Достижение нирваны. Что такое нирвана и каков путь к её достижению? Что же является правдой о нирване

Нирвана... Значение слова стало синонимом расслабленного, блаженного состояния. Это термин, искаженная трактовка которого вошла в лексикон людей, страдающих наркотической зависимостью. Представление о ней как об эйфории на самом деле не соответствует истине. Понятие «нирвана» - одно из наиболее сложных в буддизме. Точное определение ему не смог дать даже знаменитый Будда Шакьямуни.

Каждый хотя бы однажды слышал выражение «уйти в нирвану». Что это обозначает? Обычно под этой фразой подразумевается какое-то невероятно приятное состояние, наполненное бесконечным блаженством, даже, можно сказать, пик удовольствия. Считается, что впадать в нирвану можно по любому поводу, например, от прослушивания любимой музыки, от принятия вкусной пищи, от близости с любимым человеком. На самом деле, такое мнение ошибочно. Так что такое нирвана и для чего это нужно? Попробуем разобраться.

Упоминания о нирване

Конечно же, о нирване говорил и сам Будда Шакьямуни (дословный перевод имени - «мудрец, пробужденный рода Шакья») - основатель буддизма, легендарный духовный учитель. Он упоминал о ней как о состоянии прекращения страданий, омрачений и привязанностей ума. Все дело в том, что Шакьямуни не охарактеризовал состояние нирваны ни разу как позитивное. Говорил он лишь о том, чем оно не является.

Советский известный религиовед, Торчинов Евгений Алексеевич, высказал определенное суждение относительно Будды и нирваны. Ученый сделал вывод, что мудрец в отношении нирваны хранил благородное молчание. Торчинов резюмировал: «Нирвана - это состояние, которое выходит принципиально за границы эмпирического знания и языка, который ее описывает».

Что такое нирвана в буддизме?

Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Но в данном случае оно не должно трактоваться как радостное возбуждение, привычное для нас в земном существовании. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.

В буддизме нирвана описывается как нечто неопределенное, противоположное Сансаре. Она же, в свою очередь, считается миром заблуждений, страстей, привязанностей и отсюда вытекающих страданий. Если очиститься от перечисленных факторов, то «просветленный» может в полной мере ощутить, что такое нирвана и стать освобожденным как от физического тела, так и от представлений, желаний и сознания в целом. В буддизме это состояние не считается абсолютом, единением с Богом, так как означало бы в таком случае продолжение страсти к жизни.

Покой или небытие?

Означает ли вышесказанное, что нирвана является состоянием полного небытия? Это не совсем так. Несмотря на то что исследователи и учителя буддизма по сей день спорят о правильности трактовки понятия "нирвана", все-таки большинство из них соглашаются с тем, что это не то состояние, которое означает полное исчезновение всего живого. В их понимании это всего лишь душевный покой, свобода от страстей, конфликтов и напряжения. Некоторые из учителей трактуют нирвану следующим образом - она не имеет самой жизни (желаний, мыслей, движения), которая подразумевается в Сансаре, но при этом присутствует ее потенциал, энергия. Это примерно так, как если бы в наличии были сухие дрова и спички, то имелся бы потенциал разжигания пламени, скрытая возможность огня.

Еще один вид нирваны в буддизме

Все, о чем говорилось выше, относится к нирване пребывания, или, как ее еще называют, великой. Те, кому удается достигать такого состояния, находятся в полнейшем покое.

Также в буддизме существует еще одна разновидность этого понятия - нирвана непребывания. Практики, с помощью которых ее достигают, отказываются от состояния полнейшего покоя для того, чтобы помочь индивидуумам, находящимся в Сансаре, и направлять прочих практикующих. Обычно таких людей с сознанием в стадии пробуждения называют не иначе как бодхисатвами. Что такое нирвана для них? Это умение порождать в собственной душе сострадание в невероятно большой степени и помогать каждому, кто обращается к ним за какой-либо помощью.

Бодхисатвы: отображение в культуре

Бодхисатвы упоминаются в молитвах и изображаются на разных видах танок (традиционных тибетских рисунках на ткани). Наиболее известный из всех существующих - сострадающий и видящий Авалокитешвара. Согласно легенде, в тот момент, когда этот бодхисатва смог достичь просветления, он увидел, насколько сильно испытывают страдания те, кто остался в Сансаре. Авалокитешвара был поражен таким зрелищем настолько, что его голова от боли разорвалась на одиннадцать частей. Но прочие просветленные смогли помочь ему. Они собрали и привели голову в первоначальное состояние. С того времени Авалокитешвара и начал учить других, как достичь нирваны. Таким образом он помогал им избавляться от мучительных страданий.

Достижение просветленного состояния

Может ли достичь нирваны каждое живое существо? Ответить на данный вопрос затруднительно. Если бы это было достижимо, то страдание исчезло бы как понятие вовсе. Будда говорил о том, что он не в состоянии избавить всех полностью от страданий с такой легкостью, как извлекают колючку из ноги. И не в его силах смыть с каждого дурную карму так просто, как смывается водой грязь. Он лишь предлагал освободить от страданий, указывая правильный путь. Предположительно такой путь для каждого очень долог и может длиться, претерпевая сотни и даже тысячи перерождений до тех пор, пока человек не очистит свою карму и не освободит свой разум от мучающих его омрачений полностью. Однако, по мнению учителей буддизма, любое живое существо имеет природу Будды, а следовательно, и возможность достижения просветления.

Чем не является нирвана и мнение эзотериков

Большинство эзотериков знают, что такое нирвана, и каким-то образом понимают значение этого понятия. Принято считать, что это цель большинства буддистов. Но некоторые из молодых эзотериков не относят нирвану к буддизму и называют этим термином какие-то состояния из нынешней жизни. Тем самым они вводят в заблуждение многих людей. Поэтому следует отметить, что такое нирвана, и чем она не является на самом деле.

  1. Это место существования для некоторых представителей человечества после смерти. Такого мнения придерживается малое количество людей, достигших освобождения, то есть состояния, которое не совсем корректно называют просветлением, и решивших самостоятельно покинуть Сансару.
  2. Нирвана - что значит это понятие? Оно является исключительно буддистским термином. За пределами этой культуры нирвана смысла не имеет. Это не транс, не состояние счастья или блаженства. По самой сути, нирвана не может быть доступна живым людям.

Сомнительные мнения о нирване

Многие скептики утверждают, что все, что мы слышим и знаем о нирване, помимо вышесказанного, является фантазиями и домыслами. Буддизм утверждает о том, что вся жизнь человека и его состояние после смерти, все перерождения являются Великим Колесом Сансары. Даже бодхисатвы находятся в нем. То есть если человек жив, то он в Сансаре - без вариантов. Те, кто ушли из нее, уже не возвращаются, - этот постулат является основополагающей концепцией в буддизме. По этой причине любой живой человек не имеет в принципе достоверной информации о нирване и ничего не может о ней знать. Так как это понятие абсолютно эфемерное, то и ни одного доказательства ее существования нет. Таким образом, можно сделать заключение, что наши знания о нирване проверить невозможно.

Что же является правдой о нирване?

Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване - никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.

Считается, что Будда говорил о том, что нирвана - это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна - не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.

Поиск ответов

Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана - что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны - человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.

Если разобраться, то для буддиста нирвана - это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.

Можно ли вступить в контакт с обитателями нирваны?

Как вариант, можно было бы (теоретически) воспользоваться услугами какого-либо медиума и попробовать пообщаться с кем-нибудь, находящимся в нирване. Но ее обитатели, по сути, не должны иметь даже желания, а тем более какой-то причины отвечать на вопросы, даже если их будет задавать бодхисатва. Их желания и ум уже давно должны быть в успокоении. Даже если бы и получилось попасть в нирвану, то задать вопрос находящимся в ней - проблематичная задача. Существует закон резонанса - чтобы дотянуться к ним, необходимо полностью успокоить свои желания и ум. Соответственно, подавляется и поползновение задать вопрос. В общем, это невозможно.

И все-таки, большинство буддистов стремятся узнать, как достичь нирваны. Это является целью их практик. Понятно, что нирвана несравнима ни с чем и не имеет общих черт с раем, присущим религии христиан, или другим видом поощрительного существования после смерти. Это не является составляющими Сансары.

Нирвана - цель или неизбежность?

Из всей буддистской теории о нирване можно сделать вывод, что после того как человек выходит из Сансары, ему просто некуда деваться. Поэтому после освобождения из Великого Колеса дорога одна - в нирвану. Поэтому смысла хотеть в нее попасть как такового нет. Ведь рано или поздно в нирване должен оказаться каждый. И это несмотря на то, что некоторым понадобится довольно много времени, чтобы получить возможность покинуть Сансару.

Также не имеет смысла и желание понять, что представляет собой нирвана. Ведь можно будет все прочувствовать, когда уже попадешь в нее. А стремление узнать о ней как можно больше является проявлением смятения и препятствует пришествию просветления.

Осознанный отказ от нирваны

Отказываются от нее по своей воле люди - бодхисатвы. Они достигают освобождения, но все-таки предпочитают остаться в колесе Сансары. Но при этом бодхисатв может поменять свое решение и уйти в нирвану. Например, Шакьямуни при жизни был бодхисатвой. А уже после того как умер, он стал Буддой и переместился в нирвану.

В большинстве своем идеей такого отказа является желание помочь каждому живому существу достигать освобождения. Но некоторым такое объяснение кажется сомнительным. Вопрос при этом возникает один - если бодхисатв не был еще в нирване (так как он жив, и ему она недоступна), как он может знать, что там происходит?

Нирвана в музыке

Для некоторых термин «нирвана» обозначает состояние приподнятое, сродни озарению. Есть и такие люди, которые считают ее местом окончательного успокоения. Но миллионы поклонников музыки понимают под этим словом лишь название знаменитого коллектива. Группа «Нирвана» перевернула полностью представление о статусе звезд рока 90-х годов 20-го века. Она была одной из представителей-уникумов андеграунда на сцене. «Нирвана» также нашла своих поклонников среди панков, мошеров, трешевиков, любителей альтернативной рок-музыки и традиционного мейнстрима. Именно название было одной из проблем при создании группы. После того как было предложено множество вариантов, лидер коллектива Курт Кобейн остановился на «Нирване» как на чем-то добром, в отличие от привычных роковых, злых лейблов.

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

Термин "нирвана" стал синонимом некоего блаженно-расслабленного состояния, а в шестидесятые годы все в том же искаженном понимании вошел в лексикон наркоманов. Представление о нирване как об эйфории совершенно не соответствует истине. Это понятие является одним из самых сложных в буддизме: точного определения не дал ему даже сам Будда Шакьямуни.

Все слышали выражение "впасть в нирвану". Под ним обычно подразумевается что-то невероятно приятное, можно даже сказать — пик удовольствия, состояние полного и бесконечного блаженства. "Впадают в нирвану" по любому поводу: от любимой музыки, от вкусной еды, от наслаждения близостью любимого человека… Но на самом деле понятие о нирване как об источнике эйфории ошибочно.

Нирвану (или ниббану) в самом деле называют в буддизме высшим счастьем, но счастье в данном случае не следует трактовать как знакомое нам в земной жизни состояние радостного возбуждения. В буддизме под абсолютным счастьем понимается отсутствие страданий, которые мы непрерывно испытываем в Сансаре.

Разумеется, Будда Шакьямуни говорил о нирване. Он упоминал ее как состояние прекращения страдания, привязанностей и омрачений ума. Дело в том, что он не дал этому состоянию ни одного "позитивного" определения, говоря лишь о том, чем не является нирвана. Известный советский ученый и религиовед Евгений Алексеевич Торчинов отмечал, что вопрос нирваны относился к тем, по поводу которых Будда хранил "благородное молчание". "Состояние нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания и соответствующего ей языка описания", — резюмирует он.

В буддизме нирвана описана как нечто, противоположное Сансаре, которая, в свою очередь, является миром привязанностей, страстей, заблуждений и следующих из них страданий. Очистившись от привязанностей и заблуждений, просветленный переходит в состояние нирваны и становится освобожденным — не только от физического тела, но и от желаний, представлений, и вообще сознания. В отличие от брахманизма, в буддизме нирвана не является блаженным единением с богом, абсолютом, потому что такое единение означало бы продолжение желания жить.

Но значит ли это, что нирвана означает полное небытие? Не совсем. Хотя учителя и исследователи буддизма до сих пор спорят о правильной трактовке этого понятия, большинство из них все-таки сходятся на том, что нирвана не означает полного исчезновения всего живого. Это духовный покой, свободный от напряжения, конфликтов и страстей. Некоторые учителя трактуют нирвану так: в ней нет самой жизни, как мы понимаем ее в Сансаре (движения, мыслей, желаний), но есть энергия жизни, ее потенциал. Как если бы у нас были спички и сухие дрова, мы имели бы потенциал разжигания огня, скрытую возможность пламени.

Все, о чем было сказано выше, относится к великой нирване, называемой также паринирваной или нирваной пребывания. Существа, достигшие этого состояния, пребывают в полном покое. В буддизме различают и еще один вид нирваны — нирвана непребывания. Достигшие ее практики отказываются от состояния полного покоя и окончательного ухода в нирвану с тем, чтобы помогать оставшимся в Сансаре живым существам и направлять других практикующих. Обычно таких существ с пробужденным сознанием называют Бодхисаттвами. Они сумели породить в своей душе невероятно сильное сострадание, Бодхичитту, и готовы помочь всякому, кто обратится к ним за помощью. Бодхисаттв упоминают в молитвах и изображают на танка. Самый известный из них — Авалокитешвара, "видящий и сострадающий".

санскрит - прекращение) - состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным новое рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Нирвана

санскр. nirvana - угасание), в буддийской культурной традиции - состояние сознания наивысшего уровня развития. Чело-P.GS, достигший состояния нирваны, становится, тем самым, Буддой - просвященным. Состояние нирваны невозможно описать в терминах человеческой культуры. Оно противоположно «сансаре» - такому развитию сознания, которое предполагает продолжение страдания и дальнейшие воплощения души. Правильная сансара ведет к нирване. Положительно нирвана означает достижение состояния абсолютной свободы, покоя и блаженства. В нирване угасает совершенствующаяся сансара, прекращается цепь перерождений - воплощений, человек прикасается к вечному существованию. Нирваны можно достичь при жизни, но в совершенной форме она достигается после смерти. Будды, достигшие нирваны, не в состоянии возвращаться в состояние сансары. В то же время известны идеи «живых воплощений» - будд, которые в переломные исторические моменты приходят к людям, чтобы выступать Духовными вождями. Такие воплощения (бодхисатвы) способствуют прогрессу культуры, который не могут обеспечить обычные люди, поскольку им не дана полная картина происходящего, они не знают действительной цели исторических событий. В различных культурах существуют представления о невидимой для простых людей духовной Родине - стране Шамбале, которая населена духовными существами уровня нирваны. В славянской культуре это страна «Беловодье». В некоторых учениях (махаяна) различается несколько уровней нирваны по степени совершенства. Так, в традиции махаяны самым высоким уровнем развития обладают бодхисатвы, которые достигают не только высшего уровня просветления и свободы, но и в состоянии «путешествовать в измерениях». Например, они могут из духовной формы непосредственно переходить в физическую (сохраняя осознание о прошлых воплощениях и об астрально-духовном мире).

В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное приспособление к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд ли большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более «продвинутых» - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании (идея тождества нирваны и сансары).

Отличное определение

Неполное определение ↓

НИРВАНА

НИРВАНА

(санскр. nirvana, пали nibbana - затухание, угасание, иссякание, успокоение) - согласно всем школам буддизма, человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страдания, исчерпанности притоков аффектированного сознания, прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы». В буддийских текстах различаются Н. и паринирвана - полная Н., осуществляемая лишь с последним развоплощением. Если в первоначальном и ортодоксальном буддизме Н. может быть достигнута лишь обретшим высшее монахом и должен пройти весь долгий путь к ней самостоятельно, то в махаянском (где Н. приобретает Абсолюта) - любым человеком, черпающим силы для ее достижения благодаря аккумуляции заслуг и непосредственной помощи будд и бодхисаттв.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НИРВАНА

(санскр., букв.- остывание, угасание, затухание) , одно из центр. понятий инд. религии и философии. Получило особое в буддизме, где означает высшее вообще, конечную человеч. стремлений, выступая, с одной стороны, как этико-практич. , с - как центр. понятие ролиг. философии.

Буддийские тексты не дают определения Н., заменяя его многочисл. описаниями и эпитетами, в крых Н. изображается как противоположное всему, что может быть, и потому как непостижимое и невыразимое. Н., выступая прежде всего как этич. идеал, предстаёт как психологич. состояние законченности внутр. бытия перед лицом бытия внешнего, абсолютной от него отрешённости. Это состояние означает негативно отсутствие желаний, позитивно некое не поддающееся расчленению слияние интеллекта, чувств. воли, которое предстаёт с интеллектуальной стороны как истинное , с нравств.-эмоциональной - как нравств. совершенство, с волевой - как абс. несвязанность, и в целом может быть охарактеризовано как внутр. гармония, согласованность всех наличных способностей, делающих необязательной внеш. деятельность. Одновременно это означает не «Я», а, наоборот,- раскрытие его реального несуществования, т. к. гармония предполагает отсутствие конфликта с окружающим, установление шунъи (в частности, отсутствие противостояния субъекта и объекта) . Н. являет собой определ. уход от обычных человеч. ценностей (благо , добро) , от цели вообще и установление своих ценностей: с внутр. стороны - это покоя (блаженства - в отличие от счастья как ощущения движения) , с внешней - состояние абс. независимости, свободы, означающей в буддизме не преодоление мира, а его . Поскольку снимается само «жизни» и «смерти», споры о том, является Н. вечной жизнью или уничтожением, оказываются лишёнными смысла.

В ходе развития буддизма конкретизируются представления о Н. как об абс. реальности, делаются попытки онтологизации психологич. состояния. Для хи-наяны в этом отношении характерна вайб-хашики, согласно которой Н. в роли абс. реальности предстаёт как некий неподвижный, неизменный, единственный в своём роде элемент - дхармадхату; в махаяне Н. отождествляется с дхармакаей - космич. телом Будды. Хотя в основе концепции Н. в буддизме лежит всем религиям на мир обусловленный и необусловленный и, более того, хотя концепция Н. находится в русле мистич. идей о достижении совершенного состояния души, построения «царства не от мира сего внутри нас», особенностью буддийской идеи Н., отличающей её и от брахманистскоиндуистской концепции мокши, и от идей манихейства, суфизма, христ. мистицизма, является абс. несвязанность её с идеей трансцендентного бога, утверждение постулата имманентности абсолюта миру.

Vаlleе Poussin L. de la, Nirvana, P., 1925 ; Steherbatskу T h., The conception of Buddhist Nirvana, Leningrad, 1927 ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Westerninterpreters, Chi.- L., 1908 ; Joliansson E., The psychology of Nirvana, N. Y. , 1970 ;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НИРВАНА

(санскр. – прекращение, на языке пали – nibbana)

состояние отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений. Такое состояние делает невозможным рождение после смерти. Согласно учению брахманов, нирвана означает приобщение индивидуального духа к абсолюту (Брахману). В буддийской философии под нирваной понимают то непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно устраняются все факторы бытия, обусловливающие индивидуальное . Сторонники поздней махаяны понимают под нирваной не полное прекращение существования, а состояние святости, в котором искоренена злоба и перестал действовать кармы и которое навечно стало благом для всех существ. См. также Индийская философия.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НИРВА́НА

(санскр. – nirvāna, пали – nibbāna, буквально – угасание) – одно из осн. понятий буддийской и джайнской религий, означает цель "пути освобождения" и завершение религ. жизни, некую высшую святость. Буддийские канонич. произведения так описывают Н.: "Есть , где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха, ни места в пространстве, и нет ни восприятия, ни невосприятия, ни этого мира, ни другого мира, ни обоих вместе, ни солнца, ни луны. Там нет ни движения, ни покоя, ни возникновения, ни уничтожения. Оно не движется и не стоит, ни на чем не основано. Оно, по истине, конец страдания". Вместе с понятиями страдания, пути освобождения от страдания, кармы, учение о Н. составляет основу буддийской религии. В этом отношении в учении о Н. важно отметить черты, характерные для всякого религ. представления: деление на "земной мир" и "неземной", "этот мир" и "тот мир", "обусловленный мир" и "необусловленный". Существование "необуслов-ленного" мира нигде не доказывается. Одним из обозначений "того мира" является Н. Буддисты различают два рода людей: обыкновенных и "святых", принадлежащих к двум совершенно различным планам существования – "мирскому" и "потустороннему". Человек становится "святым" при вступлении на "путь", т.е. когда он отрывается от всего "земного", порывает связи с "обусловленными" вещами и стремится только к Н.

Н. представляется "немыслимой", "непостижимой", в мире даже отдаленно не напоминает ее и никакое рассуждение не приближает к ней. Все понятия о Н. – ложные понятия. "Святой" постигает ее в себе, остальные люди должны верить ему. Н. описывается лишь в противопоставлении с тремя признаками всех обусловленных вещей. Н. – это , бессмертие в изменчивым, непостоянным вещам. Н. – , прекращение страдания в противоположность миру, полному волнения и страдания. Н. – это убежище, освобождение, избавление, конец мира. Н. достигается святым после длит. развития пяти добродетелей (вера , мужество, внимание , сосредоточение и мудрость) и через "три двери освобождения": пустота (шуньята), отсутствие признаков (анимитта), отсутствие желаний (апранихита). Как только поняты эти "три двери освобождения", высший учения не представляет больше трудностей и все становится самоочевидным.

Различные школы вкладывают разный смысл в эти три термина. Школы тхеравадинов и сарвастивадинов пытаются дать объяснение пустоты, Н. и всего учения Будды. Весь мир представляется состоящим из отдельных дхарм, сменяющих друг друга и "обусловленных". Н. в противоположность им относится к "необусловленным" дхармам. Школы махаяны отвергают всякие попытки рационального объяснения Н. Пустота, лишенность признаков и отсутствие желаний являются не предметами обсуждения, а тремя объектами сосредоточения (самадхи), и только тогда они являются "дверями освобождения". Н. трансцендентна, непостижима логич. мыслью. Пожалуй, единств. положит. эпитет Н. – " ", поэтому логично, что в позднем буддизме Н. становится неотличимой от небесного рая.

Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvâna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvāna, Leningrad, 1927; Sangharakshita В., А survey of Buddhism, Bangalore, ; Сonze Ε., Buddhist thought in India. Three phases of Buddhist philosophy, L., .

И. Кутасова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НИРВАНА

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbдna - угасание, потухание) - в индийской религиозной (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее состояние, достигнутое Буддой в результате познания четырех благородных истин и прохождения восьми ступеней дхьяны (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей (клеши , ашая), которые “подпитывают” перерождения (сансара , карма), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. В текстах нирвана нередко описывается в чисто отрицательных терминах как отсутствие некоторых фундаментальных свойств сансарного бытия - прежде всего духкхи.

В отношении Будды к нирване можно усмотреть определенное к уровню аудитории. Он стремился к тому, чтобы нирвана не только служила контрастом привычной практике своих слушателей, но и представлялась им привлекательной целью. Вряд большинство последователей Будды вдохновилось бы идеалом ничто (именно так интерпретировали нирвану многие европейские мыслители, видящие в буддизме форму нигилизма), поэтому для них Он говорит о блаженстве, для более “продвинутых” - о прекращении сознания. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую . Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется паринирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

В махаяне нирвана отождествляется с шуньятой (пустотой), дхарма-каей (неизменной сущностью Будды) и дхарма-дхату (конечной реальностью). Нирвана является здесь не результатом процесса (в противном случае она была бы еще одним преходящим состоянием), а высшей вечной истиной, которая подспудно содержится в эмпирическом существовании ( тождества нирваны и сансары).

В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "НИРВАНА" в других словарях:

    - (инд.: покой, блаженство). В буддизме: священное самозабвение путем погружения духа в ничто; удаление от всего суетного; нирвана или нирвена: слитие Будды с высочайшим существом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка

    Нирвана - (санскр., пали – ниббана – сөзбе сөз (буквально) «тіршілік етуді тоқтату», «өшу», «сөну») – үнді діни философиялық ойының негізгі категорияларының бірі. Күнделікті азап қасіретке толы бақытсыз болмыстан арылып, карма заңының негізінде қайта… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (санскр. nirvâna, пали nibbâna, букв. «угасание»), в буддийской религиозно мифологической системе одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания, противоположное сансаре, когда отсутствуют перерождения и переходы от одной сферы … Энциклопедия мифологии

    - (иноск.) полное спокойствіе. Ср. Нынѣшній человѣкъ, если онъ не буддистъ въ душѣ и не ставитъ Нирвану идеаломъ существованія, можетъ мечтать только объ устойчивомъ равновѣсіи... чаши страданій и радостей точкѣ счастія... Серг. Печоринъ. Любовь и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Блаженство, небытие Словарь русских синонимов. нирвана см. небытие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Нирвана - Нирвана ♦ Nirvana В буддизме – название абсолюта или спасения; это сама относительность (сансара), само непостоянство (аничча), когда исчезают преграды, воздвигаемые неудовлетворенностью, умом и ожиданием чего бы то ни было. Эго угасает (на… … Философский словарь Спонвиля

    Нирвана - Нирвана. Смерть Будды. Неизвестный индийский художник. НИРВАНА (санскритское – угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих устремлений. В буддизме – психологическое состояние полноты… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (санскр. – угасание) – центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Нирвана – особое психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности, абсолютная… … Энциклопедия культурологии

    - (санскритское угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих устремлений. В буддизме психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствие желаний, совершенной удовлетворенности и… … Современная энциклопедия