В общепринятом понимании, основанном на законодательно установленных возрастных границах, молодежь – это юноши и девушки в возрасте от 14 до 30 лет. Вместе с тем, несмотря на объединение в одно понятие, эта специфическая группа населения неоднородна по своему составу, наблюдается значительная дифференциация отдельных групп молодежи практически по всем социальным показателям, в том числе с точки зрения их трудового поведения. Особой спецификой обладают молодые люди, впервые вступающие в трудовую жизнь.
Одной из устойчивых тенденций развития современного рынка труда является сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже полученной профессией (специальностью), и одновременное увеличение численности тех, кто пытается трудоустроиться, не имея не только профессионального, но, зачастую, и общего образования.
Как показывают социологические исследования, на определенном этапе социализации возникает противоречие во влиянии двух разных по сути институтов социализации на поведение молодых людей, а именно: «семьи», преимущественно позитивно оценивающей выбор молодого человека работать в силу экономических причин, и «системы образования», привлекающей перспективой получения профессии. Несмотря на объективное стремление молодых людей к получению квалификации, профессионального образования, понимание его значимости, высокая ставка дисконтирования подростков в силу их возраста и позитивного отношения института «семьи» к трудовой деятельности молодых людей зачастую демотивирует их учиться в целях получения профессионального образования. Необходимость получения образования все же есть, но определяется она атрибутивной значимостью, то есть получением диплома, установлением деловых связей и т.д. Такая необходимость в образовании возникает в поведенческих установках молодежи несколько позже, наличие данного дополнительного атрибута – диплома – важно для повышения социального статуса молодых людей в процессе дальнейшей трудовой социализации. Сложившаяся ситуация современной ускоренной социализации подростков сложилась в силу значительных социально-экономических трансформаций общества последних лет, сопровождающихся частичной материализацией системы ценностей молодежи.
Имеющее место противоречие во влиянии двух институтов социализации на поведение молодых людей проявляется на практике далеко не однозначно. Наличие факторов взаимовлияния образовательной и трудовой социализации можно определить, через стремление молодых людей получить в будущем интересную и высокооплачиваемую работу. Молодые люди понимают, что образование необходимо, но насколько глубокое и в каких формах, для них до определенного времени остается не осмысленным фактом. При этом активность по отношению к включенности в трудовую деятельность поддерживается необходимостью иметь собственные деньги, в том числе на оплату образовательных услуг.
Таким образом, в процессе социализации молодежи образование играет значимую роль, но степень его влияния во многом определяется ценностными установками, сформированными в семье, как агенте социализации прямого воздействия. Молодые люди, преследуя одну из целей успешной жизни – «иметь интересную, высокооплачиваемую работу», осознают необходимость образования для ее достижения, скорее как необходимого, а не достаточного фактора, тем самым определяя образование как атрибутивный фактор своей трудовой социализации.
По мере социализации в рамках высшего учебного заведения ценностные ориентации студентов имеют тенденцию изменения, хотя значимость самого учебного заведения профессионального образования как агента социализации в этом процессе крайне мала. В поисках самого себя студенты отталкиваются от ценностных ориентаций, привитых семьей – базовым институтом социализации, и как показывают исследования, влияющим на молодых людей в течение очень длительного времени, пытаясь проецировать полученные ценности на свою собственную жизнь. Однако, не менее значимой, сформированной в процессе вторичной социализации является ценность материального благополучия, для реализации которой, как представляют сами молодые люди, образование (диплом) играет не последнюю роль.
Характерной особенностью современного рынка труда и сферы занятости населения, влияющей на трудовую социализацию молодежи, является расхождение представлений работодателя с реальными характеристиками молодых специалистов, сочетающееся с далеко не всегда обоснованными представлениями молодежи о путях социальной и профессиональной адаптации при вступлении в трудовую жизнь. Это проявляется, прежде всего, в выборе молодым человеком профессии, а в последующем – в определении перспектив собственного трудоустройства по данной специальности. В настоящее время в России вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства. Практика показывает, что выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе.
Первостепенная задача учреждений профессионального образования – максимально помочь будущему молодому специалисту уже в процессе обучения сформировать ясное представление о востребованности и конкурентных преимуществах получаемой профессии.
Литература:
- Гневашева В.А. Социально-экономическая значимость образования в развитии современного общества.– М.: МосГУ,2010. – 188 с.
- Руденко Т.Т., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда (http://sbiblio.com/biblio/archive/rudenko_rynoktruda/)
Образование - составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаментенаучения , которое происходит в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения заключается в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьмикультуры , т.е. правил поведения, мышления, знаний и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколе-нию 1 .
Цель образования - внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) обучающихся. В образовании объединяются обучение ивоспитание , обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.
Развитие личности происходит в процессе непрерывного образования (дошкольное, общее, профессиональное и последипломное). Цель непрерывного образования - становление и развитие личности как в периоды как ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
Повышение уровня образования определяется социально-политическими, экономическими и культурными условиями общества. Наиболее тесна взаимосвязь образования и культуры. Индустриальное общество существенно обогатило культуру, расширило ее границы. Производство материальных ценностей стало частью культуры. Промышленная революция привела к возникновению практико-ориентированного образования. Постепенно на первый план вышли два вида образования: общее, направленное на освоение социокультурных технологий и воспитание личности, и функциональное, ориентированное на освоение индустриальных технологий и становление работника. Оба вида оформились в начале ХХ в. как общее и производственное образование. Последнее постепенно трансформировалось в профессиональное образование.
В конце ХХ-начале XXI столетия происходит переход к постиндустриальному обществу. Развитие информационных технологий, появление мультимедиальных средств отражения реальной и ирреальной действительности, широкое распространение психо-
1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М.Бим-Бада. - М., 2002.
технологий серьезно изменят культуру, утвердят новую цивилизацию. Образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное, совокупное личностно-развивающее. Основанием для такого предположения служат следующие тенденции развития современного образования :
Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных образовательных учреждений, объединяющих гимназию (лицей), колледж, университет (возможны также другие варианты преемственных уровней общего и профессионального образования).
В образование широко внедряются информационные технологии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Их применение существенно изменяет традиционное когнитивно ориентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования значительно расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых.
Происходит переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению 1 . Эти формы обучения предполагают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию.
Взаимодействие педагога и обучаемого изменяется, приобретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становятся равноправными субъектами образовательного процесса.
Постепенный переход от преемственности всех уровней образования к целостному совокупно-интегрированному образованию предполагает совместную ответственность за процесс и результат образования, предусматривает способность к самоопределению - действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образовательных и профессиональных ситуациях.
Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обусловливают принципы его реформирования в начале ХХI столетия.
Основные принципы развития образования :
– смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становление личности обусловливает принципиально новые организацию, содержание образования и технологии обучения;
1 См.: Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.
– целью образования провозглашается формирование компе-тентностей, компетенций и социально значимых качеств обучаемого как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации;
– дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в самореализации;
– обеспечивается преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориентацией на целостное образование. Ядром реализации этого принципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, которая станет фактором междисциплинарной интеграции содержания и технологий обучения;
– адекватность уровней образования и культуры обеспечивается вариативным, личностно-развивающим характером содержания образования и технологиями обучения.
В материалах по проблемам модернизации образования определены следующие приоритеты образования :
– развитие новых стандартов образования, тематическим ядром которых станут ключевые компетентности, ключевые компетенции, социально значимые и метапрофессиональные качества обучаемых. Провозглашенный компетентностный подход станет основой проектирования нового содержания образования и поиска новых образовательных технологий;
– формирование межкультурной компетенции, которое должно стать основой толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несовместимости;
– обеспечение непрерывного образования в течение всей жизни человека путем формирования познавательных компетенций;
– воспитание социальной компетенции - развитие способности к кооперантной деятельности, формирование умения жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе, умения предупреждать конфликты и др.;
– инициирование самоактуализации и самоопределения обучающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности.
Образование как процесс осуществляется в обучении и учении, которые образуют единство. Обучение - это целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др. Реализуется обучение в педагогической деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, инструктора.
Способность обучаемого к присвоению социокультурного опыта называется обучаемостью, а результат процесса обучения - обу-ченностью.
Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фиксируется в форме стандарта. Современные стандарты образования определяют содержание и объем знаний и умений, включают требования к качествам человека, которые должны быть сформированы при изучении данного учебного предмета. В целом стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения.
Второй составляющей результата образования является образованность человека: уровень его подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт. Образованность может быть как общей, так и социально-профессиональной.
Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, повышает его социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Существуют две трактовки образования:
– образование как передача и освоение социокультурного опыта , реализуемое посредством технологий, обеспечивающих достижение эталонных результатов обучения (знания, умения и навыки), осуществляемых на основе специально переработанного содержания и критериального контроля;
– образование как непрерывный процесс развития человека от рождения до старости, реализуемое с помощью технологий, обеспечивающих формирование и развитие компетентностей, компетенций, социально и профессионально значимых качеств, оценка которых осуществляется на основе критериального мониторинга.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в теории и практике представлены три парадиг-мы 1 профессионального образования: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированная. Рассмотрим их возможности в профессиональном образовании.
В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: поста-
1 Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе.
новка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения - осуществляется как квазиисследовательская деятельность. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей, а также к накоплению опыта смысловых, ценностных и эмоциональных оценок поведения других людей и своего собственного.
Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки и практики, учебный материал - как дидактически «препарированные» научные и технологические знания.
Образование понимается как трансляция социокультурного опыта новому поколению. Главное - информационное обеспечение личности, а не ее развитие, оказывающееся «побочным продуктом» реализующейся учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. Педагогические концепции этой парадигмы: традиционная, академическая, репродуктивная и т.п.
С идеологической, управленческой и экономической точек зрения это наиболее эффективный и предпочитаемый подход. С психолого-педагогической точки зрения это «личностно отчужденное образование» (М.М.Поташник).
Деятельностно ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность. Ориентирующую роль в этой парадигме выполняет социальный заказ общества на образование. Являясь частью социальной практики, образование, особенно профессиональное, должно «помнить» о своем месте в политическом, социокультурном и экономическом развитии общества. Целевая установка образования в рамках дея-тельностно ориентированной парадигмы формулируется однозначно: образование по своей функции является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, а также обобщенных способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Деятельностно ориентированная парадигма нашла свое отражение в концепции развития начального профессионального образования.
Применение деятельностно ориентированной модели образования оправданно при изучении профессиональных, специальных дисциплин и, конечно, в процессе производственного обучения и производственных практик. Эта парадигма в наибольшей мере ориентирована на подготовку учащихся в системе начального профессионального образования.
Когнитивно и деятельностно ориентированные парадигмы нацелены в основном на достижения качества образования, пони-
маемого как обученность и социально-профессиональная подготовленность.
Центральным звеном личностно ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых.
Эта парадигма образования в наибольшей степени адекватна философии открытого образования. Она предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие и самоактуализацию личности. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, образование по сути своей должно быть вариативным, предоставлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов.
Личностно ориентированное образование основывается на следующих принципиальных положениях:
– признается приоритет индивидуальности, самоценности учащегося, который изначально является субъектом профессионального процесса;
– технологии профессионального образования на всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;
– профессиональное образование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, производственной и кооперативной деятельности;
– действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды;
– личностно ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Критериальная база личностно ориентированного обучения строится на отслеживании сформированных психологических новообразований: ценностных ориентаций, психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, социально значимых качеств и способностей. Психолого-педагогические преимущества личностно ориентированного образования бесспорны. Но в современных политических и социально-экономических условиях оно не может быть реализовано в полном объеме. К факторам, сдерживающим его внедрение в образовательную практику, относится прежде всего государственная политика в сфере образования - ориентация на обученность и планируемые результаты, определяемые образовательными стандартами. Следует также иметь в виду ожидания
субъектов образования, которые хотят видеть его осязаемые, очевидные результаты (поступление в вуз, профессиональная подготовленность и как следствие трудоустройство, наконец, просто образованность).
Внедрение личностно ориентированного образования во многом затруднено его непроработанностью на инструментально-технологическом уровне: содержание образования должно строиться на основе субъективного опыта обучаемых, но как проектировать такое содержание обучения, неизвестно; ориентация на цели-векторы образования (обучаемость, социализация, самоопределение, самоактуализация, саморегуляция, развитие индивидуальности) также технологически не обеспечена.
Не решена проблема критериев и измерителей результативности личностно ориентированного обучения. Педагогический мониторинг используется лишь в образовательной практике и уступает по своей инновационной доступности технократической оценке знаний, умений и навыков (особенно в связи с широким распространением дидактических тестов) в других образовательных парадигмах.
Таким образом, личностно ориентированное образование с государственно-управленческой позиции крайне сложно и дорого, с педагогической - технологически не обеспечено.
Чтобы определить возможности каждой из парадигм образования в профессиональной подготовке учащихся, проведем их сравнительный анализ по основным классификационным признакам 1 (табл. 29).
Все рассмотренные парадигмы образования в настоящее время востребованы профессиональной школой. Их выбор определяется учебной профессией и специальностью, содержанием учебной дисциплины, профессионально обусловленным опытом педагога.
Инновационные компоненты рассмотренных образовательных парадигм - ключевые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональнные качества. Их реализация потребует разработки нового содержания профессионального образования и введения новых государственных стандартов, ориентированных не на исходные программные материалы, а на результаты образования, включающие данные ключевые компоненты. Развитие этих многомерных социально-психологических и профессионально-педагогических образований также вызовет необходимость создания новых технологий и средств обучения, воспитания и развития, иной организации учебно-профессионального пространства.
1 См.: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. - С. 25-31.
Jj Таблица 29
Классификационные параметры основных парадигм образования
Параметры |
Парадигма |
||
когнитивно ориентированная |
личностно ориентированная |
||
Целевые ориентации |
Формирование знаний, умений и навыков, основ научного мировоззрения, всестороннее развитие учащихся, социально-нравственное воспитание обучаемых |
Формирование знаний, умений и навыков, обобщенных способов умственных и практических действий, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (социальной, трудовой, художественно-прикладной) деятельности человека |
Становление и развитие личности обучаемого, его познавательных способностей, формирование обобщенных, универсальных знаний и способов учебных действий, опора на субъективный опыт обучаемого. Психологическое сопровождение образования и помощь в самоопределении и самореализации личности |
Психологическая теория (концепция) обучения |
В основе лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, опирающаяся на когнитивную психологию. Тематическим ядром является положение о том, что обучение определяет психическое развитие учащегося. Индивидуальный подход заключается в приспособлении учебного материала (содержания обучения) к индивидуально-психологическим особенностям |
Опирается на представление о структуре целостной деятельности (мотивы - цели - условия-действия) и теорию планомерного формирования умственных и практических действий. Акцент на обучен-ности учащихся - уровне сформированности знаний, умений и навыков. Психическое развитие рассматривается как условие подготовлен- |
Базируется на теории развивающего обучения, основывающейся на признании диалектической взаимосвязи обучения и развития: обучение опережает психическое развитие, развитие определяет успешность обучения. Концептуальным ядро - положение о развитии обобщенных способов учебных действий и само-регулируемом учении. Индивидуальный подход означает учет потенциальных возможностей учащихся при |
учащихся. Учащийся - объект педагогического воздействия |
ности учащегося. Индиви дуальный подход выражается в том, что каждому обучающемуся предоставляется возможность продвигаться в учении в наиболее благоприятном для него темпе, с учетом его познавательных и профессиональных способностей. Учащийся - субъект управления с помощью дидактических средств: направляющих текстов, технологических карт, программированного учебника, юнитов и др. |
определении содержания обучения |
|
Принципы обучения |
Научность, систематичность, доступность, прочность, сознательность, активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей |
Ориентация на развитие дея-тельностных структур, приоритет дидактики и методики, сочетание индивидуальной работы с групповыми формами, учение в индивидуальном темпе и стиле, адаптация дидактических средств к познавательным возможностям учащихся, обеспечение обратной связи |
Приоритет индивидуальности личности, гуманизация и демократизация педагогических отношений, максимальный учет субъективного опыта обучаемых |
Продолжение табл. 29
Парадигма
Параметры |
когнитивно ориентированная |
деятельностно ориентированная |
личностно ориентированная |
Характерны блочно-модульная компоновка содержания обучения и адаптация его к индивидуально-профессиональным особенностям различных групп обучающихся. Образовательные программы четко ориентированы на конкретный вид и уровень деятельности |
Содержание обучения главным образом направлено на формирование личностно значимых способов учебно-профессиональной деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся. Образовательные программы отражают не только знаниевый компонент, но и психологическое содержание основных сфер человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), а также личностные особенности обучающихся |
||
Тематическое ядро образовательной парадигмы |
Ключевые компетентности - совокупность знаний по учебные предметам, а также умений по выполнению дидактически ориентированных заданий. Ключевые компетентности надпредмет-ны, т.е. включают также умствен ные процессы, интеллектуальные умения и жизненный опыт |
Ключевые компетенции - [ общая способность личности мобилизовывать в деятельности свои знания и умения, а также обобщенные способы выполнения действий. - Ключевые компетенции имеют экстрафункциональный характер, включают деятель-ностные знания, умения и способности, необходимые |
Метапрофессиональные качества - общепредметные и общепрофессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества, обеспечивающие успешное освоение новых видов деятельности, социально-профессиональную мобильность и динамичность. Метапрофессиональные качества многомерны, так как включают знания, умения, навыки, субъективный опыт, социально- |
для успешной адаптации и выполнения разнообразных взаимосвязанных видов деятельности |
профессиональные качества |
||
Технологии обучения |
Доминируют объяснительно-иллюстративные методы обучения. Широко используются способы активизации познавательной дея тельности. Преобладающий стил взаимодействия педагогов с обучающимися - авторитарный |
Доминируют информационные (дидактоцентрические) технологии обучения, осно-- ванные на концепции инте-> риоризации, характеризую щей переход внешних действий в умственные. Главное - формирование системы умственных и практических действий. Преобладающий стиль взаимоотношений педагогов с учащимися - адаптивный |
Доминируют антропоцентрические технологии обучения, основанные на теориях развивающего и проблемного обучения. Акцент делается на формировании обобщенных способов учебно-профессиональной деятельности и организации саморегулируемого учения. Преобладающий стиль взаимоотношений педагогов с учащимися - гуманно-личностный |
Критерии оценки результатов учения |
Количественная пятибалльная оценка знаний, умений и навыков по учебным предметам. Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля, объективность, гласность. Отметка служит средством принуждения, психологического давления на учащегося. Итоговый анализ учебно-профес |
Сочетание поэтапного контроля знаний, умений и навыков на зачетах и экзаменах, проводимых в форме испытаний: собеседования, тестирования, самоятельной работы, программированного опроса и т.д. Компьютерное тестирование уровня обучен-ности дополняется диагнос-- тикой психического развития |
Отслеживание (мониторинг) развития основных подструктур личности: направленности, компетентности (обученности), познавательных способностей, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств. Важное значение придается самоконтролю и самооценке, которые становятся психологической основой рефлексии учебно-профессионального развития личности |
Окончание табл. 29
Парадигма
Механизмом стимулирования инновационных поисков путей реализации новой стратегии образования может стать технология оценки деятельности образовательного учреждения при его аттестации и аккредитации.
Внедрение в практику работы профессиональной школы инновационных подходов позволит существенно улучшить качество образования, повысить его экономическую эффективность, обеспечить социально-профессиональную защищенность личности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
на тему «Социализация как фактор развития личности»
вариант № 22
Студент ___________________________
(фамилия, имя, отчество)
факультет ________________________________
специальность _________________
курс 3 группа
зач. книжка № ___________________
Преподаватель _________________________________
(звание, степень, фамилия, имя, отчество)
Челябинск – 2009 г.
Введение. ……………………………………………………….....3
1. Социализация как фактор развития личности
1.1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности……………...4
1.2. Стадии, способы и средства социализации личности………………..8
1.3. Творческое исследование: почему социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? ................................................11
Заключение……………………………………………………………………...14
Литература………………………………………………………………………15
Введение
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Поэтому рассмотрение данной темы носит актуальный характер.
Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются на протяжении всей жизни.
Процесс становления личности называют социализацией. Это крайне важный процесс, так как социализация представляет собой усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит.
Цель работы состоит в рассмотрении социализации как фактора развития личности, в раскрытии того, как социальная среда влияет на формирование и развитие личности, какие стадии, способы и средства социализации личности существуют.
1.1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности
Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.
Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и др.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Примером, подтверждающим это, является знаменитое произведение Р. Киплинга «Маугли». Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и др. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.
Личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации.
Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности;
2) процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Социализация – это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность.
1.2. Стадии, способы и средства социализации личности
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
¨ сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
¨ изменение себя, «стать как все»;
¨ конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Передача индивидам наследия культуры, установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности главным образом является основной функцией социальных институтов. Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей. Социальные институты являются основными структурными элементами общества. Они включают в свой состав систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей.
Агентами социализации называют институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди, окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации в современном обществе активно включаются средства массовой информации. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 18 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. В зрелом возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности.
Значительную роль в социализации играет образование. Образовательные учреждения являются агентами социализации. Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценке существующих знаний.
Одним из механизмов социализации является идентификация. Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами, действия людей во многом определяются их самооценкой и групповым членством.
1.3. Творческое исследование: почему социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка?
Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?
Социализация – процесс становления личности, усвоение индивидом знаний, норм, верований, идеалов и ценностей, то есть культуры общества, к которому он принадлежит, а также усвоение индивидом социального опыта.
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и, кроме того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности.
Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека, проходя ряд стадий (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия).
Обучение и воспитание ребенка – это и есть первичная стадия социализации. Здесь главными агентами социализации выступают родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. Именно в этот период у человека закладываются отношения к обществу, к окружающему миру и к жизни в целом. Родители передают детям знания, ценности, нормы, необходимые для исполнения различных социальных ролей. Стоит отметить, что вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. И социализация, и воспитание включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности. Процессы воспитания и социализации неразрывно соединены точно так же, как и процессы обучения и социализации. Воспитание и обучение - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, то есть когда взаимодействуют два или более индивида.
Ребенок социализируется, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.
Поэтому оба процесса – обучение и воспитание – являются неотъемлемой основой в развитии ребенка. Но этой основы, данной ребенку его родителями, недостаточно для того, чтобы он стал личностью. Процесс получения знаний, ценностей, определенных правил поведения длится в течение всей жизни человека и не останавливается только на первичной стадии социализации. Ребенок вырастает, меняется и расширяется его окружение, появляются новые друзья, он выполняет определенные социальные роли, занимает определенные социальные статусы в той или иной социальной группе, где ему первоначально необходимо адаптироваться к социальной среде, ведь в каждой социальной группе есть свои «правила». И вот ребенок уже взрослый человек. Он получает образование, с помощью которого усваивает уже новые знания, ценности, нормы и другие элементы социального опыта. И так до пожилого возраста, в котором происходит большой вклад в воспроизводство социального опыта. На протяжении всей жизни происходит усвоение, «впитывание» человеком выработанных обществом и различными группами норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов, образцов поведения, форм и способов общения.
Социализация основана на передаче социального (культурного) опыта от одного поколения другому и его усвоении. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить самое себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.
Социализация – это начавшийся в младенчестве и продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Поэтому удлинить или сократить процесс социализации нельзя. Он продолжается всю жизнь. Ученые, исследуя проблему смены поколений, заметили, что преемственность поколений, передача социального опыта происходит на протяжении всего исторического времени. Но существует особенность в том, что она избирательна. Одни знания, нормы, ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а другие в процессе исторического развития отвергаются или изменяются.
Заключение
Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
Процесс становления и формирования личности называют социализацией. Это важный процесс, так как социализация представляет собой процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным ролям, и формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность. Довольно большое влияние на формирование и развитие личности оказывает социальная среда, а именно все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.
В работе были раскрыты две стороны процесса формирования личности: внутренняя и внешняя, был рассмотрен факт, что личность является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания, самореализации. А также были выделены стадии социализации (первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия, послетрудовая стадия), даны определения понятий «социальные институты», «агенты социализации» и рассмотрено их влияние на развитие личности. В результате собственного исследования был получен вывод о том, что социализация – это непрерывный процесс, который не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка, и который нельзя удлинить или сократить, так как он продолжается всю жизнь.
Литература
1. Двигалева А.А. Социология: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2005. – 496 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Словарь: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 365 с.
3. Салыгин Е.Н. Социология: Человек и общество. Учебник для вузов. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 272 с.
4. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
5. Социология: проблемы духовной жизни: учебное пособие по курсу социологии для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. проф. Л.Н. Когана – Челябинск, 1992. – 263 с.
Салыгин Е.Н. Социология: Человек и общество. Учебник для вузов. – М.: Вентана-Графф, 2001. – с.34
Двигалева А.А. Социология: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2005. – с. 104
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное
бюджетное учреждение
высшего профессионального
образования
Национальный
исследовательский университет
Высшая школа
экономики
Факультет социологии
Эссе
по дисциплине
«Социологическая
теория»
на тему
«Обучение в вузе как процесс социализации»
Выполнила студентка
1 курса 132 группы
Михайлова Инна
Москва
2012
Аннотация:
В эссе рассмотрена проблема социализации
учащегося высшего учебного заведения,
как одного из важнейших этапов жизни
человека. Мною приведена основная теоретическая
информация по данной теме, подробно рассмотрены
основные факторы, влияющие на процесс
социализации студентов, отмечена тенденция
либерализации обучения и её влияние на
отношение учащихся к ответственности.
Также определено значение периода обучения
в вузе, дана итоговая оценка всему процессу
в целом.
Учёба в Вузе является, несомненно,
одним из самых важных этапов в жизни человека.
Получение высшего образования открывает
перед молодыми людьми множество возможностей,
ведь благодаря полученным в университете
знаниям и навыкам они становятся специалистами
в своей области. Престижность диплома
о высшем образовании сложно переоценить,
поэтому современная молодёжь так стремится
поступить в университет, к сожалению,
не всегда задумываясь, действительно
ли им это нужно. Отсюда рост количества
неэффективных вузов и неквалифицированных
кадров. Только ли перспектива получения
диплома притягивает молодых людей? Так
называемая «студенческая пора», о которой
с ностальгией отзываются родители и учителя,
является одним из ключевых факторов в
принятии решения о поступлении в вуз.
Это понятие окружено некоторым ореолом
романтики и таинственности. Новые знакомые,
друзья, преподаватели, иногда жизнь в
общежитии, в другом городе – возможность
проверить свою самостоятельность и приспособленность
к взрослой жизни.
Большинство первокурсников не до конца
уверено относительно выбора университета
и направления, они не знают, в
какой области им хотелось бы построить
карьеру, система ценностей их не
сформирована окончательно. Задача университета
- выпустить уверенных в себе молодых
специалистов, обладающих всеми навыками,
необходимыми для построения успешной
карьеры в конкретной профессиональной
области. Таким образом, мы можем сказать,
что период обучения в вузе должен стать
переходной стадией между юностью и взрослой
жизнью.
Именно такой представляется ситуация
с поступлением абитуриентам и их
родителям. С точки зрения социологии,
обучение в вузе – это один из этапов
процесса социализации. Чтобы понять,
что именно происходит на этом этапе и
определить степень значимости этой стадии
жизни человека, следует для начала разобраться,
что представляет процесс социализации
в целом, что было на предыдущих ступенях.
Итак, что является решающим фактором
в развитии человека? Разумеется, связи
с другими людьми, причём начиная с самого
раннего возраста. Без наличия длительных
контактов, ребёнок не сможет перенять
навыков необходимых, для функционирования
в обществе, то есть останется существом
исключительно биологическим. Однако
недостаточно просто перенять те самые
навыки, нужно уметь их воспроизвести,
лишь тогда можно говорить о том, что данный
индивид является полноценным членом
общества. То есть речь идёт не только
о воздействии социальной среды на человека,
но и его взаимодействии с нею. Определение,
учитывающее оба этих аспекта, дано Андреевой
Г. М.: «Социализация – это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной стороны,
усвоение индивидом социального опыта
путём вхождения в социальную среду, систему
социальных связей, а с другой стороны,
процесс активного воспроизводства индивидом
системы социальных связей за счёт его
активной деятельности, активного включения
в социальную среду.» 1
Основой для всего процесса является первичная социализация, в которой
главную роль играет семья. Родители передают
своему ребёнку ценности, нормы поведения
в обществе, свои позиции и взгляд на мир.
Не имея возможности сформировать собственное
отношение к окружающей обстановке, ребёнок
впитывает те, что прививают ему родители.
Эти установки в последствие играют огромную
роль в системе его взглядов.
Итак, социализация
ребёнка обеспечивается длительными
контактами и связями с другими
людьми. Развитие ребёнка представляет
собою процесс формирования различных
убеждений и установок, одним из которых
является восприятие себя как личности,
возникновение самосознания. В различных теориях развития ребёнка данный
аспект рассматривается по-разному. Психолог
и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд
выделяет этапы развития в зависимости
от того, каким образом дети контролируют
свои влечения. Теория символического
интеракционизма Джорджа Герберта Мида,
американского философа и социолога, связана
с тем, как ребёнок учится использовать
понятия «I» и «Me», то есть основную роль
играет появление чувства собственного
«я». Швейцарский учёный Жан Пиаже в центр
ставит вопрос о том, как дети учатся думать
о себе и об окружающих. Все эти теории
рассматривают лишь период младенчества
и детства. Также, ни один из авторов не
учитывает в рамках своего подхода социального
контекста, в котором социализация происходит.
Здесь необходимо ввести понятие агентов
социализации, играющего одну из ключевых
ролей в понимании процесса.
Агенты социализации – это группы
и социальные контексты, окружения, в рамках
которых происходит процесс социализации.
В зависимости от типа социализации, их
разделяют на две группы – первичных и
вторичных агентов. Очевидно, что первичным
агентом будет являться семья, как важнейший
институт, влияющий на ребёнка. Так как
ВУЗ относится к агентам вторичной социализации,
рассмотрим это понятие подробней.
Вторичная социализация происходит
уже вне семьи, в рамках формальных институтов – в школе,
в университете, на работе. В каждом случае,
человек попадает в новую, чуждую ему обстановку,
с другими нормами, к которым необходимо
приспособиться. В результате этого приспособления,
взгляды и позиции, полученные в результате
первичной социализации, меняются, корректируются,
дополняются. Также от теории, ребёнок
фактически переходит к практике. О многих
правилах и нормах родители могут дать
лишь общее представление. Учась в школе
и университете или работая, мы сталкиваемся
с реальным воплощением этих норм. Например,
каждый ребёнок знает, что опаздывать
нехорошо. Однако с практическим применением
этой установки он сталкивается впервые
именно в школе, приходит понимание её
сути. Всё познаётся опытным путём – этот
путь и есть вторичная социализация
В этот период в игру
вступают другие агенты – группы
сверстников, образовательные учреждения,
СМИ, работа.… Причём группы сверстников будут действовать
в рамках образовательных учреждений,
так как и в школе, и в вузе классы и группы
формируются на основе возрастной градации.
Отношения со сверстниками крайне важны
для современного ребёнка, учитывая, что
он проводит с ними большую часть своего
времени, так как оба родителя заняты на
работе. Если в семье ребёнок вынужден
подчиняться родителям, то в компании
сверстников, он сам решает, какую позицию
занять, но эта позиция не всегда совпадает
с той, что приписывают ему другие дети.
Отношения со сверстниками играют огромную
роль в течение всей жизни, даже на работе,
где нет деления подобно школе или университету,
тем не менее, образуются неформальные
группы людей одного возраста. Это связано
в первую очередь с тем, что людям одного
возраста, как правило, присущи схожие
взгляды и ценности, у них есть общие интересы
и привычки.
Введя основные
понятия, мы можем плотнее подойти
к рассмотрению конкретного этапа
социализации – обучения в вузе.
Что же включает в себя социализация студентов,
каковы факторы, влияющие на неё?
Помимо очевидного – получения
знаний, социализация во время учёбы
в вузе включает в себя освоение
роли студента, приобретение навыков жизни
во взрослом обществе. Социальная роль студента в свою
очередь подразумевает определённые нормы,
функции, опыт, характерные лишь ей, выделяющие
студента из всей массы молодёжи.
Желание университетов оградить себя
от «нежелательных» студентов делает
получение высшего образования
относительно недоступным. Система обязательных
выпускных экзаменов, вступительные испытания
и собеседования, отчисления непосредственно
во время учёбы в высших учебных заведениях
отбирают самых способных молодых людей.
Последний фактор отбора, а именно
отчисления, играют немаловажную роль
в процессе социализации студента. Возможность
быть отчисленным из-за неуспеваемости,
делает студента более дисциплинированным
и ответственным по отношению к учёбе.
Чётко установленные роки сдач работ,
дедлайны учат его правильно рассчитывать
своё время. То есть, обобщив можно сказать,
что вуз подготавливает студента к требованиям,
с которыми ему придётся столкнуться на
будущей работе. Отчисление по причине
неподобающего поведения также возможно,
соответственно требования высшей школы
касаются не только интеллектуальных
способностей студента. И это понятно,
ведь каждый вуз стремится поддержать
свою репутацию, а что, как не поведение
студентов вне университета является
показателем престижности образования,
предоставляемого каким-либо учреждением?
Каждый первокурсник должен понимать,
что отныне каждое его действие будет
рассматриваться, как поступок, совершённый
студентом конкретного вуза, это и значит
принять социальную роль студента.
Существует множество факторов влияющих на процесс социализации
студента, каждый из них обусловлен
соответствующей сферой общественной
жизни. Рассмотрим каждый из этих факторов
по отдельности.
Материальное положение всех студентов
различно. Обучение в российском
вузе возможно как на бюджетной, так и
на платной основе. Влияние экономического фактора, таким образом,
актуально для каждого университета, где
учатся студенты, принадлежащие к различным
классам общества. На эту ситуацию можно
взглянуть с двух сторон: плюсом является
то, что у каждого абитуриента есть возможность
учиться в вузе независимо от его материального
положения, то есть элитарность высшего
образования отсутствует. С другой стороны,
очевидное различие в финансовом положении
студентов приносит некоторый дискомфорт
в их взаимодействия внутри группы. Не
все могут рассчитывать на повышенную
стипендию или вообще на стипендию, отсюда
вытекает желание некоторых студентов
совмещать учёбу с работой, что может отразиться
на успеваемости и посещаемости, а также
влияет на их социализацию, ведь работа
- это совершенно другой институт со своими
особенностями и требованиями.
Студенты являются активными участниками
политических процессов, это связано
в первую очередь с тем, что
бо?льшая часть обучающихся в
вузах достигает совершеннолетия на первом
курсе, а значит, осознаёт свою причастность
к тому, что происходит в стране. Особенно
ясно они ощущают на себе политику, проводимую
государством относительно системы высшего
образования, что очевидно. Размер стипендии
студентов, льготы, предоставляемые им,
формат различных экзаменов, образовательные
программы и их критерии – всё это находится
в ведении правительства. То есть политический фактор является одним
из ключевых в жизни студента и способствует
осознанию студентом собственной принадлежности
к своей стране и отождествлению себя
с полноправным гражданином, которых хочет
и может менять политическую ситуацию.
Отношения, сложившиеся между студентами,
их расположенность друг к другу, к взаимопомощи,
поддержке, сильно влияют на желание студента
учиться в конкретном вузе. Это действие социального фактора. Например, отношения
конкуренции между студентами в условиях
рейтинговой системы, когда стипендия
выплачивается определённому количеству
студентов, находящихся в «топе», негативно
влияют на отношения между однокурсниками,
ведь каждый видит в другом студенте потенциального
соперника за место в рейтинге. Но многое
сближает студентов, они часто образуют
довольно сплочённый коллектив, создаются
дружеские компании, не распадающиеся
многие годы.
Из школьного класса, первокурсник
попадает в совершенно новую группу сверстников.
Первокурсник учится формировать отношения
с нуля не только со сверстниками, но и
с преподавателями, что является совершенно
новым для него опытом. Если в школе учителя
являются наставниками и воспитателями,
то в вузе ситуация меняется кардинально.
Учащиеся и преподаватели находятся в
отношениях сотрудничества, никто отныне
не будет напоминать несколько раз о сроках
сдачи работ, просить начать учиться и
так далее. Студент сам расставляет приоритеты,
решает, что важнее – курсовая или ночь
в клубе. Это совершенно новый уровень
ответственности, к которому трудно, но
необходимо привыкнуть.
На процесс социализации студентов
оказывают сильнейшее влияние индивидуально- личностные факторы.
Воспитание и характер студента будут
определять степень трудности его социализации:
примет ли он новые условия, приспособится
ли к ним? Для кого-то проблемой может оказаться
требование к дисциплине, для кого-то наоборот
либеральность. Так или иначе, каждый студент
столкнётся с несовпадением собственных
принципов с установленными в вузе нормами.
Решать подобные проблемы – ещё один совершенно
новый навык.
Стоит также отметить влияние либерализации на ответственность
студентов в России. То, что наши учащиеся
понимают под свободой, на западе называется
скорее вседозволенностью. Например, свободное
посещение лекций является обычной практикой
в западных вузах, а теперь и в наших, но
если студенты зарубежных университетов
осознают, что есть определённая программа
успеваемости и критерии успеваемости,
выходить за рамки которых по крайней
мере неразумно, то нашим студентам это
в голову приходит не всегда. Дело в том,
что в западных странах действует иная
либеральная система: «свобода-ответственность».
А именно, уважение другой личности и ее
свободы через ограничение собственной
личности.
Всё
вышесказанное позволяет понять, насколько
велика ответственность руководства высших
учебных заведений. По мнению П.С.Фёдоровой
миссия современного вуза заключается
в том, чтобы за счет фундаментальной образовательной
подготовки и успешной социализации молодежи
осуществлять последовательные и эффективные
инновации в окружающем мире. Период
обучения не может не оставить следа в
развитии личности студента. Предполагается,
что по окончании вуза студент превращается
в квалифицированный кадр, готовый к работе,
нацеленный на результат, чётко осознающий
себя как профессионала, умеющего правильно
строить отношения, как в личной жизни,
так и в профессиональной среде. За несколько
студенческих лет юноша или девушка должны
превратиться действительно во взрослых
людей, готовых к трудностям, с которыми
им придётся столкнуться в дальнейшей
жизни и способных эти трудности решать.
Ключевые слова:
Социализация, первичная
и вторичная социализация, агенты и институты социализации, группы сверстников, студенты, вуз, социальная
роль студента, факторы социализации.
Список использованных ресурсов:
-
Гидденс Э. Социология. М., 1999.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2003.
Фёдорова П.С. Социально-психологические характеристики образовательной среды высшего учреждения профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №2. - С. 162-165
Соцализация в вузе и этничность [электронный ресурс] – Режим Доступа. – URL: http://www.almavest.ru/ru/ favorite/2011/10/12/250/
По мнению Эрика Эриксона, система высшего образования дает возможность молодым людям попробовать определенное количество различных социальных и профессиональных ролей, до того как они решат, что им нужно на самом деле. Для обозначения этого интервала Эриксон ввел термин психосоциального моратория.
Начало трудовой деятельности ускоряет взросление. Развитие личности как субъекта профессиональной деятельности проходит несколько стадий. Каждая стадия имеет свое назначение. По Е. А. Климову, путь профессионального развития личности можно представить в виде следующих фаз:
оптант → адепт → адаптант → интернат → мастер → авторитет → наставник.
Стадия адепт (период студенчества) занимает около 7% общего цикла развития субъекта профессиональной деятельности и приходится на период от 15–18 до 16–23 лет. В этот период происходят освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение знаниями, умениями, навыками, важными для будущей профессиональной деятельности; начинают формироваться профессиональное самосознание, профессиональная пригодность, развиваются профессионально важные личные качества. В период вузовского обучения многие молодые люди проявляют экономическую активность, начинают профессиональную деятельность.
Включение в профессионально-трудовую деятельность достаточно сложный процесс, который требует от личности не только особых знаний, умений и навыков, но и опыта, получить который на этапе студенчества крайне сложно. Вступая в фазу трудовой деятельности, личность должна освободиться от романтических представлений, свыкнуться с требованиями, выполнение которых является показателем соответствия занимаемой должности. Важной проблемой в сфере развития трудовой активности современного поколения студентов является отсутствие гарантий, обеспечивающих трудоустройство молодых специалистов на рынке труда.
Личность в процессе профессиональной подготовки должна осознать высокий социальный смысл и назначение своей профессии, приобщиться к основным формам деятельности. Приобщение к профессионально-трудовой деятельности является мощным фактором социализации, поскольку формирует экономическую мобильность, адаптивность к рынку труда. Десоциализация связана и с инфантильным отношением студентов к своему профессиональнотрудовому будущему: отсутствием четких жизненных планов, размытым представлением о будущей профессиональной деятельности, неумением работать на результат.
Факторы социализации воздействуют на личность не по отдельности, а в совокупности, в контексте всей среды вуза. Окружающая среда составляет с субъектом неразделимое целое, поэтому контингент, который приходит обучаться в вуз, оказывает существенное влияние на среду. Личность – это не существо, которое просто вросло в среду. Личностью является лишь человек, способный выделить себя из всего окружения, для того чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним.
Каждый человек осваивает среду по-своему, присущим ему индивидуальным способом, который тесно связан с удовлетворением потребностей личности. События вузовской жизни переживаются индивидуально, поскольку критерии удовлетворенности личность формирует сама: кто-то предстоящий экзамен переживает как восхождение на эшафот, кто-то как возможность блеснуть знаниями.
Следует учесть, что вузовская среда в совокупности всех факторов, влияющих на личность, не может удовлетворить всех потребностей, связанных с социализацией личности, равно как и возможности и потребности каждого человека не могут в полной мере отвечать требованиям социума.
Социализация личности в условиях вуза – сложный процесс. Он зависит от факторов, влияющих на личность, и от активности самой личности, которую она проявляет по отношению к тем или иным факторам вузовской среды. Этот процесс проявляется во включении личности в социально значимую деятельность, формировании социально значимых качеств, усвоении продуктивных форм поведения. Личность должна быть готова не только максимально продуктивно осваивать среду, но и быть готовой обогащать ее.