Северокавказская семья. Северокавказские (севернокавказские) языки Северокавказской семьи

Уральская языковая семья представлена финской группой .

Народы уральской семьи проживают в основном на севере и северо – западе европейской части России, в Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири. Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно – угорской языковой группы : мордва, мордва-эрзя и мордва-мокша - 979 тыс., удмурты (636,9 тыс.), марийцы (604,8 тыс.), коми (293 тыс.), коми-пермяки (125 тыс.) и карелы (93 тыс.). В центральной части Западной Сибири проживают народы финно- угорской группы – ханты (29 тыс.) и манси (12 тыс.). Также относятся к этой группе эстонцы (28 тыс.), финны (34 тыс.), венгры (4 тыс.), вепсы (8 тыс.), саамы (2 тыс.).

Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой уральской семьи. К ней относят ненцев (41 тыс.), проживающих на Крайнем Севере, нганасан (0,9 тыс.) и селькупов (4 тыс.). Численность их в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел.

Один из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ.

Северокавказская языковая семья.

Народы северокавказской языковой семьи представлены двумя группами: нахско – дагестанской языковой группой, к которой относятся: чеченцы (1361 тыс.), ингуши (411,8 тыс.), аварцы (757,1 тыс.), даргинцы (510,2 тыс.), лезгины (411,6 тыс.), лакцы (157 тыс.), табасараны (132 тыс.), балкарцы (108 тыс.). Помимо них Дагестан населяют многие малочисленные этносы и субэтносы: рутульцы (30 тыс.), агулы (28 тыс.), цахуры (10 тыс.), удины (4 тыс.) и др. К абхазско – адыгской группе относятся: адыгейцы (129 тыс.), кабардинцы (520,1 тыс.), черкесы (61 тыс.), абазины (38 тыс.), а также абхазы (11 тыс.). К кавказской языковой семье относятся и грузины (198 тыс.).

Крайне малочисленна чукотско-камчатская языковая семья, в неё входят чукчи (16 тыс.), коряки (9 тыс.), ительмены (3 тыс.); юкагиры (2 тыс.), нивхи (5 тыс.), кеты (2 тыс.) относятся к полиазиатским народам, а эскимосы (2 тыс.) и алеуты (0,6 тыс.) – к особой семье, имеющей американоидные черты.

В Сибири и на Дальнем Востоке без какого-либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определённых занятий проживает более 1 млн. китайцев. 15 лет назад на территории России их проживало чуть более 5 тыс. человек. Всероссийская перепись зафиксировала, что уже сейчас в России живёт 4 млн. 43 тыс. китайцев и вьетнамцев. Таким образом, четвёртое место по численности сейчас занимают не чуваши, как прежде, а китайцы. Между тем, по данным независимых исследователей, если наметившаяся тенденция будет сохраняться, то к 2015 году каждый четвёртый житель России будет китайцем.

Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. По национальному признаку на первом месте стоят русские (71,7%), на втором месте – татары (3,7%), далее украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. (Рис. 4).

Народы северокавказской этнолингвистической семьи являются потомками древнейших жителей Юга России. Разумеется, нельзя отождествлять современные этносы этой семьи с их предками, как нельзя отождествлять, например, человека с его родителями, но генетическое родство современных народов этой семьи с древнейшим автохтонным населением региона признается практически всеми учеными. Огромную роль в этногенезе народов этой семьи сыграли и многочисленные мигранты. Ведь после каждого из крупных миграционных потоков в регионе его этническая картина существенно изменялась. Народы северокавказской этнолингвистической семьи проживают на всей территории южнороссийского макрорегиона, особенно в его предгорной части, от черноморского побережья на западе до Прикаспия на востоке.


Адыго-абхазская этнолингвистическая группа состоит из двух основных подгрупп: адыгской и абхазской . Формирование этих двух подгрупп произошло, по-видимому, до начала новой эры. Все адыго-абхазские языки младописьменные. Хотя еще в средние века предпринималась попытки создать письменность на этих языках, проблема была решена только в советскую эпоху. Для того чтобы письменность устойчиво функционировала, необходим определенный уровень грамотности, который был достигнут благодаря целенаправленной работе по распространению грамотности уже в послеоктябрьский период. Письменность у народов этой группы на основе русской графики.

Адыгская этнолингвистическая подгруппа включает три основных этноса: адыгейцев, кабардинцев и черкесов. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы – это три этноса, имеющих устойчивое общеадыгское сознание «адыгэ». В данном случае можно сказать, что адыги – это суперэтнос.

Адыгская этническая общность начала формироваться еще в I-ом тысячелетии до н.э. Племена, которые стали основой этой общности, проживали в Причерноморье от современного Новороссийска до Сочи и прилегающих к этой территории горах, постепенно расселяясь в предгорья Северного Кавказа. В древнерусских летописях упоминаются под названием «касоги». Известен ряд походов древнерусских князей против касогов. Наиболее тесный контакт древних русов с касогами связан с Тмутараканасим княжеством, просуществовавшим на Западном Кавказе с IХ в. по ХII в. Со времен монгольского нашествия в европейской литературе стало использоваться общее понятие для обозначения всех адыгов – черкесы.

Адыги до настоящего времени во многом сохранили единую традиционную культуру. Различия в культуре жизнеобеспечения, главным образом в характере хозяйства, поселений, жилища, определяются в основном природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. В прошлом социальные различия прежде всего сказывались в одежде: её цветовой гамме, например, только дворяне в Кабарде могли носить одежду и обувь красного цвета, покрое – удлиненные рукава женского платья, женскую обувь на высоких подставках, кожаный корсет, надевавшийся на девочку в 11-12 лет. Стабильна была система питания. Сохранилась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, многие традиции быта, традиционные представления, например, об идеале женской красоты, выражающемся в наличии у женщины тонкой талии и плоской груди.

В настоящее время адыги четко осознают свое историческое единство. Благодаря росту национального самосознания, развитию адыгского национального движения, установлению тесных связей с адыгской диаспорой все большую популярность получают идеи общеадыгского единства.

Адыги (кабардинцы) были первыми из северокавказских народов, принявших русское подданство еще в 1557 г. Этот год считается годом присоединения Кабарды к России. Среди современных адыгов наблюдаются процессы этнополитической консолидации. Так, в мае 1990 г. состоялся Всемирный конгресс черкесского народа, на котором была создана Международная черкесская ассоциация, более точно было бы назвать ее адыгской. Но организаторы конгресса исходили из того, что во всем мире адыгов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов) принято называть черкесами, а созданная ассоциация объединила различные адыгские организации и культурные общества не только России, но и зарубежных стран.

В настоящее время адыгейцы представляют собой достаточно компактно проживающий этнос. Имеют высокий уровень естественного прироста населения, высокую долю лиц с высшим образованием.

Адыгский этнос – кабардинцы – начинает обособляться от общеадыгского этнического массива еще с ХIII в., когда перемещаются в Цен тральное Предкавказье, на предгорную равнину, ныне называемую Кабардинской, в бассейн реки Терек. Здесь у кабардинцев начинается социально-классовое расслоение, кабардинцы более других адыгских народов продвинулись по пути формирования средневековой социально-классовой структуры: возникает институт княжества, происходит закрепощение крестьян, формируется прообраз государственности. Кабарда превращается в самостоятельную политическую единицу.

Развитие феодализма у кабардинцев привело к феодальной раздробленности: Кабарда распадается на Большую и Малую Кабарду. С середины ХVI в. судьба кабардинцев связана с историей России и ее деятельностью на Северном Кавказе. Отношения Кабарды и России не были однозначными: кабардинские князья добровольно принимают русское подданство, но впоследствии кабардинцы неоднократно, особенно в ХIХ в., пытались восстановить политическую независимость.

В советский период в Кабарде проводится национально-государственное строительство, в результате чего кабардинцы консолидируются как этнос в тех границах, в которых в основном проживают и сейчас. В 1921 г. была создана Кабардинская автономная область, а в 1922 г. кабардинцы были объединены в одно государственное образование с неродственными им в этническом аспекте, но ближайшими соседями балкарцами: была создана Кабардино-Балкарская автономная область, преобразованная в 1936 г. в АССР. В период выселения балкарцев (1944-1957гг.) республика называлась Кабардинской, в 1957 г. была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР. В марте 1992 г. решением Верховного Совета КБССР из названия республики были исключены слова «советская» и «социалистическая». Согласно Конституции РФ Кабардино-Балкарская Республика является самостоятельным субъектом Российской Федерации. Столица республики – г. Нальчик.

В настоящее время (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.) численность кабардинцев в России составляет 519 958 человек, из них – в Кабардино-Балкарии проживает свыше 498 тыс. человек.

Традиционная планировка кабардинских поселений до середины XIX в. была кучевой, затем – уличной. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей – кунацкая. Жилище, как правило, было турлучным, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Во второй половине XIX в. появились саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы.

Национальный костюм кабардинца состоял из черкески с наборным серебряным поясом и кинжалом, папахи, сафьяновых чувяк с ноговицами. Традиционный женский костюм включал шаровары, туникообразную рубаху, верхнее длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и на грудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Традиционная кабардинская пища – варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. Национальный напиток – махсыма – изготовляется из пшённой муки с солодом.

В традиционной кабардинской культуре большое внимание уделялось адыгэ хабзэ – совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ, наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

Особенностью современной Кабардино-Балкарии является то, что она как единая этнотерриториальная автономия образована из двух титульных этносов – кабардинцев и балкарцев, которые принадлежат к различным языковым группам – адыго-абхазской и тюркской соответственно.

Черкесы в узком смысле слова (напомним, что в зарубежной литературе черкесами нередко называют всех адыгов, а иногда и вообще кавказцев) формируются в результате национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Черкесами стали называть адыгов, проживающих в Карачаево-Черкесии.

На территории современной Карачаево-Черкесии предки адыгов проживали с глубокой древности. В средневековье на территории Черкесии живут кабардинцы и бесленеевцы и некоторые другие адыгские этнические общности. Именно они и стали этнической основой современного черкесского этноса. У черкесов сильно выражено как общеадыгское этническое сознание, так и чувство этнической общности с кабардинцами, с которыми черкесы говорят на одном языке – кабардино-черкесском.

Национально-государственное строительство на этих землях начинается в первые годы советской власти. В 1922 г. создается Карачаево-Черкесская автономная область, из которой в 1926 г. выделяется Черкесский национальный округ, преобразованный в 1928 г. в автономную область. В 1957 г. воссоздается единая Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края. В июле 1991 г. Верховным Советом России был принят закон, подтверждающий преобразование Карачаево-Черкесской АО в республику и выход ее из состава Ставропольского края. Согласно Конституции РФ 1993 г. Карачаево-Черкесская Республика является самостоятельным субъектом Российской Федерации. Столица – г. Черкесск.

В Черкесии давно исчезли традиционные турлучные дома, крытые соломой. Жилища обычно строят на каменном или литом бетонном фундаменте из самана или кирпича, нередко из шлакобетона и огнеупорного кирпича. Современные черкесы отказались от традиционной планировки и возводят квадратные многокомнатные дома с большими окнами и деревянными полами. Почти все индивидуальные дома располагают фасадом на юг, ближе к улице. Кроме жилого дома почти в каждом дворе встречаются постройки небольшого размера для кухни. Иногда помещением для нее служат дома старого типа.

Традиционный черкесский костюм общесеверокавказского типа. В настоящее время только отдельные любители национального костюма имеют полный комплект черкесского костюма и появляются в нем лишь во время больших национальных праздников.

Основное занятие черкесов – скотоводство. Черкесы во все времена разводили овец, коз, лошадей и крупный рогатый скот. До принятия мусульманства разводили также свиней. Скотоводство носило отгонный характер. С наступлением весны скот перегоняли на летнее пастбище. Большое значение в хозяйстве черкесов придавалось овцеводству. Из шерсти изготовляли сукно, войлок, бурки и др. Из овчины шили шубы, выделывали сафьян. Кроме того, особое внимание уделялось разведению лошадей кабардинской породы.

Довольно широко было развито ремесло, связанное прежде всего с обработкой животноводческих продуктов. Например, обработка дерева считалась сугубо мужским ремеслом, в то время как на долю женщин приходились такие трудоёмкие работы, как выделка сукна, бурок, изготовление одежды и т.п. Черкесское сукно особенно ценилось у других народов. Широко было распространено кузнечное ремесло, оружейное дело. Особенно славилось ружье «Ереджиб», получившее название по имени мастера.

В западной части адыгского ареала на Юге России проживают адыгейцы . Адыгейцы как этнос консолидируются в основном в ХIХ в. из нескольких субэтнических групп – абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др., точнее, из оставшихся в Предкавказье представителей этих групп: значительная часть их соплеменников стали мухад-жирами. Современный этнический ареал адыгейцев формируется после окончания Кавказской войны в процессе их расселения в плоскостной части Западного Предкавказья. В основном на этой территории адыгейцы проживают и поныне.

В результате этих переселенческих и объединительных процессов внутриэтнические (этнографические) различия утрачивают былое значение, хотя и поныне адыгейцы обычно знают об этнографической принадлежности своих предков.

Государственное строительство в Адыгее началось на заре советской власти. 22 июля 1922 г. была образована Адыгейская автономная область, входившая первоначально в Кубано-Черноморскую область, затем в Северо-Кавказский край, Азово-Черноморский край, с 1937 по 1991 гг. – в Краснодарский край. В июле 1991 г. Верховным Советом России был принят закон, подтверждающий преобразование Адыгейской АО в республику и выход ее из состава Краснодарского края. Согласно Конституции РФ, Республика Адыгея – самостоятельный субъект Российской Федерации со столицей – г. Майкоп.

Традиционные поселения адыгейцев – хьэблэ (хабль) – не имели четкой планировки. В каждом поселении был свой культовый центр – мечеть. Поселения, образовавшиеся на равнине после выселения адыгейцев с гор, имеют улично-квартальную планировку. Традиционное адыгейское жилище (унзшхо) турлучное, однокамерное. Впоследствии к основному дому пристраивали дополнительные, изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Своеобразие традиционного интерьера создавала низкая деревянная мебель: столики, скамьи, лежанки, сундуки и др.

Национальная одежда адыгейцев общесеверокавказского типа. Мужчины на нательную рубаху надевали узкий приталенный распашной со стоячим воротником бешмет. Поверх него носили черкеску, украшенную газырями и подпоясанную ременным поясом с серебряным набором. Женщины носили шаровары, нижнюю рубаху, поверх – облегающий кафтанчик. Крой платья следовал пропорциям фигуры, талия подчеркивалась серебряным поясом, богато украшавшимся. Составной частью женского платья являлись широкие длинные нарукавные лопасти-подвески, подчеркивающие высокий социальный статус женщины. Кроме того, характерной деталью женского костюма были высокие шапочки, обшитые серебряным или золотым галуном.

Основу традиционного хозяйства адыгейцев составляли земледелие и скотоводство. Особое значение имело коневодство. Подсобные занятия – охота, пчеловодство. Среди домашних промыслов распространены плетение из болотной травы – куги, ткачество, бурочное и кожевенное производства, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

Национальная адыгейская кухня основывается на зерновых, мясных, молочных продуктах. Раньше из пшена, теперь из кукурузы готовят густую пастэ, которая подается ко многим блюдам. Пшеничная мука идет на выпечку домашнего хлеба, а также разного рода пирожков, печений, лакомств. Мясо – говядина, баранина, курятина, индюшатина – употребляется в жареном и вареном виде и подается с различными соусными приправами. Известны приемы заготовления мяса впрок путем сушения, вяления, копчения. Молоко употребляется чаще в кислом виде, его используют также для приготовления сыра. Широко употребляются овощи, лук, чеснок, перец.

Фольклор адыгейцев представлен сказаниями общенартовского цикла и местными приданиями.

Шапсуги – один из наиболее пострадавших в годы Кавказской войны адыгских этносов. До войны они составляли значительную этническую группу, проживали в прибрежной части между р. Джубгой и р. Шахе и в прилегающей высокогорной местности. Шапсуги оказали упорное сопротивление русским войскам на заключительных этапах войны. Их сопротивление было сломлено в 1864 г., т.е. в последний год войны. Большая часть шапсугов стала мухад-жирами.

По данным последней Всероссийской переписи шапсугов в Росси проживает 3 231 человек.

Традиционная культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овес. Пахали небольшим легким плугом, в который запрягали пару волов. В небольших огородах выращивали лук, тыкву, морковь, свеклу, капусту, чеснок, фасоль, огурцы, перец. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место в хозяйстве шапсугов принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной культуре шапсугов традиционные элементы сохранились лишь в минимальной степени, главным образом в пище – мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров. Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины – наголовные платки.

Другая ветвь адыго-абхазской этнолингвистической группы – абхазская, включающая абхазов и абазинов. Абхазы – автохтонное население Кавказа. Численность в Российской Федерации 9,6 тыс. чел. В древности предки абхазов, как и родственных им адыгов, составляли часть обширного конгломерата племен, населявших Восточное Причерноморье. С древнейших времен на этнической территории абхазов развивались земледелие и скотоводство. Характерным памятником местной культуры III-II тыс. до н. э. являются дольмены, свидетельствующие о контактах со средиземноморским миром. Во второй половине I-го тысячелетия Абхазия испытала сильное влияние древнегреческой культуры, проводником которой были города-колонии Диоскурия, Питиунт, Гюэнос.

Чрезвычайно разбросанные, протяженные абхазские селения лишены четкой планировки и состоят из удаленных друг от друга усадеб хуторского типа, окруженных садами, огородно-пахотными участками и виноградниками. Старинные дома были плетенными из гибких прутьев орешника или рододендрона, круглые или четырехугольные в плане, со скатной соломенной крышей. Впоследствии появились дощатые жилища (акуаскьа) – приподнятые над землей на столбах, многокомнатные, с крытой дранкой скатной крышей.

В основе традиционной одежды общегорскокавказский комплекс мужского и женского костюма: у мужчин – бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, непременной деталью были наборные пояса с кинжалом; у женщин – приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, который закрывался металлическими застежками, на талии носили пояс, голова покрывалась платком, концы которого лежали на плечах.

Основные традиционные занятия абхазов – земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, пчеловодство, охота. В XX в. абхазы освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых.

Одним из наиболее ранних памятников устного народного творчества является героический нартский эпос. Выделяются также сюжеты о герое-богоборце Абрскиле, карликах-ацанах и др.

Абазины – один из народов адыго-абхазской этнолингвистической группы, наиболее близкий по происхождению к абхазам. В настоящее время компактно проживают на территории Карачаево-Черкесской Республики в тринадцати абазинских селениях: Красный Восток, Кайдан, Кубина, Кара-Паго, Псыж, Эльбурган, Инжигчукун, Тапанта, Абазахабль. Проживают также в Кабарде и Адыгее. Численность Абазин 36,6 тыс. человек (2002), в том числе в Карачаево-Черкесии – 32,3 тыс. человек.

В настоящее время абазины исповедуют ислам суннитского толка. Но в памяти народа и в литературных источниках сохранились данные о ранних формах религии абазин. Наиболее древней формой религии являлось язычество – «маджьуси дин». На смену язычеству пришло христианство (с VI в.). С конца XVIII в. абазины стали официально исповедовать ислам суннитского толка.

В XIХ – начале ХХ вв. абазины вели комплексное хозяйство, в котором сочетались животноводство и земледелие. До переселения на равнину главной отраслью было отгонное скотоводство – мелкий и крупный рогатый скот, лошади. Коневодство считалось наиболее почетным занятием, и было в основном сосредоточено в руках знати.

Древним занятием абазин было пчеловодство, мед был одним из основных товаров на внутреннем и внешнем рынке. Подсобную роль играли приусадебное садоводство, охота. Из домашних промыслов и ремесел были развиты обработка шерсти: изготовление сукна, войлоков – гладких и узорных, бурок, войлочных шляп, войлочных ноговиц, поясов, попон и т. д., выделка шкур и кож, деревообработка, кузнечество. Обработка шерсти и шкур была обязанностью женщин, а обработка дерева, металла, камня – мужским делом.

С 1924 по 1933 гг. преподавание в абазинских школах велось на черкесском языке. Первый абазинский алфавит был составлен Т.З. Табуловым в 1932 г. на латинской основе. В 1938 г. он был переведен на русскую графику и с некоторыми усовершенствованиями действует и поныне.

Второе крупное ответвление народов северокавказской этнолингвистической семьи – нахско-дагестанские народы . Этнический ареал этих народов Восточный Кавказ, территория современных Дагестана, Чечни и Ингушетии. Правомерность объединения нахских и дагестанских языков в одну группу признается не всеми учеными, хотя родство между этими языками, безусловно, есть.

В нахско-дагестанской группе отчетливо выделяются две подгруппы: дагестанские народы и нахские народы (вайнахи).

Рассматривая дагестанскую этнолингвистическую подгруппу, можно назвать не только отдельные этносы, но и выявить еще несколько подгрупп: аваро-андо-цезскую, включающую андийскую и цезскую подгруппы, а также даргинскую, лезгинскую подгруппы. Следует отметить, что ее нельзя отождествлять со всеми народами Дагестана, так как на этой территории проживают и другие народности. Рассмотрим наиболее крупные этносы данной группы.

Аварцы – самый многочисленный этнос, проживающий на территории Республики Дагестан. Поскольку аварцы – это горский народ, его основной этнический ареал – горный Дагестан. Но с 1940-х гг. аварцы начинают переселяться на равнинную часть. Сегодня аварцы проживают в основном в Дагестане, в России живут в Чечне, Калмыкии, за пределами России – Азербайджане, Грузии.

На аварском языке, кроме самих аварцев, в качестве второго родного языка говорят некоторые народы андо-цезской группы. Аварский язык имеет множество диалектов, причем некоторые из них весьма отличны друг от друга, что затрудняет разграничение этнографических групп и самостоятельных этносов. Кроме этого, к аварцам иногда относят различные народы Дагестана, широко использующие в общении аварский язык. Так, начиная с переписи 1939 г., в состав аварского этноса включались арчинцы, живущие в высокогорной альпийской зоне Дагестана. Язык арчинцев относится к лезгинской подгруппе дагестанских языков, но в качестве письменного они пользуются аварским.

Попытки создать письменность на аварском языке относятся к ХV-ХVI вв. Для этого использовался арабский алфавит, аварские слова передавались на письме арабскими буквами. Этим способом пользовались и другие дагестанские народы. Возникла система дагестанского письма на арабской графике, получившая название аджам. Но сколь-нибудь существенное распространение письменность на аджаме получила распространение у аварцев в ХIХ в. В 1927 г. письменность на аварском языке была переведена на латинскую графику, в 1938 г. – на русскую. Большую роль в развитии современного литературного аварского языка сыграли поэты Г. Цадаса и его сын Р. Гамзатов, творчество которых благодаря русским переводам получило мировую известность.

Традиционные аварские жилища каменные с плоской земляной крышей одно-, двух-, трёхэтажные с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хозяйственные помещения размещались на нижних этажах.

Национальный костюм аварца включал туникообразную рубаху, штаны, бешмет (гужгат), черкеску (чуху). Головной убор представлен папахой, башлыком, редко войлочной шляпой. В костюм обязательно входил кожаный ремень. Женская национальная одежда представлена штанами, платьем-рубахой, длинным распашным платьем с двойными рукавами (хабалай). Зимой носили меховые шубы, покроем похожие на мужские, наплечные накидки. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли (мачуял), башмаки, вязаные и войлочные сапоги. На волосы надевали чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), сверху покрывало (мучу) или фабричный платок. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохто, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, монетами, ажурными бляшками, кольцами на висках. Украшения – бусы, серебряные цепочки, нагрудные подвески, медальоны, пояса, браслеты, кольца. Современная одежда аварцев в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, папахи из каракуля, вязаные носки, чувяки, чохто простого мешкообразного покроя.

Национальная пища аварцев в основном мучная и мясомолочная. Распространённые блюда – хинкал с варёным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой, каши из муки, супы из бобовых, вареники с травами, сваренные вместе зёрна пшеницы и кукурузы с фасолью, заправленные жиром. Важное место в питании занимали молоко, масло, творог.

Традиционно аварцы занимались скотоводством и пашенным земледелием. В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Особое место среди ремесел занимает серебряное дело. Аварцы выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, мужские и женские пояса, женские украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.). Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др.

Исторической родиной даргинцев является средняя часть Дагестана. Происхождение самоназвания этого народа некоторые авторы связывают с расположением коренных земель даргинцев в труднодоступных внутренних («дарг» в переводе на русский означает «внутренний») районах Дагестана.

Этногенез даргинцев, как и других народов Дагестана, сложен и длителен. Нынешний этнический ареал даргинцев в разные эпохи был ареной многочисленных миграций и завоеваний, входил во многие возникавшие и распадавшиеся государства. Эта территория была частью империи гуннов и Хазарского каганата, в ХIV в. ее население боролось против Тимура, позднее – против персов.

Первые упоминания о даргинцах встречаются в литературных источниках XI в. Этноним «даргинцы» впервые появляется в ХV в. Основным занятием даргинцев было сельское хозяйство, но во многих аулах было распространено ремесленничество, в котором имелись талантливые мастера. Так, селение Кубачи еще в средние века было известно мастерами металлоизделий и особенно златокузнецами, слава о которых распространялась далеко за пределами Дагестана.

Стержень социальной организации даргинцев, как и других дагестанских этносов, составляла сельская община – джамаат. Несколько общин объединялись в своеобразные конфедерации. В начале ХIХ в. в районах традиционного проживания даргинцев сложилось раннефеодальное государство – Кайтакское уцмийство. В настоящее время большая часть даргинцев проживает на территории Дагестана.

Поселения даргинцев были, как правило, вертикальной склоновой, кучевой, нередко террасообразной компактно-уличной планировки, включали аулы, отселки, хутора. В низкогорье и особенно на равнине расселение более свободное, компактно-личное, с проходом для повозки каждому дому. В настоящее время в аулах появились крупные здания и квартально-уличная структура. Древнейшее жилище даргинцев однокамерное с очагом посередине.

Традиционная мужская одежда включала штаны, рубаху, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы – накидки и приталенные, овчинные папахи, кожаную обувь; женская – платье-рубаху, широкие штаны, кожаную и войлочную обувь, головные уборы – чухту, покрывала, редко отделанные вышивками и серебряным украшениями.

В материальной культуре преобладают общедагестанские черты. Высокое развитие получили зодчество (башни, дома-крепости, мечети, мосты, природниковые сооружения), резьба по камню и дереву.

Первые произведения на даргинском языке, записанные арабской графикой, относятся к XV в. Первый крупный письменный источник – «Свод заповедей Кайтаг-Дарго» (XVII в.) – представлял собой кодекс обычного права. В 1928 г. была создана даргинская письменность на основе латинского, а в 1938 г. – русского алфавита. У даргинцев одна из самых низких доля городского населения не только на Юге России, но и в России.

Лезгины под названием «леги» упоминаются еще античными авторами. До революции лезгинами иногда называли все горское население Дагестана. Исторический этнический ареал лезгин – южные районы Дагестана и северные районы Азербайджана. По центральной части этнического ареала лезгин протекает река Самур, что означает «срединная». Сегодня по этой реке в ее среднем и нижнем течении проходит государственная граница между Россией и Азербайджаном, разделяя лезгинский этнос на две части.

Приморская часть этнического ареала лезгин была удобным путем из Северного Кавказа в Закавказье, отдельные части этой территории в разные эпохи входили в состав древних кавказских государств. С ХШ-ХIV вв. здесь распространяются «вольные общества», позднее образуются ханства. В состав России эта территория входила поэтапно в 1806-1813 гг. В годы национально-государственного строительства в СССР была образована Азербайджанская ССР, и южная часть этнического ареала лезгин оказалась в его составе.

Поселения в горах, как правило, имели кучевую, нередко террасную планировку. Древнейшая часть поселения находится в верхней, труднодоступной части склона, а более поздние кварталы – на более пологой нижней части. В центре или на окраине селения расположена площадь с мечетью.

Традиционное лезгинское жилище обычно каменное, на равнине – саманное, часто Г-, П-образной формы или в форме замкнутого квадрата, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах – двух- и многоэтажное с узкими окнами-бойницами, на равнине – одно-, двухэтажное.

Национальный мужской костюм включал рубаху, штаны, бешмет, папаху (бармак). В холодную погоду костюм дополнялся башлыком из верблюжьей шерсти, большой овчинной шубой с ложными рукавами и большим отложным воротником и вязанными шерстяными сапогами с разноцветным орнаментом и загнутыми кверху носами. Женский лезгинский костюм состоял из белой нательной рубахи, шаровар и платья, бешмета, шубы-кавала, шерстяных носков, часто заменяющиих обувь, головного платка. В качестве украшения костюма использовались серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. В настоящее время традиционный лезгинский костюм сохраняется как праздничный, а в горах используются отдельные его элементы, например, папаха, кавал, сыромятная обувь, носки, платки.

Национальная лезгинская кухня представлена галушками (хинкалом), варениками с начинкой из мяса, творога, яиц, мясным супом (бозбашом), жареным мясом с гарниром из картофеля и фасоли, шашлыком, пловом, слоёными и тонкими пирогами, халвой, сыром и др. Разнообразны обрядовые блюда: при родинах готовилась мучная каша (хешил), халва из масла, муки, мёда (исида), на свадьбе и поминках – овсяная или просяная каша, на свадьбе – сваренная целиком баранья туша (бирганд), слоёный пирог с сыром, мясом, зеленью (кумба), пресный хлеб с мёдом (гузан) и др.

Еще в Х в. появляются первые образцы письменности на арабском языке, в ХV в. распространяется упоминавшийся выше аджам, в 1928 г. создается письменность на латинской графике, в 1938 г. – на русской графике.

Табасараны проживают в юго-восточной части Дагестана. Есть основания считать, что первые письменные упоминания о табасаранах относятся к IV-V вв. В дальнейшем историческая судьба этого народа во многом сходна с другими этносами Южного Дагестана: вхождение в состав различных древних государств, периоды самостоятельного существования, создание княжеств, «вольные общества», присоединение к России.

Традиционные табасаранские жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде, или навесными балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один комплекс. Для внутреннего убранства использовались ковры, покрытые резьбой лари для зерна, продуктов, деревянные кровати со шкафами внизу, низкие табуретки, сундуки, детские люльки, посуда, утварь (деревянная, гончарная, медная), станок для тканья ковра. В настоящее время строятся дома двухэтажные с большими окнами, шиферной или железной крышей, с приусадебными участками (сад, виноградник, огород). В планировке и облике современных жилищ сохраняются национальные табасаранские традиции.

Большинство селений табасаран древнего происхождения. В зависимости от рельефа селения имели ступенчатую, скученную или более свободную, разреженную горизонт, планировку. Для горных поселений характерно расположение на естественно укреплённых местах (по склонам гор), непригодных для земледелия. В них не было прямых улиц, так как проведение улиц регулировалось такими факторами как рельеф, топография поселения, родственные связи.

Традиционная мужская и женская одежда табасаранцев общедагестанского типа. Мужской костюм украшался поясом с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружием (кинжалом) и газырями; женский – серебряным или позолоченным поясом, нагрудными украшениями из серебряных монет, нашивным украшением – передником, обшитым монетами, кольцами, серьгами, браслетами. В условиях современности национальный костюм почти вытеснен современной одеждой, сохраняется лишь частично у женщин в качестве домашнего: платье-рубаха, широкие шаровары, головные платки, джорабы и некоторые украшения. Но в то же время сохранила значение традиционная цветовая гамма: голубой, зелёный, красный; у стариков – головные уборы и в профессиональной одежде чабанов – бурка.

Национальная кухня табасаран основана на растительных (зерно, бобы, дикорастущие травы) и мясомолочных продуктах. Самое популярное повседневное блюдо – хинкал с мясом и без мяса, а также пироги с начинкой из дикорастущих трав, творога, варёного на молоке риса, рубленного мяса, из требухи, яиц и молока, голубцы, пельмени, плов, каши (крупяные, мучные), блюда из птицы.

Основными занятиями табасаран были земледелие и скотоводство с преобладанием крупного рогатого скота – коровы, быки, буйволы, в то время как в Верхнем предгорье – с преобладанием мелкого рогатого скота, в основном овцы.

Лакцы в дооктябрьской русской литературе известны преимущественно под именем казикумухов. Основной этнический ареал – центральная часть Нагорного Дагестана.

Этнические корни современных лакцев восходят к древним племенам Центрального Дагестана, известным уже античным и раннесредневековым авторам. Ранние формы государственности формируются во второй половине I тысячелетия н.э., а в ХV-ХVII вв. Казикумухское шамхальство становится одним из сильнейших государственных образований Дагестана. Территория проживания лакцев была присоединена к России в 1820 г.

Древнейший тип поселения лакцев – родовые (тухумные) посёлки, объединившиеся в XI-XIV вв. в территориально-тухумные поселения. Традиционные территориальные поселения XIX-XX вв. располагаются по склонам гор, имеют кучевую планировку, преобладает вертикальная зональность. Современные поселения строятся на более ровных местах, имеют уличную планировку. Древнейший тип жилища – из необработанного камня, однокамерное, одноэтажное, врезанное в склон горы. Для XIX в. характерны двухэтажные многокамерные дома из тёсаного камня, с внутренними двориками, открытыми верандами и лоджиями и плоской глинобитной крышей.

Традиционная мужская одежда близка к одежде других народов Дагестана и Северного Кавказа: туникообразное платье-рубаха, бешмет (куртту), черкеска (чухъа), штаны, папаха. Тёплая одежда – широкая длинная овчинная шуба-накидка с ложными рукавами (бартук), короткая шуба, бурка, пастушеская одежда. Национальная одежда лачек более разнообразна и имеет локальные варианты. Её основа – туникообразное платье и штаны. Зимой до настоящего времени носят овчинные шубы. Головные уборы – наволосник с платком поверх него. Одежда шилась из привозных хлопчатобумажных и шёлковых тканей, украшалась золотым шитьём. Были распространены серебряные и золотые украшения с жемчугом, кораллами, драгоценными и полудрагоценными камнями: кольца, серьги, пояса, нагрудные, налобные, украшения подола, рукавов и др.

Традиционная лакская пища – свежая и вяленая баранина и говядина, толокно, простокваша, творог, брынза, овощи (лук, чеснок, морковь, тыква); сохраняются основные традиционные блюда – хинкал, крупяные и мучные каши, пироги и пельмени с начинкой из творога, зелени и мяса с приправами, хлебные лепёшки из дрожжевого теста, выпекаемые в специальных глиняных печах, находившихся во дворе. Основной напиток – буза (род пива из ячменя).

Лакский язык имеет несколько диалектов. В дооктябрьский период лакцы имели письменность, основанную на арабской графике. Еще в ХIХ в. известный лингвист П.К. Услар составил лакскую азбуку на русской основе с добавлением нескольких знаков. Первая печатная книга на лакском языке вышла в 1865 г. С 1912г. в Петербурге. Основная часть лакцев проживает в Дагестане – свыше 139 тыс. человек.

Нахская (вайнахская) подгруппа северокавказской этнолингвистической семьи представлена двумя крупными этносами – ингушами и чеченцами.

Ингуши – вайнахский этнос, сформировавшийся в глубине гор, где они создавали жилища и селения, способные выдержать набеги неприятеля. До сих пор в горах сохранились каменные жилые дома-башни, являющиеся памятниками древнекавказской горской архитектуры. С ХVI-ХVII вв. ингуши начинают мигрировать из горной в плоскостную часть, в Тарскую долину.

Вплоть до конца ХIХ в. для социальной структуры ингушского этноса, у которого не было ни князей, ни беков, ни ханов, была характерна большая семья, управляемая старшим мужчиной. Жизнь регламентировалась адатами, которые строго соблюдались. Ингуши не принимали участия в Кавказской войне.

Национально-государственное строительство проводится в Ингушетии с начала 1920-х гг. В 1924 г. была образована Ингушская автономная область в составе РСФСР, объединенная с Чеченской АО в 1934 г. в единую Чечено-Ингушскую автономную область, получившую статус автономной республики в составе РСФСР по Конституции 1936 г. С 1944 по 1957 гг. была расформирована в связи с депортацией ингушей и чеченцев. Согласно Конституции РФ 1993 г. Республика Ингушетия является самостоятельным субъектом Российской Федерации.

В производственной деятельности ингушей в средние века заметное место занимало строительное дело. Башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы – это широко известные архитектурные памятники Ингушетии. Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые и боевые башенные постройки. На равнине ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище – хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Комната главы семьи и его жены была также общей, рядом с ней кунацкая (гостевая комната). Современные дома – преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.

Традиционная ингушская одежда общекавказского типа. Костюм ингуша включал рубаху навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутую ремнем, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Головной убор чеченца – папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. Тёплая одежда включает овчинную шубу и бурку. Национальная одежда ингушских женщин представлена удлинённым платьем-рубахой с разрезанным воротом на пуговице, широкими штанами, бешметом. Свадебное платье – «чокхи» – длинное до земли из шёлка, бархата и парчи, шилось по фигуре, рукава узкие до локтя имели продолжение в виде свисающих лопастей; украшалось металлическими застёжками в два ряда. На голове – шапочка в форме усечённого конуса с золотым и серебряным шитьём. Повседневные головные уборы – разноразмерные платки и шали.

Традиционная ингушская кухня в основном мясомолочная и растительная. Наиболее распространены чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.

В значительной части горной Ингушетии издавна ведущее место занимало скотоводство. Скот служил торговым (денежным) эквивалентом. Благоприятные климатические условия и богатые угодья позволяли держать зимой овец и частично крупный рогатый скот на пастбищах вблизи поселений. Необходимым компонентом ингушского являлось земледелие, незначительное по своему удельному весу, но необычайно трудоёмкое в горных условиях. Ингуши сеяли ячмень, овёс и пшеницу, на равнине ведущей культурой являлась кукуруза. Наиболее распространенными среди ингушей во все времена были такие ремесла, как ювелирное (чернение, зернение, золочение, инкрустация и др.), гончарное (сосуды для хранения зерна, кувшины, чашки, часто украшенные волнистым орнаментом и др.), кузнечное, деревообработка, обработка камня, оружейное, кожевенное и т.д.

В ингушском фольклоре заметное место занимает нарторстхойский героический эпос. Устное народное творчество: героические, лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец – парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

Чеченцы – крупнейший автохтонный этнос Северного Кавказа. Проживают чеченцы преимущественно в Чеченской Республике, а также в Дагестане, прежде всего в Хасавюртовском и Новолакском районах, в Ставропольском крае, Волгоградской области и других регионах России, а также в Казахстане и за границами СНГ.

Исторические корни чеченцев, как и других автохтонных народов Северного Кавказа, уходят вглубь веков. Этногенез чеченцев сложен и не изучен полностью; в происхождении современного чеченского этноса сыграли роль как древнейшие автохтонные этнические элементы, так и многочисленные мигранты, перемещавшиеся по территории Северного Кавказа. Однако проживавшие в горах предки чеченцев меньше, чем народы, жившие в степях и предгорьях, были подвержены влиянию прокатывавшихся по Предкавказью этнических волн.

Современный чеченский язык имеет ряд диалектов и говоров, таких, как чебердоевский, шатоевский, галанчожский, нахчмахкоевский, аккинский и т.д. В основу литературного языка лег нахчмахкоевский диалект.

Заселение территории Чечни началось около 40-100 тыс. лет назад. В V-III тыс. до н.э. кавказские автохтонные племена совершают переход от каменных орудий труда к металлическим и достигают определенного уровня цивилизации. На Кавказском перешейке в зоне расселения носителей адыго-абхазских и нахско-дагестанских языков складываются развитые археологические культуры – майкопская и куро-аракская, являвшиеся ровесницами древнего Египта и Шумера.

В IX-XII вв. в равнинной зоне Чечни и близлежащих областях складывается полиэтническое Аланское царство: здесь растут города, расцветает международная торговля. Часть степных районов современной Чечни входила в Хазарский каганат. Предки чеченцев принимали участие в политической жизни не только Алании, Хазарии, но и Закавказья в целом. Под именем дурдзуков, кистов, нахчематианов они все чаще упоминаются в произведениях раннесредневековых авторов. Вместе с тем в этот период идет картвелизация цанаров и дурдзуков, иранизация предков осетин, тюркизация предков балкарцев и карачаевцев.

К домонгольской эпохе относится расцвет каменного строительства в горах Чечни. Горные селения отличались бесплановой скученной застройкой. Встречались двухэтажные каменные дома, многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3-5 этажей. Высшим достижением каменного зодчества Чечни являются жилые и оборонительные сооружения – жилые и боевые башни, крепости, замки. У чеченцев бытовало традиционно два основных типа жилищ: каменные дома с плоской крышей в горах и турлучные дома на равнине. Традиционно поселения на равнине были крупными, растянутыми вдоль рек или дорог.

Медленно преодолевая последствия страшного завоевания и последующего давления Золотой Орды, население Чечни создало к XIV в. раннефеодальное образование государственного типа «Симсим», имевшее правителем Гаюр-хана. В период его правления на Северном Кавказе появился с громадной армией в 300-400 тыс. чел. среднеазиатский завоеватель Тимур. Сокрушив Золотую Орду, он подверг тотальному разгрому горные районы Северного Кавказа, в том числе и «Симсим». Враг понес большие потери, но Чечня была разорена дотла, разрушены и все окружающие ее страны.

Национальная одежда чеченца имела много общих черт с общекавказским костюмом – рубаха, штаны, бешмет, черкеска, пояс с кинжалом или боевым ножом. Основными элементами костюма чеченки были рубаха и надевавшиеся под неё штаны. Верхней распашной одеждой девушек был бешмет. В качестве праздничной выходной одежды женщины надевали туфли с глухим носком, без задника, на твердой основе, с каблуком.

Национальная чеченская кухня основывалась на продуктах земледелия и скотоводства и подразделялась на повседневную и ритуальную – праздничную, свадебную, поминальную. Ритуальная пища свидетельствует в одних случаях о радости, в других – о горе, она отличается от повседневной способами приготовления, объёмом и т. д. Пища менялась в зависимости от времени года: весной преимущественно растительная, летом – фрукты, молочные блюда, а зимой – в основном мясные блюда. Повседневная пища основной массы чеченцев в прошлом была скудной и однообразной: «сискал-берам» (чурек с сыром), разные супы, каши, блинчики, а у более состоятельных – творог с маслом, «жижа-галнаш» – мясо с галушками, мясной бульон, лепешки с сыром, мясом, тыквой и др. Хлеб «бепиг», «кхаллар» до настоящего времени продолжает оставаться одним из основных элементов повседневной пищи чеченцев.

Говоря о современном состоянии чеченского общества, следует отметить, что чеченцы имеют веками выработанную культуру: высокое развитие получило устное творчество, уникальные народные традиции, обряды, ритуалы, сохранились многочисленные средневековые замковые комплексы, боевые, сторожевые и жилые башни, мавзолеи, усыпальницы и т.д. Однако в колониальное дореволюционное время в последующие десятилетия культуре чеченцев был нанесен невосполнимый жесточайший урон. В 20-30-е гг. XX в. в Чечне была уничтожена большая часть мусульманского духовенства, являвшегося в силу исторических условий основным носителем просвещения и духовной культуры народа. Такая же участь постигла и молодую национальную интеллигенцию, огульно обвиненную в национализме. В годы депортации культура чеченцев не только не развивалась (не издавались книги, газеты, не было учреждений культуры, творческих коллективов), а была отброшена назад на многие десятилетия.

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 611 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Словосочетание «кавказские языки», или «языки Кавказа», осмыслено только в географическом значении. Мы понимаем под этим языки людей, которые проживают на определенной территории - в кавказском регионе. Вы можете встретить работы или даже учебники, в которых словосочетание «кавказские языки» употребляется в генетическом смысле, то есть подразумевается, что это языки, между которыми есть родство. В современной науке такая точка зрения является абсолютно устаревшей.

1. Гора языков

Кавказ - интересная в языковом отношении территория, прежде всего потому, что языков там очень много, они очень разнообразны. Когда-то его назвали «горой языков», и это выражение используется до сих пор. Число языков, распространенных на Кавказе, официально оценивается примерно в 60. На самом деле их больше, потому что порой мы не можем отличить язык от диалекта. Многие диалекты следовало бы считать отдельными языками.

Эти примерно 60 языков относятся к нескольким языковым семьям, из которых три можно считать автохтонными. Автохтонные - это языки, у которых нет очевидных родственников за пределами Кавказа, которые целиком распространены именно на Кавказе, это языки народов, которые живут на Кавказе очень давно.

2. Автохтонные языковые семьи

Автохтонных языковых семей на Кавказе три: картвельская, западнокавказская и восточнокавказская. Эти семьи различаются по количеству и структуре языков.

Картвельская семья распространена в Закавказье, в основном в Грузии. Она небольшая по числу языков, но на языках этой семьи говорят несколько миллионов человек, в основном за счет грузинского языка, самого большого в семье. Кроме грузинского в данную семью входят три небольших языка. Это мегрельский и сванский, которые также распространены в Грузии, и лазский язык, на котором в основном говорят за пределами Грузии на южном берегу Черного моря в Турции.

Вторая автохтонная семья, распространенная на Кавказе, - это западнокавказская семья, ее еще называют абхазо-адыгской. Носители этой семьи в основном проживают на территории Российской Федерации на Северном Кавказе в его западной части. В семье насчитывают четыре живых языка: абхазский, адыгейский, абазинский и кабардинский (черкесский). Еще совсем недавно был жив пятый язык - убыхский. Последний его носитель умер в 1992 году в Турции. Он был потомком черкесов, которых выселили из России после Кавказской войны XIX века, то есть в 1860-е годы.

Наконец, самая большая по числу языков семья - нахско-дагестанская. В ней официально насчитывают около 30 языков, но именно здесь диалектное варьирование наиболее велико, и языков на самом деле заметно больше. Ее носители проживают в Чечне, Ингушетии, Дагестане, частично в Азербайджане и Грузии.

Это, может быть, самая интересная и самая известная семья именно потому, что в ней очень много языков, они разнообразны, многие из них совсем маленькие, вплоть до того, что в Дагестане много языков, которые называют одноаульными, то есть на которых говорят жители всего одного селения.

3. Индоевропейская семья на Кавказе

Кроме трех автохтонных семей на Кавказе распространены еще и так называемые неавтохтонные семьи, то есть такие, представители которых в основном живут в других местах. Это прежде всего индоевропейская семья. Во-первых, на Кавказе много людей, говорящих по-русски. К индоевропейской семье относится армянский язык, на котором говорит Армения - целое государство в Закавказье, а также несколько индоиранских языков, прежде всего осетинский и два небольших языка - татский и талышский, на которых говорят в Южном Дагестане и Азербайджане.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных и сравнительно скромные системы гласных.

Кроме того, на Кавказе много представителей тюркских народов. Самый большой из тюркских языков - азербайджанский, есть также несколько языков поменьше: карачаево-балкарский, ногайский и кумыкский.

Совсем маленький и очень интересный народ, разбросанный по разным местам мелкими группами, - народ афразийской семьи, ее семитской ветви. Его представителей называют айсорами, или новоассирийцами. Многие из них живут даже и в Москве, но некоторые их поселения и группы есть еще и на Кавказе.

4. Родство кавказских языков

Многие лингвисты пытались найти единый корень у трех автохтонных семей Кавказа. В частности, в 1950-е годы была очень популярна иберийско-кавказская гипотеза, в соответствии с которой считалось, что все три автохтонные семьи Кавказа глубинно родственны, у них есть общий язык-предок. Эту гипотезу, в частности, продвигал известный грузинский лингвист Арнольд Чикобава, и долгое время она была весьма популярна. Сегодня большинство кавказоведов от нее отказалось.

В начале 1990-х была доказана совершенно другая гипотеза о родстве языков. Ее авторы - замечательные компаративисты Сергей Николаев и Сергей Старостин. Они доказали, что глубинно родственными являются две северокавказкие семьи, то есть абхазо-адыгская и нахско-дагестанская. Картвельские языки никакого отношения к ним не имеют, а, наоборот, на отдаленном уровне являются родственными индоевропейским - входят в ностратическую макросемью. Примерно такой точки зрения на данный момент придерживается большинство кавказоведов.

Есть ли у автохтонных кавказских языков какие-то общие лингвистические черты? На этот вопрос, наверное, можно ответить положительно, но следует признать, что таких черт довольно мало: автохтонные языки Кавказа довольно разнообразны.

5. Общие черты автохтонных кавказских языков

Многие называют речь горцев гортанной. Действительно, можно заметить, что в фонетических системах языков всех трех автохтонных семей довольно много ларингальных согласных, то есть согласных, которые произносятся при помощи гортани, локализуются в гортани. Также много так называемых абруптивных согласных, в образовании которых также участвует гортань. Именно за счет этого создается особый эффект их речи.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных (западнокавказские языки в этом отношении - богатейшие в мире после койсанских языков в Ю жной Африке ) и сравнительно скромные системы гласных.

Очень интересная во всех трех автохтонных семьях морфология. Это синтетическая морфология с большим количеством грамматических значений, которые выражаются внутри слов.

Еще одна черта, которую можно приписать автохтонным семьям Кавказа, немного менее определенная. Можно сказать, что для них характерен не номинативно-аккузативный, а другой строй предложения - эргативный, иногда даже активный. Если даже мы рассмотрим самые обычные предложения, наиболее частотные в речи на любом языке, это будут предложения с непереходным глаголом, например «Мальчик бежит» или «Мальчик спит», «Мальчик упал», и предложения с переходным глаголом, где кто-то один совершает действие над кем-то или чем-то другим, например «Мальчик разбил окно», или «Мальчик сломал дерево», или «Мальчик нарисовал картинку». В русском языке и в других европейских языках легко заметить, что подлежащие непереходного глагола имеют ту же форму, что и подлежащие переходного глагола. То есть в приведенных примерах «мальчик» везде стоит в именительном падеже, а тот объект, которым он манипулирует, например «картинка» или «дерево», стоит в винительном падеже. Языки, которые устроены так, называются языками номинативно-аккузативного строя, и именно такими являются в большинстве случаев индоевропейские языки.

Однако есть языки, устроенные совершенно иначе. В них в тех же самых предложениях одинаковый падеж будет иметь подлежащее непереходного глагола, то есть «мальчик» в предложении «Мальчик бежит», и тот объект, с которым что-то происходит в предложениях с переходным глаголом. Например, в предложении «Мальчик нарисовал картинку» это будет падеж «картинки», то есть получится, что совпадает падеж «мальчика» в предложении «Мальчик бежит» и падеж «картинки» в предложении «Мальчик нарисовал картинку», а «мальчик», который «рисовал картинку», стоит в некотором другом, особом падеже - эргативном. Такие языки называются языками эргативного строя, и среди автохтонных языков Кавказа они преобладают.

Самое интересное, самое активное направление сейчас - это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи.

К языкам эргативного строя относятся практически все западно- и восточнокавказские языки. В картвельских языках жизнь устроена еще более необычно. Там, как правило, одинаковым падежом оформляются все, кто действует активно, а все, кто действует пассивно, - некоторым другим падежом. То есть, например, если «Мальчик бежит» или «Мальчик разбил окно», то «мальчик» имеет один падеж, а «мальчик» в предложении «Мальчик упал» и то окно, которое разбито, - другой. Такая конструкция предложения называется активной. Она очень редка в языках мира и при этом довольно широко распространена в картвельских языках, то есть в грузинском и его родственниках. Но следует сказать, что в картвельских языках активная конструкция предложения - это не единственная возможность, там есть и другие конструкции, картвельские языки устроены очень сложно и увлекательно.

6. Перспективы исследований языков Кавказа

Языки Кавказа довольно хорошо изучены. Картвельские языки изучены относительно лучше просто потому, что в Грузии долгое время существует собственная лингвистическая традиция, которая постоянно занимается изучением грузинского языка и его родственников. Также картвельскими языками занимаются лингвисты других стран.

Самый необъятный материал для изучения в нахско-дагестанской семье, где до сих пор много идиомов, то есть диалектов или каких-то вариантов языка, которыми лингвисты еще совсем не занимались или занимались очень мало. Поэтому, мне кажется, самое интересное, самое активное направление сейчас - это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи. Это может позволить решить и какие-то диахронические проблемы, то есть уточнить генетическую классификацию внутри этой семьи, уточнить реконструкцию праязыков разных уровней и праязыка всей нахско-дагестанской и затем северокавказской семьи.

Очень важное направление - это создание корпусов текстов на разных языках. Надо сказать, что кавказские языки в широком смысле слова уже начали участвовать в этом направлении. В частности, качественно сделан корпус армянского языка. Конечно, это неавтохтонный язык Кавказа, но тем не менее один из важных языков кавказского региона. Ведется работа над корпусами многих более мелких языков. В частности, коллеги работают над корпусом лезгинского языка и других языков нахско-дагестанской семьи. Но следует сказать, что языки западнокавказской семьи устроены морфологически очень сложным образом, и создание корпуса представляет собой сложную задачу, хотя и необходимую.

В мире существует большое количество языковых семей и разнообразнейших языков. Последних существует более чем 6000 на планете. Большинство из них относятся к наибольшим в мире языковым семьям, которые выделяются по лексическому и грамматическому составу, родству происхождения и по общности географического положения их носителей. Однако следует отметить, что общность проживания не всегда является неотъемлемым фактором.

В свою очередь, языковые семьи мира делятся на группы. Они выделяются по схожему принципу. Существуют также и языки, не относящиеся ни к одной из выделенных семей, а также так называемые изолированные языки. Также учеными принято выделять макросемьи, т.е. группы языковых семей.

Индоевропейская семья

Наиболее полно изученной является индоевропейская языковая семья. Выделять ее начали еще в древние времена. Однако относительно недавно начали вестись работы по изучению протоиндоевропейского языка.

Индоевропейская языковая семья состоит из групп языков, носители которых проживают на обширных территориях Европы и Азии. Так, к ним относится германская группа. Основными языками ее являются английский и немецкий. Также многочисленной группой является романская, в которую входят французский, испанский, итальянский и другие языки. Кроме того, к индоевропейской семье относятся и восточноевропейские народы, говорящие на языках славянской группы. Это белорусский, украинский, русский и др.

Данная языковая семья не является самой большой по количеству входящих в нее языков. Однако на этих языках говорит почти половина населения Земли.

Афро-азиатская семья

Языки, представляющие афро-азиатскую языковую семью, используются более чем четвертью миллиона человек. В нее входит и арабский, и египетский, и иврит, и многие другие, в том числе и вымершие языки.

Данную семью принято делить на пять (шесть) ветвей. Сюда относится семитская ветвь, египетская, чадская, кушитская, берберо-ливийская и омотская. В общем, в афро-азиатскую семью входит более 300 языков африканского континента и части Азии.

Однако данная семья не является единственной на континенте. В большом количестве, особенно к югу, в Африке существуют и другие, не связанные с ней языки. Выделяют их не менее 500. Практически все они не были представлены в письменном виде до XX в. и применялись только в устной форме. Некоторые из них по сей день являются исключительно устными.

Нило-Сахарская семья

Языковые семьи Африки также включают в себя и нило-сахарскую семью. Представлены нило-сахарские языки шестью языковыми семьями. Одна из них - сонгай-зарма. Языки и диалекты другой - сахарской семьи - распространены в Центральном Судане. Также существует семья мамба, носители которой населяют Чад. Другая семья - фур - также распространена в Судане.

Наиболее сложной является шари-нильская языковая семья. Она, в свою очередь, делится на четыре ветви, которые состоят из языковых групп. Последняя семья - кома - распространена на территории Эфиопии и Судана.

Языковые семьи, представленные нило-сахарской макросемьей, имеют значительные различия между собой. Соответственно, они представляют большую сложность для исследователей-лингвистов. На языки данной макросемьи большое влияние оказала афро-азиатская макросемья.

Китайско-тибетская семья

Китайско-тибетская языковая семья насчитывает более миллиона носителей относящихся к ней языков. В первую очередь это стало возможным благодаря большой численности китайского населения, говорящего на входящем в одну из ветвей данной языковой семьи китайском языке. Помимо него в эту ветвь входит дунганский язык. Именно они и образуют в китайско-тибетской семье отдельную ветвь (китайскую).

К другой ветви относятся более трехсот языков, которые выделяют как тибето-бирманскую ветвь. Носители ее языков составляют примерно 60 миллионов человек.

В отличие от китайского, бирманского и тибетского, большинство языков китайско-тибетской семьи не имеют письменной традиции и передаются из поколения в поколение исключительно в устной форме. Несмотря на то что данная семья глубоко и долго изучалась, она все же остается недостаточно исследованной и скрывает множество пока еще не раскрытых тайн.

Северо- и южноамериканские языки

В настоящее время, как известно, подавляющее большинство северо- и южноамериканских языков относится к индоевропейской либо романской семьям. Заселяя Новый свет, европейские колонисты принесли с собой и собственные языки. Однако наречия коренного населения американского континента не исчезли вовсе. Многие монахи и миссионеры, прибывшие из Европы в Америку, записывали и систематизировали языки и диалекты местного населения.

Так, языки североамериканского континента севернее нынешней Мексики были представлены в виде 25 языковых семей. В дальнейшем некоторыми специалистами было пересмотрено данное разделение. К сожалению, Южная Америка не была изучена настолько же хорошо в языковом плане.

Языковые семьи России

Все народы России говорят на языках, относящихся к 14 языковым семьям. Всего же в России насчитывается 150 различных языков и диалектов. Основу языкового богатства страны составляют четыре основные языковые семьи: индоевропейская, северокавказская, алтайская, уральская. При этом большая часть населения страны говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Эта часть составляет 87 процентов от всего населения России. Причем славянская группа занимает 85 процентов. К ней относятся белорусский, украинский и русский, составляющие восточнославянскую группу. Данные языки очень близки друг к другу. Их носители практически без труда могут понимать друг друга. Особенно это касается белорусского и русского языков.

Алтайская языковая семья

Алтайская языковая семья состоит из тюркской, тунгусо-манчжурской и монгольской языковых групп. Разница в количестве представителей их носителей в стране велика. К примеру, монгольский представлен в России исключительно бурятами и калмыками. А вот к тюркской группе причислено несколько десятков языков. В их числе хакасский, чувашский, ногайский, башкирский, азербайджанский, якутский и многие другие.

К группе же языков тунгусо-манчжурской относятся нанайский, удэгейский, эвенский и другие. Данная группа находится под угрозой исчезновения вследствие предпочтения их народов-носителей пользоваться с одной стороны русским, с другой - китайским. Несмотря на широкое и длительное изучение алтайской языковой семьи, специалистам крайне трудно определиться в воспроизведении алтайского праязыка. Это объясняется большим количеством заимствований его носителей из других языков вследствие тесного контакта с их представителями.

Уральская семья

Уральские языки представлены двумя большими семьями - финно-угорской и самодийской. К первой из них относятся карелы, марийцы, коми, удмурты, мордва и другие. На языках второй семьи говорят энцы, ненцы, селькупы, нганасаны. Носителями уральской макросемьи в большой степени являются венгры (более 50 процентов) и финны (20 процентов).

Название данной семьи происходит из названия Уральского хребта, где, как считается, происходило формирование уральского праязыка. Языки уральской семьи оказали некоторое влияние на соседние с ними славянские и балтийские. Всего же языков уральской семьи насчитывается более двадцати как на территории России, так и за ее пределами.

Северокавказская семья

Языки народов Северного Кавказа представляют собою огромную трудность для лингвистов с точки зрения их структурирования и изучения. Само по себе понятие северокавказской семьи довольно условно. Дело в том, что слишком мало изученными являются языки местного населения. Однако благодаря кропотливой и глубокой работе многих лингвистов, изучающих данную проблематику, стало понятно, насколько разобщенными и сложными являются многие из северокавказских наречий.

Трудности касаются не только собственно грамматики, структуры и правил языка, например, как в табасаранском языке - одном из самых сложных языков на планете, но и произношения, которое порой просто недоступно для людей, не владеющих данными языками.

Значительное препятствие для изучающих их специалистов представляет труднодоступность многих горных районов Кавказа. Однако данную языковую семью, несмотря на все противоречия, принято делить на две группы - нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую.

Представители первой группы населяют преимущественно районы Чечни, Дагестана и Ингушетии. К ним относятся аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, чеченцы, ингуши и др. Вторая же группа состоит из представителей родственных народов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абхазов и др.

Другие языковые семьи

Языковые семьи народов России далеко не всегда являются обширными, объединяющими в одну семью многие языки. Многие из них очень малы, а некоторые даже являются изолированными. Такие народности в первую очередь проживают на территории Сибири и Дальнего Востока. Так, чукотско-камчатская семья объединяет чукчей, ительменов, коряков. Алеуты и эскимосы говорят на алеутско-эскимосском.

Большое количество народностей, разбросанных по громадной территории России, будучи крайне немногочисленными (несколько тысяч человек и даже меньше), обладают своими собственными языками, которые не входят ни в одну известную языковую семью. Как, например, нивхи, населяющие берега Амура и Сахалин, и кеты, расположившиеся у Енисея.

Однако проблема языкового вымирания в стране продолжает угрожать культурному и языковому разнообразию России. Под угрозой исчезновения оказываются не только отдельные языки, но и целые языковые семьи.

Кавказ - особая историко-этнографическая область с очень сложным этническим составом. Наряду с народами, насчитывающими миллионы человек, здесь обитают множество этносов, чья численность не превышает нескольких тысяч человек. Большая часть их принадлежит к северокавказской семье языков. Анализ лингвистических и археологических данных позволяет предположить, что предки народов северокавказской языковой семьи - автохтонное население Кавказа. Возведение абхазо-адыгской ветви к древнему хаттскому языку и связь нахско-дагестанских языков с хуррито-урартскими - темы, привлекающие многих лингвистов. Однако связи эти на данный момент гипотетичны, и о происхождении современных северокавказских этносов от населения Урарту и государства хаттов сегодня также можно говорить лишь как о гипотезе.

С древних времен и особенно в средние века население Северного Кавказа находилось в постоянном контакте с разного рода кочевыми племенами. В I тыс. до н.э. и в начале нашей эры степное Предкавказье служило кочевьем для ираноязычных киммерийцев, скифов, сарматов, затем аланов. В IV в. на Кавказ пришли гунны, за ними - тюркский племенной союз акациров. В V в. их сменили новые тюрки-сабиры. В VI в. из_за Волги пришли тюрки-авары. В начале VII в. в Предкавказье возникает мощная конфедерация разных тюркских племен под названием Великая Болгария. Потом были Хазарский каганат, печенеги, Аланское царство, Золотая Орда. Все эти кочевники влияли на язык и культуру северокавказских народов. Часть кочевников (тюркоязычных, ираноязычных) оседала в предгорьях и горах Кавказа, становясь соседями автохтонного населения.

Языки и письменность

Объединить нахско-дагестанские и абхазско-адыгские языки в северокавказскую языковую семью (надсемью) предложил лингвист С.А. Старостин. Он руководствовался наличием в этих языковых группах существенных лексических схождений. У этой гипотезы достаточно противников среди лингвистов, но в этнографическом плане вполне правомерно рассматривать северокавказские народы в единстве из-за сходных условий проживания и общих черт материальной и духовной культуры.

К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский (в настоящее время считается вымершим). Абхазы живут в Абхазии, Аджарии, Турции и Сирии. В последних двух странах известны как черкесы. Есть абхазы и в России.

По языку и происхождению к ним близки абазины, живущие в Карачаево-Черкесской Республике, некоторых районах Ставропольского края и в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя одинаково - адыгэ, адыги. Адыгейцы живут в Адыгее, некоторых районах Краснодарского края, в Турции, Сирии, Иордании и на Балканах. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также (как и адыгейцы) в Сирии и Иордании. Среди адыгских народов выделяют также шапсугов, проживающих в Туапсинском районе, Лазоревском районе г. Сочи Краснодарского края, а также в Турции, Сирии, Иордании. За границей России все адыги известны как черкесы.

К нахско-дагестанской ветви относятся языки вайнахские и дагестанские. Вайнахские - языки чеченцев, ингушей и бацбийцев. Бацбийцы в России не живут, все они сконцентрированы в единственном селе Земо-Алвани (Ахметский район, Грузия). Чеченцы живут в Чечне, а также в Дагестане (аккинцы). Расселены по многим регионам России, проживают также в Казахстане. Ингуши живут в самом мононациональном субъекте Федерации - Республике Ингушетия.

Дагестанскую группу составляют аваро-андо-цезские, лезгинские, лакско-даргинские, а также арчинский и удинский языки. Носители аваро-андо-цезских языков занимают западные районы Дагестана, лакцы и даргинцы живут к востоку от них, народы, говорящие на лезгинских языках, на юге Дагестана, в Северном Азербайджане и в отдельных районах Грузии. Современная письменность всех языков северокавказской семьи основывается на кириллице.

Основные занятия и материальная культура

Традиционные хозяйственные отрасли северокавказских народов - земледелие (выращивали просо, овес, кукурузу, ячмень), животноводство (отгонное, особенно популярно овцеводство), виноградарство и виноделие. Отлично развиты ремесла. Издавна широко распространены гончарное дело, производство металлической посуды, чеканка, изготовление ковров, бурок, ковка холодного оружия и его украшение. Далеко за пределами Дагестана, например, известен своими мастерами аул Кубачи: слова «кубачинский кинжал», «кубачинская сабля» не просто обозначают место изготовления оружия, а являются признанной во всем мире маркой - гарантией качества и высокого художественного уровня изделия.

Тип традиционного жилища на Северном Кавказе сильно зависел от типа местности. В горах это были, как правило, одно- и двухэтажные каменные дома с толстыми стенами, плоскими крышами, иногда с боевыми башнями. Застройка была плотная, ярусная. Крыша дома, построенного ниже по склону, часто служила двором для дома, построенного выше. Родственники, как правило, селились рядом, образуя целые семейные кварталы. На равнине традиционная северокавказская постройка - турлучная или саманная, с двухскатной или четырехскатной крышей.

Пища

Основу повседневного рациона народов Кавказа долгое время составляли пресные лепешки и кислый лаваш из пшеничной, ячменной, ржаной или овсяной муки. У адыгов вместо хлеба часто использовалась густая просяная каша. В горах, где было развито отгонное скотоводство, употребляли молочные продукты, особенно сыр. На равнине хлебо-молочная диета дополнялась овощами. Мясо ели редко. К настоящему времени существенно увеличилось потребление мясных блюд, овощей, фруктов.

Общество

В общественном укладе северокавказских народов долгое время сохранялись следы «военной демократии». Самоуправляемые сельские общины «вольные общества» были независимыми от феодалов не только в хозяйственном, но и в политическом отношении. Широко был распространен обычай аталычества, когда ребенка отдавали на воспитание в чужую семью до совершеннолетия. Не менее широко среди всех северокавказских народов были распространены (и отчасти сохраняются по сей день) различные обычаи избегания: женой - мужа в определенных ситуациях и его старших родственников, мужем - старших родственников жены и т.п. Огромную силу имеют обычаи, связанные с гостеприимством. Почти в каждом доме есть специальные гостевые комнаты (кунацкие). Большая патриархальная семья разрушилась к концу XIX в. Теперь на Северном Кавказе преобладает малая семья, в которой, правда, по-прежнему сильны патриархальные отношения.

Религия и духовная культура

В древности народы Северного Кавказа были язычниками - поклонялись огню, духам мест, явлений природы. С VI по XVIII в. в регион активно устремились православие и ислам. Сегодня большинство верующих представителей народов Северного Кавказа - мусульмане-сунниты. Немало и христиан. Прежние верования, правда, исчезли не полностью, влившись в местные варианты двух мировых религий в виде локальных обрядов и святых мест, староязыческих, но получивших мусульманское или христианское толкование.