Скульпторы Возрождения:Донателло. Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения Донателло видение

Донателло родился в 1386 году во Флоренции, в довольно простой семье (отец занимался изготовлением шерсти и шерстяных изделий). Талант его как скульптора и художника проявился рано, и его отдали обучаться в одну из многочисленных во Флоренции скульптурных мастерских. Интересно, что соучеником Донателло был еще один «титан эпохи Возрождения» архитектор Брунеллески. Вместе с ним Донателло ездил учиться в Рим, в школу известного мастера Лоренцо Гиберти .

Оплачивал обучение будущего мастера скульптурного портрета его покровитель – флорентийский банкир Мартелли.

Карьера

После возвращения из Рима Донателло начал работать над многочисленными заказами во Флоренции, поступавшими от аристократов, банкиров и даже от самого Казимо Медичи. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.

В 1444 году мастер уехал в Падую, где работал над украшением церкви Св. Антония. Донателло сумел возродить ту технику, которой когда-то владели древнеримские мастера. Можно сказать, что падуйский период – вершина творчества мастера.

В Падуе мастер пробыл до 1457 года, потом снова вернулся во Флоренцию. В 1457 же году он начал работать над скульптурой Иоанна Крестителя (сейчас она находится во флорентийском музее Барджелло). После завершения работы скульптор начал создавать барельефы для украшения церкви Св. Лаврентия. В этот же период Донателло работал над надгробными памятниками для церковной аристократии.

Смерть

Донателло продолжал работать до глубокой старости, имел несколько мастерских и несколько сотен учеников, которые после смерти своего учителя заканчивали, не доведенные им до конца, проекты. Умер мастер в 1466 году. Похоронен в церкви Св. Лоренцо, которую когда-то украшал барельефами.

Другие варианты биографии

  • Даже краткая биография Донателло изобилует интересными фактами. Известно, что Донателло очень много работал. Он брался за любые заказы, даже очень незначительные и мелкие. Деньги мастера не интересовали, он обожал творить. Интересно, что все вырученные средства он держал в подвесной корзине в своей мастерской. Каждый ученик мастера мог взять оттуда ровно столько, сколько ему было нужно.
  • Донателло не хотели отпускать из Падуи. Мастера просто «заваливали» заказами только для того, чтобы он никуда не уехал, но он жить не мог без своей любимой Флоренции.
  • Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи, была очень смелой для своего времени. До Донателло никто не мог решиться изваять полностью обнаженную скульптуру.
  • Одним из последователей Донателло был знаменитый скульптор и художник Верроккьо, который в свою очередь является учителем титана итальянского Ренессанса Леонардо да Винчи .
  • Неизвестно, была ли у Донателло семья. О личной жизни мастера практически ничего нет, никаких сведений. Известно только, что очень многие во Флоренции любили и уважали его, а после его смерти горожанами было принято решение тщательнейшим образом оберегать его скульптуры и не давать вывозить их из Флоренции.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Эпоха Возрождения в искусстве прочно ассоциируется с таким гениальным художником и скульптором как Донателло. Практически всю свою жизнь он отдал живописи и скульпторскому делу, и не зря: приблизительно за 60 лет своего творчества он подарил миру много шедевров, которые сегодня являются бесценными. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Художник Донателло умел нечто больше, чем высокоточное и реалистичное воспроизведение образов. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.

Неподражаемый скульптор, творящий в двух стилях

Полное имя художника и скульптора звучит так: Донато ди Никколо ди Бетто Барди . В юные годы, когда происходило его творческое становление, он находился под влиянием Лоренцо Гиберти, ставшего его учителем. Одной из первых работ Донателло стал горельеф, олицетворяющий Благовещение.

В скульптурных работах Донателло в разное время преобладал один из двух стилей. Вдохновленный произведениями античных творцов, он увлекся реалистичным стилем, пытаясь передать без прикрас человеческую природу . Именно поэтому его считают той движущей силой, которая стала толчком для начала эпохи Раннего Возрождения.

Но самые известные его работы – это те, которые были созданы в рамках классического стиля. Самые почитаемые из них – статуя апостола Марка, статуя Давида и мраморная статуя св. Георгия.

Бескомпромиссность Донателло и способность передать глубину образа

Художник Донателло, картины которого настолько популярны во всем мире, что им практически нет цены, умел писать свои произведения так, что его неповторимый стиль остался узнаваем . Он не боялся выходить за рамки дозволенного и передавать образы так, как ему того хотелось. В этом было некое его бунтарство, которое со временем и сделало его настолько популярным.

Невероятно, но в одном своем произведении он мог передать богатую гамму чувств и эмоций. Гнев и мощь пересекались с покорностью и миролюбивостью, грусть и удручающая скорбь – с радостью и духом торжества.

После Донателло осталось много потрясающих произведений, продолжающих радовать современников. Это и искусные картины, и преисполненные величием статуи, и восхитительные архитектурные элементы. Правда, хотелось бы, чтобы такого творческого наследия от итальянского гения осталось еще больше.

Скульптор Донато ди Никколо ди Бетто Барди, прозванный Донателло, родился во Флоренции в 1386 году. Он рано потерял отца, который был, видимо, человеком зажиточным, растяжчик шерсти по профессии.

Донателло – крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения . С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто (XV века). Он работал в мраморе, бронзе, дереве, камне, терракоте; был автором конного памятника, реалистического портрета, надгробий, круглой скульптуры, рельефов.

Мой Пушкинский. Печать Донателло

О годах учения Донателло нет достоверных сведений. Возможно, что свой трудовой путь он начал в качестве подмастерья у известного флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти .

В первой половине XV века Флоренция – «итальянские Афины», крупный промышленный и культурный центр страны – интенсивно отстраивалась и украшалась.

За короткий период было завершено строительство знаменитого собора Санта Мариа дель Фьоре. Это здание, заложенное на грани XIII – XIV веков, увенчал куполом друг Донателло – Филиппе Брунеллески. Первые работы Донателло были связаны с отделкой собора.

Автор «Святого Георгия» становится любимым скульптором Флоренции; правитель Козимо Медичи оказывает ему неизменное покровительство. Однако, достигнув славы, Донателло продолжал вести скромный образ жизни; его часто видели на улицах города в кожаном фартуке и грубых деревянных башмаках, громко стучавших о каменную мостовую. «Он был, – пишет Вазари, – человеком чрезвычайно щедрым, ласковым и приветливым и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда он не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».

В период между 1416 и 1436 годами Донателло работал над четырьмя статуями пророков для кампаниле Джотто (ныне в музее Флорентийского собора), дав в этих образах реалистические портреты своих современников. Особую популярность завоевала статуя пророка Аввакума. Флорентийцы нашли в ней сходство с одним из своих сограждан Джованни Керикини, прозванным за лысую голову Цукконе, что значит тыква. Сам Донателло высоко ценил «Цукконе» и зачастую даже клялся его именем, а в период работы над статуей в творческом порыве обращался к нему, как к живому: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул!»

В 1431 году Донателло вместе с Брунеллески отправился в Рим, где изучал, обмеривал, зарисовывал античные памятники. Глубокое познание искусства древних поставило перед флорентийским скульптором ряд проблем, которые он разрешил в своих работах, созданных по возвращении домой на протяжении 1432 – 1443 годов.

Первой из них была проблема изображения обнаженной фигуры в монументальной пластике – проблема, разрешенная искусством древности, но преданная забвению средневековьем. В этом смысле бронзовый «Давид», исполненный Донателло по заказу Козимо Медичи, явился откровением.

В основу произведения положено сказание Ветхого завета о юноше-пастухе Давиде , убившем в единоборстве воина вражеского племени, великана Голиафа. Донателло представил Давида в момент апофеоза: он стоит погруженный в раздумье, опустив правую руку с мечом, захваченным у врага, попирая его голову ногою. Лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытое полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Внимание привлекает прекрасно моделированное обнаженное тело – угловатое сухощавое тело подростка. Фигура тщательно обработана со всех сторон, т. е. рассчитана на круговой обзор (статуя первоначально стояла в одном из внутренних двориков палаццо Медичи, ныне – в Национальном музее Флоренции).

Донателло. Давид, 1430-е

Это было новшеством, так как средневековые статуи были тесно связаны со стеною, подчинены архитектуре; современники Донателло хотя и «оторвали» статую от стены, но не разрешили полностью проблему круглой скульптуры. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть торса ложится на правую, прямо и крепко стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис» – греч.), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло и использован им еще ранее в статуях пророков.

Античностью навеяны и другие работы этого периода: «Благовещение» (церковь Санта Кроче, Флоренция), соборная кафедра для певчих (музей Флорентийского собора), бронзовый амур – Атис (Национальный музей, Флоренция) и портрет Никколо да Уццано (1432. Национальный музей, Флоренция).

Донателло был одним из первых скульпторов-портретистов эпохи Возрождения. Портрет Уццано, общественно-политического деятеля Флоренции первой половины XV века, выдержан в традициях древнеримского портрета: погрудный обрез, римская тога, обнаженная шея и главное – острая передача индивидуальных особенностей лица, раскрывающих духовный мир модели. Бюст выполнен в раскрашенной терракоте, что придает ему своеобразную выразительность.

Обращение Донателло к жанру портрета весьма показательно: эпоха Возрождения приносит интерес к человеческой личности. «Человек – великое чудо...», – писал флорентийский гуманист Пико делла Мирандола . Донателло не только утверждает в искусстве образ своего современника, но и героизирует его.

В 1443 году Донателло отправился в Падую, где пробыл десять лет. Около бокового фасада падуанского собора – Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата» – конный памятник кондотьеру Эразмо Нарни – творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен.

Донателло. Кондотьер Гаттамелата, 1447-1450

«Гаттамелата» (ит. – «пестрая кошка», прозвище Эразмо Нарни) – первый конный памятник эпохи Возрождения – создан в 1443 – 1453 годах. Естественно, что в поисках образца для своего монумента скульптор обращался к традициям прошлого, но нашел его не в чуждых духу Возрождения произведениях средневековой пластики, а в искусстве античности. Во время путешествия в Рим он видел памятник римскому императору Марку Аврелию – единственную уцелевшую конную статую из тех, что во множестве украшали когда-то древний город.

Творение флорентийца в общих чертах напоминает античный монумент. Но трактовка образа у Донателло глубже и полнокровнее. Образ человека, профессия которого – война, передан с большой реалистической силой. Старый полководец, облаченный в доспехи, с непокрытой головою, уверенно сидит на тяжелом, неторопливо выступающем коне. В руках он держит жезл. Лицо статуи портретно – значительное, суровое лицо воина, состарившегося в битвах, равнодушного к опасностям и страданиям людей.

В эти же годы для Базилики дель Санто Донателло оформил алтарь, украсив его статуями и рельефами. Алтарь в целом не сохранился, но бронзовые рельефы и сейчас являются лучшим украшением собора, богатого произведениями искусства.

Когда в 1453 году Донателло вернулся в родной город, ему шел шестьдесят восьмой год. Он продолжал интенсивно работать. Из поздних вещей наиболее известны «Магдалина» и «Юдифь». Около 1455 года Донателло отлил в бронзе группу, которая изображала библейскую , отрубающую голову Олоферну. Казалось бы, идея подвига, вдохновлявшая мастера прежде, и теперь должна была вдохнуть жизнь в его произведение. Но этого не получилось – в нем нет ни ясности, ни гармонии, присущих ранее созданным вещам.

Донателло. Юдифь и Олоферн, 1455-1460

Первоначально «Юдифь» украшала фонтан во дворе дворца Медичи . После изгнания рода Медичи из Флоренции, в 1494 г., группа была поставлена у входа в палаццо Веккио, но в 1504 г. уступила место «Давиду» Микеланджело; затем ее перенесли в Лоджию деи Ланци. Сейчас она находится перед палаццо Веккио.

Деревянная статуя Магдалины с 1500 года находится во флорентийском Баптистерии: из темноты стенной ниши, подобно страшному видению, выступает фигура изможденной, беззубой старухи с пустым взглядом и спутанными космами длинных волос. Трудно поверить, что этот трагический образ старости, неумолимо разрушающей и тело и душу, создан автором «Георгия» и «Давида».

Последние годы жизни Донателло – время заката героической поры флорентийского кватроченто. Во второй половине XV века правители Флоренции Медичи стремятся подражать вкусам и быту аристократии. Не героика, а утонченность, изысканность, изящество – вот что требовалось от искусства. Это направление, характерное для позднего флорентийского кватроченто, выражало творчество художников так называемого медичейского круга.

Донателло умер 13 декабря 1466 года. Крупнейший скульптор Италии домикеланджеловского периода, он оставил много учеников и предопределил основную реалистическую линию развития итальянской пластики эпохи Возрождения.

О чем вам говорит имя Донатто ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolò di Betto Bardi, 1386–1466) ? Вероятно, ни о чем. Потому что этого человека весь мир знает как великого скульптора Донателло . Знаменитый флорентийский скульптор эпохи Возрождения жил и творил в XIV веке, но и сегодня его имя остается легендой.

Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, штукатуркой и воском, а также разработал очень мелкий тип барельефа. Самые знаменитые его творения – «Давид», «Кающаяся Магдалина», «Пророк Аввакум», «Пир Ирода», «Юдифь и Олоферн», «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами».

Донателло прожил длинную и интересную жизнь, посвятив целых 60 лет творчеству. Новаторские идеи мастера удивляли современников своей смелостью и произвели настоящий переворот в итальянском искусстве. Критики утверждают, что его работы не вписывались в общепринятые рамки того времени. Видимо, это послужило причиной того, что Донателло стали называть «отцом раннего Ренессанса».

Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Поэтому и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту: он мало ел, стеснялся носить дорогой плащ, который ему подарили почитатели его таланта. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования.

Конечно, многие факты из биографии великого скульптора уже утеряны, так как прошло слишком много времени. И хотя некоторые даты и события являются всего лишь предположениями историков, но сохранились сведения, которые можно с большой долей вероятности считать достоверными. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. В юности будущий великий скульптор был подмастерьем ювелира, затем занимался литьем из бронзы. Непревзойдённого скульптора мир узнал, благодаря флорентийскому меценату Мартелло, который заметил талантливого юношу и оплатил его учебу у Лоренцо Гиберти, ювелира, скульптора и историка искусства.

Во время учебы в самой большой ювелирной и литейной мастерской Флоренции Донателло познакомился с Брунеллески, будущим известным архитектором. Молодые люди подружились и позднее вместе отправились в Рим изучать античное искусство. Эта поездка оказала большое влияние на их творчество.

Вернувшись во Флоренцию, Донателло начал искать собственный стиль, так как его не устраивали готические формы, которым отдавалось предпочтение в мастерской Гиберти. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев, и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы. Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия.

В процессе работы Донателло обращал большое внимание на две вещи: пропорции и построение фигуры и место, где будет стоять статуя, так как считал, что от этого зависит впечатление, которое она будет производить на зрителя.

Говоря о творчестве Донателло, нельзя не упомянуть о полутораметровой бронзовой статуе Давида (1430-е), которая сейчас находится в Национальном музее Флоренции. Есть сведения, что она создавалась для фонтана во дворце Риккарди-Медичи, но установлена была на мраморной колонне во дворе Палаццо Веккьо.



Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Герой изображен обнаженным, его тело совершенно и прекрасно. Скульптура отличается живостью исполнения. Гибкая фигура, длинные волосы, свободная поза, спокойное выражение лица – именно так герои-победители обычно описывались в эпосе. Нога юноши стоит на отрубленной голове поверженного врага, в руках он держит меч и камень от пращи, а у подножия скульптуры лежит лавровый венок, которым у древних греков награждали победителей.

Статуя интересна тем, что Давид создан обнаженным, хотя в Средневековье это считалось греховным. Культ красоты нагого тела человека появился позже, когда наступила эпоха Ренессанса. Поэтому неудивительно, что статуя произвела настоящую революцию в сознании людей того времени и открыла новую страницу в истории искусства.

Статуя Давида скульптора Донателло изображает юного героя в мечтательном, созерцательном настроении после победы над Голиафом. чья голова лежит у его ног. Свободная естественная поэа Давида в сочетании с его застенчивым видом и чувственной фактурой бронзы придают статуе жизнь. Величайшим даром Донателло было умение вдохнуть человеческие чувства в классические изваяния. Наряду с другими замечательными скульпторами, архитекторами и живописцами, которые совершили революцию во флорентийском искусстве, Донателло считается одним из создателей ренессансного стиля. Он был любимым художником знаменитого покровителя искусств Козимо Медичи-старшего. До Микеланджело Донателло оставался крупнейшим флорентийским скульптором и, возможно, самым смелым и влиятельным художником Ренессанса. В своей статуе Давида он впервые со времен античности изобразил в бронзе обнаженную фигуру в рост.

В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм, измельченной дробностью линейного ритма. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция).

Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). В “живописных” рельефах (“Пир Ирода” на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427; рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII; совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь “Благовещение” (так называемый алтарь Кавальканти; известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430–е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.

Работая в Падуе, Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447–1453) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446–1450), украшенный рельефными сценами, мастерски развернутыми в иллюзорном пространстве. Поздние, исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа “Юдифь и Олоферн”, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории; рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460–е годы).
Влияние Донателло на развитие ренессансного искусства Италии было огромным, его достижения восприняли многие живописцы и скульпторы – П.Уччелло, А. дель Кастаньо, Мантенья, позднее Микеланджело и Рафаэль.