Ярополк сколько ему было когда умер отец. Князь ярополк святославович

Междоусобица и гибель

(ум. 11 июня 978) - великий князь киевский (972-978), старший сын князя Святослава Игоревича.
Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2-х частей, Яро- (ярый в смысле "яркий, сверкающий") и -полк (полк на старослав. "народ, толпа"), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».

Киевский князь

Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.

Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.

Правление Ярополка - время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.

С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - т. н. "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).

По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:

Междоусобица и гибель

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».

«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) приводит точную дату вокняжения - 11 июня 978. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына Святополка - дитя «двух отцов». По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира вскоре после пленения. По косвенным данным, Святополк считал себя сыном и наследником именно Ярополка, а Владимира - узурпатором (так, он брал в заложники «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, что было бы странным, если бы Святополк полагал себя тоже Владимировичем).

В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел выкопать из могил кости своих дядей (Ярополка и Олега), крестить их останки (деяние, строжайше запрещённое христианскими канонами) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если Ярополк и был крещён при жизни (в любом случае это могло быть лишь незадолго до его гибели), об этом спустя почти семьдесят лет могли уже и не помнить.

Быть обиженным - пустяк, если Вы не помните это.

Конфуций

После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.

Первая междоусобная война на Руси

В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие. Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя. Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году.

После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное. Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено. Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.

В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично. Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом. В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.

Завершение правления

Вплоть до 980 года находился в бегстве Владимир. Однако в этом году, собрав мощное войско из варяг, он возвращается в Новгород, смещает наместников Ярополка и отправляет их к брату с посланием о том, что Владимир собирает войско и идет войной на Киев. В 980 году начинается этот военный поход. Князь Ярополк, видя численную силу брата, решил открытого сражения избежать и со своим войском занял оборону в городе. И тут Владимир пошел на хитрую уловку. Тайно он вступил в союз с Киевским воеводой, который сумел внушить Ярополку, что киевляне недовольны осадой города и требуют Владимира на княжение в Киев. Князь Ярополк поддался этим уговорам и решил бежать из столицы в маленький город Ротню. Туда же отправились за ним и войска Владимира. Осадив город, они вынудили Ярополка сдаться и направиться в Киев к брату. В Киеве его отправили в жилище брата и закрыли за ним дверь. В комнате находилось двое варяг, которые и убили Ярополка.

Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.

Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории Максимов Альберт Васильевич

ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР

ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР

Итак, Свенельд, возвращаясь из Болгарии, спокойно уходит в Киев, где, оказывая влияние на Ярополка, старшего сына Святослава, захватывает от его имени власть в стране. По ТВ у Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Вскоре в битве между войсками Ярополка и другого его брата - Олега последний погибает.

Летопись сообщает, что древлянский князь Олег Святославич до этого на охоте убил сына Свенельда Люта, что и послужило причиной военных действий. Любопытная деталь: Олег был древлянским князем, а именно из-за древлянской дани погиб Игорь. Я думаю, что, возможно, и здесь боевые действия начались именно из-за дани. Свенельд, вероятно, уже считал древлянские земли своей вотчиной, послал туда с войском своего сына Люта, а Олег, защищая свои права, убил его.

Согласно АВ после гибели Олега ПЛЕМЯННИК Святослава Владимир, правивший в Новгороде=Ярославле «испугался и бежал за море». В данном случае нужно считать это бегством в Тмутаракань. Но что же послужило причиной такого панического страха? Ярополк согласно летописи не конфликтовал со своим родным (по ТВ) братом Владимиром, а случай с Олегом - особый, здесь имелась веская причина - убийство Люта. Если же принять альтернативную версию, что Владимир не родной брат Ярополка, а только лишь кузен, да и то не стопроцентный, так как у их деда Игоря было несколько жен, то ситуация заметно проясняется: если Ярополк не пожалел РОДНОГО брата Олега, то полуродному кузену есть чего опасаться.

Слово «родной» выделено не случайно. Информации об Олеге Святославиче немного. Летописи полагают Олега средним среди братьев. Но по АВ Владимир вовсе не родной брат Ярополка, да и намного его старше. А является ли Олег родным братом Ярополку?

Польский историограф Бартош Папроцкий в 1593 году ссылался на какие-то имеющиеся у него «анналы русские и польские». Речь у Папроцкого шла о происхождении знатного моравского рода Жеротинов. По утверждению поляка родоначальником рода Жеротинов был некий русский князь, который был сыном князя Колги Святославича и соответственно племянником князя Ярополка. Этот некий князь был отправлен в Чехию отцом (т. е. Колгой) из опасений перед Ярополком, от руки которого вскоре Колга и погиб. Без сомнения, речь идет о князе Олеге=Колге.

Итак, у Олега был сын, вероятно, от знатной чешки. Олег явно знал о грозившей ему опасности, но по летописи (т. е. по ТВ) смерть Олега была довольно случайна, а Ярополк сильно переживал смерть брата. Но Олег, из сообщения Папроцкого, не просто опасался за свою жизнь, он боялся и за своего сына! А это уже говорит только об одном: Ярополк хотел уничтожить ВСЮ свою родню, всю верхушку правящего рода, вот почему в это же время Владимир так «испугался и бежал за море».

Но был ли все-таки Олег родным братом Ярополка? В те времена нравы были суровы, но все же не настолько, чтобы убивать грудных (а по ТВ сын Олега мог быть только младенцем) детей родных братьев. Но был ли сын Олега грудным младенцем? Сколько же лет могло быть ему? Для этого нужно вернуться к детству князя Святослава.

В 946 году Ольга идет мстить древлянам за убийство ими князя Игоря. Ее сын «Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок». Сколько же лет могло быть Святославу? По летописным данным Святослав родился в 942 году. Что ж, четырехлетний княжич как раз мог бросить (пусть на полметра, но мог) копье перед началом сражения. В таком случае Олег - второй сын Святослава - мог родиться в лучшем случае в 959 году (и то с невероятной натяжкой), а гибнет Олег в 977 году, уже имея сына. Временная цепочка настолько неестественно напряжена, что трудно это не заметить. Ну никак не мог Олег быть отцом в это время. Или… он не был родным сыном Святослава. Может, поэтому и опасался он Ярополка? Не родной брат, а какая-то там вода на киселе. А для Свенельда он и вовсе был чужим, как и Владимир.

Через три года после гибели Олега Владимир с собранной дружиной возвращает себе Новгород и затем, включив в дружину воинов из состава славян, чуди и кривичей, идет на Ярополка в Киев. Дальше я могу привести слова из книги Франклина и Шепарда «Начало Руси: 750-1200»: «…даже если допустить, что он сумел уговорить славян и финно-угров идти с ним в такой дальний поход, шансы свергнуть Ярополка были у Владимира невелики… Владимир не решился подойти к Киеву ближе Дорогожичей, в нескольких километрах к северу от города». Но Ярополк почему-то бежит. Не потому ли бежал юный Ярополк, что Владимир не был его младшим, к тому же полузаконным, братом, как свидетельствуют летописи (ТВ), а старшим в их княжеском роду (по АВ)? И, следовательно, Владимир имел больше прав на власть, чем Ярополк.

В конце этой истории Ярополк был убит, а что стало со Свенельдом, летопись не сообщает. Вероятно, он или погиб, или бежал к своим союзникам печенегам, где и умер от старости.

Согласно «Повести временных лет» матерью Владимира была Малуша - ключница княгини Ольги. По Никоновской летописи: «Володимер бо бе от Малки, ключницы Ольжины. И бе рождение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде св. богородице». То есть Владимир родился в Будутине, куда отослала Ольга в гневе Малушу.

В «Повести…» сказано: «Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин». Историки предполагают, что речь идет о древлянском князе Мале, убившем князя Игоря. Малуша (Малка), бесспорно, считается славянкой. Пока не отрицая этого мнения, тем не менее отмечу, что оно все же не так и бесспорно. Приведенный выше фрагмент из Никоновской летописи позволяет считать, пусть и с натяжками, село Будутино родиной Малуши.

«…в Будутине веси…»: здесь слово «весь» - это небольшое село, но весью называли и финно-угорский народ, живший в районе Приладожья и Белого озера. Эту фразу при некоторых обстоятельствах можно понимать как то, что Будутино - село народа веси. Впрочем, Малуша могла быть и волжской булгаркой. Правителя Булгарии, правившего в Х веке, звали Алмушем. Сравните: Малуша и Алмуша. Если это так, то не удивляет тот факт, что именно Владимира стали называть каганом. Если он внук или, скорее, правнук Алмуша, булгарского кагана, то таким образом понятно, как он получил этот титул. Насколько это правдиво, определить, вероятно, уже невозможно.

Здесь следует отметить и одну из версий Фоменко и Носовского. Слово «малик» (МЛК) означает «царь», отсюда может следовать, что отец Малуши Малк (Мал) Любчанин означает просто «царь», а сама Малуша - это царица или царевна. При таком подходе по-иному трактуется и прозвище ее отца. Любчанин может означать уже не принадлежность его к городу Любечу, а звучать «царь любимый».

По нашим летописям у Малуши был брат Добрыня, ставший известным воеводой у Владимира и новгородским посадником. Если по ТВ Малуша была рабыней, наложницей у Святослава, а это следует из летописей, то какой незавидной должна была быть участь ее брата, сына древлянского князя Мала, убившего князя Игоря, отца Святослава? Меня долго смущала фигура Добрыни, было здесь что-то лубочное, нереальное. И вот у древнего польского историка Стрыковского обнаружил: «Бысть в Новегороде гость знатный Каплушка Малец, имея 2 дочери, Малушу и Добрыню. От сей Малуши, бывшей казначеи при Ольге, родися Святославу сын Владимир». Стрыковский пользовался какими-то промежуточными летописями, где говорилось, что Добрыня была сестрой Малуши. Ну вот, все и встает на свои места. Не было никакого братца Добрыни, все это выдумки тех, кто смело исправлял нашу историю, как выдумка и то, что Владимир был сыном Святослава.

Наконец, почему-то считается, что раз Малуша ключница у Ольги, то, значит, рабыня. А между тем ключница - это по нашим временам что-то вроде управделами при президенте. У ключницы хранились ключи от кладовых, полных добра, и не каждому Ольга в этом смогла бы довериться. Прав был Татищев, когда писал, что «чин ключницы при дворе был великий».

Итак, кто же такая Малуша? Булгарская принцесса, купеческая дочка, ключница у Ольги или просто какая-то рабыня? И самое главное: мать ли она вообще Владимиру? Увы, докопаться до истины в этом вопросе уже почти невозможно. Хотя попытаться следует, но об этом чуть ниже. А вот о вероятном возрасте матери князя Владимира решим вопрос сейчас.

По традиционной версии истории Малуша - дочь древлянского князя Мала, или по-другому Малка Любчанина. Князь Мал был убит Ольгой в 946 году, когда Святослав был еще очень мал. Отсюда получался вывод, что Малуша могла быть сверстницей Святославу, то есть родилась не ранее 940 года, если, конечно, Святослав не любил женщин в возрасте. Но такой вывод вступает в противоречие со сведениями «Саги об Олаве Трюггвасоне».

В этой саге говорится о правящем на Востоке в Гардарики конунге Вальдамаре. Мать его была настолько слаба от старости, что в палату ее вносили. Владимир правил в Новгороде в период с 972 по 980-е годы. Неужели сорокалетняя (так получается по ТВ) женщина выглядела такой старухой? Если же Владимир родился в начале сороковых годов (а это следует по АВ), то матери Владимира к 980 году могло быть примерно шестьдесят лет, если не больше. Согласно Татищеву Святослав родился в 920 году. Но, возможно, речь шла о рождении у князя Игоря в этом году не Святослава, а другого сына, по имени Улеб, будущего отца князя Владимира (это по АВ).

«Летописец Переяславля-Суздальского» утверждает, что князь Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, следовательно, он родился в 941–942 годах, что прекрасно согласуется с альтернативной версией истории и входит в явное противоречие с ТВ. Как видите, не все еще вычистили из летописей при их правке.

То есть Иоакимовская летопись, на свидетельствах которой Татищев и писал свою «Историю Российскую», просто спутала двух сыновей князя Игоря: безымянного (Улеба), сыном которого был по АВ Владимир, и Святослава. К примеру, Татищев говорит, что Святослав был женат на Предславе, дочери венгерского короля. Почему-то наши историки считают это известие выдумкой (в венгерских летописях нет такой принцессы). То, что венгерские источники о ней ничего не сообщают, это как раз не странно: сведениями о женщинах источники, как правило, скупы. Зато славянское имя венгерки удивляет. Тем не менее то, что Предслава могла быть женой Святослава, подтвердила одна из русских летописей. Верить ли этому?

Имя Предслава встречается в списке послов князя Игоря в договоре с греками и стоит шестым по счету. Здесь уже выдвигалась гипотеза, что эта Предслава, возможно, была женой Игоря, племянника князя Игоря. Роль этого забытого историей князя была вытеснена яркой личностью Святослава. Этот Игорь, под именем Икмор у греческих авторов, погиб в балканском походе Святослава, а имя его жены Предславы было перенесено летописцами на окружение Святослава.

Из того же договора Игоря с греками выходит, что женой Улеба была некая Сфандра, которая, получается, и должна быть матерью Владимира. А как же Малуша? Увы, летописные сведения о ней, скорее всего, позднейшая выдумка. Но Малуша тем не менее личность историческая, просто ее «переправили» в более ранние времена. То же, кстати, сделали и с Рогнедой, о которой мы будем говорить в следующей главе.

Полное имя Малуши - Малфрида. «Повесть временных лет» под 1000 годом сообщает вне связи с какими-либо событиями, что преставилась некая Малфрида. И, кстати, добавляет, что «в то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава». Больше событий под этим годом нет, как нет в «Повести…» больше известий о женщине по имени Малфрида. А вот Татищев на основании Иоакимовской летописи сообщает, что Малфрида была женой князя Владимира и родила ему сына Святослава. Речь идет о Святославе, который был убит Святополком Окаянным. Обратите внимание на татищевскую связку имен: Владимир - Малфрида - Святослав. Заменив тяжеловесное имя Малфрида на более ласковое славянское Малуша, мы получим связку Владимир - Малуша - Святослав. Ни о чем это вам не напоминает? По ТВ мы имеем связку Святослав - Малуша - Владимир. Люди-то разные, но имя - общее.

Боюсь, что читатели окончательно запутались в клубке, в который превратили нашу историю правщики. Поэтому, если я добавлю еще несколько странных и путанных летописных сообщений, труднее вам, думаю, уже не станет. Согласно «Повести временных лет» Владимир имел от Рогнеды четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, а от другой, безымянной, жены - Святослава и почему-то опять Мстислава. Один Мстислав явно лишний. В другом списке сыновей Владимира «Повесть…» среди 12 сыновей называет Мстислава только один раз. В главе, посвященной Ярославу Мудрому, этот парадокс летописи будет рассмотрен. Вывод там такой: Мстислав родной брат не Изяслава с братией, а Святослава, а Малфрида (не Рогнеда!) - мать не Святослава, а Изяслава и его братьев.

Почему же Иоакимовская летопись назвала Малфриду матерью именно Святослава? Для ответа на этот вопрос следует учесть, что Иоакимовская летопись - один из первых вариантов русских летописей, но отнюдь не первый. Это вариант, который по ряду причин оказался тупиковым, но он долго существовал и, естественно, неоднократно переписывался. Что-то от ее первоначального варианта взяла себе «Повесть…», а что-то уже позже вносилось в нее из самой «Повести…».

Иоакимовская летопись называет Малфриду матерью Святослава (одного из сыновей князя Владимира), но в те времена монахи-летописцы еще помнили, что тмутараканский князь Мстислав был родным братом Святослава. В то же время им необходимо было объявить Мстислава родным братом Ярослава Мудрого. Вот и появился на страницах «Повести…» князь Мстислав дважды, от двух разных матерей. Эта ошибка так и оказалась в «Повести…» неисправленной. При правке Иоакимовской летописи ошибку учли, и Мстиславу придумали отдельную мать - по имени Адиль.

Соединив, таким образом, имена Малфриды и Святослава (Владимировича), правщики истории сделали дубликат этих имен, получив Малушу, наложницу князя Святослава и мать Владимира.

Здесь уже говорилось, что князь Святослав, сын князя Игоря, якобы был женат на венгерской принцессе по имени Предслава. Имя отнюдь не венгерское. А вот что «Повесть временных лет» пишет о событиях 1015 года: «Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры». Почему же Святослав Владимирович бежал в Венгрию? Скорее всего, он-то и был женат на венгерской принцессе, но отнюдь не на Предславе. Предслава же - жена Игоря-Икмора и к угорским принцессам никакого отношения не имела.

Таким образом, информация о венгерской принцессе Предславе, на которой был якобы женат князь Святослав Игоревич, появилась путем слияния двух событий-преданий, о которых еще помнили первые летописцы. Это память о Предславе, жене Игоря - племяннике князя Игоря, погибшего в болгарском походе, и сведения о том, что Святослав Владимирович был женат на венгерской принцессе.

Какова была дальнейшая судьба Предславы? Этого никто не знает, как не знает и подробностей ее жизни. «Повесть временных лет» пишет о Рогнеде, «которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино». Не названо ли это село именем вдовы Игоря-Икмора, получившей сельцо в «пенсион»?

Мы закончили рассмотрение истории Руси времен первых Рюриковичей. Но правильнее было бы назвать эту династию - Игоревичами. Рюрика на Руси не было. Это всего лишь фантом болгарского князя Бориса. Да и летописный Олег, правивший, по летописям, пока Игорь, «сын» Рюрика, был мал, тоже оказался «слеплен» древними летописцами из двух исторических персонажей: венгерского князя Альмоша и князя (воеводы) русов Олега.

Начиная с Игоря, все герои древнерусской истории уже реальны. Однако многое в их биографиях довольно сильно искажено. Летописцы «забыли» об Улебе - старшем сыне князя Игоря. Улеб - отец князя Владимира, крестителя Руси. Но правильнее было бы назвать Владимира - крестителем Руси по греческому обряду. Владимир, как видите, оказался вовсе не сыном князя Святослава, а его племянником. Да и Олег, второй сын князя, тоже не сын Святославу. Кто он, об этом можно только строить предположения. Может быть, сын Игоря-Икмора, погибшего вместе с князем Святославом в болгарском походе? Что ж, по возрасту это вполне возможно, а имя Олег ему могло быть дано в честь деда - воеводы князя Игоря.

Святослав, как видите, вовсе не погиб от рук печенегов, а был убит в одном из сражений своего болгарского похода. После его смерти власть на Руси перешла к его сыну Ярополку, который вступает со своими «братьями» Олегом и Владимиром в смертельную схватку. Олег гибнет от рук Ярополка, но и сам Ярополк вскоре погибает, проиграв схватку за власть Владимиру, от которого и пошли все остальные князья на Руси. И среди них - его сын Ярослав, прозванный Мудрым.

Ярополк Святославич
Годы правления: 972-978

Годы жизни: 945-978

Был старшим сыном великого князя Святослава I Игоревича . Великий князь Киевский (972-978гг.). О матери Ярополка ничего неизвестно.

Имя Ярополка состоит из 2-х частей. Яро- (ярый в понятии «яркий, сверкающий») и -полк (полк на старославянском языке означает «народ, толпа»), то есть имя толкуется как «сияющий в народе».

Ярополк Святославич кратко о родне

Во время частых походов своего отца Ярополк жил со своей бабушкой, княгиней Ольгой в Киеве. Впервые имя Ярополка Святославича упоминается в 968 г.в «Повести временных лет», когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в Киеве с тремя внуками, одним из которых и был Ярополк.

В это время Ярополку исполнилось 11 лет. Бояре из его окружения смогли уверить мальчика в том, что князь Олег, его брат, который правил по велению отца в Древлянской земле, его оскорбил, убив сына одного из приближенных Ярополка Святославича . Именно с этих пор между двумя братьями началась непримиримая вражда. В 977 г., когда Ярополку было 16, а Олегу – 15лет, Ярополк выступил в поход на владения брата, следуя наговорам вовеводы Свенельда.

Во время этой войны Олег Святославич погиб. При отступлении в свою столицу Овруч Олега столкнули в общий ров в общей давке и он был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись пишет, что Ярополк очень сильно сокрушался о смерти брата, который был убит помимо его воли.
После этих событий Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.

Ярополк Святославич — внешняя и внутренняя политика

Правление Ярополка Святославича — время дипломатических контактов с Оттоном Вторым, германским императором. Есть сведения, что произошла помолвка Ярополка с Кунигундой, родственницей императора. Никоновская летопись свидетельствует, что к Ярополку Святославичу приходили послы от папы из Рима.

Иоакимовская летопись сообщает об определенной симпатии Ярополка к христианству: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую».

Второй брат Ярополка Святославича, Владимир , узнав о междоусобице и ее последствиях, бежал из своего удела — Новгорода. Но он не смог простить смерть брата и в 980 г. вернулся на Русь с варяжской дружиной. Сначала он отвоевал себе Новгород, затем взял Полоцк и затем двинулся на Киев, намереваясь взять его в осаду.

Убийство Ярополка Святославича

В ближайшем окружении Ярополка Святославича оказался предатель, воевода Блуд, вступивший в сговор с Владимиром . Воевода уговорил князя Ярополка Святославича покинуть Киев и укрыться в укреплённом г.Родня на р. Рось. Владимир осадил его и в Родне. После длительной осады в городе начался голод, и это заставило Ярополка Святославича под нажимом Блуда начать переговоры с братом Владимиром .

Когда Ярополк приехал на переговоры к Владимиру, 2 варяга «подняли его мечами под пазуxи». 980-м годом датирует гибель Ярополка и возведение на престол Владимира «Повесть временных лет». А более ранний исторический документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) дает точную дату вокняжения Владимира Святославича — 11 июня 978 года. Историки, исходя из конкретных хронологических сведений, признают, что вторая дата более вероятна. Скорее всего, убийство князя Ярополка Святославича произошло именно 11 июня.

Сын Ярополка Святославича

Ярополк был женат на бывшей греческой монахине, которая была похищена для него отцом во время одного из многочисленных походов. После смерти Ярополка её взял к себе наложницей князь Владимир , и вскоре гречанка родила сына Святополка - дитя «двух отцов» (как писалось в летописи).

Из исторических источников тех лет не вполне ясно, была ли вдова беременной до гибели Ярополка Святославича, или забеременела от Владимира Святославича уже после того, как была взята в плен. По косвенным данным, князь Святополк все-таки считал своим отцом именно Ярополка, а Владимира ненавидел (известен факт взятия Святополком в заложницы «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, а это было бы странным, если бы Святополк относил себя тоже к наследникам Владимира).

Князь русский

Ярополк Святославич, старший сын князя С. Игоревича и неизвестной (по нелетописным данным, венгерской или болгарской княгини); по порядку престолонаследия - четвертый великий князь.

По нелетописным данным, родился около 953 г. в Киеве. В источниках впервые упоминается под 969 г. Весной того же года, когда печенеги осаждают Киев, находится вместе с братьями в городе при своей бабке, княгине Ольге. 11 июля того же года вместе с отцом и братьями оплакивает ее смерть.

Осенью того же года перед тем как окончательно покинуть Киев, его отец раздает княжения своим детям и сажает Ярополка на киевский стол. Весной 972 г. его отец Святослав погибает на днепровских порогах, а в Киев возвращается его воевода Свенельд с остатками дружины.

Весной 973 г. Ярополк отправляет посольство с богатыми дарами в южную Саксонию на императорский съезд в г. Кведлинбург ко двору германского императора Оттона II (умер 7 декабря 983 г.), имея в виду заключение впоследствии военно-политического союза.

В 975 г. между ним и его братом, князем Олегом, владетелем древлянской земли, вспыхивает вражда из-за убийства Олегом Люта, сына воеводы Свенельда. Свенельд уговаривает Ярополка отомстить Олегу и отнять у него волость.

В 976 г. Ярополк идет в поход на печенегов, побеждает их и возлагает на них дань.

В 977 г. Ярополк начинает войну с Олегом. В битве под г. Вручий войско Олега терпит поражение, а сам Олег погибает. Ярополк находит тело своего брата и с плачем предает его земле. Летопись передает слова, с которыми Ярополк обратился при этом к воеводе Свенельду: «Вижь, сего ты еже еси хотелъ?». В том же году, узнав о гибели Олега, другой брат Ярополка, новгородский князь Владимир, бежит за море. Ярополк сажает в Великом Новгороде своих посадников и «бѣ в олодѣя единъ в Руси». Предположительно к этому же времени относится сватовство Ярополка к полоцкой княжне Рогнеде.

В том же году к нему приходят послы из Византии для заключения мира; и «яшася ему по дань », как и отцу, и деду его. Тогда же к Ярополку приходят послы от римского папы Бенедикта VII (умер 10 июля 983 г.).

В 978 г. (по летописи, в 980 г.) его брат Владимир Святославич возвращается в Великий Новгород с варягами и выгоняет из города посадников Ярополка, поручив им объявить брату, чтобы тот готовился к битве. В том же году Ярополк узнает о том, что Владимир захватил Полоцк, убил отца Рогнеды, князя Рогволода, с двумя его сыновьями, а саму Рогнеду взял силой в жены.

Вскоре Владимир выступает к Киеву. Не имея достаточно сил сразиться в открытом поле, Ярополк затворяется в Киеве. Владимир вступает в тайные переговоры с воеводой Ярополка, Блудом, и склоняет того на свою сторону. Блуд замышляет убить своего князя, но это ему не удается в виду настроения киевлян. Тогда Блуд уговаривает Ярополка покинуть Киев. Послушавшись его совета, Ярополк бежит из Киева и затворяется в г. Родне (на устье р. Роси). Здесь Владимир вновь осаждает его. Испытывая страшный голод и опять поддавшись на уговоры Блуда, Ярополк сдается своему брату, хотя другой его воевода, Варяжко, настойчиво советует князю бежать к печенегам.

Владимир принимает брата в теремном дворе своего отца. Когда Ярополк проходит в двери, двое варягов нападают на него и «подъяста и (его. - Д.В. Донской ) ... мечьми подъ пазусѣ» ; воевода Варяжко, ставший невольным свидетелем гибели своего князя, убегает к печенегам.

Похоронен князь как язычник. Первоначальное место погребения неизвестно, а в 1044 г., при князе Ярославе Владимировиче Мудром, останки Ярополка и его брата Олега были крещены. Случай этот не только беспрецедентный в русской истории, но и недопустимый с точки зрения канонических правил христианской Церкви. Запрет введен еще 18 (26) правилом Карфагенского поместного собора 419 г. Тем не менее останки князей были перенесены в Киев и погребены по христианскому обряду в церкви Святой Богородицы Десятинной. Очевидно, что обряд был совершен в отсутствие митрополита-грека Феопемта (40-е гг. XI в.) кем-то из епископов при участии киевского клира. По свидетельству поздних источников, этот обряд совершают три архимандрита, прибывшие из Византии.

Ярополк Святославич был женат на гречанке, бывшей монахине (по нелетописным данным, Предславе), которую его отец привел из Греции «красоты ради лица ея ». (По некоторым нелетописным данным, она умерла в 1034 г.). Единственный сын Ярополка, Святополк, родился уже после смерти отца и был усыновлен сводным братом отца, князем Владимиром Святославичем.

Д.В. Донской

«Рюриковичи. Исторический словарь»