(Русский язык)
Имя числительное
Наибольшее количество затруднений, возникающих при употреблении числительных, связано с их склонением. Для того чтобы выбрать правильную форму косвенного падежа, надо прежде всего определить разряд и тип склонения имени существительного. При выделении разрядов необходимо учитывать своеобразие семантики...ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
Отрицательные местоимения 1. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения - ни, например: некого спросить - никого не спрашивать, нечему удивляться - ничему не удивлялся. 2. В отрицательных местоимениях частицы не и ни, превращаясь...(Русский язык)
Местоимения как языковые средства реализации КО «свой - чужой»
Местоимения играют ключевую роль в организации семиотического пространства ПД, так как именно они позволяют отнести тот или иной объект к «своим» или «чужим». Как уже было сказано выше (см. главу 2), местоимения we и they являются ключевыми словами- репрезентантами КО «свой - чужой». Рассмотрим...(Концептуальная оппозиция «свой-чужой» в британском политическом дискурсе)
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ
Личные окончания глаголов Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке имеется два спряжения - первое и второе. Они различаются по окончаниям. Если окончания глагола стоят под ударением, разграничение первого и второго спряжения не представляет сложности: спряжение...(Русский язык)
Ударение в глаголах
В «Большом орфоэпическом словаре русского языка» (М.Л. Ка- ленчук, Л.Л. Касаткина, Р.Ф. Касаткиной) у глаголов выделяются три типа ударения: неподвижное на основе, неподвижное на окончании и подвижное. Из этого, однако, не следует, что и количество разных акцентных типов глаголов тоже равно трем. Сложность...(Культура речи. Деловое общение. Риторика)
"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно: – с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет); – со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); – с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); – в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). |
Не пишется слитно: – в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый); – в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен); – в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый); – в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который); – в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать). |
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть – зависимое слово: не погашенные никем огни; – противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни. Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы. |
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане. С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены. |
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи |
||
Часть речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е | 1. Не употребляется без не-: неженка, нелепый, нелепо 2. Можно заменить синонимом без не-: не скромно (хвастливо) не глупый(умный) 3. В отрицательных наречиях: не куда, не где |
1. Есть противопоставление: не правда, а ложь 2. Отрицание усилено словами далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда: далеко не глупый 3. С наречиями не на -о, -е: не по-товарищески |
Местоимение | После не и ни нет предлога: ни кого, не кого |
После не и ни есть предлог: не у кого, ни у кого |
Глагол, деепричастие |
не домогать (не употр. без -не ) не домогая (не употр. без -не ) |
не заметил (глагол), не замечая (деепричастие) |
Причастие | Нет зависимого слова или противопоставления: не законченная работа |
1. Есть зависимое слово: не законченная вовремя работа 2. Есть противопоставление: не законченная, а начатая работа 3. С краткими причастиями: работа не закончена |
III. Слова, которые без не не употребляются.
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
незнакомка неистовство невежа, невежда нелепица, нелепость ненависть ненастье непоседа неприязнь нержавейка (сталь) неряха, неряшливость нескладеха Несмеяна (царевна) несмышленыш несуразица неуклюжесть неустойка нехватка нечистоты неясыть (трава) |
неистовый неказистый нелюдимый ненавистный ненастный непоседливый непроглядный (мрак) неприглядный (поступок) неприязненный непутевый неряшливый несметное (количество) несуразный неуклюжий нещадная (ругань) |
негодовать недоумевать недоставать (чего-л.) недосмотреть (за ребенком) невзвидеть (света) невзлюбить ненавидеть неистовствовать мне нездоровится ему неймется тебе несдобровать |
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
2) лес не хвойный;
3) негодующий взгляд;
4) окна не вымыты;
5) не рад встрече;
6) не было;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
9) нелегко решить;
10) далеко не легкое дело;
11) очень небрежно;
12) некошеный луг;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
2) неторопливый;
3) неказистый;
4) непричастный;
5) небрежный;
6) незрелый;
7) неуклюжий;
8) необратимый.
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
2) неряха;
3) немощь;
4) ненависть;
6) нектар.
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
Мне не хватает 100 рублей
Мне недостает 100 тысяч?
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
(По И.А. Гончарову)
VIII. Напишите диктант.
МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
О.П. ЭХИНА,
г. Москва
С числительными частица не пишется раздельно: не пять, не сто семь, не девятьсот тридцать пять, не два с половиной, не семеро.
Не с глаголами
1. С глагольными формами частица не пишется раздельно: не спеши, не читаешь, не читал, нельзя не прочитать. (Так же как и при существительных, не в сочетании с глаголом выступает в качестве отрицательной частицы.)
Примечания: 1. Глагол хватать (хватить) во всех значениях существует как отдельное слово, поэтому частица не с этим глаголом пишется раздельно: Подво-ду! Ишь ты!.. Лошадей про всех не хватит. Прошагаешь и пехтурой (М. Г.); Взялась за роли потруднее, да и провалилась,- пороху не хватило! (М.-С). Пишется раздельно не и в устойчивом словосочетании Этого ещё не хватало!
2. Глагол недоставать в значении "отсутствовать в нужном или желательном количестве, не хватать" пишется слитно: Не пошла одна только поэзия, которой мне недостаёт (Ч.). Слитно пишется этот глагол и в устойчивом словосочетании Этого ещё недоставало! Причастия от глагола недоставать пишутся тоже слитно (и при наличии пояснительных слов): Общие места сценария в фильме обрели недостающую им конкретность (газ.).
В других значениях не с глаголом доставать (достать) пишется раздельно: Мальчик глубоко погружается в воду, ко дня, как и прежде, не достаёт - "не достигает, недотягивается до дна, не касается дна"; Я не достал билет в Большой театр - "не приобрёл",
2. С глагольными формами частица не пишется слитно: 1) в немногих глаголах, не употребляющихся без не: невзвидеть света, невзлюбить, неволить, недужиться, нездоровиться, несдобровать и др.
Примечания: 1. Пишутся слитно просторечные глаголы нейдёт, неймёт, неймётся, неможется, употребляющиеся только в форме настоящего времени.
2. Следует отличать глагол нейдёт (прост.) от словосочетания не идёт.
2) в глаголах с приставкой недо-: недовесить (недовешивать), недовыполнить, недодать (недодавать), недоедать, недоплатить, недосыпать. Среди образований с недо- есть глаголы, которые без частицы не употребляются: недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать, недоумевать, недоучесть и др.
Следует различать глаголы, в составе которых есть приставка недо- (недоедать, недосыпать), и сочетания частицы не и глагола с приставкой до- [не доедать (не доесть), не доспать];
Сложная приставка недо- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-либо нормой: А то, что актёр недорабатывает в творческом процессе, мало кого интересует (газ.) - "не доводит роль до необходимой степени завершенности"; Кого-то мы в эти бурные дни недоохватили, обошли (газ.); Остались мелочи: кто-то что-то недоделал... кто-то что-то не поставил (газ.).
Иногда приставка недо- соотносится с антонимичной приставкой пере-, вносящей в глагол значение превышения нормы: Бывала летом агрономка, хохотала, недосказывала, пересказывала (Ч.) - "очём-то умалчивала и сообщала что-то лишнее"; Недовернёшься - бьют, перевернёшься - бьют (пог.); В совете батальонных командиров было решено представить полке парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем недокланяться (Л. Т.); Ты, братец, местами недопонял, местами перепонял (Ч.).
Глаголы с приставкой недо- не только указывают на недостаточность действия, обозначенного глаголом, но и имеют свое значение и выражают конкретное понятие, ср. недолюбливать -"чувствовать нерасположение, неприязнь к кому-л.". Новое понятие лежит и в основе глаголов с недо-, которые имеют созвучные им глаголы с приставкой до-и отрицанием; ср.: И потом не встретишься нигде и недосчитаешься иных друзей (Алиг.; недосчитаться- "обнаружить при подсчете недостаток, отсутствие кого- или чего-л.").-- Этого-то народу, друг ты мой любезный,- начал рассуждать бурмистр,- сколько угодно/ Вот мы считали их, а все ещё далеко до конца не досчитались (Усп.); И как недосмотрел? И как недослышал? (Тр.; недосмотреть- "просмотреть, допустить оплошность, что-то не увидеть, не заметить") - не досмотреть фильм; недоговаривать ("умалчивать")-не договорить до конца.
Примечание. С приставкой недо- создается много неологизмов: Автор, мол, недоотразил, недоистолковал (Грек.).
Что же касается глаголов с приставкой до- и предшествующей частицей не, то они обозначают действие неоконченное, не доведенное до конца: Секретарь вытаращил глаза и не дописал слова (Булг.); Я не дослушал рассказ и вернул Герасима к рассказу о Чехове (газ.). Сочетания глагола с приставкой до- и предшествующей частицы не часто имеют при себе дополнение с предлогом до: ...А вот до корня-то не додумал (Баж.). Нередко в предложении дополнение с предлогом до отсутствует, но отчетливо подразумевается: Он не договорил своей речи и махнул рукой (Т.). Иногда это дополнение ясно из предшествующего контекста: Я совершенно отвык думать до тех пределов, пока работает мысль, и чувствовать, пока чувствуется... И это всю жизнь: чувствовать и не дочувствовать, думать и не додумывать, говорить и не договаривать (Усп.).
Примечание. Причастия (в полной и краткой формах) и деепричастия, образованные от глаголов с недо-, пишутся тоже слитно (см. ниже).
С именами числительными отрицание не не два, не трое; пятые и не пятые классы, здесь проходит не нулевой меридиан .
1.4. Правописание не с местоимениями
С местоимениями (за исключением отрицательных, употребленных без предлога) отрицание не пишется раздельно, например: не я и не ты, не себе, не каждый, живёт в не нашем доме .
Примечание. Пишется через дефис философский термин не-я .
1.5. Правописание не с глаголами
С глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) не пишется раздельно, например: не был, не брать, не зная, не спеша .
Примечание 1. Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются, например: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу; что-то сегодня нездоровится (глагол здоровится имеет устарелый и разговорный характер и употребляется редко: Как вам здоровится? Не очень здоровится ); но, в соответствии с общим правилом (см. выше): не поздоровится .
Примечание 2. Глагол хватать в любом значении пишется с не раздельно, например: 1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки ; 2) В книге не хватает нескольких страниц .
не доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным», например: 1) не достаёт рукой до форточки ; 2) в кассе недостаёт двух миллионов рублей; недостаёт терпения; только этого недоставало .
Примечание 3. Различается раздельное написание не взирая и слитное написание невзирая . В первом случае налицо форма деепричастия от устарелого глагола взирать , например: критиковать не взирая на лица . Во втором случае – предложное сочетание не взирая на со значением «несмотря на», «вопреки чему-либо», например: продолжать борьбу невзирая на большие потери, гулять невзирая на плохую погоду .
Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо- , придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере- ; ср.: недовыполнить – перевыполнить, недосолить – пересолить ). Например: недобрать тетрадей, недоварить картофель, недовернуть гайку, недовесить масла, недогрузить вагон, недооценить свои возможности, недополучить часть товара, недоедать, недосыпать, недосмотреть, недослышать, недоглядеть, недоучесть . Ср.: И как недосмотрел? И как ты недослышал? (Грибоедов); Бился как рыба об лёд, недоедал, недосыпал (Тургенев).
Примечание. Следует различать глаголы с приставкой недо- , обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до- , которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Ср.: недосмотреть за ребёнком (допустить упущение при надзоре) – не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали – дети часто не доедали за обедом свой суп; всегда недоплачивали – никогда не доплачивали .
Ср. также раздельное написание не основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письмо, что-то не доделать, ни до чего не доспорились .