Происхождение и история брака и семьи. Эволюция российской семьи История становления семьи

Анастасия Иванова
Занятие «История возникновения семьи»

Тема : «История возникновения семьи »

Цель : познакомить воспитанников с историей возникновения семьи .

Задачи :

Дать представление о семье ;

Помочь осознать важность семьи для человека ;

Пополнить словарный запас воспитанников.

Оборудование : интерактивная доска, листы бумаги А4, фломастеры.

Вводная часть

Упражнение «Здравствуй, это Я»

Воспитанники ходят по комнате. Сначала ведущий предлагает им с теми, кого они встречают здороваться молча, посмотрев внимательно в глаза. После хлопка здороваются друг с другом громко, представив себе, что они давно не виделись.

Основная часть

Воспитатель : Тема нашего занятия «История возникновения семьи » . Ответьте мне на вопрос, что такое семья в вашем представлении? (ответы детей)

В большом энциклопедическом словаре мы можем найти ответ на этот вопрос : «Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

А в толковом словаре Ожегова С. И. Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества . Семейные отношения развивались от ничем неограниченных отношений между мужчинами и женщинами через групповой брак к парному браку.

На начальном этапе парный брак был весьма непрочным, так как муж продолжал жить в своём роду, а жена в своём. Позже жена стала переходить в род мужа и оставалась там.

С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины, как основного кормильца семьи резко возросло . Брак становился более прочным и со временем перешёл в единобрачный.

Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленна. Она являлась и производственной и потребительской единицей. Распад хозяйства, которое было экономической базой старой семьи , повлёк за собой исчезновение и самой этой семьи . Вместо неё стала складываться индивидуальная (брачная, супружеская) семья . Которая является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире . Она характеризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники : муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными.

Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичное воспитание детей вплоть до достижения ими зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.

Игра «Верно – неверно»

Воспитатель : «Я буду говорить вам фразы, а вы, если согласны со мной делайте хлопок рукам, а если не согласны сидите тихонечко.

Семья – это все мои друзья и знакомые?

Семья – это группа живущих вместе близких родственников?

Родители могут быть младше детей?

В семье осуществляется продолжение рода?

Семья – это я ?

Всем людям нужна семья ?

Воспитатель : Трудно переоценить значение семьи в жизни человека . Безусловно, семья в жизни каждого человека, это в первую очередь огромный источник энергии и душевного тепла.

Перед вами на интерактивной доске высказывания великих людей о важности семьи в жизни каждого человека. Внимательно прочитайте их и выберите то, которое вам понравилось и объясните почему.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье , но каждая семья в особенности в жизни общества является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. (А. С. Макаренко)

Семья ведь тоже созидается, а не даётся готовою и никаких прав, никаких обязанностей не даётся тут готовыми, а все они сами собой, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи . (М. Ф. Достоевский)

Семья (Оноре де Бальзак)

Семья – один из шедевров природы. (Д. Сантаяна)

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (Сухомлинский В. А.)

Заключительная часть

Игра : “Ассоциации”.

“Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову”.

Вопросы-задания могут быть такими :

Если семья – это постройка , то она…

Если семья – это цвет , то она…

Если семья – это музыка , то она…

Если семья – это геометрическая фигура, то она…

Если семья – это название фильма, то она…

Если семья – это настроение , то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

Подведение итогов воспитанниками

Что нового вы узнали на занятии ?

Что вам понравилось?

Что вам не понравилось?

Что на занятии запомнилось больше всего?

Подведение итогов воспитателем

Вы познакомились с историей возникновения семьи , высказывания великих людей помогли осознать важность семьи для человека . В будущем у каждого из вас будет семья . Семья- это место где каждый из нас получает поддержку и помощь, в семье должно быть тепло и радостно. Семья , которую каждый из вас хочет иметь должна быть основана на уважении, честности и доверии.

Знаете, как это сделать?

На следующих занятиях мы об этом поговорим.

Публикации по теме:

Беседа «История возникновения Кубани» Беседа: «История возникновения Кубани» МАДОУ детский сад№3 Воспитатель Огиенко Татьяна Сергеевна Беседа: «История возникновения Кубани».

Интегрированное занятие «История возникновения мебели» Тема: «История возникновения мебели» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия «История возникновения родного города» Цель: Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Конспект ННОД в подготовительной группе «История возникновения родного города» Программное содержание ННОД: Приоритетная ОО: «Познавательное развитие» Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.

Конспект НОД в старшей группе «История возникновения часов» Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - познакомить детей с историей возникновения часов;.

Исследовать институт семьи - его прошлое, настоящее и будущее.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ

1.1. Исторические формы брака

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей исторической науки. Современная реконструкция картины брачных отношений древнего человека не является абсолютно достоверной и в большинстве случаев остается лишь научной гипотезой.

Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов – пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

Первые социальные организмы возникали как пракоммуны. Процесс распределения пищи был непосредственно связан с ее потреблением – равный доступ к пище всех членов коллектива. Промискуитет привел к обузданию полового инстинкта, а уравнительное распределение, которое отсутствует у животных, подчиненных закону доминирования, подчинило пищевой инстинкт. Ведущей тенденцией развития стадного общества было развитие социальных начал. Первые люди в борьбе за существование выработали инстинктивную солидарность.

В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет – это одна из самых ранних форм организации.

Стабильность и постоянство человеческого стада способствовали созданию условий сохранности потомства в любое время года. Постепенно праматерь человеческая утратила сезонность размножения. Отсутствие сезонности, постоянство сексуальных связей привели к повышению энергетического потенциала человечества как основы общественных форм существования.

От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме - родовой. При родовом строе производственные и детопроизводственные отношения исключали друг друга.

Не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. Этнографический материал подтверждает, что брачные группы были связаны ритуальными встречами в определенных, освещенных обычаем местах. Скорее всего, эти встречи могли иметь форму оргаистических праздников, сопровождавшихся ритуальными играми и плясками.

При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови.

С переходом человечества к родовому строю темп исторического развития резко увеличился, что прежде всего выразилось в интенсивном развитии производительных сил.

Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.

Если в стадный период основным противоречием была борьба биологического и социального начал, то на этапе зрелой родовой организации стали противостоять друг другу родовые и семейные интересы. Победа семейных отношений привела к возникновению отцовского рода, который в отличие от материнского без индивидуальной семьи существовать не может. Парная семья становилась впервые в истории социально-экономическим союзом. На первых порах брак оставался союзом двух равных в экономическом и социальном отношении сторон. Как свидетельствуют этнографические данные, парный брак был еще тесно связан с групповыми формами брачных отношений. Один мужчина мог быть связан не с одной женщиной, а с несколькими одновременно, т. е. иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в браке с несколькими мужчинами.

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.

У всех народов земли древние сказания возвеличивают, всесильных матерей – владычиц земельных кладовых (Xoзяйка Медной горы), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, – общества социального неравенства, моногамной семьи – религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины. С этого времени все религиозные направления несут печать женоненавистничества. В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование "не пожелай жены ближнего своего" было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь – результат длительного исторического развития, она органически связана с процессом формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, все проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви – индивидуальность этого чувства, Любовь – индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального общества.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к ее трансформации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течение XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарнаясемья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной.

Типология семьи

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий проводит типологию по следующим признакам:

По детности: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

По составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

По типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

По семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

По типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

По особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

По социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

По степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

По характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

По состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений. В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Люди, вступившие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: исполнил условия контракта – волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте – высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго.

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История - очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой - моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап - это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу. Жить начинают не просто там, где придется, а выбирают места рядом с рекой. На высшей ступени орудия усложняются, создаются первые лук и стрелы, с помощью которых становится возможным охотиться на дичь.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними. Из домашних животных образуются стада, люди лучше питаются благодаря молочной пище.И уже на высшей ступени человечество входит на путь цивилизации, который начинается с применения медной руды для производства орудий и создания письма.

Третий этап - это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья - возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно. В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия - это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов. Аналоги таких отношений встречаются и в современном обществе. Яркий пример - семейные ритуальные празднования и встречи. Но обычно, секс здесь не доходит до окончательной стадии из-за принципов морали или других обстоятельств.

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи - пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же - не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна - поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии - так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент - теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода - мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной - начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи - мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция. Моногамные семьи в своей основе имели экономические аспект - общее имущество, что было важнее любви, можно сказать - это были браки по расчету. Появляется неравенство полов, мужчины подавляют женщин.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла - развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.

Научные основы возникновения и развития семьи были сформированы наиболее последовательно Льюсом Морганом (1818-1881 гг.) и неоспоримы до сегодняшнего дня. Первоначально была форма общественной жизни, где отсутствовали какие-либо семейные группы. Существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества - промискуитет. Далее различаются пять последовательных форм семьи, каждой из которой соответствует свой порядок брака.

1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между теми, кто принадлежал к одному поколению. Братья и сестры независимо от степени родства образовывали семью.

2. Пуналуальная семья основывалась на групповом браке, брачными партнерами являлась группа сестер из одного рода и группа братьев из одного рода. Семья становится экзогамной, формируется организация архаического типа - род. В его состав входят матери, их дети и потомки по женской линии, связанные кровным родством (матриархат).

3. Синдиасмическая или парная семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон. В этой семье становится известен биологический отец.

4. Патриархальная семья основывается на браке одного мужчины с несколькими женщинами (полигамный брак). Основа семьи - власть отца, мужчины, что связано с развитием скотоводства, земледелия.

5. Моногамная семья - брак вступает одна пара и на всю жизнь. Развитие аграрного общества приводит к тому, что производственные отношения существуют и развиваются через семью. В этом суть патриархальной семьи. Дети не только на содержании, но и работники в семье. Семья нуждалась в экономической поддержке детей в старости и заинтересована в передаче семейных ресурсов следующим поколениям. Преобладала многодетная крестьянская семья.

С развитием промышленного производства в семье происходят изменения. Семья из производственной ячейки становится потребительской. Рождение большего количества детей теряет свое экономическое значение. Снижение смертности и занятость женщин на производстве ослабляет нормы многодетности. Нормой становится малодетность. Современная семья характеризуется как супружеская, с ослаблением уз родства и родительства. Существуют различные классификации семей.

Подходы к семье

  1. Общественно-формационный (марксизм) – в патриархальном (или матриархальном) обществе, где возникает избыток продукта, устанавливается институт наследования собственности. Изначально – функция богатых (финансовое продолжение себя), затем, через надстройку возникает культура семьи (регуляция половых отношений, предсказуемость поведения). При коммунизме (бесклассовом обществе) такая необходимость отпадет.
  2. Культурно-исторический – изначально в рамках религии. Необходимость наследования племенных традиций + влияние биологических факторов способствует образованию табу на кровосмешение. Духовные союзы изначально групп людей, затем индивидов устанавливаются по примеру союзов племен. Поддержание воспроизводства определенных страт, ролей (вождь, шаман, воин). В современном обществе – духовное увековечение себя + традиции + государственное стимулирование.
  3. Экзистенциальный – изначально групповой брак после становления государства (перехода от общинного к общественному строю) обретает мозаичность, дифференцированность. Человек, рождаясь в общине, реализует себя в обществе. В силу ряда причин, формируемых в ходе общественной жизни, или их совокупности, человек устраивает собственную общину.
    1. обретения стабильного статуса и принятия решения остановиться в карьерном росте или избытка сил, не соответствующего темпу карьерного роста.
    2. упираясь в предел своих возможностей и возлагая свои несбывшиеся надежды на детей. Нужно быть чрезмерно талантливым, чтобы не почувствовать этого в обществе – сама природа общества ограничивает личность – ролевое общение, функционализм, давление норм, общественного ожидания и т.п. (В общине признают человека таким, какой он есть).
    3. попытке избавиться от экзистенциального одиночества и возлагая надежды на избавление от социальной отчужденности. Самая близкая к неподлинному браку.
    4. принимая вступление в брак как очередной этап самореализации (желая расстаться с родительской семьей) – «неподлинный» брак – не общинная, а общественная основа; незрелая личность, еще ребенок вступает в брак; брак как средство, а не цель
    5. Современное общество обречено на демографические кризисы (наряду с традиционным). В традиционном обществе значительное место занимают традиции + брак способствует укреплению статуса, оформлению полноценного члена общины (отдал долг, такой же как все)
  4. Психоаналитический – мужчина, под действием комплекса Эдипа, ищет прототип матери, женщина – отца + самореализация (Адлер – комплекс неполноценности). Не объясняет происхождения.

Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, важнейшая форма организации личного быта, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Брак - особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.

Супружество - личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами.

Семья - это основанная на супружеском союзе и родственных отношениях малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта (совместным проживанием и ведением совместного хозяйства).

Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители - дети), брачные отношения (муж - жена, супруги).

Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное А. Г. Харчевым: семьи - это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» .

  • 1. Полигамии (полигиния и полиандрия) (от грен, «поли» -много, «гамос » - брак, «гине» - женщина , «андрос» -мужчина) :
    • промискуитет (смешанность, всеобщность) - беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества;
    • эндогамия - добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;

экзогамия - социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. Важным фактором закрепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу на инцест (кровосмешение). Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно-историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологических механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами.

2. Моногамия.

Считается, что в первобытном человеческом обществе существовал промискуитет, т. е. имели место неупорядоченные половые отношения, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Идея об общности жен и беспорядочном половом общении, господствовавшая в первобытном состоянии человечества, не нова, однако абсолютно нерегулируемые половые отношения вряд ли существовали когда-либо.

Прямохождение и переход к мясной пище, которой всегда не хватало, должны были осложнить взаимоотношения в человеческом обществе, что неизбежно вело к дракам и убийствам. Об этом свидетельствуют находки черепов предлюдей, на которых имеются следы многочисленных переломов.

Возражения против промискуитета давали аргументацию для прояснения эволюции брачно-семейных отношений. Вайри полагал: «Если такая полная общность жен и имущества существовала когда- либо, то это было возможно только у народностей, живших, наподобие дикарей, дарами богатой, девственной природы, т. е. в очень ограниченном числе на большом пространстве земли. Если бы тогда существовала общность жен, какой мужчина захотел бы взять на себя заботы о ребенке, о котором он и, конечно, вполне основательно не мог бы с уверенностью сказать, что именно он его отец. А так как женщина была бы не в состоянии прокормить своего ребенка собственными силами, то род человеческий не мог бы существовать».

В истории человечества формы семьи были разнообразными.

Исторические типы семьи:

1. На заре человечества, когда человек еще стоял на одной ступеньке с животными, на основе промискуитета, а затем эндогамии его семьей была материнская (матриархальная) нраобщина или стадо (коммунальный, групповой брак). Это была группа кровных родственников по материнской линии, в которой не было устойчивых пар, и половые отношения были разрешены между любыми взрослыми ее членами по взаимной симпатии.

Группы женщин и мужчин жили рядом, ведя совместное хозяйство. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых господствовал «коммунальный брак». Каждый мужчина, принадлежавший небольшой группе, считал себя мужем всех женщин той же группы. Эти древние люди жили на одной территории, но отдельными мужскими и женскими группами.

Родство определялось по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства в такой ситуации затруднено. Дети находились в женской группе, и только повзрослев (чаще в 4-5 лет), мальчики переходили в группу к мужчинам. Такие половые отношения у первобытных народов, основанные на высоком положении женщин в общине, называют гетеризмом.

На этой стадии брачно-семейные отношения являлись матриархальными и полигамными (полигиния и полиандрия) (от дат. «поли» - много , «гамос» - брак, «гине» - женщина , «андрос» - мужчина). Матриархат как способ организации кровно-родственных отношений в этой ситуации был более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода.

Ведущая роль стала принадлежать женщине, т. е. наступил век матриархата.

Уже давно было замечено, что у многих народов в основу всех семейных прав кладется происхождение от матери, а не от отца. Сюда следует отнести право наследования племянника, т. е. право наследования брату матери, помимо его собственных детей. На основании этого и подобных фактов пришли к тому заключению, что сначала существовал так называемый матриархат, который проявлялся по существу в многофункциональности женщины, а не в ее главенстве .

Характерной особенностью матриархальной семьи было равноправие в ней мужчин и женщин. Основой этого равноправия являлся одинаковый ролевой статус в группе. Главным источником пропитания в то время было собирательство, которым в равной степени занимались и мужчины, и женщины.

2. На основе экзогамии возникла следующая форма брака - групповой матриархальный дуально-родовой брак. Община состояла из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных (фамилия) экзогамных родов или фратрий {от греч. фратос - брат). В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода и наоборот. Ведение хозяйственной деятельности и воспитание детей осуществлялось всем родом.

С появлением родов половые сношения были упорядочены, но считать это время наступлением брачных отношений было бы неверно. Половые отношения существуют и до брака и вне его; брак же несет в себе определенные права и обязанности, которые должны быть признаны обществом. Впервые такие обязанности возникли с появлением группового брака, представляющего собой союз двух родов, который обеспечивал половые отношения между ними. В условиях группового брака прежде всего возникали права и обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков.

Разновидностью такого брака являются пуналуальные браки в индейских племенах Северной Америки, где семьей считалась группа братьев с их женами или группа сестер с их мужьями. Половая связь между братьями и сестрами исключалась, родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно .

  • 3. Затем стали возникать так называемые парные семьи, пришедшие на смену групповой форме, которые образовывались лишь изредка между родами, так как постепенно ужесточался запрет на связи с кровными родственниками. Парный брак уже предполагал избирательность и длительность отношений между мужчиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступают лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Поэтому эти семьи все же были неустойчивы и легко распадались. Функции ведения хозяйства и воспитания детей также реализуются всем родом-субъектом, а не супружеской парой.
  • 4. С появлением охоты и производства орудий труда, требующих больших затрат физической силы, экономическая роль мужчины в семье все больше возрастала, а женщины соответственно уменьшалась. Теперь жизнь рода в большей степени стала зависеть от мужчин, поэтому род постепенно становился отцовским. Если в парной семье и мужчина, и женщина участвовали по мере своих возможностей в создании материальных и бытовых благ, то теперь женщина постепенно утрачивает свое положение, и муж захватывает бразды правления в свои руки. Так сформировалась патриархальная полигамная семья.

Накопленную и завоеванную собственность мужчина был заинтересован удерживать в руках кровных наследников. По мере развития этого процесса акцент постепенно был перенесен с общественного уклада жизни на семейно-индивидуальный. Таким образом, по своей сути патриархат связан с наследственным правом, т. е. с властью отца, а не мужа.

Задача женщины свелась к рождению детей, наследников отца, а значит, от нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет. Единственный «надежный» способ для мужчины получить в наследники своего собственного ребенка - жестко контролировать и ограничивать женщину. Вспомним варианты русских народных сказок, где женщина (девушка) находилась в высоком тереме, до которого на простом коне-то и не допрыгнешь - требовался, как правило, волшебный, да еще окружал женщину сонм нянек и мамок, в функции которых входило, кроме всего прочего, следить и приглядывать за своей подопечной. Отношения между полами перестали быть равноправными.

В этом смысле патриархальную полигамную семью следовало бы понимать как односторонне-парную семью: женщина к моногамии перешла (перевели), а мужчина - нет.

За несколько тысячелетий до новой эры в кодексе вавилонского царя Хаммурапи было закреплено неравенство супругов - кодекс признает моногамию, но разрешает мужу брать наложниц, а за неверность особо строго карает жену. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Не избежала их и Россия, где женщина была в полной зависимости от мужа, и эта зависимость закреплялась законодательством.

Распространившееся к тому времени рабовладение обусловило появление европейского понятия семьи - familia - это совокупность принадлежащих одному мужчине жен, детей и домашних рабов, в число которых входил и неограниченный штат наложниц. Приоритетом при заключении брака стал экономический интерес.

Истории известен и полиандрический (полиандрия - многомужество) тип семьи, «ядро» которой - женщина занимает более высокое положение, чем ее мужья. Полиандрия возникла, во-первых, вследствие пережитков матриархата, когда женщина выбирала себе мужа (или мужей) по своему вкусу; во-вторых, у некоторых народов были приняты огромные выкупы за невесту, вот и приходилось родителям нескольких братьев «покупать» им одну жену на всех;

в-третьих, значительное превышение числа.мужчин над количеством женщин в брачном возрасте.

Полигамия (многоженство) в настоящее время существует в ограниченном числе стран, в основном мусульманских, где религия регламентирует число жен в семье принципом - «иметь столько жен, сколько может прокормить муж». По законам шариата мусульманин может иметь не более 4 жен (количество наложниц не ограничивалось).

Полигамная форма брака существует в странах Востока по сей день и закреплена там законодательно.

5. Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи - полигамная (один муж - несколько жен) и моногамная (единобрачная: один муж - одна жена).

Надежность установления отцовства обеспечила стабильность брачных отношений. Кроме этого по мере развития земледелия, роста производительности труда, возникновения частной собственности и расширения меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Дальнейшее становление семьи происходит в направлении укрепления ее хозяйственной самостоятельности. Возможности родителей самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, цементируемых и общими хозяйственными интересами супругов, привели к возникновению моногамной (единобрачной) семьи.

Половой диморфизм обусловил усиление роли мужчины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Патриархат как форма организации родственных отношений по отцовской линии закономерно пришел на смену матриархальным отношениям, знаменуя поворот к установлению отношений неравенства супругов по типу доминирования - подчинения матери (жены) и главенства отца (мужа) в семье. Развитие отношений частной собственности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных отношений, наиболее точно отвечающей социальной организации общества.

С распространением христианской религии семья стала активно развиваться в направлении моногамности. Кроме все еще приоритетных экономических семью стали скреплять еще и духовнонравственные связи. Появился церковный брак, закрепляющий отношения одного мужчины для одной женщины, развод стал невозможен. Появилась новая форма - патриархальная моногамная семья, просуществовавшая вплоть до середины XX в. В те времена возникло так называемое рыцарское отношение к женщине, так как религия признала ее обладательницей такой же души, как у мужчины.

Однако отношения между полами продолжали быть неравноправными. Иллюстрацией этого может быть выдержка из российского Домостроя: «Если жена не слушается мужа, то он поучает ее плеткой, но лучше, если нет свидетелей, а наедине. И бьет не в лицо, а по уху и осторожно, чтобы кулаком не попасть в сердце, и лучше бьет не палкой и железным прутом... Лучше всего плеткой, это и больно, и действенно, и напугает, и полезно для здоровья» . Поговорка «Если муж жену не бьет, значит, не любит» из тех времен.

Даже и после феодализма семья продолжала жить по тем же законам. В традиционном обществе и по светским законам, и по религиозному писанию главой семьи являлся муж, а жена должна была ему во всем уступать. Так, в своде законов Российской империи в 1857 г. указывалось, что «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность».

Патриархальный тип семьи базируется на принципе жесткой половозрастной субординации. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования - подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, например, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа выбора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при определении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений.

Однако несмотря на малогуманность традиционной патриархальной семьи, она всегда была очень прочна.

Демократизация и научно-технический прогресс привели к кризису института патриархальной моногамной семьи. Начиная примерно с 30-х гг. XX в. происходит формирование нового демократического типа семьи с равноправными отношениями внутри нее.

6. Демократический нуклеарный брак.

Развитие научно-технического прогресса, урбанизация (массовый переход населения из деревень в города) и снижение роли религии в светской жизни стали основными причинами нового общемирового кризиса семьи. Бурное развитие городов за счет появления в них массового производства (заводов, фабрик, торговых корпораций и т. д.) вызвало к жизни явление, сменившее господствовавшую тысячелетиями аграрную цивилизацию на технократическую, -урбанизацию населения. Урбанизация обусловила появление нуклеарных семей, состоящих из одного-двух поколений. В малопоколенных семьях передача жизненного и воспитательного опыта затруднена.

Во всех странах уровень урбанизации следующим образом влияет на институт брака и семьи:

  • реже встречаются пространные (расширенные) семьи;
  • уменьшается численность детей в семье;
  • в современных городах резко возрастает свободный выбор партнера;
  • увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей;
  • снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами (эмансипация).

Более независимый городской образ жизни, оторванный от устойчивых семейных традиций деревни, а также технический прогресс сделали доступными для женщин многие исконно мужские профессии, требующие раньше большой физической силы. Поэтому женщины постепенно получили практически полную экономическую самостоятельность. Статус женщины в семье и обществе стал расти, мужчины - снижаться. Произошло размывание функций в семье, борьба за лидерство, конфликты по этим поводам. Сейчас отношения между полами снова стремятся к равноправию, т. е. демократизации семейных взаимоотношений.

Однако все чаше встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание моногамной семьи. Вероятно, большую роль здесь сыграла женщина. Если уж ее ограничивают, «привязывают» к домашнему очагу и только, по существу, передают в собственность мужа, за которым закрепляются роли кормильца, добытчика и наследователя, то пусть это будет «лю- бый» мужчина. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин.

Согласно традиционной точке зрения трансформация структуры и типа семьи происходит при переходе от феодального к буржуазному обществу и связана с индустриальной революцией, процессами миграции населения из сельской местности в города и возникновением индивидуального родительства как важнейшего канала социализации подрастающего поколения. Следствие этих процессов - переход от расширенных «многоядерных» патриархальных семейных групп к малым нуклеарным семьям. В ходе дальнейшей индустриализации и урбанизации происходит увеличение периода социализации нового поколения и утверждение за семьей статуса института первичной социализации. «Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX-XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности и достижения прогрессивного развития общества.

Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачносемейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные закономерные этапы ее эволюции:

  • почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
  • на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных отношений - полигамия;
  • постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину);
  • динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному, малопоколенному.

Критерии типологии современной семьи могут быть разнообразными: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характера взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную, функционально неполную, смешанную семьи.

Нуклеарная (ядерная) семья - это супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. Нуклеарная семья - типичный вид семьи XX в., сменивший патриархальную семью, включающую несколько поколений близких и дальних родственников, объединенных общностью территориальных и экономических интересов.

Расширенная нуклеарнаи семья - нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия), родственниками (сиблинги (братья и сестры) супругов, дяди и тети, т. е. сиблинги прародителей, и т. д.).

Неполная семья - семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Типичный вариант неполной семьи - это мать с ребенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль, роль «кормильца», и принимает участие в материальном обеспечении детей. Однако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то время как разведенный в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению, а его встречам с ребенком мать нередко чинит препятствия. Еще одним видом неполной семьи является «материнская семья», в состав которой входят мать и ребенок (дети), рожденные вне брака по сознательному намерению матери. Таким образом, наиболее типичный вариант неполной семьи - это вариант семьи без отца. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося ее члена должна быть включена в группу риска.

Функционально неполная семья - нуклеарная семья (полная по формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей, могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие. Люди определенных профессий, сопряженных с длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, проводники), вахтовым методом труда (нефтяники, строители, полярники), нестандартным и «рваным» временным графиком и высоким уровнем эмоциональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи «скорой помощи» и больниц, учителя), не всегда могут в полной мере реализовать себя в жизни семьи. Функционально неполная семья также должна быть отнесена к группе риска, а психологическая помощь ей направлена на разумное планирование функциональных обязанностей и поиск путей гармоничного сочетания самореализации личности в профессиональной деятельности и семье.

Смешанная семья - семья, в которой место одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т. д.

В зависимости от стажа супружеской жизни выделяют: семью молодоженов (семья «медового месяца»); молодую семью (от полугода-полутора лет до рождения детей); семью, ждущую ребенка; семью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного проживания); семью старшего супружеского возраста (10-20 лет супружеского стажа) и, наконец, пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоящем семейные роли бабушек и дедушек).

В зависимости от количества детей семьи подразделяются на бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.

Бездетными считают семьи, в которых в течение 8-10 лет после заключения брака при условии фертильного возраста супругов не появляется ребенок. Причинами отсутствия детей в семье могут быть как медико-биологические факторы, так и нежелание супругов иметь детей. Отметим, что в настоящее время преобладают социальные и психологические причины роста бездетных семей. Последние традиционно зачисляются в группу риска. Невозможность реализовать стремление к материнству и отцовству, незавершенность личностной идентичности нередко инициирует создание новой семьи тем супругом, для которого отсутствие детей является серьезной семейной проблемой. С другой стороны, высокий удельный вес разводов в бездетных семьях может быть вызван дисгармоничностью собственно супружеских отношений. В этом случае отказ иметь детей, напротив, является не причиной, а следствием трудностей отношений супругов.

Однодетные и малодегные семьи доминируют в демографическом раскладе современных российских семей, особенно городских.

Многодетной, соответственно, сегодня называют семью, имеющую трех и более детей. Многодетная семья является по статистике наиболее устойчивой к разводам.

По месту проживания выделяют городские, сельские семьи и семьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни, семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец, характером осуществления воспитательной функции. Например, семьи, проживающие в отдаленных районах, бывают вынуждены отправлять своих детей на учебу в школы-интернаты, что влечет за собой продолжительную разлуку с родителями и депривацию родительской заботы и протекции.

Критерий типа проживания позволяет выделить патрилокаль- ную, матрилокальную, неолокальную семьи, годвин-брак.

Патрилокальный тип семьи определяет место жительство жены в доме мужа после замужества.

Матрилокальный характеризуется проживанием семьи в доме жены.

В наше время наиболее распространенным является неолокаль- ный тип проживания, при котором нуклеарная семья стремится к отдельному от родителей и других родственников проживанию.

Сегодня все чаще стала встречаться еще одна форма проживания супругов - годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Такой тип брака получил название по имени одного из активных сторонников такой формы проживания-У. Годвина, утверждающего, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее полному личностному развитию каждого из них в силу различий их потребностей, интересов и склонностей.

В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.

Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских. Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи является жена).

Эгалитарная семья (равноправная, эквивалентная) - семья без главенства, с аморфной, неоформленной ролевой структурой, т. е. без четкого распределения ролей и обязанностей. Как правило, эгалитарная семья - это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический.

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.

По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить:

  • а) семью полной занятости, где в общественном производстве заняты оба супруга;
  • б) семью частичной занятости, где работает один из супругов, как правило, муж; семью пенсионеров, где оба супруга не работают,
  • в) и, наконец, так называемую двухкарьерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Такая семья представляет собой тип молодой семьи, обусловленный процессами изменения места женщины в производстве и социально-политической жизни общества.

Очевидно, что только карьерная мотивационная направленность еще не гарантирует возможности существования и функционирования двухкарьерной семьи. Необходимы следующие дополнительные условия:

  • наличие в семье эмоционально позитивных отношений любви, принятия, уважения и равноправия между супругами;
  • разделенная супругами общность ценностей, в том числе ценностей профессионального и карьерного роста;
  • особый вид профессий, прежде всего творческих (наука и искусство), позволяющих обеспечить, с одной стороны, наиболее полную самоактуализацию личности, а с другой - не стесненные жесткими временными рамками условия профессиональной деятельности (гибкий график работы, возможности использования выходных дней, работа дома);
  • отложенное по взаимному согласию супругов родительство, позволяющее обоим завершить профессиональное образование и реализовать первые карьерные планы;
  • наличие ресурсов функционирования и поддержки семьи (помощь прародителей - бабушек и дедушек - в воспитании детей, хорошее физическое здоровье и устойчивость к перегрузкам).

В зависимости от социальной однородности, т. е. от принадлежности супругов к одному или близкому социальному слою, общности образовательного и культурного ценза, близости профессий по интеллектуальной, аффективной, социальной «нагруженности», разделяют социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) семьи. Социально гетерогенные семьи менее устойчивы, супружеские отношения нередко строятся здесь по принципу доминирования - подчинения, нарушается взаимопонимание, достаточно высока конфликтность.

Критерий ценностной направленности семьи позволяет выделить такие типы семей, как детоценгристская и личностно- центристская, семья «потребления», психотерапевтическая («семья-отдушина», но А. Н. Обозовой ), семья «здорового образа жизни», семья «тщеславия», спортивно-походная (семья «бивуачного типа», но В. И. Зацепину ), «интеллектуальная».

Приоритетную ценность функционирования детоцентристской семьи составляет личность ребенка, воспитание детей, забота о них.

Личностно-центристская видит главное предназначение семьи в создании условий личностного роста и самореализации каждого из членов семьи; супружество рассматривается здесь в первую очередь как свободный духовный союз автономных личностей.

Семья «потребления», реализующая модус «иметь» (по

Э. Фромму), направлена на накопительство и создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения прагматических потребностей. Супружество здесь - партнерство, основанное на получении взаимной выгоды, когда каждый член семьи стремится «урвать» самый привлекательный кусок семейного пирога, пусть даже и за счет интересов других.

Психотерапевтическая семья высшей ценностью почитает взаимопонимание, эмоциональную поддержку, удовлетворение потребности в любви, привязанности и безопасности своих членов. Здесь каждый может быть уверен в том, что его выслушают, поймут и примут.

Семья «здорового образа жизни» концентрирует внимание на ценности здоровья, правильном режиме дня, питания, отдыха, чистоте и порядке, разумной и «здоровой» организации семейного быта.

Семья «тщеславия» ведет борьбу за социальной статус, престиж, продвижение по лестнице достижений, ложно понимаемого успеха и признания. «Быть лучшим», элитой, принятым в высших кругах - главная цель такой семьи. Если кто-то из членов семьи «не вписывается» в заданный стандарт успеха, то от него безжалостно избавляются. Например, развод может быть обусловлен стремлением мужа подобрать себе новую спутницу жизни, отвечающую его карьерным планам (с параметрами 90-60-90), а жена подбирает себе нового мужа в соответствии с новыми модными веяниями, касающимися рода занятий, внешности, принадлежности к определенному кругу (часто семья по типу: муж - олигарх, жена - модель).

В центре внимания спортивно-походной, бивуачной семьи интерес к новому, походы, путешествия, проведение досуга. Бытовая сторона семейной жизни неинтересна и незначима для такой семьи.

Для «интеллектуальной семьи» приоритетны интеллектуальные ценности - познание, образование, посещение музеев, чтение книг, обмен интеллектуальной информацией, поощрение увлечений и интересов членов семьи, стимулирующих умственный и творческий рост - интеллигентские семьи.

По наличию особых условий семейной жизни различают студенческие семьи (незавершенность решения задачи приобретения профессии и материальная зависимость от прародительской семьи) и дистантные.

Дистантные семьи отличаются тем, что в их жизнедеятельности длительное время отсутствует одно из важнейших условий семьи - совместное проживание. Образование дистантных семей связано с особым типом профессий и «вахтовым» методом труда. Дистантные семьи являются функционально неполными и образуют группу риска.

В зависимости от характера сексуальных отношений выделяют типы семей, выходящих за пределы принятого социокультурного стандарта: закрытую, открытую и гомосексуальную.

Закрытая семья - с моногамными гетеросексуальными отношениями супругов.

Открытая семья характеризуется открытыми границами в отношении возможностей установления сексуальных связей для обоих супругов. Такая семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна семейная функция - сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения. Свингерство, как обмен брачными партнерами в пределах объединения нескольких семей, на фоне укрепления социального престижа семьи и возрастания угрозы СПИДа в последнее время утрачивает свою популярность.

Гомосексуальная семья - это устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений. Возникновение и легализация таких семей связаны с либерализацией общества и ростом терпимости к гомосексуальному поведению. Одна их серьезных проблем гомосексуальной семьи - рождение и воспитание детей, в частности проблема адекватного объяснения ребенку, чем отличается его семья от остальных, необходимого для обеспечения принятия им такой формы брачных отношений и формирования традиционной полоролевой ориентации.

Альтернативными брачному союзу формами существовании являются одиночество, пробный брак, сожительство и гражданский брак.

Одиночество может выступать в двух формах - в форме осознанного одиночества (предпочтения личностью жизнедеятельности вне брачного союза) и в форме вынужденного одиночества. Известно, что чередование периодов активного межличностного общения и периодов уединения является необходимым условием функционирования человека. Однако в случаях осознанного одиночества речь идет о личностном выборе человека в контексте целей всего жизненного пути (или, во всяком случае, достаточно продолжительного его этапа), а не о кратковременном периоде. По мнению А. У. Хараша , осознанное и принятое одиночество характеризует направленность человека на самопознание и общение с самим собой как индивидуальным уникальным субъектом в условиях высокого уровня развития коммуникативной деятельности и умения общаться с самим собой как партнером.

Такое понимание смыкается с трактовкой одиночества в контексте проблемы осознания личностью своего подлинного Я в рамках гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир). В аналитической психологии (К. Г. Юнг) предпочтение человеком одиночества также связывается с процессом индивидуации личности и развитием самости. Таким образом, одной из причин предпочтения одиночества как модели жизни может стать фокусирование субъекта на задачах самопознания и саморазвития, когда коммуникация с самим собой и активная творческая деятельность становятся достаточным основанием для успешного их решения. В психоаналитическом подходе причины одиночества усматриваются в специфических чертах характера человека, низком уровне развития потребности в общении и установлении межличностных отношений, нереализованной потребности в близости (Э. Эриксон, С. Г. Салливен), выборе жизненной стратегии «движения от людей» (К. Хорни). В когнитивистском подходе в качестве причин осознанного одиночества выступают когнитивные модели, «оправдывающие» одиночество как предпочтительную форму жизнедеятельности либо препятствующие осознанию самого факта одиночества (теория каузальной атрибуции). Страх и социальная тревога, обусловленные негативным опытом отвержения и пренебрежения со стороны значимого социального окружения, непереработанный опыт «несчастной любви» также могут стать основой личного предпочтения одиночества браку .

Причинами вынужденного одиночества могут быть низкая коммуникативная компетентность личности, препятствующая установлению близких межличностных отношений; ограниченность социальных и межличностных связей (узость «рынка женихов и невест»); внешние ограничения и запреты на заключение брака с избранником; нарушения в развитии, эго-идентичности, приводящие к культивированию элитаризма, кастовости, изоляции и тенденции отвержения (Э. Эриксон); неадекватная и искаженная Я-концепция (К. Роджерс) .

Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака все большее распространение получают такие формы партнерства, как пробный брак, сожительство и гражданский брак.

Различия между пробным браком, сожительством и гражданским браком состоят, во-первых, в продолжительности и стабильности совместного проживания и, во-вторых, в характере социальной презентации отношений.

Функция пробного брака - ролевое экспериментирование, моделирование совместной семейной жизни, установление взаимопонимания и сотрудничества партнеров. Пробный брак сравнительно недолог: отношения либо прерываются, либо заключается официальный брак. Общественное отношение к пробным бракам положительное - в них усматривается возможность профилактики и предупреждения разводов как следствия недостаточно обдуманных браков. В Швеции добрачное сожительство приобретает статус признанного социального института. Нередко законный брак заключается после рождения ребенка, и даже второго.

Распространение в современном обществе сожительства, например в форме пробного брака, обусловлено социокультурными особенностями юношеского возраста и ранней молодости. Постиндустриальное общество характеризуется все большим разрывом между социокультурной зрелостью молодого человека в области «потребления», а также в социальных и сексуальных отношениях, с одной стороны, и экономической зрелостью, с другой. Увеличение продолжительности периода получения образования и отсрочка начала профессиональной деятельности обусловливают предпочтение молодыми людьми формы сожительства и отсрочки в принятии всей полноты ответственности за семью и воспитание детей.

В случае сожительства продолжительность совместного проживания может быть относительно невелика и сопровождаться неоднократными разъездами и воссоединениями, семейные роли в рамках сожительства недостаточно определены, ролевая структура аморфна, границы такой «семьи» расплывчаты и нечетки, пара публично признает отсутствие брачных обязательств. Вариантом такой формы сожительства является экстерриториальный союз, при котором партнеры не проживают совместно, а сходятся на определенный период, сохраняя стабильность избирательности своих отношений продолжительное время.

Гражданский брак характеризуется длительностью и стабильностью отношений, наличием достаточно структурированной ролевой системы; в значительном числе случаев пара, проживающая в гражданском браке, воспитывает детей, рожденных в этом союзе, границы которого достаточно определенны. Партнеры публично признают свои отношения, настаивая на осознанном предпочтении избранной ими формы союза.

Другой формой гражданского брака стала «семья-конкубинат» (М. Босанац) , в которой мужчина, находясь в официальном браке, параллельно сохраняет устойчивый параллельный союз с другой женщиной, чаще всего, имея в гражданском браке одного или нескольких детей. При этом он реализует всю полноту прав и обязанностей в обоих брачных союзах. Отметим, что достаточно часто обе партнерши осведомлены о наличии параллельной семьи .

В выполненном В.В. Кондратьевой под нашим руководством исследовании психологических особенностей внутрисемейных отношений в гражданском браке было показано, что в основе гражданского брака в большинстве случаев лежит психологическая неготовность партнеров принять в полной мере ответственность за семью. Главной причиной предпочтения такого брака партнеры считают взаимное доверие и уважение, которое, с их точки зрения, подвергается сомнению самим фактом юридического его оформления. В качестве других причин предпочтения гражданского брака респонденты указывают нежелание принятия обязательств, «пробный» характер такого союза («чтобы лучше понять друг друга» и т. д.), стремление к открытости отношений и возможность беспрепятственной смены партнера. Респонденты, состоящие в гражданском браке, не видят существенных различий ни в ролевой структуре семьи, ни в положении детей, ни в характере эмоциональной связи, считая гражданский брак эквивалентной формой семейного союза. В истории своих отношений респонденты выделяют добрачный, «романтичный» период и собственно период гражданского брака. Перспективы юридического оформления брака лицам, состоящим в гражданском браке, часто представляются маловероятными.

Домострой. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в.М„ 1985. С. 85-93. Там же.

  • Там же.
  • Там же.