Художник ларионов михаил федорович - натюрморты, женские портреты. Русский художник Михаил Ларионов

В Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка, посвящённая 135-летию со дня рождения пионера русского авангарда, одного из основателей художественного объединения Бубновый валет , изобретателя лучизма, театрального художника, мужа и соратника амазонки авангарда Наталии Гончаровой Михаила Ларионова. На приглашение участвовать в ней откликнулись многие отечественные и европейские музеи: лондонские Галерея Тейт и музей Виктории и Альберта, парижский Центр Помпиду, венская Альбертина, кёльнский музей Людвига, частные коллекционеры.


Автопортрет в тюрбане, около 1907 года, фрагмент. ГТГ, Москва

Имя Михаила Ларионова слыло не так шумно и мощно, как имена таких асов русского авангарда, как Василий Кандинский или Казимир Малевич, а творчество для многих было не так эффектно, как живопись Павла Филонова, Владимира Татлина или его собственной супруги Наталии Гончаровой. Однако именно Ларионов стал первооткрывателем и основоположником, создателем фундамента русского авангарда, на базе которого развернули свой талант другие художники.


Дамы с зонтиками, конец 1890-х – начало 1900 годов. ГТГ

Не все фото тех картин, которых нет в сети, у меня получились прилично, но уж простите, какие есть.


Дама и кавалер, конец 1890-х – начало 1900 годов. ГТГ


Иллюстрация к арабским сказкам, 1898 год. Собрание Егорова, Москва


Женщина и фламинго, 1898 год. Иллюстрация к арабским сказкам.
Собрание Я. Рубинштейна, Москва


Цветущий куст на фоне неба, этюд, начало 1900-х годов. ГТГ


Пурга, начало 1900 годов. ГТГ


Зимний пейзаж с фигурой. 1900-е – после 1927 года. ГТГ


Натюрморт с сыром (Пивной натюрморт), 1903–1904 годы. ГРМ, Санкт-Петербург


Розовый куст после дождя, 1904 год. ГРМ
Этот пейзаж с бутонами-маячками, горящими в море зелени, очаровывает и завораживает...


Сад, средина 1900-х годов. ГРМ


Акации весной (Верхушки акаций), 1904 год. Государственный Русский музей

Для Михаила Ларионова белые акции, наполнявшие своим сладким ароматом сады и бульвары родного города, были деревом его детства наряду с абрикосовыми деревьями: Вся моя жизнь от рождения связана с этими двумя деревьями. Самая большая любовь и всё счастье, какие я себе мог вообразить, я несу к корням этих деревьев, чтобы они подняли в голубое небо. Кружевные ветки акаций и сердечки абрикосовых листьев в такое утро мне заменяют весь мир (Михаил Ларионов)


Абрикосовый сад, 1905–1907 годы. ГТГ


Дождь, 1904–1905 годы. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Сад ночью, 1906–1907 годы. Частное собрание, Москва



Сад весной, 1906–1907 годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань


Рассвет. Голубой сад, 1907 год.
Михаил Ларионов первым из художников-авангардистов удостоился чести.
Эта работа была приобретена Третьяковской галереей ещё в 1907 году, когда ему было 26 лет.


Голубые розы, 1907 год. ГТГ


Рыбы при закате, середина 1900-х, ГРМ, Санкт-Петербург


Рыбы, 1905–1907 год. Рязанский государственный областной художественный музей им.И.П. Пожалостина


Рыбы, 1906 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Рыбы (Натюрморт с луком-пореем), 1907 год. Собрание Петра Авена


Индюшка, 1905 год. ГРМ
Индюк, 1906 год.Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М.С. Туганова, Владикавказ


Свиньи, 1906 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Волы на отдыхе, 1906 год. Государственная Третьяковская галерея


Верблюды, 1908 год. ГТГ


Портрет Наталии Гончаровой, 1907 год. Частное собрание


Купальщицы на закате. 1908 год. Частное собрание


Сквозь сети, 1904 год. Музей Альбертина, Вена
Сквозь сеть, 1908 год. ГТГ


Море, около 1910 года. Нижегородский государственный художественный музей


Купальщицы, 1907–1908 годы. ГТГ


Купальщицы (С голубой козой), 1910–1911 годы. ГТГ
Деревенские купальщицы, 1909 год. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
В этих постимпрессионистских купальщицах Ларионова словно смешаны Поль Гоген и Пабло Пикассо


Закат после дождя, 1908 год. ГТГ


Синяя свинья, 1909–1910 годы. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Провинциальный франт, 1907 год. ГТГ


Прогулка в провинциальном городе, 1909 год


Провинциальная франтиха, 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань


Цветы на столе, 1907 год. ГРМ


Танцующие, 1909 год. ГТГ


Цирковая танцовщица, 1911 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Ларионов обожал свой родной Тирасполь, любил писать не только улицы, дворики, садики, кабачки города, но и его простых жителей: мелких ремесленников, трактирщиков, цыган, торговцев, крестьян, местных щёголей и щеголих, скучающих обывателей...


Цыганка в Тирасполе, 1908 год. Частное собрание, Париж


Ссора в кабачке (Сцена в трактире), 1909 год. Нижегородский государственный художественный музей


Ноги и листва, около 1908 года. Собрание Петра Авена


Окно. Тирасполь, 1908 год. ГТГ


Цветущее дерево. Тирасполь, 1909 год. Частное собрание. Москва


Проходящая женщина, 1909 год. Ульяновский музей современного искусства

Все было так мило и уютно в Тирасполе: кабачки, маленькие лавочки, двухэтажный трактир на площади, в котором мы обедали, с полногрудой красавицей, написанной прямо на стене... Бульвар в белых акациях, с круглым небольшим зданием ресторации, разнообразное по облику население, с преобладанием южных черт, а также военные (в то время около города стоял драгунский кавалерийский полк), а главное – солнце и благодатная черноземная почва, от которой как будто шел аппетитный теплый запах, сливающийся с запахом, идущим от булочных, греческих, турецких, еврейских, с запахом пыли и не мощеных улиц .
(Сергей Романович Дорогой художника ) Очень вкусно написано)))



Павлины, 1904 год. Волгоградский музей изобразительных искусств


Павлины, 1910 год. ГТГ


Павлин, 1907 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля


Павлин, 1910 год. Ульяновский областной художественный музей


Яблоня после дождя, 1906 год. ГТГ


Ларионов основал группу Бубновый валет , из которой позже вышли Малевич, Кандинский, многие другие. Его последователи устраивали публичные акции-перфомансы, гуляли с рисунками Ларионова на лице. И век спустя зрители с ними же расхаживают по выставке!)


Бульвар в Тирасполе. Пейзаж при свете луны, 1911 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Еврейская Венера, 1912 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Кацапская Венера, 1912 год. Нижегородский государственный художественный музей


Воображаемый пейзаж, 1908 год. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Турок и турчанка. Из цикла Воображаемое путешествие в Турцию, 1910 год. ГРМ
Турок. Из цикла Воображаемое путешествие в Турцию, 1910–1912 годы. ГТГ


Автор фото Максим Стулов, Ведомости


Зима. Цикл Времена года (Новый примитив), 1912 год ГТГ


Весна. Времена года (Новый примитив), 1912 год. ГТГ
Осень Из цикла Времена года (Новый примитив), 1912 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Осень жёлтая (Осень счастливая), 1912 год, ГРМ


Венера и Михаил, 1912 год, ГРМ


Венера с птицей, 1928 год. ГТГ


Автопортрет, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

Коллеги-художники относились к Ларионову по-разному: Александр Бенуа назвал его нелепой балаболкой , считал, что он мог бы создавать вместо этих кривляний в духе какого-то нового примитивизма законченные и совершенные произведения в прежнем духе , а Максимилиан Волошин резюмировал: В его талантливости есть что-то весело-дурацкое . И Ларионов жил весело, создав при этом немало серьезных вещей. Может, поэтому Николай Гумилев и писал о нем: Величье жизни настоящей У Ларионова сурово ...

Понравились ли вам работы Ларионова, если да, то какие?

Михаил Федорович Ларионов - уникальное явление русской и мировой культуры. театра, график. Он грандиозен как художник и теоретик авангардизма. Картины Михаила Ларионова и его личность оставили неизгладимый след в мировой культуре. Он значителен как основоположник лучизма, оригинального направления в русской живописи начала двадцатого века. Но, при всей масштабности его фигуры, он недооценен у себя на Родине, недостаточно изучен и исследован. По иронии судьбы, Ларионов как живописец долгое время пребывал в тени своей самой лучшей ученицы, соратницы и супруги, блистательной Натальи Гончаровой.

Детство

Михаил Ларионов родился в 1881 году. Его отец служил военным фельдшером и по долгу службы находился в Херсонской губернии, на юге России, в ста километрах от Черного моря. Именно там, в этих жарких и необычайно пронзительных местах прошло детство будущего художника. Наблюдательному мальчику было на что обратить свое внимание, ведь Тирасполь, как и любой южный город, представлял собой ослепительную мозаику из племен, языков и традиций. Этот край накрыл мальчика лоскутным одеялом цветущих садов, военных маршей, разношерстного люда, рыночной толчеи и базарного шума. Маленькие кабачки, длинные конюшни, несчетное количество ласточек, дрожащий знойный воздух и счастье, огромное счастье, объявшее все детство мальчика. Он и потом, когда вырастет, пока не покинет Россию навсегда, будет приезжать на лето в свой любимый Тирасполь.

Училище

Когда Мише Ларионову исполнилось двенадцать лет, семья перебралась в Москву. Жизнь в столице текла спокойно и размеренно, Михаил окончил училище и готовился связать свою жизнь с живописью.

В те годы особенно сильное впечатление оказывали на Михаила Ларионова картины Виктора Борисова-Мусатова. Рисующий с детства мальчик Михаил естественным образом поступил на обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там в полной мере проявился его яркий, самобытный талант, да и учителя у него были необыкновенные - это и Валентин Серов, и Константин Коровин, и Исаак Левитан. В этом же училище Ларионов встретил свою будущую супругу,

Импрессионизм

После училища жизнь Михаила Ларионова закружилась в ярком хороводе различных культурных течений. Он, как и многие художники того времени, начал свое творчество с импрессионизма. Из-под его кисти выходили большие серии работ, в духе пейзажей Клода Моне. Картины Михаила Ларионова были приняты очень хорошо. Он становился яркой фигурой в кругу творческой интеллигенции, его заметили члены объединения «Мир искусства», а предложил участвовать в Парижской выставке 1906 года.

В Ларионова Михаила Федоровича и его самого ждал большой успех. Но не столько успех, сколько сам Париж окрылил его и оставил неизгладимое впечатление. Там он узнал, что уже не Моне является стержнем мирового импрессионизма, это место твердо заняли Поль Гоген, Ван Гог и Сезанн. Именно они олицетворяли новизну в мировой живописи. Их экспрессия владела умами почитателей и неравнодушных. Ларионов дышал Парижем, жил Парижем, он посещал выставки, исследовал музеи, копил материалы к своему будущему росту. Но он не стал последователем фовизма, модного течения в живописи, разворачивающегося на его глазах и захлестнувшего Париж. Ларионов смотрел вглубь, в самый корень творческих исканий, и там внутри он увидел нечто новое. Изучив гениев постимпрессионизма, он стал новатором. В своих картинах художник Михаил Ларионов обратился к примитивизму.

1909-1914

Его примитивизм шел от русского лубка, от древних крестьянских традиций. Ларионов разглядел в этой простоте фундаментальную силу архетипов и распознал в незамысловатом народном творчестве далеко идущие потенции, ждущие своего осмысления. С головой погрузившись в новые замыслы, он проявлял неслыханную работоспособность, именно тогда появились серии картин Михаила Ларионова «Франты», «Парикмахеры», тогда же зарождался его лучизм.

Ларионов исследовал рекламные вывески, надписи и рисунки на заборах, и преображал эти зерна русского духа в драгоценные камни новых цветовых фактур. В те же годы Ларионов много занимался графикой и проявлял незаурядные организаторские качества. Он учреждал различные объединения художников и устраивал эпатажные выставки, самые известные из которых - «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Мишень». Много времени Ларионов уделял оформлению уникальных поэтических сборников своих друзей футуристов: Велимира Хлебникова, и других. Во всех своих проявлениях Ларионов являлся новатором и локомотивом. Он искал новые пути, новый взгляд на старые предметы, и квинтэссенцией этих исканий стал лучизм.

Лучизм

В 1913 году Ларионов провозгласил манифест «Лучисты и будущники» и открыл этим эру беспредметности в живописи. Это было начало русского абстракционизма. В лучизме переплелись и отразились все наработки художника в подаче цвета и фактуры. Предметов как таковых в концепции лучизма не существует, они явлены только в отражении и преломлении лучей. И поэтому живопись должна быть полностью оторвана от материи и выражаться в новых пространственных формах, новом наложении цвета и фокусировки мысли.

На парижской выставке лучистские картины Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой произвели фурор и получили всеобщее признание. Ларионов становится известным, устраивает европейское турне, знакомится со многими знаменитостями, в числе которых Пабло Пикассо, Гийом Аполлинер, Жан Кокто.

1915-1917

Но на пике творческой активности в жизнь Михаила Ларионова вторгается Первая Мировая война. Он возвращается на Родину и отправляется на фронт. В 1915 году после серьезного ранения и контузии, отлежавшись в госпитале, Ларионов приезжает обратно в Париж, где происходит новая метаморфоза мастера - он начинает заниматься декорациями для балетов Сергея Дягилева.

Революцию 1917 года художник встречает в Париже и решает остаться в нем навсегда. Начинается парижский этап в жизни мастера, этап долгий и неоднозначный. Они с Гончаровой селятся на рю Жака Калло и живут в этой квартире до конца своей жизни.

Парижский этап

Во второй половине своей жизни Ларионов много времени и сил стал уделять литературному творчеству, он писал мемуары и статьи по истории искусства. Художник Ларионов Михаил Федорович в картинах отошел от лучизма и возвратился к графике, натюрмортам и жанровым композициям. Что-то незаметное, но очень важное, очень настоящее исчезло из его работ.

В 1955 году Михаил Ларионов и Наталья Гончарова официально оформили свои отношения, и через пятьдесят лет совместной жизни стали мужем и женой. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, в пригороде Парижа, через два года после смерти своей музы Натальи Гончаровой.

В 1989 году Александра Томилина, многолетняя подруга семьи, передала архив Михаила Ларионова советскому правительству. Так состоялось возвращение мастера на Родину.

Ларионов уже в юности выступал против общепринятых традиций, поэтому за годы учебы в училище его три раза исключали за вольномыслие в живописи.

Общение с современными ему художниками, активное участие в деятельности живописцев, а также знакомство и последующая женитьба на Наталье Гончаровой, существенно повлияли на его творчество. Он писал в манере импрессионистов, заинтересовался принципами фовистов, изучал идеи примитивизма, пока не создал собственную теорию под названием лучизм. Он же выступил инициатором нового направления - неопримитивизма.

Бунтарский дух энергичного Ларионова привлекал внимание аналогично настроенных молодых художников. Ларионов организовал четыре ярких выставки, вокруг которых всякий раз разгорался скандал. Это небезызвестные выставки «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», переросшие в дальнейшем в одноименные организации. Вслед за ними последовали выставки «Мишень» и «№4», которые также объединяли молодежь, отрицающие каноны классической художественной школы.

К числу его известных работ относятся картины серий «Парикмахер» и «Солдат», автопортрет, «Кукольный театр», «Венера и Михаил», «Весна» и другие. Помимо живописи Ларионов иллюстрировал книги, оформлял театральные постановки и писал книги.

Ушел из жизни художник в 1964 году, достигнув 82-х лет.

Особенности творчества Ларионова

Ранний период деятельности

В ранний период художественной деятельности Ларионов творил в стиле импрессионистов. Ему нравилось рисовать картину с помощью коротких мазков, вызывая у зрителя ощущение пульсации полотна. Особенностью его импрессионистского стиля была яркая цветопись. Часто он располагал рядом цвета, которые относятся к несочетаемым, но при этом тонкое чутье художника помогало ему достичь цветовой гармонии. Интересно, что в его работах не краска подчинялась форме, а форма рождалась из отдельных мазков.

До 1906 года художник работал в направлении неоимпрессионизма. Его картины этого периода отличает колоритность и фрагментарность композиций. Он рисовал нежные пейзажи, которые трудно сравнивать с последующими картинами в стиле примитивизма, лучизма и других новых направлений.

Период примитивизма

Огромное влияние на творческий стиль Ларионова оказали поездки в Париж и Лондон. Вернувшись оттуда, он начал творить в стиле примитивизма. Первыми были гротески из жизни и быта солдат. Российская публика встретила новшество с неодобрением, закидав художника массой язвительных замечаний. Особенно досталось картине «Отдыхающий солдат». Однако картины в этом стиле наряду с дерзкими выставками «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» привлекли внимание бунтарских молодых художников, склонных к экспериментам и отказу от художественных норм и правил.

Заметим, что в отличие от наивного искусства (когда человек просто не умеет рисовать), примитивисты намерено создавали эффект невежественного искусства. Они делали картинку плоской, осознанно допускали ошибки перспективы, не соблюдали пропорции, прибегали к кричащим краскам и даже делали ошибки в подписях, чтобы выразить таким способом протест против академической школы. Им нужна была свобода. Свобода от жестких рамок и взглядов, чтобы перейти к искусству, которое не подчиняется логике.

Рождение лучизма

Именно лучизм считается тем направлением, который создал базу для будущего российского абстракционизма. И основателем его является Михаил Ларионов. Эксперты полагают, что предпосылками для создания художником лучизма могла быть работа с Врубелем и лондонская выставка У. Тернера.

Новая теория провозглашала базовым элементом луч, который пронизывает все и является причиной возникновения пространств и форм. При этом выделялся чистый лучизм (полная абстракция) и лучизм, базирующийся на конкретном объекте. Сами лучисты часто строили свои работы с использованием принципов кубизма, орфизма и футуризма, провозглашая лучизм вершиной всех этих направлений.

Рекорды продаж, цены на картины Ларионова

Еще в 1950-х годах, при жизни художника, на его картины начал расти спрос. Это привело к организации многочисленных выставок работ мастера и его супруги Н. Гончаровой. Но сколько стоят картины Ларионова сегодня? Посмотрим на информацию с аукционов.

В 2012 году на торгах МасDougall`s представили раннюю работу М. Ларионова «Цветы на веранде». Картину продали по нижней границе эстимейта за 1,1 млн фунтов (1,9 млн долларов).

В 2014 году на торги Sotheby`s попала картина «Месильщики теста». В 1913 году Ильей Зданевичем был составлен список главных трудов художника, в который вошла и эта работа. Ее последнее представление общественности состоялось в 1961 году в Англии. Это произведение в полной мере отражает его художественный стиль. Здесь наблюдается упрощение форм, интересное сочетание неподвижности и движения фигур, резкость и угловатость контуров. Работу оценили в 0,8–1,2 млн фунтов стерлингов, а продали за 1,9 млн фунтов (3,1 млн долларов).

Наконец, рекордом продаж картин Ларионова считается работа «Натюрморт с кувшином и иконой», ставшая лидером торгов Sotheby`s в 2007 году. Работа была создана около 1910 года и ранее участвовала в известной московской выставке. Эксперты оценили картину в 2-3 миллиона долларов и пророчили, что она станет звездой аукциона. Так и вышло. В ходе торгов борьба разгорелась между человеком, находящимся в зале, и участником, предлагающим цену по телефону. В результате полотно продали за 4,5 млн долларов.

Популярность картин Ларионова вызвала просто гигантский поток фальшивок. Начиная с 1980-х годов, в прессе неоднократно описывались скандалы вокруг очередной партии снятых с аукционных продаж разных стран мира картин художника. Например, в 1988 году в Швейцарии арестовали выставку, на которой было представлено почти двести работ Ларионова. Проверка показала, что все картины были фальшивыми.

Если до этого лидером по подделкам считался , то на смену ему пришли работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Ситуация осложняется появлением не только фальшивых картин, но и поддельных каталогов работ художников, поэтому так важно перед заключением сделки проводить экспертизу картин Ларионова, Гончаровой или других представителей авангардизма. Далее мы рассмотрим особенности этой процедуры, а также выясним, где и как продать картину Ларионова.

Особенности экспертизы, продажи и скупки картин Ларионова

Как оценить картину Ларионова

Чтобы более-менее достоверно оценить работу известного художника, нужно разбираться во многих деталях. Например, отлично знать весь творческий период автора, картины, которые были наиболее востребованными, понимать интересы арт-рынка и параметры, от которых зависит цена картины. Так как даже эксперты специализируются на конкретных эпохах художников, самому делать такую оценку не рекомендуется. Отказ от может привести к значительным финансовым потерям, когда дорогой шедевр продается за скромную сумму.

По этой причине мы предлагаем оценить картины Ларионова в специализированном центре экспертизы. Сотрудники центра исследуют холст в лаборатории по всем желаемым параметрам от установки подлинности до выявления состояния полотна.

Где выгодно продать картину Ларионова

Это можно сделать в галерее «Лермонтов» - антикварной площадке, присутствующей на рынке с 2008 года. За годы работы мы собрали на своем ресурсе широкую аудиторию людей, готовых приобрести ценные произведения искусства. Вам достаточно подготовить описание картины, сделать ее фотографии и прислать нам. Как только найдется покупатель, вы сможете обсудить с ним детали продажи.

Как продать картину Ларионова быстро

Описанный выше способ продажи хорош возможностью получить высокую прибыль. Но сам процесс может затянуться до тех пор, пока не найдется покупатель. Более быстрым вариантом является продажа картины за процент от ее стоимости. При таком способе мы сами произведем , предварительно убедившись в ее подлинности (проведем экспертную оценку).

В Новой Третьяковке открылась крупнейшая ретроспектива Михаила Ларионова. Работы одного из ведущих представителей русского авангарда рассредоточены по миру, поскольку долгое время он прожил за рубежом. Впервые его ключевые циклы «Венеры» и «Времена года» соберутся в одном месте. «Известия» расскажут, чем они примечательны и какова их роль в истории искусства.

Михаил Ларионов родился в 1881 году в Тирасполе (тогда - город Российской империи), в 10-летнем возрасте с семьей переехал в Москву и поступил в Реальное училище К. П. Воскресенского, а затем - в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Валентина Серова и Исаака Левитана.

Еще будучи студентом, Ларионов стал одним из наиболее активных деятелей московского авангарда, с успехом выставлялся, участвовал во множестве проектов. В 1907 году картину совсем еще молодого художника «Весенний пейзаж» приобрела Третьяковская галерея - настоящее признание! Впрочем, индивидуальный стиль Ларионова тогда еще только формировался, художественные открытия, вписавшие это имя в историю искусства, случились позже - в начале 1910-х. И связаны они были с изображением обнаженной натуры.

От Леды до Олимпии

Вплоть до XIX века было не так много ситуаций, которые позволяли художнику изобразить обнаженную женскую натуру. Полная нагота была связана, как правило, с античной мифологией. Благодаря той свободе, с которой древние греки и римляне описывали приключения своих богов, живописцы могли порадовать и себя, и заказчика фривольными образами. Достаточно вспомнить многочисленные вариации на тему соблазнения Леды Юпитером в образе лебедя, а также практически все сюжеты с Венерой («Рождение Венеры» Боттичелли, «Венера и Адонис» Тициана, «Спящая Венера» Джорджоне и др).

Эскиз картины «Леда и лебедь» художника Леонардо да Винчи

Кстати, «Леда и лебедь» - редкий пример ню у Леонардо да Винчи. Сама картина до нас не дошла, но сохранились эскизы, а также множество копий и подражаний, выполненных учениками мэтра. Позже сюжет с разной степенью откровенности воплощали Микеланджело, Веронезе, Рубенс, Буше, и всегда в этом читался явный эротизм. И все же привязка к мифологии или Библии (Адам и Ева) оставалась непременным условием полной женской наготы.

Картина «Леда и лебедь» художника Питера Пауля Рубенса

Все взорвал Эдуард Мане. Его «Олимпия», написанная в 1863-м и выставленная в 1865 году, произвела грандиозный скандал, хотя, глядя на это вполне реалистическое, изысканное полотно сегодня, нам сложно с ходу понять, что же так шокировало парижскую публику. Действительно, композиция «Олимпии» во многом повторяет «Венеру Урбинскую» Тициана, включая позу и «открытость» лежащей прелестницы. Но в том-то и было новаторство, что Мане не «прятался» за Овидия и Гомера. Более того, его героиня - куртизанка. И ее прямой, дерзкий взгляд на зрителя воспринимается иначе, нежели чуть застенчивая полуулыбка Венеры, - как вызов женщины, осознающей свою сексуальность и использующей ее.

Картина «Олимпия» художника Эдуарда Мане

В последней трети XIX и начале XX века женские ню стали бесконечно разнообразными. Так, у Зинаиды Серебряковой это лишенное прямого сексуального подтекста изображение крестьянских девок, для которых нагота - естественна («Баня»). А у Густава Климта - воплощение изломанной чувственности модерна («Змеи», «Обнаженная истина»). Широко известна его же графика - в ней художник, не скованный общественными приличиями, зачастую балансировал на грани между эротикой и порнографией.

Картина «Водяные змеи II» художника Густава Климта

Однако у Климта же наметилась другая тенденция, которая и станет доминирующей во втором десятилетии XX века: рисовать женское тело не прекрасным, а отталкивающим; сознательно нарушать каноны красоты. Теперь ню - не просто услада для мужских глаз и тайное потворство инстинктам, а выражение душевного состояния - даже не модели, а живописца и всей эпохи. Именно в творчестве Климта и, в большей степени, его младшего товарища Эгона Шиле сформировался экспрессионизм - художественный ответ на мрачные предчувствия грядущего апокалипсиса и ужасы Первой мировой войны.

Картина «Эгон Шиле и обнаженная модель перед зеркалом» художника Эгона Шиле

Самые откровенные акварели австрийского гения - не возбуждающие, а пугающие угловатой диссонантностью поз, неестественностью цветовой и анатомической. Параллельно с Шиле экспериментировал и Пикассо: в «Авиньонских девицах» (оригинальное название - «Философский бордель») он, как и Мане, изобразил дам полусвета, но исказил лица и нагие фигуры, превратив их в геометрические конструкции. Так родился кубизм.

Картина «Авиньонские девицы» художника Пабло Пикассо

В общем, к началу 1910-х годов обнаженную женщину можно было изображать в каком угодно контексте - сюжетном, стилевом, эмоциональном. Конечно, эксперименты всё равно вызывали скандалы - например, как только не упражнялись критики после показа портрета Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова. Отмечали неестественную худобу танцовщицы, трупный оттенок ее кожи… И всё же было чувство, что теперь уже допустимо если не всё, то почти всё.

Новый миф

На этой богатой, эстетически разнообразной почве и появились ню Ларионова. За 1912 год он создал ряд полотен с изображением обнаженных женщин, и большинство из них получили название со словом «Венера»: «Солдатская Венера», «Еврейская Венера», «Кацапская Венера», «Венера» (также известна по надписям «Венера Михаил»). Кроме того, сохранился карандашный эскиз еще одной картины, которая так и не была написана, - «Венера негритянская».

Картины «Кацапская Венера» художника Михаила Ларионова (слева) и «Венера Урбинская» художника Тициана

В своих «Венерах» Ларионов, конечно, вступает в диалог с Тицианом и Джорджоне. Героини лежат на кровати, опираясь на высокие подушки, их взгляд направлен либо на зрителя, либо немного вбок, но ни тени стыдливости у них нет. Напротив, листок, закрывающий лоно еврейской Венеры, выглядит издевкой над традицией изображения Евы. Пародией на ренессансный мифологизм читаются и сами названия, поскольку ничего божественного и даже просто возвышенного у ларионовских дам не заметно.

Но вместе с тем, если Серов и Климт, Шиле и Пикассо сознательно очищали женскую наготу от естественной притягательности, Ларионов, наоборот, возвращает моделям эротизм, воспевает сочные формы своих «венер», поданные с залихватским жизнелюбием. Это не эстетское экспериментаторство богемы, а грубоватое, утрированное воплощение солдатской, мещанской мечты.

Картина «Солдатская Венера» художника Михаила Ларионова

Если до XIX столетия художники воспевали возвышенную красоту тела, во второй половине века эмансипировали сексуальность, а в начале XX и сексуальность, и красоту наготы было решено «отменить», то в 1910-х годах Ларионов снова дарует обнаженной женщине сексуальность, но не привязывает ее к идеальным стандартам красоты. На фоне современных дискуссий о «боди-позитивизме» этот подход выглядит особенно актуальным.

Особняком в этом ряду стоит «Венера» («Венера Михаил»). Хотя полотно и примыкает к той же серии - как сюжетно, так и хронологически, однако оно открывает новые горизонты, причем не только в искусстве Ларионова, но и в мировой живописи. Эта «Венера» близка персонажам ларионовского цикла «Времена года». Анатомическое подобие, которое было в других «Венерах», здесь сменяется символическим образом, нарочито наивным и оторванным от реальности.

Картина «Венера» художника Михаила Ларионова

Элементы пародии на Венер прошлого остаются (причем можно усмотреть здесь и иронию над собственными «национальными» Венерами), но любые связи с анатомией исчезают окончательно: трехмерность (пусть даже «неправильная») сменяется двухмерностью, а все фигуры выглядят будто детскими рисунками. Вкупе с радостно-желтым фоном и общим светлым колоритом это сообщает картине какой-то фантастический солнечный оптимизм.

В работе «Венера» появляется еще один важнейший элемент: текст. Помимо изображения фигур и фона, здесь присутствует надпись - такая же нарочито корявая, детская: «Венера Михаил». Сложно поверить, но Ларионов, пожалуй, первый художник, который стал использовать текст как визуальный и концептуальный элемент картины.

Более полувека спустя текст поверх изображения (или даже вместо него) станет одним из главных художественных приемов родоначальника московского концептуализма Ильи Кабакова. И есть несомненный символизм в том, что Третьяковка проводит ретроспективу Кабакова «В будущее возьмут не всех» параллельно с выставкой Ларионова.

Впрочем, на картине «Венера» текстовый элемент фигурирует, скорее, декоративно и не несет концептуальной или формообразующей нагрузки. Иное дело - цикл «Времена года», созданный в том же 1912-м.

Серия «Времена года (новый примитив). Осень» художника Михаила Ларионова. 1912

Четыре разноформатных полотна символизируют четыре времени года. Каждая композиция разделена на столько же неравных прямоугольников, внутри трех из которых - плоские двухмерные изображения, а четвертый отдан под текст.

«Осень счастливая блестящая как золото с зрелым виноградом с хмельным вином» - гласит одна из них. «Весна ясная прекрасная с яркими цветами с белыми облаками» - значится на другой... Лубочность текста подчеркнута его написанием - без знаков препинания, с «неправильными» переносами и будто бы случайными цветовыми акцентами.

Серия «Времена года (новый примитив). Зима» художника Михаила Ларионова. 1912

Та же нарочитая наивность характерна и для центральных фигур каждого полотна: это обнаженные дамы в окружении ангелочков, птиц и деревьев. Впрочем, их нагота - совершенно условна. От ню эротического Ларионов приходит к ню символическому, от мужского взгляда на модель (пусть даже и с оттенком карикатурности) к взгляду детскому.

Усиливает ощущение инфантильности изображений почти однотонный фон: светло-оранжевый в «Весне», коричневый в «Зиме», синий в «Осени» и фиолетово-черный в «Лете».

Фото: Государственная Третьяковская галерея

Серия «Времена года (новый примитив). Весна» художника Михаила Ларионова. 1912

И вот что интересно: если во второй половине XIX века изобразительное искусство освободилось от оков мифа, прежде незыблемых, по крайней мере, в отношении ню, то в XX столетии Ларионов снова возвращается к первоосновам - не только европейским (Венеры), но и русским: «Времена года» отсылают к нашему язычеству, а отнюдь не греко-римскому. Уместно провести параллель с «Весной священной» - знаменитым балетом дягилевских «Русских сезонов», музыка которого была написана Игорем Стравинским в том же 1912 году.

Красавицы и спутницы жизни

За свою жизнь и даже за относительно недолгий русский период Михаил Ларионов сменил множество стилей, манер письма. Что, в общем-то, было обычным явлением для авангарда. Но необычно другое: во всех экспериментах он сохранял светлый, удивительно оптимистичный, подчас даже праздничный взгляд на мир. Идиллия «Времен года», задорный эротизм «Венер», лучезарные квази-абстракции, для которых Ларионов придумал свой термин - «лучизм»...

Во всем, что делал Ларионов, чувствуется гармония с собой и с миром. И, наверное, не в последнюю очередь это следствие его счастливой семейной жизни. Наталья Гончарова, а не абстрактные венеры, была главной его красавицей и вдохновительницей. Ее он изображал неоднократно, и некоторые из портретов можно будет увидеть на выставке Третьяковки.

Союз Ларионова и Гончаровой вообще уникален, причем по многим параметрам. Во-первых, в артистической среде такие долгие и крепкие браки - в принципе редкость. Во-вторых, это отношения не художника и музы (как, например, у Дали и Галы), а двух равновеликих творческих личностей; без них обоих история авангарда немыслима. И в-третьих, несмотря на стабильность их союза, сам его формат был далек от традиционного. И дело вовсе не в том, что вплоть до 1955 года они не были ни венчаны, ни расписаны.

Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов в мастерских Большого театра во время работы над декорациями к «Золотому петушку». Фотография. 1914, Москва

Обосновавшись в Париже, супруги дали друг другу нетипичную свободу: начиная с 1920-х годов Ларионов нашел постоянную спутницу жизни и новую модель - библиотекаршу Александру Томилину, которая жила в том же доме, что и он с Гончаровой. В свою очередь, в жизни Гончаровой появился издатель Орест Розенфельд. Нередко они отдыхали вчетвером; в письмах друг другу Ларионов и Гончарова передавали приветы Оре и Шурочке. И Розенфельд, и Томилина поддерживали художников: первый - заказами от издательства, вторая - уходом и помощью по хозяйству. Гончарова, не умевшая готовить, шутила, что, если в доме есть несколько женщин, старшая из них может ничего не делать. И отмечала, что ревновать им друг к другу не стоит.

Фото: Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи

Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов. Фотография. [Начало 1950-х, Лондон]

Во время Второй мировой войны Розенфельд попал в концлагерь, Гончарова предпринимала отчаянные усилия для его вызволения. И хотя ее труды оказались напрасны, он чудом остался жив, но после 1945 года уехал и женился на другой женщине. Томилина же прожила с Ларионовым и Гончаровой вплоть до смерти последней, после чего стала законной супругой пожилого мэтра. Правда, практического смысла в этом браке было больше, чем романтического: тяжело больной художник чувствовал, что скоро и он уйдет в мир иной, а о его и Гончаровой живописном наследии и огромном архиве сможет позаботиться только Томилина.

И действительно, всю дальнейшую жизнь после смерти Ларионова она посвятила выполнению последней воли мужа: передать то, что осталось от художников, на их родину. Она же организовала единственную советскую выставку Ларионова - в 1980 году экспозиция была показана в Русском музее, а затем - в Третьяковской галерее. Теперь же Ларионов возвращается к нам во всей полноте своего радостного гения.

100 знаменитых художников XIX-XX вв. Рудычева Ирина Анатольевна

ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (род. 22.05.1881 г. – ум. 10.05.1964 г.)

ЛАРИОНОВ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

(род. 22.05.1881 г. – ум. 10.05.1964 г.)

Известный русский художник-модернист, график, театральный декоратор, иллюстратор. Один из основоположников русского авангарда.

Создатель живописного метода «лучизма».

Выдающийся мастер русского художественного авангарда Михаил Ларионов родился в небольшом провинциальном городе Тирасполе в семье скромного военного фельдшера. Самыми яркими воспоминаниями его детства стали «рубашечка с вишенками», человеческая фигурка из мякиша черного хлеба, вылепленная бабушкой Ольгой Львовной, и задача, которую будущий художник поставил перед собой в семь лет: «Не забыть взрослым человеком ощущений детства». «Я видел разницу чувств взрослых и детей, отсюда возникла эта мысль, но, к сожалению, мои чувства не изменились, и я не вижу разницы между прошлым и настоящим в моей личной жизни. Я не потерял связи с детьми, но с взрослыми я ее не могу никак наладить», – вспоминал Михайл Федорович в конце своей жизни, больше похожей на театральное представление, но наполненной творческими исканиями и открытиями.

После окончания реального училища Михаил в 1898 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классах К. А. Коровина и В. А. Серова до 1910 г. Уже в первые годы занятий он подавал большие надежды стать знаменитым живописцем, но тем не менее был трижды исключен за нестандартное поведение и художественное вольномыслие. Ларионова привлекала живопись П. Гогена, Ван Гога и П. Сезанна. Одна из наиболее ранних известных его картин «Куст сирени в цвету» (1904 г.), написанная в стиле позднего импрессионизма, была куплена Третьяковской галереей. Художник был наделен огромным живописным темпераментом, острым чувством света и цвета. Его пейзажные работы наполнены интенсивной вибрацией свето-воздушной среды и красочными нюансами. На выставке «Мир искусства», устроенной С. Дягилевым в 1906 г., Ларионов показал семь своих работ. Это была серьезная заявка на стремительную карьеру молодого художника. Все дальнейшие взлеты Михаил «устраивал» себе сам: писал непривычные картины и декларации, организовывал выставки и группировки, устраивал скандалы, чтобы подогреть внимание публики к себе и своему творчеству.

Рядом с именем Ларионова с 1900 г. постоянно звучала фамилия его подруги, соратницы и не менее именитой художницы Гончаровой. Наталья Сергеевна родилась в известной дворянской семье и была двоюродной правнучкой жены А. С. Пушкина. Училась она вместе с Михаилом, только вначале в скульптурном классе П. Трубецкого, а затем пути в живописи у двух молодых талантов неразрывно переплелись, ведь недаром их назвали «самой лучшей и самой слитной парой русского авангарда». Творческий дуэт двух незаурядных художников продолжался более 60 лет и был до предела насыщен творческой инициативой и готовностью порвать с уже достигнутыми результатами для обретения новых перспектив. Но все же Гончарова как-то призналась: «Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь все знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя». Они никогда не были конкурентами, а дополняли и обогащали друг друга.

Но если Гончарова просто творила, то Ларионов стал признанным лидером русского авангарда, главным выдумщиком, организатором скандальных акций и создателем новых живописных направлений. Это был бунтарь и потрясатель академических основ искусства.

Вернувшись из поездок в Лондон и Париж (Осенний салон 1906 г.), Ларионов творчески переосмыслил идеи фовизма и достижения западного «наивного» искусства. Привнесенные им в живопись новшества были основаны на простонародном и детском восприятии красоты. Русская икона, лубок, росписи вывесок и подносов, рисунки на заборах смешались в красочном сверкании новой живописной гармонии примитивизма (серия «Парикмахеры», 1907 г., и сценки провинциального быта).

Для продвижения своего авангардного искусства Ларионов развернул бурную деятельность. В 1908 г. он совместно с Д. Бурлюком организовал первую в Москве авангардную выставку «Венок Стефана». Как один из вожаков бунтующей молодежной богемы, художник вошел в состав основателей (П. Кончаловский, Д. Бурлюк, А. Лентулов, К. Малевич) общества «Бубновый валет». Но вскоре вместе с Бурлюком оставил компанию «валетов», обвиняя их в отсталости, академичности и фотографизме. «Для меня Малевич, – писал Ларионов в газету, – как футурист является "необитаемым туземцем"». От живописца-забияки доставалось и врагам и друзьям, но ему многое прощалось за тот огромный талант, которого могло хватить не на один десяток художников.

После непродолжительного пребывания на сборах в солдатских лагерях, где ему так понравилась настенная живопись в казармах, в творчестве Ларионова появились многочисленные сценки из армейской жизни, часто сдобренные откровенной похабщиной («Маркитантка Соня», «Отдыхающий солдат», «Курящий солдат», все в 1911 г.). Все работы «солдатской» серии стали своеобразной вершиной примитивистского периода творчества, где мягкую иронию и откровенный реализм Ларионов успешно сочетал с изысканной живописью.

Продолжая потрясать «общественные устои», художник совместно с Гончаровой, Малевичем, Татлиным и другими приверженцами авангарда создал группу «Ослиный хвост» (1912 г.) и под этим скандальным названием организовал две выставки. Работы, которые там экспонировались, были возведены критиками в разряд «анархического бунтарства». Художники требовали свободы для своих формальных экспериментов. Когда деятельность этой группы дошла до логического предела, Ларионов организовал выставку «Мишень» (1913 г.) и Первую выставку лубков в Москве (1913 г.). Однако при всей своей неуживчивости и ершистости Михаил Федорович успевал выставляться и на вполне «приличных» показах. Так, только за 1906 г. его работы (помимо Лондона и Парижа) побывали на экспозициях Товарищества передвижников, Союза русских художников, Московского товарищества художников. Особенно долго оставался верен Ларионов объединению «Мир искусства». Его руководитель, известный художник и критик А. Бенуа, ужасаясь от ларионовского «Портрета дурака», все же чувствовал под внешней бравадой и эпатажностью глубину его молодого дарования.

На осенней выставке «Мир искусства» в 1912 г. состоялся и показ первых картин, исполненных художником новым, изобретенным им живописным методом – «лучизмом». Используя его, Ларионов изображал не сам окружающий мир, а потоки света и

цвета, излучаемые предметами, и теряющие свой реальный облик в этих потоках. «Лучизм» считается одним из первых опытов беспредметного (абстрактного) искусства и ярким проявлением авангардизма в русской живописи, наряду с супрематизмом Малевича и футуризмом Татлина. Ларионов этим методом достигал небывалых художественных форм, создавал новую причудливую реальность. Но даже в работах, где, кажется, вообще ничего не изображено («Стекло/прием лучизма», «Этюд лучистый», «Лучистая камбала и скумбрия», «Лучистый петух», все в 1912 г.), где все окутано волнами окрашенного света, смутная предметная реальность проступает в виде народного изофольклора, вспыхивая одновременно чем-то неземным и фантастическим. В стиле «лучизма» были оформлены иллюстрации к книге Крученых «Старинная любовь» (1912 г.), где текст естественно переплетается с рисунками, создавая целостный художественный образ.

Причудливые и полупристойные «Венеры» (1912 г.) – «Кацапская», «Бульварная», «Солдатская», «Еврейская», «Негритянская» – написаны в стиле примитивизма, как и четыре больших полотна под общим названием «Времена года» (1912 г.). Картины, окрещенные критиками как «инфантильный примитив», больше напоминали искусно выполненные детские рисунки, которые очень высоко ценил сам художник. Каждое полотно Ларионов сопровождил по-детски наивными стихотворениями. На холсте «Весна» он написал: «Весна ясная, прекрасная. С яркими цветами, с белыми облаками». В стиле примитивизма выдержаны иллюстрации к сборнику футуристических стихов «Мирсконца» Хлебникова. В оформлении книги Крученых «Полуживой» Ларионов использует стилистику наскальных изображений. А издание «Помада» современники сравнивали с филигранным ювелирным украшением, настолько оригинально выглядели его иллюстрации на золотых паспарту. Живописная фантазия Ларионова была безгранична и не знала повторений.

Творческую самобытность и «авангардность» художник подкреплял постоянным «ошарашиванием» публики своим поведением «в миру» и созданием шума вокруг собственной персоны. Авангардным было не только его искусство, но и личная жизнь. Ларионов с Гончаровой многое делали «впервые»: приняли участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13» (1914 г.), участвовали в ими же организованном шествии с раскрашенными лицами по улицам Москвы (1913 г.). Это был первый публичный «боди-арт», звучно названный «убийством лица». Для большей убедительности акции Ларионов выпустил манифест «Почему мы раскрашиваемся», где апеллировал к «русскому балагану, площадному циркачеству и весеннему розыгрышу». Если же газетный шум и улюлюканье в его адрес смолкали, художник в срочном порядке публиковал «саморекламные монографии» под псевдонимом Эли Эганбюра и Варсанофия Паркина. Исследуя его творчество, искусствовед А. Корзухин писал: «Делание навыворот, наизнанку, «мирсконца», антиприличие под стать искусству протеста или подчеркнутое приличие как кукиш вместо ожидаемого скандала, короче, антибуржуазность вкупе с антипарадностью, – вот что такое жизнь в авангарде. Жизнь конечно суматошная и нервная (что усугублялось вспыльчивой задористостью характера Ларионова), но зато рождавшая новый сплав картины и личности, где не было места пошлым условностям и рыночным законам».

Сергей Дягилев, известный организатор выставок русского искусства в рамках «Русских сезонов» в Париже (с 1907 г.) и создатель труппы Русского балета (1911–1926 гг.), одним из первых открыл неподражаемый дар Ларионова и Гончаровой. И он же в 1915 г. предложил супругам заняться сценографией в его антрепризе. Совместно с балетной труппой они объехали с гастролями Швейцарию, Италию, Испанию, а с 1918 г. поселились в Париже. Результаты работы художников над «карнавальным миром» театральных декораций и костюмов ошеломили европейскую публику, покорили новизной замыслов, красочностью и экзотичностью. Их творческий вклад в успех русского балета был огромен. Виртуозная фантазия, изощренный вкус, пиршество красок, мир сказочных причудливых образов обогатили сценическое искусство XX в. И хотя оформленные ими спектакли стали достоянием истории, но эскизы театральных костюмов, декораций и мизансцен, портреты композиторов, хореографов и артистов балета вошли в художественную сокровищницу их творческого наследия. В 1915–1917 гг. Ларионов и Гончарова оформили спектакли «Ночное солнце», «Литургия», «Садко» Римского-Корсакова; «Кикимора», «Русские сказки», «Баба-Яга» Лядова; «Испанская рапсодия» Равеля. В период с 1921 по 1932 г. – «Шут», «На Борисфене» Прокофьева; «Снегурочку» Римского-Корсакова; «Лисицу», «Жар-птицу» Стравинского; а в 30–40 гг. – балет «Богатыри» Бородина и оперу «Кощей Бессмертный» Римского-Корсакова. Это был огромный многоплановый труд, всегда оригинальный, содержащий неожиданные решения.

Более 50 лет прожила эта знаменитая «авангардная пара» в Париже, в причудливом старинном доме, из окон которого можно было любоваться крышами города. Все комнаты и мастерская были заполнены книгами и картинами. Ларионов создавал камерные композиции, занимался книжной графикой и живописью (рисунки, натюрморты, пейзажи), а также начал писать мемуары. Наталья Сергеевна в последние годы из-за артрита почти не могла работать и очень страдала из-за этого. Превозмогая боль, она двумя руками сжимала карандаш, чтобы сделать хоть небольшой рисунок. 17 октября 1962 г. Наталья Сергеевна Гончарова умерла, а вскоре, 10 мая 1964 г., в Фонте-о-Роз, близ Парижа, скончался и Михаил Федорович Ларионов. Все творческое наследие художников хранилось во Франции. В 1988 г. по завещанию второй жены Ларионова, Александры Клавдиевны Томилиной, значительная его часть (две тысячи работ) и архив были переданы в дар Третьяковской галерее. В Москве в доме в Трехпрудном переулке, где до 1915 г. жила эта блистательная пара русского и мирового авангарда XX в., будет открыт музей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. А это вселяет надежду на то, что спустя сто лет их творчество наконец станет широко известным русским ценителям искусства.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Воррингер (Worringer) Вильгельм (1881–1965) Немецкий историк и теоретик искусства, профессор университетов в Бонне (1925), Кенигсберге (1928), Халле (1947). Основное произведение В., изданное на основе его диссертации под тем же названием «Абстракция и вчувствование» (1908) стало одним из

Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Леже (L?ger) Фернан (1881–1955) Известный французский художник, внесший существенный вклад в искусство XX в. С 1900 г. жил в Париже, профессионально занимался искусством, находился в центре художественной жизни европейского авангарда (см.: Авангард) начала столетия. В плане

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги В параболах солнечного света автора Арнхейм Рудольф

Глава 34. Александр II (1855-1881) Наследник. ? Воспитание Александра II. ? Амурные увлечения и скандал во дворце. ? Любовь к княжне Долгорукой. ? Отмена крепостного права. ? Свобода или кабала? ? Брожение в обществе. ? Первое покушение. ? Общество после выстрела Каракозова. ? Второе

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Глава 35. Александр III (1881-1894) Наследник престола. ? Воспитание и образование. ? Великая княгиня Мария Федоровна. ? Новый политический курс и национальное самосознание. ? Обуздание общества. ? Влияние войны на нравственность Александра. ? Положение рабочих и крестьян при

Из книги Русский канон. Книги XX века автора Сухих Игорь Николаевич

Из книги Французские тетради автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

1964 3 январяВ больнице, где я пролежал несколько недель, существовал язык, состоявший из кратких эвфемизмов. Делать операцию называлось «подниматься наверх», потому что операционная комната находилась наверху. Хирург говорил языком намеков. Отказываясь говорить прямо,

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛЕЖЕ ФЕРНАН (род. 04.02.1881 г. – ум. 17.08.1955 г.) Известный французский живописец, график, керамист, скульптор и иллюстратор, мастер монументальной живописи, критик и поэт. Один из основателей собственной системы кубизма, названной трубизмом. Основатель собственной

Из книги автора

Сочинение на школьную тему. (1964-1971, 1978-… «Пушкинский дом» А. Битова) Сыны отражены в отцах: Коротенький обрывок рода - Два-три звена, – и уж ясны Заветы темной старины; Созрела новая порода… А. Блок. 1911 У входа в Пушкинский дом сидит вахтер, а в массивной деревянной

Из книги автора

Стихи о Франции (1940–1964) 1–7. ПАРИЖ, 1940 1. «Уходят улицы, узлы, базары…» Уходят улицы, узлы, базары, Танцоры, костыли и сталевары, Уходят канарейки и матрацы, Дома кричат: «Мы не хотим остаться», А на соборе корчатся уродцы, Уходит жизнь, она не обернется. Они идут под бомбы и