Когда был приведен в исполнение последний смертный приговор в России? Мир православия Иоанн булин приведен приговор в исполнение.

25 апреля - 16 июня Церковь Эстонская апостольская православная церковь Предшественник епархия учреждена Преемник Николай (Лейсман)
Наместник Псково-Печерского монастыря
20 февраля - 16 июня Церковь Русская православная церковь Предшественник Преемник Николай (Лейсман) Имя при рождении Николай Александрович Булин Рождение 16 февраля (1893-02-16 )
Вепс , Выруский уезд , Эстляндская губерния , Российская империя Смерть 30 июля (1941-07-30 ) (48 лет)
Отец Александр Булин Мать Ольга Беляева Принятие священного сана 23 мая 1918 года Принятие монашества 21 мая 1918 года Епископская хиротония 25 апреля 1926 года Епископ Иоанн на Викискладе

Биография [ | ]

Родился 16 февраля 1893 года в местечке Вепс Ряпинской волости Выруского уезда на юге Эстляндской губерниии (ныне Выыпсу , Эстония) в русской рабочей семье . Его родители были потомками выходцев с Дона , переселёнными во времена императрицы Елизаветы Петровны в числе 220 семей в Ряпино для работы на бумажной фабрике. Эти переселенцы образовали свой собственный посёлок, в котором для них была выстроена православная Церковь во имя святых праведных Захарии и Елизаветы .

С шести лет помогал в церкви во время богослужений, с восьми - читал по памяти «Трисвятое » .

В 1901-1903 годы учился в начальной школе посёлка Выыпсу. Ещё 2 года учился в Радомской министерской школе в .

В Петербурге [ | ]

В том же году Николай Булин поступил в Петербургскую духовную академию , где зарекомендовал себя надёжным товарищем и прилежным учеником. Известно, что в самые ответственные моменты жизни курса, на котором обучался Николай, именно ему доверяли проповедовать за богослужением или на торжественных актах выступать со словом приветствия .

Под влиянием патриотического подъёма в России, связанного с началом Первой мировой войны несмотря на «бронь» от армии, перешёл в Петергофскую школу прапорщиков, которую успешно окончил в 1916 году и отправился в действующую армию . Участвовал в нескольких сражениях .

В декабре 1917 года Николай Булин был освобождён от армии приказом Главнокомандующего Крыленко и вернулся в Петроградскую духовную академию для продолжения учёбы

21 мая 1918 года в храме 12 Апостолов ректором епископом Ямбургским Анастасием (Александровым) он был пострижен в монашество с именем Иоанн , в честь святителя Иоанна Тобольского , а 23 мая того же года был рукоположен во иеродиакона . 12 августа того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) рукоположил его в сан иеромонаха .

После рукоположения получил направление в в Петроградской губернии , где псаломщиком был его дядя по матери .

В России в это время усиливались гонения на Церковь, один за другим арестовывались священнослужители, прекратились занятия в академии. Опасаясь ареста, в январе 1919 года бежал по льду Чудского озера из России в обретшую независимость Эстонию .

Служение в Эстонии [ | ]

Вернувшись на родину, был архиепископом Псковским Евсевием назначен приходским священником в .

В январе 1920 года иеромонах Иоанн был утверждён исполняющим обязанности Благочинного Печерского края.

20 февраля 1920 года иеромонах Иоанн (Булин) прибыл в Псково-Печерский монастырь в качестве его наместника .

Монастырь после событий 1917-1919 годов был в упадке, почти всё хозяйство было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость, крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве казармы для роты эстонских войск. Верхний этаж настоятельского дома был отведён под помещение мирового судьи. Мировой судья жил там же. А нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Наместнику первоначально пришлось ютиться в небольшой комнате Лазаревского корпуса. Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов, послушников - почти весь штат. Новый наместник активно взялся за его восстановление .

В том же году иеромонах Иоанн был выдвинут кандидатом во епископы, но из-за молодости, всего 27 лет, патриархом Московским и всея Руси Тихоном , его кандидатура была отклонена.

23 ноября (6 декабря) этого же года он был возведен в сан архимандрита .

Но стараниями Епископа Иоанна всё начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 году произведен капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 году - большой капитальный ремонт Успенского собора. Был восстановлен древний звон времён Бориса Годунова на малой звоннице у Никольского храма, нарушенный в 1918 году, Произведен большой внутренний ремонт в том же Успенском храме. Капитально отремонтирован Михайловский собор внутри. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь.

Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от.

В 1926 году архимандрит Иоанн постановлением Синода Эстонской Автономной Православной Церкви был призван к епископскому служению с сохраниением должности настоятеля Псково-Печерского монастыря. 25 апреля 1926 года состоялась его хиротония во епископа Печерского. Хиротонию совершили митрополит Таллиннский и всея Эстонии Александр (Паулус) и архиепископ Нарвский Евсевий (Гроздов) .

В августе 1929 года в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД . Настоятель обители Епископ Иоанн был душой собрания, и во многом, благодаря его духовному руководству, съезд, по словам одного из его участников, превратился в «великий взлёт веры и любви… сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил … в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия» .

После смерти архиепископа Евсевия в 1929 году он до 1932 года одновременно управлял и Нарвской епархией .

В 1930 году построена новая каменная лестница вместо деревянной - спуск от Михайловского собора вниз к центру монастыря .

Епископ Иоанн был молитвенником, обладал неплохим голосом, много проповедовал. В своей богослужебной практике владыка придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. В то же время как бы данью обстоятельствам многоязычному населению - был введен епископом Иоанном порядок чтения Пасхального Евангелия на девяти языках: греческом , церковнославянском , эстонском , русском , латинском , польском , немецком , латышском и древнееврейском . При владыке Иоанне Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены, а также учреждены новые крестные ходы , собиравшие множество паломников как со всей Прибалтики так из более отдалённых земель. Все это сделало епископа Иоанна одним из известнейших церковных деятелей Эстонии конца 1920-х начала 1930-х годов.

В то же время эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, и епископа Иоанна неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Церкви по проблеме собственности Печерской обители. Он выступал против новшеств, вводимых в некоторых храмах, был противником введения нового стиля .

16 июня 1932 года на состоявшемся в Таллине Соборе Православной Церкви в Эстонии голосами эстонского большинства его членов вынес решение о переводе епископа Печерского Иоанна на вакантную с 1927 года Нарвскую и Изборскую кафедру . Вопреки протесту епископа Иоанна, ему предписывалось покинуть Псково-Печерский монастырь . Несмотря ни на какие доводы, епископ Иоанн не принял Нарвской кафедры. 30 декабря 1932 года он был уволен на покой, причём служить, согласно распоряжению митрополита Александра, он имел право только по особому распоряжению.

Владыка Иоанн (Булин), епископ Печерский, один из великого множества страдальцев за Христа, претерпевших мучения и смерть от богоборческих советских властей в лихую годину. Епископ Иоанн пока не прославлен, но его жизнь, или правильнее сказать житие, хорошо подходит для рассказа о ней в нашей рубрике, что мы и делаем с радостью.

Николай Александрович Булин родился 1 марта 1893 года в поселке Выпсу Ряпинской волости Выруского уезда Эстляндской губернии в бедной благочестивой семье выходцев с Дона, живущих в Эстонии с XVIII века. Николая с детства привлекало служение Богу, и он решил пойти по духовной линии. Юноша с успехом окончил сначала духовное училище и семинарию в Риге, а в 1915 году поступил в Духовную Академию в Петербурге. Соученики по Академии запомнили его как надёжного товарища, а преподаватели как прилежного ученика.

Началась Первая мировая война, и после первого курса Академии Николай был призван в армию. Он окончил школу прапорщиков и в июне 1917 года отправился в действующую армию в Закарпатье, где младшим офицером участвовал в нескольких сражениях.

В 1918 году Николай Булин вернулся в Духовную Академию. В том же году был пострижен в монашество с именем Иоанн, в честь свт. Иоанна, митр. Тобольского. 12 августа 1918 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополит Петроградский Вениамин рукоположил молодого монаха Иоанна во иеромонаха.

Закончить Академию иеромонаху Иоанну так и не удалось из-за её закрытия. В Петрограде в то время царили голод и революционный террор, молодому иеромонаху, как и многим священнослужителям, угрожал арест, и, больной туберкулезом, отец Иоанн по благословению своего архиерея бежит по льду Чудского озера в Эстонию. На родине иеромонах Иоанн был определён архиепископом Евсевием (Гроздовым) на приход Зачернье (Саатсе). В январе 1920 года отец Иоанн становится исполняющим обязанности благочинного Печорского края, а в феврале того же года иеромонах Иоанн (Булин) назначен сначала наместником, а вскоре и настоятелем Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря.

2 февраля 1920 года между советской Россией и Эстонией был заключён Тартуский мирный договор, по которому Печоры промыслительно отошли к Эстонии. В результате Псково-Печерский монастырь не только сохранился, но и обрёл вторую жизнь. Для расцвета духовной жизни в монастыре, да и во всем Печорском крае, немало потрудился архимандрит Иоанн.

После октябрьского переворота и гражданской войны Печерский монастырь оказался в плачевном состоянии: монахов почти не осталось, храмы и корпуса обветшали, а многие были разрушены. Хозяйство, дававшее средства для существования обители, было разорено. В трапезной размещалась рота солдат. Весь верхний этаж настоятельского дома занимал мировой суд, там же жил сам судья. А на нижнем этаже располагалась землеустроительная комиссия.

Молодой настоятель начал восстановление древней обители с богослужений по монастырскому чину. Причём сам участвовал во всех делах лично – пел в церковном хоре, писал иконы, зажигательно проповедовал и трудился на самых тяжёлых монастырских послушаниях. Местный житель, Николай Павлович Златинский, знавший будущего владыку, вспоминал: «Хорошо помню его худощавую фигуру среднего роста в скромном подряснике, голубоглазое строгое, но улыбчивое красивое лицо, золотые вьющиеся волосы рассыпаны по плечам. Во все времена года его можно было видеть на строительных площадках, огородах, посадке деревьев. А какой он был прекрасный проповедник! Речь его правильная, логически построенная, художественно оформленная, достигала до глубины души. Он был эрудит, много знал, всем интересовался, никого и ничего не боялся. Часто на проповедях отец Иоанн говорил о чудовищных преступлениях палачей ЧК... Он задевал «за живое»…Помню, как все плакали на проповеди, посвященной страданиям и смерти глубоко почитаемого его учителя и наставника, ныне прославленного в лике мучеников митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина».

В то время в православных приходах Эстонии за богослужением внедрялись лютеранские элементы – сидение на скамьях, исполнение кантов, совершение служб по новому календарю. Архимандрит Иоанн смог не только противостоять западному влиянию, но и наладил богослужения по монастырскому уставу и «старому» стилю.

Братия не отставала от своего игумена. За короткий срок древняя обитель преобразилась. Были отремонтированы храмы и братские корпуса, восстановлен водопровод, построена каменная лестница и даже проведено электричество в Михайловский собор.

В монастыре в числе братии появились молодые и образованные послушники, много бывших офицеров, письма с просьбой принять в монастырь приходили со всего мира, из тех мест, где оказались русские люди в результате катастрофы 1917 года.

В 1924 году состоялась архиерейская хиротония архимандрита Иоанна во епископа Печерского, викария Таллинского митрополита Александра (Паулуса). Эстонская Православная Церковь в то время неканонично (без согласия РПЦ) входила в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права.

Псково-Печерский монастырь стал центром духовной и общественной жизни Печорского края, возрастал и авторитет епископа Иоанна, занимавшегося кроме монастырских дел, развитием культуры, просвещения и благотворительности. Владыка был активным участником «Печерского просветительского общества», почётным членом и жертвователем «Союза русских увечных воинов», духовным попечителем скаутов. Монастырь ежегодно участвовал в Днях русской культуры и в певческих праздниках в Печорах.

Владыка Иоанн лично проводил экскурсии для гостей и паломников по монастырю, с особенной радостью представлял он собрание церковной утвари и реликвий.

В июле 1929 года в стенах монастыря проходил съезд Русского Студенческого Христианского Движения в Прибалтике. Владыка проявил себя радушным хозяином и другом молодёжи. Каждый день съезда начинался с Литургии в монастырских храмах, часто звучало его живое слово наместника обители.

В 1930 году съезд РСХД в Прибалтике проходил в Пюхтицком монастыре. По воспоминаниям его участников, попечением владыки съезд превратился в «великий взлёт веры и любви... сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия».

Но владыку и православных края ждали нелёгкие испытания. Ещё в 1928 году Синод Эстонской Православной Церкви, опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, потребовал зарегистрировать имущество Печерского монастыря на имя Синода. Братия во главе с настоятелем, как и большинство православных жителей печорского края, выступили против этих притязаний, поскольку имущество монастыря издревле являлось его собственностью.

В 1929 году епископ Иоанн был избран депутатом Риигикогу, свои голоса за него отдали около 32 тысяч русских и 15 тысяч сету, надо отметить, что это поразительный результат и для нашего времени. Последовательность и твёрдость епископа Печерского позволили отстоять от сноса кафедральный собор св. Александра Невского на Тоомпеа. Владыка Иоанн защищал православные приходы и русских людей, активно участвовал в общественной жизни Эстонии.

Всё это увеличивало недовольство против владыки со стороны Предстоятеля и Синода Эстонской Церкви. В июле 1932 года Собор Эстонской Православной Церкви решил в срочном порядке перевести деятельного епископа на вакантную Нарвскую кафедру. Владыка Иоанн отказался покинуть свою паству(тем более, что на епископскую кафедру в Нарву уже был избран вдовый местный протоиерей А.Остроумов), за что в декабре 1932 года был уволен на покой и ограничен в служении. Не помогли ни протест самого владыки, ни письмо-обращение на имя митрополита Александра (Паулюса) с подписями около 10 000 православных жителей Печор. 30 декабря 1932 года опальный епископ был исключён из числа братии, хотя он просил разрешить ему остаться в монастыре «хотя бы простым монахом».

В довершение всего, 4 ноября 1932 года в монастыре появился судебный пристав, очевидно для изгнания с позором бывшего наместника из стен обители. Очевидцы вспоминали, что в холодный осенний день у стен монастыря стояло множество людей, пришедших проводить любимого архипастыря, и даже мужчины плакали. А когда владыка Иоанн шёл по Успенской площади, перед ним оказалась большая лужа, и тогда один благочестивый мужчина снял с себя дорогую шубу и положил её владыке под ноги.

Опальный епископ стал жить вместе с мамой, ставшей его келейницей, в небольшой квартире недалеко от монастыря, куда к нему постоянно приходили друзья и духовные чада.

В 1934 году по приглашению Сербского Патриарха Варнавы епископ Иоанн уехал на четыре с лишним года за границу. Побывал он у Вселенского Патриарха с просьбой разрешить непростую церковную ситуацию в Эстонии, но понимания не нашёл.

После этого владыка Иоанн побывал в древних православных монастырях Палестины, Сирии и Афона, читал лекции по истории Русской Православной Церкви, учился иконописи у мастеров в сербском монастыре Раковица.

Владыку приглашали занять епископские кафедры в Германии и Северной Америке, но он после смерти близкого друга - патриарха Варнавы, летом 1938 года, принимает решение вернуться в Эстонию. Понимал ли владыка Иоанн, что там его ждёт мученичество? Без всякого сомнения. Ведь ещё в начале 20-х годов он рассказывал некоторым насельницам Пюхтицкого монастыря, что в алтаре во время рукоположения ему явились три Вселенских святителя и сказали: «Тебе надлежит быть мучеником».

Служить владыке по-прежнему не разрешали, но он часто приходил в монастырь помолиться на богослужениях и причаститься Святых Христовых Тайн. Активно выступал епископ Иоанн за присоединение Эстонской Православной Церкви к Московской Патриархии.

Летом 1940 года Эстония вошла в состав СССР. И почти сразу начались массовые аресты всех, кого новая власть посчитала врагами. Были арестованы и репрессированы как эстонские политические и общественные деятели, так и русские, из числа «бывших» – офицеры, интеллигенция, священство, деятели русских просветительских обществ, руководители и активисты РСХД. Епископ Иоанн (Булин) был арестован одним из первых.

Владыка Иоанн был арестован с формулировкой: «...И.Булин – бывший белый офицер, будучи епископом Печорского монастыря, в проповедях с амвона выступал против Советского правительства и коммунистической партии. Сам монастырь являлся штабом, откуда перебрасывались шпионы и диверсанты в СССР». 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд «приговорил гражданина И. Булина к высшей мере – расстрелу». 30 июля 1941 года власти привели приговор в исполнение.

7 октября 2015 года на встрече представителей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал) предложил рассмотреть возможность причисления епископа Печерского Иоанна к сонму новомучеников.

Протоиерей Виктор Мельник

До сих пор ходят разговоры о том, как именно и где приводили в исполнение расстрельные приговоры. Одни говорят, что преступников просто ставили «к стенке», что в тюрьме было специальное приспособление для расстрела... В моем журналистском блокноте – рассказ человека о том, как «это» происходило на самом деле. Он попросил называть себя Иваном Ивановичем.

Было несколько мест, где исполняли высшую меру наказания: Харьков, Днепропетровск, Житомир, Львов, Киев, Луганск, Днепропетровск, - рассказывает Иван Иванович. - Порядок исполнения высшей меры наказания (ВМН) регламентировался только ведомственным нормативным документом, то есть приказом. В свое время этот документ подписывали в МВД СССР. Даже когда Украина стала независимым государством, то, по-моему, все же пользовались старым приказом и инструкциями о порядке применения ВМН. Ознакомиться с ними мог только ограниченный круг людей.

Кто расстреливал преступников?

Из числа сотрудников следственного изолятора назначался исполнитель – человек, который приводил приговор в исполнение (он был, как правило, офицером). У него было два помощника из контролеров – физически крепкие ребята, подготовленные. Они как обычно несли свою службу, а когда приходило время исполнять наказание – выполняли эту работу.

В народе судачили, что исполнители в конце концов не выдерживали – или спивались, или становились психически неуравновешенными людьми.

Я не помню, чтобы они спивались. Но из практики знаю, что такая работа немного влияла на их психику. Бытует утверждение о том, что этих людей якобы через некоторое время переводили в другие области для прохождения службы. Такого не было. Удовлетворяли, может быть, просьбу об «отставке»… Если бы исполнителей часто меняли, тогда расширялся бы круг лиц, а значит, тайну сохранить было бы труднее.

Какова технология самой казни? Что предшествовало ей?

В изоляторе заседает комиссия. В нее входит четыре человека. Председательствует работник прокуратуры. С ним заседают представитель следственного изолятора, медработник и сотрудник информационного центра МВД. Комиссия заседает в отдельной комнате. Это, как правило, полуподвальное помещение. Она изучает личное дело осужденного: смотрит, есть ли приговор на такого-то человека (смертная казнь), имеется ли указ Президента Украины об отказе в помиловании, имеется ли распоряжение суда об исполнении этой меры наказания. К личному делу еще должна быть приложена сопроводительная бумага начальника УВД, в которой говорится, что, дескать, направляем личное дело такого-то, приговоренного к высшей мере наказания, для исполнения приговора. Изучив все это, дается команда доставить осужденного.

Помощники исполнителя идут в корпус и выводят его. Тут еще надо рассказать, как заходят члены комиссии в следственный изолятор. Заходят они так, чтобы их никто не видел.

У них что, шапки-невидимки были?

Все гораздо проще. Накануне прокурору поступает звонок от руководства следственного изолятора, мол, завтра есть дело. И все, никаких подробностей. Это уже договорено. На следующий день в определенном месте, в определенное время на некотором расстоянии от прокуратуры останавливается микроавтобус с зашторенными окнами. В него садится работник прокуратуры, который допущен к этому делу. По пути подбирают представителя информационного центра и заезжают в следственный изолятор через КПП. Охрана этот автомобиль не осматривает.

Так было приказано?

Да. Микроавтобус подъезжает к корпусу СИЗО. Члены комиссии выходят и проходят в кабинет для заседаний.

А врача в каком месте они подбирают?

Врач местный, из СИЗО.

Зачем такая таинственность?

Чтобы не вызвать подозрений. Кстати, таким же образом они и выезжают. Когда приговор привели в исполнение, гроб с телом расстрелянного ставят в эту же машину. Туда же садятся исполнитель, два его помощника, а также работник прокуратуры и представитель информационного центра. И в этот же день они покидают пределы следственного изолятора. В условленном месте микроавтобус останавливается и прокурор с представителем информационного центра выходят и расходятся по домам. А машина следует в крематорий.

Что делает в комиссии работник информационного центра МВД?

Он списывает осужденного. Снимает с учета как жителя этой страны.

По каким дням расстреливали?

В самые разные дни.

Кто решал, что комиссия должна собраться?

Решали тогда, когда приходило личное дело осужденного. Руководитель следственного изолятора, получив личное дело, определял, когда приводить приговор в исполнение. Если приходит дело и есть указ Президента, приговор по возможности приводился в исполнение в ближайшие дни.

Каким образом преступника выводили из камеры?

К нему приходили и говорили: «Осужденный такой-то – на выход с вещами!» И сразу надевали на него наручники. Руки за спину.

Они не пристегивали его наручниками к себе?

Нет. Они придерживали его по бокам.

Догадывался ли преступник, куда его ведут?

В большинстве случаев человек чувствует, что это его последний выход. Поэтому ведет тоже по-разному, некоторые пытаются вырваться, некоторые перед комиссией падают на колени, плачут, мол, простите, я больше не буду, я докажу всем и так далее.

А были ли такие, которые спокойно шли на «плаху»?

Были и такие. Хотя все они были подавлены. Смотреть на них – одно отвращение.

Куда девались их личные вещи?

Как правило, их клали в гроб вместе с грузом.

Помощники исполнителя были вооружены?

Нет. Но от таких ребят мало кто вырвется. Они ведут осужденного на комиссию в полуподвальное помещение. Приводят. И прокурор его допрашивает.

Все члены комиссии сидят за одним столом, как в президиуме?

Как в президиуме. Контролеры придерживают осужденного, потому что у некоторых ноги слабые, некоторые дрожат, а некоторые плачут. Прокурор спрашивает фамилию, имя, отчество, где родился, где женился, короче, задает вопросы, на которые может ответить только это лицо. То есть прокурор убеждается в том, что именно в отношении этого человека вынесен приговор.

Как долго длится допрос?

Минут десять. Другие члены комиссии редко задают вопросы. Конечно, они могут спросить, например, ты согласен с приговором или что-то вроде такого: как ты, такой-сякой, мог женщину изнасиловать, ограбить и убить? Медик обычно вопросов не задает.

А дальше осужденному говорят, мол, иди в соседнюю комнату, там сидит комиссия из высокопоставленных официальных лиц. Они выслушают, может быть, заменят высшую меру наказания на лишение свободы. Заводят его в помещение. Там, конечно, никакой комиссии нет, закрывается дверь и раздается выстрел, а потом еще два – контрольных. Это уже работает исполнитель. После этого из комнаты выходят исполнитель, его помощники, а труп оставляют там, чтобы отлежался, так сказать. Заходит медик, констатирует смерть, о чем составляется два документа: первый – о том, что исполняется мера наказания, санкционированная прокурором, второй – о том, что эта мера наказания исполнена. После этого накрывается стол… и пьется по чарке. Для этого выделяются деньги, за которые приобретают продукты питания. Коньяк там не пили, только водку. Так было заведено. Но пьют по чарке не для того, чтобы напиться (таких случаев не было), а для того, чтобы снять стресс. Это предусмотрено. Выпили две-три чарки, потом помощники исполнителя занимаются уже трупом. Его кладут в гроб из обычных досок и вывозят за пределы следственного изолятора на этом же микроавтобусе. Гроб сбивали в СИЗО, в производственных мастерских. Занимались этим помощники исполнителя – чтобы не было лишних подозрений.

Помощники исполнителя тоже пили по чарке?

Да. Им больше всего и надо.

Потому что выполняли всю грязную работу?

А если человек, к примеру, непьющий?

Бывает и такое. Никто никого не заставляет брать чарку.

Ну а что говорят, когда принимают по сто граммов? Или пьют молча?

Первую чарку молча пьют – за упокой. Перед второй могут что-то говорить на различные отвлеченные темы.

Все сидят за тем же столом?

Да, за столом, где заседала комиссия.

Расскажите о помещении, где приводили приговор в исполнение.

Под одним из корпусов есть подвальное помещение. Там две комнаты. В одной заседает комиссия, а во второй исполняются приговоры. Это маленькая комнатушка. Без окон. Ни столов, стульев. Она предназначена только для этих целей.

Неужто никто не слышал выстрелов?

Не слышал, потому что расстреливали из мелкокалиберной винтовки. Стреляли с близкого расстояния в затылок. У мелкашки достаточно убойной силы, чтобы лишить человека жизни. Стрелять из пистолета было бы очень громко.

А где находился исполнитель, когда в комнату для расстрелов заводили приговоренного?

Исполнитель стоял за дверью. И его не видел осужденный. Исполнитель подходил сзади и нажимал курок. Расстояние между ним и осужденным – метр – полтора.

Случались осечки?

Такого не помню.

Стреляли в голову?

В затылочную часть.

А второй и третий выстрелы тоже в затылок?

Трех выстрелов всегда было достаточно?

Бывает, что и одного достаточно. Но по правилам надо сделать еще два контрольных выстрела.

А где исполнитель хранил оружие, патроны?

Там же, в СИЗО, в металлическом сейфе. Он стоял в этом же подвале. Туда никто из посторонних не проникает. Там не один замок. Ключи
были только у исполнителя и его помощников.

И что, в Киеве все время расстреливали одним и тем же оружием?

Одним и тем же.

После расстрела кто моет и убирает кровь?

Это делают помощники исполнителя. Кровь стекает в канализацию. Они смывают ее шлангами.

Иван Иванович, какие требования предъявлялись к исполнителю высшей меры наказания?

У него должна быть крепкая рука, чтобы не дрожала. Нельзя было допустить случайный выстрел. И выдержка нужна была собачья.

Эту работу ему предлагали благодаря его хорошим деловым качествам?

Конечно. Надо, чтобы человек был дисциплинированным, волевым, крепким, нервы чтобы в порядке были. Кандидата в исполнители изучали в течение определенного времени. Человека подбирали с твердым характером, как говорят, нордическим. Он должен был быть грамотным и порядочным.

Мог ли быть исполнителем начальник следственного изолятора?

Семья исполнителя знала, какую работу он выполняет?

Они сами не хотели рассказывать, или это запрещалось?

Это было не принято.

Что переживал человек, выполняя, по сути, роль палача? Может, ему жертвы снились?

Исполнитель делал дело, которое ему поручено. И ни о чем не переживал.

А как быть с угрызением совести?

Государство принимало решение о том, чтобы привести приговор в исполнение. Какие могут быть угрызения совести? Это у преступника должны быть угрызения совести за погубленные человеческие жизни. А исполнитель всего лишь выполнял приказ, реализуя волю государства.

А если человек привыкал расстреливать? И испытывал уже какую-то потребность в этом?

У тех, кого я знал, такой потребности не возникало.

А не было такого, чтобы кто-то отказался нажимать на курок?

Не было. Помню только, что люди просили «об отставке» или в связи с болезнью, или из-за пенсионного возраста.

У палача есть напарник?

А если заболеет или уедет в отпуск?

Значит, кто-то из помощников его заменит, эти люди были тоже подготовлены.

Сколько преступников казнили за один день?

Исполнение приговора в течение одного дня приводилось только в отношении одного осужденного. Так предусмотрено нормативными актами МВД.

А в какие часы все это происходило?

Ну, выбиралось обычно обеденное время.

Я когда-то опубликовал серию статей о бывшем начальнике Киевавтоматторга. Его приговорили к высшей мере наказания. Затем расстрел заменили 15-ю годами. Он рассказывал, что его дважды выводили на расстрел. Были ли такие ситуации, то есть имитация расстрела?

Таких провокаций не было. И никто на это не пошел бы. Было очень сложно даже попытаться куда-то вывести осужденного из камеры.

Но ведь его выводили на прогулку. Что стоило поставить лицом к стенке?

Это исключено.

Каждый месяц расстреливали?

По-разному бывало. Бывало, что и целый месяц не исполняли приговоров (документы ни на кого не поступали). А бывало, что и по два раза в месяц приходилось работать.

Палач видел лицо жертвы?

Первая встреча только при расстреле?

А были среди приговоренных те, кто просил позвать священника или умолял дать сигаретку?

Это выдумки, что перед смертью просят дать закурить. Может, осужденному еще и чарку налить? Знаете, у этих людей были свои сигареты, и они уже успевали вдоволь накуриться. А потом, их мысли в последнюю минуту не о сигарете – они думали, чем все это закончится.

И все-таки странно, что расстреливали из мелкокалиберной винтовки, ведь пистолет намного удобнее.

Выбор оружия – дело исполнителя. Главное приговор исполнить…

Приговоренного к смертной казни держали за обе руки помощники исполнителя. Тот с винтовкой подходил сзади и…

И нажимал на курок.

А если перед казнью преступник падал на колени или на пол, тогда как?

Его все равно поднимали. В лежащего не стреляли.

Как исполняли приговор в отношении женщин, приговоренных к смертной казни?

По-моему, за период независимости в Киеве не был приведен в исполнение ни один приговор в отношении женщин.

- … Выстрел, человек падает. И только после этого с него снимают наручники?

Да. Медик зафиксировал смерть – и снимаются наручники. Бывали такие случаи, что уже и смерть наступила, но из трупа еще выходит воздух, слышен хрип. Но это редко случалось.

Доплачивали исполнителям за эту работу?

Доплачивали. И дополнительный отпуск давали, по-моему, до 15-ти суток. Мы делали грязное дело, для себя грязное.

Почему вы так считаете?

Одно дело - сидеть в кресле, а другое – убирать грязь на улице.

Простите за натурализм, но не могу не спросить: когда расстреливали, кровь на стоящих рядом не брызгала?

Нет, пуля от мелкашки брызг не дает. Исполнитель и его помощники надевали обычные синие халаты, такие выдают уборщикам.

Где хоронили смертников?

До открытия крематория их хоронили в одном из районов Киевской области. В лесу был выделен участок примерно полтора гектара, обнесенный забором… Он был под круглосуточным надзором, то есть его охраняли, дабы никто туда не залез…

И на этом участке никаких могильных холмиков нет?

Холмиков нет. Может только столбик стоять и там какая-то цифра написана… С появлением в Киеве крематория трупы стали сжигать там.

Захоранивали без священника?

А родственникам какие-то личные вещи, ценные, к примеру, передавали?

Если были ценные вещи, то их отдавали родственникам. Но, как правило, у казненных ценностей не было. Одно барахло.

Ну а если золотые коронки?

Их никто не снимал.

В крематории знали, кого сжигали?

Была договоренность с руководством СИЗО… И в очереди там никто не стоял. И никаких вопросов не возникало.

Напоследок спросим вас, Иван Иванович, почему вы решили пооткровенничать с журналистом на столь деликатную тему?

Надоела писанина и выдумки несведущих людей в средствах массовой информации на эту тему. Кроме того, все тайное рано или поздно станет явным, а в нашем случае это очевидно, ведь высшая мера наказания отменена.

P.S. В нашей стране уже давно отменена «расстрельная статья». В апреле 2001 года Верховна Рада приняла Уголовный кодекс, в котором смертная казнь была заменена на пожизненное заключение. А в 2002-м Украина присоединилась к Протоколу №13 Европейской конвенции о правах человека, предусматривающего полную отмену смертной казни при любых обстоятельствах - в мирное и военное время.

Ряпинского прихода. Отец его, Александр Булин, работал кузнецом, а мать Ольга, урожденная Беляева, швеей. Начальное образование Николай получил в школе Выпсу, а затем в Радамаа . С года продолжил обучение в Рижской духовной школе и семинарии , которую окончил по 1 разряду в году. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , но под влиянием патриотического подъема в России , связанного с началом Первой мировой войны , в году перешёл в Петергофскую школу прапорщиков. Он успешно заканчил ее и отправился в действующую армию, где участвовал в нескольких сражениях.

В сентябре того же года был рукоположен во иеромонаха в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры святителем Вениамином Петроградским.

Оказавшись под угрозой ареста, в январе года бежал по льду Чудского озера из России в обретшую независимость Эстонию .

Сначала он был назначен настоятелем храма в Саатсе , но уже с октября года - наместником Псково-Печерского монастыря , а позднее его настоятелем. Трудное наследство досталось новому настоятелю. Монастырь после событий 1917-1919 годов был в упадке, почти все хозяйство было уничтожено, очень мало осталось монахов. Положение осложнялось тем, что в году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в году был начат ремонт, вскоре был восстановлен древний звон времен Бориса Годунова на малой звонице у Никольского храма, нарушенный в 1918 году, была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования Эстонии.

В году иеромонах Иоанн был выдвинут кандидатом во епископы, но из-за молодости, всего 27 лет, патриархом Московским и всея Руси святителем Тихоном его кандидатура была отклонена. Однако через шесть лет архимандрит Иоанн постановлением Синода Эстонской Автономной Православной Церкви был призван к епископскому служению.

25 апреля года он был хиротонисан во епископа Печорского . Хиротонию совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и архиепископ Нарвский Евсевий (Гроздов) . Одновременно владыка остался настоятелем Печерского монастыря. После смерти архиепископа Евсевия в году он до года одновременно управлял и Нарвской епархией . В - годах епископ Иоанн был депутатом Рийгикогу.

Епископ Иоанн был молитвенником, обладал неплохим голосом, много проповедовал. В своей богослужебной практике владыка придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. В то же время как бы данью обстоятельствам многоязычному населению - был введен епископом Иоанном порядок чтения Пасхального Евангелия на девяти языках: греческом, церковнославянском, эстонском, русском, латинском, польском, немецком, латышском и древнееврейском. При владыке Иоанне Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены, а также учреждены новые крестные ходы, собиравшие множество паломников как со всей Прибалтики так из более отдаленных земель. Все это сделало владыку Иоанна одним из известнейших церковных деятелей Эстонии конца 1920-х начала 1930-х годов.

В то же время эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, и епископа Иоанна неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Церкви по проблеме собственности Печерской обители. Он выступал против новшеств, вводимых в некоторых храмах, был противником введения нового стиля . Все это привело к тому, что на соборе Эстонской Автономной Церкви года владыке Иоанну было предложено перейти на Нарвскую кафедру , хотя епархиальным собранием на нее был избран протоиерей А. Остроумов, но под предлогом незнания эстонского языка эта кандидатура была отвергнута собором. Несмотря ни на какие доводы, епископ Иоанн не принял Нарвской кафедры. 30 декабря года он был уволен на покой, причем служить, согласно распоряжения митрополита Александра , он имел право только по особому распоряжению.

В январе года епископ Иоанн отправился в Константинополь , чтобы лично подать жалобу на митрополита Александра и Синод Эстонской Церкви. Эта миссия не имела успеха и владыка уехал на Афон , где жил месяц, совершал богослужения в Пантелеимоновском , Андреевском и Ильинском монастырях. Побывал в Иерусалиме , Палестине , Ливане и Сирии . Упоминается о его проживании в Болгарии . С сентября года епископ Иоанн по приглашению патриарха Сербского Варнавы проживал в Югославии в монастыре Раковице , на окраине Белграда . Владыка выступал с лекциями о положении Православной Церкви в Советском Союзе, изучал искусство в иконописной мастерской Пимена Софронова . После смерти патриарха Варнавы, в

В данной работе мы предлагаем обсудить последний смертный приговор в России. В настоящее время такой вид наказания запрещен юридически, что приводит к увеличению количества опасных преступлений. Смертный приговор принято заменять

В статье вы узнаете не только про преступную жизнь последнего казненного, но и узнаете, что будет, если мораторий отменят.

Мораторий на смертную казнь

Последний смертный приговор в России привели в исполнение всего за пару недель до его отмены. Для ознакомления с данной темой необходимо обратиться к Конституции РФ и Уголовному кодексу. Смертная казнь - это высшая степень наказания, которой приговаривались лица, совершившие страшные преступления или покушавшиеся на жизнь человека.

В данный момент смертная казнь запрещена следующим документом: протокол под номером 6 и условия-рекомендации ПАСЕ. Этот вид наказания запрещен юридически.

Причины отказа от смертной казни

Данный вид наказания недоступен по двум причинам:

  • подписанный протокол №6 (Европейская конвенция о защите ПЧ);
  • указ президента о не разрешении смертной казни.

Что касается первого пункта, то текст гласит, что нельзя лишать жизни человека умышлено, за исключением приведения смертного приговора. То есть, по большому счету, в Европейской конвенции смертная казнь разрешена. Но, из-за она остается недоступна. Этот документ запрещает смертную казнь до того момента, пока во всех регионах РФ не создадут суд присяжных. Последний смертный приговор в России вынесли незадолго до введения моратория (апрель 1997 года), который истекал в январе 2010. Но, в 2009 году его продлили до момента ратификации протокола об отмене данного наказания.

Пересмотр вида наказания после отмены моратория

Последний смертный приговор в России привели в исполнение в 1996 году. Но, что будет, если мораторий отменят? Заключенные не обязаны, но вправе подать ходатайство о помиловании. Это совершенно не зависит от того, был ли подан данный документ до введения моратория или нет.

Смертный приговор могут исполнить в трех случаях:

  • после вступления в силу приговора суда;
  • отклонение ходатайства президентом Российской Федерации;
  • неприменение помилования, если осужденный не обратился с ходатайством.

Необходимо знать и то, что новые законы могут как смягчить, так и ухудшить меру наказания заключенному.

Последняя смертная казнь в России

Последний смертный приговор в России (2 сентября 1996 года) вынесли и привели в исполнение в Бутырке Данный гражданин совершил порядка 40 особо тяжких преступлений (изнасилование и убийство мальчиков Московской области). Он вел свою преступную деятельность 6 лет. За два дня до поимки «Удава», Ростовский суд вынес вердикт самому страшному и опасному преступник СССР Андрею Чикатило.

Так как похожие преступления велись сразу в двух районах (Москва и Ростовская область), сотрудники уголовного розыска СССР склонялись к такой версии: преступления совершаются одним человеком, который совершал рейсы между двумя этими районами. До поимки "Удава", преступник был известен под кличкой «Фишер».

Ролевая игра

Вынесли последний смертный приговор в России 2 сентября 1996 года особо опасному серийному убийце и насильнику Сергею Головкину. Самое ужасное в этих преступлениях было то, что Удав воображал себя фашистом, а свою жертву - партизаном. Для Головкина убийство и пытки - это своеобразная ролевая игра.

Первое преступление он совершил в 1982 году недалеко от лагеря «Романтик». Головкин выследил мальчика и под угрозой смерти отвел его в лес. Там он сорвал с ребенка одежду и подвесил на дереве с помощью веревочной петли. К счастью, на этот раз жертва осталась жива и смогла описать внешность преступника.

Свидетель

Следующие преступления Удав, которому вынесли последний приговор смертной казни в России, совершал с большей жестокостью. Вторая жертва - подросток лагеря «Звездный» в Одинцовском районе. Мальчику он отрезал голову и вспорол брюшную полость, отрезанные половые органы были обнаружены рядом с телом в пакете.

Третья жертва была расчленена в поселке Заречье. Преступление было совершено с большой жестокостью, ведь на останках расчлененного тела обнаружили более 30 ножевых ранений.

После трех случаев в Одинцовском РУВД создали следственно-оперативную группу для поимки Головкина, ведь стало понятно, что в городе появился серийный особо опасный преступник. Так и нашли первого свидетеля в пионерлагере «Звездный», он утверждал, что видел Удава, и он сказал фамилию.

Версия Фишера

Последний смертный приговор в России был исполнен в 1996 году, судимого звали Сергей Головкин. После совершения трех преступлений он «залег на дно» на несколько лет. Но этот перерыв был только «затишьем перед бурей».

Мы уже упомянули, что в лагере «Звездный» нашелся свидетель. Так вот, этот мальчик, в отличие от своего друга, смог сбежать от преступника. Он сказал, что разговорились с ним недалеко от лагеря. Головкин сказал, что его фамилия Фишер, он сбежал с тюрьмы и его разыскивает милиция. Мальчик описал внешность и татуировку, которую увидел на его руке.

Так сотрудники милиции смогли выявить порядка 6 тысяч людей, склонных к насилию, и раскрыть некоторые преступления. Но, Головкин так и оставался на свободе.

Почерк

Смертный приговор в России последний раз был выполнен за несколько недель до отмены смертной казни на территории государства.

Во время «затишья» Фишер приобрел машину и получил место под гараж на территории Московского конного завода, где он работал зоотехником. Под ним он оборудовал место пыток для своих будущих жертв.

Так сменился почерк преступника, он заманивал под разными предлогами к себе в гараж или подбирал голосующих на дороге подростков. После истязания, Головкин вывозил тела на «могильники».

Вкус добычи

Незадолго до того, когда был исполнен последний смертный приговор в России, Головкин сделал ошибку в своих просчетах. Он решил попробовать жертву на вкус, а голову и кожу оставить в качестве сувениров.

В ходе судебной экспертизы выявили, что преступник использовал кормовую соль для дубления кожи. Эта зацепка и привела сотрудников милиции в конный завод.

Усиление оперативной группы

Последний смертный приговор в России привели в исполнение 2 сентября 1996 г. Но как же был пойман преступник? После усиления оперативной группы произошло еще одно страшное преступление. 15.09.92 года пропало сразу три мальчика.

Оперативникам удалось узнать, что когда-то их подвозил на своей новой машине дядя Сережа, который работает на Московском конном заводе №1. Тогда сомнений у сотрудников не осталось. Нужно брать преступника, и срочно, пока не погибли другие дети в «лапах» серийного убийцы.

Задержание Удава

Как проводить задержание, если нет никаких улик? Даже круглосуточное наблюдение за маньяком не дало никакого результата.

Пришлось брать его по статье 90 (19.10.92). Только после осмотра гаража его обвиняли по ст. 102 (30 октября того же года). Головкин указал все места захоронений, некоторые из людей еще числились на тот момент «без вести пропавшими». Головкин признался в убийстве только одиннадцати детей, что не помешало присудить ему высшую степень наказания. Следствие вели до 1994 года, но доказать причастность Удава в остальных преступлениях не удалось.

Затяжка

В исполнение приведен последний смертный приговор в России относительно Головкина в 1996 году, а решение суда было выслушано еще в 1994. Почему приговор не был приведен в действие раньше?

Борис Ельцин долго игнорировал ходатайства, но в преддверии подписания протокола №6, все жалования (более 100) были рассмотрены в срочном порядке. Отклонили более половины, сюда же отнесли и ходатайство Головкина. Остальным смертную казнь заменили на пожизненное или 25-ти летнее заключение.