Как называются перчатки без пальцев? Происхождение и история варежек на руси Современные варежки.

Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.

Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.
В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.

На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку - работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.

Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные, они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы, .т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.

Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию.

Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.

На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.

Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами. Обычно надевалось несколько пар: сначала вязаные, а затем меховые - мехом наружу. По праздникам надевали цветные варежки с узором. В будни дни - однотонные.

Узоры на варежках, впрочем, были разные: узоры с птицами, крестами, треугольниками и звёздами, узоры-ромбы, символизирующие солнце, добро, счастье.

Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета.

Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв обереговый смысл узоров.

Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический(птицы, звери, насекомые), природный(волны), тератологический(фантастические или сказочные звери или их части). Фактически в народном орнаменте люди воплотили то, что видели вокруг. Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,"звезда"), так и бесконечными (например, волнистая линия). Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия её владельцу.

Цветовая палитра узоров русских варежек

При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.

Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.

Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.

Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.

Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязали одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки.

Варежки или рукавицы — предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных пальцев. Варежки более эффективно сохраняют тепло рук, чем перчатки, так как по отдельности пальцы быстро замерзают. Обычно вяжутся из шерсти, но могут быть изготовлены из кожи, трикотажа и других материалов и их комбинаций. Варежки часто являются неотъемлемой частью национальных костюмов северных народов. Существуют также рукавицы созданные специально для военных, где помимо отделения для большого пальца, есть отделение для указательного пальца (чтобы было возможно нажимать спусковой крючок, не снимая варежек).

История появления
На Руси рукавицы известны с 13 века. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки. Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные. В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.
Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать свое мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причем все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусочек звериной шкуры и смастерил мешочки для рук - защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца. Так же тепло, но гораздо удобнее работать. На Руси первое упоминание о варежках и рукавицах в среде городских жителей относится к XIII веку, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилас
ь мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче. Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки. Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки. Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием:ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце. Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины. На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами. Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.

Значение элементов орнамента на русских варежках

Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звезды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета. Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определенный смысл, был условным,но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров. Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного. Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продленными сторонами защищал от проказ темных сил, имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться.Крест - символ огня и солнца."Вязаное" солнце - символ света и животворения. Самый распространенный после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы:стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический (птицы,звери,насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания. Мотивы орнаментов могут быть как конечными, так и бесконечными. Конечный орнамент создает ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "веревочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия ее владельцу. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек . При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще и цвета поскромнее: черный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелнные, черно-желтые, черно-красные. Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зеленого и красного, желтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи. Колорит более ранних изделий был охристо-желтым, красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений. Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия. Несмотря на это прелесть ручной работы остается, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом все больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души.


Какие варежки носили наши предки?

Трудно сказать с достоверной точностью, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило имени другого смекалистого человека, который внес свою лепту в эту нехитрую историю: выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. Тепло, как и раньше, а работать сподручнее. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Иначе их и выдумывать было, по правде говоря, незачем. Обходились же бояре на Руси в самые свирепые морозы без всяких рукавиц: опустил рукава шубы до подола, подбил изнутри для тепла мехом - вот и вся забота. Им ведь нет нужды лишний раз руки на холод выставлять. Придумали и сшили рукавички люди простые, трудовые. А вслед за простым людом, стали носить рукавицы богатые да знатные: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Только были те рукавицы куда как богато разукрашены: сафьяновые, орлы и звери низаны жемчугом, промеж трав зерна жемчужные. Так и повелось у славянских и северных народов, что всякое сословие для холодной поры свои рукавицы имело. Шили их большей часть из сукна, кожи иногда из меха (овечьего и козлиного), а на севере - из оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, шерстью вверх). В лютые морозы носили длинные, кожаные, почти до локтей, а вниз поддевали еще короткие шерстяные "валишки", или валяные рукавицы. Называли рукавицы в разных местах земли русской по-разному: где рукавки, где кожанки, а где мохнатки или шубницы. Рукавицы вязались из овечьей шерсти, именовались вязанки или варежки - это слово дошло и до наших дней. Во многих губерниях делали рукавицы на продажу: кожаными славились Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь. Вязаными варежками - Нижегородская, Владимирская губернии. Особенно затейливые узоры украшали рукавицы северян, тех, кто жил на Поморье, на берегах рек Пинега, Мезень, Печора. Не уступали им варежки, сделанные руками белорусов, эстонцев, народов коми.Только в 19 веке пришли в русскую деревню заморские рукавицы, в которых каждый палец - перст, как тогда говорили, - свое особое помещение имел. Их прозвали "рукавицами-перщатами", перстанницами, персчатками и носили в основном по торжественным случаям. История русской рукавицы - доброй помощницы в работе - проста и бесхитростна. Куда более причудлива история ее аристократической родственницы - перчатки, идущая чуть ли не от времен египетских фараонов. Не случайно рукавицы да варежки продавали на пестрых базарах и ярмарках, а перчатки - в модных лавках. Рукавица грела, защищала, помогала. Тогда как перчатка украшала, представляла, свидетельствовала. Никто с гневным вызовом не бросал рукавицу в лицо сопернику. Ее не роняли случайно и не поднимали, с трепетом, вдыхая аромат духов. Никому не пришло в голову ввести в моду бальные варежки или заменить традиционные белые перчатки - чопорное дополнение официального парадного мундира - на белые рукавицы. Что только не выделывала мода с перчаткой, а скромница рукавица какой была, такой и осталась. И носили рукавицу больше, и работы она никакой не чуралась. И все же жалеть нашу милую варежку не стоит, потому что у этой истории, как у всех историй про золушек, добрый конец. Пришли и к варежке любовь и признание. Современную моду особенно привлекают рукоделие и вязание. Сегодня, как никогда, ценит мода овчинные полушубки, расписные платки, северные мохнатые унты, грубошерстные носки, пуховые шали - то от чего исходит аромат народного искусства, что врастает корнями в наше прошлое, в национальные традиции и обычаи. Не на последнем месте в этом перечне варежки да рукавицы.

ВАРЕЖКИ

Род перчаток с отделением только для большого пальца.


Происхождение слова варежка одни лингвисты связывают с варягами и объясняют как «варяжские рукавицы», другие считают русским словом, образованным от глагола варити , имевшего значение ‘защищать, сохранять’. Другое, более старое, название варежек - рукавицы . Возможно, это слово образовано от существительного рука и глагола вить , то есть рукавицы - это ‘обвивающие руку’.
Теплые варежки - обязательная деталь традиционной русской верхней одежды. Их носят зимой . В наше время, в основном, - дети, а взрослые - только в сильный мороз, так как в них пальцам теплее, чем в перчатках. Варежки обычно вяжут из шерстяных ниток, их может украшать вышивка или разноцветный вывязанный узор. Особенно теплы варежки, сшитые из меха (мехом внутрь).
Слово варежка входит во фразеологизмы разинуть варежку и открыть варежку , то есть широко открыть рот от удивления.
Вязаные варежки:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ВАРЕЖКИ" в других словарях:

    Варежки - получить на Академике активный купон Dr.Koffer или выгодно варежки купить по низкой цене на распродаже в Dr.Koffer

    Варежки - в национальном костюме Саами Варежка (мн. варежки) или рукавица (мн. рукавицы) предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое для всех остальных пальцев. Обычно вяжутся из шерсти, но могут… … Википедия

    ВАРЕЖКИ - вязаные рукавицы с одним большим пальцем. Варежку начинают вязать с напульсника (т. е. резинки): на спицы набирают число петель, соответствующее объёму кисти руки (определение количества петель см. в статье Вязание ручное, Расчёт вязания изделия) … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    варежки - см. рукавицы Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. варежки сущ., кол во синонимов: 3 … Словарь синонимов

    варежки - Трикотажное изделие, покрывающее частично предплечье, ладонь руки, четыре пальца вместе и большой в отдельности. [ГОСТ 17037 85] Тематики швейные и трикотажные изделия Обобщающие термины перчаточные изделия … Справочник технического переводчика

    ВАРЕЖКИ - 1942, 41 мин., ч/б. жанр: драма. реж. Наум Любошиц, Павел Арманд, сц. Семен Полоцкий, Матвей Тевелев, опер. Вячеслав Горданов, худ. Владимир Покровский, комп. Вера и Павел Арманд, зв. Кирилл Позднышев. В ролях: Владимир Честноков, Матвей… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    Варежки - мн. Теплые обычно вязаные рукавицы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    варежки - варежки, варежек, варежкам, варежки, варежками, варежках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    варежки - в арежки, жек, ед. ч. жка, и … Русский орфографический словарь

    Варежки - теплые, обычно вязаные, рукавицы. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) … Энциклопедия моды и одежды

    варежки - жек, жкам; мн. (ед. варежка, и; ж.). Тёплые (обычно вязаные) рукавицы. Шерстяные в. Детская варежка. ◊ Разинуть, открыть варежку. Грубо. 1. Сильно удивиться. 2. Резко выговаривать за что л., ругать кого л … Энциклопедический словарь

Книги

  • Варежки в латышском стиле Национальные мотивы Вяжем спицами , Озолина Е.. Варежки – это важный атрибут истории и культуры многих северных стран, включая и Латвию. На протяжении нескольких столетий они были там самым распространенным подарком, а некоторые люди до… Купить за 413 руб
  • Варежки в латышском стиле. Национальные мотивы. Вяжем спицами , Озолина Ева. Варежки – это важный атрибут истории и культуры многих северных стран, включая и Латвию. На протяжении нескольких столетий они были там самым распространенным подарком, а некоторые люди до…

История варежек

Варежки или рукавицы - предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое - для всех остальных пальцев. Варежки более эффективно сохраняют тепло рук, чем перчатки, так как по отдельности пальцы быстро замерзают. Обычно вяжутся из шерсти, но могут быть изготовлены из кожи, трикотажа и других материалов и их комбинаций. Варежки часто являются неотъемлемой частью национальных костюмов северных народов. Существуют также рукавицы созданные специально для военных, где помимо отделения для большого пальца, есть отделение для указательного пальца (чтобы было возможно нажимать спусковой крючок, не снимая варежек).

История появления
На Руси рукавицы известны с 13 века. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки. Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные. В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.
У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать свое мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причем все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусочек звериной шкуры и смастерил мешочки для рук - защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца. Так же тепло, но гораздо удобнее работать. На Руси первое упоминание о варежках и рукавицах в среде городских жителей относится к XIII веку, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче. Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки. Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки. Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием:ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце. Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины. На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами. Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.

Значение элементов орнамента на русских варежках
Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звезды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета. Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определенный смысл, был условным,но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров. Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного. Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продленными сторонами защищал от проказ темных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться.Крест - символ огня и солнца."Вязаное" солнце - символ света и животворения. Самый распространенный после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы:стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический (птицы,звери,насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания. Мотивы орнаментов могут быть как конечными, так и бесконечными. Конечный орнамент создает ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "веревочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия ее владельцу. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек. При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще и цвета поскромнее: черный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зеленые, черно-желтые, черно-красные. Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зеленого и красного, желтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи. Колорит более ранних изделий был охристо-желтым, красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений. Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный трикотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия. Несмотря на это прелесть ручной работы остается, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом все больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души.

Какие варежки носили наши предки?
Трудно сказать с достоверной точностью, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило имени другого смекалистого человека, который внес свою лепту в эту нехитрую историю: выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. Тепло, как и раньше, а работать сподручнее. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Иначе их и выдумывать было, по правде говоря, незачем. Обходились же бояре на Руси в самые свирепые морозы без всяких рукавиц: опустил рукава шубы до подола, подбил изнутри для тепла мехом - вот и вся забота. Им ведь нет нужды лишний раз руки на холод выставлять. Придумали и сшили рукавички люди простые, трудовые. А вслед за простым людом, стали носить рукавицы богатые да знатные: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Только были те рукавицы куда как богато разукрашены: сафьяновые, орлы и звери низаны жемчугом, промеж трав зерна жемчужные. Так и повелось у славянских и северных народов, что всякое сословие для холодной поры свои рукавицы имело. Шили их большей часть из сукна, кожи иногда из меха (овечьего и козлиного), а на севере - из оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, шерстью вверх). В лютые морозы носили длинные, кожаные, почти до локтей, а вниз поддевали еще короткие шерстяные "валишки", или валяные рукавицы. Называли рукавицы в разных местах земли русской по-разному: где рукавки, где кожанки, а где мохнатки или шубницы. Рукавицы вязались из овечьей шерсти, именовались вязанки или варежки - это слово дошло и до наших дней. Во многих губерниях делали рукавицы на продажу: кожаными славились Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь. Вязаными варежками - Нижегородская, Владимирская губернии. Особенно затейливые узоры украшали рукавицы северян, тех, кто жил на Поморье, на берегах рек Пинега, Мезень, Печора. Не уступали им варежки, сделанные руками белорусов, эстонцев, народов коми.Только в 19 веке пришли в русскую деревню заморские рукавицы, в которых каждый палец - перст, как тогда говорили, - свое особое помещение имел. Их прозвали "рукавицами-перщатами", перстанницами, персчатками и носили в основном по торжественным случаям. История русской рукавицы - доброй помощницы в работе - проста и бесхитростна. Куда более причудлива история ее аристократической родственницы - перчатки, идущая чуть ли не от времен египетских фараонов. Не случайно рукавицы да варежки продавали на пестрых базарах и ярмарках, а перчатки - в модных лавках. Рукавица грела, защищала, помогала. Тогда как перчатка украшала, представляла, свидетельствовала. Никто с гневным вызовом не бросал рукавицу в лицо сопернику. Ее не роняли случайно и не поднимали, с трепетом, вдыхая аромат духов. Никому не пришло в голову ввести в моду бальные варежки или заменить традиционные белые перчатки - чопорное дополнение официального парадного мундира - на белые рукавицы. Что только не выделывала мода с перчаткой, а скромница рукавица какой была, такой и осталась. И носили рукавицу больше, и работы она никакой не чуралась. И все же жалеть нашу милую варежку не стоит, потому что у этой истории, как у всех историй про золушек, добрый конец. Пришли и к варежке любовь и признание. Современную моду особенно привлекают рукоделие и вязание. Сегодня, как никогда, ценит мода овчинные полушубки, расписные платки, северные мохнатые унты, грубошерстные носки, пуховые шали - то от чего исходит аромат народного искусства, что врастает корнями в наше прошлое, в национальные традиции и обычаи. Не на последнем месте в этом перечне варежки да рукавицы.

Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран. Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.

В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления.
Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.




На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку - работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.
Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!


Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.


Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.


Русские цари надевали "перстатые рукавицы", .т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.
Первые известные науке перчатки найдены в гробнице Тутанхамона. Конечно, им было далеко до современных. Сначала перчатки шили в виде мешков, потом наподобие варежек, и, наконец, появились перчатки с пальцами. Жители Древнего Египта ими не пользовались, хотя и получали в дар от покоренных народов как знак вассальной зависимости. В Афинах же аристократы надевали перчатки, дабы не запачкать и не обжечь руки во время еды .

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение.
Постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.
Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце.


Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.


На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.
Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.