Почему? Самые интересные детские вопросы…. Зачем люди живут на земле? Зачем человек рождается и живет? Чем обязано человечество вопросам как почему зачем

Викторина “Почемучка”

Все вопросы викторины начинается со слова “почему”- ответы найдете ниже. Вопросы викторины рассчитаны для учеников старшей начальной школы. За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

1. Почему заяц с горки скатывается кубарем?
2. Почему ежика называют смельчаком?
3. Почему белка легко перепрыгивает с веточки на ветку, с одного дерева на другое?
4. Почему синички дружат с поползнями?
5. Почему стрижей нельзя увидеть прыгающими по земле или сидящими на ветках деревьев?
6. Почему благодаря сороке человек может приучиться к порядку?
7. Почему сову часто называют люди лесной кошкой?
8. Почему галку так назвали?
9. Почему летчики благодарны лягушкам?
10. Почему у змей происходит линька?
11. Почему ворона любит принимать муравьиные «ванны»?
12. Почему у слонов такие большущие уши?
13. Почему у муравьедов нет зубов?
14. Почему бобры строят плотины?
15. Почему зайчишку дразнят «косым»?
16. Почему природа сделала лису рыжей, а кончик хвоста – белым?
17. Почему волки стараются поселиться у воды?
18. Почему добыча прилипает к паутине, а сам паук – нет?
19. Почему бегемоты часами лежат в воде и не всплывают, чтобы подышать?
20. Почему стрекозы все время возвращаются к водоемам?

Ответы:

1. Задние лапки короче передних. 2. Может съесть ядовитую гадюку, так как не чувствителен к ее яду. 3. Лапки с острыми коготками и хвост-руль. 4. Поползни благородно делятся с синичками едой. 5. На земле им мешают длинные крылья и коротенькие ножки. На ветках они не могут удержаться, так как на лапках отсутствуют задние пальчики. 6. Сорока любит блестящие предметы и может их утащить. Поэтому нельзя оставлять, где попало украшения, ключи, ложки. Птица может их украсть. 7. Во-первых, благодаря голове, похожей на кошачью. Во-вторых, из-за острых коготков. В- третьих, бесшумным приближением к добыче. В- четвертых, одинаково хорошо развиты слух и зрение. В-пятых, – «любители» мышей. 8. За ее особый крик при полете: «Галл-ка!». 9. По образцу лягушачьего глаза ученые сконструировали электронный прибор, обеспечивающий безопасность полетов. 10. Старая кожа узка и мала. 11. Очищает от вредителей перьевой покров. 12. Чтобы лучше улавливать звуки и охлаждать, помахивая ими, тело. 13. Без надобности, так как пищу (термитов и муравьев) они слизывают липким языком. 14. Чтобы поднять уровень воды, которая закроет вход в хатку. 15. Зайчишка старается увидеть всё, что происходит вокруг него, и «косит» глазками вовсе стороны. 16. Чтобы лисята не потеряли маму в темноте. 17. Пьют много воды. 18. Он не наступает на клейкие нити. 19. Ноздри выставляют на поверхность воды. 20. Откладывают в воду яйца.

Искали как великие философы, так и простые обыватели. Но к окончательному выводу не пришел пока никто из них, ведь эта задача не имеет единого решения. Сколько философских школ, столько же и мнений, а может, и того больше.

И все же некоторые смогли подобрать логически ответы, способные объяснить существование человека.

Как часто мы размышляем о том, и живет?

Самая беззаботная пора - детство. В этот период все мы бегаем как угорелые по родным дворам, притворяясь пиратами, супергероями, роботами. В нашей голове могут роиться тысячи удивительных идей, но нет ни одного вопроса о смысле жизни. Да и зачем?

И только переступив порог юности, человек начинает искать на него ответ. «Зачем человек живет? Какое у него предназначение? В чем смысл моей жизни?» - все эти вопросы тревожили сердце каждого из нас. Но одни быстро выбрасывали их, переключаясь на более насущные проблемы, иные же, наоборот, провели всю жизнь в поисках неоспоримой истины.

Древние философы и смысл жизни

Однажды Аристотель сказал: «Познание души - это главная задача философа, так как это сможет дать ответы на многие вопросы…» Более того, он считал, что любой мыслитель должен искать смысл во всем, так как этот поиск является неотъемлемой частью нас самих. Он учил тому, что недостаточно принимать вещи таковыми, как они есть, нужно еще и понять, зачем они нужны в этом мире.

Немецкий философ Георг Гегель также был озадачен вопросом о том, зачем человек живет в этом мире. Он считал, что подобная тяга к познанию самого себя заложена в нас природой и является нашим истинным Я. Более того, он утверждал: если понять, какая роль отведена человеку, то можно будет разгадать и предназначение других явлений вселенной.

Также не стоит забывать о Платоне и его размышлениях о том, зачем человек живет на земле. Он был уверен: поиски своего предназначения - это высшее благо для человека. Отчасти, именно в этих поисках и был сокрыт его смысл жизни.

Божий план, или Зачем люди живут на плане?

Нельзя рассуждать о смысле жизни и не затронуть тему религии. Ведь все существующие верования имеют по этому вопросу. В их священных текстах есть четкие указания касательно того, как следует провести свою жизнь и что является высшим благом для человека.

Итак, рассмотрим наиболее распространенные конфессии.

  • Христианство. Согласно Новому Завету, все люди рождены для того, чтобы прожить праведную жизнь, что подарит им место в раю. Следовательно, их смысл жизни в том, чтобы служить Господу, а также быть милосердными к другим.
  • Ислам. Мусульмане не слишком далеко отошли от христиан, их вера также основывается на служении богу, только на этот раз Аллаху. Помимо этого, каждый истинный мусульманин должен распространять свою веру и всеми силами бороться с «неверными».
  • Буддизм. Если спросить буддиста: «Зачем человек живет?», то он, скорее всего ответит так: «Чтобы стать просветленным». Именно эту цель преследуют все последователи Будды: очистить свой разум и перейти в нирвану.
  • Индуизм. В каждом есть божественная искра - Атман, благодаря которой человек после смерти возрождается в новом теле. И если в этой жизни он вел себя хорошо, то при следующем перерождении станет более счастливым или богатым. Высшей же целью бытия является разорвать круг перерождения и предаться забвению, которое дарует наслаждение и покой.

Научная точка зрения на предназначение человека

Поставила главенство церкви под сомнение. Это было связано с тем, что человечество получило еще одну версию, объясняющую появление жизни на Земле. И если вначале лишь немногие были согласны с этой теорией, то по мере развития науки ее приверженцев становилось все больше и больше.

Но как наука смотрит на обсуждаемый нами вопрос? Зачем человек живет на земле? В целом все довольно просто. Поскольку человек произошел от животного, то и цели у них схожие. А что является самым важным для каждого живого организма? Верно, продолжение рода.

То есть, с научной точки зрения, смысл жизни заключается в поиске надежного партнера, воспроизведении потомства и заботе о нем в дальнейшем. Ведь только так можно сохранить вид от вымирания и обеспечить себе светлое будущее.

Минусы предыдущих теорий

Теперь следует поговорить о том, какие недостатки есть в этих концепциях. Ведь как научная, так и религиозная гипотезы не способны дать исчерпывающего ответа на вопрос: «Зачем люди живут на земле?»

Минус научной теории в том, что она выделяет общую цель, которая идеально подходит для всего вида в целом. Но если рассматривать проблему в масштабе одного индивида, то гипотеза теряет свою универсальность. Ведь получается, что те, кто не способен иметь детей, и вовсе лишены всякого смысла жизни. Да и здоровому человеку вряд ли понравится существовать с мыслями о том, что его единственное предназначение - это передача своих генов потомству.

Неидеальной является и позиция религиозных общин. Ведь большинство религий ставит превыше земной. Более того, если человек - атеист или агностик, то и существование его лишено всякого смысла. Подобная догма многим не по душе, поэтому с годами церковные устои начинаю ослабевать. Как следствие, человек снова остается один на один с вопросом «зачем люди живут на земле».

Как же найти истину?

И что теперь? Что делать, если научная точка зрения не подходит, а церковная слишком консервативна? Где найти ответ на столь важный вопрос?

На самом деле универсального решения проблемы попросту нет. Каждый человек - личность, следовательно, его уникален. Каждый должен сам найти свой путь, свой смысл и свои ценности. Только так можно обрести гармонию внутри себя.

При этом необязательно всегда следовать одному пути. Прелесть жизни в том, что здесь нет установленных правил и границ. Каждый вправе выбрать для себя конкретные идеалы, и если они со времен покажутся ложными, их всегда можно заменить новыми. Например, многие люди полжизни работают ради того, чтобы сколотить состояние. И когда они добиваются этого, то понимают, что деньги - это далеко не главное. Тогда они снова принимаются за поиски смысла бытия, способного сделать их и красивее.

Главное - не бояться задумываться: «Зачем я существую и в чем мое предназначение?» Ведь если есть вопрос, то и ответ на него обязательно найдется.

Ваш ребенок вступил в возраст почемучек и засыпает вас вопросами, но вы не всегда знаете, как правильно объяснить ему то или иное явление? Ну что ж… Запаситесь терпением и… подходящей книгой! Перед вами - как раз такая.

Почему у них так много «почему»?

Детская энциклопедия «Почему?» написана для детей от трех до семи лет и призвана помочь родителям ответить на такие простые и такие сложные детские вопросы.

В чем психологическая роль возраста почемучек?

Если раньше малыш познавал мир, ощупывая и облизывая предметы, то в возрасте 3-5 лет наступает новый этап. Речевая активность ребенка растет, он знает уже много слов и начинает догадываться, что вещи, окружающие его, устроены не так просто, как кажется. Наступает пора теоретического познания.

Простые правила для родителей почемучек

1. Проявите уважение и искреннюю заинтересованность.


Фото © Cat Johnson

В мире взрослых вопрос трехлетки может звучать нелепо, но в мире ребенка в этот момент идет серьезный поиск истины. От того, как отреагируют родители на интерес малыша, будет зависеть формирование его личности.

Кроме того, потребность в познании мира у детей связана с потребностью в уважении со стороны взрослых. Когда вы внимательно относитесь к вопросам почемучки, ребенок чувствует, что вы проявляете уважение к его личности. Книга «Почему?» - хороший способ ответить на вопросы малыша, проявить уважение и похвалить за любознательность.

2. Помните: он должен получить ответ независимо от того, сколько раз уже задавал этот вопрос.


Фото © Spiegel

Почему ребенок повторяет вопрос снова и снова? Вряд ли он забыл ответ. Скорее всего, он проверяет сам себя: правильно ли он вас понял, не упустил ли чего-то важного? Если раньше ребенок опирался на наглядность (потрогать предмет, взять его в руки, облизать), то теперь он переходит в область умозрительного. Это нормально, что в новой области он чувствует себя неуверенно и задает одни и те же вопросы десятки, а то и сотни раз.

Если вам надоело, что ребенок задает один и тот же вопрос, предложите ему вместе отыскать ту страницу книги, на которой находится нужный ответ.

3. Ответ не должен порождать еще больше вопросов


Фото © Anek-Worlds.ru

Если ребенок когда-нибудь спросит вас, почему небо голубое, посмотрите ему в глаза и скажите: «Это из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приемников фиолетового цвета в нашей сетчатке».

Учитывайте особенности детского восприятия. Объяснение должно быть простое, ясное, без лишних деталей и заумных фраз. Не у каждого родителя получается найти удачное объяснение, которое поймет ребенок трех-семи лет. На этот случай и существует эта книга.

Вопросы и ответы в книге вплетены в историю и сопровождаются наглядными иллюстрациями. Дети креативны, у них образное мышление, поэтому они хорошо запомнят сравнения и иллюстрации из книги.

4. Отложите фоновые дела


Фото © Safewithulli

Ребенок может быть недоволен тем, что вы отвечаете ему, продолжая заниматься повседневными делами. В таком случае он начнет требовать, чтобы вы безраздельно посвятили ему свое внимание.

Заведите ритуал. Усадите ребенка рядом с собой, ответьте на его вопрос и предложите вместе поискать ответы на другие интересные вопросы «по ситуации». Для такого случая в книге «Почему?» есть несколько разделов:

  • вопросы в ванной
  • вопросы в супермаркете
  • вопросы перед сном
  • вопросы на прогулке
  • вопросы на кухне
  • вопросы в деревне

Такое ситуативное разделение вопросов поможет вам всесторонне развить начальную эрудицию ребенка.

5. Предложите ребенку выдвинуть свою версию


Фото © Em.Pelle

Пусть он пофантазирует. Почему у деревьев есть листья? Почему кошки мяукают?

Если ребенок не сможет ответить, просто расскажите ему, как в действительности обстоит дело. Поощряйте его выдвигать свои идеи. Ведь одна из главных задач этапа почемучек - сформировать умение обсуждать явления и вещи. От раза к разу уверенность ребенка окрепнет, и от «почему?» вы перейдете к «а я знаю!».

Пять самых обескураживающих детских вопросов

Просмотрите этот список. Задавал ли ваш ребенок какие-то из этих вопросов? Если да, то вы наверняка вспомните, как трудно было подобрать простое и точное объяснение. Но автор «Почему?» на любой вопрос находит подходящий ответ - убедитесь сами:

1. Куда солнце прячется ночью?

Иллюстрация из книги

Оно никуда не прячется. На самом деле оно продолжает светить, даже когда мы его не видим. Мы живем на планете Земля. Она вращается вокруг Солнца, и мы вместе с ней. Каждый день наша планета делает один оборот вокруг своей оси. Солнце освещает ту часть Земли, которая ближе к нему. Когда часть Земли, где мы живем, поворачивается к Солнцу, у нас настает день. А когда Земля поворачивается к Солнцу другой стороной, у нас ночь.

2. Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?

Иллюстрация из книги

Потому что они ничем не защищены! Наша кожа покрыта тонким-тонким слоем жира. Когда ты долго сидишь в теплой воде, этот жир смывается. Вода просачивается под кожу, та набухает, и появляются морщинки. На ладонях и ступнях кожа толще, поэтому она морщинится сильнее.

3. Что такое тень?

Иллюстрация из книги

Это место, где нет света. Свет не может пройти сквозь все предметы, которые встречаются на его пути. Когда солнце освещает тебя, твое тело задерживает часть лучей, а другие лучи проходят мимо и доходят до земли. Там, где ты мешаешь солнечным лучам достичь земли, образуется темное очертание - твоя тень. Поэтому тень по форме похожа на тебя! И в солнечные дни она ходит вместе с тобой повсюду. Если солнце позади тебя, то тень будет впереди, и наоборот.

4. Почему персики мохнатые?

Иллюстрация из книги

Ворсинки на кожице защищают персик. У всех фруктов разная кожица: у яблок - гладкая, у апельсинов - бугристая, у ананасов - колючая, а у персиков - мохнатая. Кожица защищает мякоть фруктов от насекомых и различных болезней - в общем, от всего того, что может им навредить. А ворсинки персика, например, помогают ему уберечься от инфекции, которая называется бурой гнилью. Именно она является причиной гниения фруктов в тех местах, где повреждается кожица. Поэтому чем мохнатее персик, тем он дольше не портится!

5. Как пчелы делают мед?

Иллюстрация из книги

Они высушивают нектар. Нектар - это сладкая бесцветная жидкость, которую пчелы собирают с цветов. Пчелы приносят нектар в ульи и складывают его в соты - крошечные коробочки. С помощью крылышек пчелы обдувают соты с нектаром. Затем они перемешивают новый нектар со старым, перекладывая их из сот в соты. Постепенно нектар высыхает и густеет. Когда соты наполнятся нектаром, пчелы запечатывают их восковой пробкой. Мммм - получается мед!

Немного перефразируя одного из великих, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. Почему так? Потому что любознательность и кипучая энергия большинства малышей способны любого родителя, даже самого терпеливого, вывести из себя, причем несколько раз за полчаса.

Примерно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Очевидная причина - дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:

  • родители - главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» - своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
  • дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
  • некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» - спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
  • многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
  • дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
  • иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
  • по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
  • если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и - ему приходится много спрашивать;
  • из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.

Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».

Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов . Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов , то есть в среднем 35-36 в день.

И на эти бесконечные «что? где? когда?» - а гораздо чаще «почему» - мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало - они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать - за хорошие, интересные вопросы.

По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.

Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка - сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ - отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.

Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.

Ответ-«пустышка»

Примеры: «Подрастешь - узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться - и сам выяснишь».

Достоинства: экономия времени и сил.

Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»

Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).

Недостатки: для ребенка такой ответ - та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)

Эти вопросы вы слышали от своих детей наверняка:
- Почему небо голубое?
- Почему травка зеленая?
- Почему солнце не падает?
- Почему самолеты летают, а крыльями не машут?

Ответ «по науке»

Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».

Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.

Недостатки: ребенок едва ли его поймет - в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.

Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ-«сказочка»

Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно - ярко светящийся волшебник, летающий по небу».

Достоинства: любая выдумка - универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ с вариациями

Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».

Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.

Недостатки: а кто же прав?

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).

Ответ-вопрос

Пример: «А сам ты как думаешь?»

Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».

Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет - уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)

* Хороший ответ - тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз - это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы - указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

Почему дедушка курит, если это вредно?

Почему нельзя писать в парке?

Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

Почему обзываться плохо?

Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети - и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы - вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе - или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» - это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

Искать и не сдаваться

Расскажем о способах «добыть» ответы на каверзные детские вопросы.

1) Поисковые системы - их алгоритмы поиска постоянно совершенствуются, так что при большом желании можно найти в них ответ на любой детский вопрос; «продвинутые» варианты поиска с использованием команд-операторов вам в помощь.

2) «Глупые часто задаваемые вопросы» (sfaq.ru) - теоретически сайт для взрослых, но многие вопросы могут прозвучать и от детей, например «Сколько весит миллион долларов?», «Если кошка перебежала дорогу, а потом перебежала в обратную сторону - это отменяет примету или подкрепляет ее?», «Почему у лошади одна пара коленей назад, а другая - вперед?» и т.д.

3) «Взрослые» сервисы вопросов - ответов: русскоязычные TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), Генон - удобный поиск ответов на вопросы (genon.ru) и англоязычная Quora (quora.com). Их достоинство - в основательности ответов и в том, что отвечают зачастую эксперты (либо ссылаются на достоверные источники). Сюда же можно отнести ЗнайКак.ру - ответы на все вопросы Как? (znaikak.ru) - сервис специализируется на тех вопросах, которые начинаются со слова «как».

4) «Детские» сайты ответов на вопросы:

  • проект «Карманный ученый» (pgbooks.ru/life_with_kids/researcher/) - ответы придется искать внутри выпусков, зато вы сэкономите время на их интересную формулировку и подачу;
  • Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы;
  • 100 тысяч почему - ответы на детские вопросы (allforchildren.ru/why) - вопросы рассортированы по вопросительным словам, что упрощает поиск;
  • ПочемуЧка (pochemu4ka.ru/index/pochemuchka_otvety_na_voprosy/0-576) - ответы на вопросы можно найти и по списку, и в рубриках.

5) Ответы на некоторые вопросы вы найдете

Фото - фотобанк Лори

Дети очень любознательны от природы, их бесконечные «а почему?», ставят в тупик даже родителей со стажем, что уже говорить о молодых родителях. Чаще всего, взрослые могут ответить лишь на немногие вопросы правильно и по существу. На некоторые вопросы им не хочется отвечать честно, приходится врать, отмахиваться или игнорировать их. Между тем, важно не оставлять вопросы малыша без ответа, чтобы познавательный интерес не сошел на нет.

Почему эти «почему»?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает своё «я» всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст «почемучек» . Малыши вступают в него по-разному - кто-то в 2,5-3 года , кто-то ближе к 4-5 годам . На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растёт, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днём голубое, а ночью - чёрное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слонёнку из сказки Киплинга хочет знать обо всём на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти «что» и «почему» - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Малыш открывает для себя закон постоянства, а ответы на вопросы рождают новые вопросы. Каждое новое знание расширяет границы мира, а в нём ещё так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения .

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…» ). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!», ещё лучше «по качану и по капусте!» . А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!» . Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…

Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребёнка, признак его одарённости. И если он задаёт вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! Наберитесь терпения, заручитесь поддержкой бабушек и дедушек, объясните им, как важно отвечать на каждое «почему», даже если ваш малыш в десятый раз задаёт один и тот же вопрос, ни в коем случае не срывайтесь и, уж конечно не кричите на малыша. Ведь проще всего убить в ребёнке любознательность, и рано или поздно он найдёт того, кто расскажет ему много чего «интересного», но это будете уже не вы.

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу вспоминается очень старый анекдот:

Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:

- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, - железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно.

Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не падает?» и как можно на него ответить.

Ответ-пустышка

"Ну потому что не падает и все".

"Потому что. Ты еще маленький и не поймешь".

"Иди спроси у бабушки".

"Подрастешь - поймешь".

Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах.
Ответ-провокация

"А почему ты считаешь, что оно должно упасть? "

"А почему Земля не падает на Солнце?"

Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники).
Ответ со ссылкой на мироздание

"Так устроен мир."

"Законы физики не дают ему упасть".

"Так захотел Бог".

Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку - нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего.
Научные, слишком длинные ответы "Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему - в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…" Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено.
Сказочные и антропоморфные ответы

"Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем. "

"Потому что оно лучиками держится за небо. "

Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы - очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания.
Ответы с вариациями

"Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. "

"А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…"

Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?».
Лаконичный ответ по существу

"Солнце не может упасть".

"Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. "

"А упасть может только то, что близко от земли."

Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе - хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям.


Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.

Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесёт ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнёт выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашёл ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребёнок осознаёт свои возможности, поймёт, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Но не всегда можно дать простой ответ, особенно если ребёнок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?

Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали.

Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти ещё можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребёнка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок - человечек очень умный, вдумчивый, в чём-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Что бы чистой была». «Зачем что бы чистой была?» «Что бы есть из неё было приятно». «Зачем что бы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример.

Маше 3,10, спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: « Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!»

Не бойтесь ситуаций, когда малыш задает вопрос, на который вы, к сожалению, не знаете ответ.

Откровенно признайтесь ребёнку в этом, но пообещайте обязательно выяснить или предложите разобраться во всём вместе. Это только укрепит ваш авторитет в глазах ребёнка, покажет ему, что мама или папа могут всё. Всячески поощряйте интерес вашего малыша к окружающему его миру, задавайте ему встречные вопросы в ответ, продолжая развивать заданную тему. Все дети обожают загадки, с их помощью можно научить ребёнка размышлять, расширить его словарный запас, развить чувство юмора.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?»

Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т.д.

Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!