Что такое бессознательное в психологии. Бессознательная сфера психики человека

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1. Совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. Форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

1) непосредственное эмоциональное вчувствование;

2) идентификация;

3) заражение эмоциональное;

4) объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по каким‑то существенным признакам. Зачастую в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит выражение в ранних формах познания ребенком действительности и в первобытном мышлении, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, в привычных действиях, в подпороговом восприятии (‑> восприятие субсенсорное), в непроизвольном запоминании и прочем; а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины коих не осознаются. Выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1) надсознательные явления (‑> надсознательное);

2) неосознаваемые побудители деятельности (‑> побудитель неосознаваемый) - неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим.

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (‑> регулятор неосознаваемый);

4) проявления восприятия субсенсорного. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения - необходимое условие создания целостной картины психической жизни личности.

Бессознательное. Термин З. Фрейда, означающий самую важную, содержательную и обширную систему психики, включающую различные, В том числе противоположные, неосознаваемые «первичные» влечения, инстинкты, желания, импульсы, мысли и пр. Именно Фрейд начал экспериментальную разработку понятия бессознательного. Он показал, что многие действия, в реализации коих человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут объясняться действием инстинктов. Он рассмотрел, как некая мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. Сами по себе процессы психические бессознательны: сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Бессознательное являет собой асоциальную, аморальную и алогичную инстанцию психики, где действуют мощные безличные силы жизни и смерти; поэтому оно может рассматриваться как истинно реальное психическое.

Основной регулятор этой системы - принцип удовольствия (=> процесс душевный бессознательный). Содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы (как в предсознательном): они сильны, и сила их проявляется в том, что они оказывают влияние на действия и состояния субъекта. Их отличительные свойства - действенность и трудность перехода в сознание. Это объясняется работой двух постулированных психических механизмов - вытеснения и сопротивления. К бессознательному относятся те желания, влечения, переживания, в коих человек не может себе признаться и кои поэтому либо не допускаются к сознанию, либо вытесняются из него - как бы забываются, но все же остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая своего «хозяина» к тем или иным поступкам, проявляясь в них в искаженном виде - в сновидениях, творчестве, фантазиях, невротических нарушениях, оговорках и пр. Такая своеобразная цензура возникает прежде всего потому, что эти запретные желания и переживания не соответствуют правилам запретам и идеалам, кои выработаны под влиянием взаимодействия с окружением, и в первую очередь - взаимоотношений с родителями в детстве. Эти переживания как бы аморальны, хотя и естественны. Подавленные желания, внутренний конфликт влечения и запрета - причина психологических сложностей и страданий, доходящих до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит пути обхода цензуры. А сновидения, оговорки и пр. - своеобразный символический язык, который можно расшифровать. Итак, три основные формы проявления бессознательного - это сновидения, действия ошибочные и симптомы невротические. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:

1) неосознаваемые мотивы - истинный смысл коих не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;

2) поведенческие автоматизмы и стереотипы - действующие в привычной ситуации, осознание коих излишне в силу их отработанности;

3) восприятие подпороговое - в силу большого объема информации не осознаваемое.

Бессознательное: вид (два вида бессознательного). Согласно З. Фрейду, в динамическом смысле существует лишь один вид бессознательного, тогда как в описательном - два вида:

1) латентное - способное стать сознательным (‑> предсознательное);

2) вытесненное - само по себе не могущее стать сознательным.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ‑> сопротивление бессознательного.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ (сверхсознание) - Согласно Р. Ассаджоли - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ - Согласно К. Г. Юнгу - особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества. Особый класс явлений психических, кои в отличие от бессознательного индивидуального (личного) являются носителями опыта филогенетического развития человечества. Бессознательное коллективное запечатлевает опыт человечества. Каждый является его носителем в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть то глубинное, сокровенное, что определяет особенности поведения, мышления и чувствования. Содержание бессознательного коллективного составляют архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, кои в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Оно существует в душевной жизни наряду с сознанием и бессознательным личным. Учение о бессознательном коллективном - основа теории Юнга (‑> психология аналитическая).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЛИЧНОЕ - формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, - комплексы.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ НИЗШЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ - согласно Э. Фромму - бессознательное, свойственное большинству людей, - вытесненные элементы, содержание коих - то, что данное общество не может позволить своим членам довести до сознания, если оно собирается и впредь успешно действовать на основе собственных противоречий (=> бессознательное коллективное).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ - согласно Р. Ассаджоли - подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - один из признаков психического, не являющейся, однако, характеризующим.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. unconscious ) - понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Разработка представлений о Б. в психологии была начата З . Фрейдом , который первым обратил внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами , которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления Б. изучались как в прикладной клинической психологии , так и в экспериментальной психологии . На сегодняшний день выделяются 5 классов проявлений Б.

1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности (см. Защита психологическая ). Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии , в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.

2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений . Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.

3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности.

4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции , вдохновения , творческого озарения и др.).

5. Структуры общественного Б. - неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы , определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре (см. Пралогическое мышление ).

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека - неизбежное следствие его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания , что позволяет разгрузить его для выполнения др. задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного Б. позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением. (Д. А. Леонтьев.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

  • неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;
  • поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;
  • подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;
  • надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.

Теория бессознательного по Фрейду

Знаменитый австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд сознательное и бессознательное описал по результатам своих экспериментов. Аналитика человеческого поведения показала, что большое количество действий, в которых человек не отдает себе отчета, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания. Было установлено, что разного рода мотивации проявляются в невротических симптомах, сновидениях и творчестве. Как врач, занимавшийся в том числе и неврологией, Фрейд столкнулся с особенным влиянием неосознаваемых переживаний и мотивов на жизнь людей. Он установил, что эти процессы могут не только в значительной мере отягощать жизнь испытуемых, но и вызывать нервно-психические заболевания. Результаты экспериментов направили Фрейда на поиск средства, которое могло бы избавить человека от конфликтов между сознательным и бессознательным. Именно поиск компромисса между тем, что диктует сознание и потаенными, бессознательными побуждениями привел к появлению метода психоанализа.

Теория бессознательного по Юнгу

Проблема бессознательного и сознательного будоражила умы многих психологов. По результатам исследований швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, основоположника глубинной аналитической психологии, было дано описание «коллективному бессознательному». Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и расовое, родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное. Оно представляет собой совокупность информации психического мира определенного сообщества людей, в то время как индивидуальное бессознательное отражает только информацию психического мира конкретной личности.
Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.

Бессознательное в трактовке Юнга было подразделено на следующие процессы и состояния психики:

  • латентные (скрытые);
  • временно неосознаваемые;
  • вытесненные за пределы сознания (т.е. подавленные).

Теория бессознательного по Лакану

Помимо Карла Юнга и Зигмунда Фрейда сознательным и бессознательным занимался другой исследователь, французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан. Он сформулировал гипотезу о том, что структура бессознательного похожа на языковую. С этой точки зрения психоанализ можно рассматривать как работу с речью пациента. Знаменитая психоаналитическая техника, разработанная Лаканом, была названа «клиникой означающего». В ее основе лежит работа со словом, необходимость и возможность перевода, так называемой перезаписи внутри психики. Все эти действия могут использоваться в терапии, связанной со сложными расстройствами психической деятельности. Однако не все авторы, изучающие проблему бессознательного и сознательного, согласны с теорией Лакана, что бессознательное есть язык, а психоанализ – языковая игра между психоаналитиком и пациентом. Бессознательное похоже на язык, оно функционирует по схожему алгоритму, но при этом на него не распространяются законы лингвистики.

Современные исследования бессознательного

Сформулированное Зигмундом Фрейдом сознательное и бессознательное положено в основу современных исследований. Психофизиологические доказательства получают при анализе сна, гипнотического транса, проявлений автоматизма в спортивной и трудовой деятельности. Разрабатываются теории о возможном применении кибернетических способов моделирования бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие «психика» шире, чем понятие «сознание»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят: 1) психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (субсенсорные или субцептивные реакции); 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; 4) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчета, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены действием инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, З. Фрейд создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание) .

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание, интуиция, духовность) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще - врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).

В.И. Овчаренко

Бессознательное (Шапарь)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - 1) Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2) Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. Отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношением к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов.

Бессознательное (Грицанов)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

Сознание и бессознательное в прямом противопоставлении не так давно стоят на сцене. Раньше пристального внимания удостаивалось лишь сознание, а бессознательное и не пытались разглядеть. Но все изменил , он указал на колоссальное значение бессознательного в жизни человека и начал его изучение.

После Фрейда представление о бессознательном расширил , Ассаджиоли еще тщательнее проработал это понятие. Сейчас сознательное и бессознательное в психологии изучают и когнитивные психологи, проводя множество экспериментов, позволяющих проникнуть в область неосознаваемого – в процессы мозга, раскрывая основополагающую роль бессознательного в нашем поведении.

Немного истории

До недавнего времени в философии и науке психическая жизнь считалась полностью или в основном сознательной. Это объясняет тот факт, что нам приходится использовать отрицание, а не какое-то специфическое слово для определения других процессов, кроме сознательных (бессознательное, подсознательное, предсознательное). Наблюдается и консенсус относительно тех качеств, которыми должны обладать сознательные процессы мышления:

  • Преднамеренность.
  • Управляемость.
  • Серийность.
  • Доступность для понимания.

Понятие бессознательного пока находится в более сложной ситуации. Характеристика сознания и бессознательного проводится по принципу: что не включено в сознательные процессы мышления – находится в бессознательном. В начале XIX века термин «бессознательное» употреблялся применительно к состоянию , когда человек не был осведомлен о том, почему он что-то делает под гипнозом.

Бессознательное, по Фрейду, обозначает поведение, которое не находится под контролем сознания. Практически все примеры, приведенные в «Психопатологии обыденной жизни», демонстрируют непреднамеренное поведение, непроизвольный характер действий, источник которых неведом личности.

Виды бессознательного, затрагивающие отдельные области психики, базируются на одном общем аспекте – все они являются неосознаваемыми содержаниями, влияющими на жизнь людей. Понятие долго развивалось, основных видов бессознательного несколько: индивидуальное, коллективное, социальное.

Отец психоанализа, история человечества и психосинтез

В психике человека сознание – лишь маленький остров посреди бескрайнего океана или вершина айсберга, бессознательное же – это океан или невидимая часть ледника. На основании анализа снов, оговорок и ассоциаций Фрейд выделил область, отличную от сознания.

Сознание, по Фрейду, – это все, что мы знаем актуально, что чувствуем, отслеживаем в мыслях. Предсознательное или подсознательное содержит все, что легко может стать актуальным (чувства, мысли, воспоминания, не являющиеся в данный момент необходимыми), оно легко отдает свое содержание сознанию. А сфера бессознательного включает в себя все психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства и поведение.

По Фрейду, оно содержит всё значительное и тревожное, что мы осознавать не хотим: примитивные желания, разрушительные импульсы, пугающие переживания. Все эти содержания не доходят до сознания, потому что считаются неприемлемыми.

Формы проявления бессознательного, по Фрейду: сны, фантазии, побуждения без осознания цели, автоматические реакции, бред и . Структура сознания и бессознательного, по мысли Фрейда, представлена следующими элементами: Ид, Эго и Супер-Эго. Первое отвечает за инстинкты и почти полностью погружено в бессознательное, второе – самосознание, лавирующее между и установками культуры (Супер-Эго), пытаясь их примирить.

Карл Юнг тоже работал над этим понятием. Он разделил его на индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное – хранит все, что было вытеснено человеком в процессе его жизни. Коллективное бессознательное Юнга представляет собой область, которая является у всех людей одинаковой. По Юнгу, мы получаем вместе с генами не только инстинкты, но и образы/модели воплощения/реализации этих инстинктов, названные Юнгом .

Анализируя мифы, сказки и легенды, Юнг пришел к выводу, что повторяющиеся мотивы и образы в них есть не что иное, как выражение общих моделей восприятия и мышления – проявление бессознательного, общего для всех людей. И единственный способ получить такие модели – это передавать их от человека к человеку.

Поэтому архетипы, по Юнгу, являются буквально собранием опыта жизни всего человечества, отпечатанным в структуре мозга в процессе эволюции. Понятие коллективного бессознательного находит подтверждения в экспериментах, а рассуждения Юнга об инстинкте подражания становятся актуальными в теории адаптивного бессознательного.

Главной целью, которую выделил Юнг, является постепенное прояснение содержаний коллективного бессознательного для сознания. Именно разрыв между ними он считал причиной психопатологий. Человек быстро учится, но внутреннее содержание бессознательного оказывается закрытым, недоступным, что вызывает психологический дискомфорт и ведет к кризису.

Продолжением и усовершенствованием идей Фрейда и Юнга занялся Роберто Ассаджиоли. В соответствии с его взглядами, структура бессознательного включает следующие уровни:

  • Низший. Представляет собой простейшие формы деятельности психики, на которые возложены функции управления телом, а также влечения, побуждения, комплексы, сновидения, фобии, мании, желания.
  • Средний. Содержание этого уровня состоит из тех же элементов, что находятся в бодрствующем сознании, они свободно проникают в сознание. Функции этого бессознательного уровня: усвоение опыта, развитие деятельности ума и фантазии.
  • Высший (или сверхсознательное). Отвечает за , вдохновение, героические устремления, созерцание.

Сознание и бессознательное у Ассаджиоли переплетены. Уровни бессознательного объединены в цельную систему, окруженную коллективным бессознательным.

Общая характеристика отношений между сознательным и бессознательным на сегодняшний день примерно ясна благодаря исследованиям процессов, происходящих в мозгу, и других факторов. Эксперименты доказали, что человек получает очень много информации, которую не пропускает через сознание, но мало того, эта информация способна влиять на его действия и поведение (хотя знать он о ней не будет).

Имитирующее поведение у младенцев очень развито, что говорит о спящем в каждом индивиде инстинкте подражания, который позволяет учиться и выживать. Стремление адаптироваться к окружающим условиям у человека проявляется постоянно: он имитирует жесты других людей, их позы, привычки и манеры.

Имитация ускользает от контроля сознания, человек не знает, что он ведет себя не естественно, а повторяя за другими в группе. В 2005 году в исследовании T. L. Chartrand было доказано, что люди бессознательно, непреднамеренно повторяют за другими их модели поведения.

Все шире распространяется идея о том, что действие предшествует мысли. В частности, John A. Bargh и Ezequiel Morsella в 2008 году рассматривали тезис о том, что не сознание является источником нашего поведения, а обычные импульсы извне. Импульс активирует бессознательное, а сознание потом только объясняет или трактует реальность.

По мысли современных исследователей, сознание, конечно, играет определенную роль в поведении и выборе действий, но не первостепенную. Скорее, сознание выполняет функции преобразования, обработки и передачи информации между членами обществами. А вот в его доминировании в сфере адаптивной, интеллектуальной деятельности исследователи сомневаются.

Идеи и интуиция

Скольким людям знакомо состояние «эврика»? Наверное, практически всем. Это , как его называют в психологии, и он возникает из глубинных областей психики, что подчеркивает роль бессознательного в жизни человека.

Новая идея, которая мгновенно упорядочивает хаос, соединяет разрозненные части в целое, возникает будто из ниоткуда. Психологи утверждают, что наш мозг решает проблему даже тогда, когда сознательно о ней не думает. Сознание и бессознательное в психике человека работают в тандеме.

Исследователи творчества выделяют две стадии создания идеи. Первая – генерация множества возможных решений, вторая – оценка и выбор наиболее перспективных из них. Генерация идей, судя по всему, прекрасно производится и в отсутствие сознания.

Внимание, направленное на проблему, обычно приводит к тому, что человек много думает над решением, рассматривает множество идей и сосредоточивается на тех, что ему нравятся. Кроме того, он смотрит на идеи с разных сторон, поэтому может отбраковывать неподходящие или периодически вносить в них корректировки.

Здесь сознание, конечно, на высоте. Но оно уступает пальму первенства бессознательному, когда последнее извлекает из памяти множество ассоциаций, которые могут быть полезны для формулирования идеи.

Описание методики уместится в паре слов: отвлекайтесь периодически, если впали в ступор. Новая деятельность не должна быть слишком сложной, пусть она займет сознание, но не ставит острых вопросов – спортзал, незамысловатая игрушка, прогулка.

Через некоторое время, только не через день или неделю, стоит попробовать вернуться к вопросу, который вызывал трудности, и посмотреть, какие же идеи придут на ум. Велика вероятность получить неординарный, неожиданный, но интересный ответ от самого себя.

Где еще может помочь бессознательная деятельность нашей психики? Да практически везде, кроме, пожалуй, финансовых операций, там лучше руководствоваться строгими аналитическими схемами.

Несколько исследований показали, насколько полезно пользоваться интуицией, которая и есть продукт неосознаваемой работы мозга. Интуиция – суждения, рациональное происхождение которых нельзя проследить, их сложно или невозможно доказать. На самом деле суждения эти исходят из глубоких слоев психики и совершаются на основе информации, которая непосредственно нами не осознается, но получена в прошлом или отслеживается прямо сейчас: тон голосов, выражения лиц могут поведать намного больше, чем слова других людей, к примеру.

Для развития интуиции достаточно устраивать периодически мозговой штурм, хватать идею, мелькнувшую в воздухе, и пытаться её развивать. Интуиция хороша на первых этапах и тогда, когда совершенно непонятно, какой же шаг совершить следующим, идти же по открытым тропкам лучше всего, взяв в проводники аналитический сознательный ум. Остается добавить, что тревожным людям следует быть аккуратнее в выводах, так как они, хотя и могут предугадывать негативное развитие событий на основе интуиции, обычно отфильтровывают все образы позитивного будущего. Автор: Екатерина Волкова