гостомысл в Новгороде, Кий в Киеве, Мал у древлян, Ходот и его сын у вятичей)- зародышевая форма государственности Древней Руси.

Восточные летописцы выделяли в славянских землях 3 центра зарождения государственности: Куябу (на юге, вокруг Киева), Славию (в Приильменье), Артанию (на востоке, вокруг древней Рязани)

Рюрик (862-879)

862 г. – призвание варягов (Рюрика со своим племенем русью) Призвание варягов на картине Васнецова

Рюрик основал династию русских князей, правил в Новгороде.

«Норманская теория» теория о создании государства у славян извне (варягами- скандинавами).

Первый антинорманист Михаил Ломоносов (происхождение варягов из западнославянских земель)

Антинорманисты (складывание государства - этап внутреннего развития общества).

Олег (Вещий) (879-912)

882 г. – образование Киевской Руси (объединение двух полит. центров Новгорода и Киева в единое древнерусское государство князем Олегом)

907 и 911 гг. – походы Олега на Византию (цель- подписание выгодных торговых договоров)

Борьба с хазарами

Полюдье – сбор дани князем с подвластных восточнославянских племен

Полюдье торговый путь «из варяг в греки» (Балтика-Волхов-Ловать-Западная Двина-Днепр) Константинополь

Варяги. Николай Рерих, 1899

Игорь (Старый) (912-945)

Неудачный поход князя Игоря на Византию в 941 г.

Греческий огонь - горючая смесь, выбрасываемая из медных трубок под давлением на корабль противника, не гасимая водой.

Повторный поход в 943, закончившийся мирным договором в 944.

В 945 г. был убит в ходе восстания древлян

Ольга (устроительница земли русской) (945-969)

1) Хитроумная (жестоко отомстила древлянам за мужа)

2) «Устроительница земли русской» -упорядочила сбор дани (полюдье налоги) (ввела уроки –точный размер дани,

погосты – пункты сбора дани)

3) Провела волостную реформу (разделила государство на волости), (ввела единые правила суда княжеских наместников)

4) Наладила дипломатические отношения с Византией

5) Первой приняла христианство (Елена)

Святослав (князь-воин) (962-972)

Всю жизнь провел в походах (расширил границы государства, обеспечил безопасность торг. путей для русских купцов)

1. Подчинил вятичей

2. Разбил булгар и хазар, открыв торг. путь по Волге в восточные страны

(«Иду на вы»)

3. Походы на болгар на Дунае (попытка перенести столицу в г. Переяславец)

Но часто оставлял государство без защиты, например, осада Киева печенегами (968), предпринятая во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае.

(Согласно летописи, в то время как князь Святослав Игоревич вёл кампанию против Болгарского царства, печенеги вторглись на Русь и осадили её столицу - Киев. Осаждённые страдали от жажды и голода. Люди иной стороны Днепра во главе с воеводой Претичем собрались на левом берегу Днепра.

Доведённая до крайности, мать Святослава княгиня Ольга (которая находилась в городе со всеми сыновьями Святослава) решила передать Претичу, что сдаст город наутро, если Претич не снимет осаду, и начала искать способы связаться с ним. Наконец, молодой киевлянин, свободно говоривший по-печенежски, вызвался выбраться из города и добраться до Претича. Притворяясь печенегом, разыскивающим свою лошадь, он пробежал через их лагерь. Когда он бросился в Днепр и поплыл к другому берегу, печенеги поняли его обман и начали стрелять по нему из луков, но не попали.

Когда юноша добрался до Претича и сообщил ему об отчаянном положении киевлян, воевода решил внезапно переправиться через реку и вывезти семью Святослава, а если нет, погубит нас Святослав. Рано утром Претич и его дружина сели на свои корабли и высадились на правом берегу Днепра, трубя в трубы. Думая, что армия Святослава вернулась, печенеги сняли осаду. Ольга с внуками вышли из города к реке.

Лидер печенегов вернулся, чтобы провести переговоры с Претичем, и спросил его, он ли Святослав. Претич подтвердил, что он лишь воевода, и его отряд - это авангард приближающейся армии Святослава. В знак мирных намерений правитель печенегов пожал руку Претичу и поменял своего собственного коня, меч и стрелы на броню Претича.

Между тем печенеги продолжали осаду, так что нельзя было коня напоить на Лыбеди. Киевляне послали Святославу гонца с известием о том, что его семью едва не пленили печенеги, и опасность Киеву по-прежнему сохраняется. Святослав быстро вернулся домой в Киев и прогнал печенегов в поле. Годом позже Ольга умерла, и Святослав сделал своей резиденцией Переяславец на Дунае)

Но после трудного похода на Византию в 972 г. порадевшее войско Святослава с тяжелой военной добычей было встречено на Днепровских порогах поджидавшими полчищами печенегов. Русы были окружены и полностью уничтожены. Они погибли все до единого, включая князя Святослава. Из его черепа хан Куря велел сделать чашу для питья, оковав её золотом.

Владимир (Красное Солнышко, Святой) (980-1015)

Междоусобицы (Владимир – сын рабыни, побеждает Ярополка)

1. Любим народом (образ князя отображен в былинах):

А) создание системы крепостей на юге для обороны от печенегов;

Б) набирал в дружину людей из народа;

В) устраивал пиры для всех киевлян.

2. Укрепляет государство и княжескую власть:

А) проводит языческую реформу (Перун-главный бог)

Цель: попытка объединить племена в единый народ с помощью религии

Б) 988 г. – крещение Руси по византийскому образцу

В) приобретение важного военного и политического союзника в лице Византии

Г) развитие культуры:

1) славянская письменность (Кирилл и Мефодий);

2) книги, школы, церкви, иконопись;

Десятинная церковь-первая каменная церковь в Киеве (1/10 часть доходов князя на строительство);

3)учреждение русской митрополии

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.

Князь Владимир вошёл в историю как Креститель Руси. Решение князя креститься не было спонтанным. Согласно «Летописи временных лет» за несколько лет до похода на Корсунь (Херсонес) Владимир задумался о выборе веры. Сердцем князь склонялся к православию. И утвердился в этом решении после того, как его послы съездили «на разведку» в Константинополь. Вернувшись, они рассказали: «Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где они служат Богу своему, и мы не знали, на небе ли мы находимся или на земле: забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького, так и мы «не имамы зде быти», не хотим оставаться в прежней языческой вере». Тогда же вспомнили: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая всех человек».

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин,Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора

Князь правил Русским государством 37 лет, из них 28 лет - будучи христианином. Стоит отметить, что князь Владимир принял из Византии православие не как вассал, а как равный. «Историки до сих пор строят разные версии, зачем князь пошёл на осаду Херсонеса», - говорит С. Беляев. Одна из версий гласит: решив принять православие, Владимир не хотел предстать перед греками в роли просителя. Показательно: не Владимир отправился в Константинополь, столицу Византии, для принятия крещения. Это к нему, в завоёванный Херсонес, приехали, да ещё и привезли принцессу Анну. При этом само решение Владимира стать православным было продиктовано потребностью души, о чём свидетельствуют произошедшие с князем разительные перемены.

Внимательно присматриваясь к Крестителю Руси, становится ясно, что он был и недюжинным государственным стратегом. И на первое место ставил национальные интересы Руси, которая под его руководством объединилась, расправила плечи и впоследствии стала великой империей.

В День народного единства, 4 ноября 2016 года, на Боровицкой площади состоялось торжественное открытие памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру, который выполнен по проекту народного художника России Салавата Щербакова. Памятник создан по инициативе Российского военно-исторического общества и Правительства Москвы. церемония открытия памятника князю Владимиру. На церемонии присутствовали президент Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.

Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства.

После выступления президента памятник святому равноапостольному князю освятил патриарх Кирилл.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

У Владимира – 12 сыновей- междоусобицы (старший-Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба, ставших первыми святыми на Руси, а Святополка окрестили Окаянным еще и за то, что приводил на Русь иноземцев, которые разоряли и убивали)

Ярослав, управлявший Новгородом, поддержанный новгородцами в борьбе с братом, захватывает престол (с 1019 г. до 1036 г. правит совместно со своим братом Мстиславом). Начинается спокойное мудрое правление – время расцвета Древнерусского государства.

1. Укрепил власть (высшая власть принадлежала великому киевскому князю, который издавал законы, был высшим судьей, возглавлял войско, определял внешнюю политику). Власть наследовалась старшим в роду (сыновья-наместники в волостях, перемещались в случае смерти старшего брата в более крупную волость).

2. Положил начало созданию единого свода законов «Русская правда» (1016 г.). (В «Правде Ярослава», напр., ограничена кровная месть и заменена штрафом-вирой)

3. Меры по укреплению самостоятельности русской церкви (с 1051 г. митрополитами стали назначать не греков, а русских, причем без ведома Константинополя. Первым русским митрополитом был Илларион).

4. Развивал культуру (строил церкви, соборы (Софийский собор в Киеве, Новгороде), монастыри (Киево-Печерский – монах Нестор в XII в. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет»), где распространялось писание летописей (описание исторических событий по годам- летам), школы, библиотеки, что способствовало развитию грамотности)

5. Вел мудрую внешнюю политику:

· укрепил южные рубежи Руси (построил оборонительные линии из городов-крепостей на юго-восточных границах);

· разбил под стенами Киева печенегов в 1036 г., где и построил Софийский собор;

· расширил северо-западные границы гос-ва (в1030 г. построил город Юрьев на западном побережье Чудского озера, которое захватил у поляков и литовцев)

· Все земельные приобретения закреплял мирными договорами и династическими браками

Именно при Ярославе Мудром закончился процесс формирования государства у восточных славян, складывается древнерусская народность.

Социальная структура общества в Древнерусском государстве

В XI в. Киевская Русь – раннефеодальное государство (наряду с появлением высшего слоя и, наоборот, зависимого, все же основная часть населения – это свободные общинники, платившие налоги государству. А формирование феодального землевладения шло очень медленно).

Земля принадлежала государству, поэтому община (земля находилась в совместном владении, делилась между всеми семьями, входившими в общину) платила налог за пользование землей гос-ву.

Первыми феодалами, захватившими в свою собственность земли, были князья. Они жаловали земли церкви и дружинникам- боярам за службу (вотчина – наследственное земельное владение), которые тоже становились феодалами.

I. Высший слой:

II. Свободные землевладельцы, объединенные в общины

(самая многочисленная часть населения Древнерусского государства)

III. Зависимое население:

Смерд – член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Древнерусском государстве в период XI-XIV веков.

Рядович – заключивший договор («ряд») о работе на феодала на определенных условиях.

Закуп – разорившиеся общинники, попавшие в долговую зависимость за неуплату ссуды («купы»). Если возвращал долг, становился свободным.

Холоп –раб, работавший на земле феодала. (холопами становились военнопленные, не выполнившие обязательств закупы и рядовичи, дети холопов, от великой нужды человек продавал себя в холопы).

Культура Древней Руси

Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей.

Восточные славяне

1)Верования - язычество, от слова «язык» - племя, народ.

Боги - Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Ярило, Лада, Макошь и др.

Место поклонения идолам - капище, где совершали жертвоприношения.

Волхвы́ («кудесник, волшебник, гадатель») - древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее.

Васнецов «Встреча князя Олега с кудесником»

2) древние сказания, былины- поэтические сказания о прошлом, где прославлялись подвиги русских богатырей (Микула Селянинович, Илья Муромец, Ставр Годинович и др.). Главный мотив –защита русской земли от врага.

Виктор Васнецов «Богатыри»

3) искусство кузнецов, резчиков по дереву и кости.

Огромное влияние имела христианизация Руси.

1) Распространение письменности и грамотности на Руси (60-е гг IX в. - Кирилл и Мефодий - жили в Салониках (Греция), составители славянской азбуки - глаголицы, перевели на славянский язык Евангелие, проповедовали на славянском языке. Кириллица, созданная впоследствии их учениками, в видоизмененном виде является основой современной русской азбуки).

2) Распространение летописания (1113 г. –«Повесть временных лет»)

При храме св. Софии Ярослав создал первую библиотеку на Руси.

Ярослав создал в Киеве мощный центр книгописания и переводной литературы.

Возникают монастыри - Киево-Печерская лавра (основатели Антоний и Феодосий).

XI - н. XII вв. - формируются летописные центры в Киеве и Новгороде.

3) Зарождение русской литературы:

А) 1049 г. – «Слово о законе и благодати» Иллариона (торжественное обращение, послание и поучение, проповедь о нравственной оценке правителя);

Б) жития –литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых (Нестор написал житие Бориса и Глеба)

Страстотерпцы Борис и Глеб. Икона, начало XIV века. Москва

В) 1056 - «Остромирово Евангелие» - старейшая из рукописных книг.

Книги писали в монастырях, которые были центрами культуры (писали на пергаменте - тонкой выделанной телячьей коже).

Простые люди, обмениваясь информацией, использовали бересту.

Развивалось искусство книжной миниатюры (рукописные иллюстрации)

4) Зодчество (в основе строительства храмов лежала византийская крестово-купольная система).

· Деревянное (терема, городские стены, избы)

Особенность: многоярусность, башенки, пристройки, резьба)

· Первая каменная церковь в Киеве называлась Десятинная (989 г.), так как князь на ее строительство дал десятую часть своих доходов. Церковь имела 25 куполов.

· 1037 г. - Строительство собора святой Софии в Киеве.

Макет-реконструкция первоначального облика собора

Современный вид Софийского собора

Многоглавие - характерная черта русского зодчества (1 купол в центре, 12).

Для облицовки храмов используют плинфу - широкий и плоский кирпич

В Софии находится каменная гробница Ярослава.

В алтаре находится изображение Богоматери. Тип изображения - Оранта - с воздетыми вверх руками. Киевляне называли ее «Нерушимая стена» и считали своей защитницей.

Есть фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Внутреннее убранство храмов: фрески, иконы, мозаика

Иконы писал печерский монах Алимпий.

При Ярославе Киев строится. Его называют «украшением Востока и соперником Константинополя». Золотые ворота - парадный въезд в город.

1113-1125 - правление Владимира Мономаха (внука Ярослава и византийского императора Константина Мономаха). В 60 лет взошел на Киевский престол.

1) Походы против половцев (1111 г.-сокрушительный удар по половцам

ушли в степи, относительное затишье

2) Боролся против усобиц (инициатор Любечского съезда (1097г.) – «каждый да держит вотчину свою». Хотя это только закрепило раздробленность на Руси (законодательно)

3) Боролся за единство Руси (подчинял русских князей, наказывал за усобицы), но после смерти Владимира и его сына Мстислава, который продолжил политику отца, междоусобицы возобновились

4) Образованный человек и одаренный писатель, оставил завет сыновьям жить в мире, верно служить Отчизне (1117г. - «Поучение детям» - ценный исторический источник и яркий литературный памятник).

5) Создал свод законов «Устав Владимира Всеволодовича», в котором облегчил положение должников, запретив их обращать в холопов.

6) Основал на р. Клязьме город, названный его именем.

7) Формируются новые литературные жанры - притчи, поучения, хождения.

8) При Владимире стали чеканить золотые и серебряные монеты, затем заменили на серебряные слитки - гривны.

9) Высокий уровень развития ремесла - литье, чеканка, керамика, вышивка, эмаль

Художественное ремесло

А) кузнечное ремесло (оружие, доспехи);

Б) ювелирное ремесло (зернь, скань, эмаль)

Скань - изображение из тонкой золотой проволоки;

Зернь - шарики напаивают на скань;

Перегородчатая эмаль - эмалью заполняют промежутки из металла.

Духовный мир средневекового человека сочетает возвышенное (обращение к Богу) и земное («смеховая культура»). Носителями «смеховой культуры» средневековья на Руси были скоморохи и гусляры - странствующие актеры, которых преследовала церковь, но любили при дворах князей и в деревнях.

Период древней Руси берет свое начало с древних времен, с появления первых племен славян. Но наиболее важным событием является призвание на княжение в Новгороде князя Рюрика в 862 году. Рюрик приехал не один, а с братьями, Трувор правил в Изборске, а Синеус в Белоозере.

В 879 году Рюрик умирает, у него остается сын Игорь, который из-за своего возраста не может править государством. Власть переходит в руки товарища Рюрика - Олегу. Олег в 882 году объединяет Новгород и Киев, тем самым основав Русь. В 907 и 911 году состоялись походы князя Олега на Царьград (столицу Византии). Эти походы были успешными и подняли авторитет государства.

В 912 году власть переходит к князю Игорю (сыну Рюрика). Правление Игоря символизирует успешную деятельность государства на международной арене. В 944 году Игорю заключил договор с Византией. Однако успеха во внутренней политике достичь не удалось. Поэтому Игорь был убит древлянами в 945 году после попытки собрать дань повторно (данная версия наиболее популярна у современных историков).

Следующим периодом в истории Руси является период правления княгине Ольги, желающей отомстить за убийство мужа. Правила она приблизительно до 960 года. В 957 году она посетила Византию, где по легенде приняла христианство. Затем власть взял ее сын Святослав. Он знаменит своими походами, которые начались 964 году и закончились в 972 году. После Святослава власть на Руси перешла в руки Владимиру, который правил с 980 года по 1015 год.

Правление Владимира наиболее знаменито тем, что именно он крестил Русь в 988 году. Скорее всего, это самое значимое событие периоды древнерусского государства. Установление официальной религии было необходимо в большей степени для объединения Руси под одной верой, укрепление княжеского авторитета и авторитета государства на международной арене.

После Владимира был период междоусобиц, в которых победил Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Он правил начиная с 1019 и заканчивая 1054 годами. Период его правления характерен более развитой культурой, искусством, архитектурой и наукой. При Ярославе Мудром появился первый свод законов, который назывался «Русская правда». Таким образом он основал законодательство Руси.

Затем основным событием в истории нашего государства был Любечский съезд русских князей, который состоялся в 1097 году. Его целью были поддержание стабильности, целостности и единства государства, совместная борьба против врагов и недоброжелателей.

В 1113 году к власти приходит Владимир Мономах. Его основным трудом было «Поучение детям», где он описывал, как стоит жить. В целом период правления Владимира Мономаха ознаменовал окончание периода древнерусского государства и ознаменовал появление периода феодальной раздробленности Руси, который начался в начале XII века, а закончился в конце XV века.

Период древнерусского государства положил начало для все истории России, основал первое централизованное государство не территории Восточно европейской равнины. Именно при этом периоде Русь получила единую религию, которая является одной из лидирующих в нашей стране и сегодня. В целом период, не смотря на свою жестокость, принес многое для развития дальнейших социальных отношений в государстве, заложил основы для законодательства и культуры нашего государства.

Но самым главным событием древнерусского государства стало образование единой княжеской династии, которая служила и управляла государство в течение нескольких столетий, тем самым власть на Руси стала постоянной, основанной на воле князя, а затем и царя.

  • Ехидна - сообщение доклад 4, 7 класс

    В Австралии есть два уникальных животных, для которых ученые даже придумали отдельное семейство ехидновые, так как они не обладали такими признаками, которые позволяли бы занести их в существующую классификацию.

  • Писатель Владимир Тендряков. Жизнь и творчество

    Владимир Федорович Тендряков (1923-1984 гг.) относится к представителям литературы советского периода отечественной истории, работающих в жанре социалистического реализма.

  • Хронологическая таблица Некрасова (жизнь и творчество)

    1821 год 28 ноября - дата начала жизни будущего русского писателя Некрасова Николая Алексеевича. Он родился в небольшом городе под названием Немиров, который был включен в Подольскую губернию.

  • Спасская башня в Москве - сообщение доклад 2, 3, 4 класс

    Одно из значимых мест среди архитектурных достопримечательностей Москвы и России занимает Спасская башня московского Кремля. Она появляется в 1492 году, благодаря стараниям архитектора из Италии

  • Снегирь распространенная птица в Европе и в Азии. Есть заблуждение, что они городские птицы. Но в город они прилетают только для добычи корма.

Фактически, можно выделить три этапа в истории Древнерусского государства Киевская Русь.

На первом этапе (первая половина IX в. – 980 г.) формировалась, и определялась в основных чертах первая русская государственность . [Рюрик, Олег (882 912), Игорь (912 945), Ольга, Святослав (964 972)]

Определилась её экономическая база государства – внешняя торговля на основе натурального обмена. Первые князья средствами военных походов вытеснили конкурентов и обеспечили Руси статус одного из лидеров мировой торговли и политики.

Под властью Киева были объединены славянские земли и инородческие племена. Формировалась структура древнерусского государства – от господства полянского племенного центра в начале этапа к федерации городовых волостей или княжеств-наместничеств к концу обозначенного периода.

Определилась система договорных взаимоотношений между самоуправляющимися нанимателями-земствами и наёмными управителями

Второй этап (980 – 1054) включает княжения Владимира I (980 – 1015) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054) и характеризуется как расцвет Киевской Руси.

Строительство нации и государства завершилось и идейно оформилось принятием христианства (датой Крещения, при наличии разночтений, принято считать 988 г.).

С максимальной эффективностью работали созданные на первом этапе институты государственного управления, сложилась административная и правовая система, отражённая в актах княжеского законотворчества – Правдах, церковных и княжеских Уставах.

На южных и восточных рубежах Русь эффективно противостояла кочевникам.

Международный престиж Киева достиг апогея. Европейские дворы стремились к заключению династических брачных связей с домом киевского князя. (Владимир женился на византийской принцессе, Ярослав был женат на дочери шведского короля. Его сыновья породнились с королями Франции, Англии, Швеции, Польши, Венгрии, с императором Священной Римской империи и императором Византии. Дочери Ярослава Мудрого стали королевами Франции, Венгрии, Норвегии, Дании.)

Указанный период характеризуется активным развитием грамотности и образования, архитектуры, искусства, расцветом и украшением городов. При Ярославе началось систематическое летописание.

Третий этап (1054 – 1132) – это предвестие упадка и распада киевской государственности.

Смуты перемежались с периодами политической стабилизации. Ярославичи мирно соправительствовали в русских землях с 1054 по 1072 г. С 1078 до 1093 г. вся Русь находилась в руках дома Всеволода, третьего сына Ярослава. Владимир Вселодович Мономах единовластно княжил в Киеве с 1113 до 1125 г., ему подчинялись все русские князья. Единовластие и стабильность сохранялась и при сыне Мономаха Мстиславе до 1132 г.



Княжение Владимира Мономаха в Киеве – «лебединая песня» Киевской державы. Ему удалось восстановить её во всём блеске и силе. Мономах успешно справлялся с мятежными землями (вятичи в 80-е гг.) и князьями, нарушающими клятвы и договоры. Он проявил себя истинным патриотом, выдающимся военачальником и отважным воином в борьбе с половцами, обезопасил от набегов литовцев и чуди северо-западные границы. Он добровольно отказывался от борьбы за киевский стол во избежание усобиц. В 1113 г. был вынужден откликнуться на зов киевлян, чтобы не допустить кровопролития.

Мономах заслужил уважение как мудрый и справедливый правитель, законодательно ограничивший бесчинства ростовщиков, долговое рабство, облегчивший положение зависимых категорий населения. Много внимания уделялось строительству, развитию образования и культуры. Наконец, в наследство сыновьям Мономах оставил своеобразное философское и политическое завещание «Поучение», в котором настаивал на необходимости следовать христианским законам для спасения души и размышлял о христианских обязанностях князей. Мстислав был достойным сыном своего отца, но после его смерти страна стала распадаться на уделы. Русь вступала в новый период своего развития – эпоху политической раздробленности.