Психологическая структура речи. Понятие о речи

Структура речи

В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: "стул" - значит "посади на стул", "придвинь стул" и т. д.; будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2–3 слов); они представляют собой сначала как бы цепь однословных предложений. Около 2 лет слова становятся, как в речи взрослых, зависимыми составными частями предложения: ребенок переходит к флексийной речи.

К.Бюлер отмечает этот шаг как второе большое открытие в истории развития детской речи. Ребенок будто бы начинает понимать основной принцип всех флексивных языков, заключающийся в том, что отношения (между словами) могут выражаться посредством звуковых изменений слов. Здесь у Бюлера появляется та же интеллектуалистическая концепция, что и у В.Штерна: сначала понимание общего принципа, затем на основе его практическое употребление соответствующих форм речи. Снова это отношение между сознанием общего принципа и конкретной практикой надо перевернуть; понимание общего принципа не столько основание, сколько следствие речевой практики ребенка, строящейся по этому, в обобщенной форме еще не осознанному, принципу.

Развитие флексийной речи является значительным шагом в речевом развитии ребенка; впервые прокладывается путь к отражению отношений - основного содержания мышления. Первые флексийные формы - склонения, спряжения, сравнительной и превосходной степени - и различные способы сложных словообразований ребенок, конечно, приобретает от окружающих, усваивая их тогда, когда его развитие подготовило его к этому. Но ребенок не ограничивается только механическим закреплением тех словообразований и словоизменений, которым его научили взрослые. На тех конкретных словоизменениях, которым его обучают взрослые, он овладевает практически некоторой совокупностью формообразований как способов оперирования словами . Пользуясь ими, ребенок затем самостоятельно образует словоизменения, не полученные им непосредственно путем обучения; на основе обучения совершается процесс формирования , подлинного речевого развития ребенка.

Своеобразные словообразования и словоизменения, в большом количестве встречающиеся у ребенка 2–5 лет, служат ярким тому доказательством. 150

В первый период появления предложений (2–2,5 года) речь ребенка представляет собой простое рядоположение главных предложений; придаточные предложения отсутствуют: ребенок овладел лишь формой паратаксиса (форма главного предложения). Главные предложения не связаны или очень слабо связаны тонкой нитью таких союзов, как "и", "и вот", "и еще". Затем, приблизительно с 2,5 лет, начинает появляться форма придаточного предложения - гипотаксис . Это значит, что в речи ребенка устанавливаются отношения подчинения (между придаточным предложением и главным) и соподчинения (между различными придаточными предложениями). Архитектоника речи усложняется. В ее структуре начинает преодолеваться первоначальное синкретическое, еще не расчлененное единство и внешнее рядоположение. В речи выделяются отдельные, относительно самостоятельные части, которые связываются между собой различными отношениями - пространственными, временными (когда, где). Около 3 лет появляются обычно первые "почему", выражающие причинные отношения.

Факт столь раннего появления в речи ребенка форм, выражающих причинные, а затем и различные логические отношения, выражаемые словами "итак", "поэтому", "следовательно", "хотя", "но", "несмотря на то что" и т. д., в сопоставлении с данными об умственном развитии ребенка говорит в пользу того, что оперирование словами, выражающими отношения причинности, основания, противопоставления и т. д. в более или менее привычных построениях, не доказывает, что ребенок вполне осознал и те принципы или отношения, для выражения которых они служат в речи взрослых: в дошкольном возрасте развитие формальной структуры, грамматических форм речи часто опережает развитие мышления. Между речевой формой и ее мыслительным содержанием, между внешней и внутренней, смысловой, стороной речи у детей часто существует расхождение; первая опережает вторую. Нельзя поэтому их отожествлять: наличие у ребенка определенных речевых форм не означает еще, что он осознал и то мыслительное содержание, для выражения которого они служат; наличие слова или термина не гарантирует еще его понимания, наличия соответствующего понятия. Существенная задача психологического исследования заключается поэтому в том, чтобы проследить, как внутри тех речевых форм, которые ребенок в процессе обучения первоначально усваивает, совершается усвоение их смыслового содержания.

Но если определенный уровень развития мышления является, с одной стороны, предпосылкой для овладения внутренним смысловым содержанием речи и ее форм, то, с другой стороны, само овладение этим речевыми формами ведет к развитию мышления.

Определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка. Но речь в свою очередь оказывает определенное влияние на умственное развитие ребенка, включаясь в процесс формирования его мышления. Речевые формы, опережая уровень умственного развития того или иного индивида, являются отложившимся в форме речи выражением общественного сознания, сложившегося в результате общественной практики.

Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык - общественная форма познания . Через посредство языка общественное познание формирует мышление ребенка и определяет, таким образом, структуру его сознания. Самая формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется . Речь, таким образом, не только сообщает уже готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления. В этом ее значение для умственного развития.

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Волшебство речи Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный - родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» - я

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины - наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Развитие речи У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Структура политической речи Чтобы лучше понять общую структуру выступления, давайте рассмотрим пример речи политической – инаугурационную речь Путина при вступлении в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2004 года.1. Обращение: Уважаемые граждане

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Формирование и структура внутренней речи В течение длительного времени «внутренняя речь» понималась как речь, лишенная моторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставалась

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Манера речи Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63–64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально, на 38% - вокально и на 55% - через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

Темп речи Первое, на что мы обращаем внимание – темп речи.Каждому человеку присущ свой собственный темп речи. Он может изменяться в зависимости от обстоятельств, эмоционального состояния, но в среднем он один и тот же.Не нужно общаться с человеком достаточно долго, чтобы

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Ловкость речи

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными

Из книги автора

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Из книги автора

Из книги автора

Структура речи оратора 1. Вступление – 20 %. Постановка проблемы, сообщение основной мысли. Задачи: понравиться, расположить аудиторию, добиться внимания, вызвать уважение и интерес (сначала к своей персоне, а затем и к теме выступления); рассказать, о чем пойдет речь,

Понятие речи в психологии расшифровывается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных обозначений для передачи информационного багажа. Некоторыми исследователями речь также была охарактеризована как процесс материализации и передачи мыслей.

Речь и язык в психологии - это система условно принятых символов, которые помогают передавать слова, в виде сочетания звуков, обладающих для людей определённым смыслом. Отличие языка от речи заключается в том, что язык это объективная, исторически сформированная система слов, в то время как речь - это индивидуальный психологический процесс формирования и передачи мыслей, посредством языка.

Функции речи в психологии

Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций человека. Её структура совпадает со структурой любого другого вида деятельности. Речь включает в себя:

  • планирование;
  • реализацию;
  • контроль.

Язык выступает в качестве инструмента опосредующего речь.

  1. Сигнификативная или номинативная. Суть её состоит в том, чтобы обозначить, дать название, объектам и явлениям вокруг нас. Благодаря ей, взаимопонимание между людьми строиться на изначально общей системе обозначения предметов, как говорящим, так и воспринимающим информацию.
  2. Обобщающая. Она занимается тем, что выделяет ведущие признаки, сущность, предметов и объединяет и в группы по каким то схожим параметрам. Слово обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, схожих с ним и всегда является носителем их выделяющихся признаков. Данная функция неразрывно связана с мышлением.
  3. Коммуникативная. Обеспечивает передачу информации. От двух вышеуказанных функций она отличается тем, что имеет проявление, как в устной, так и в письменной речи. Такое её отличие имеет отношение к внутренним психологическим процессам.

Виды речи - психология

В психологии различают 2 основных вида речевой деятельности:

1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.

  • диалог - непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.
  • монолог - длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.
  • письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.

2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем, при желании

Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.

Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи - это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию. Именно поэтому, если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам необходимо следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью. Умение правильно высказываться, очень цениться во все времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты все двери.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Они являются достоянием только человека: у животных нет ни языка, ни речи.
Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав слов устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.
Специальное значение в звуках речи имеет их тембр, в основе которого лежат обертоны, сопровождающие и дополняющие основной тон звука речи.
Речь имеет свои свойства:
– содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;
– понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
– выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью (по своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной).
Речь выполняет определенные функции:
– выражения (заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отно-

шения, а, с другой – выразительность речи, ее эмоциональность значи тельно расширяет возможности общения);
– воздействия (заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию);
– обозначения (состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия);
– сообщения (состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз).
Существуют следующие виды речи:
– устная – это общение между людьми посредством произнесения слов, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух, с другой;
– письменная – это речь посредством письменных знаков;
– монологическая – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;
– диалогическая – это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников;
– внешняя – речь, выполняющая функции общения;
– внутренняя – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.
Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры движения головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха. В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы, работа которой заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.
Речь в то же время – сложнейшая система условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека ней тральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вызывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.
В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызы вает представление обозначаемого этим словом предмета.

В системе психических процессов, всевозможных свойств, качеств, функций и состояний нет образований второстепенных, в той или иной мере несущественных. Целостная человеческая психика незаметно "рассыпается", теряет что-то очень важное, если временно, в целях необходимого научного анализа исключить из нее любую, условно выделенную составляющую. Так зачастую бывает, например, с потребностями, эмоциями, сознанием. В этом, как отмечалось ранее (см. гл. 1), заключается одна из глобальных методологических проблем изучения психики, да и мира в целом. Однако есть психологический феномен, без упоминания которого обойтись особенно трудно при описании любого компонента человеческой психики. Этим феноменом является речь, которая присутствует везде – от ощущений до многосложных конструкций сознания и личности. Без использования речи, наконец, просто невозможно общаться и взаимодействовать, невозможны человек и социум.

Необходимо разводить два сопряженных, но разных явления – язык и речь, объективное и субъективное.

Язык – образование объективное, социальное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков (кодов, символов, слов), исторически сложившаяся и существующая в общественной практике людей (предшествующих и живущих поколений).

Язык создается, реализуется, изменяется конкретными людьми, но существует объективно, т.е. независимо от индивидуального пользователя или своего носителя.

В мире известно более 2,5 тыс. языков, которые изучает разветвленная наука – лингвистика.

Речь – это феномен субъективный, психологический; это развернутый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словесного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства.

Речевая деятельность сама по себе материальна, но исследуется особым межпредметным разделом психологии – психолингвистикой.

Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, но существу, глобальными функциями.

Первая – номинативная – функция заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соотнесено, т.е. обозначает предмет. Таким предметом может быть как вполне конкретная вещь, так и обобщенное свойство, качество, многообразное действие и совершенно абстрактное явление. Человек так или иначе называет, переводит во "второе", объективно знаковое существование все, ему известное. Весь отражаемый материальный, объективный мир имеет свои языковые заменители. В результате для человека происходит психологическое удвоение мира: реальный предметный мир и его знаковые, словесные заместители, модели. Это дает человеческой психике замечательную возможность взаимодействовать как с одним, так и с другим миром. Соответственно "удваиваются" познавательные, регуляторные и все другие возможности психики. Значительно расширяется сфера человеческой деятельности, поведения, сознания и самосознания, расширяется пространство самого существования и бытия. Личность приобретает еще одну сторону определенной свободы по отношению к реальному миру, поскольку способна "уйти" от него в условный и искусственный мир слов – знаков и символов.

Язык является величайшим изобретением человечества, хотя неизбежно накладывает и специфические ограничения, дискретные языковые конструкции на сам процесс и результат психического отражения. Особенности любого языка в той или иной степени отражают объективные требования жизни. У народностей Севера, например, существует несколько слов для обозначения различных состояний того предмета или явления, который на русском языке называется одним словом "снег". Выдающиеся люди когда-то придумали и создали письменность, отчего преобразовались и язык, и речь, и сознание, и вся психика. Но сохранилась, расширилась и усложнилась в языковом исполнении функция предметной отнесенности речи. Рождаются новые слова, отмирают старые, потому что для человека меняется, перестраивается сама картина понимаемого мира. Меняется и сам объективный мир, в том числе, создаваемый человеком.

  • Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходит фиксация и передача опыта , в том числе в аспекте общечеловеческом, историческом. Подчеркнем, что, если лишить человеческого индивида возможности усвоения предшествующего людского опыта, он просто не станет собственно человеком, не приобретет видовых особенностей Homo sapiens. Зафиксированный в речи "разум" поколений речью же транслируется, посредством речи интериоризуется, т.е. становится внутренним, психическим достоянием личности. Это единственный путь формирования, существования и развития человека.
  • Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось неоднократно. Общение – это не только обмен информацией, но и условие взаимодействия людей, без которого невозможна сама человеческая жизнь. Вот почему данная функция речи распространяется шире, чем обеспечение процессов общения. Речь становится мощным средством воздействия на других людей, средством координации, побуждения и управления, универсальным регулятором межчеловеческих взаимоотношений. Диалог – это речевое взаимодействие, в котором реализуется и межличностное восприятие, и взаимопонимание, и взаимодействие, и эмоциональное принятие (или непринятие) другого человека.

Отношения речи и мышления, мысли и слова отнюдь не простые. Мысль выражается в словах, но существует, реализуется в понятиях. Иначе говоря, мышление оперирует не словами, а понятиями. Слово есть средство выработки понятия, а затем его носитель, выразитель, модель. Мысль и слово – не одно и то же, поэтому так нелегко бывает понять другого человека. Но при отсутствии речи понимание было бы в принципе невозможно.

Относительно четвертой функции речи следует сказать особо, хотя ее проявления также неоднократно описывались в предшествующих главах учебника. Это обширная, разветвленная функция внутреннего вооружения , опосредствования всей человеческой психики. В онтогенезе человеческой психики наступает условный момент, или этап, "перекрещивания" формирующейся речи со всеми другими и также развивающимися психическими функциями и образованиями. В результате они "оречвляются" (Л. С. Выготский), т.е. в той или иной мере вооружаются речевыми знаками и приемами. Такая добавка речи, такая "встреча" с ней качественно преобразует всю психику – от простейшего ощущения до вершин познания и переживания, до глубин сознания. Речь становится внутренним орудием, а также особым средством формирования не только познания, интеллекта и общения, но и всей психики и личности.

В этом контексте представляется неоправданно упрощенным довольно расхожее представление о человеческой речи как о сигнале сигналов, о "второй сигнальной системе", просто добавленной к "первой" (натуральной) сигнальной системе. Такой подход следует рассматривать как упрощенческий, традиционно редукционистский и для психологии речи неприемлемый.