Мышление и деятельность. Мышление как вид деятельности Тест мышление и деятельность егэ

1.5 Мышление и деятельность Богбаз10, §5, 46 – 47; 48 – 53; Богпроф10, §8, 85-88 (социальная сущность деятельности, мышление и деятельность, мышление и язык); Богпроф10, §17, 168-171 (структура деятельности), 174 (виды деятельности).

Мышление

Средство мышления – язык.

Типы мышления .

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения - использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

.

1) Наличие потребности (материальной или духовной) что-то понять, узнать, объяснить.

2) Формулирование задачи (вопроса)

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций

Формы мышления :

1) понятийные; 2) ассоциативно-образные; 3) вербально-речевые; 4) деятельностно-орудийные.

Дея­ тельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающе­го мира.

Структуры деятельности:

    Объект – это то на что направлена деятельность.

    Субъект – это тот кто ее осуществляет.

    Цель - это идеальный образ того результата, которого стремится получить субъект.

    Средства её достижения

    Результат

Основным мотивом, побуждаю­щим человека к деятельности, яв­ляется его желание удовлетворить свои потребности.

Потребности:

    Физиологические

    Социальные

    Идеальные

Виды деятельности:

    Прак­тическая деятельность (преобразование существующих в реальности объектов природы и общества).

      Материально – производственная

      Социально – преобразовательная

    Духовная (изменение сознания людей)

    1. Познавательная

      Ценностно–ориентировочная

      Прогностическая

Деятельность может быть созидательной или разрушительной.

Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Виды общения:

    Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).

    Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).

    Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).

    Общение воображаемых партнеров (литературных персонажей).

Формы общения:

  • Монолог или реплики.

Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.

Подробно

    7.1. Деятельность.

7.1.1. Что такое человеческая деятельность?

7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных.

7.1.3. Структура деятельности:

7.1.4. Виды деятельности.

7.1.5. Творчество.

7.2. Мышление.

7.2.1. Что такое мышление?

7.2.2. Типы мышления.

7.2.3. Формы мышления:

7.2.4. Мышление и язык.

7.2.5. Этапы мыслительной деятельности.

7.3. Деятельность или суета сует ?

7.1 . Деятельность .

7.1.1. Что такое человеческая деятельность ?

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

7.1.2. Отличия деятельности человека от поведения животных .

Деятельность человека :

1) приспособление к природной среде путем её масштабного преобразования, создание искусственной среды существования человека;

2) целеполагание в деятельности;

3) сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию;

4) воздействие на среду специальными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические способности человека (способность изготовлять орудия для изготовления орудий);

5) творческий характер деятельности;

6) способность абстрактно мыслить и излагать в членораздельной речи содержание, результаты своего мышления.

Поведение животного :

1) приспособление к условиям среды перестройкой собственного организма (мутация);

2) целесообразность в поведении;

4) воздействие на природу только органами тела;

5) потребительский характер – ничего нового не создают, только пользуются тем, что дано природой изначально.

Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных ?

Деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности).Неотъемлемой чертой деятельности является её 1) осознанность. К другим её характеристикам можно отнести 2) продуктивность, 3) преобразующий и 4) общественный характер.

Многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнёзда. Животные обучают своих детёнышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчёл и муравьёв иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются чёткой организацией и распределением «ролей».

3) Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и её осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы её достижения, прибегает к творческим решениям. 4) Способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.

7.1.2. Структура деятельности :

2) средства;

3) продукты (результаты);

4) мотивы;

5) действия.

7.1.3. Виды деятельности .

Классификация №1 (по содержанию) :

2) учение (учёба, познание);

4) общение.

Труд – деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Особенности трудовой деятельности : целесообразность; нацеленность на достижение ожидаемых результатов; наличие знаний, умений, навыков; практическая полезность; получение результата; преобразование внешней среды обитания.

Учение – деятельность, направленная на приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) и неорганизованным (побочный, дополнительный результат других видов деятельности).

Игра – деятельность, которая ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры.

Особенности игровой деятельности : происходит в условной ситуации; используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности.

Общение – 1) установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми; 2) вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Как соотносятся деятельность и общение ? (точки зрения) :

1) Общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства.

2) Общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т.д.

3) Общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Общение и коммуникация .

Коммуникация – общение, обмен информацией между людьми.

Различия :

1) Получатель информации : общение – человек; коммуникация – человек, животное, машина.

2) характер обмена : общение: взаимный обмен при активном участии каждого субъекта; коммуникация: однонаправленный поток информации при формальной характере обратной связи.

3) Последствия : общение: усиливается общность участников; коммуникация: участники остаются обособленными.

Виды общения.

По используемым средствам общения :

1) непосредственное – с помощью естественных органов;

2) опосредованное – с помощью специальных средств (газета или компакт-диск);

3) прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга;

4) косвенное – через посредников, которыми могут выступать другие люди.

По субъектам общения :

1) между реальными субъектами;

2) между реальным субъектом и иллюзорным партнером, которому приписываются качества субъекта общения;

3) между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний голос»);

4) между воображаемыми партнерами (художественный образ).

Функции общения :

1) социализация;

2) познавательная;

3) психологическая;

4) отождествления (выражение причастности человек к группе: «Я – свой» или «Я чужой»);

5) организационная.

Классификация №2 (по объектам и результатам деятельности) :

1) практическая: материально-производственная (преобразование природы), социально-преобразовательная (преобразование природы);

2) духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Классификация №3 (по характеру последствий) :

1) созидательная;

2) разрушительная.

7.1.4. Творчество .

Творчество – деятельность, порождающая нечто 1) качественно 2) новое, никогда ранее не существовавшее или активное, 3) отвечающее потребностям времени освоение уже существующего богатства культуры.

Творчество является синтетическим видом человеческой деятельности, объединяющим в себе на новом, высшем уровне некоторые элементы как предтрудовой инстинктивной деятельности людей (внутренняя мотивация активности), так и труда (осознание целей деятельности).

Механизмы творческой деятельности :

1) комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий;

2) воображение;

3) фантазия;

4) интуиция.

7.2 . Мышление .

7.2.1. Что такое мышление ?

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека.

Средство мышления – язык.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

7.2.2. Типы мышления .

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения.

Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью супротив больших обобщающих способностей. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления:

1) Образное мышление. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) мышление. Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое мышление. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

7.2.2. Формы мышления :

2) ассоциативно-образные;

3) вербально-речевые;

4) деятельностно-орудийные.

7.2.3. Мышление и язык .

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

7.2.4. Этапы мыслительной деятельности .

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Процесс мышления проходит ряд этапов:

1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

7.3 . Деятельность или суета сует ?

По своей активности человек избыточен, он производит уйму совершенно ненужных ему вещей. Возможно, в этой избыточности кроется одна из причин того экологического абсурда, в котором мы сегодня находимся. Известно, что только 2% осваиваемых природных ресурсов имеют непосредственное отношение к удовлетворению жизненно необходимых человеческих потребностей. Всё остальное – в конечном счёте свалка побрякушек, украшений и сумасшедших технологий, направленных на удовлетворение человеческого тщеславия.

Слайд 1

Кодификатор по обществознанию. Глава 1. Человек и общество. Тема 1.5.
Обществознание 10 класс. Профильный уровень.
Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Что такое человеческая деятельность? Отличия деятельности человека от активности животных. Структура деятельности: субъект и объект; цель, средства, действия, результат. Мотивы деятельности: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения. Сознательное и бессознательное в деятельности. Основные виды деятельности: игра; учеба; труд; общение.

Слайд 3

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ: опосредованный характер; обобщенность. ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ: абстрактное (теоретическое); образное (художественное). ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: анализ и синтез; сравнение; абстрагирование; обобщение и конкретизация. ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: суждение, умозаключение, понятие; индукция и дедукция. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ И ОБЩЕСТВУ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя.
КАКИЕ ЯВЛЕНИЯ МОЖНО НАЗВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?
СОЗНАТЕЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНАЯ ОРУДИЙНАЯ ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)

Слайд 5

ОТЛИЧИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ
ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНОГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ЦЕЛЬ ЗАДАЕТСЯ ИНСТИНКТОМ ЗАДАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИНСТИНКТОМ, НО И СТАВИТСЯ САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ
ПОВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ, Т.Е. СООБРАЗУЮЩЕЕСЯ С ЗАДАННОЙ ЦЕЛЬЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩЕЕ (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – СПОСОБНОСТЬ СТАВИТЬ НОВЫЕ ЦЕЛИ И ОПРЕДЕЛЯТЬ СРЕДСТВА ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
Животные тоже добывают себе пищу, но только человек придумал кулинарию. Животные тоже строят себе дома, но только человек придумал архитектуру.

Слайд 6

СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество). ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПРЕДЕЛИТЕ СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Слайд 7

По соотношению субъекта и объекта можно выделять:
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАМА МЫЛА РАМУ
МАМА МЫЛА РУКИ
МАМА РАЗГОВАРИВАЕТ С ПАПОЙ
МАША ИЗУЧАЕТ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
МАМА КРИЧАЛА НА ПАПУ
СООТНЕСИТЕ СИТУАЦИИ С ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Слайд 8

РЕЗУЛЬТАТ
СРЕДСТВА
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОИТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий.
ДЕЙСТВИЯ
ДЕЙСТВИЕ - это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.
РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида.

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИГРА УЧЕБА ТРУД ОБЩЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ - ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ (производство продуктов питания, строительство зданий и пр.)
ДУХОВНАЯ - ВСЕ, ЧТО МЕНЯЕТ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ (получение образования, занятия наукой, музыкой и пр.)

Слайд 10

МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВ – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо.
МАСЛОУ АБРАХАМ (1908-1970). Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии.
ПЕРВИЧНЫЕ, ВРОЖДЕННЫЕ
ВТОРИЧНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ
Проиллюстрируйте примером каждый мотив деятельности.

Слайд 11

Cogito, ergo sum (лат. - «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ») -философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650). Французский философ, математик, механик, физик и физиолог. Художник Франс Халс.
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень познания человеком действительности.
Назовите каналы связи человека с окружающим миром?
5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ
ЧУВСТВЕННОЙ ОСНОВОЙ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Слайд 12

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт)
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ
ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР
ОБОБЩЕННОСТЬ
То, что невозможно познать прямо (непосредственно), человек познает опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное.
Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
Проиллюстрируйте примерами особенности мышления.

Слайд 13

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Слайд 14

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
АБСТРАКТНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ)
ОБРАЗНОЕ (ХУДОЖЕСТВЕННОЕ)
Биологический тест «Кто я?»

Слайд 15

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
УСТАНОВЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ, ФИКСИРОВАНИЕ ТОЛЬКО ОБЩИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВОЙСТВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ТОЛЬКО ДАННОМУ КЛАССУ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ОТНОШЕНИЙ
МЫСЛЕННОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ
ПРОЦЕСС МЫСЛЕННОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ НА ЛЮБОЙ, ДАЖЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ, ДЕТАЛИ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ОТ ДРУГИХ СТОРОН
МЫСЛЕННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ КАКОЙ-ЛИБО ВАЖНОЙ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТА, ВРЕМЕННОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ДРУГИХ, МЕШАЮЩИХ СОСРЕДОТОЧЕНИЮ НА ГЛАВНОМ, СТОРОН
АНАЛИЗ- мысленное разложение целого на части. СИНТЕЗ – объединение частей в единое целое (операция, обратная анализу). СРАВНЕНИЕ – установление сходства и различия предметов и явлений. АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон. ОБОБЩЕНИЕ - это мысленное выделение, фиксирование только общих существенных свойств, принадлежащих только данному классу предметов или отношений. КОНКРЕТИЗАЦИЯ – процесс мысленного сосредоточения на любой, даже второстепенной, детали и отвлечения от других сторон.

Слайд 16

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. СУЖДЕНИЕ – форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. ПОНЯТИЕ – это отражение существенных признаков предмета.
В приведенных примерах найдите суждение и умозаключение: Все люди братья. Все люди хотят мира. Если все люди братья и все хотят мира, значит война есть преступление против человечества.

Слайд 17

СОДЕРЖАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Процесс получения умозаключения называется РАССУЖДЕНИЕМ. ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему. ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному).
В приведенных примерах найдите индуктивное и дедуктивное рассуждение: Любой человек мыслит. Иван мыслит. Следовательно Иван – человек. Иван – человек. Иван мыслит. Следовательно любой человек мыслит.

Слайд 18

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
ЯЗЫК – объективная материальная форма мышления. Мышление и язык (речь) – едины. Мысль становится мыслью только через слово – устное или письменное.

Слайд 19

По различным оценкам, объем человеческой памяти равен примерно от единицы с семью нулями до единицы с 21 нулем. Если исходить из того, что одна книга объемом в 10 печатных листов содержит 432 000 знаков, то мозг человека может хранить информацию, равную по объему от 23 тысяч до 300 триллионов книг. Для сравнения: фонд одной из крупнейших библиотек мира – Национальной библиотеки конгресса США – составляет 100 миллионов книг.
В среднем любой человек с помощью тренировок может улучшить качество своего мышления минимум в 4 раза (в 4 раза быстрее читать, придумывать, разгадывать...). Лучший способ развития мозга - заниматься тем, что вы еще никогда не делали (танцы, пение, новая еда, науки и т.д.). Например, если вы правша, то учитесь писать левой рукой.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МЫШЛЕНИИ

Слайд 20

ТЕРМИНОЛОГИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и самого себя. СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество). ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность. ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий. ДЕЙСТВИЕ - это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния. РЕЗУЛЬТАТ - продукт деятельности индивида. МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Слайд 21

http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://school-collection.edu.ru http://ru.wikipedia.org
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ:
САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ:
http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания.
http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/deyatelnost?seconds=0 - ИнтернетУрок «Деятельность». http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/struktura-deyatelnosti?seconds=0 - ИнтернетУрок «Структура деятельности».

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.



Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально . Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком . В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познает объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.




Мышление обладает личностным характером . Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности , которые проявляются: в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Мышление – сложное социально-историческое явление . Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.




На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.



В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.


Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».

Образ; язык; представление; темперамент; знак.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».

Ответ: Темперамент.

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.


Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
природы общества Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность - это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность : направлена на достижение практически полезного результата.
Цель : преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сознательное и бессознательное

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание - направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Мысль - это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Бессознательное - это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Cogito ergo sum! «Мыслю, следовательно существую», — утверждал Рене Декарт. Разберем теоретический аспект взаимосвязи мышления и активности человека, выражающейся в деятельности.

Мышление и деятельность. Разбор темы кодификатора ЕГЭ

Для занятий в группе сайта
#5_Мышление_и_деятельность

Деятельность - это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности:

😼Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением .
💭Цель - это осознанный предвосхищаемого на достижение которого направлена
✒Средство – это приёмы, способы действий, предметы. Действия - это проявление волеизъявления людей.
🏁 Результат – это конечный итог, завершающий деятельность.
🏃Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность:
🍃Объект - это то, на что направлена деятельность предмет или весь окружающий мир

Мотивы деятельности:
🔆Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития.
🔆Социальные установки – это ориентация человека на что-либо.
🔆Убеждения - это эмоционально-ценностные отношения к действительности.
🔆Интересы – это реальная причина действий, стоящая за
🔆Влечения - это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость).

Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.

📌Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической но и с общественным развитием, а также с речевой и человека. Формы мышления:

📌Мышлению свойственны такие процессы, как:

анализ (разложение понятий на части),
синтез (объединение фактов в понятие),
абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»),
постановка задач,
нахождение путей их решения,
выдвижение гипотез (предположений) и идей.

Неразрывно связано с именно результаты мышления отражаются в Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог.

Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.

Видео-лекцию на тему «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» от эксперта ЕГЭ вы можете получить, подписавшись на бесплатный мини-видеокурс по основным темам ЕГЭ по обществознанию.


В топике группы по эссе онлайн