На тему что такое доброта. Эссе на тему: «Что такое доброта? Для чего она нужна? Пословицы о доброте

Что такое доброта в понимании людей – это стремление помочь, не ожидая и не требуя ответной благодарности. Такой взгляд на суть доброты является не совсем полным, так как рассматривать это весьма абстрактное понятие можно исходя из различных точек зрения.

Что такое добро и доброта?

Понятие «доброта» напрямую связано со словом «добро», хотя второе имеет несколько значений и может, к примеру, означать любые материальные предметы, принадлежащие человеку. Добро в нравственном плане – это деяния, направленные на благо. Доброта же – это качество, присущее человеку, который творит добро. Чтобы объяснить ребенку, что такое доброта, можно рассказать бескорыстном поступке незнакомца, перечислившего средства больному ребенку, о милосердии людей, помогающих бездомным животным.

Доброта - психология

В психологии человеческая доброта рассматривается среди . Считается, что маленький ребенок не знает что такое доброта, за редким исключением у него преобладает эгоцентричность. И если доброту в малыше не воспитывать, у него будут серьезные проблемы с социализацией. У взрослых доброта людей часто вызывает недоверие и сомнения в искренности. Помимо этого, многие индивиды полагают, что добрый человек слаб, и им часто пользуются.

В чем проявляется доброта?

Про бездеятельного человека нельзя сказать, что он добр, это качество обязательно должно подтверждаться поступками. В чем проявляется и что значит доброта:

  • забота;
  • внимание;
  • поддержка;
  • бескорыстность;
  • отзывчивость;
  • добросердечность.

Список этот далеко не полный, и очень часто сложно понять, добрый поступок или нет. В идеале доброта – это комбинация активной жизненной позиции, нравственности, силы, высоких моральных качеств, а также восприятий и эмоций. В своем наивысшем воплощении доброта встречается крайне редко, самыми распространенными примерами которой являются святые, подвижники, меценаты.


Что такое добро и зло?

Добро – бескорыстная помощь, стремление сделать мир лучше, зло – это сознательное причинение боли, ущерба. Качества антагонисты – доброта и зло – присутствуют в любом человеке. Даже самые благородные и благодетельные люди признают, что борьбу со злыми побуждениями приходится вести практически постоянно. Церковь дает этому явлению такое определение: если человек задается вопросом, существует ли добро и зло – он на пути к осознанию необходимости постоянной борьбы с темными силами, живущими в каждом.

Полностью искоренить зло, живущее в человеке нереально в силу двойственности его натуры. Да и не нужно, наверное. Без зла, темноты, трусости и других отрицательных качеств нереально понять, что такое любовь и доброта, свет, мужество. По этой причине к добру и доброте многие люди приходят, лишь преодолев некий , став старше и мудрее, выделив новые приоритеты.

Существует ли абсолютное добро?

Чтобы понять, что такое абсолютная доброта в жизни человека, следует обратиться к религии. К примеру, христианство. Можно сказать, что примером абсолютной доброты является Бог, однако он может намеренно насылать на человека болезни, испытания. Их цель – привести человека к вере. Как пример абсолютной доброты можно вспомнить Иисуса, который нес людям только благо и прощение, невзирая на зло, причиняемое ему.

Истинная и ложная доброта

Проявление доброты истинной в современном обществе встречается крайне редко. Гораздо чаще можно столкнуться с ложной добротой, когда хорошие благородные поступки совершаются с ожиданием ответной благодарности или из страха. Большинство людей считает, что если помогать страждущим, в нужный момент помогут и им. Кто-то боится отказать в просьбе коллеги или руководителя. Зачастую доброту творят напоказ – этим, как правило, «грешат» политики и другие публичные лица.

Нужна ли людям доброта?

К сожалению, люди больше ценят доброту, которая направлена на них, но зачастую избегают сами творить хорошие дела, поэтому вопрос, надо ли становиться добрым человеком, возникает все чаще. Да, доброго человека могут считать «слабаком», «подхалимом» и т.д., но применение доброте можно найти. Приютить бездомного щенка, донести сумки пожилому человеку, помочь инвалиду, не пройти мимо, если обижают слабого – все это не просто доброта, это бесценные проявления лучших качеств души человека.

Для чего нужна доброта?

Гораздо больше, чем нуждающимся, доброта души важна тому, кто совершает благие поступки. Сделав что-то бескорыстное и хорошее, человек ощущает поднятие эмоционального уровня, возвышается в собственных глазах. Спустя некоторое время он, скорее всего, захочет вновь испытать эти ощущения и будет сознательно искать того, кому нужна его доброта. Через добрые поступки душа будет становиться лучше и чище. Главная опасность в таком случае – не загордиться.


Как стать добрым человеком?

Развить такие качества как доброта и милосердие легче, чем может показаться. Доброта вовсе не означает постоянно самопожертвования, которое приводит к тому, что человеком начинают пользоваться, манипулировать. Нужно открыть источник доброты в своей душе, научиться видеть тех, кому помощь и доброта необходимы. Вот что такое доброта:

  1. Смотреть неравнодушным взглядом – первое условие доброты. Только так можно увидеть чьи-то надежды, потребности и страхи.
  2. Отдавать и забывать – второе условие доброты. Помнить добро должен тот, на кого оно было направлено и, в идеале, продолжить цепочку доброты, оказав помощь очередному нуждающемуся.
  3. Отличать истинные потребности от манипулирования – третье условие доброты. Только научившись различать нуждающихся от потребителей, можно избежать разочарования и «выгорания» и творить истинную доброту, исцеляющую душу.

Начинать творить добро можно с малого. С чего начать, чтобы осознать, что такое доброта:

  • самопознание – поняв себя, можно понять и других;
  • пример добрых людей – вспомнив индивидов, которые несут добро, нужно научиться у них отношению к себе и окружающим;
  • – это источник умственного, психического и физического здоровья;
  • привычка – выработав привычку творить доброту, человек заметит множество позитивных изменений в своей жизни;
  • отсутствие осуждения – судить человека и сплетничать о нем легче всего, для взращивания в себе доброты нужно научиться ему сочувствовать и сострадать;
  • извлечение уроков из ошибок – все люди несовершенны, нужно не заниматься самобичеванием, а извлекать уроки;
  • жизнь в настоящем – человеку, нуждающемуся в помощи, нужно не только сочувствовать, но предлагать реальную поддержку;
  • оптимизм, дружелюбие – эти качества помогают увидеть в людях лучшие черты.

Что такое доброта?

Три варианта сочинений на тему добра и доброты для подготовки к ОГЭ и не только.

Первый вариант сочинения (по тексту Ю. Э. Шима «На первой перемене Жека укладывал в портфель…»)

Определение понятия

Добро – особое понятие, определяющее стремление человека сделать кого-то хоть чуточку счастливее, благополучнее, успешнее. Оно основывается на умении сострадать, сочувствовать, ставить себя на место другого. Не каждому это дано. Многие не понимают и не желают замечать проблем окружающих, уж не говоря о добром отношении к ним. А другие попросту смеются.

Об этом повествует Ю.Э. Шим в своем тексте. Дети часто бывают жестоки, они любят смеяться надо всем, что отличается от их привычного образа жизни. Так стал жертвой насмешек мальчик Жека, собиравший глянцевые фото известных актрис. Из разговора двух девочек становится ясно, что портреты эти он отправлял в Норильск для плохо видящей одноклассницы, которая переехала туда около года назад. Изначально настроенная против одноклассника Лисапета невольно пожалела его, узнав, что Лиза давно уже переехала из Норильска, и старания его напрасны. Добро проснулось и в ее душе, ещё неопытной, и от того по-детски жестокой.

Аргумент из личного опыта

Часто дети опускаются до насмешек и злых шуток не потому, что они такие чёрствые или циничные, а потому, что боятся показаться окружающим чем-то на них не похожими. На самом деле, если каждому такому обидчику разъяснить причины поступков или слов, то многие поймут, ещё и встанут на защиту правого. Добро живёт в сердце каждого из нас, только на разной глубине.

Заключение

Добро – одно из основных качеств. Все мы стараемся жить по его законам, но не всегда это получается в силу различных обстоятельств. Очень важно не бояться преодолевать в себе отрицательные черты и взращивать положительные, чтобы мир вокруг нас стал чище и добрее.

Второй вариант сочинения (по тексту В. К. Железникова «У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок…»)

Определение понятия

Я думаю, добро – то, что отличает нас от других обитателей планеты. Это своеобразное мировоззрение, которому если следуешь, то навсегда. Если это чувство поселилось в твоём сердце, то доброта будет появляться по отношению ко всему: к ближним, к незнакомцам, к братьям нашим меньшим. Уже ничто не сможет изменить человека, для него душевное отношение к окружающим – правило, аксиома, не требующая ни доказательств, ни опровержений.

Аргумент из прочитанного текста

Например, в тексте В. К. Железникова мы видим двух мальчиков, которые совершенно по-разному реагируют на одно и то же обстоятельство – собачий вой. Один привык к этому, отмахивается рукой, прячась за слова отца о том, что за животных несет ответственность тот, кто их приручает. Но Валерка не такой. Он сразу же начинает думать, как помочь животному, которое каждый день в одно и то же время безутешно скулит. Поговорив с хозяином собаки, мальчик предлагает гулять с ней ежедневно после школы. В этом проявляется его доброта.

Аргумент из личного опыта

Как показывает жизненный опыт, по отношению человека к животным можно понять, насколько он великодушен, заботлив и добр. Если человек чист в помыслах, желает всем только хорошего, то и животные к нему относятся с лаской и благодарностью. И наоборот, если кто-то таит злобу, то живность скорее всего будет стараться обходить его стороной.

Заключение

Добро – словно проводник между человеком и окружающим его миром. Если ты добр ко вселенной, она отвечает тебе тем же. Если ты нарушаешь ее законы, вторгаешься туда, куда не следует, топчешь едва всходящие ростки, то и мир покажется безжалостным.

Третий вариант сочинения (на примере текста Н.Г. Гарина-Михайловского «Няня, где Жучка?» — спрашивает Тема…»)

Определение понятия

Добро делает нашу жизнь ярче и многограннее. Я думаю, что оно должно стать основным правилом взаимоотношения человека с подобными ему и окружающим миром. Если характеризовать это понятие одним словом, то это теплота. Сюда входит и забота, и любовь, и сострадание.

Аргумент из прочитанного текста

Всеми этими качествами обладает маленький мальчик Тёма из рассказа Н.Г. Гарина-Михайловского. Его душевная организация настолько тонка, что он не смог спокойно спать, зная, что его любимица Жучка попала в колодец. Полночи снились ему пути решения проблемы, в конце концов, он отправился спасать собаку. Переступая через себя, через собственный страх и усталость, он блестяще справился с задачей – выбрался сам из колодца и спас питомца. Однако столько сил было потрачено, что, оказавшись в безопасности, ребенок просто упал в обморок.

Аргумент из личного опыта

Часто люди, способные думать больше о других, чем о себе, не замечают собственной усталости, слабости или болезни. Они готовы сделать невозможное, чтобы тот, кто дорог их сердцу, был счастлив и здоров. Больше всего жизненных сил ради благополучия другого человека тратят матери, которые свою жизнь готовы отдать ради детей.

Заключение

Человеческая теплота, забота, сочувствие и сострадание составляют единое понятие – добро. Это одно из важнейших качеств человека, помогающее выстраивать правильные взаимоотношения людей между собой и с миром природы.

Сталина Лазарева
Эссе на тему: «Что такое доброта? Для чего она нужна?»

В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом , оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки : добрые или не очень .

Что такое добро ? Что такое зло ? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы

Добро – то , что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра , пытаясь подменить собой истинное добро .

Когда мы говорим о человеке «добрый » , то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, и делает он это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца.

Доброе дело - это то , что дарит радость другому человеку.

Добро должно быть сильным , деятельным. Доброта – признак силы , а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый , а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем» , желать добра другим . Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей- это результат огромной внутренней работы духа.

Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения человеку приносят истинное счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Добрые желания , доброжелательность - главное противоядие от зазнайства, себялюбия., Мир и покой в нашей душе зависят от того, каким мы видим другого человека, как мы к нему относимся.

У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание :“Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра” .

Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям , думающий только о себе? Его и человеком - то назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро , потому что добрых людей на Земле гораздо больше, чем злых.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей , но для этого мы должны быть сами добрыми людьми . Необходимо помогать людям, защищать слабых, не завидовать никому, прощать ошибки другим. Ведь это сделать не сложно?

Попробуйте- и вы сразу увидите : отношения с людьми станут спокойными, тёплыми, сердце будут согревать удивительные, светлые чувства.

Закончить своё размышление мне хотелось бы строками из стихотворения Гаврюшкина А. Е.:

Что нам сделать, чтобы вырвать зло?

Вырвать с корнем и забыть на веки?

Чтобы никогда не проросло

Это чувство в нраве человека?

Предлагаю сделать День добра

Самым звонким праздником планеты,

Чтоб весь день и ночку до утра

Пела радость нам свои куплеты.

Я верю, что добро будет всегда побеждать зло, я верю, что добрых людей на планете очень много. И я очень хочу, чтобы зло покинуло нашу планету навсегда, чтобы наши дети жили в атмосфере добра и любви .

Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дур­ное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживаю­щее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла и к нему ведущими.

Поэтому добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро и зло - понятия высокой степени обобщения, это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки мораль­ного сознания. Поэтому на первых подступах к раскры­тию их содержания мы сталкиваемся с ситуацией, когда о них почти нечего сказать. Добро есть добро... Мы все­гда ему рады. Зло есть зло, и никто его не хочет... Что тут добавишь? Казалось бы, все интуитивно ясно и в то же время трудно выразимо. Впрочем, так бывает со все­ми универсальными понятиями, которые выступают пред­посылками нашего мышления, неявными ориентирами сознания. Как же быть? Очевидно, надо дать рабочее оп­ределение интересующего нас понятия, а затем посте-

Пути добра и зла

пенно, шаг за шагом раскрывать его смысл, конкретизи­руя его в сопоставлении со смыслом других этических представлений.

Как же можно в самой общей форме определить добро?

Добро есть то, что оценивается положительно, рас­ сматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и об­ ществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро, таким образом, уже в первом приближении ас­социируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действи­тельностью. Добро - это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

К понятию добра очень близко по содержанию поня­тие блага, они нередко выступают как синонимы. В обы­денной речи оба слова характеризуют не только нравствен­ное поведение, но и материальный достаток. Мы гово­рим: «Он накопил много добра» или «Там было изобилие материальных благ». Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как благ основывается на бо­лее широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.

Если в безрелигиозном сознании добро (благо) рассмат­ривается только как результат нашей оценки, т. е. неко­ей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо, высшее из всех возможных благ, он - источник и средоточие человечес­кого ценностного мира. Таким образом, облик добра ока­зывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди дол­жны не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

Понятие добра соотносится с двумя другими понятия­ми - доброты и добродетели.

Лекция I

Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Доб­рый не бывает агрессивным и никогда насильно не навя­зывает благ, оставляя другим свободу выбора. Доброта - качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность лично­сти. Поэтому нельзя быть добрым в душе, но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение раз­рушает доброту. Доброта связана со способностью посту­питься собственными интересами и амбициями ради бла­га другого человека, она принципиально неэгоистична.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетеля­ми мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи су­щественно различаются. Так, например, главными доб­родетелями стоического мудреца были бесстрастие, стро­гость и безжалостность, мужество и неукоснительное вы­полнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и не­избирательная сочувствующая любовь, которая обраще­на даже к врагам. А гордость - гордыня - напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани добра. Так, добро­детелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справед­ливость и великодушие. Добродетели не просто даны лю­дям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высокоценимые моральные качества, которые необходимы для выжива­ния и развития общественного целого. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народ­ные герои и святые.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с XVII-XVIII вв. в Европе формиру-

Пути добра и зла

ется представление о морали как системе взаимной по­лезности. Между добром и практической пользой ста­вится знак равенства. Эти идеи получают развитие у ан­глийских авторов-утилитаристов XIX в. И. Бентама и Дж.-Ст. Милля, а затем воспроизводятся в новой фор­ме в философии американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

В соответствии с этими взглядами, добро есть все, что полезно, т. е. все, что отвечает удовлетворению ка­кой-либо потребности человека. Полезно то, что прино­сит нам удовлетворение, удовольствие, счастье. В раз­ных ситуациях полезны разные вещи и разные способы поведения, поэтому и добро оказывается чрезвычайно разнообразным. В центре утилитаристско-прагматичес-кого понимания «добра-пользы» стоит партикулярный субъект, озабоченный удовлетворением своих потребно­стей. Он, в принципе, может желать и всем остальным удовольствия и счастья, но заботится в первую очередь о своем собственном благополучии, о добре для себя. Это равное пользе добро оказывается прежде всего совокуп­ностью материальных и социальных благ.

Сведение добра к пользе частного субъекта (человека или группы) размывает критерии между добром и злом. Действительно, для обретения неких благ и удовлетворе­ния своих потребностей может быть весьма полезно (вы­годно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет до­стичь личной цели и получить искомое удовольствие - богатство или власть. Однако можно ли это назвать доб­ром? Хорошо ли подобное поведение? Может ли оно быть оценено безусловно положительно? Я полагаю, вряд ли. Точно так же может быть весьма полезным для себя уни­жать других людей, издеваться над ними, дабы удовлет­ворить свою желание доминирования и самоутверждения. Однако от добра такое поведение тоже очень далеко. Дело в том, что потребности людей весьма различны, они бы­вают извращенными, невротическими, и потакание им

Лекция 1

способно обернуться величайшим злом для окружающих. Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем: «Для кого?»

В моральном сознании истинное добро - это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Разумеется, такое добро очень аб­страктно в мире, где сталкиваются потребности, жела­ния и мнения. Идеал добра для всех - это регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направ­ление движения. Полезное для человечества может быть неполезным для меня. Так, например, обуздание своих низменных влечений - жадности, похоти, зависти - трудное и неприятное дело, но это добро для людей как рода: что было бы с культурой, если бы все стали пота­кать своим темным страстям? Наверное, люди уже истре­били бы друг друга в войне «всех против всех». Поэтому моральный человек укрощает свои эгоистические жела­ния, он в определенном смысле жертвует удовлетворени­ем собственных капризов, амбиций и хотений, следуя бла­гу социокультурного целого. Для всеобщего добра нередко надо отступиться от своего маленького добра, от своеко­рыстной пользы, добровольно принести их в жертву ин­тересам рода и этим помочь человечеству гармонизиро­вать социальные и моральные отношения.

Кроме вопроса «для кого полезно?», есть вопрос «для чего полезно?».

Полезно делать зарядку, чтобы быть здоровым. Зна­чит, целью и ценностью выступает не сама зарядка, а здоровье. Или полезно зарабатывать много денег. Для чего полезно? Чтобы обеспечить сытую жизнь, престиж или возможность в перспективе иметь свободное время. Но деньги выступают здесь лишь как средство для чего-то иного. Они не добро, а путь к тому, что мы в данном случае считаем добром, к каким-то иным ценностям, ко­торые никак лишь к деньгам не сводятся. Полезное по определению служебно, оно не цель, а средство. Вот по­чему добро и польза различны, хотя в ходе реальной жизни

Пути добра и зла

одни и те же вещи могут выступать для конкретных лю­дей и в качестве индивидуального добра (например, ма­териальное благополучие) и в качестве пользы (то же материальное благополучие как средство для творчества, познания, самореализации и т. д.).

В морали конкретных культур несомненным добром, которое не может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны, на­против, все усилия индивида предпринимаются ради их снискания. В религиозной морали это единение с Бо­гом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшими моральными ценностями являются гуманность, справедливость, лю­бовь. Высшей моральной ценностью может быть саморе­ализация человека, понятая как его гармоническое взаи­модействие с миром, творчество, благо Родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной ма­териальной выгоды, практического преуспеяния. Напро­тив, ради них люди жертвуют многим другим.

Ради родной страны не щадят жизни, во имя любви отказываются от богатства, из гуманности не соглашаются на выгодные предложения, способные утеснить других.

Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в высокой морали добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые соеди­няют людей друг с другом и с универсумом как целым. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Даже там, где они не связаны с материальной, приземленной выгодой и полезностью, а выражаются в стремлении к абсолютной творческой уникальности или индивидуальном самоутверждении без учета других, они не могут быть признаны благими, так как, образно гово­ря, тяготеют к демонизму. Человек, сделавший высшей и неоспоримой ценностью собственную уникальность, ни­когда не уступит другим и ничем ради них не поступится, он всегда будет лелеять только свое несравненное «я». В

Лекция 1

конкретной ситуации он не будет добр, а будет неуступ­чив и зол, нарушая принцип безусловного благоволения.

Еще один момент, который отличает пользу от добра, это бескорыстие добра.

Полезное непременно должно принести благо лично мне или группе, с которой я себя идентифицирую. По­этому отношения полезности возмездны: я делаю кому-либо нечто полезное с расчетом на то, что получу адек­ватный ответ. Ваш на баш. При этом я боюсь продеше­вить и получить меньше, чем отдал. Отданное другим благо должно тут же ко мне вернуться, потому что цель всей «операции» - стяжание полезного для себя. Это практично и рационально, это даже здорово и удобно, но это не добро.

Добро, поскольку оно не гонится за ублажением эгои­стического интереса, имеет возможность быть щедрым и не требовать моментального вознаграждения. Точнее, оно вообще не требует вознаграждения, а может лишь наде­яться на него. Потому настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства. Что­бы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благо­воление, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешь­ся без ничего. Правда, народная мудрость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое при­бывает, чем больше отдаешь - тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать лю­бовь, дарить ее миру и людям.

Таким образом, будучи связанными между собой, доб­ро и польза весьма различны.

Человечество, в какие бы времена и эпохи ни жило, всегда ценило высокие нравственные качества, которые воспитывались в людях, являлись испокон веков основными положениями религиозных заповедей. Среди них - доброта. Что такое доброта? Какого человека мы называем добрым? Почему доброта - одна из основ нравственности? Разберёмся в этом.

Значение слова «доброта»

  • Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Например: "Доброта и сочувствие - основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.
  • Доброта - это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле. Например: "Доброта ребёнка проявляется в его ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами, доброте нужно учить с самого детства."

Доброта - это понятие несколько абстрактное. Многое можно вложить в смысл этого слова. На первый взгляд, легко ответить на вопрос: что значит доброта. Но в то же время и сложно. Ведь доброта - это основа таких понятий, как милосердие, сопереживание, сочувствие, самоотверженность и даже героизм. Именно любовь к человеку, доброта, желание спасти его и становится побуждением к героическому поступку.

А что даёт доброта человеку? Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и коллегами. Но доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остаётся неизвестным. Для него главное - помочь другим. Например: "Неизвестный человек перевёл большую сумму денег на лечение ребёнка, оказавшегося в беде."

Творите добро, и оно обязательно вернётся к вам, даже со стороны порой совсем чужих вам людей!