Биографическая справка. Лев Давидович Троцкий (Лейба Бронштейн)

Вариант 1

А1. Что повлекло за собой введение госприемки во второй половине 1980-х гг.?

1) увеличение производительности труда

2) достижение мировых стандартов качества товаров

3) укрепление трудовой дисциплины

2) передачу банков в частные руки

3) создание совнархозов

4) ликвидацию колхозов и совхозов

А3. Какое название получила экономическая программа, отрывок из которой приведен?

У нашего общества накоплен большой негативный опыт экономических реформ... Реализация предлагаемой программы должна опровергнуть этот печальный опыт. ..она опирается на принципиально новую экономическую доктрину. движение к рынку прежде всего за счет государства, а не за счет простых людей.

1) перестройка

2) «оттепель»

А4. Как называется переход объектов государственной собственности к частным владельцам ?

1) монополизация

2) национализация

3) приватизация

4) милитаризация

В1. Экономический курс, провозглашенный в 1985 г., получил название «стратегия ________________________________________________

Тест №7 по теме: « Экономические реформы »

Вариант 2

4) ввело госприемку производимой продукции

А2. Что предполагала экономическая реформа 1987 г.?

1) расширение самостоятельности предприятий

2) введение параллельного хождения доллара наравне с рублем

3) разрешение частной собственности на землю

4) приватизацию государственного сектора

А3. Кто был инициатором принятия цитируемого указа?

Распитие спиртных напитков на производстве... или пребывание на работе в нетрезвом виде влечет наложение... штрафа в размере от тридцати до пятидесяти рублей.

1) М. Горбачев 3) Г. Янаев

2) Б. Ельцин 4) Л. Брежнев

А4. Как называется обесценивание денег и снижение курса национальной валюты ?

1) банкротство 3) эмиссия

2) коррупция 4) инфляция

В1. Какое слово пропущено в отрывке из программы «500 дней»?

Человечеству не удалось создать ничего более эффективного, чем _____________ экономика... Свойственные ей механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства.

___________________________________________________________________________

Ответы к тесту по теме: « Экономические реформы »

ускорения

рыночная

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 1

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Годы правления Николая II:

а) 1881 - 1894 б) 1894 - 1917 в) 1896 - 1905 г) 1896 - 1918

2) К политике «военного коммунизма» в 1918- 1920 гг. относится:

а) свобода торговли б) продналог с крестьян

в) всеобщая трудовая повинность г) частное предпринимательство

З. Начавшееся в период «оттепели» восстановле­ние доброго имени и прав незаконно осужден­ных людей называется гласностью.

И. Последствием усиления административных ме­тодов руководства экономикой в 1970-х - нача­ле 1980-х гг. был рост производительности тру­да на предприятиях.

К. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 1980-х гг., получила название перестройка.

III

Б) 1924 г., 1936 г., 1977 г., 1993 г.

IV

1) Лидеры Белого движения:

д) возникновение и расцвет новых политических партий

е) широкое применение мер внеэкономического принуждения

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот одержимый революционной идеей поли­тик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского уни­верситета. Недолго имел адвокатскую практи­ку. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Гер­манией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.

б) Состояние противоборства между двумя сверх­державами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой во­енной агрессии

в) Блестящий офицер, незаурядный ученый, Верховный правитель России, столкнулся лицом к лицу с полным развалом страны и армии, зверским убийством царской семьи, дворянин, служил в морской артиллерии, состояния не имел и был “служащим офицером”, российский морской артиллерист. При первых известиях о начале военных действий против Японии обратился в морское ведомство с просьбой послать его на фронт.

VIII

1) а) космонавт

2) б) экономист

3) в) биолог

4) г) конструктор в области ракетостроения

д) писатель

IX . Установите правильное соответствие:

X

Отруб Коллективизация Репатриация Холодная война Ленд-лиз «Перестройка» Железный занавес План «Уран» Диссиденты Продналог

Тест №8 Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Вариант 2

Часть А.

I . Выберите правильный ответ.

1) Первая мировая война была в;

а) 1905-1907 гг. б) 1914-1918 гг. в) 1916-1921 гг. г) 1918-1922 гг.

2) Политика НЭПа предполагала:

Б) Аграрную реформу характери­зует сохранение выкупных платежей крестьян.

В) Россия была провозглашена республикой в 1917 г. по решению Учредительного собрания.

Г) На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Фин­ляндии из состава России.

Д) К понятию «Великий перелом» относится пере­ход к многоукладной экономике.

Е) Великая Отечественная война была в 1941 - 1945 гг.

Ж) Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характери­зовался систематическим повышением цен.

З) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавший­ся началом обновления духовной жизни обще­ства, разоблачением культа личности, назы­вался периодом нового политического мыш­ления.

И) Основной причиной неудачи экономической ре­формы было ослабление госу­дарственного контроля над деятельностью пред­приятий.

К)С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая прива­тизация».

III . По какому принципу образованы ряды?

б) 1924 г., 1956 г., 1964 г., 1985 г.

IV . Кто (что) является лишним в ряду?

1) Генеральные (в 1953-1966 гг. первые) секрета­ри ЦК партии:

2) Черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:

а) участие советских представителей в Заклю­чительном совещании по безопасности и со­трудничеству в Европе б) выдвижение доктрины «ограниченного суве­ренитета» социалистических стран в) попытка разрядки напряженности в отноше­ниях со странами Запада г) произраильская позиция в арабо-израиль­ских войнах

V . Расположите события в хронологической после­довательности:

а) Корниловский мятеж б) бело Б. Пастернака в) создание I Временного правительства

г) февральская революция д) ХХ съезд партии е) Сталинградская битва ж) Столыпинская реформа з) Карибский кризис и) пакт о ненападении к) принятие Конституции РФ л) ввод войск в Афганистан м) Капитуляция Германии в ВОВ н) программа «500 дней» о) Тегеранская конференция

VI . Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:

а) резкий рост производства товаров народного по­требления б) резкое усиление диспропорций в экономике в) унификация и идеологизация культуры создание

г) системы материальной заинтересован­ности в результатах своего труда

д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране

е) умеренное ограничение действия рыночных ме­ханизмов

VII . О ком (чем) идет речь?

а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закон­чил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самом­нением. Сосредоточил в своих руках неограни­ченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.

б) Политика, возвеличивающая одного человека, характерная, в основном, для тоталитарною режима и пропагандирующая исключительность правителя, его всемогущество и неограниченность власти, приписывающая ему при жизни определяющего влияния на ход исторического развития, ликвидирующая демократию

в) наиболее известны1 полководец ВОВ, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. Четырежды Герой СССР, кавалер двух орденов «Победа» множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955 по 1957 год - министром обороны СССР. В 1957 г. исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 отправлен в отставку.

VIII . Установите правильное соответствие:

1) а) писатель

2) б) физик

3) в) космонавт

4) г) химик

д) композитор

IX . Установите правильное соответствие:

1) политика гласности, XIX Всесоюзная партийная конференция, отмена 6-й статьи Конституции СССР

а) 1953-1964 гг.

б) 1965-1982 гг.

2) создание СЭВ, «Ленинградское дело», переименование ВКП(б) в КПСС

в) 1985-1990 гг.

г) 1991-1996 гг.

3) Суэцкий кризис, запуск первого в мире искусствен­ного спутника Земли, лик­видация МТС

д) 1945-1953 гг.

4) принятие третьей Конституции СССР, выдворение инакомыслящих за рубеж, разрядка международной напряженности

X . Разъясните значение терминов

Хутор Оккупация Кооперация Капитуляция Денационализация Индустриализация План Маршалла «Оттепель» Железный занавес Продразверстка

Ответы к тесту №8 по теме: «История России. XX век»

вариант№1

вариант №2

часть А

часть А

часть В

Первый вариант

а) Годы правления Николая II:

  1. 1881 - 1894 3) 1896 - 1905
  2. 1894 - 1917 4) 1896 - 1918.

Б) К политике «военного коммунизма» в 1918-1920 гг. не относится :

  1. свобода торговли
  2. продналог с крестьян
  3. всеобщая трудовая повинность
  4. частное предпринимательство.

в) Курс на сплошную коллективизацию означал:

  1. переселение рабочих в деревню
  2. передачу всей земли совхозам
  3. объединение единоличников в колхозы
  4. создание крупных ферм крестьян.

Г) Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате разгрома фашистских войск:

  1. под Москвой
  2. в Белоруссии и в Крыму
  3. в Восточной Пруссии
  4. под Сталинградом и на Курской дуге.

1. В начале XX в. экономика России характеризовалась высоким уровнем дохода на душу населения.

  1. Аграрная реформа П. А. Столыпина характеризовалась ликвидацией помещичьего землевладения.
  2. К последствиям Февральской революции 1917 г. относится выход России из Первой мировой войны.
  3. На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. был принят Декрет о земле.
  4. В СССР в 1920-1930-е гг. употреблялось сокращенное название ГУЛАГ, означавшее систему концентрационных лагерей для политических
    и уголовных заключенных.
  5. Великая Отечественная война была в 1941-1945 гг.
  6. Одной из главных задач первого послевоенного пятилетнего плана было преимущественное финансирование сельского хозяйства.
  7. Начавшееся в период «оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно осужденных людей называется гласностью.
  8. Последствием усиления административных методов руководства экономикой в 1970-х - начале 1980-х гг. был рост производительности труда на предприятиях.

10. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине1980-х гг., получила название перестройка.

А) В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев.

б) 1948 г., 1949 г., 1955 г.

4. Кто (что) является лишним в ряду?

а) Лидеры Белого движения:

1)А.В. Колчак, 2) М.В. Фрунзе, 3) П.Н. Врангель, 4) А.И. Деникин.

б) Черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.:

  1. нормализация отношений с Югославией.

2)экономическая помощь странам «третьего мира»

3)выдвижение концепции «мирного сосуществования» капитализма и социализма

4)признание неизбежности третьей мировой войны.

а) отречение Николая II от престола

б) подписание договора о создании СССР

в) переход к нэпу

г) штурм Зимнего дворца

д) подписание Брестского мира с Германией

а) сверхцентрализация экономической жизни

Б) резкий рост производства в тяжелой промышленности

в) демократизация политической жизни

Г) переоснащение по последнему слову техники легкой промышленности

Д) возникновение и расцвет новых политических партий

Е) широкое применение репрессивных мер по отношению к «врагам народа».

7. О ком (чем) идет речь?

а) «Этот одержимый революционной идеей политик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского университета. Недолго имел адвокатскую практику. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Германией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.»

Б) «Состояние противоборства между двумя сверхдержавами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой военной агрессии.»

События

Период

«оттепель» в духовной, политической, международной жизни, Карибский кризис, события в городе Новочеркасске

1945-1953 гг.

ускорение социально-экономического развития, вывод советских войск из Афганистана, взрыв на Чернобыльской АЭС

1985-1990 гг.

ввод войск стран ОВД в Чехословакию, начало
экономической реформы

А. Н. Косыгина

1991-1996 гг.

борьба с космополитизмом, преобразование Совнаркома в Совет министров, дело «врачей-отравителей»

1953-1964 гг.

1965-1985гг.

9. Февральская революция привела к:

1. принятию демократической конституции;

2. уничтожению монархии;

3. образованию социалистического государства;

4. установлению конституционной монархии.

1. временнообязанное состояние крестьян;

2. передачу земли органам местного самоуправления;

3. ликвидацию крестьянской общины;

4. установление уравнительного землепользования.

11. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. принято решение о (б):

1. повсеместном переходе власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

2. отмене выборов в Учредительное Собрание;

3. расстреле царской семьи;

4. выходе Финляндии и Польши из состава России.

12. Прочтите отрывок из работы историка.

« В генеральном штабе, в штабах фронтов в глубокой тайне разрабатывался план контрнаступления. Силами двух фронтов предполагалось окружить группировку врага и разгромить ее. 19 ноября сильный удар артиллерии ознаменовал начало наступления, а 23 ноября после ожесточенных боев войска двух фронтов сомкнули кольцо в районе г. Калач. В окружении оказалась вражеская группировка, насчитывавшая свыше 300 тысяч человек».

Укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

1. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

2. Сражение на Курской дуге.

3. Контрнаступление советских войск под Москвой.

4. Освобождение Крыма.

13. К периоду руководства Н.С.Хрущева не относится:

1. освоение целинных земель; 3.принятие Конституции «развитого социализма»;

2. Карибский кризис; 4. запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

14. Выберите положение, характеризующее социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985 годах.

1. Снижение темпов экономического роста. 3. Создание МТС.

2. Освоение целины. 4. Введение рыночных механизмов в экономике.

Итоговое тестирование по курсу

«История России. XX век» 9 класс.

Второй вариант

1. Выберите правильный ответ.

А) Первая мировая война была в:
1)1905-1907гг. 3) 1916-1921 гг.
2)1914-1918гг. 4) 1918-1922 гг.

б) Политика «военного коммунизма» предполагала:

  1. уравнительность в оплате труда
  2. введение частного предпринимательства
  1. всеобщее избирательное право
  2. введение продналога.

В) Процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные хозяйства назывался:

1) национализацией, 2)коллективизацией, 3) кооперированием, 4)социализацией.

Г) Последствие Московской битвы в Великой Отечественной войне:

  1. произошел коренной перелом в войне
  2. Германия потеряла своих союзников в войне

3) был сорван немецкий план «молниеносной войны»

4) была прорвана блокада Ленинграда.

2. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.

  1. Сельское хозяйство России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовалось общинным крестьянским землевладением.
  2. Аграрную реформу П. А. Столыпина характеризует сохранение выкупных платежей крестьян.
  3. Россия была провозглашена республикой в 1 сентября 1917 г.
  4. На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Финляндии из состава России.
  5. К понятию «Великий перелом» относится переход к многоукладной экономике.
  6. Великая Отечественная война была в 1941 - 1945 гг.
  7. Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характеризовался систематическим повышением цен.

8) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни общества, разоблачением культа личности, назывался «оттепелью».

9) Основной причиной неудачи экономической реформы А. Н. Косыгина было ослабление государственного контроля над деятельностью предприятий.

10) С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая приватизация», «десталинизация».

3. По какому принципу образованы ряды?

А) П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Чернов, И. Дубровин, В. И. Ленин

б) 1924 г., 1936 г., 1977г.

4. Кто (что) является лишним в ряду?

А) Генеральные (в 1953-1966 гг. первые) секретари ЦК партии :

  1. В. И. Ленин, 2) И.В.Сталин, 3) Н.С.Хрущев, 4) Л.И.Брежнев.

Б) Черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:

  1. участие советских представителей в Заключительном совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе
  2. выдвижение доктрины «ограниченного суверенитета» социалистических стран
  3. попытка разрядки напряженности в отношениях со странами Запада
  4. «оттепель» в отношениях СССР и США.

5. Расположите события в хронологической последовательности:

а) мятеж под руководством генерала Л. Г.Корнилова

б) создание Временного правительства во главе с Г.Е. Львовым

в) принятие Декрета о мире

г) мятеж Чехословацкого корпуса

д) утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

6. Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:

а) резкий рост производства товаров народного потребления

б) резкое усиление диспропорций в экономике

в) создание системы материальной заинтересованности в результатах своего труда

г) унификация и идеологизация культуры

д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране

е) умеренное ограничение действия рыночных механизмов.

7. О ком (чем) идет речь?

а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закончил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самомнением. Сосредоточил в своих руках неограниченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.

б) Название участников движения (в СССР в 1960-1970-е гг.) за политические и гражданские свободы. В своей записке в ЦК КПСС Ю. В. Андропов дал им следующую характеристику: «Примерно в 1968-начале 1969 г. из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро... которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции... имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих... ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности...»

8. Установите правильное соответствие:

События

Период

политика гласности, XIX Всесоюзная партийная конференция, отмена 6-й статьи Конституции СССР

1953-1964 гг.

создание СЭВ, «Ленинградское дело», переименование

ВКП(б) в КПСС

1965-1982 гг.

Суэцкий кризис, запуск первого в мире искусственного спутника Земли, ликвидация МТС

1985-1990 гг.

принятие третьей Конституции СССР, выдворение инакомыслящих за рубеж,

разрядка международной напряженности

1991-1996 гг.

1945-1953 гг.

9. Основной итог Февральской революции:

1. установление республики; 3. свержение монархии;

2. установление диктатуры пролетариата; 4. ослабление позиций царской власти.

1. мир без аннексий и контрибуций;

2. мир между Россией и Антантой;

4. вхождение России в Лигу Наций.

11. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. произошло принятие:

1. «Декларации прав народов России»; 3. декрета о запрете партии кадетов; 2. декрета о рабочем контроле; 4. Декрета о земле.

12. Прочтите отрывок из работы историка Н. Верта:

«Эта битва, в которой были уничтожены немецкие бронетанковые дивизии, вооруженные танками самых современных моделей («тигр», «пантера»), ознаменовала коренной поворот в войне. Немецким войскам больше не удалось овладеть стратегической инициативой до конца войны».

Укажите, о какой операции Великой Отечественной войны идет речь.

1. Курская битва. 3. Битва за Берлин.

2. Московская битва. 4. Разгром германских войск в Белоруссии.

13. К периоду руководства Н.С.Хрущева не относится :

1. полет в космос Ю.А.Гагарина;

2. освоение целинных и залежных земель;

3. посещение Н.С.Хрущевым США (первый визит советского руководителя в США);

4. завершение строительства «развитого социализма».

14. Одним из итогов «великого десятилетия» Н.С.Хрущева можно считать:

1. построение в СССР коммунизма;

2. частичную десталинизацию общества;

3. ликвидацию идейной монополии КПСС;

4. постепенное развитие фермерских хозяйств.

Ответы на итоговый тест по курсу «История России. XX век»

Первый вариант

1: а-2, б-1,2,4, в-3, г-4.

2: 4, 6, 10

3: а-руководители страны в советский период, б-годы образования международных организаций

4: а-2, б-4,

5: а, г, д, в, б

6: а, б, е

7: а-о Ленине, б- о холодной войне

8: 1-г, 2-б, 3-д, 4-а

9: 2

10: 2

11: 1

12: 1

13: 3

14: 1

Второй вариант

1: а-2, б-1, в-2, г-3

2: 1, 3, 6, 8

3: а- лидеры политических партий в начале XX века, б- годы принятия конституций СССР

4: а-1, б-4

5: б, а, в, д, г

6: б, г, д

7: а- о Сталине, б-о диссидентах

8: 1-в, 2-д, 3-а, 4-б

9: 3

10: 1

11: 4

12: 1

13: 4

14: 2


Советский партийный и государственный деятель Лев Давидович Троцкий (настоящее имя Лейба Бронштейн) родился 7 ноября (26 октября по ст.ст.) 1879 года в селе Яновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии (Украина) в зажиточной семье. С семи лет посещал еврейскую религиозную школу, которую не закончил. В 1888 году он был отправлен учиться в Одессу, затем переехал в Николаев, где в 1896 году поступил в Николаевское реальное училище, а по его окончании начал посещать лекции математического факультета Одесского университета. Здесь Троцкий сошелся с радикальной, революционно настроенной молодежью и принял участие в создании Южнорусского рабочего союза.

В январе 1898 года Троцкий вместе с единомышленниками был арестован и приговорен к четырехлетней ссылке в Восточную Сибирь. Находясь под следствием в Бутырской тюрьме, он вступил в брак с соратницей по революционной деятельности Александрой Соколовской.

В сентябре 1902 года, покинув жену и двух дочерей, он бежал из ссылки, использовав фальшивые документы на фамилию Троцкого , ставшую впоследствии общеизвестным псевдонимом.

В октябре 1902 года он прибыл в Лондон и сразу же установил связь с живущими в эмиграции лидерами русской социал демократии. Ленин высоко оценил способности и энергию Троцкого и предложил его кандидатуру в редакцию "Искры".

В 1903 году в Париже Лев Троцкий женился на Наталье Седовой, ставшей его верной спутницей.

Летом 1903 года Троцкий участвовал во II съезде российской социал демократии, где в вопросе о партийном уставе поддержал позицию Мартова. После съезда Троцкий вместе с меньшевиками обвинял Ленина и большевиков в диктаторстве и разрушении единства социал демократов. С 1904 года Троцкий выступал за объединение фракций большевиков и меньшевиков.

Когда началась первая русская революция, Троцкий вернулся в Петербург и в октябре 1905 года принял активное участие в работе Петербургского Совета, став одним из трех его сопредседателей.

К этому времени относится разработка Троцким совместно с Александром Парвусом (Гельфандом) теории т.н. "перманентной" (непрерывной) революции: по его мнению, революция победит лишь при помощи мирового пролетариата, который, осуществив буржуазный ее этап, перейдет к социалистическому.

В ходе революции 1905-1907 годов Троцкий проявил себя незаурядным организатором, оратором, публицистом. Он был фактическим лидером Петербургского совета рабочих депутатов, редактором его газеты "Известия".

В 1907 году он был приговорен к вечному поселению в Сибирь с лишением всех гражданских прав, но по пути к месту ссылки бежал.

С 1908 по 1912 годы Троцкий издавал в Вене газету "Правда", пытался в создать "августовский блок" социал демократов. К этому периоду относились его наиболее острые столкновения с Лениным, который назвал Троцкого "Иудушкой".

В 1912 году Троцкий был военным корреспондентом "Киевской мысли" на Балканах, два года спустя, после начала Первой мировой войны, он перебрался в Швейцарию, а потом - во Францию и Испанию. Здесь он вошел в редакцию газеты левых социалистов "Наше слово".

В 1916 году был выслан из Франции и отплыл в США .

Троцкий приветствовал Февральскую революцию 1917 года как начало долгожданной перманентной революции. В мае 1917 года он вернулся в Россию, в июле вступил в составе "межрайонцев" в партию большевиков. Был председателем Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, одним из руководителей Октябрьского вооруженного восстания.

После победы большевиков 25 октября (7 ноября) 1917 года Троцкий вошел в первое советское правительство в качестве народного комиссара по иностранным делам. Поддержал Ленина в борьбе против планов создания коалиционного правительства всех социалистических партий. В конце октября организовал оборону Петрограда от наступавших на него войск генерала Краснова.

В 1918-1925 годах Троцкий был наркомом по военным делам, председателем Реввоенсовета Республики. Был одним из создателей Красной Армии, лично руководил ее действиями на многих фронтах Гражданской войны . Проделал большую работу по привлечению в Красную Армию бывших царских офицеров и генералов ("военспецов"). Широко использовал репрессии для поддержания дисциплины и "наведения революционного порядка" на фронте и в тылу, являясь одним из теоретиков и практиков "красного террора".

Член ЦК в 1917-1927 годах, член Политбюро ЦК в октябре 1917 года и в 1919 1926 годах.

В конце гражданской войны и начале 1920 х годов популярность и влияние Троцкого достигли апогея, начал складываться культ его личности .

В 1920-1921 годах Троцкий одним из первых предложил мероприятия по сворачиванию "военного коммунизма" и переходу к НЭПу. Он участвовал в создании Коминтерна; был автором его Манифеста. В известном "Письме съезду", отметив недостатки Троцкого, Ленин назвал его самым выдающимся и способным человеком из всего тогдашнего состава ЦК.

Перед смертью Ленина и особенно после нее среди вождей большевиков разгорелась борьба за власть. После смерти Ленина острая борьба Льва Троцкого с Иосифом Сталиным за лидерство закончилась поражением Троцкого.

В 1924 году взгляды Троцкого (т. н. троцкизм) были объявлены "мелкобуржуазным уклоном" в РКП(б). За свои левые оппозиционные взгляды он был исключен из партии, в январе 1928 года выслан в Алма Ату, а в 1929 году по решению Политбюро выдворен за пределы СССР.

В 1929-1933 годах Троцкий жил с женой и старшим сыном Львом Седовым в Турции на Принцевых островах (Мраморное море). В 1933 году он перебрался во Францию, в 1935 году - в Норвегию. В конце 1936 года он покинул Европу и поселился в Мексике, в доме художника Диего Риверы, затем - на укрепленной и тщательно охраняемой вилле в предместье Мехико, городе Койокан.

Он подвергал резкой критике политику советского руководства, опровергал утверждения официальной пропаганды и советскую статистику.
Троцкий был инициатором создания 4 го Интернационала (1938), автором работ по истории революционного движения в России, литературно критических статей, книг "Уроки Октября", "История русской революции", "Преданная революция", воспоминаний "Моя жизнь" и др.

В СССР Троцкий был заочно приговорен к смертной казни; его первая жена и младший сын Сергей Седов, проводивший активную троцкистскую политику, были расстреляны.

В 1939 году Сталин отдал приказ о ликвидации Льва Троцкого. В мае 1940 года провалилась первая попытка его убить, организованная мексиканским художником коммунистом Давидом Сикейросом.

20 августа 1940 года Лев Троцкий был смертельно ранен испанским коммунистом и агентом НКВД Рамоном Меркадером. Умер 21 августа, и после кремации был похоронен во дворе дома в Койокане, где сейчас находится его музей.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Первый вариант

а) Годы правления Николая II :

    1881 - 1894 3) 1896 - 1905

    1894 - 1917 4) 1896 - 1918

б) К политике «военного коммунизма» в 1918-1920 гг. относится:

    свобода торговли

    продналог с крестьян

    всеобщая трудовая повинность

    частное предпринимательство

в) Курс на сплошную коллективизацию означал:

    переселение рабочих в деревню

    передачу всей земли совхозам

    объединение единоличников в колхозы

    создание крупных ферм крестьян

г) Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате разгрома фашистских войск:

    под Москвой

    в Белоруссии и в Крыму

    в Восточной Пруссии

    под Сталинградом и на Курской дуге

2. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.

1. В начале XX в. экономика России характеризо­валась высоким уровнем дохода на душу населе­ния.

    Аграрная реформа П. А. Столыпина характери­зовалась ликвидацией помещичьего землевладения.

    К последствиям Февральской революции 1917 г. относится выход России из Первой мировой войны.

    На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. был принят Декрет о земле.

    В СССР в 1920-1930-е гг. употреблялось сокра­щенное название ГУЛАГ, означавшее систему концентрационных лагерей для политических
    и уголовных заключенных.

    Великая Отечественная война была в 1941-1945 гг.

    Одной из главных задач первого послевоенного пятилетнего плана было преимущественное финансирование сельского хозяйства.

    Начавшееся в период «оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно осужденных людей называется гласностью.

    Последствием усиления административных методов руководства экономикой в 1970-х - начале 1980-х гг. был рост производительности труда на предприятиях.

10. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 1980-х гг., получила название перестройка.

а) С. Ю. Витте, И. Л. Горемыкин, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов

б) 1953г., 1956г., 1968г.

а) Лидеры Белого движения:

1)А. В. Колчак 3) М. В. Фрунзе 2) П. Н. Врангель 4) А. И. Деникин

б) Черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.:

    нормализация отношений с Югославией

    экономическая помощь странам «третьего мира»

    выдвижение концепции «мирного сосущест­вования» капитализма и социализма

    признание неизбежности третьей мировой войны

а) отречение Николая II от престола

б) подписание договора о создании СССР

в) X съезд РКП(б)

г) роспуск Учредительного собрания

д) подписание Брестского мира с Германией

а) сверхцентрализация экономической жизни

б) резкий рост производства в тяжелой промышленности

в) демократизация политической жизни

г) переоснащение по последнему слову техники легкой промышленности

д) возникновение и расцвет новых политических партий

е) широкое применение мер внеэкономического принуждения

7. О ком (чем) идет речь?

а) Этот одержимый революционной идеей поли­тик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского уни­верситета. Недолго имел адвокатскую практи­ку. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Гер­манией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.

б) Состояние противоборства между двумя сверх­державами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой во­енной агрессии

1) передача Крыма в состав Украины, создание совнархозов, ввод советских войск в Венгрию

А) 1945-1953

2) ускорение социально-экономического развития, вывод

советских войск из Афганис­тана, взрыв на Чернобыль­ской АЭС

Б) 1985-1990

3) ввод войск стран ОВД в Чехословакию, начало
экономической реформы

А. Н. Косыгина

В) 1991-1996

4) борьба с космополитизмом, преобразование Совнаркома

в Совет министров, дело «врачей-отравителей»

Г) 1953-1964

Д) 1965-1985 гг.

Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Второй вариант

1. Выберите правильный ответ.

а) Первая мировая война была в:
1)1905-1907гг. 3) 1916-1921 гг.
2)1914-1918гг. 4) 1918-1922 гг.

б) Политика «военного коммунизма» предполагала:

    уравнительность в оплате труда

    введение частного предпринимательства

    всеобщее избирательное право

    введение продналога

в) Процесс объединения единоличных крестьянс­ких хозяйств в крупные общественные хозяйст­ва назывался:

1) национализацией 2)коллективизацией 3) кооперированием 4)социализацией

г) Последствие Московской битвы в Великой Оте­чественной войне:

    произошел коренной перелом в войне

    Германия потеряла своих союзников в войне

    был сорван немецкий план «молниеносной войны»

    была прорвана блокада Ленинграда

2. Выберите из предложенных утверждений правиль­ные. Выпишите их номера.

    Сельское хозяйство России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовалось общинным кресть­янским землевладением.

    Аграрную реформу П. А. Столыпина характери­зует сохранение выкупных платежей крестьян.

    Россия была провозглашена республикой в 1917 г. по решению Учредительного собрания.

    На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Фин­ляндии из состава России.

    К понятию «Великий перелом» относится пере­ход к многоукладной экономике.

    Великая Отечественная война была в 1941 - 1945 гг.

    Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характери­зовался систематическим повышением цен.

8) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавший­ся началом обновления духовной жизни обще­ства, разоблачением культа личности, назы­вался периодом нового политического мыш­ления.

9) Основной причиной неудачи экономической ре­формы А. Н. Косыгина было ослабление госу­дарственного контроля над деятельностью пред­приятий.

10) С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая прива­тизация», «ресталинизация».

3. По какому принципу образованы ряды?

а) П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Чернов, . И. Дубровин, В. И. Ленин

б) 1924 г., 1936 г., 1977г.

4. Кто (что) является лишним в ряду?

а) Генеральные (в 1953-1966 гг. первые) секретари ЦК партии:

    В. И. Ленин

    И. В. Сталин

    Н. С. Хрущев

    Л. И. Брежнев

б) Черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:

    участие советских представителей в Заклю­чительном совещании по безопасности и со­трудничеству в Европе

    выдвижение доктрины «ограниченного суве­ренитета» социалистических стран

    попытка разрядки напряженности в отноше­ниях со странами Запада

    произраильская позиция в арабо-израильских войнах

5. Расположите события в хронологической после­довательности:

а) мятеж под руководством генерала Л. Г. Корни­лова

б) создание Временного правительства во главе с Г. Е. Львовым

в) принятие Декрета о мире

г) восстание моряков в Кронштадте под лозунгом «Советы без коммунистов»

д) утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

6. Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:

а) резкий рост производства товаров народного потребления

б) резкое усиление диспропорций в экономике

в) создание системы материальной заинтересованности в результатах своего труда

г) унификация и идеологизация культуры

д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране

е) умеренное ограничение действия рыночных ме­ханизмов

7. О ком (чем) идет речь?

а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закончил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самом­нением. Сосредоточил в своих руках неограни­ченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.

б) Название участников движения (в СССР в 1960-1970-е гг.) за политические и гражданские свободы. В своей записке в ЦК КПСС Ю. В. Андропов дал им следующую характеристику: «Примерно в 1968-начале 1969 г. из оппозиционно настро­енных элементов сформировалось политическое ядро... которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции... имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих... ставит себе определенные це­ли и избирает определенную тактику, добивает­ся легальности...»

8. Установите правильное соответствие:

1) политика гласности, XIX Всесоюзная партийная конференция, отмена

6-й статьи Конституции СССР

а) 1953-1964гг.

2) создание СЭВ, «Ленинградское дело», переименование

ВКП(б) в КПСС

б) 1965-1982 гг.

3) Суэцкий кризис, запуск первого в мире искусствен­ного спутника Земли, лик­видация МТС

в) 1985-1990 гг.

4) принятие третьей Конституции СССР, выдворение инакомыслящих за рубеж,

разрядка международной напряженности

г) 1991-1996гг.

д) 1945-1953 гг.

Ответы на итоговый тест по курсу «История России. XX век»

Первый вариант

1: а-2, б-3, в-3, г-4.

2: 4, 5, 6, 10

3: а-председатели Совета министров начала XX века, б-годы антисоветских выступлений в Восточной Европе

4: а-3, б-4,

5: а, г, д, в, б

6: а, б, е

7: а-о Ленине, б- о холодной войне

8: 1-г, 2-б, 3-д, 4-а

Второй вариант

1: а-2, б-1, в-2, г-3

2: 1,6

3: а- лидеры политических партий в начале XX века, б- годы принятия конституций СССР

4: а-1, б-4

5: б, а, в, д, г

6: б, г, д

7: а- о Сталине, б-о диссидентах

8: 1-в, 2-д, 3-а, 4-б

» в 1918-1920 гг. относится:

1) свобода торговли;

2) продналог с крестьян;

3) всеобщая трудовая повинность;

4) частное предпринимательство.

в) Курс на сплошную коллективизацию означал:

1) переселение рабочих в деревню;

2) передачу всей земли совхозам;

3) объединение единоличников в колхозы;

4) создание крупных ферм крестьян.

г) Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате разгрома фашистских войск:

1) под Москвой;

2) в Белоруссии и в Крыму;

3) в Восточной Пруссии;

4) под Сталинградом и на Курской дуге.

1. В начале XX в. экономика России характеризо-валась высоким уровнем дохода на душу населе-ния.

4. На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. был принят Декрет о земле.

5. В СССР в 1920-1930-е гг. употреблялось сокра-щенное название ГУЛАГ, означавшее систему концентрационных лагерей для политических
и уголовных заключенных.

6. Великая Отечественная война была в 1941-1945 гг.

7. Одной из главных задач первого послевоенного пятилетнего плана было преимущественное финансирование сельского хозяйства.

8. Начавшееся в период «оттепели» восстановление доброго имени и прав незаконно осужденных людей называется гласностью.

9. Последствием усиления административных методов руководства экономикой в 1970-х — начале 1980-х гг. был рост производительности труда на предприятиях.

10. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 1980-х гг., получила название перестройка.

а) С. Ю. Витте , И. Л. Горемыкин, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов

б) 1953г., 1956г., 1968г.

а) Лидеры Белого движения:

1) А. В. Колчак;

3) М. В. Фрунзе;

2) П. Н. Врангель;

4) А. И. Деникин.

б) Черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.:

1) нормализация отношений с Югославией;

2) экономическая помощь странам «третьего мира»;

3) выдвижение концепции «мирного сосущест-вования» капитализма и социализма;

4) признание неизбежности третьей мировой войны.

а) отречение Николая II от престола;

б) подписание договора о создании СССР;

в) X съезд РКП(б);

г) роспуск Учредительного собрания;


д) подписание Брестского мира с Германией.

а) сверхцентрализация экономической жизни;

б) резкий рост производства в тяжелой промышленности;

в) демократизация политической жизни;

г) переоснащение по последнему слову техники легкой промышленности;

д) возникновение и расцвет новых политических партий;

е) широкое применение мер внеэкономического принуждения.

7. О ком (чем) идет речь?

а) Этот одержимый революционной идеей поли-тик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского уни-верситета. Недолго имел адвокатскую практи-ку. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Гер-манией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.

б) Состояние противоборства между двумя сверх-державами, СССР и США, и их союзниками, при котором стороны пытались нанести ущерб друг другу всеми средствами кроме прямой во-енной агрессии

Итоговое тестирование по курсу «История России. XX век»

Второй вариант

а) Первая мировая война была в:

1) 1905-1907 гг.

2) 1914-1918 гг.

3) 1916-1921 гг.

4) 1918-1922 гг.

б) Политика «военного коммунизма» предполагала:

1) уравнительность в оплате труда;

2) введение частного предпринимательства;

3) всеобщее избирательное право;

4) введение продналога.

в) Процесс объединения единоличных крестьянс-ких хозяйств в крупные общественные хозяйст-ва назывался:

1) национализацией;

2) коллективизацией;

3) кооперированием;

4) социализацией.

г) Последствие Московской битвы в Великой Оте-чественной войне:

1) произошел коренной перелом в войне;

2) Германия потеряла своих союзников в войне;

3) был сорван немецкий план «молниеносной войны»;

4) была прорвана блокада Ленинграда.

2. Выберите из предложенных утверждений правиль-ные. Выпишите их номера.

1) Сельское хозяйство России в начале XX в. (до 1905 г.) характеризовалось общинным кресть-янским землевладением.

2) Аграрную реформу П. А. Столыпина характери-зует сохранение выкупных платежей крестьян.

3) Россия была провозглашена республикой в 1917 г. по решению Учредительного собрания.

4) На II Всероссийском съезде Советов в 1917 г. было принято решение о выходе Польши и Фин-ляндии из состава России.

5) К понятию «Великий перелом» относится пере-ход к многоукладной экономике.

6) Великая Отечественная война была в 1941-1945 гг.

7) Уровень жизни населения СССР в первые годы после Великой Отечественной войны характери-зовался систематическим повышением цен.

8) Период в истории СССР с середины 1950-х гг. до середины 1960-х гг., характеризовавший-ся началом обновления духовной жизни обще-ства, разоблачением культа личности, назы-вался периодом нового политического мыш-ления.

9) Основной причиной неудачи экономической ре-формы А. Н. Косыгина было ослабление госу-дарственного контроля над деятельностью пред-приятий.

10) С проведением в СССР политики перестройки связаны понятия «гласность», «чековая прива-тизация», «ресталинизация».

3. По какому принципу образованы ряды?

а) П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. М. Чернов, . И. Дубровин, В. И. Ленин

б) 1924 г., 1936 г., 1977г.

4. Кто (что) является лишним в ряду?

а) Генеральные (в 1953-1966 гг. первые) секретари ЦК партии:

1) В. И. Ленин;

2) И. В. Сталин;

3) Н. С. Хрущев;

4) Л. И. Брежнев.

б) Черты внешней политики СССР в 1964-1985 гг.:

1) участие советских представителей в Заклю-чительном совещании по безопасности и со-трудничеству в Европе;

2) выдвижение доктрины «ограниченного суве-ренитета» социалистических стран;

3) попытка разрядки напряженности в отноше-ниях со странами Запада;

4) произраильская позиция в арабо-израильских войнах.

5. Расположите события в хронологической после-довательности:

а) мятеж под руководством генерала Л. Г. Корни-лова;

б) создание Временного правительства во главе с Г. Е. Львовым;

в) принятие Декрета о мире;

г) восстание моряков в Кронштадте под лозунгом «Советы без коммунистов»;

д) утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

6. Отметьте итоги развития СССР в 1930-е гг.:

а) резкий рост производства товаров народного потребления;

б) резкое усиление диспропорций в экономике;

в) создание системы материальной заинтересованности в результатах своего труда;

г) унификация и идеологизация культуры;

д) создание системы, обеспечивающей действенную борьбу с инакомыслием в стране;

е) умеренное ограничение действия рыночных ме-ханизмов.

7. О ком (чем) идет речь?

а) Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закончил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самом-нением. Сосредоточил в своих руках неограни-ченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.

б) Название участников движения (в СССР в 1960-1970-е гг.) за политические и гражданские свободы. В своей записке в ЦК КПСС Ю. В. Андропов дал им следующую характеристику: «Примерно в 1968 — начале 1969 г. из оппозиционно настро-енных элементов сформировалось политическое ядро... которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции... имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих... ставит себе определенные це-ли и избирает определенную тактику, добивает-ся легальности...»

8. Установите правильное соответствие:

Ответы на итоговый тест по курсу «История России. XX век»